Ведущая деятельность в развитии ребенка по леонтьеву
Ребенок
никогда не является пассивным приемником
обучающих воздействий взрослого. У
него всегда есть свои желания,
интересы, отношение к окружающему, что
находит отражение в егодеятельности.
Термином
«деятельность» А. Н. Леонтьев называл
лишь те процессы, в которых выражается
и осуществляется то или иное отношение
человека к миру и которые отвечают
особой, соответствующей им потребности.
В жизни ребенка множество различных
видов деятельности. Одни из них играют
большую роль в развитии, другие —
меньшую. Поэтому нужно говорить о
зависимости раз-, вития психики не от
деятельности вообще, а от главной,
ведущей
деятельности.
Каждая
стадия развития, по А. Н. Леонтьеву,
характеризуется определенным, ведущим
на данном этапе отношением ребенка к
действительности, определенным, ведущим
типом деятельности. Признаком ведущей
деятельности являются отнюдь не
количественные показатели, т. е. сколько
времени ребенок ею занят. Ведущая
деятельность — это такая деятельность,
развитие которой обусловливает,
во-первых, развитие
отдельных психических пронесем
(мышления, памяти, эмоций и пр.), во-вторых,
развитие
личности ребенка в целом
и, в-третьих, именно рамках ведущей
деятельности зарождаются
но«ыр
формы
деятельности ребенка.
Классическим
примером такой деятельности является
ролевая игра, которая является ведущей
для дошкольного возраста.
От
деятельности следует отличать действие.
Действие —
это процесс, мотив которого не совпадает
с его предметом, и лежит в той деятельности,
в которую данное действие включено.
Действие
реализуется посредствомопераций,
представляющих собой конкретный способ
осуществления действий. Ее действия
определяются целью, то операция зависит
от условий в которых эта цель дана, т.
е.задачей,
требующей определенно способа действий.
Таким
образом, структура деятельности включает
уровни: деятельность
— действие — операция,
которым соответствует психологический
ряд: мотив —
цель — задача.
Однако эти уровни структуры деятельности
не являются жестко фиксированные и
постоянными. В ходе самой деятельности
возникают новь мотивы, цели, задачи, в
результате чего действие может
превратиться в деятельность или операцию,
и таким образом происходит развитие
деятельности.
16.Общение
и взаимодействие детей дошкольного
возраста. Формы общения взрослых и
детей: ситуативно-личностное,
ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное,
внеситуативно-личностное. (М.И. Лисина).
Ребенок с рождения
требует к себе внимания и общения.. Как
и любая деят-ть общение направлено на
удовлетворение особой потребности
человека. В 2.5 мес. У детей можно
констатировать оформление потребности
в общении. В первые 7л. жизни ребенок
постоянно знакомится с разными качествами
и свойствами человека. Взрослый всегда
остается мотивом общения для ребенка.
Общение в раннем
возрасте состоит и в постоянном обращении
ребенка за помощью. Ребенок осваивает
приемы привлечения и удержания внимания
взрослых. Ребенок умеет выражать чувства
привязанности и симпатии; он умеет
выразить чувство неудовольствия и
предложить при этом некоторый выход из
неприятной ситуации.
МОТИВЫ ОБЩЕНИЯ:
1. Познавательные
мотивы;
2.Деловые м. –
рождается в ходе удовлетворения
потребности в активной деят-ти
3.Личностные м. –
взаимодействие ребенка и взрослого
СРЕДСТВА ОБЩ-Я:
Экспессивно-мимические
Предметно-действенные
Речевые операции
ФОРМЫ:
Ситуативно-личностная
1-6мес.
Ситуативно-деловая
3м.-2г.
Внеситуативно-познавательная
3г.
Внеситуативно-личностная
6-7л.
Ситуативно-личностная.
Общение
ребенка со взрослым (первые полтора
жизни). В взаимодействии со взрослым
разворачивается общение на фоне
своеобразной общей деят-ти. С-Л общение
имеет у младенца «комплекс оживления».
Имеет большое значение для общего
психического развития. Средство –
экспрессивно-мимическое.Ситуативно-деловое.
(6м.-2г.) Общение протекает на фоне
практического взаимодействия ребенка
и взрослого и связь коммуникативной
дея-ти с таким взаимодействием. Ребенок
испытывает нужду в сотрудничестве. В
ходе ребенок получает внимание,
доброжелательность. Средство – предметно
действие операции.Внесетуативно-познавательная.
(3-5л.).
Разворачивается на фоне познавательной
деят-ти. Появляется первые вопросы
ребенка о предметах и их своеобразных
взаимосвязях. Чувства детей к оценке
проявляются ярче всего в их повышенной
обидчивости, в нарушении и прекращении
деят-ти после замечания или порицаний.
Средство – речь.Внеситуативно-личностная.
(6-7л.)Служит целям познания социального,
а не предметного. Общение формируется
на основе личностных мотивов, побуждающих
детей к коммуникации, и на фоне
разнообразной деят-ти: игровой, трудовой,
познавательной. Средство-речь.
18.Периодизация
психического развития Д.Б.Эльконина.
Эльконин ввел
две с/с «ребенок – общественный предмет»,
«ребенок – общественный взрослый»
Осуществляется
общественно выработанные действия с
предметами. Взрослый выступает перед
ребенком как носитель определенных
видов общественной деят-ти. Взрослый
помогает овладеть ребенку предметной
деятельностью. В процессе усвоения
ребенок овладевает новыми предметными
действиями без которых невозможно
осуществить деятельность взрослых,
т.е. взрослый является носителем
информаций, следовательно. с/с «ребенок
– общественный предмет».
Эльконин предложил
разделить все виды ведущей деятельности
на 2 гр.:
Входят деятельности
внутри которых происходят интенсивная
ориентация в основных смыслах человеческой
деят-ти. В данной гр. Происходит усвоение
задач, мотивов, норм отношений, которые
происходят м/у людьми. Деят-ти которые
входят в с/с «ребенок – общественный
взрослый».Относятся к с/с
«ребенок – общественный предмет»,
входят те виды деят-ти ч/з которые
происходит усвоение общественно
выработанных способов действий.
Эльконин сформулировал
гипотезу о периодичности процессов
псих-го развития.
возраст | ВВД | Направленность | Что развивается | новообразование |
0-1г. | Общение | На познание мира | Потребностно-мотивационная | Потребность в |
1-3л. | Предметно-манипулятивная | На познание | Операционно-техническая | Прямохождение, |
3-7л. | Игра | На мир людей | Потребностно-мотивационная | Мотив стать |
7-11л. | учебная | Познание мира | Операционно-техническая | Произвольная |
ВВД характеризуется
признаками:
В форме ВВД
возникает и дифференцируются новые
виды деят-ти (обучение в дошк. возр. —
игра).ВВД в виде деят-ти
формируется и перестраиваются частные
псих-е процессы (воображение).В ВВД происходят
изменения личности ребенка.
23.
Характеристика периода новорожденности.
Сенсорные способности и компетентность
новорожденного.
Новорожденность
— совершенно своеобразный период жизни
младенца, который продолжается от
рождения до конца первого месяца жизни.
Рождение является для организма ребенка
большим потрясением. От вегетативного
физиологического существования в
относительно постоянной и щадящей
среде он резко переходит в абсолютно
новые условия внешнего мира. Поэтому
период новорожденное считают кризисным
периодом. формы поведения складываются
у него прижизненно.
Новорожденный
обладает богатыми сенсорными
возможностями, которые выражаются
в различении и в предпочтении определенных
зрительных и слуховых воздействий.
Сенсорные системы новорожденного
настроены на восприятие тех стимулов,
которые связаны с образом человека
(звуками голоса, движущимися предметами,
округлой замкнутой формой и пр.).
24.
Общая характеристика младенчества
(социальная ситуация развития, ведущая
деятельность, новообразования). Развитие
движений и действий младенца.
Чем младше ребенок,
тем более быстрыми темпами происходит
его психическое развитие. Поэтому первый
год жизни -период самых интенсивных и
быстрых изменений в психике ребенка.
За первые 12 месяцев младенец проходит
поистине громадный путь в своем развитии.
В 2—3 месяца он воспринимает окружающий
мир и близких взрослых совсем иначе,
чем в 10—12 месяцев
М.
И. Лисина, опираясь на исследования
психики младенца, выделяла три микропериода
младенческого возраста из которых
характеризуется своеобразной социальной
сиг. развития, типом ведущей деятельности
ребенка и главным нов образованием
данного периода.
Первый
период – новорожденность – занимает
первый месяц жизни ребенка. В этот период
организм младенца адаптируется к
внешнему миру.
Индивидуальной
обращенности к младенцу в конце первогомесяца
появляется зрительное сосредоточение
на лице взрослел обращенная к нему
улыбка.
Второй
период
продолжается от 1 до 6 месяцев. В это
время главной и ведущей деятельностью
младенца является непосредственно –
эмоциональное или ситуативно-личностное
общение со взрослым, в котором происходит
интенсивное развитие личности и всех
психических процессов ребенка. В конце
этого периода возникают первые активные
действия ребенка, надрав де на предмет.
Третий
период
занимает вторую половину первого года
жизни. В этом возрасте у ребенка
формируется и выходит на положение
ведущей манипулятивная деятельность
с предметами вой для ребенка становится
ситуативно-деловая форма общения со
взрослым.
В
исследованиях компетентности младенца
отчетливо выступает активный характер
его взаимодействия с окружающим миром.
Активность младенца проявляется прежде
всего в избирательной
чувствительности к различным стимулам:
одни из них больше предпочитаются детьми
и более тонко дифференцируются, другие
менее.
В
области слухового восприятия были
получены экспериментальные факты,
обнаруживающие способность младенцев
к локализации источника звука: услышав
какой-либо звук, младенец будет крутить
головой и искать его источник. Но самый
важный факт, полученный в области
слухового восприятия младенцев, состоит
в том, что маленькие дети предпочитают
а человеческого
голоса
всем другим шумам и звукам.
Предпосылки
развития речи и развитие познавательной
активности на 1-ом году жизни.
В
первом полугодии жизни единственными
средствами общения являются
экспрессивно-мимические, входящие в
состав комплекса оживления. Во втором
полугодии новая социальная ситуация
развития ребенка требует совершенно
новых средств общения со взрослым.
Поэтому во втором полугодии начинает
формироваться новое и самое главное
средство человеческого общения — речь.
Хотя до 12—15 месяцев ребенок — еще не
говорящее существо и первый год жизни
считается довербальным
периодом
развития, в этот период складываются
очень важные условия и предпосылки
овладения речью,
которые во многом определяют дальнейший
ход речевого развития. Подготовка к
появлению речи идет двумя путями: 1)
развитие понимания речи взрослых (или
развитие пассивной речи); 2) развитие
предречевых вокализаций ребенка, которые
предшествуют собственной активной
речи. Первый путь связан с развитием
речевого слуха, второй — с отработкой
речевых артикуляцией.
Во втором
полугодии начинается интенсивное
развитие фонематического слуха
ребенка, в результате которого к концу
года ребенок уже различает многие
слова взрослого и понимает их значение.
Первичное понимание
слов проявляется в умении ребенка
находить взглядом называемый и прежде
неоднократно показываемый предмет.
В 7—8 месяцев младенец уже может найти
названный предмет в любом месте.
К
концу года появляются своеобразные
лепетные тирады с ярко выраженным
интонационным рисунком. Это так называемое
«лепетнре говорение». Лепетное говорение
всегда обращено взрослому: ребенок
заглядывает ему в глаза, жестикулирует,
улыбается или сердито ворчит.
Второе
полугодие является подготовительным
периодом активной речи. В этот период
интенсивно развиваются фонематический
слух и предречевые вокализации младенца,
в которых
начинает преобладать лепетное говорение.
Важными условиями появления лепета и
подготовки к речи являются насыщение
слышимой речью в присутствии взрослого
и эмоциональный контакт с ним.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
В отечественной психологии принято определение ведущего типа деятельности, данное А.Н. Леонтьевым, который определил и основные характеристики этого понятия. По его мнению, признаком ведущей деятельности не являются чисто количественные показатели. Ведущая деятельность — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Ведущей А.Н. Леонтьев называл такую деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками.
Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Так, например, обучение в более узком значении этого слова, впервые появляющееся уже в дошкольном детстве, прежде возникает в игре, т. е. именно в ведущей на данной стадии развития деятельности. Ребенок начинает учиться, играя.
Во-вторых, ведущая деятельность — это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. Так, например, в игре впервые формируются процессы активного воображения ребенка, в учении — процессы отвлеченного мышления. Из этого не следует, что формирование или перестройка всех психических процессов происходит только внутри ведущей деятельности.
Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются не непосредственно в самой ведущей деятельности, но и в других видах деятельности, генетически с ней связанных. Так, например, процессы абстрагирования и обобщения цвета формируются в дошкольном возрасте не в самой игре, но в рисовании, цветной аппликации и т. д., т. е. в тех видах деятельности, которые лишь в своем истоке связаны с игровой деятельностью.
В-третьих, ведущая деятельность — это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Так, например, ребенок-дошкольник именно в игре осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения людей («что делает на заводе директор, инженер, рабочий»), а это является весьма важным моментом формирования его личности. Таким образом, ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.
А.Н. Леонтьев углубил идеи Л.С. Выготского о ведущем типе деятельности, дал определение этого понятия, показал, что содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка, а также охарактеризовал механизм смены видов деятельности. Этот механизм, по мнению А. Н. Леонтьева, проявляется в том, что в ходе развития прежнее место, занимаемое ребенком в окружающем его мире человеческих отношений, начинает осознаваться им как несоответствующее его возможностям, и он стремится его изменить.
Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже определившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем самым совершается переход к новой стадии развития его психической жизни.
Характеристика основных типов ведущей деятельности, закономерность их смены, определяющая развитие личности в онтогенезе.
Ведущий тип деятельности.
Определение этого структурного компонента возраста было дано последователями и учениками Л. С. Выготского. Представление о том, что деятельности человека не являются рядоположенными, что в их общей массе следует выделять деятельность ведущую — не столько по отношению к другим деятельностям, сколько по отношению к психическому, личностному развитию, к формированию тех или иных психологических новообразований, т. е. деятельность, в ходе которой собственно и происходит ее интериоризация, содержалось уже в работах Л.С. Выготского.
В работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и др. было показано, что в основе познавательного развития ребенка, в основе развития его личности лежит непосредственная практическая деятельность. По мнению этих авторов, именно понятие «деятельности» подчеркивает связь самого субъекта с окружающей его действительностью. В этом контексте процесс развития рассматривался как самодвижение субъекта благодаря его деятельности с предметами, а факторы наследственности и среды выступали как условия, которые определяют не суть процесс а развития, а лишь различные его вариации в пределах нормы.
Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, введение понятия «деятельность» переворачивает всю проблему развития, обращая ее на субъекта. По его словам, процесс формирования функциональных систем есть процесс, который производит сам субъект. Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития ребенка не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития.
В современной отечественной психологии роль ведущей деятельности в развитии личности в онтогенезе подробно рассматривается в трудах Д. И. Фельдштейна. По мнению Д. И. Фельдштейна, закономерная смена ведущих типов деятельности задает общие границы периодов психического развития ребенка, его становления как личности.
Типы ведущей деятельности так же мало зависят от воли ребенка, как, например, язык, которым он владеет. Это чисто социальные (точнее, социально-психологические) образования. Причем они имеют вполне конкретный исторический характер, т. к. детство и его периодизация представляют исторически обусловленный, конкретно-социальный феномен; меняющийся в разные социально-экономические эпохи, в разных обществах.
В связи с этим, указывает Д. И. Фельдштейн, психология развития изучает условия и конкретные механизмы превращения объективной структуры ведущего типа деятельности в формы субъективной активности ребенка, определяя закономерности формирования у него определенных потребностей, мотивов, эмоций, соответствующего отношения к людям и к предметам деятельности.
В целом деятельность, ее развитие характеризуются двояко: с одной стороны, весь процесс развития, смены ведущих деятельностей может и должен быть описан как самодвижение, как процесс, подчиняющийся своей имманентной логике, т. е. как собственно психологический процесс, а с другой стороны, практически мы имеем дело с организуемой деятельностью, которая создает условия для развития человека как личности.
Организованная обществом деятельность дает ту схему, в которой формируются отношения, потребности ребенка, его сознание, самосознание. Итак, саморазвитие — оно же развитие через задаваемые извне формы деятельности
В трудах Д. И. Фельдштейна представлена подробная характеристика основных типов ведущей деятельности и определена закономерность их смены, определяющая, по мнению автора, развитие личности в онтогенезе.
Так, в младенчестве, в период от рождения до одного года, возникает непосредственно эмоциональное общение, которое и есть в этом возрасте ведущая деятельность ребенка. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов.
В раннем детстве, с года до 3 лет, когда возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но прежде всего общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.
Усвоив в постоянных контактах с взрослыми оперативнo-тexничecкyю сторону деятельности, ребенок в следующем, дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет), выходит за пределы непосредственно житейских отношений. Ведущей в этот период становится развитая игровая деятельность. Именно в развитой сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения, и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения.
Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.
В младшем школьном возрасте (от 6 до 10 лет) ведущей становится учебная деятельность, т. е. социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности. При полноценном становлении этой деятельности у детей возникает необходимая произвольность психических процессов, внутренний план действий и рефлексия на собственные действия, на собственное поведение как важнейшие особенности теоретического сознания.
Дети подросткового возраста (от 10 до 15 лет) включаются в качественно новую систему отношений, общения с товарищами и с взрослыми в школе. Изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. У ребенка в подростковом возрасте значительно расширяется сфера деятельности, а главное, качественно изменяется характер этой деятельности, значительно усложняются ее виды и формы.
Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, в общественно-политической, культурно-массовой работе, в физкультурноспортивной деятельности, в организаторском труде, в хозяйственно-бытовом труде школы, во внешкольной индивидуально-предпринимательской работе, в творческом труде (техническое и художественное творчество, опытничество). Изменение социальной позиции ребенка в подростковом возрасте, его стремление занять определенное место в жизни, обществе, в отношениях со взрослыми находят отражение в резко повышенной потребности подростка оценить самого себя в системе «я и моя полезность для общества», «я и мое участие в жизни общества».
Это место подростка в обществе определяется степенью его участия или возможностями его участия в деятельности, имеющей социально признаваемый характер. Именно данная деятельность становится ведущей в этот возрастной период. В развернутой просоциальной деятельности наиболее оптимально удовлетворяется потребность подростков в построении новых взаимоотношений с взрослыми, реализация самостоятельности.
Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с разнообразным трудом, что имеет большое значение как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентации. Имея учебно-профессиональный характер, эта деятельность, с одной стороны, приобретает элементы исследования, с другой — получает определенную направленность на приобретение профессии, на поиск места в жизни.
Основное психологическое новообразование данного возраста — это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать политические, эстетические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания.
Активно сочетаемая с социально признаваемым трудом, общественно-ориентированная учебно-профессиональная деятельность не только развивает познавательно- профессиональную направленность старших школьников, но и обеспечивает новый уровень их самоопределения, связанный с превращением «внутренней позиции» старшеклассника (осознание своего Я в системе реально существующих отношений) в устойчивую жизненную позицию, в соответствии с которой жизненные планы ориентируются на потребности общества.
Дата добавления: 2015-05-22; просмотров: 20171; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10881 — | 8142 — или читать все…
Читайте также:
Источник