Веселый этикет развитие коммуникативных способностей ребенка

1.
Подготовили студентки группы
4доб-04-51ЗП
Робозерова Любовь
Малухина Валентина
«Веселый этикет»
Авторы Богуславская Н.Е. Купина Н.А.
2.
«Веселый этикет. Развитие коммуникативных
способностей ребенка».
Авторами разработана интенсивная методика,
обеспечивающая
развитие
коммуникативных
способностей дошкольников и младших школьников. В
книге, состоящей из двух частей, содержится система
уроков, формирующих умение свободно общаться в
типовых ситуациях повседневности.
Предназначена для воспитателей детского сада,
учителей начальных классов, а также родителей,
которые могут осуществлять
обучение ребенка в
домашних условиях.
3.
Жанр: Воспитательная работа с дошкольниками.
Екатеринбург 1997г.
Цель: Воспитать у детей культуру поведения, которая
включает в себя нравственно-эстетическое отношение к
окружающим людям, красоту поведенческих манер и
соблюдение правил этикета, принятых в обществе,
уважительное отношение к своему здоровью.
4.
По этой книге можно обучаться дома. Информация прекрасно
структурирована. Все уже расписано: тексты для чтения,
разбор текстов, задания, советы педагогов.
Редкие дети в возрасте от четырех лет не любят, когда с ними
занимаются взрослые, если занятия посвящены чему то
«взрослому» в игровой форме. Некоторые задания подойдут
для детского праздника, ведь этикет тоже может быть веселым.
Имя «Нюша» знакомо каждому ребенку, Федю легко изменить на
«Кроша» или «Кар Карыча» для соответствия, так сказать,
современным требованиям.
5.
В книжке также содержатся задания на тему коммуникативной
культуры, культуры речи, правильного поведения в типовых
ситуациях, возникающих дома, на улице и в гостях. Родителям
придется соответствовать, подавая пример: вряд ли ребенок
осознает важность развития собственной культуры поведения,
если у него каждый день перед глазами мелкие стычки,
равнодушие друг к другу, игнорирование «волшебных» фраз
вроде «доброе утро» или «спокойной ночи».
6.
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА.
Цель урока – познакомить детей с формами выражения просьбы, адресованной старшему
незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в
общественных местах.
Некоторые установки:
Пожалуй, это самая трудная ситуация – попросить, но не потребовать, не отобрать! Доброе слово
всегда действует безотказно. Повторите с детьми выражения просьбы. Следите, чтобы тон был
ровный, вежливый (не льстивый, но и не грубый, не приказной).
Важно убедить ребенка в том, что вежливая просьба поможет ему получить желаемое. Просьба
должна быть адресована конкретному человеку: ровеснику – сестре или брату; подруге или другу;
взрослому близкому человеку – отцу или матери; бабушке или дедушке; взрослому знакомому –
воспитателю, учителю, медсестре или соседке; взрослому незнакомому – продавцу или прохожему, и
т.д. В каждом конкретном случае следует смотреть человеку в лицо. Слова просьбы желательно
произносить негромко.
В материалах к уроку вы найдете грубые выражения, принятые в среде дошкольников: «Отвали»; «Ну
дай мне»; «Твой отец стекольщик» (в значении «ты прозрачный?») Эти выражения портят речь,
ожесточают детей. Важно, чтобы дети это поняли, оценили и выбрали формы вежливой просьбы
добровольно.
7.
Текст для чтения.
Дедушка пригласил Нюшу и Федю в детское кафе.
— Федя, закажи, пожалуйста, для всех мороженое.
Федя подбежал к стойке и гордо заявил:
— Я пришел!
Молчание…
— Разве вы не видите, что я пришел? Вот вам деньги!
Красивая девушка в голубом платье с высокой короной на голове укоризненно покачала головой.
Федя не унимался:
— Мы мороженое желаем!
Подошел дедушка, держа за руку Нюшу:
— Простите, пожалуйста, моего внука. Можно ли заказать три порции мороженого?
Буфетчица: Вам сливочное или фруктовое?
Девушка: Два фруктовых и одно сливочное.
Буфетчица: Что вы будете пить?
Нюша: Я бы хотела выпить сок, а Федя любит коктейль.
Дедушка: Пожалуйста, два сока и коктейль.
Нюша: Можно у вас попросить печенье?
Буфетчица: Да, пожалуйста.
Дедушка, Нюша и Федя: Спасибо большое.
8.
РЕЧЬ.
Учитель: Сейчас, ребята, мы начнем читать рассказы про мальчика Федю. Мы будем читать и беседовать о
том, что вы услышите. Слушайте внимательно.
Сегодня воскресенье. Федя проснулся поздно.
— Мама! – крикнул он. – Папа!.. Нюша!
Никто не отозвался. Федя встал и обошел квартиру. Тут он увидел на столе записку, написанную крупными
буквами. Федя медленно прочитал вслух:
«Федя! Мы пошли в клуб на репетицию. Твой завтрак – на плите. Не забудь покормить Тяпу. Папа будет
ждать тебя у стадиона в одиннадцать часов. Желаем хорошо провести время. Мама и Нюша».
«Как здорово, что я умею читать! – подумал Федя. – Сейчас быстро соберусь – и на матч!»
— Эй, Тяпа, сюда! Ну-ка прочитай записку!
Тяпа, маленькая черная собачка, равнодушно посмотрела на исписанный листок и пошла прочь.
— Сейчас надену ей на нос дедушкины очки, — решил Федя. – Пусть учится читать…
9.
Учитель: Как вы думаете, ребята, почему Тяпа отошла, не проявив никакого интереса
к записке? Помогут ли ей очки? Можно ли научить собаку читать? А кто из вас
сможет прочитать мамину записку?
Тот, кто умеет читать, как Федя, понимает письменную речь. И это может только
человек. Так какая же речь называется письменной? (Написанная буквами.) Федя
знает буквы, он научился читать, значит, он умеет и писать, правда, еще не очень
хорошо. А кого называют писателем? Да, писатель – это человек, который пишет
книги: стихи, рассказы, сказки и т.д. Каких вы знаете писателей? (Если дети не могут
назвать ни одного или называют очень мало, учитель напоминает им авторов
знакомых стихов, сказок.) Каждый человек может научиться писать.
10.
Этикетные задачи.
Елена Николаевна раздала детям тетради. Маша получила двойку. Лена, как ты
утешишь подругу?
Елена Николаевна тоже огорчена:
— Дети, вы очень плохо справились с домашним заданием. Я не могла выставить ни
одной пятерки!
Попробуйте найти такие слова, чтобы Елена Николаевна улыбнулась.
На уроке физкультуры Ира упала и ошиблась. Помогите ей.
Игорь плохо прыгает в высоту. Он сделал первую попытку – и сбил планку. Второй,
третий раз – то же самое. Игорь вот-вот заплачет от досады. Приободрите его.
Мама увидела в Машиной тетради двойку и очень расстроилась.
— Что же мы будем делать, дочка?..
Ответьте за Машу.
Коля приуныл. Он никак не может решить пример. Помогите Коле.
Две подруги играют в классики. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется
поиграть, но она не решается подойти к веселым подругам. Пригласите девочку.
Познакомьтесь с ней. Пусть всем будет весело.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Выполнила студентка 401 гр. Новгородская Е.Ю. развитие коммуникативных навыков
2 слайд
Описание слайда:
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.
3 слайд
Описание слайда:
Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
4 слайд
Описание слайда:
Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты: Диалоговые, коммуникативные навыки: вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса).темы) Социальные навыки: умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми); умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.
5 слайд
Описание слайда:
Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. В социальном развитии старших дошкольников ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.
6 слайд
Описание слайда:
Социально – коммуникативная компетентность подразумевает развитие умений: Понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем; Получать необходимую информацию в общении; Выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; Вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; Отстаивать свое мнение; Соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; Принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.); Уважительно относиться к окружающим людям; Принимать и оказывать помощь; Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
7 слайд
Описание слайда:
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
8 слайд
Описание слайда:
Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.
9 слайд
Описание слайда:
В процессе непосредственно-образовательной деятельности необходимо включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты», развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру .
10 слайд
Описание слайда:
Для налаживания диалогического общения использовать настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами.
11 слайд
Описание слайда:
Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Подвижным играм посвящаются специальные занятия, в основном они проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время.
12 слайд
Описание слайда:
Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
13 слайд
Описание слайда:
На шестом году жизни интересы детей становятся более определенными, осознанными и стойкими, что проявляется в выборе сюжета и роли. Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы. Очень важны в этом отношении длительные игры. Длительная перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту. У играющих развивается чувство ответственности за общее дело. Таким образом, игровые и реальные взаимоотношения сливаются, становятся едиными. Детей объединяется в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски.
14 слайд
Описание слайда:
Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей его действительности. Можно наблюдать, как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей поучать их, другая будет примерять наряды, третья – заниматься детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.
15 слайд
Описание слайда:
Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность старшего дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры.
16 слайд
Описание слайда:
Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.
17 слайд
Описание слайда:
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.
18 слайд
Описание слайда:
Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, дошкольник принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.
19 слайд
Описание слайда:
Важно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адоптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.
20 слайд
Описание слайда:
Список используемой литературы: 1. Абрамова, Н., Кормилица, В. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре // Дошкольное воспитание. — 1996. — № 3. — С. 30 — 32. 2. Богуславская, Н.Г., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). — Екатеринбург: «АРГО», 1997. — 192 с. 3. Галигузова, П.H., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. — М.: Просвещение, 1992. — 143 с. 4. Ермолаева, М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание.1995.-№9.-С. 21-28.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
С рождения ребёнок является первооткрывателем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Особую значимость эта проблема приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с проблемами в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей.
Неумение, нежелание общаться среди подрастающего поколения заставляет бить тревогу всех заинтересованных взрослых, особенно переживают, волнуются родители. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста приобретает первоочередной статус для решения этой проблемы.
Общая информация
Номер материала:
ДБ-449344
Вам будут интересны эти курсы:
Источник
Любовь Владимировна Малова
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Веселый этикет. Идем в гости»
Программное содержание: изучения и закрепление правил и этикетных норм поведения в гостях, «застольный этикет», научить ребенка вежливо беседовать со своим гостем, говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями, не вульгаризировать речь словами-сорняками. Познакомить с русским этикетом.
Словарная работа: гостеприимство, хлебосольный хозяин.
Материалы и оборудование: персонаж кукольного театра девочка Маша,предметы сервировки стола: тарелки, вилки, ножи, красное и зеленое табло, картины из серии «Воспитанный ребенок», детская игра «Эмоции».
Методические приемы:
1. Словесные — тестирование, рассуждение, выводы и обобщения
2. Наглядные — работа по серии картин «Воспитанный ребенок», просмотр «картинок в лицах»
3. Игровые — детская игра «Эмоции»
4. Практические — сервировка стола, работа с табло по оценке результатов тестирования.
Ход занятия:
I. В. Сегодня мы продолжим цикл занятий на тему «В гостях». Мы поговорим о том, как нужно вести себя за столом. Ведь русский человек гостеприимен, он-хлебосольный хозяин. Обязательно накормит своего гостя на славу, а также порадует его душу душевным приемом. Оказывается и здесь существуют определенные строгие правила, так называемый «застольный этикет». Если нарушать его часто станешь, можно прослыть невеждой.
Итак, существуют строгие правила поведения за едой. Как и все другие, эти правила не выдуманы из головы. Они возникли из уважения к тем, кто сидит вместе с тобой за столом.
II. * Локти, положенные на стол. Хорошо ли это? Они занимают место, где должна стоять тарелка соседа. А приятно ли ему будет класть хлеб на тот кусок скатерти, по которому ёрзали рукава твоей куртки.
* Из общего блюда не выбирай лучший кусок, а бери тот, который ближе.
* Откусывай небольшими кусочками, в рот бери маленькими порциями.
* Неприлично следить за тем, кто, как и сколько ест.
* Считается неприличным вылизывать тарелку после съеденного блюда кусочком хлеба.
* Положив еду в тарелку, не надо все это смешивать и разминать, превращая в бесформенную кучу.
* Если ты случайно взял в рот слишком горячую еду, не надо её выплевывать, запей её глотком воды или другого напитка, и затем проглоти. Это единственный случай, когда пьют с полным ртом.
* Если в рот попала маленькая косточка, её нельзя выплевывать, а надо губами выложит её на поднесенную ко рту ложку, а затем положить на край своей тарелки.
Это только часть правил, которыми руководствуется культурный человека столом.
А теперь проверим, хорошо ли вы усвоили данные наставления.Если вы согласны с моим утверждением: «Да, именно так я должен поступать в том или ином случае» — поднимите синий круг, а если не согласны — красный.
III. Приятно ли вам сидеть за одним столом с человеком,который:
а) откусывает небольшими кусочками, тщательно пережевывает пищу, сохраняя приветливое выражение лица;
б) рот набьет невпроворот, жует сопя и еще умудряется разговаривать при этом;
в) пьет, громко чмокая, с особым, преотвратительным прихлебом;
г) руки вашего соседа не летают над столом как крылья птицы, он по назначению использует столовые приборы;
д) ставит локти на стол, толкает соседей, тянется через весь стол за понравившимся блюдом.
е) на блюдо общее положит то, что сам уплесть не может.
Как вы поступите,если блюдо на стол подали слишком горячее:
а) подождете, пока остынет, разрезав на порционные куски, не привлекая к себе внимание;
б) отругаете хозяев;
в) будете деть немилосердно на горячую пищу.
IV. В А теперь «картинка в лицах».
(Предварительно подготовленный ребенок выходит из-за стола, гладит себя по животу и обращается к хозяевам с благодарственной речью «Охи наелся же я, прямо дышать нечем»)
— Как бы вы отблагодарили хозяев, выразив удовлетворение от обильного застолья. (Ответы детей).
V. В А вот и новый гость стучится к нам в дверь. (Кукла Маша)
В — Здравствуй, Машенька. Заходи! Мы рады тебя видеть. Спасибо, что пришла.
Маша — Это вам спасибо за то, что поздно пригласили меня. Бегала пол дня по магазинам. Искала подарок.
В — Почему «волшебное» слово «спасибо» в обоих случаях несе разную смысловую нагрузку (Ответы детей).
(В первом случае «спасибо» — благодарность, во втором — порицание)
VI. А теперь давайте поиграем в игру «Фанты», ведь гостей нужно не только накормить, но еще сделать так, чтобы было уютно и весело, и не хотелось покидать ваш гостеприимный дом.
Игра «Фанты». Дети по очереди с завязанными глазами вытаскивают из корзинки фанты, потом разыгрывают их,выполняя различные шуточные задания: спеть, станцевать, изобразить кошку, рассказать сказку наоборот и т. д.
V. И, наконец, я хочу предложить вашему вниманию советы поэта и писателя Григория Остера, как, на его взгляд, нужно вести себя в гостях. Будете ли вы следовать его советам? Если нет, то почему?
а) Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома-
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски побольше,
Чтоб быстрее проглотить.
Ты хватай салат руками,
Ложкой меньше зачерпнешь.
б) Принимая подарок,
Благодарно кивни,
Разверни, осмотри его
С разных сторон.
Сколько стоит спроси
И обратно верни.
Или просто,
С достоинством, выкини вон,
На глазах у того, кто его подарил.
в) Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно их по стол
И там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.
(Рассуждения детей по поводу полезности данных советов)
Вредные они или полезные?
В Сегодня мы с вами усвоили несколько правил (каких). Которые помогут нам выбрать правильную линию поведения в гостях, вести себя культурно, дружелюбно, веселиться и не портить праздник всем присутствующим гостям на данном мероприятии.
Литература:
1. Богусловская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет. — «Арго», 1997г.
2. Остер Г. Вредные советы. — М., Астрель, 2007г.
3. Черенкова ЕН. Уроки этикета и вежливости для детей. — М., 2006г.
4. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. — М., Сфера, 2008г.
Источник