Вербальное и невербальное общение в психическом развитии ребенка
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ, ЗНАЧЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В МЛАДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Общение людей можно разделить на речевое и неречевое. Речевое называют вербальным, все прочее – невербальным.
В последнее время в логопедической практике обнаруживается интерес к использованию невербальных средств или форм коммуникации. Под невербальными средствами подразумеваются различные заменители звучащей речи.
Вербально-коммуникативные методы — группа психологических и, в частности, психодиагностических методов на основе речевого (устного или письменного) общения.
Невербальное общение — вид общения без использования слов.
Основы невербального общения
Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации.
Типы невербальной коммуникации
• паралингвистика (наука о дополнительных к речи звуковых кодах, например, тембр, тон, интонация);
• кинесика (наука о жестах, термин предложен Р. Бирдвистелом в 1952);
• мимика;
• окулесика (наука о языке глаз и визуальном поведении людей);
• проксемика (наука о пространстве коммуникации);
• гаптика (наука о языке касаний и тактильной коммуникации);
• хронемика (наука о времени коммуникации);
• одорика (наука о запахах тела и используемой человеком косметики);
• аускультация (наука о слуховом восприятии звуков и об аудиальном поведении людей);
• гастика (наука о знаковых функциях пищи и напитков);
• системология (наука о предметах, которыми люди окружают свой мир);
• актоника (наука о поступках как знаках).
Также невербальные средства коммуникации можно разделить на несколько групп:
естественные экспрессивные;
искусственные экспрессивные;
профессиональные;
специальные или альтернативные.
К естественным экспрессивным относятся:
Мимика;
Жесты;
Пантомима;
Вокализация.
Все они выполняют функции передачи эмоций, пояснения, комментария, замещения отдельных слов или фраз. Некоторые из этих знаков универсальны – например, улыбка. Но многие из них имеют разное значение у разных народов или групп людей (поднятый вверх палец).
К искусственным экспрессивным средствам можно отнести:
Африканский язык барабанов
Язык танца
Язык музыки
Такие средства передают информацию в обобщенном виде и нуждаются в уточнении, комментариях. Овладение ими требует специального обучения.
К профессиональным средствам относятся:
Азбука Морзе
Семафорная азбука
Сигнализация флагами
Языки программирования и т.д.
Для обучения этим средствам необходимо владеть словесной речью. Они по сути дела – модификации письменной речи.
К специальным средствам относятся средства общения людей, не способных к обычной устной или письменной речи:
Дактилирование . Дактилология — (греч. daktylos — палец + logos — учение) пальцевая азбука, средство общения между глухими людьми. Дактилология основана согласно преданию в XVI веке монахом Педро Понсе де Леоном (1520-1584). Чтобы не нарушить обет молчания, монахи придумали общаться «на пальцах». Дактилология — ручная (пальцевая) азбука — является специфическим средством общения. По функции дактильная речь равнозначна устной, по основе — письменной речи.
жесты языка глухих
язык слепоглухих
азбука Брайля АЗБУКА БРАЙЛЯ — специальная азбука, созданная Л. Брайлем (1809—1852) для воспроизведения текста в изданиях для слепых. Каждый знак в тексте печатают в виде комбинации одной — шести выпуклых точек.
пиктограммы и т.д.
Неартикулируемые средства общения в логопедии можно рассматривать как:
1. традиционные средства первичной коммуникации, предшествующие речи;
2. традиционные дополнительные средства коммуникации, усиливающие эффект звучащей речи;
3. средства коммуникации, замещающие звучащую речь (полностью или частично);
4. средства первичной коммуникации, используемые для обучения устной или письменной речи.
Любой неговорящий человек должен приобрести способность выражать свои потребности. Для обездвиженного человека элементарный способ коммуникации –
показ согласия или несогласия с помощью движения глаз;
закрывание глаз – ДА, открытые глаза – НЕТ;
ободок с указкой, закрепленной на на лбу – движением головы показывает нужный предмет;
световой указатель для включения звукового сигнала «Подойди сюда»;
показ согласия или несогласия с помощью минимальных доступных движений;
цветовые сигналы (красный и белый), закрепленные на конечностях: красный цвет – ДА, белый — НЕТ;
Средствах альтернативного общения.
Общение посредством взгляда. При нормальном развитии в 3-4 месяца у ребенка появляется способность локализации взгляда, к 9 месяцам ребенок может указывать взглядом на желаемый предмет.
При формировании общения посредством взгляда используют различные приспособления:
Многослойный жилет (фартук) с прозрачным наборным полотном
Поднос-подставка с картинками
Прозрачный экран
Методика «Связь с глазом» — ребенок составляет взглядом сообщение из слов или слогов, расположенных на экране.
Методика «Зона и партнер-помощник» — кодирование сообщения – взглядом ребенок показывает зону, в которой находится сообщение, а потом — цвет сообщения.
Т.о. сообщение становится ступенчатым – указывается взглядом зона, потом цвет сообщения.
Методика « Позиционное кодирование» — для передачи сообщения используются комбинации цвета, цифры, буквы, слоги, сочетания букв и целые слова.
Методика « Речь – подсказка». 8 фигур, 4 позиции руки. Используется в сурдопедагогике. С 1984 года методика адаптирована для общения с помощью взгляда.
Язык мимики и жестов. При достаточных моторных способностях ребенка можно пытаться обучать его языку жестов.
Жестовая коммуникация, один из ведущих способов невербального поведения. Наряду с одорикой ( ольфакторной коммуникацией) – при помощи запахов, мимической, позной и тактильной она является составляющей бессловесного общения, языка тела.
Язык звуков. При отсутствии голосовой активности придается определенное значениенеречевым звукам: свисток – « иди сюда», хлопок – « хочу пить», звонок – « хочу пить» и т.д.
Блисс – язык. Разработал австралийский ученый Чарльс Блисс в 1949 году. Это знаковая система, основанная на упрощенных китайских иероглифах ( используется небольшое количество ключевых символов, которые комбинируются, образуя новые слова).
Пиктограммы. Используются черно – белые изображения, заменяющие слова. Изображения прикрепляются к соответствующим объектам, педагог в ситуативно – деловом общении указывает на пиктограммы, заучивает их с ребенком, стимулирует к показу пиктограмм ребенка. Существуют различные наборы пиктограмм для коммуникации: Manual Rebus Glossary Cards (118 пиктограмм); Pictogram ideogram communication system — PIC (400 символов); Picsyms (1800 символов); SPS — рисованные коммуникативные символы; Touch Talk — «трогать и говорить».
Коммуникативные ( лингвистические ) доски. Метод предложен для работы с детьми с ДЦП.
Коммуникативная доска разрабатывается индивидуально с учетом зрительных, двигательных, лингвистических и интеллектуальных возможностей ребенка. Сначала доски содержат небольшое количество крупных реалистичных цветных изображений или фотографий, постепенно заменяемых пиктограммами, символами.
На следующем этапе работы с картинками добавляются подписи, что подводит к глобальному чтению. При накоплении словаря становится возможным конструирование предложений и создание ситуаций для общения.
Леб – система. Система охватывает 60 символов с напечатанными под рисунками значениями слов. Она может быть использована для работы с детьми, имеющими в своем развитии умственные и физические отклонения. Система состоит из символов разделенных на 10 групп.
Человек приходит в этот мир беззащитным, неспособным выжить без заботы взрослых, однако он наделен способностями для того, чтобы общаться с людьми, которые его окружают, и пробудить в них желание взять его под свою защиту. С самого начала ребенок изучает лица, которые попадают в его поле зрения (то есть, находятся на расстоянии примерно 25 см от его лица). Выражения этих лиц, голоса и осязание помогают ребенку упорядочить свои ощущения и начать принимать информацию из нового мира. Но ребенок не только принимает и обрабатывает полученную информацию, он уже сам способен передавать свои собственные переживания, прибегая к двум разным средствам: к плачу и используя язык жестов.
Учеными было установлено, что благодаря врожденному инстинкту, который довольно быстро теряется, дети способны имитировать некоторые жесты и мимику взрослых.
На лице новорожденного отражаются самые разнообразные эмоции: удовлетворение, интерес к чему-либо, желание спать, страх, неприязнь к какой-то еде и др.
С года до двух, когда ребенок произносит первые слова, он помогает себе жестами передать то, как он себя чувствует и чего хочет.
Наблюдая за окружающими, повторяя их жесты и мимику, ребенок учится невербальному общению.
Очевидно, что ребенок начинает «разговаривать» еще до того, как его артикуляционный аппарат позволяет ему начать произносить звуки. Поэтому необходимо расширить тот небольшой набор жестов, которым и так пользуются все дети: утвердительно или отрицательно качают головой, машут рукой при прощании или указывают на нужный предмет.
Использование жестов и условных знаков позволит ребенку легче общаться с окружающими его людьми, а как следствие – всесторонне развиваться. Дети, которые используют систему жестов начинают говорить раньше других детей. С одной стороны, они проделали уже почти все шаги для того, чтобы начать общаться при помощи слов (познакомились с различными предметами и понятиями, узнали, как их можно изобразить), поэтому дело только за способностью произнести звуки. То есть, ребенок психологически уже готов говорить, но нужно, чтобы к этому был готов и его артикуляционный аппарат. С другой стороны, так как взрослые произнося слова показывают жест, ребенок запомнит и слово, которое впоследствии этот жест заменит.
Необходимо отметить, что младенцы обладают познавательной способностью к общению раньше, чем у них появляется физиологическая возможность делать это. У них есть моторные навыки, позволяющие применять невербальные средства для общения. Жесты делают общение настолько полезным, что дети становятся активными в общении и ищут другие способы самовыражения, что способствует скорому началу разговорной речи. Использование детьми жестов исчезает по мере того, как они учатся произносить больше слов.
Т.о. Использование разнообразных способов невербального общения в младенчестве и раннем возрасте одновременно подготавливает последующую дифференциацию в удовлетворении потребностей ребенка в области эмоций и чувств. В период младенчества и раннего детства посторонний наблюдатель затрудняется определить уровень реальных притязаний ребенка, однако его эмоциональное состояние, проявление будущего характера и темперамента можно определить по невербальной реакции. Помимо этого, язык тела ребенка насыщен разнообразными сигналами о настроении, состоянии, желаниях: движение рук, выражение лица, мимика, жесты имеют собственную грамматику и понятны взрослому. В первый год жизни младенцы впитывают отношение к себе взрослых – переживание своей значимости для окружающих.
Мимика, жесты, интонация помогают человеку общаться с другими детьми. Для маленьких же детей ( особенно с особенностями в развитии) невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ поговорить.
Источник
Развитие вербальных и невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста
Что в первую очередь отличает нас от других биологических видов? Двигает общественный и личностный прогресс? Позволяет шире познать мир, делая нас теми, кто мы есть – созданиями с развитым интеллектом и мышлением? Конечно же, это общение – обмен информацией и взаимодействиями между двумя или несколькими индивидуумами.
Коммуникация – сложный процесс взаимодействия людей, в котором участвуют речь, мимика и пантомимика, жесты, интонация.
Дети дошкольного возраста очень чутки к речевым особенностям педагога ДОУ.
Правила речевой культуры педагога:
1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у дошкольников значительного напряжения.
2. Педагог должен говорить внятно.
3. От скорости зависят такие качества речи как артикуляция и дикция. Педагогу ДОУ необходимо учитывать возрастные особенности детей: старший дошкольник усвоит материал, если в минуту будет звучать 40 -60 слов.
4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами — логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических — бесцветна.
5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: устрашать, воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
Элементами невербальной коммуникации являются:
— жесты, телодвижения;
— осанка;
— выражение лица;
— контакт глазами;
— пространство, разделяющее говорящих;
— частота дыхания;
— одежда.
В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочетание этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Формирование у детей умения пользоваться вербальными и невербальными средствами общения является ключевым моментом в его развитии. Их эмоциональные проявления приобретут более выразительный и яркий характер. Дети научатся быть доброжелательными и внимательными друг другу. Проявлять согласованность поведенческих реакций, преодолевать робость, неуверенность, стать более инициативными и вступать в межличностное взаимодействие.
Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения:
1. Мини-этюды под музыку
Способствуют развитию пластики, чувства ритма, пантомимики, учат вслушиваться в музыкальное произведение, развивают невербальные формы общения, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение.
2.Динамические паузы и физ. минутки
Снимают эмоциональное и телесное напряжение, способствуют раскрепощению и пластической открытости детей.
3. Игры — пантомимы
Направлены на формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выработку прочтения состояния другого по невербальным проявлениям, формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.
4. Драматизация сказок
Способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития.
Невербальные игры нужны для развития воображения, для совершенствования мелкой и крупной моторики. Пытаясь что-то объяснить языком тела, выражением лица, пантомимой, ребенок «примеряет» на себя разные человеческие эмоции, чувства, тем самым учится сопереживанию, сочувствию или, как говорят психологи, эмпатии. Развивается эмоциональный интеллект. Невербальные игры даже используются для лечения неврологических заболеваний и психологической коррекции.
Мы вам предлагаем включить эти игры в общение с вашими детьми.
Игра «Кому трон, кому пень»
Предложите ребенку изобразить пантомимой характер сидящего и его чувства:
а) царь на троне (властность, грозность, достоинство);
б) золушка на скамеечке (скромность, смирение);
в) разбойник в лесу на пне (злость, свирепость, глаза сверкают, точит нож);
г) бабушка в кресле (усталость, доброта, спокойствие);
д) красавица на стуле (элегантность, уверенность в своей красоте и неотразимости, с улыбкой ловит восхищенные взгляды).
2. Игра «Люблю — не люблю»
Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.
Игра «Сказочная пантомима»
Водящий произносит фразу из сказки, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние. Фразы могут быть такими:
— О горе мне, горе.
— Ах, какой счастливый день!
— Как выпрыгну, как выскочу, полетят клочки по закоулочкам!
— Какой чудесный пень, какой чудесный день!
— Тянут-потянут и вытянули репку!
4. Игра «Прочитай письмо»
«Почтальон» приносит письма, но необычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо, и он рассказывает, что «прочитал» в своем письме.
Игра «Веселые мартышки»
А теперь давайте сделаем веселую зарядку. Повторяйте все за мной:
Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слишком
Все в ладоши хлопаем
И ногами топаем.
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
И друг другу даже
Языки покажем.
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке,
Пальчик поднесем к виску,
И подпрыгнем к потолку.
Шире рот откроем «А»,
Рожицы состроим.
Как скажу я слово «три»,
Все с гримасою замри.
Дети изображают необычную позу и выражение лица. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.
Источник
Особенности социально-коммуникативного
развития детей с нарушением интеллекта
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Окользина Наталья Михайловна
Организация: МБДОУ № 9
Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Салават
Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, занять свое место в обществе. Следовательно, общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.
Вопросам коммуникативной деятельности детей разного возраста сегодня посвящено огромное количество исследований, однако проблема общения детей с нарушением интеллекта освещена довольно слабо.
Общение играет огромную роль в психическом развитии детей. Для ребенка с нарушением интеллекта обучение общению представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир.
Усилия педагогов, психологов, государства и общества в целом направлены на социализацию детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Большое значение придается подготовке таких детей к школе, где ведущую роль играет наличие навыков общения со сверстниками и со взрослыми.
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта
В нашем ДОУ воспитываются дети с нарушением интеллекта, с разными диагнозами, неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического происхождения, заметен рост и психогенных нарушений, которые проявляются в аутизации, агрессивности, нарушении поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, искаженных процессов социализации.
У детей посещающих наш детский сад несформированны познавательные процессы, следовательно, они получают не совсем полные, а порой даже неправильные, обманчивые представления о предметах и явлениях окружающей действительности. При интеллектуальных нарушениях уже первая ступень познания – восприятие – является нарушенной. Таким детям требуется намного больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал, они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, элементами и пр.
Значительно позже своих обычных сверстников такие дети начинают различать цвета, геометрические фигуры, эталоны. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета, целостное восприятие картинок и изображений.
Восприятие неразрывно связано с мышлением. Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. С трудом привлекается внимание, оно отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабое внимание препятствует достижению любой цели, даже игровая деятельность затруднена. Запас сведений и представлений об окружающем крайне мал.
Страдает координация, точность и темп движений. Движения замедленны, неуклюжи, зачастую обнаруживается моторная недостаточность. У одних двигательное недоразвитие, у других повышенная подвижность.
Развитие навыков самообслуживания значительно отстает. Некоторые дети нуждаются в контроле и помощи в быту на протяжении всей жизни.
У детей с нарушением интеллекта, как правило, наблюдается недоразвитие речи разной степени. Прежде всего, появление речи значительно запаздывает. У некоторых детей можно наблюдать поток бессмысленных фраз с сохранением ранее услышанной интонацией. У других речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Такие дети плохо понимают чужую речь, они улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями. Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений.
Дети с нарушением интеллекта чаще всего нелюбознательны, не дружелюбны, у них отсутствует интерес к игровой деятельности, к отношениям со сверстниками.
Психофизическое развитие детей с нарушением интеллекта характеризуется различными особенностями, которые проявляются в процессе обучения и воспитания. У таких детей очень медленный темп обучения, преобладает непроизвольное внимание, отсутствует мотивация, они быстро утомляются, характерна частая смена настроений, большая зависимость от погодных и природных изменений.
Вербальное и невербальное общение в психическом развитии ребенка.
Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими. В процессе общения используются знаковые системы. Различают вербальные и невербальные средства общения, которые активно используются в работе специалистами нашего ДОУ.
Вербальные средства общения — это общение с помощью речи. В процессе работы мы приспосабливаем свой язык к возможностям ребенка, к уровню его развития, и своей реакцией на его речь показываем ему, как нужно говорить и как могут быть вознаграждены его попытки вступить в разговор или поддержать его. Особенно важно знать, какие игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть его к общению, проявлять внимание к тому, что он пытается выразить, реагировать на эти попытки.
Невербальное общение. Есть в нашем саду дети, которые не умеют говорить, в этом случае мы обучаем их невербальным средствам общения.
Контакт глаз, взгляд, выражение лица, мимика, пантомимика, жесты, общий стиль поведения, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнеру – являются важнейшим фактором неречевого воздействия. Этому дети постоянно обучаются на занятиях педагогов, в совместно – игровой и произвольной деятельности.
Как помочь детям с нарушением интеллекта в общении?
Развитие и совершенствование навыков общения у детей с нарушением интеллекта на разных этапах жизни – от рождения до взрослости – требует от педагогов, психологов, родителей много внимания и терпения. Педагоги и родители должны вести усиленное наблюдение за его поведенческими и речевыми реакциями во всех видах деятельности, чтобы помочь и направить развитие коммуникативных навыков.
Различные занятия, упражнения и использование предметов обихода приносят немалую пользу в этом направлении. Таких детей зачастую надо учить всему, даже улыбаться. Известно, что улыбка появляется лишь под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения.
С детьми с нарушением нужно постоянно общаться, сопровождая свои действия негромкой, плавной речью со спокойной, приветливой интонацией. С ними надо больше разговаривать, озвучивая и называя каждое действие, которое производится (комментировать). Нужно постоянно поддерживать внимание и познавательный интерес к выполняемой деятельности и окружению.
Общение – это не только произнесение слов. Понятие «общение» предполагает также умение слушать и понимать, умение соблюдать очередность в разговоре, умение завязывать и поддерживать беседу. Ребенок на занятиях педагогов учится не только говорить, но и слушать слова других людей. Ему всегда следует давать больше времени на ответ.
Во время занятий с особенными детьми основной упор делается на развитие организованности и выдержки, подавляя желание «А я хочу!» отвлечением, убеждением или игнорированием его требований. У детей постепенно развиваются умения адекватно вести себя в детском саду, дома и в общественных местах.
В процессе работы мы ориентируемся на возможности детей посещающих ДОУ, а именно: развиваем у них способность познавать себя, заботиться о себе; обучаем умению концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих; развиваем восприятие речи, ориентировку в окружающем мире, социальных отношениях; тренируем умения применять навыки общения в повседневной жизни.
Формирование коммуникативных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, пронизывает все виды деятельности дошкольников. Эта задача решается на индивидуальных и групповых занятиях учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя. Дальнейшее решение этой проблемы происходит в свободной деятельности детей и под руководством воспитателей и во многом зависит от личности педагога и его качеств.
Организуя коррекционно — развивающую работу с детьми с нарушением интеллекта, мы понимали, что эффективность проводимой в данном направлении работы во многом зависит от создания особых условий, в которых реально можно было бы сочетать психологическую, педагогическую и другие виды помощи.
Коррекционная работа осуществляется поэтапно, исходя из степени выраженности нарушений и диагнозов детей. Длительность коррекционной работы для каждого воспитанника определяется индивидуально, в зависимости от его особенностей, возраста и скорости накопления адаптивных возможностей. Анализ состояния и примерный уровень развития ребенка определяется комплексно, всеми специалистами, именно он служит основой для разработки индивидуального плана коррекционной помощи. Работа специалистов во многом переплетается. Они дополняют друг друга, но не заменяют. Все ищут пути облегченной коммуникации, с ребенком, при этом каждый педагог выполняет свои функции и использует свой инструментарий.
Мы находимся в состоянии постоянного поиска интересных результативных методов работы с такими особенными детьми.
Список литературы
- Безрукова Е.З., Забрамная С.Д. Психологическое изучение умственно отсталых школьников. — Свердловск, 1974.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М., 1993.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- СПб.: Речь, 2001.
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособ. Для студ. Высш.пед. учеб заведений/ И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2003.
Опубликовано: 03.11.2016
Источник