Ветлугина н а музыкальное развитие ребенка м просвещение 1968
Форми рование нового человека — одна из главнейших задач современного советского общества. На XXVI съезде КПСС Л. И. Брежнев подчеркнул: «Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь:. Незаменимую роль в воспитании человека играет искусство. Леонид Ильич призывает мастера искусства: «Жить интересами народа, делить с ним радость и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы, быть активным участником коммунистического строительства — это и есть подлинная народность, подлинная партийность искусства»
Музыкальное искусство способно воздействовать на чувства человека, побуждает к сопереживанию, формирует стремление к преобразованию окружающего. Влияние музыки неповторимо, ничем не заменимо. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию.
Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Цель музыкально-эстетического воспитания обосновывается общественными требованиями развитого социалистического общества и направлена на максимальное удовлетворение нужд и, интересов ребенка. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионально го мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.
Вот почему придается такое большое значение всестороннему развитию педагога, его приобщению к миру музыкального искусства, которое оказывает незаменимое влияние на его духовное обогащение и творческое отношение к окружающему.
Комплекс предметов музыкального цикла, входящих в программу дошкольных педагогических училищ, развивает способность чувствовать и понимать музыку, учит творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с детьми.
Важно не только понимать и любить музыку, научиться выразительно, стройно петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на инструменте. Самое существенное — развить стремление и способность применить свой музыкальный опыт в во спита ни и детей. Все музыкальные дисциплины способствуют осуществлению этой задачи. В этом особое назначение методики музыкального воспитания.
Коммекспредметов музыкального цикла, входящих в программу дошкольных педагогических училищ, развивает у учащихся способность чувствовать и понимать музыку, учит их творчески применять полученные знания и умения в повседневном Общении с детьми. 1 ,
Курс «Методика музыкального воспитания:. состоит из трех разделов.
В первом (главы I — 111) раскрываются значение и задачи музыкального воспитания дошкольников, особенности проявления у детей способностей к во с приятию музыки, методы воспитания и обучения, содержится анализ музыкальных произведений. .
Во втором (главы IV — VII) излагается методика работы с детьми во всех возрастных группах по видам музыкальной деятельности: слушанию музыки, пению, ритмике, игре на детских инструментах.
В третьем (главы VIII, — XII) даны формы организации детской музыкальной деятельности:, занятия, праздники, развлечения, а также приводится характеристика обязанностей педагогического персонала, планирование и учет работы по музыкальному воспитанию детей.
В учеб ник вх одят различные вспомогательные материалы. В конце каждого раздела указан список литературы, которая рекомендуется для лучшего освоения содержания курс а методики. Каждая глава заканчивается вопросами и заданиям и. Вначале изложены вопросы, требующие умения анализировать и обобщать основные положения текста. Далее следуют задания, выполняя которые необходимо проявить самостоятельность и творчество. Все это позволит судить о степени усвоения матери ала.
Отдельные параграфы, в которых изложены теоретические вопросы, заканчиваются краткими выводами, суммирующим основные положения.
В конце книги дано приложение «Словарь музыкальных терминов:.. Он составление на основе различных справочных материалов и включает небольшие подразделы: «Элементарная теория музыки», «Вокально-хоровое искусство», «Танец». Словником пользуются при изучении материала соответствующих разделов. Он невелик по объему, но содержит термины, наиболее часто встречающиеся. Пояснения терминов отличаются краткостью и популярностью. Термины, которые не вошли в словарь, но встречаются в учебнике, разъясняются в тексте.
Прекрасное пРобужДает доброе.
Д. Б. Кабалевский
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГЛАВА I
ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
§ 1. Значение музыки как вида искусства
Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека?
Прежде всего ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ — это выливается в торжественные и радостные звуки музыки- поет солдат в походе — песня придает особое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне — печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь.
«Какой интересный материал! … Ведь на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных», — сказал В. И. Ленин о сборнике русских крестьянских песен.
Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
Музыкальные произведения отражают страницы истории. В дни Великой Отечественной войны родилась одна из лучших песен того времени — «Священная война» А. Александрова. Она объединяла советских людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до полной победы. В осажденном Ленинграде Д. Шостакович создает знаменитую Седьмую симфонию. В ней осуждается величайшее зло, которое несет фашизм. «Не люблю про себя такие слова говорить, но это была моя самая вдохновенная работа»2, — вспоминал композитор. Ему принадлежат и такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе — музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что ее принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая… Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».
В этом другая особенность музыки — объединить людей в ед и -ном переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определеннЫй отклик в душе другого. Великий русский композитор П. И. Чайковский говорил: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору» И дальше: «Может быть, никогда в жизни не был польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Лев Николаевич [Толстой], слушая andante моего квартета и сидя со мной, залился слезами:.Л
Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.
Третья особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича, «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яр кую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, Свое отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.
Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом еще одна ее особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». П ос те п енно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.
Еще одна интересующая нас особенность музыки — воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.
§ 2. Музыка и всестороннее развитие личности ребенка
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству — необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.
Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы о на выполнила эту важную функцию, надо, развивать у ребенка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?
Первый признак музыкальности — способность чувствовать характер, на строение музыкального прои заведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.
Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Услышав по радио печальную песню в исполнении взрослого, мальчик сказал: «дядя о своем горе поет». Значит, ребенок почувствовал настроение песни, передающей душевное состояние человека.
В торой признак музыкальности — способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, н а правленного на те или иные средства выразительности. На пример, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низки й, тембровое звучание рояля и скрипки и т. д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т. д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный характер запева и энергичный, подвижный — припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим ж желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса. (…)
Источник
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .
Книжные памятники
Пресса
Версия для слабовидящих
Войти
Коллекции
Новости
Электронные читальные залы
Информация для библиотек
Програмное обеспечение
Вопросы и ответы
Обратная связь
Форум
Наше приложение
Мы в соцсетях
Версия для слепых
Музыкальное развитие ребенка — Ветлугина Н.А. — издание: 1968
Ветлугина Наталья Алексеевна
Ветлугина Н.А.
Доступна только бумажная версия документа
415 с.
Количество страниц
1968
Год издания
Москва
Место издания
О произведении
Издательство
Просвещение
Библиотека
Российская национальная библиотека (РНБ)
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Источник
Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèé àñïåêò ðàçâèòèÿ ñïîñîáíîñòåé äîøêîëüíèêîâ. Äèäàêòè÷åñêàÿ ðîëü ôîëüêëîðà â ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòè äîøêîëüíèêà. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ òåõíîëîãèÿ ðàçâèòèÿ ìóçûêàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ ñðåäñòâàìè ìóçûêàëüíîãî ôîëüêëîðà.
Ðóáðèêà | Ïåäàãîãèêà |
Âèä | äèïëîìíàÿ ðàáîòà |
ßçûê | ðóññêèé |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 12.04.2012 |
Ðàçìåð ôàéëà | 114,9 K |
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Àðòåìüåâà Ò.È. Ìåòîäîëîãè÷åñêèé àñïåêò ïðîáëåìû ñïîñîáíîñòåé. — Ì.: Íàóêà, 1977. — ñ.5.
Àñàôüåâ Á.Â. Èçáðàííûå ñòàòüè î ìóçûêàëüíîì ïðîñâåùåíèè è îáðàçîâàíèè. — Ë.: Ìóçûêà, 1973.
Àñàôüåâ Á.Â. Î íàðîäíîé ìóçûêå / Ñîñò. È. Çåìöîâñêèé, À.Êóíàíáàåâà. — Ë.: Ìóçûêà, 1987.
Áàõòèí Ì. Îò áûëèíû äî ñ÷èòàëêè /Ðàññêàçû î ôîëüêëîðå/. — Ë.: Äåòñêàÿ ëèòåðàòóðà, 1982.
Áåññîíîâ Ï.À. Äåòñêèå ïåñíè. — Ì., 1968.
Áîãàòûðåâ Ï.Ã. Âîïðîñû òåîðèè íàðîäíîãî èñêóññòâà. — Ì.: Èñêóññòâî , 1971.
Áîãîÿâëåíñêàÿ Ë.Á. Ïóòè ê òâîð÷åñòâó. — Ì., 1981.
Âàñèëåíêî Â.À. Äåòñêèé ôîëüêëîð.Ðóññêîå íàðîäíîå ïîýòè÷åñêîå òâîð÷åñòâî. — Ì.: Ïåäàãîãèêà, 1969.
Âàñèëüöîâà Ç.Ï. Ìóäðûå çàïîâåäè íàðîäíîé ïåäàãîãèêè. — Ì.: Ïåäàãîãèêà, 1988.
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ñðåäñòâàìè ìóçûêàëüíîãî ôîëüêëîðà. Îïûò ïðàêòè÷åñêîãî èñïîëüçîâàíèÿ ôîëüêëîðà â ñèñòåìå îáðàçîâàíèÿ íà Âîëîãîä÷èíå. Ñèñòåìà æàíðîâ ìóçûêàëüíîãî ôîëüêëîðà è èõ õàðàêòåðèñòèêà. Ñîäåðæàíèå è ôîðìû ôîëüêëîðà â ðàáîòå ñ äåòüìè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [55,8 K], äîáàâëåí 27.10.2010
Ìóçûêàëüíîñòü êàê ñîâîêóïíîñòü ñòðóêòóðû ìóçûêàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé 6-9 ëåò íà óðîêå ìóçûêè. Àíàëèç ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà ìóçûêàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ äåòåé íà óðîêå ìóçûêè. Ðàçâèòèå ìóçûêàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé ñðåäñòâàìè ýìîöèîíàëüíîé îòçûâ÷èâîñòè.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [96,7 K], äîáàâëåí 30.06.2015
Ñïîñîáíîñòè è èõ êëàññèôèêàöèÿ. Âûÿâëåíèå ñòðóêòóðû ñåíñîðíûõ ìóçûêàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé ïðèíöèï ãàðìîíè÷íîãî ìóçûêàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ïåäàãîãè÷åñêèå óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ ïîëèôîíè÷åñêèõ ìóçûêàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé ó äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [143,2 K], äîáàâëåí 14.11.2010
Âëèÿíèå ìóçûêè íà ðàçâèòèè ëè÷íîñòè äîøêîëüíèêà. Ïîíÿòèå ìóçûêàëüíîãî ðèòìà, ïðèçíàêè ìåëîäè÷åñêîãî ñëóõà. Ìóçûêàëüíûå ñïîñîáíîñòè Á. Òåïëîâà: ëàäîâîå ÷óâñòâî, ñïîñîáíîñòü ê ñëóõîâîìó ïðåäñòàâëåíèþ. Ìåòîäû ðàçâèòèÿ ìóçûêàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé äîøêîëüíèêîâ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [70,6 K], äîáàâëåí 28.05.2012
Òåîðåòèêî-ìåòîäîëîãè÷åñêèå îñíîâû ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, ðàçâèòèå ìóçûêàëüíîñòè è ìóçûêàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé êàê ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïðîáëåìà. Ðàçâèòèå ìóçûêàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé ñ èñïîëüçîâàíèåì äèäàêòè÷åñêèõ èãð è ïîñîáèé.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [108,0 K], äîáàâëåí 16.03.2012
Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ è ôîðìèðîâàíèÿ èõ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. Èçó÷åíèå ðóññêîãî ìóçûêàëüíîãî ôîëüêëîðà â óñëîâèÿõ óðîêà ìóçûêè. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ êîíöåïöèÿ Ê. Îðôà è òðàäèöèè ðóññêîãî äåòñêîãî ìóçûêàëüíî-ïîýòè÷åñêîãî ôîëüêëîðà.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [5,7 M], äîáàâëåí 18.11.2011
Âîñïèòàíèå õóäîæåñòâåííîãî âêóñà ó äåòåé, ýìîöèîíàëüíîé îòçûâ÷èâîñòè íà ìóçûêó. Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà ìóçûêàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ðèòìè÷åñêèé ñëóõ êàê ñðåäñòâî ðàçâèòèÿ ìóçûêàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé äîøêîëüíèêîâ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [705,2 K], äîáàâëåí 06.01.2014
Îñîáåííîñòè âíåøíåãî ïðîÿâëåíèÿ ýìîöèîíàëüíûõ ñîñòîÿíèé. Ýìîöèè â æèçíè äîøêîëüíèêà. Âçàèìîïðîíèêíîâåíèå ðàçíûõ âèäîâ èñêóññòâà. Ñåíñîðíîå âîñïèòàíèå äåòåé. Çàäà÷è ìóçûêàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ è âîñïèòàíèÿ. Òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè äåòåé è èõ ðàçâèòèå.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [47,3 K], äîáàâëåí 26.06.2011
Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèå àñïåêòû ðàçâèòèÿ ñïîñîáíîñòåé äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêèõ è ìóçûêàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé. Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ïî òâîð÷åñêîìó ðàçâèòèþ äîøêîëüíèêîâ â ïðîöåññå ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [111,8 K], äîáàâëåí 24.02.2012
Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèå ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ ñåíñîðíûõ ìóçûêàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Îñîáåííîñòè èñïîëüçîâàíèÿ äèäàêòè÷åñêîé èãðû äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ìóçûêàëüíîãî âîñïðèÿòèÿ äîøêîëüíèêîâ. Ýñòåòè÷åñêîå âîñïèòàíèå ðåáåíêà â äåòñêîì ñàäó.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [29,7 K], äîáàâëåí 13.10.2015
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник