Веракса карта развития ребенка к программе
Педагогическая диагностика связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования и заключается в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка представляет собой систему сбора, анализа, хранения и накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку образовательного процесса.
Образовательные результаты — информация о развитии воспитанников ДОУ и результатах освоения основной образовательной программы ДОУ.
Цель педагогической диагностики: оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком. Педагогическая диагностика проводится педагогом в ходе внутреннего мониторинга показателей развития личности ребенка.
Задачи педагогической диагностики:
- Индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребенка, построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.);
- Оптимизация работы с группой детей.
Основными принципами системы оценки индивидуального развития детей являются:
- комплексность,
- непрерывность,
- диагностичность (наличие критериев),
- доступность результатов для родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком).
Педагогическая диагностика:
- позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его динамику;
- учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;
- позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника;
- учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
В старшем дошкольном возрасте (с 5 до 7 лет) проводится логопедическая диагностика детей квалифицированным специалистом – учителем-логопедом для своевременного выявления отклонений в развитии и проведения необходимой коррекции.
Организация проведения оценки индивидуального развития
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.
Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Фиксация результатов (вводная и итоговая диагностики) может проводиться в октябре (первые 10 дней месяца) и мае (первые 10 дней месяца).
Результаты оценки индивидуального развития ребенка вносятся воспитателями и специалистами ДОУ в карты педагогической диагностики, сводные по картам предоставляются старшему воспитателю. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на следующий учебный год.
Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка:
- старший воспитатель обеспечивают условия объективного проведения оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок): выбирает методики и параметры оценки результатов, консультируют педагогов, испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики;
- специалисты ДОУ проводят педагогическую диагностику (учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию) своего направления развития личности воспитанников, педагог-психолог – психологическую диагностику при необходимости, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции;
- воспитатели проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции.
Оценка индивидуального развития осуществляется:
- в начале (сентябрь, октябрь) и в конце учебного года (апрель, май) – в целях определения динамики его развития;
- случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка.
Инструментарий оценки индивидуального развития ребенка
Оценка индивидуального развития осуществляется через наблюдения, беседы, анализ продуктов детской деятельности, в процессе непосредственно организованной деятельности.
Оценка индивидуального развития ребенка проводится по следующим уровням показателей:
- показатель сформирован полностью (достаточный уровень – 2.6 – 3 балла) — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым;
- показатель почти сформирован (условно достаточный 2,0-2,5 баллов) проявляется в самостоятельной деятельности, приближается к достаточному уровню.
- показатель в стадии формирования (уровень приближается к достаточному – 1,6 до 2 баллов) — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры;
- показатель не сформирован (недостаточный уровень – 0-1.5 баллов) — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения Основной образовательной программы.
Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном развитии и освоении детьми основной образовательной программы дошкольного образования.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «недостаточный уровень», следует усилить индивидуальную работу с ребёнком по данному направлению с учётом выявленных проблем, а также при взаимодействии с семьёй по реализации ООП ДО.
По результатам педагогической диагностики, составляются индивидуальные рекомендации по коррекции развития ребёнка.
Методологическая основа педагогической диагностики:
Для проведения педагогической диагностики используются параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей от 2 до 7 лет.
Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап.
Контроль
Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития ребенка осуществляется заведующим и старшим воспитателем посредством следующих форм:
- ежедневный текущий контроль;
- тематический контроль;
- оперативный контроль;
Виды деятельности в рамках контроля: педагогические наблюдения; изучение и анализ документации, собеседования.
Организация работы с результатами оценки индивидуального развития ребенка
Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на ПМПк ДОУ для выработки индивидуальных траекторий развития, разработки индивидуальных программ.
Обобщенные результаты оценки индивидуального развития детей могут использоваться в проблемно-ориентированном анализе деятельности ДОУ в целях принятия управленческих решений.
Основными пользователями информации о результатах оценки индивидуального развития детей являются:
- родители (законные представители) воспитанников,
- педагоги (непосредственно работающие с ребенком).
Пользователями обобщенной информации о результатах индивидуального развития детей являются:
- педагогический совет ДОУ,
- ПМПк ДОУ
Документация
Результаты оценки индивидуального развития детей, хранятся у педагогов в методическом кабинете 5 лет после выпуска детей из ДОУ. Обновляются по мере необходимости.
Материалы по педагогической диагностике разработаны на основе:
- ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155),
- Приказа министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»,
- Устава МКДОУ, основной образовательной программы МКДОУ.
Предлагаемые карты педагогической диагностики разработаны для воспитателей и специалистов, работающих по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Карты позволяют проанализировать степень овладения программным материалом как одного ребенка, так и группы детей в целом. Карты систематизированы по 5 образовательным областям и содержат полную информацию о программных требованиях. Предлагаемые карты охватывают все разделы программы: игра, социализация, развитие общения, нравственное воспитание, труд, самообслуживание, ФЭМП, познавательно — исследовательская деятельность, ознакомление с предметным окружением и социальным миром, ознакомление с миром природы, развитие речи, приобщение к художественной литературе, рисование, лепка, аппликация, музыкальная деятельность, культурно-досуговая деятельность, конструктивно-модельная деятельность, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, физическая культура.
К каждой диагностической карте прилагается инструментарий виде наблюдений или специально организованных заданий, позволяющих фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- коммуникативной деятельности со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
- игровой деятельности;
- познавательно-исследовательской деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности, детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- в деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора;
- двигательной деятельности (физическом развитии);
- в деятельности по самообслуживанию и элементарному бытовому труду;
- конструктивной деятельности;
- музыкальной деятельности;
- изобразительной деятельности.
Основополагающим методом педагогической диагностики является наблюдение при:
- организованной деятельности в режимные моменты,
- самостоятельной деятельности воспитанников;
- свободной продуктивной, двигательной или спонтанной игровой деятельности воспитанников;
- образовательной деятельности.
При необходимости педагог может применять и иные исследовательские методы, уместные для осуществления педагогической диагностики в дошкольном образовании (беседа, поручения, создание педагогических ситуаций и др.). Педагогическая диагностика может включать в себя диагностические задания. Существует несколько типов диагностических заданий.
- Задания первого типа направлены на определение уровня овладения способами действий.
- Задания второго типа направлены на определение уровня овладения основными знаниями и умениями, необходимыми детям при изучении материалов каждого раздела программы.
- Задания третьего типа направлены на определение способности ребенка к реализации опыта в новых, нестандартных условиях.
Диагностические задания могут быть включены в календарно-тематические планы по каждому разделу программы. Их проведение не требует дополнительного времени (в этом особенность педагогической диагностики). Воспитателю необходимо создавать условия для организации и проведения педагогической диагностики и продумывать моменты в организации для активизации активности и самостоятельности детей. Для этого воспитатель может быть инициатором, демонстрирующим собственную увлеченность;
- может проигрывать проблемно-поисковую ситуацию;
- может подключиться к детям, выполняющим диагностические задания;
- может быть просто сторонним наблюдателем.
Большое значение имеет подбор материала и оборудования для выполнения диагностического задания. Они должны быть интересны своей новизной, необычностью внешнего вида, способом использования или получаемым с его помощью результатом. Оборудование должно быть разнообразным, предусматривающим свободу выбора в соответствии с интересами ребенка. Предпочтительно использовать материалы и оборудование, которые могут стимулировать, подсказывать содержание и способы выполнения диагностических заданий.
Членами рабочей группы «Эксперт» МКДОУ «Солнышко» были разработаны диагностические карты освоения детьми ООП ДОУ в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и инструментарий к ним.
Разделы программы | Разработчики диагностических карт | Разработчики инструментария |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | ||
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание, труд, самообслуживание | Залесова Т.В. | Залесова Т.В. |
Игра | Утробина О.В. | Утробина О.В. |
Образовательная область «Познавательное развитие» | ||
ФЭМП | Грузская Т.В. | Грузская Т.В. |
Познавательно-исследовательская деятельность | Грузская Т.В. | Грузская Т.В. |
Ознакомление с предметным окружением | Петрова Е.В. | Петрова Е.В. |
Ознакомление с социальным миром | Петрова Е.В. | Петрова Е.В. |
Ознакомление с миром природы | Селиванова В.М. | Селиванова В.М. |
Образовательная область «Речевое развитие» | ||
Развитие речи | Старун Г.В. | Старун Г.В. |
Приобщение к художественной литературе | Старун Г.В. | Старун Г.В. |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | ||
Рисование | Шадрина Е.А. | Зощенко М.Г. |
Лепка | Шадрина Е.А. | Шадрина Е.А. |
Аппликация | Шадрина Е.А. | Шадрина Е.А. |
Музыкальная деятельность | Леонова А.В. | |
Культурно-досуговая деятельность | Быкова С.В. | Быкова С.В. |
Конструктивно-модельная деятельность | Вяткина И.В. | Вяткина И.В. |
Образовательная область «физическое развитие» | ||
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | Бойко А.В. | Чебанова И.Е. |
Физическая культура | Бойко А.В. | Чебанова И.Е. |
По представленной ниже таблице легко ориентироваться в образовательных областях, соотносить разделы программы с организованной образовательной деятельностью, свободной деятельностью детей, с видами детской деятельности.
Продолжение программы.
Источник
Программой дошкольного образования предусмотрено оценивание динамики образовательных достижений воспитанников, основанное на методе наблюдения и включающее:
— в деятельности в режимных моментах.
Карты наблюдения детского развития в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, позволяющие фиксировать динамику и развитие ребенка в ходе:
– коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддерживания контакта, принятия совместных решений, решения конфликтов, лидерства и др.);
– познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
– проектной деятельности (динамика развития детской инициативности, ответственности,умения планировать и организовывать свою деятельность);
– физического развития.
— методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина для определения сформированности предпосылок к учебной деятельности;
— беседа по определению «Внутренней позиции школьника» (Н.И.Гуткина) для определения мотивационной готовности к школе.
Показатели нервно-психического развития, карты и группы здоровья разработаны К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной, Н.М.Аксариной, Л.Г.Голубевой.
Анализ продуктов детской деятельности.
— метод «Социометрия», изучающий взаимоотношения детей в коллективе сверстников.
Оценку образовательных достижений воспитанников проводим 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь): выявляется стартовый уровень развития и проектируется образовательный маршрут ребенка на учебный год;
В конце года (май) – итоговое оценивание, которое позволяет определить на сколько успешно были выбраны образовательные методы, формы и средства
организации воспитательно — образовательного процесса в группе.
В процессе оценивания используем уровни: низкий (Н), средний (С), высокий (В).
Высокий уровень (3 балла) – результаты соответствуют норме в полном объеме.
Средний (2 балла) – допускаются незначительные несоответствия норм усвоения программных задач.
соответствия программе. Оценка образовательных достижений служит основанием для построения образовательной работы с детьми.
Уровни показателей (баллы): Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл)
- Социально-коммуникативное развитие
Критерии развития 2-й год (младший дошкольный возраст – 2-3 года
I*
II
- Описывает себя, свою семью и культурную группу:
— называет себя мальчиком или девочкой
— знает собственное имя, фамилию, имена родителей
— рассказывает о случаях, праздниках в своей семье
- Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:
— делится игрушками, не проявляет грубость, легко вступает в контакт со взрослыми, сверстниками
— отвечает на проявленное внимание, играет рядом со сверстниками
— проявляет желание играть вместе со взрослыми, сверстниками
- Выражает эмоции приемлемым способом:
— проявляет готовность ждать появления матери
— быстро успокаивается при поддержке (внимании) взрослого
— выражает чувства словами
- Самообслуживание:
— умеет при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь; правильно одеваться и обуваться
— умеет при небольшой помощи взрослого в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду
— умеет под контролем взрослого мыть руки, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой, горшком
— умеет держать ложку в правой руке
- Трудовые поручения:
— умеет при небольшой помощи взрослого поддерживать порядок в игровой комнате (после игр убирать игрушки на место)
— умеет выполнять простейшие трудовые действия/поручения ( совместно со взрослым перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы и пр.)
— предлагает помощь взрослому при ухаживании за растениями и животными
- Воспитание целостного отношения к труду:
— проявляет желание трудиться
— проявляет интерес к людям разных профессий
- Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:
— имеет представление о светофоре и его сигналах
— знает проезжую часть дороги и тротуар для пешеходов
— в игре демонстрирует знание правил дорожного движения и поведения в транспорте
- Соблюдает элементарные правила поведения в помещении:
— знает правила поведения в общении друг с другом (не толкаться, играть, не мешая друг другу, и пр.)
— имеет представление о назначении помещений (раздевалка, спальня и пр.)
— знает правила безопасного обращения с дверью, некоторыми бытовыми приборами, инструментами – кистями, карандашами
- Соблюдает правила безопасного поведения на прогулке:
— знает правила обращения с оборудованием на площадке (горка, песочница и пр.), имеет представления о безопасном обращении с растениями, насекомыми и пр.
— на прогулке встает в пару, определяет границы площадки
— способен непродолжительное время заниматься самостоятельной деятельностью, соблюдая правила безопасного поведения
Всего (среднее значение):
- Познавательное развитие
- Проявляет познавательный интерес:
— задает вопросы о мире, событиях, материалах
— проявляет любознательность
— возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем
- Проявляет интерес к действиям с предметами:
— распознает основные формы предметов (шар, куб)
— различает и называет предметы ближайшего окружения
— подбирает несколько необходимых предметов для игры
- Классифицирует по признакам:
— сравнивает предметы по цвету, форме, размеру, характеризуя их признаки
— подбирает предметы по цвету, форме, размеру
— различает предметы по цвету, форме, размеру
Всего (среднее значение)
- Речевое развитие
- Правильно реагирует на речевую информацию:
— понимает содержание коротких рассказов, сказок (без показа) по опыту
— выполняет указания, содержащие два, три и более шагов
— следует указаниям принять участие в том или ином деле и выполняет его
- Активная речь:
— пользуется предложениями из трех и более слов
— отвечает на вопросы: где? Когда? Куда? Почему? И может задавать их сам
— излагает хорошо знакомую сказку, рассказ, стихотворение
- Говорит понятно для слушателей:
— разговорный словарь достигает 250 – 700 слов
— активно общается со знакомыми людьми
— использует в речи разные виды предложений
- Проявляет интерес к художественной литературе:
— легко охотно соглашается послушать чтение
— просит взрослого почитать или рассказать историю
— пересказывает небольшие эпизоды знакомых историй
- Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:
— самостоятельно рассматривает книги, проговаривает знакомые тексты
— правильно держит книгу, листает от начала до конца
— любит участвовать в изготовлении книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках
- Видит связь между устной и письменной речью:
— опознает символические обозначения, используемые в группе
— узнает написание своего имени
— имитирует письмо взрослых
Всего (среднее значение)
- Художественно-эстетическое развитие
- Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:
— просит включить и повторить песню, мелодию, называет ее
— внимательно, с интересом слушает, понимает смысл песенок
— подпевает отдельные слова и фразы
- Сам пытается музицировать:
— способен узнавать знакомую мелодию, песню
— распознает звучание различных музыкальных инструментов (погремушки, ложки, бубен, фортепиано), может назвать и показать, что звучало
— использует на занятиях и в играх предложенные музыкальные инструменты
- Двигается под музыку:
— начинает движения с началом музыки
— двигается в соответствии с характером музыки
— выполняет простейшие танцевальные движения (притопы, хлопки, «фонарики»)
- Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:
— проявляет интерес к разным видам изодеятельности
— может сосредоточенно заниматься лепкой или рисованием 5 – 10 минут
— радуется своим работам, пробует повторять самостоятельно
- Воплощает идеи в реальность:
— называет, что нарисовал
— знает, как действовать карандашами, кистью, штампами, пластилином и т.д.
— умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук в палочки, сплющивать комок в «лепешку»
- Проявляет воображение:
— выбирает разные цвета
— использует разные материалы, размер и цвет бумаги
— умеет отламывать от большого комка маленькие комочки (глина, пластилин, тесто)
Всего (среднее значение)
5. Физическое развитие
- Демонстрирует координированные движения:
— умеет ходить и бегать «стайкой» за воспитателем
— прыгает на двух ногах на месте и с продвижением вперед
— умеет бросать и ловить мяч на малом расстоянии
- Удерживает равновесие:
— стоит и ходит на цыпочках, не теряя равновесия
— проходит по низкому брусу шириной 15-20 см при поддержке взрослого
— умеет делать поворот вокруг себя в медленном темпе
- Использует координированные движения:
— поднимается вверх и спускается вниз по лестнице, держась за перила, ставя по одной ноге на каждую ступеньку
— рисует точки, линии цветными мелками, карандашами, пальчиковыми красками
— выполняет несложные постройки из кубиков, соединяет детали конструктора
- Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа жизни:
— самостоятельно ест ложкой, пьет из чашки
— с помощью взрослого моет руки с мылом перед едой, вытирает их полотенцем, пользуется салфеткой, носовым платком
— при помощи взрослого частично раздевается, надевает одежду и обувь, складывает одежду на место
- Знает некоторые части тела и их функции:
— называет части тела (голова, руки, ноги, живот, шея, спина)
— может показать эти части тела
- Знает предметы, связанные с гигиеной:
— знает свой шкафчик
— знает свою кровать
— знает свое полотенце и пр.
Всего (среднее значение)
Итого (среднее значение)
Уровни показателей (баллы): ): Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл)
Критерии развития
1-й год
(младшая группа)
2-й год
(средняя группа
3-й год (старшая группа)
4-й год (под
готови
тельная группа)
I*
II
I
II
I
II
I
II
- Социально-коммуникативное развитие
- Описывает себя, свою семью и культурную группу:
— называет себя мальчиком или девочкой
— воплощает представления о себе и своей семье в рисунке, играх
— рассказывает о своей семье, о культуре и традициях
- Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:
— проявляет уважение к себе и другим
— легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками
— знает и учит других действовать по очереди, соблюдать правила, делает активный выбор
- Выражает эмоции приемлемым способом:
— опознает и называет различные эмоции
— выражает чувства словами
— объясняет причины своих эмоций
- Проявляет эмпатию к другим людям:
— демонстрирует понимание чувств других людей не вербально
— помогает другим в случае необходимости
-выражает понимание чувств вербально
- Самоконтроль и взаимодействие:
— навыки игры сформированы соответственно возрасту
— присоединяется к игре по приглашению или просьбе
— играя, предлагает свои идеи и принимает идеи других
- Понимает и уважает различия между людьми:
— играет с ребенком другой культурной принадлежности
— интересуется различиями между собой и другими
— использует подходящие слова, обсуждая различия
- Самообслуживание:
— умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду
— может приготовить свое рабочее место и убрать его после окончания работы
— бережно относится к личным вещам и вещам сверстников
- Ручной труд:
— проявляет интерес к работе с бумагой, ремонтирует книги
— делает объемные фигуры, складывая лист бумаги пополам, и т.д.
— принимает участие в изготовлении поделок из природного и бросового материала
- Воспитание ценностного отношения к труду:
— проявляет желание трудиться
— ответственно выполняет трудовые поручения
— помогает сверстникам и взрослым при затруднении
- Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:
— знает сигналы светофора, как правильно переходить дорогу
— знает знаки дорожного движения для пешеходов и правила безопасного поведения на улице
— знает правила безопасного поведения в транспорте
- Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе:
— знает и соблюдает правила экологического поведения в природе
— знает и соблюдает правила общения с животными
— имеет представления об опасностях, встречающихся в природе (ядовитые растения, грибы и т.д.)
- Знает элементарные правила безопасного поведения в детском саду, в быту:
— знает и выполняет правила поведения в помещении детского сада
— знает и выполняет правила поведения на прогулке
— знает и выполняет правила обращения с бытовыми приборами, инструментами
Всего (среднее значение):
- Познавательное развитие
- Проявляет любознательность и желание решать проблемы:
— задает вопросы о мире, событиях, материалах
— проявляет любознательность
— возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем
- Планирует и ставит цель:
— планирует предстоящую деятельность, что собирается делать
— подбирает несколько необходимых предметов для игры или работы
-выдвигает гипотезы и предложения
- Классифицирует по признакам:
— классифицирует объекты по цвету, форме, размеру и т.д.
— подбирает группу объектов на основании функционального сходства
— на?