Ведущие линии развития ребенка третьего года жизни
Содержание
- Особенности развития детей третьего года жизни
- Внимание на третьем году жизни ребенка
- Представление и понятие об окружающем мире
- Сенсорное развитие
- Игры и занятия на третьем году жизни ребенка
В течение 3-го года жизни ребенок психологически отдаляется от близких взрослых и противопоставляет себя им. Собственное «Я» становится особенно значимым. Часто можно слышать от ребенка выражения «я сам», «я хочу», «я могу». Кризис 3-х летнего возраста проявляется в негативизме – стремлении действовать наоборот, упрямстве – настоянии на своем, строптивости – протеста против образа жизни, своеволии, проявлении самостоятельности.
В результате таких личностных проявлений ребенка у него появляется гордость за свои достижения. Он ждет одобрения, похвалы от взрослых за свои успехи. Появляется чувство собственного достоинства. Эти качества лежат в формировании самосознания ребенка.
Большие изменения в психике ребенка касаются дальнейшего формирования речи ребенка и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под ее влиянием. Словарь ребенка увеличивается в 3-4 раза, изменяясь не только количественно, но и качественно. Так, почти исчезают формы слов, а также неправильно произносимые слова.
В своей речи он употребляет уже распространенные и сложные предложения: «Волк больше зайчика, он может его съесть», «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым». Дети в этом возрасте задают множество вопросов: почему? где? когда? зачем? Эти вопросы развивают познавательную потребность. Употребление детьми придаточных предложений говорит о восприятии детьми предметов и явлений окружающей действительности не изолированно, а во взаимосвязи. Они улавливают свойства предметов и явлений, сравнивают и сопоставляют.
Развитие речи и мыслительного процесса у детей третьего года жизни идут одновременно.
Особенности развития детей третьего года жизни
- Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих. Ребенок понимает смысл слов из того, что его повседневно окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.
- Появляются более сложные обобщения касающихся сходных по функциям предметов, а также касающихся качества предметов, например на вопрос: «Что у нас красного цвета?» — ребенок отвечает: «Флажок, шарик, мой бантик».
- Ребенок может понять рассказ взрослого о явлениях и событиях в которых сам не участвовал и непосредственно не видел, например, рассказ о том, как лисичка прогнала зайчика из дома.
- На третьем году изменяется воспитательное значение речи. Словом можно прекратить то или иное действие ребенка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие.
Но несмотря на эти достижения дети не владеют еще грамматическим строем языка. Ребенок говорит: «У меня замерзли ножки и валенки» (2 года 6месяцев), или: «Эта колбаса докторская, она у доктора была» (2 года 9 месяцев). Правильное произношение звуков на 3-м году еще не закреплено, но автоматизировано. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие :«балабан» (барабан). В это время слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения. Что касается взрослых, то они не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования правильного произношения детьми слов.
Внимание на третьем году жизни ребенка
На третьем году жизни у детей появляются элементы произвольного внимания, он более длительное время может заниматься одним видом деятельности. У ребенка возрастает объем памяти, ее прочность. Дети более длительное время сохраняют в памяти пережитое, особенно если это было связано с положительными или отрицательными эмоциями.
Представление и понятие об окружающем мире
На протяжении 3 года у ребенка формируются разнообразные представления и понятия об окружающем мире. Он узнает свойства и назначение многих предметов повседневного обихода, различает и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях («Самолет летит высоко»; «Когда будет темно, надо спать»).
У ребенка формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).
Сенсорное развитие
Вид деятельности ребенка, которому следует уделять особое внимание, можно назвать наблюдение, так как оно является важным средством сенсорного развития. Здесь высока роль взрослого, который должен научить ребенка выделять такие свойства предметов, как величина, цвет, форма. Если взрослый видит, что ребенок зам чем-либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом предмете главное, существенное. Детские вопросы свидетельствуют о том, что ребенок пытается познать окружающий мир.
Игры и занятия на третьем году жизни ребенка
Деятельность ребенка на 3-м году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами:
- предметной деятельностью (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой);
- сюжетные игры (игра с куклой);
- наблюдения;
- рассматривание картинок, книг;
- элементы трудовой деятельности (самостоятельный прием пищи, одевание, уборка игрушек);
- игры со строительным материалом; начала изобразительной (творческой деятельности) – лепка и рисование.
Все эти виды деятельности имеют значение для умственного развития малыша. Вне деятельности нормального развития ребенка быть не может.
Особое место в развитии ребенка имеют «сюжетные игры», когда играя, он отображает многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он начинает отображать человеческие отношения. Появляются элементы ролевой игры. Но это возможно только на основе тех представлений, которые уже сформированы у ребенка. Важным качеством в деятельности ребенка при этом могут быть элементы планирования, когда, начиная то или иное действие, он заранее определяет его цель: «Я буду строить дом»; «Я буду лечить куклу».
Изобразительная творческая деятельность ребенка заключается в рисовании, лепке. Ребенок начинает понимать, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу 3-го года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки, может слепить грибок, пирамидку, которая состоит из палочки и нескольких колечек.
На третьем году жизни у детей появляется стремление вызвать взаимодействия со сверстниками, интерес к совместным играм и начинаются складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и поведение.
А чтобы не останавливаться на достигнутом, продолжайте занятия с ребенком. В этом вам помогут развивающие упражнения. Ну и, конечно, ребенок по-прежнему нуждается в вашей любви, заботе и понимании.
Источник
Ра, С, Д, И, Н.
Чаще после 3-х лет ребенка отдают в ДОУ. Каждый ребенок при этом проходит период адаптации.
Адаптацияможет быть 3-х степеней.
1 степень легкая –нарушение поведения в течении 20-30 дней, снижается аппетит, который восстанавливается за 10 дней. Дома сон не нарушен, а в детском саду дневной сон восстанавливается за 10 дней. Эмоции, речевая активность, взаимоотношения с детьми нормализуются за 15-20 дней, заболеваний не возникает.
2 степень средней тяжести – у детей от 1,5 лет и старше все нарушения более выражены и более длительны. Нормализация наступает к 20-30 дню. Заболевания в виде ОРВИ без осложнений.
3 степень тяжелая – протекает длительно от 2-6 мес. с выраженными проявлениями. Дети с отягощенным анамнезом заболевают при поступлении в ДДУ в течении первых 10 дней, болеют продолжительно и часто – от 4-12 раз а год. Частота заболеваний снижается на 2-ом году пребывания в ДДУ. У таких детей возникают невротические состояния, они отстают в речевом развитии и игровой деятельности.
Особенности питания в ДОУ.
У детей старше 1 года значительно возрастают возможности жкт, увеличивается объем желудка. Учитывая это, в меню входят густые блюда, салаты, ржаной и пшеничный хлеб.
Объем пищи = 1000 + (100×п), где п – число лет.
Животный белок составляет:
1-3 года 75%, до 7 лет – 50% за счет молока, мяса, творога, сыра.
Молоко в 1-3 года 600-650 мл., старше 3-х лет – 400-500 мл.
Мясо: нежирная говядина, телятина, куры, кролики.
Животные жирыд.б. 75% в рационе у ребенка старше 1 года, растительные жиры– не менее 10% (подсолнечное, кукурузное масло).
Углеводылучше растительного происхождения (фрукты).
Соотношение б:ж:у составляют у дошкольников 1:1:3,5.
Кормят детей 4 раза:
Завтрак – 25%, обед – 35-40%, полдник 10%, ужин 20-25%.
Лекция №6
Тема:Препубертатный и пубертатный периоды.
Школьный период делится на:
— младший школьный возраст – 6-9 лет.
— средний школьный возраст – 10-14 лет.
— подростковый возраст – 14-18 лет.
Младший школьный возраст. Психологической особенностью этого возраста является переход к логическому, словесному мышлению. К этому возрасту заканчивается формирование тканей и идет дальнейшее увеличение массы органов и всего тела.
Возрастает мышечная масса, развиваются двигательные качества – быстрота, ловкость, в 6-7 лет они могут избирательно сосредоточить внимание на интересующих их предметах. В этом возрасте многое зависит от интеллектуального развития ребенка, которое может быть задержано в результате родовой травмы, перенесенного ребенком сотрясения головного мозга или педагогической запущенности.
К 7 годам еще не завершено развитие опорно-двигательного аппарата (скелет, суставы, связки, мускулатура), не закончено формирование роста и окостенения всех отделов грудной клетки, продолжается рост основания черепа, кости находятся в стадии сращения. Позвоночный столб очень чувствителен к деформациям. У детей в этом возрасте преобладают процессы возбуждения над процессами торможения. У некоторых детей могут быть под влиянием учебных занятий непонятные для взрослых вспышки агрессии. Другие дети становятся, наоборот, заторможенными, застенчивыми (чаще это возникает из-за неровного отношения взрослых к детям – их бесконечные запросы, наказания).
Дети этого возраста высоко ценят в своих сверстниках такие качества, как справедливость, честность, вежливость.
Аз находится в стадии развития, что необходимо учитывать при обучении детей 6-8 лет. Ведь продолжительность зрительной работы в школе за неделю = 20 часам. А дома дополнительные занятия музыкой, просмотр телевизионных передач. Все это отрицательно сказывается на остроте зрения. Ребенок в этом возрасте может смотреть телевизор не более 20 минут.
Средний школьный возраст 10-14 лет характеризуется быстрой и прочной выработкой условных рефлексов. Физиологи считают период с 10 до 14 лет наиболее спокойным в развитии ВНД ребенка.
Подростковый или пубертатный период с 14 до 16 лет период полового созревания. У девочек половое созревание чаще происходит в 12-16 лет, у мальчиков – в 13-18 лет.
О половом созревании у девочек свидетельствует рост грудных желез, появление менструаций, оволосение на лобке и в подмышечной впадине.
У мальчиков происходит ломка голоса, рост волос на лобке, груди, лице, в подмышечных впадинах, появление поллюций.
С появлением менструации у девочек резко падает увеличение массы тела. В этом возрасте высокая работоспособность, возрастает двигательная и нервно-психическая активность, что ведет к значительному напряжению обмена веществ и работы эндокринных желез, нервной системы. Усиливаются процессы возбуждения, несколько ухудшается кровоснабжение головного мозга, из-за чего может быть повышенная утомляемость. Часто встречаются психоневрозы, могут быть жалобы на колющие боли в области сердца, сердцебиение из-за расстройства ВНС. Этот период считается переходным. Он очень труден в психологическом отношении. В этот период дети еще не становятся взрослыми, но уже перестают быть детьми. Формируется характер и личность подростка. Особенности психики в этом возрасте во многом связаны с первым чувством полового влечения. Тип ВНД вырабатывается под влиянием внешней среды. Тип ВНД определяется тремя свойствами нервной системы:
· силой нервных процессов
· их подвижностью
· уравновешенностью
У подростков выделяют 4 типа ВНД:
1. Уравновешенный. Процессы возбуждения и торможения образуются одинаково легко и быстро. Эти дети легко усваивают режимы, хорошо учатся, мало утомляются и редко болеют.
2. Возбудимый.Отличается тем, что положительные связи образуются легко и быстро, а процессы торможения медленно и трудно. Дети неуравновешенны, быстро схватывают учебный материал, но не осваивают его до конца, успеваемость неровная.
3. Тормознойпроявляется тем, что положительные связи образуются медленно, а тормозные легко и быстро. Дети медленно реагируют на различные ситуации, нуждаются в повторном объяснении, но усваивают надолго.
4. Инертный тип характеризуются тем, что тормозные и возбудимые процессы слабы. Дети данного типа быстро устают, занимаются слабо, часто болеют, но тип ВНД в процессе роста может измениться.
Очень часто дети школьного возраста предрасположены к следующим заболеваниям:
· Носоглотка: хронический тонзиллит, частые ангины, ОРЗ.
· Хронический аденоидит. При этом у ребенка затруднено носовое дыхание, они плохо спят, едят, рассеянные, низкая успеваемость. Это в результате хронической гипоксии на фоне нарушения мозгового кровообращения и затруднения носового дыхания.
· Заболевания органов желудочно-кишечного тракта: холециститы, гастриты, гастродуодениты, язвенная болезнь желудка и ДПК. Эти заболевания чаще наблюдаются в неблагополучных семьях, где бывают часто скандалы, пьянство, глистные инвазии.
· Ожирение составляет 75% от всех заболеваний эндокринной системы. Причинами является наследственная предрасположенность, нерациональное питание, малая двигательная активность. Отсюда и нарушение осанки, плоскостопие, нарушение полового созревания. Кроме того, тучные дети – это всегда предмет насмешек сверстников, а отсюда – замкнутость, отчужденность, чувство неполноценности.
· Аллергия – бронхиальная астма, нейродермит. Реакции могут быть на пищевые продукты, медикаменты, пыльцу растений, пыль и т. д.
· Снижение зрения, близорукость – из-за перегрузок зрения, м. б. наследственная форма, инфекционные заболевания.
Чтобы иметь четкое представление о состоянии здоровья школьников, ежегодно проводят углубленные медосмотры, которые проводят в несколько этапов:
1. обследование детей по скрининг программе
2. обследование детей с патологией скрининг тестов врачами педиатрами
3. обследование узкими специалистами.
Скрининг программа.
1. анкета-опрос родителей и выявление жалоб, характерных при нарушении в ССС, ЖКТ, МВС и т. д.
2. индивидуальная оценка ФР ребенка
3. измерение АД.
4. выявление нарушений опорно-двигательного аппарата.
5. обследование зрения.
6. лабораторные анализы (ОАК, ОАМ).
После окончания осмотра данные заносятся в форму 026/у и составляется листок здоровья для педагога (рекомендации по питанию, рассаживание за парту, ношение очков и др.).
Должно быть строгое соблюдение санитарного и противоэпидемического режима:
— выявление инфекционных больных (источник болезни) и их изоляция;
— обследование и наблюдение за контактными детьми;
— проведение профилактики инфекционных заболеваний: вакцинация детей согласно календарю профилактических прививок в соответствии с Приказом МЗ РФ №124н от 2014 г.
Все заболевания, отклонения в развитии ребенка могут быть скорректированы с помощью правильного режима дня, сбалансированным питанием, правильным чередованием и дозированием физической нагрузки и отдыха, закаливанием и лечебными мероприятиями.
При организации физ. воспитания в школе учащиеся распределяются по группам:
1. основная – без отклонения в состоянии здоровья
2. подготовительная – дети этой группы занимаются с исключением тяжелых физических нагрузок
3. специальная медицинская группа – учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья. С этими детьми проводятся занятия ЛФК.
От десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а половое созревание наступает в более раннем возрасте. Это явление называют акселерацией. Длина детей в возрасте 15 лет за 100 лет увеличилась на 19-20 см. Ускорился срок биологического созревания (более ранние сроки появления ядер окостенения, прорезывания постоянных зубов, полового созревания). Происходит более быстрое развитие мышечной силы, о чем свидетельствуют постоянно изменяющиеся мировые спортивные рекорды в сторону увеличения.
Акселерация, вероятно, обусловлена изменением генотипа, развивающегося вследствие большой миграции населения и образования смешанных браков. Нельзя исключить и роль социальных условий, т. к. темп акселерации выше при определенных условиях для развития детей. Например, темпы акселерации детей в развитых странах выше, чем в слаборазвитых, также как акселерация среди городского населения выше, чем среди сельского. Истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения.
Список литературы
Тульчинская В. Д. Здоровый ребенок; Учебное пособие. – Ростов-н/Дону, «Феникс», 2009, — 181с.
Кочаровская Е. В. Сестринское дело в педиатрии; Практическое руководство. – М:
Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение: Учебное пособие. – Ростов-н/Дону, «Феникс», 2012, — 446 с.
Дата добавления: 2018-01-08; просмотров: 1230; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9274 — | 7456 — или читать все…
Источник