Вид диагностики предметом которой является психическое развитие ребенка это
Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника
Диагностика развития дошкольника.
В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.
Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).
Виды диагностики:
психологическая — психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;
педагогическая — освоение ребёнком образовательной программы;
Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.
Принципы организации диагностической работы:
1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.
2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.
3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.
4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.
Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.
Виды диагностики
В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:
1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.
2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.
3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.
Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.
Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.
Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.
Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.
Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе — в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.
Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.
Диагностика развития познавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: — начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; — конец года (апрель, май) — отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.
Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.
После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.
Источник
При
проведении диагностики важно помнить
о том, что психическое развитие детей
— это сложный процесс, в котором невозможно
выделить отдельные независимые друг
от друга параметры. Поэтому при проведении
диагностики необходимо использовать
целую «батарею» методик, направленных
на изучение всех сторон психики детей,
сопоставляя полученные данные так,
чтобы можно было получить целостное
представление о конкретном ребенке.
При этом важно не только правильно
подобрать методики, но и расположить
их в определенном порядке, чтобы ребенок
не устал, не отказался от работы.
Анализируя
полученные данные, важно установить
взаимосвязь между отдельными особенностями
и сторонами психики обследуемого ребенка
(познавательными способностями,
личностными качествами, характером
общения). На основании такого анализа
составляется психологическая
характеристика, в которой дается
комплексное описание психологических
черт данного ребенка, а также основные
причины появления тех недостатков и
отклонений, которые были выявлены в
процессе обследования. Ведь в реальной
жизни все стороны психики влияют друг
на друга, и, например, неуспешность в
учебной деятельности может быть связана
как с отставанием познавательного
развития, так и с высокой тревожностью
или замедленным темпом ориентировки
детей. В свою очередь особенности памяти
и уровень мышления определяют и некоторые
качества личности, например, уровень
притязаний или агрессивность ребенка,
особенности его общения.
Правильная
диагностика — первый шаг в организации
коррекции психических отклонений, так
как она показывает, что является
первопричиной нарушений в психическом
развитии, какие качества хуже всего
сформированы. Таким образом на основании
психологической характеристики
составляется план коррекции — от помощи
ребенку в исправлении простых недостатков
до компенсации сложных дефектов.
Составление такой характеристики
является не простой задачей даже для
практического психолога; для успешной
работы нужна некоторая практика и,
главное, соблюдение основных правил
работы с тестами, потому что
непрофессиональный подход к диагностике
может принести больше вреда, чем пользы.
Обследование, как правило, начинается
с беседы со взрослыми, (другими
воспитателями, учителями, родителями)
в том случае, если они обратились к Вам
с определенными жалобами на ребенка. В
процессе беседы Вам необходимо четко
определить характер претензий к ребенку
и причин недовольства им. Собственно
обследование ребенка начинается с
анализа его внешнего вида и его реакции
на ситуацию обследования. При этом надо
обращать внимание на то, насколько
ребенок открыт для контакта, проявляет
ли он активность (например, изучает
обстановку в комнате, рассматривает с
интересом игрушки, предметы, стоящие в
ней) или он расторможен, т.е. крутится
на месте, порывается встать, вертит
что-то в руках или просто болтает руками
или ногами. Фиксируется и проявление
заторможенности, напряженности,
проявляемое ребенком, стремление сесть
или встать в уголок, нежелание обращать
на себя внимание, боязнь вступить в
разговор.
Все
эти факты связаны как с психодинамическими
(врожденными) особенностями ребенка
(например, с импульсивностью или
регидностью), так и с качествами его
личности (например, с тревожностью или
демонстративностью). Полученные при
наблюдении данные в дальнейшем
сопоставляются с данными тестов и
помогают понять природу интеллектуальных
или эмоциональных отклонений ребенка.
При
обследовании важно чередовать методики
таким образом, чтобы методы, направленные
на изучение памяти, следовали за
методиками, направленными на анализ
мышления, а изучение восприятия следовало
за исследованием креативности. Начинать
диагностику рекомендуется с рисования
(как на свободную, так и на заданную
тему), давая ребенку время войти в
ситуацию обследования. Вначале даются
и задания на исследования памяти, так
как необходимо время (не меньше 20 минут)
для исследования отсроченного
воспроизведения. В то же время личностные
методики предлагаются детям в конце
работы, после того, как новизна ситуации
для него сгладится и наладится контакт
между взрослым, проводящим диагностику,
и ребенком. Эта последовательность
сохраняется и в том случае, если
обследование проводится не единовременно,
но в течение нескольких занятий.
При
проведении диагностики необходимо
запомнить несколько основных правил,
без которых Ваша работа не будет успешной.
1.
Каждая методика направлена на измерение
очень узкого, специального качества —
какого-то вида внимания, памяти, мышления
ребенка. Нет методик, которые бы измеряли
сразу все, нет методик, на основании
которых Вы бы могли сразу понять все в
ребенке и дать общую характеристику
его личных качеств, способностей,
особенностей его общения или стиля
деятельности, его познавательных
процессов. Поэтому для составления
психологической характеристики
необходимо использовать не меньше 10-15
разных тестов.
2.
Обязательно обращайте внимание на
инструкцию, которая дается в каждой
методике. Помните, что неправильная
инструкция может полностью изменить
содержание задания и, следовательно,
полученный Вами результат.
3.
Не забывайте о том, что каждая методика
рассчитана на определенный возраст.
Поэтому внимательно следите за тем,
чтобы возраст исследуемого ребенка
совпадал с тем возрастом, для которого
составлена данная методика. Существуют
методы, которые можно использовать в
разных возрастных группах. В таких
случаях обращайте внимание на инструкцию
и способ подачи материала для каждого
возраста.
4.
Результаты, полученные Вами, также не
могут быть одинаковы для разного
возраста. Поэтому будьте внимательны
при интерпретации результатов, обязательно
сверяйте их с нормативностью, т.е. с теми
результатами, которые типичны для детей
данного возраста. Помните и о том, что
только по данным одной методики, даже
если результаты ребенка ниже, чем должны
быть в норме, еще нельзя сделать вывод
о его «глупости» или отсталости,
так же как и об одаренности. Такой вывод
может быть сделан только в том случае,
если данные всех интеллектуальных
тестов (или большинства из них) ниже или
выше нормы.
5.
Многие методики требуют специального
«стимульного материала», т.е.
карточек, текстов, картинок, которые
предлагаются ребенку. Не забывайте, что
все инструкции о порядке предъявления
и способе подачи этого материала
обязательны; при несоблюдении их или
изменении самого материала Вы получите
совершенно иной результат.
6.
Существуют так называемые субъективные
и объективные методики, способы анализа
полученных результатов. Одни из них
имеют точные ключи и рассчитанные по
баллам варианты ответов, другие требуют
не количественной, но качественной
интерпретации; хотя работать с ними
труднее, часто эти методы дают более
важные данные о психическом состоянии
ребенка. Однако при работе с ними надо
проявлять особое внимание и сверять
полученные результаты с показателями,
полученными в других тестах.
7.
Никогда не пытайтесь давить на ребенка,
т.е. работать с ним без его добровольного
желания. Отвержение ребенком ситуации
обследования может нарушить весь процесс
диагностики и Вы получите неверные
результаты. Старайтесь также не
подчеркивать, что Вы проверяете ребенка,
как бы экзаменуете его, это приведет к
напряженности, скованности и также
нарушит объективность полученных
данных. Можете включить обследование
в процесс любой совместной деятельности,
даже игровой, но только в том случае,
если ребенок может и в процессе этой
игры сосредоточиться, принять задание,
а не бросить его на полпути, если оно
ему покажется скучным или трудным.
Словом, Вы должны заинтересовать его
данной деятельностью и добиться внимания
к ней.
Вопросы
и задания
1.
Перечислите закономерности психического
развития младенцев, открытые Н.М.
Щеловановым и А. Гезеллом.
2.
Расскажите, каким образом восприятие
влияет на развитие мышления в раннем и
дошкольном возрасте.
3.
Назовите, какие виды деятельности
являются наиболее значимыми для развития
восприятия и мышления в первые годы
жизни и почему?
4.
Перечислите закономерности развития
мышления детей,опис. Ж. Пиаже.
5.
Расскажите, каким образом, по мнению
Л.С. Выготского, развивается волевая
регуляция познания и поведения в
дошкольном возрасте.
6.
Опишите развитие самооценки детей в
раннем и дошкольном возрасте.
7.
Сформулируйте индивидуальные особенности
ребенка и покажите, как они влияют на
развитие его личности.
8.
Расскажите о необходимости комплексного
подхода к диагностике детей.
НАПРАВЛЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ
ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Соседние файлы в папке ПСИХОЛОГИЯ
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
В условиях жизни современного общества большое значение приобретает психолого-педагогическая диагностика развития детей.
Понятие и роль
Для того чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, знать его сильные и слабые стороны, наиболее результативно обучать и воспитывать как дома, так и в учреждениях образования, вовремя оказать психологическую помощь, необходима диагностика ребёнка. Это предполагает всестороннее исследование психологических особенностей, оценку личности, прогноз дальнейшего развития.
Виды исследований
Видов диагностики множество. Для удобства использования их принято классифицировать по различным критериям.
Наиболее функциональной классификацией представляется выделение видов в зависимости от предмета изучения:
- Диагностика личности – определение темперамента, типа самооценки.
- Диагностика эмоциональной сферы. Исследуется умение владеть собой, переживания, отношение к нравственным нормам.
- Диагностика когнитивной сферы – это диагностика развития детей в интеллектуальном плане, исследование умственных способностей, изучение латеральных предпочтений (определение ведущей руки, ведущего глаза и т. д.).
- Диагностика поведения.
Но даже это деление весьма условно, так как зачастую имеет место комплексная диагностика ребёнка, когда происходит всестороннее обследование и оценка особенностей развития всех или нескольких сфер.
Для практики интересна также классификация по видам нервной деятельности (диагностика внимания, мышления, памяти, речи, учебных навыков). Она проводится в зависимости от возраста (диагностика детей дошкольного возраста, диагностика детей младшего школьного возраста).
Методология
Методики диагностики детей весьма разнообразны и каждая из них зависит от вида исследования. В настоящее время уже теряют своё значение групповые методы, уступая место индивидуальному тестированию. Но для того, чтобы диагностика ребёнка имела успех, важно правильно выбрать инструмент, который будет использоваться в дальнейшем. На практике психологи чаще всего используют следующий набор инструментов:
- Наблюдение – изучение психических свойств ребёнка в обычных условиях. Это наблюдение за поведением, игрой, взаимодействием с окружающими.
- Беседа – даёт представление о ребёнке в результате установления контакта и прямого общения.
- Метод изучения результатов деятельности детей – анализ рисунков, поделок.
- Метод эксперимента – предполагает изучение действий испытуемого в специально созданных, смоделированных условиях.
- Тесты для детей – наиболее распространенный метод, широко используемый сегодня психологами.
Метод тестирования
Метод тестирования можно назвать комплексным, сложным методом диагностики, так как во время проведения тестирования используется широкий спектр инструментов изучения и наблюдения за поведением тестируемого, анализ результатов его деятельности и экспериментальные условия. Поэтому тесты для детей бывают разных видов – тесты-опросники, тесты-задания, тесты-действия.
Тесты-опросники часто используются при диагностике личности, хорошо работает опросник при определении типа темперамента. Тесты-задания обычно направлены на изучение эмоциональной и интеллектуальной сферы и особенно актуальны, когда необходима диагностика готовности ребёнка к школе. Тесты-действия используются при изучении поведения.
Диагностика личности
Диагностика ребёнка на предмет конституциональных черт личности: темперамента, уравновешенности, подвижности нервных процессов и т. п. имеет важное значение, так как несёт ответы на многие вопросы в поведении ребёнка. Черты четырёх основных типов темперамента наиболее ярко проявляются именно в детском возрасте и при правильном применении программы диагностики детей легко поддаются педагогической коррекции.
Конечно, при определении типа темперамента ребёнка, опросник предлагается и его родителям. Для детей постарше допустимы и самостоятельные тесты с вопросами. Анализ полученных в результате тестирования ответов позволяет назвать ребёнка холериком, сангвиником, флегматиком или меланхоликом.
Тест «Перенос кубиков»
В процессе исследования на лопатку небольших размеров укладывают разное количество кубиков и дают ребёнку задание пронести кубики приблизительно на трёхметровое расстояние и вернуться с ними же обратно. Затем положить эту ношу на стол так, чтобы ни один кубик не упал. Лопатку необходимо держать в одной руке.
По результатам теста оценивается уравновешенность (какое поведение демонстрирует ребёнок при неудаче, выражает ли недовольство), способность к работе (сколько времени ребёнок добивается успеха при выполнении задания), подвижность нервных процессов (как быстро ребёнок понимает и принимает задание, приспосабливается ли к работе, отвлекается).
Программа определения типа самооценки: тест «Лесенка»
Узнать, как ребёнок оценивает себя, позволяет весьма распространенный тест, в процессе которого малышу дают рисунок с изображением лесенки из семи ступеней, где средняя ступень больше остальных. Ребёнку объясняют, что на трёх верхних ступеньках находятся хорошие дети, а самые лучшие дети на самом верху, на седьмой ступеньке. Плохие дети располагаются на трёх нижних, на самой низкой – самые плохие. На средней ступеньке находятся дети, которых нельзя отнести ни к плохим, ни к хорошим. Тестируемый должен отметить своё место на этой лесенке и объяснить, почему он себя поместил именно туда. Когда ребёнок выберет ступеньку, его просят рассказать, такой ли он на самом деле или хочет таким быть? Если он считает себя таким на самом деле, пусть отметит ступеньку, на которой ему бы хотелось стоять. Пусть выберет, где разместила бы его мама.
Тест позволяет узнать, как ребёнок оценивает свои личностные качества, а также его мнение о том, каким он представляется окружающим (маме).
По окончании теста психолог делает следующие выводы:
- Самооценка неадекватно завышена – ребёнок мгновенно позиционирует себя в самом верху как неоспоримый факт, без объяснения причин, не задумываясь.
- Самооценка завышена – задумывается и выбирает самый верх, рассуждая о каких-то недостатках, но объясняя это не зависящими от него факторами.
- Самооценка адекватна – подумав, отмечает себя на второй либо третьей ступеньке, объясняя свой выбор.
- Самооценка занижена – помещает себя на одну из нижних ступенек без аргументации.
Диагностика эмоциональной сферы
Диагностика ребёнка невозможна без обследования эмоционально-волевой сферы. У дошкольников она является преобладающей перед интеллектуальной сферой. Мир познается больше с помощью чувств, нежели ума.
Очень важна и информативна для родителей (воспитателей) диагностика детей 6 лет. Так как в этом возрасте появляются такие чувства, как тревожность, страхи, стеснение, для шестилеток большое значение имеет обстановка, в которой проводится обследование, личность тестирующего.
Тест «Кактус»
Попросите ребёнка нарисовать кактус на листе бумаги. Не помогайте и не подсказывайте. На любые вопросы желательно отвечать уклончиво: «Подумай немножко, у тебя получится». Не давайте своё видение и не высказывайте своих идей.
Рисунок расскажет об эмоциональных особенностях ребёнка. Изучите результат в деталях:
- Размер и положение нарисованного цветка в пространстве указывает на то, как определяет себя ребёнок в окружающем мире. Цветок крупного размера в центре листа указывает на эгоцентризм и лидерские качества. Маленький кактус, нарисованный внизу, говорит о неуверенной в себе, зависимой личности художника.
- Отрывистые линии, сильный нажим на карандаш выдают импульсивного ребёнка.
- Колючий кактус олицетворяет агрессивность. Чем больше иголок, чем длиннее они торчат из цветка, тем выше степень агрессивности ребёнка.
- Кактус, посаженный в цветочный горшок, нарисуют «домашние» дети, стремящиеся к семейной защите.
- Кактус, растущий в пустыне, указывает на чувство одиночества.
Диагностика интеллекта
Тесты-задания главным образом находят применение при исследовании интеллектуальной сферы. В данном аспекте предметами обследования выступают внимание, память, аналитическое мышление, мелкая моторика, навыки учебной деятельности.
Тест «Включение в ряд»
Разберите в присутствии ребёнка шестиместную матрёшку и поставьте шесть близняшек, отличающихся размером, в ряд по величине. Затем уберите одну из них и выровняйте расстояние между оставшимися. Предложите ребёнку найти её место в ряду. При успешном выполнении задания усложните тест: уберите две матрёшки ряда.
Тест направлен на оценку уровня познавательно-ориентировочной сферы, ориентировки на величину.
Тест «Классификация картинок»
У вас в руках две группы картинок. Восемь изображают посуду, восемь – одежду. Покажите ребёнку карточку с изображением ложки и положите на стол. Теперь – карточку с изображением куртки, положите на стол на некотором расстоянии от ложки. Ложка и куртка располагаются таким образом, чтобы и от одной, и от другой картинки можно было продолжить ряд.
После этого в разном порядке предъявляйте ребёнку картинки с изображением предметов посуды либо одежды с просьбой положить очередную карточку в нужный ряд. Не исправляйте, если одежда попала не в ту группу. По окончании теста попросите испытуемого объяснить, почему он так расположил карточки.
Целью данного теста является выявление навыка проводить обобщение по существенному признаку, исследуется наглядно-образное мышление.
Тест «Поиск времени года»
Ребёнку предъявляют четыре картинки, изображающие времена года, и предлагают показать, где весна, где зима и т. д. и объяснить, по каким признакам он догадался.
Тест выявляет сформированность представлений о временах года.
Тест «Найди отличия»
Перед тестируемым кладут две сюжетные картинки, похожие на первый взгляд, но при внимательном рассмотрении имеющие ряд отличий.
Ребёнок ищет и называет отличия. Тест исследует внимание и умение сравнивать.
Тест «Что было сначала, а что потом?»
Психолог показывает четыре сюжетные картинки. На одной мальчик копает яму, на второй – сыплет в ямку семена, на третьей – поливает ростки, на четвёртой – любуется цветами. Ребёнку предлагается разместить картинки по порядку. Тест выявляет умение определять последовательность событий.
Готовность к школе
Изучение умственных способностей становится особенно актуальным, когда требуется диагностика готовности ребёнка к школе.
Готовность к обучению в школе предполагает наличие определенных навыков и необходимый уровень развития мышления, памяти и внимания.
Тест «Исключение из ряда или кто лишний?»
Предъявляя ряд из четырёх предметов (изображений предметов), ребёнка просят найти лишний и объяснить, почему. Когда из ряда, включающего грузовик, легковую машину, самолёт и телегу, тестируемый исключает самолёт, попросите его аргументировать ответ, спросите, каким одним словом можно назвать все предметы, к какому виду транспорта относится лишний, а к какому оставшиеся.
Тест выявляет способность группировать предметы по главному признаку, уровень сформированности представлений об окружающем мире.
Тест «Найди точно такой же»
На картинке изображено семь почти одинаковых зонтиков, а два из них абсолютно идентичны. Разница между остальными несущественная – разные крапинки на ткани зонтика. Ребёнок должен самостоятельно и быстро найти два идентичных зонтика. Тест проверяет уровень развития внимания.
Тест «Запомни все предметы»
Ребенку для изучения предлагаются 9 картинок. Он должен запомнить их в течение 15-20 секунд. Затем, отвернувшись, он должен назвать не менее семи-восьми предметов. Тест показывает уровень развития памяти.
Источник