Вербальное и раннее вербальное развитие ребенка
Дата: 12 мая 2016 в 12:48, Обновлено 19 сентября 2018 в 13:52
Вернуться на главную
Этапы довербального и начального вербального развития
детей до трех лет
Период до трех лет — наиболее важен для развития речи ребенка. Ниже приводятся усредненные данные нормального довербального (т.е. доречевого) и начального вербального (речевого) развития детей до трех лет с разбивкой по месяцам. Поскольку данные усредненные, то они не должны в точности выполняться для каждого ребенка, однако при любых существенных отклонениях следует обратиться к логопеду.
- Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач;
- 1-2 месяца. Реакция сосредоточения на речевое общение с ребёнком. Улыбка при общении;
- 3 месяца. Комплекс оживления (т.е. эмоционально-двигательная реакция) при общении со взрослыми. Появляется специфическая для данного возраста голосовая реакция, называемая гулением (первая стадия лепета). Обычно гуление — это произнесение гласных звуков “а”, “ы”, “у”, возможно в сочетании с согласной. Например, “у-у-у-у” или “гу-у-у-у”;
- 4 месяца. Дифференцированность комплекса оживления, т.е. разная реакция на разных знакомых людей. Например, ребенок отличает папу от мамы. На незнакомых людей реакция пока отсутствует. Появляется смех;
- 5 месяца. Ребенок дифференцирует направления звука, т.е. ищет источник звука и сосредотачивает на нём внимание, например, на лице говорящего. В этом возрасте дети начинают распозновать неречевые звуки: шум машины, шелест деревьев, лай собаки;
- 6-7 месяцев. Гуление переходит в лепет, т.е. многократное повторение слогов: “ба-ба-ба”,“ма-ма-ма”. Появляется готовность к совместной игровой деятельности;
- 8-9 месяцев. Реакция на незнакомое лицо. Промежуточный этап между лепетом и появлением первых слов. Лепет сводится к похожим на слова т.е. лепетным словам, состоящим уже не из многократного повторения, а двух открытых слогов: “ба-ба”, “па-па”. Но ребенок пока не соотносит произносимые слова с людьми или предметами. Общение с помощью жестов, игра в “ладушки”;
- 10-12 месяцев.Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослыми, использование 4-5 лепетных слов, понятных при соотнесении с ситуацией, понимание простых инструкций, дополняемых жестами;
- 15 месяцев. Словарный запас увеличивается до 6-ти слов, ребенок понимает простые инструкции, не сопровождаемые жестами;
- 18 месяцев. Словарный запас увеличивается до 7-20 слов, ребенок может показать хотя бы одну из частей тела;
- 21 месяц. Словарный запас не менее 20 слов, использование простых фраз из двух слов, ребенок может показать до 3-х частей тела;
- 24 месяца. Словарный запас увеличивается до 50 слов, составление фраз из двух слов, ребенок знает до 5-ти частей своего тела;
- 30 месяцев. Адекватно использует местоимения “я”, “ты”, “мне”; повторяет две цифры “один”, “два” в правильной последовательности, имеет представление о числе “один”;
- 36 месяцев. Словарный запас не менее 300 слов, использует фразы из трех слов, овладевает множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предметов; выполняет задания “положи кубик под чашку” и т.п.
Источник
Добавил:
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз:
Предмет:
Файл:
Мастюкова Коррекция.КАФdoc.doc
Скачиваний:
155
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
5.03 Mб
Скачать
Возраст | Стадии | |
I | От рождения до 8 нед. | Рефлекторный |
II | От 8 до 20 нед. (2-5 мес.) | Качественное |
III | От 1 | Интенсивное |
IV | От | «Расцвет» |
V | 9-1 8 мес. | Произнесение |
II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития
Возраст | Основные показатели |
1 мес. | Реакция сосредоточения |
2 мес. | Улыбка при общении |
3 мес. | Комплекс оживления при |
4 мес. | Дифференцированность |
5 мес. | Дифференциация направления |
301
Окончание
табл.
Возраст | Основные |
6 мес. | Лепет |
7 мес. | Готовность |
8 | Реакция |
9 | Общение |
10 мес. | Ситуационное |
1 1 | Использование |
12 | Использование |
15 мес. | Словарный |
18 | Показывает одну |
21 мес. | Показывает три |
24 мес. | Показывает 5 |
30 мес. | Адекватно |
36 мес. | Словарный |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Добрый день, подружки-бебирушки! Прошу прощения за такой долгий перерыв, только добрались мои руки до статьи)
Итак, как и было обещано, сегодня мы поговорим о начальном вербальном этапе. Этот этап многие логопеды условно делят от 1 года до 2,5 лет, кто-то от 9 месяцев до 2-3 лет. Я считаю, что идеально от 1 года до 3 лет. От появления первых слов до появления развернутой, грамматически правильно построенной связной речи.
Если в довербальном этапе преобладало эмоциональное общение с ребенком, то в данном этапе прибавляется еще и правильная речь окружающих ребенка людей.
Что это значит? Мы любим искажать слова, коверкать, сюсюкать, подражать малышу, не задумываясь о том, что малыш перенимает наше речевое поведение… Об этом подробнее в конце, а пока посмотрим как же развивается в норме речь ребенка от 1 года до 3 лет.
Итак. 1 год. Переломный момент. Малыш все лучше понимает инструкции, обогащает свой пассивный словарь. В его активе имеется 3-4 лепетных слова с соотнесением. Ребенок в этом возрасте понимает простую инструкцию взрослого, дополненную жестом. «Подай мяч», «Принеси куклу», «Выкинь бумажку» — это может быть игрой для него и Вас.
В 1 год 3 месяца активный словарь ребенка возрастает до 6 слов. Теперь малыш может понять инструкцию и без помощи жеста. Ребенок понимает названия отдельных предметов, может легко узнать их на сюжетных картинках.
1 год 6 месяцев. Ребенок может показать хотя бы одну часть тела, словарный запас колеблется от 7 до 20 слов. Ребенок изображает животных, подражает их звукам, узнает на картинках.
1 год 9 месяцев. Малыш может показать 3 части тела, появляются первые фразы из двух слов «Дай пить», «Хочу есть», «Мяч упал». Словарный запас минимум 20 слов. Словарный запас пополняется постоянно, поэтому обратите внимание на свою речь. Говорите правильно, не «бибика», а «машина»; не «куп-куп», а «купаться». Ребенок и без того упрощает сложные для него слова и, если при этом он еще и от вас-родителей слышит подобное, у него создается впечатление, что так и есть правильно.
2 года. Ребенок показывается минимум 5 частей тела, словарный запас 50 слов, понимает двухэтапную инструкцию: «Подними куклу и принеси ее мне», неправильно применяет местоимения «я», «ты», «мне», строит предложения из двух слов, как минимум.
2 года 6 месяцев. Начинает адекватно использовать местоимения Я, Ты, Мне. Повторяет две цифры в правильной последовательности, появляется понятие «Один».
3 года. В три года мы с вами имеем дело с вполне себе сформировавшейся личностью, со свои характером и причудами. В этом возрасте словарный запас ребенка составляет как минимум 250 слов (какой качественный скачок в развитии речи за один год!). Ребенок овладел множественным числом существительных и глаголов. Малыш может назвать свое имя, пол и возраст, правильно употребляет простые предлоги (НА стол, В коробку и т.д.). В этом возрасте ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее.
1-3 года невероятно важный период становления речи вашего ребенка. Он подражает вам, учится чему-то новому самостоятельно, умеет самостоятельно играть, учится придумывать сюжеты для игр, истории, фантазирует. Вот поэтому я всегда говорю родителям: Будьте хорошим и правильным примером своим детям! Так они быстрее и лучше научатся всему тому, что должны уметь. Чем важен начальный вербальный этап? Именно здесь происходит становление почти всех звуков, именно на этом этапе происходит интуитивное освоение родного языка, именно здесь происходит такой невероятно качественный скачок в развитие ребенка в целом и речи, в частности.
Играйте вместе с ним, фантазируйте, выдумывайте, любите и поддерживайте! Это все, что ему нужно от вас!
Следующая статья будет посвященасвязной речи ребенка и нормам в произношении тех или иных звуков.
Спасибо за внимание и терпение!
Источник
Логопункт МОУ СОШ № 3
Некоторые показатели психического и физического развития детей
п. Михайловка
2011/2012
1. Закономерности довербального (доречевого) и раннего вербального (речевого) развития
Возраст
Стадии развития
От рождения до 8 недель
Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие соматические реакции ребёнка. В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок.
От 8 до 20 недель (205 мес.)
Качественное изменение крика, появление гуления и смеха. С 3 мес. Развитие интонационной характеристики крика. С 12 нед. появление начального гуления («гуканье»). 6-8 нед. – улыбка при общении. С 15-16 нед. – смех при общении.
От 16 -20 недель до 30 недель (4-7,5 мес.)
Интенсивное развитие гуления и появление лепета. С 5-6 мес. Произнесение первых слогов (сочетания губных и язычных согласных с гласными).
От 20-30 недель до 5-7,5-12 мес.
«Расцвет» лепета, каноническая вокализация. Голосовые реакции выделяются из общего «комплекса оживления».
9-18 мес.
Произнесение слогов разных типов и «псевдослов», не имеющих ещё чёткого значения.
2. Оценка этапов довербального и начального вербального развития
Возраст
Основные показатели
1 мес.
Реакция сосредоточения на речевом общении
2 мес.
Улыбка при общении
3 мес.
Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление
4 мес.
Дифференцированность комплекса оживления, смех.
5 мес.
Дифференцированность направления звука, певучее гуление.
6 мес.
Лепет.
7 мес.
Готовность к совместной деятельности, ориентация на колокольчик, звучащую игрушку.
8 мес.
Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба-ба, ма-ма.
9 мес.
Общение с помощью жестов, игра в «ладушки».
10 мес.
Ситуационное понимание обращённой речи, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с стуацией.
11 мес.
Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением.
1 год
Использование 3-4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом.
1 год 3 мес.
Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребёнок понимает простую инструкцию без жеста.
1 год 6 мес.
Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов
1 год 9 мес.
Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Словарный запас – около 20 слов.
2 года
Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложение из 2 слов.
2 года 6 мес.
Адекватно использует местоимения я, ты, мне; использует предложение из 2 слов.
3 года
Словарный запас до 250 слов и выше, общается предложением из 3 слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет своё имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».
3. Оценка понимания речи
Возраст
Основные показатели
3-6 мес.
Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнаёт знакомые голоса.
6-10 мес.
Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (Поцелуй маму. Дай ручку. Нельзя и т.п.)
10-12 мес.
Понимает названия отдельных предметов.
12-14 мес.
Показывает их на сюжетных картинках.
15-20 мес.
Узнаёт их на картинках
20-24 мес.
Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа Покажи, кто сидит, кто спит; выполняет двухступенчатую инструкцию Пойди в кухню и принеси чашку; понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации – На чём ты сидишь?
2 года 6 мес.-3 года
Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а затем и без неё).
3-4 года
Понимает сложноподчинённые предложения, значение предлогов вне конкретной привычной ситуации. Знает названия основных цветов. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухступенчатую инструкцию.
4-5 лет
Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом, к и т.п. Выполняет три последовательные команды. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа Картина была нарисована Машей.
4. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
Возраст
Навыки поведения
1-2 года
Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.
2-3 года
Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.
3-4 года
Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков.
4-5 лет
Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.
5. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
(базовый навык для формирования письма)
Возраст
Навыки поведения
3-6 мес.
Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.
6-12 мес.
Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.
1-2 года
Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает её и пьёт. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал – в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий.
2-3 года
Может крутить пальцем диск телефона, рисует чёрточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
3-4 года
Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч.
4-5 лет
Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует «простой дом» (квадрат и диагонали). Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела. Копирует квадрат, звезду. Дорисовывает три части в незавершённую картину.
5-6 лет
Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дорисовывает недостающие детали к картинке. Бьёт молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.
6. Возрастные особенности развития общей моторики
Возраст
Навыки поведения
3-6 мес.
Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 мес.); на вытянутые руки (5 мес.). Приподнимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес.), садится (6 мес.).
6-12 мес.
Посаженный, сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.); садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору; переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.), стоит самостоятельно; ходит, держась одной рукой (10 мес.), уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.); ходит без поддержки, приседает, встаёт (12 мес.)
1-2 года
Ходит уверенно, наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. Относит предмет на короткое расстояние. При лёгкой поддержке спускается вниз по лестнице, поднимается самостоятельно, прыгает ан месте, крутит педали трёхколёсного велосипеда.
2-3 года
Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки.
3-4 года
Бросает мяч из-за головы. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 сек. Сохраняет равновесие при качании на качелях.
4-5 лет
Прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной, затем на другой ноге. Поднимается вверх по лестнице.
5-6 лет
Хорошо прыгает, бегает, прыгает через верёвочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге; бегает на носках. Катается на двухколёсном велосипеде, учится кататься на коньках, играть в хоккей.
Источник