Ведущая деятельность как условие развития ребенка

Ведущая
деятельность в контексте возрастного
развития.
Сотрудничество
и общение ребенка со взрослым.
Обучение
и развитие.
1.1. Ведущая деятельность в контексте возрастного развития
Основным
условием психического развития ребенка
является его собственная активная
деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в
психологию развития понятие ведущей
деятельности. Он подчеркивал, что
«…главным процессом, который характеризует
психическое развитие ребенка, является
специфический процесс усвоения или
присвоения им достижений предшествующих
поколений людей. …Этот процесс
осуществляется в деятельности ребенка
по отношению к предметам и явлениям
окружающего мира, в котором воплощены
эти достижения человечества»2.
Именно в активной мотивированной
деятельности самого ребенка происходит
формирование его личности. Причем это
формирование происходит прежде всего
под влиянием той деятельности, которая
на данном этапе онтогенеза является
ведущей, обусловливающей главные
изменения в психических процессах в
психологических особенностях личности
ребенка (общение, игра, учение, труд).
1Рубинштейн
С.Л. Проблемы
общей психологии. — М., 1989. — С. 108.
2Леонтьев
А.Н. Проблемы
развития психики. — М., 1972. — С. 538-539.Ведущая
деятельность —
это такая деятельность, развитие
которой обусловливает главнейшие
изменения в психических процессах
и психологических особенностях личности
ребенка на определенной стадии его
развития. При переходе на новый уровень
развития предыдущая деятельность
не исчезает, но теряется ее определяющая
роль в развитии. Так, игра — это ведущая
деятельность дошкольника, но играют
и школьники, и взрослые люди. Признаком
перехода от одной возрастной стадии к
другой является именно изменение
типа ведущей деятельности, ведущего
отношения ребенка к действительности.
У
младенца
ведущая
деятельность — непосредственный
эмоциональный контакт со взрослым,
благодаря которому у него образуется
потребность в общении с другими людьми.
В
раннем
детстве —
деловое практическое сотрудничество
со взрослым. Ребенок занят предметом и
действием с ним. Интенсивное овладение
предметно-орудийными операциями
формирует практический интеллект. Речь
используется главным образом для
налаживания сотрудничества со взрослым
внутри совместной предметной деятельности.
Потребность в речи возникает как средство
деловых контактов со взрослым.
В
дошкольном
возрасте ведущей
деятельностью является игра. В игровой
деятельности впервые формируется и
проявляется потребность ребенка
воздействовать на мир. А.М Горький писал:
«Игра — путь детей к познанию мира, в
котором они живут и который призваны
изменить». Все игры обычно воспроизводят
те или иные виды практической неигровой
деятельности и тем самым отвечают
потребности ребенка принять участие
в жизни и деятельности взрослых. Но
ребенок становится взрослым лишь в
воображении, мысленно. Различные
формы серьезной деятельности взрослых
служат образцами, которые воспроизводятся
в игровой деятельности: ориентируясь
на взрослого как на образец, взяв на
себя ту или иную роль, ребенок подражает
взрослому, действует как взрослый, но
только с предметами-заместителями
(игрушками) в сю-жетно-ролевой игре. В
игре для ребенка существенны не столько
свойства предметов, сколько отношение
к предмету, отсюда — возможность
замещения предметов, что способствует
развитию воображения. Играя, ребенок
также овладевает соответствующими
действиями. Игровая деятельность к
концу дошкольного возраста дифференциру-ется
на такие формы, как сюжетно-ролевые
игры, игры-драматизации, игры с правилами.
В игре развиваются не только познавательные
процессы, речь, общение, поведение,
но и личность ребенка. Игра в дошкольном
возрасте является универсальной
формой развития (А.В. Запорожец, Д.Б.
Эльконин, Н.Н. Подъяков, С.Н. Карпова,
А.С. Списаковская и др.), она создает зону
ближайшего развития, служит основой
для становления будущей учебной
деятельности.
Ведущая
деятельность в младшем школьном возрасте
-учебная, в подростковом — общение со
сверстниками в пространстве
общественно-полезной деятельности, в
ранней юности (старшем школьном возрасте)
— общение со взрослыми в пространстве
учебной деятельности, в юности —
учебно-профессиональная деятельность,
у взрослых — трудовая деятельность.
Основной
смысл выделения ведущей деятельности
заключается в понимании сущности ее
воздействия на психическое развитие
растущего человека. В связи с этим
следует отметить, что в детских
образовательных учреждени-/’ ях все еще
слишком большое место занимают методы
словесного воспитания и обучения.
Конечно, воспитание через сознание —
это необходимый, но не единственный
момент. Переоценка словесных методов
в воспитании приводит к нравственному
формализму, в обучении к формальному
усвоению знаний. С.Л. Рубинштейн отмечал,
что всякая попытка взрослых «внести»
в ребенка познание и нравственные нормы,
минуя его собственную деятельность по
овладению ими, подрывает самые основы
здорового умственного развития ребенка,
воспитания его личностных свойств
и качеств.
Источник
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Карельская
Государственная педагогическая академия»
Факультет
дошкольной и социальной
педагогики
и психологии
Кафедра
физического и
психического
здоровья ребёнка
лекция
Выполнила:
Наталья
Владимировна
Лосева,
студентка
751 гр.
заочного
отделения.
Проверила:
Стельмах
Ю.Б.
Петрозаводск
2010
Дата:
Учебная
группа:
Преподаватель:
Тема:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Цель:
Задачи:
Вид
учебного задания: лекция
Межпредметные
связи:
Внутрипредметные
связи:
Литература:
Дубровина
И.В. и др. Психология: Учебник для студ.
сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина,
Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.
Дубровиной.-М.: Издательский центр
«Академия».-1999.-464с.Кулагина,
И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология.-
М.: ТЦ Сфера.- 2008.- 464с.Леонтьев
А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.,
1975. — С. 176Немов,
Р.С. Психология: учебник для студ. высш.
пед. учеб. заведений: в 3 кн/ Р.С. Немов –
5-е изд., М.: ВЛАДОС.- 2004.- Кн. 1 Общие основы
психологии.- 687с.Рубинштейн,
С.Л. Основы общей психологии СПб.- Питер.-
2001.- 720с.
План лекции:
Общее понятие о
деятельностиОсновные
виды деятельностиПонятие ведущей
деятельностиПризнаки ведущей
деятельностиВопросы и задания
Приложение 1
Общее понятие о
деятельности
Деятельность
человека — сложное явление. Различные
стороны ее изучаются разными науками.
Психология изучает психическую сторону
деятельности.
Находясь
в бодрствующем состоянии, человек всегда
чем-то занят, что-то делает: читает,
играет, трудится, размышляет и т.д. Жить
— это значит действовать. Каким бы трудом
ни занимался человек, он является
деятелем, созидателем, творцом. В
деятельности раскрываются глубина ума
человека, сила его переживаний,
воображение, способности, черты характера.
О человеке судят по его делам и поступкам.
Под
деятельностью
понимается
активность человека, направленная на
достижение сознательно поставленной
цели. Всякая
деятельность человека определяется
целями, задачами, которые он перед собой
ставит. Если нет цели, нет и деятельности,
нет полноценной жизни.
Человек
не действует случайным образом (как
иногда может казаться), его деятельность
всегда обусловлена теми или иными
потребностями.
Потребности
— источник
активности личности, они заставляют
человека активно действовать. Что
такое потребность? Это осознание
человеком нужды в чем-либо, что ему
необходимо для поддержания организма
и развития его личности.
Переживаемая человеком нужда (потребность)
побуждает его к поиску предмета ее
удовлетворения, к совершению деятельности.
Сама деятельность состоит в изыскании
способов и средств, которые могли бы
удовлетворить потребность, а также в
самих действиях, при которых эта
потребность удовлетворяется.
Потребности
оказывают влияние на чувства, мышление
и волю человека. Удовлетворение
потребностей вызывает приятное чувство,
неудовлетворенная потребность вызывает
неприятное чувство.
Для
удовлетворения потребностей человек
ищет определенные пути и средства — это
активизирует его мышление. Усилием воли
человек в состоянии преодолевать
трудности на пути достижения цели,
удовлетворения своих потребностей.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Ведущая
деятельность в контексте возрастного
развития.
Сотрудничество
и общение ребенка со взрослым.
Обучение
и развитие.
1.1. Ведущая деятельность в контексте возрастного развития
Основным
условием психического развития ребенка
является его собственная активная
деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в
психологию развития понятие ведущей
деятельности. Он подчеркивал, что
«…главным процессом, который характеризует
психическое развитие ребенка, является
специфический процесс усвоения или
присвоения им достижений предшествующих
поколений людей. …Этот процесс
осуществляется в деятельности ребенка
по отношению к предметам и явлениям
окружающего мира, в котором воплощены
эти достижения человечества»2.
Именно в активной мотивированной
деятельности самого ребенка происходит
формирование его личности. Причем это
формирование происходит прежде всего
под влиянием той деятельности, которая
на данном этапе онтогенеза является
ведущей, обусловливающей главные
изменения в психических процессах в
психологических особенностях личности
ребенка (общение, игра, учение, труд).
1Рубинштейн
С.Л. Проблемы
общей психологии. — М., 1989. — С. 108.
2Леонтьев
А.Н. Проблемы
развития психики. — М., 1972. — С. 538-539.Ведущая
деятельность —
это такая деятельность, развитие
которой обусловливает главнейшие
изменения в психических процессах
и психологических особенностях личности
ребенка на определенной стадии его
развития. При переходе на новый уровень
развития предыдущая деятельность
не исчезает, но теряется ее определяющая
роль в развитии. Так, игра — это ведущая
деятельность дошкольника, но играют
и школьники, и взрослые люди. Признаком
перехода от одной возрастной стадии к
другой является именно изменение
типа ведущей деятельности, ведущего
отношения ребенка к действительности.
У
младенца
ведущая
деятельность — непосредственный
эмоциональный контакт со взрослым,
благодаря которому у него образуется
потребность в общении с другими людьми.
В
раннем
детстве —
деловое практическое сотрудничество
со взрослым. Ребенок занят предметом и
действием с ним. Интенсивное овладение
предметно-орудийными операциями
формирует практический интеллект. Речь
используется главным образом для
налаживания сотрудничества со взрослым
внутри совместной предметной деятельности.
Потребность в речи возникает как средство
деловых контактов со взрослым.
В
дошкольном
возрасте ведущей
деятельностью является игра. В игровой
деятельности впервые формируется и
проявляется потребность ребенка
воздействовать на мир. А.М Горький писал:
«Игра — путь детей к познанию мира, в
котором они живут и который призваны
изменить». Все игры обычно воспроизводят
те или иные виды практической неигровой
деятельности и тем самым отвечают
потребности ребенка принять участие
в жизни и деятельности взрослых. Но
ребенок становится взрослым лишь в
воображении, мысленно. Различные
формы серьезной деятельности взрослых
служат образцами, которые воспроизводятся
в игровой деятельности: ориентируясь
на взрослого как на образец, взяв на
себя ту или иную роль, ребенок подражает
взрослому, действует как взрослый, но
только с предметами-заместителями
(игрушками) в сю-жетно-ролевой игре. В
игре для ребенка существенны не столько
свойства предметов, сколько отношение
к предмету, отсюда — возможность
замещения предметов, что способствует
развитию воображения. Играя, ребенок
также овладевает соответствующими
действиями. Игровая деятельность к
концу дошкольного возраста дифференциру-ется
на такие формы, как сюжетно-ролевые
игры, игры-драматизации, игры с правилами.
В игре развиваются не только познавательные
процессы, речь, общение, поведение,
но и личность ребенка. Игра в дошкольном
возрасте является универсальной
формой развития (А.В. Запорожец, Д.Б.
Эльконин, Н.Н. Подъяков, С.Н. Карпова,
А.С. Списаковская и др.), она создает зону
ближайшего развития, служит основой
для становления будущей учебной
деятельности.
Ведущая
деятельность в младшем школьном возрасте
-учебная, в подростковом — общение со
сверстниками в пространстве
общественно-полезной деятельности, в
ранней юности (старшем школьном возрасте)
— общение со взрослыми в пространстве
учебной деятельности, в юности —
учебно-профессиональная деятельность,
у взрослых — трудовая деятельность.
Основной
смысл выделения ведущей деятельности
заключается в понимании сущности ее
воздействия на психическое развитие
растущего человека. В связи с этим
следует отметить, что в детских
образовательных учреждени-/’ ях все еще
слишком большое место занимают методы
словесного воспитания и обучения.
Конечно, воспитание через сознание —
это необходимый, но не единственный
момент. Переоценка словесных методов
в воспитании приводит к нравственному
формализму, в обучении к формальному
усвоению знаний. С.Л. Рубинштейн отмечал,
что всякая попытка взрослых «внести»
в ребенка познание и нравственные нормы,
минуя его собственную деятельность по
овладению ими, подрывает самые основы
здорового умственного развития ребенка,
воспитания его личностных свойств
и качеств.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Ведущая
деятельность в контексте возрастного
развития.
Сотрудничество
и общение ребенка со взрослым.
Обучение
и развитие.
1.1. Ведущая деятельность в контексте возрастного развития
Основным
условием психического развития ребенка
является его собственная активная
деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в
психологию развития понятие ведущей
деятельности. Он подчеркивал, что
«…главным процессом, который характеризует
психическое развитие ребенка, является
специфический процесс усвоения или
присвоения им достижений предшествующих
поколений людей. …Этот процесс
осуществляется в деятельности ребенка
по отношению к предметам и явлениям
окружающего мира, в котором воплощены
эти достижения человечества»2.
Именно в активной мотивированной
деятельности самого ребенка происходит
формирование его личности. Причем это
формирование происходит прежде всего
под влиянием той деятельности, которая
на данном этапе онтогенеза является
ведущей, обусловливающей главные
изменения в психических процессах в
психологических особенностях личности
ребенка (общение, игра, учение, труд).
1Рубинштейн
С.Л. Проблемы
общей психологии. — М., 1989. — С. 108.
2Леонтьев
А.Н. Проблемы
развития психики. — М., 1972. — С. 538-539.Ведущая
деятельность —
это такая деятельность, развитие
которой обусловливает главнейшие
изменения в психических процессах
и психологических особенностях личности
ребенка на определенной стадии его
развития. При переходе на новый уровень
развития предыдущая деятельность
не исчезает, но теряется ее определяющая
роль в развитии. Так, игра — это ведущая
деятельность дошкольника, но играют
и школьники, и взрослые люди. Признаком
перехода от одной возрастной стадии к
другой является именно изменение
типа ведущей деятельности, ведущего
отношения ребенка к действительности.
У
младенца
ведущая
деятельность — непосредственный
эмоциональный контакт со взрослым,
благодаря которому у него образуется
потребность в общении с другими людьми.
В
раннем
детстве —
деловое практическое сотрудничество
со взрослым. Ребенок занят предметом и
действием с ним. Интенсивное овладение
предметно-орудийными операциями
формирует практический интеллект. Речь
используется главным образом для
налаживания сотрудничества со взрослым
внутри совместной предметной деятельности.
Потребность в речи возникает как средство
деловых контактов со взрослым.
В
дошкольном
возрасте ведущей
деятельностью является игра. В игровой
деятельности впервые формируется и
проявляется потребность ребенка
воздействовать на мир. А.М Горький писал:
«Игра — путь детей к познанию мира, в
котором они живут и который призваны
изменить». Все игры обычно воспроизводят
те или иные виды практической неигровой
деятельности и тем самым отвечают
потребности ребенка принять участие
в жизни и деятельности взрослых. Но
ребенок становится взрослым лишь в
воображении, мысленно. Различные
формы серьезной деятельности взрослых
служат образцами, которые воспроизводятся
в игровой деятельности: ориентируясь
на взрослого как на образец, взяв на
себя ту или иную роль, ребенок подражает
взрослому, действует как взрослый, но
только с предметами-заместителями
(игрушками) в сю-жетно-ролевой игре. В
игре для ребенка существенны не столько
свойства предметов, сколько отношение
к предмету, отсюда — возможность
замещения предметов, что способствует
развитию воображения. Играя, ребенок
также овладевает соответствующими
действиями. Игровая деятельность к
концу дошкольного возраста дифференциру-ется
на такие формы, как сюжетно-ролевые
игры, игры-драматизации, игры с правилами.
В игре развиваются не только познавательные
процессы, речь, общение, поведение,
но и личность ребенка. Игра в дошкольном
возрасте является универсальной
формой развития (А.В. Запорожец, Д.Б.
Эльконин, Н.Н. Подъяков, С.Н. Карпова,
А.С. Списаковская и др.), она создает зону
ближайшего развития, служит основой
для становления будущей учебной
деятельности.
Ведущая
деятельность в младшем школьном возрасте
-учебная, в подростковом — общение со
сверстниками в пространстве
общественно-полезной деятельности, в
ранней юности (старшем школьном возрасте)
— общение со взрослыми в пространстве
учебной деятельности, в юности —
учебно-профессиональная деятельность,
у взрослых — трудовая деятельность.
Основной
смысл выделения ведущей деятельности
заключается в понимании сущности ее
воздействия на психическое развитие
растущего человека. В связи с этим
следует отметить, что в детских
образовательных учреждени-/’ ях все еще
слишком большое место занимают методы
словесного воспитания и обучения.
Конечно, воспитание через сознание —
это необходимый, но не единственный
момент. Переоценка словесных методов
в воспитании приводит к нравственному
формализму, в обучении к формальному
усвоению знаний. С.Л. Рубинштейн отмечал,
что всякая попытка взрослых «внести»
в ребенка познание и нравственные нормы,
минуя его собственную деятельность по
овладению ими, подрывает самые основы
здорового умственного развития ребенка,
воспитания его личностных свойств
и качеств.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник