Ведущая роль обучения в развитии аномального ребенка

Ведущая роль обучения в развитии аномального ребенка thumbnail

Положение
о ведущей роли обучения в развитии
аномального ребенка является одним из
основных положений дефектологии.

Дети
с отклонениями в развитии нуждаются с
момента определения этого отклонения
в особых условиях и методиках обучения.
На данный момент известны две формы
обучения детей с отклонениями: в домашних
условиях и в специализированных учебных
учреждениях. Обучение таких детей
сводится к коррекционно-педагогической
работе. Одной из главных целей обучения
детей с нарушенным развитием является
исправление психических и физических
способностей ребенка, подготовка его
к выполнению некоторых самостоятельных
действий.

Значение
и роль обучения детей с нарушениями в
развитии более точно раскрыл В. С. Леднев,
который определил структуру этого
понятия. Основываясь на его теории о
воспитании таких детей, образование
аномальных детей можно выразить в
общественно организуемом процессе
передачи знаний и навыков от одного
поколения другому при определенных
условиях.

Обучение
людей с дефектами отличается от программы
обучения нормальных детей формой,
содержанием, которое основано на трех
основных аспектах:

1)
познавательном (обучение), который
обеспечивает человека практическим
опытом;

2)
воспитательном (воспитание), при котором
происходит воспитание физических,
умственных и типологических свойств
характера человека;

3)
учебном (развитие).

Обучение
в условиях нарушенного развития основано
на процессе усвоения опыта, роль
воспитания и дальнейшего развития
второстепенны, но все три процесса
взаимосвязаны и неотделимы друг от
друга.

Вся
коррекционно-педагогическая работа
направлена на исправление отклонений
в развитии детей с аномальными дефектами.

На
практике проведение учебно-воспитательной
работы должно соответствовать только
одному требованию: обучению и приспособлению
аномальных людей к полноценной жизни
в обществе путем преодоления психических
и физических недостатков развития и
обучения применению новых знаний.
Процесс адаптации в социальном обществе
людей с аномальным развитием должен
проводиться одновременно по всем
направлениям: познавательному,
эстетическому, трудовому и т. д. В процессе
обучения людей с дефектами в развитии
необходимо помнить о формировании
нового характера такого человека,
который стремится компенсировать свои
недостатки и стать полноценным членом
общества.

В
процессе коррекционного развития
состояние человека с дефектами постоянно
изменяется, развиваются нравственные,
физические, умственные навыки. Человек
учится контролировать свою деятельность,
приобретает социально-трудовой опыт.

40. Психологические проблемы построения методов специального обучения

Психологические
проблемы построения методов специального
обучения 
Общепедагогические методы
не используются изолированно, но всегда
в необходимом сочетании друг с другом;
тот или иной метод, будучи ведущим,
дополняется и подкрепляется одним-двумя
дополнительными, сюда же подключаются
различные как общепедагогические, так
и специальные приемы. Важным является
взаимодополняемость методов.
Так, на начальных этапах обучения при
объяснении нового материала ведущими
могут быть наглядно-
практические
методы с элементами словесного объяснения
или беседы. На более поздних годах
обучения ведущее место могут занимать
словесные методы с дополнением наглядных
и практических методов [4]. 
Значительное
своеобразие в отборе, композиции и
применении методов обучения детей с
отклонениями в развитии существует в
группе методов организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности.
Как известно, в эту группу входят
следующие подгруппы методов: перцептивные
[методы словесной передачи и слухового
и (или) зрительного восприятия учебного
материала и информации по организации
и способу его усвоения; наглядные,
практические методы]; логические
(индуктивный и дедуктивный); гностические
(репродуктивные, проблемно-поисковые,
исследовательские). 
Все эти методы
могут реализоваться в практике образования
общего назначения как под руководством
учителя, так и самостоятельно обучающимися.
В условиях специального образования
возможности обучающихся далеко не
всегда позволяют реализовать методы
самостоятельной работы. 
Отбор
методов из указанных групп для
коррекционно-педагогической работы с
лицами, имеющими отклонения в развитии,
определяется рядом факторов.

Во-первых,
в связи с отклонениями в развитии
перцептивной сферы (слух, зрение,
опорно-двигательная
система и др.) у обучающихся значительно
сужены возможности полноценного
восприятия слуховой, зрительной,
тактильно-вибрационной и иной информации,
выступающей в качестве учебной. Отклонения
в умственном развитии также не дают
возможности полноценного восприятия
учебной информации. Предпочтение поэтому
отдается методам, помогающим наиболее
полно передавать, воспринимать, удерживать
и перерабатывать учебную информацию в
доступном для обучающихся виде, опираясь
на сохранные анализаторы, функции,
системы организма, т.е. в соответствии
с природой особых образовательных
потребностей данного человека.
Во-вторых,
при любых отклонениях в развитии, как
известно, нарушено развитие речи. Это
означает, что особенно на начальных
этапах обучения речь учителя, его
словесные объяснения, словесные методы
в целом не могут использоваться как
ведущие.
В-третьих,
разные типы нарушений развития приводят
к преобладанию наглядных видов мышления,
затрудняют формирование словесно-логического
мышления, что, в свою очередь, значительно
ограничивает возможности использования
в образовательном процессе логических
и гностических методов, в связи с чем
отдается предпочтение индуктивному
методу, а также методам
объяснительно-иллюстративным,
репродуктивным и частично поисковым
[8].
Среди словесных методов обучения
широкое распространение в практике
массового школьного обучения имеет
беседа. Действительно, беседа позволяет
вовлечь всех детей в учебный процесс,
она учит живому общению, позволяет
выявить и закрепить имеющиеся у детей
знания. В то же время ученые-дефектологи,
например С.А.Зыков, указывают на целый
ряд негативных сторон этого метода при
использовании его в системе специального
образования: зачастую этот метод
превращается в универсальный, когда
реально продуцируется лишь один вид
деятельности учеников — воспроизведение
имеющихся у них знаний (речь в данном
случае не идет об эвристической беседе).
При проведении беседы слабо учитываются
способности и возможности, психологические
особенности каждого отдельного ученика;
учитель является центральной и единственно
активной фигурой на уроке. Ответы
обучающихся нередко бывают формальными,
заранее выученными. Многие дети в силу
специфики своего развития вообще не
владеют навыками беседы. Им требуется
значительное время, чтобы научиться
словесно формулировать свои высказывания,
рассуждать во время беседы, задавать
вопросы учителю, высказывать свое
мнение, узнавать новое у учителя и
товарищей по группе или классу,
пользоваться специфическими для беседы
речевыми конструкциями. Отсюда следует,
что беседа в начальном образовании ряда
категорий детей с особыми образовательными
потребностями малопродуктивна в плане
приобретения новых знаний.
В то же время она может использоваться
для закрепления нового словаря и оборотов
речи, а при ознакомлении с новым материалом
— на начальном этапе (для выяснения, что
знают дети) и на завершающем — для проверки
усвоения изложенного.
Для
ряда категорий детей с особыми
образовательными потребностями метод
работы с учебником также имеет определенное
своеобразие: ввиду специфики речевого
и интеллектуального развития обучающихся
в начальных классах объяснение нового
материала по учебнику не проводится,
так как для полноценного усвоения
материала детям необходима собственная
предметно-практическая деятельность,
подкрепленная живым, эмоциональным
словом учителя и яркими образами
изучаемого материала.
Психологические
особенности восприятия младших школьников
с отклонениями в развитии, наиболее
характерными из которых для всех
категорий являются замедленность
восприятия, существенная зависимость
от прошлого опыта, меньшая точность и
расчлененность восприятия деталей
объекта, неполнота анализа и синтеза
частей, трудности в нахождении общих и
отличающихся деталей, недостаточно
точное различение объектов по форме и
контуру, обусловили специфику в реализации
наглядных методов обучения. Так, педагог
не только демонстрирует объект, о котором
идет речь, но и должен организовать
наблюдение, изучение объекта, научить
детей способам и приемам такого изучения.
В педагогическом процессе важно
обеспечить достаточную практику таких
наблюдений для накопления необходимого
сенсомоторного опыта, закрепления
способов и приемов наблюдения и изучения
объектов, закрепления используемых при
этом словесных средств [6].

Соседние файлы в предмете Психология

  • #
  • #
  • #

Источник

Положение о ведущей роли обучения в развитии аномального ребенка является одним из основных положений дефектологии.

 Дети с отклонениями в развитии нуждаются с момента определения этого отклонения в особых условиях и методиках обучения. На данный момент известны две формы обучения детей с отклонениями: в домашних условиях и в специализированных учебных учреждениях. Обучение таких детей сводится к коррекционно-педагогической работе. Одной из главных целей обучения детей с нарушенным развитием является исправление психических и физических способностей ребенка, подготовка его к выполнению некоторых самостоятельных действий.

 Значение и роль обучения детей с нарушениями в развитии более точно раскрыл В. С. Леднев, который определил структуру этого понятия. Основываясь на его теории о воспитании таких детей, образование аномальных детей можно выразить в общественно организуемом процессе передачи знаний и навыков от одного поколения другому при определенных условиях.

 Обучение людей с дефектами отличается от программы обучения нормальных детей формой, содержанием, которое основано на трех основных аспектах:

 1) познавательном (обучение), который обеспечивает человека практическим опытом;

2) воспитательном (воспитание), при котором происходит воспитание физических, умственных и типологических свойств характера человека;

 3) учебном (развитие).

 Обучение в условиях нарушенного развития основано на процессе усвоения опыта, роль воспитания и дальнейшего развития второстепенны, но все три процесса взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

Вся коррекционно-педагогическая работа направлена на исправление отклонений в развитии детей с аномальными дефектами.

На практике проведение учебно-воспитательной работы должно соответствовать только одному требованию: обучению и приспособлению аномальных людей к полноценной жизни в обществе путем преодоления психических и физических недостатков

развития и обучения применению новых знаний. Процесс адаптации в социальном обществе людей с аномальным развитием должен проводиться одновременно по всем направлениям: познавательному, эстетическому, трудовому и т. д. В процессе обучения людей с дефектами в развитии необходимо помнить о формировании нового характера такого человека, который стремится компенсировать свои недостатки и стать полноценным членом общества.

В процессе коррекционного развития состояние человека с дефектами постоянно изменяется, развиваются нравственные, физические, умственные навыки. Человек учится контролировать свою деятельность, приобретает социально-трудовой опыт.

Л.С. Выготский о роли коррекционно-педагогического воздействия при компенсации вторичных отклонений в развитии детей.

Работа с детьми с сенсорными наруш. должна закл:

1. В развитии оставшихся органов восприятия

2. В развитии активных форм детского опыта

Развитие ребенка с ОВЗ подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка.

Но для успешного обучения и воспит. детей с ОВЗ требуется спец.(коррекционная) педагогическое воздействие, кот. учитывает специфику у имеющего ребенка дефекта.

Цель педагог воздействия и преодоление вторичных дефектов.

Чем теснее связь вторичного отклонения с первичным, тем труднее его коррекция. Например, у тедей с нар.слуха тесно связано с нар. звукопроизношения. Словарный запас приобретается не только за счет устного, но и за счет чтения и письма.

Спец. обуч. ивопсит. детей с ОВЗ требует разработки специфических, педагогических приемов и методов создания особых техник и технологий. Такие технологии и техники нужны для обуч. глухих детей устной речи.

Главный путь компенсации с ОВЗ по Выготскому — это включение их в трудовую деят-ть, кот обеспечивает возможность сотрудничества. Например, Выготский отмечал большие возможности физ. компенсации у лиц с сенсорными наруш. (зрение и слух), что им доступны многие виды трудовой дея-ти, кот.не связаны с первичными наруш.

Вовлечение в труд.деят-ть обеспечивает для лиц с ОВЗ возможность вступления в жизнь и создает условия для полноценной интеграции общества.

Компенсация дефекта наиболее успешна, если дефект становится осознанным. Также зависит от личных предпосылок — это воля, мотивация и самопознание. Проблема компенсации по Выготскому разрешается путем биологич. и соц. факторов.

Источник

метки: Специальный, Развитие, Школа, Обучение, Аномальный, Воспитание, Нарушение, Образование

ЛЕКЦИЯ 7

по разделу 7 «Психологические проблемы специального обучения»

План лекции

Роль обучения в развитии аномальных детей.

Психологические проблемы построения методов специального обучения.

Интегрированное и инклюзивное обучение.

Роль обучения в развитии аномальных детей

Учение Л. С. Выготского о роли обучения в развитии имеет огромное значение для педагогической практики обучения как нормальных, так и аномальных детей. В плане развития аномальных детей обучение имеет еще большее значение, поскольку формирование у них всех сторон психики возможно только при определенной системе обучения и научения.

В отличие от аномального нормальный ребенок много черпает в процессе широкого социального общения с окружающими. Поэтому сложные виды психической деятельности могут быть сформированы у аномального ребенка путем педагогического воздействия, направленного на преодоление отклонений в развитии.

Доказано исключительно важное значение раннего распознавания дефекта и ранней коррекции аномалий развития. Дело в том, что при аномальном развитии наблюдаются разной степени нарушения двигательной сферы, сужающие круг практической деятельности и тем самым обедняющие жизненный опыт ребенка. Значительный ущерб наносится речи, восприятию, памяти, эмоционально-волевой сфере, развитию личности. Недоразвитие речи не только нарушает общение, но и в известной мере задерживает развитие восприятия и целенаправленного наблюдения и препятствует развитию словесно-логической памяти и мышления. Не развивается игровая деятельность и воспитывающиеся в ее условиях навыки поведения в коллективе, подготавливающие ребенка к обучению в школе и формирующие его личность.

Конечно, все это по-разному проявляется при разных дефектах, но во всех случаях требуется раннее коррекционное обучение и воспитание, которое позволяет предупредить или в известной степени ослабить эти недостатки, закономерно возникающие как вторичные и последующие отклонения в развитии.

В ряде случаев специальное дошкольное обучение и воспитание может совсем снять проявления нарушений в развитии и тем самым предупредить затруднения детей при их обучении в массовой школе, как это доказано, например, в отношении детей, страдающих недоразвитием фонематического восприятия. При более выраженных нарушениях ранняя коррекционно-воспитательная работа с детьми приводит к значительной компенсации их состояния. Отсюда возникает насущная необходимость обучения и воспитания аномальных детей ясельного и дошкольного возраста.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

… коньках, лыжах. Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 — 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на удовлетворение и неудовлетворение … уборку квартиры, ухаживание за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 — 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами …

Наличие сети специальных дошкольных учреждений значительно повысит качество комплектования специальных школ и уровень учебно-воспитательной работы в них.

Отечественные дефектологи показали и прочно утвердили положение, согласно которому усвоение аномальными детьми, в том числе и умственно отсталыми, определенного уровня содержания образования является огромным фактором, корригирующим недостатки развития этих детей. Именно поэтому каждый тип специальной школы имеет свой учебный план, программы. Программы для специальных школ всех типов пронизаны стремлением развить у аномальных детей умение учиться, приобретать знания и, опираясь на чувственный опыт, на словесную информацию, черпать знания из книг. Учебный процесс во всех специальных школах предусматривает необходимость воспитать у школьников приемы умственной деятельности, обеспечивающие возможность плодотворно учиться, приобретать определенный уровень знаний и применять эти знания на практике.

Во всех типах специальных школ дети получают трудовое воспитание и возможную для них профессиональную трудовую подготовку. Предусмотрена необходимость воспитания правильных отношений в коллективе, правильной социальной направленности и мировоззрения. Все это формирует личность учащихся специальных школ и подготавливает их к самостоятельной жизни.

Задачи воспитания и обучения как для общеобразовательной массовой, так и для специальной школы едины, но пути их реализации гораздо сложнее при работе с аномальными детьми, где надо, решая общие проблемы, все время преодолевать последствия дефекта, выравнивать аномальное развитие.

Психологические проблемы построения методов специального обучения

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. К основным проблемам специального образования можно отнести следующие:

10 стр., 4759 слов

Педагогическая помощь детям с нарушением речи

… . В системе образования установлено типовое положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. Определены три профиля специальных групп. . Группа для детей с фонетико … возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию …

• недостаточно развита в целом система дошкольной коррекционной психолого-педагогической помощи детям;

• отсутствует единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста, консультирования семей;

• не разработан государственный образовательный стандарт дошкольного образования детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии;

• имеются существенные проблемы с профильной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации необходимых специалистов для проведения коррекционной психолого-педагогической работы с детьми;

• не соответствует требованиям специального образования в большинстве образовательных учреждений материально-техническое, учебно-методическое и кадровое обеспечение; не разработана нормативная база их лицензирования, аттестации и аккредитации, учитывающая специфику данных учреждений;

• острый дефицит профессионально подготовленных кадров в системе специального образования и в высшей педагогической школе;

• наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности;

• недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов;

• неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;

• полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования.

В связи с выявлением вышеперечисленных проблем в стране разрабатываются основные направления реформирования системы специального образования. К этим направлениям можно отнести следующие:

• создание на основе учреждений детского здравоохранения и психолого-медико-педагогических комиссий единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства и консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии;

10 стр., 4505 слов

Проблемы и перспективные решения управления качеством образования в образовательном учреждении

… их на плечи образовательного учреждения. Конкретно — это: разработка программ и формулирование конкретной социальной политики в области образования детей с ограниченными … , обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности …

• развитие системы коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях, что обеспечит в дальнейшем получение значительного социально-экономического эффекта, поскольку около 50% детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи смогут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных);

• создание системы психолого-педагогической поддержки лиц, не охваченных специальным образованием (глубоко умственно отсталые, в том числе с синдромом Дауна, с тяжелыми и множественными нарушениями);

• создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования общего назначения на всех ее ступенях, во всех типах и видах образовательных учреждений (содействие развитию интеграционных процессов), а также обеспечение условий для коррекционно-развивающего обучения детей в семье;

4 стр., 1645 слов

Учреждения системы профилактики г. Тобольска

… трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений. Председатель КДН и ЗП, заместитель главы … -33-99 Отдел образования Тобольского района помощь при поступлении в образовательное учреждение; организация отдыха, досуга и занятости; устройство в спортивные секции, кружки …

• стабилизацию деятельности существующих и развитие инновационных видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, условий их функционирования (материальных, учебно-методических, кадровых и др.);

• создание там, где это целесообразно, достаточного числа малокомплектных специальных (коррекционных) образовательных учреждений по месту жительства детей с целью максимального возвращения ребенка с ограниченными возможностями в семью и обеспечения семейного воспитания и внешкольного интеграционного процесса;

• создание службы специальной психологии в системе специального образования и постоянно действующей системы психолого-медико-педагогического сопровождения.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно отметить, что проблемы специального образования лиц с ОВЗ известны, в стране разрабатываются основные пути их решения.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник