Вербальное и невербальное общение в развитии ребенка

Вербальное и невербальное общение в развитии ребенка thumbnail

Развитие вербальных и невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста

Вербальное и невербальное общение в развитии ребенка

Что в первую очередь отличает нас от других биологических видов? Двигает общественный и личностный прогресс? Позволяет шире познать мир, делая нас теми, кто мы есть – созданиями с развитым интеллектом и мышлением? Конечно же, это общение – обмен информацией и взаимодействиями между двумя или несколькими индивидуумами.

Коммуникация – сложный процесс взаимодействия людей, в котором участвуют речь, мимика и пантомимика, жесты, интонация.

Дети дошкольного возраста очень чутки к речевым особенностям педагога ДОУ.

Правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у дошкольников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. От скорости зависят такие качества речи как артикуляция и дикция. Педагогу ДОУ необходимо учитывать возрастные особенности детей: старший дошкольник усвоит материал, если в минуту будет звучать 40 -60 слов.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами — логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических — бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: устрашать, воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Вербальное и невербальное общение в развитии ребенка

Элементами невербальной коммуникации являются:

— жесты, телодвижения;

— осанка;

— выражение лица;

— контакт глазами;

— пространство, разделяющее говорящих;

— частота дыхания;

— одежда.

В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочетание этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Формирование у детей умения пользоваться вербальными и невербальными средствами общения является ключевым моментом в его развитии. Их эмоциональные проявления приобретут более выразительный и яркий характер. Дети научатся быть доброжелательными и внимательными друг другу. Проявлять согласованность поведенческих реакций, преодолевать робость, неуверенность, стать более инициативными и вступать в межличностное взаимодействие.

Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения:

1. Мини-этюды под музыку

Способствуют развитию пластики, чувства ритма, пантомимики, учат вслушиваться в музыкальное произведение, развивают невербальные формы общения, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение.

2.Динамические паузы и физ. минутки

Снимают эмоциональное и телесное напряжение, способствуют раскрепощению и пластической открытости детей.

3. Игры — пантомимы

Направлены на формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выработку прочтения состояния другого по невербальным проявлениям, формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.

4. Драматизация сказок

Способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития.

Невербальные игры нужны для развития воображения, для совершенствования мелкой и крупной моторики. Пытаясь что-то объяснить языком тела, выражением лица, пантомимой, ребенок «примеряет» на себя разные человеческие эмоции, чувства, тем самым учится сопереживанию, сочувствию или, как говорят психологи, эмпатии. Развивается эмоциональный интеллект. Невербальные игры даже используются для лечения неврологических заболеваний и психологической коррекции.

Вербальное и невербальное общение в развитии ребенка

Мы вам предлагаем включить эти игры в общение с вашими детьми.

Игра «Кому трон, кому пень»

Предложите ребенку изобразить пантомимой характер сидящего и его чувства:

а) царь на троне (властность, грозность, достоинство);

б) золушка на скамеечке (скромность, смирение);

в) разбойник в лесу на пне (злость, свирепость, глаза сверкают, точит нож);

г) бабушка в кресле (усталость, доброта, спокойствие);

д) красавица на стуле (элегантность, уверенность в своей красоте и неотразимости, с улыбкой ловит восхищенные взгляды).

Вербальное и невербальное общение в развитии ребенка

2. Игра «Люблю — не люблю»

Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.

Игра «Сказочная пантомима»

    Водящий произносит фразу из сказки, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние. Фразы могут быть такими:

    — О горе мне, горе.

    — Ах, какой счастливый день!

    — Как выпрыгну, как выскочу, полетят клочки по закоулочкам!

    — Какой чудесный пень, какой чудесный день!

    — Тянут-потянут и вытянули репку!

    4. Игра «Прочитай письмо»

    «Почтальон» приносит письма, но необычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо, и он рассказывает, что «прочитал» в своем письме.

    Вербальное и невербальное общение в развитии ребенка

    Игра «Веселые мартышки»

      А теперь давайте сделаем веселую зарядку. Повторяйте все за мной:

      Мы веселые мартышки,

      Мы играем громко слишком

      Все в ладоши хлопаем

      И ногами топаем.

      Надуваем щечки,

      Скачем на носочках.

      И друг другу даже

      Языки покажем.

      Оттопырим ушки,

      Хвостик на макушке,

      Пальчик поднесем к виску,

      И подпрыгнем к потолку.

      Шире рот откроем «А»,

      Рожицы состроим.

      Как скажу я слово «три»,

      Все с гримасою замри.

      Дети изображают необычную позу и выражение лица. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

      Источник

      Консультация для родителей «Вербальные и невербальные виды общения».

      Коммуникация (общение) занимает существенное место в нашей жизни и представляет сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час, а педагог еще больше.

      Среди детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности значительное количество (по некоторым данным 40 – 50 %) не говорящих детей. Это предъявляет особые требования к педагогам ДОУ, к организации самого процесса обучения и коммуникативной деятельности.

      В традиционной педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребёнка во многом зависит от речевой активности воспитателей, родителей. «Говорите с ребенком как больше и чаще», — такие советы постоянно слышали родители от специалистов дошкольного воспитания

      В каждом слове заключён не только информационный, но и эмоциональный, но и эмоциональный смысл. Слово может творить психическую реальность, оно обладает особой силой, поистине магической.

      В традиционной системе воспитания некоторые родители часто забывают об осторожности, прибегают к угрозам, запугивают детей. Не считаются антипедагогичными «ярлыки»: неряха, неумейка, плакса, ябеда, соня, упрямец.

      Дети учатся всему, и искусству общения, у взрослых, особенно у тех взрослых, которых уважают.

      Дошкольники охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают одобряющие, при этом очень болезненно реагируют на унижающие замечания. Часто такие замечания приводят к неверию в собственные силы.

      Педагоги в общении с родителями и другими людьми должны знать основные средства и функции общения. Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

      Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относятся человеческая речь. Языки используются с самых различных функциях:

      • Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полноценного общения.
      • Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.
      • Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки.
      • Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретают звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.
      • Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.
      • Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми.
      • Этническая. Язык как средство объединение народа.

      Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:

      • Говорение – использование языка для того, чтобы что-то сообщить;
      • Слушание – восприятие содержания звуковой речи;
      • Письмо – фиксация содержания речи на бумаге;
      • Чтение — восприятие зафиксированной на бумаге информации.

      С точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников – на межличностное и массовое.

      К невербальным средствам общения относятся:

      • Жестика;
      • Мимика;
      • Пантомимика.

      Жестика. Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. Исследователями замечено, что в течении 1 часа финны жестикулируют 1 раз, французы -20, итальянцы_80, мексиканцы -180.

      Мимика. Мимика – это движение мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что пи неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

      Пантомимика – это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

      Походка – это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают непринужденную позу. Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой.

      Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринимает из такой позы, не усваивается собеседником.

      Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это – поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

      Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника, и наклонится в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, отклоняться в сторону и откидываться назад.

      Такесика – роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п..Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

      Обмен рукопожатиями- много говорящий жест, известен с древних времен.

      Рукопожатия делятся на три вида:

      • Доминирующее (рука сверху, ладонь направлена в низ);
      • Покорное (рука с низу, ладонь развернута вверх);
      • Равномерное.

      Доминирующее рукопожатие является наиболее агрессивной его формой. При доминирующем рукопожатии человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения.

      Покорное рукопожатие бывает необходимо в ситуациях, когда человек хочет отдать инициативу другому, позволить ему чувствовать себя хозяином положения.

      Ребенок впервые оказывается в группе детского сада, сразу определит отношение к себе незнакомых детей и воспитателя. Он может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу речи педагога, произношению, но бессловесная коммуникация его не подведет: каким тоном говорит эта тётя детям и каким маме, заведующей; отворачивается ли от него, от детей; прихорашивается, не замечая детей, или улыбается им; прижимает к себе обиженного. Все впитывается в его разум. Принимая детей младшей группы, мы используем словесные и несловесные методы: поддерживающий теплый взгляд, добрая улыбка, иногда легкие прикосновения, поглаживания. Это помогает расположить ребенка, поддержать его в период адаптации к детскому саду.

      Заповеди для родителей и воспитателей.

      • Детей учит то, что их окружает.
      • Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
      • Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
      • Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
      • Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
      • Если к ребенку часто бывают снисходительными – он учится быть терпеливым.
      • Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
      • Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
      • Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
      • Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
      • Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
      • Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

      Упражнение «Мимическая гимнастика»

      Цель: упражнение знакомит педагогов с мимикой как одним из способов невербального общения.

      Инструкция: представьте, что мы путешествуем и попадаем за границу, в незнакомую страну. Мы не знаем языка, но как как-то надо понять иностранцев.

      Подготовимся к встрече. Сделаем мимическую гимнастику:

      1. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться.
      2. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться.
      3. Расширить глаза, открыть рот, руки сжаты в кулаки (страх, ужас). Расслабиться.
      4. Расслабить веки, лоб, щеки (лень). Расслабиться.
      5. Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость). Расслабиться.
      6. Сжать губы, прищурить глаза, сморщить нос (презрение). Расслабиться.
      7. Улыбнуться, подмигнуть (мне весело, вот я какой).

      Источник

      Кукла Полина Г
      Невербальные компоненты коммуникации. Значение невербального общения в младенческом и раннем возрасте

      Общение людей можно разделить на речевое и неречевое. Речевое называют вербальным, все прочее – невербальным.

      В последнее время в логопедической практике обнаруживается интерес к использованию невербальных средств или форм коммуникации. Под невербальными средствами подразумеваются различные заменители звучащей речи.

      Вербально-коммуникативные методы — группа психологических и, в частности, психодиагностических методов на основе речевого (устного или письменного) общения.

      Невербальное общение — вид общения без использования слов.

      Основы невербального общения

      Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации.

      Типы невербальной коммуникации

      • паралингвистика (наука о дополнительных к речи звуковых кодах, например, тембр, тон, интонация);

      • кинесика (наука о жестах, термин предложен Р. Бирдвистелом в 1952);

      • мимика;

      • окулесика (наука о языке глаз и визуальном поведении людей);

      • проксемика (наука о пространстве коммуникации);

      • гаптика (наука о языке касаний и тактильной коммуникации);

      • хронемика (наука о времени коммуникации);

      • одорика (наука о запахах тела и используемой человеком косметики);

      • аускультация (наука о слуховом восприятии звуков и об аудиальном поведении людей);

      • гастика (наука о знаковых функциях пищи и напитков);

      • системология (наука о предметах, которыми люди окружают свой мир);

      • актоника (наука о поступках как знаках).

      Также невербальные средства коммуникацииможно разделить на несколько групп:

      o естественные экспрессивные;

      o искусственные экспрессивные;

      o профессиональные;

      o специальные или альтернативные.

      К естественным экспрессивным относятся:

      1. Мимика;

      2. Жесты;

      3. Пантомима;

      4. Вокализация.

      Все они выполняют функции передачи эмоций, пояснения, комментария, замещения отдельных слов или фраз. Некоторые из этих знаков универсальны – например, улыбка. Но многие из них имеют разное значение у разных народов или групп людей (поднятый вверх палец).

      К искусственным экспрессивным средствам можно отнести:

      1. Африканский язык барабанов

      2. Язык танца

      3. Язык музыки

      Такие средства передают информацию в обобщенном виде и нуждаются в уточнении, комментариях. Овладение ими требует специального обучения.

      Для обучения этим средствам необходимо владеть словесной речью. Они по сути дела – модификации письменной речи.

      К специальным средствам относятся средства общения людей,не способных к обычной устной или письменной речи:

      1. Дактилирование. Дактилология — (греч. daktylos — палец + logos — учение) пальцевая азбука, средство общения между глухими людьми. Дактилология основана согласно преданию в XVI веке монахом Педро Понсе де Леоном (1520-1584). Чтобы не нарушить обет молчания, монахи придумали общаться «на пальцах». Дактилология — ручная (пальцевая) азбука — является специфическим средством общения. По функции дактильная речь равнозначна устной, по основе — письменной речи.

      2. жесты языка глухих

      3. язык слепоглухих

      4. азбука Брайля АЗБУКА БРАЙЛЯ — специальная азбука, созданная Л. Брайлем (1809—1852) для воспроизведения текста в изданиях для слепых. Каждый знак в тексте печатают в виде комбинации одной — шести выпуклых точек.

      5. пиктограммы и т. д.

      Неартикулируемые средства общенияв логопедии можно рассматривать как:

      1. традиционные средства первичной коммуникации, предшествующие речи;

      2. традиционные дополнительные средства коммуникации, усиливающие эффект звучащей речи;

      3. средства коммуникации, замещающие звучащую речь (полностью или частично);

      4. средства первичной коммуникации, используемые для обучения устной или письменной речи.

      Любой неговорящий человек должен приобрести способность выражать свои потребности. Для обездвиженного человека элементарный способ коммуникации –

      показ согласия или несогласия с помощью движения глаз;

      закрывание глаз – ДА, открытые глаза – НЕТ;

      ободок с указкой, закрепленной на на лбу – движением головы показывает нужный предмет;

      световой указатель для включения звукового сигнала «Подойди сюда»;

      показ согласия или несогласия с помощью минимальных доступных движений;

      цветовые сигналы (красный и белый,закрепленные на конечностях: красный цвет – ДА, белый — НЕТ;

      Средствах альтернативного общения.

      Общение посредством взгляда. При нормальном развитии в 3-4 месяца у ребенка появляется способность локализации взгляда, к 9 месяцам ребенок может указывать взглядом на желаемый предмет.

      При формировании общенияпосредством взгляда используют различные приспособления:

      1. Многослойный жилет (фартук) с прозрачным наборным полотном

      2. Поднос-подставка с картинками

      3. Прозрачный экран

      Методика «Связь с глазом» — ребенок составляет взглядом сообщение из слов или слогов, расположенных на экране.

      Методика «Зона и партнер-помощник» — кодирование сообщения – взглядом ребенок показывает зону, в которой находится сообщение, а потом — цвет сообщения.

      Т. о. сообщение становится ступенчатым – указывается взглядом зона, потом цвет сообщения

      Методика «Речь – подсказка». 8 фигур, 4 позиции руки. Используется в сурдопедагогике. С 1984 года методика адаптирована для общения с помощью взгляда.

      Язык мимики и жестов. При достаточных моторных способностях ребенка можно пытаться обучать его языку жестов.

      Жестовая коммуникация, один из ведущих способов невербального поведения. Наряду с одорикой – при помощи запахов, мимической, позной и тактильной она является составляющей бессловесного общения, языка тела.

      Язык звуков. При отсутствии голосовой активности придается определенное значениенеречевым звукам: свисток – «иди сюда», хлопок – «хочу пить», звонок – «хочу пить» и т. д.

      Блисс – язык. Разработал австралийский ученый Чарльс Блисс в 1949 году. Это знаковая система, основанная на упрощенных китайских иероглифах (используется небольшое количество ключевых символов, которые комбинируются, образуя новые слова).

      Пиктограммы. Используются черно – белые изображения, заменяющие слова. Изображения прикрепляются к соответствующим объектам, педагог в ситуативно – деловом общении указывает на пиктограммы, заучивает их с ребенком, стимулирует к показу пиктограмм ребенка. Существуют различные наборы пиктограмм для коммуникации: Manual Rebus Glossary Cards (118 пиктограмм); Pictogram ideogram communication system — PIC (400 символов); Picsyms (1800 символов); SPS — рисованные коммуникативные символы; Touch Talk — «трогать и говорить».

      Коммуникативные (лингвистические) доски. Метод предложен для работы с детьми с ДЦП.

      Коммуникативная доска разрабатывается индивидуально с учетом зрительных, двигательных, лингвистических и интеллектуальных возможностей ребенка. Сначала доски содержат небольшое количество крупных реалистичных цветных изображений или фотографий, постепенно заменяемых пиктограммами, символами.

      На следующем этапе работы с картинками добавляются подписи, что подводит к глобальному чтению. При накоплении словаря становится возможным конструирование предложений и создание ситуаций для общения.

      Леб – система. Система охватывает 60 символов с напечатанными под рисунками значениями слов. Она может быть использована для работы с детьми, имеющими в своем развитии умственные и физические отклонения. Система состоит из символов разделенных на 10 групп.

      Человек приходит в этот мир беззащитным, неспособным выжить без заботы взрослых, однако он наделен способностями для того, чтобы общаться с людьми, которые его окружают, и пробудить в них желание взять его под свою защиту. С самого начала ребенок изучает лица, которые попадают в его поле зрения (то есть, находятся на расстоянии примерно 25 см от его лица). Выражения этих лиц, голоса и осязание помогают ребенку упорядочить свои ощущения и начать принимать информацию из нового мира. Но ребенок не только принимает и обрабатывает полученную информацию, он уже сам способен передавать свои собственные переживания,прибегая к двум разным средствам: к плачу и используя язык жестов.

      Учеными было установлено, что благодаря врожденному инстинкту, который довольно быстро теряется, дети способны имитировать некоторые жесты и мимику взрослых.

      На лице новорожденного отражаются самые разнообразные эмоции: удовлетворение, интерес к чему-либо, желание спать, страх, неприязнь к какой-то еде и др.

      С года до двух, когда ребенок произносит первые слова, он помогает себе жестами передать то, как он себя чувствует и чего хочет.

      Наблюдая за окружающими, повторяя их жесты и мимику, ребенок учится невербальному общению.

      Очевидно, что ребенок начинает «разговаривать» еще до того, как его артикуляционный аппарат позволяет ему начать произносить звуки. Поэтому необходимо расширить тот небольшой набор жестов,которым и так пользуются все дети: утвердительно или отрицательно качают головой, машут рукой при прощании или указывают на нужный предмет.

      Использование жестов и условных знаков позволит ребенку легче общаться с окружающими его людьми, а как следствие – всесторонне развиваться. Дети, которые используют систему жестов начинают говорить раньше других детей. С одной стороны, они проделали уже почти все шаги для того, чтобы начать общаться при помощи слов (познакомились с различными предметами и понятиями, узнали, как их можно изобразить, поэтому дело только за способностью произнести звуки. То есть, ребенок психологически уже готов говорить, но нужно, чтобы к этому был готов и его артикуляционный аппарат. С другой стороны, так как взрослые произнося слова показывают жест, ребенок запомнит и слово, которое впоследствии этот жест заменит.

      Необходимо отметить, что младенцы обладают познавательной способностью к общению раньше, чем у них появляется физиологическая возможность делать это. У них есть моторные навыки, позволяющие применять невербальные средства для общения. Жесты делают общение настолько полезным, что дети становятся активными в общении и ищут другие способы самовыражения, что способствует скорому началу разговорной речи. Использование детьми жестов исчезает по мере того, как они учатся произносить больше слов.

      Т. о. Использование разнообразных способов невербального общения в младенчестве и раннем возрасте одновременно подготавливает последующую дифференциацию в удовлетворении потребностей ребенка в области эмоций и чувств. В период младенчества и раннего детства посторонний наблюдатель затрудняется определить уровень реальных притязаний ребенка, однако его эмоциональное состояние, проявление будущего характера и темперамента можно определить по невербальной реакции. Помимо этого, язык тела ребенка насыщен разнообразными сигналами о настроении, состоянии,желаниях: движение рук, выражение лица, мимика, жесты имеют собственную грамматику и понятны взрослому. В первый год жизни младенцы впитывают отношение к себе взрослых – переживание своей значимости для окружающих.

      Мимика, жесты, интонация помогают человеку общаться с другими детьми. Для маленьких же детей (особенно с особенностями в развитии) невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ поговорить.

      Источник