Ведущая деятельность и ее влияние на развитие ребенка
Ведущая
деятельность –
это не просто деятельность, наиболее
часто встречающаяся на данном этапе
развития, деятельность, которой ребенок
отдает больше всего времени. Под
ведущей деятельностью понимается
та деятельность, развитие которой
обуславливает главнейшие изменения в
психических процессах и психологических
особенностях личности ребенка на данной
стадии. Признаки
ведущей деятельности:
1)
Это такая деятельность, в форме которой
возникают и внутри которой дифференцируются
другие, новые виды деятельности (обучение
возникает в игре). 2)
Это такая деятельность, в которой
формируются или перестраиваются частные
психические процессы (в игре – активное
воображение; в учении – мышление). 3)
Это такая деятельность, от которой
ближайшим образом зависит наблюдаемые
в данный период развития и основные
психологические изменения личности
ребенка.
Контуры
ведущих типов деятельности и
психологические новообразования.
1) младенчество (от
рождения до одного года) – эмоциональное
общение – ведущая деятельность ребенка;
не только контакт (кормление, уход), но
и общение (речь);
2)
раннее детство (с года до трех лет) –
ведущая деятельность предметно-манипулятивная:
потребность в общественном поведении
и при этом отсутствует умение общественно
действовать;
3)
дошкольный возраст (с трех до шести
лет) – ведущая деятельность – игровая.
Игра: 1)ориентация ребенка в функциях
и социальных отношениях людей; 2)на
основе игры возникновение и развитие
воображения и символической функции;
4)
младший школьный возраст (от шести до
десяти лет) – ведущей становится учебная
деятельность: 1)умениями учиться и
способностью оперировать теоретическими
понятиями; 2)отражение деятельности
теоретически; 3)возникает произвольность
психических процессов (внутренний план
действий и рефлексия на собственные
действия);
5)
подростковый возраст (от десяти до
шестнадцати лет) – новая система
отношений: общение со сверстниками и
со взрослыми в школе; разнообразные
виды деятельности: учебно-образовательный
труд; общественная работа; культурно-массовая;
физкультурно-спортивная и т.д.; Игра
продолжает занимать важное место, но
уже привлекает не сам процесс игры, а
борьба за первенство (поднять престиж
в глазах других). Усложняется учебная
деятельность: увеличение объема;
множество учителей; новые формы обучения;
Смысл
учебной деятельности для подростков:
в самообразовании, самосовершенствовании.
Учебная работа сама по себе не может
удовлетворить потребности подростков.
Но поскольку именно учебная деятельность
занимает в жизни подростков основное
место, необходимо постоянно подчеркивать
социальную ценность содержания и смысла
учебной деятельности.
Ведущей
деятельностью является деятельность,
имеющая социально признаваемый характер:
регуляция самостоятельности; построение
новых отношений с взрослыми;
6)
старший школьный возраст. Ведущий вид
деятельности – учебная деятельность,
активно сочетание с разнообразным
трудом, что имеет большее значение для
выбора: элементы исследования;
определенная направленность (поиск
места в жизни);
Основное
психологическое новообразование
данного возраста – умение школьника
составлять собственные жизненные
планы, искать средства их реализаций.
В
этой общей картине развития психики
ребенка в процессе смены ведущих типов
деятельности имеются свои закономерности
и особенности:
1.
названные типы деятельности находятся
в генетически преемственной связи, и
их формирование может происходить
только в определенном порядке (учебную
деятельность нельзя формировать до
игровой деятельности).
2.
психическое развитие ребенка следует
понимать как единый процесс. Единство
этого процесса психического развития
растущего человека обеспечивается
закономерной сменой ведущих типов
деятельности, их преемственностью при
переходе от одних возрастных периодов
к другим. При этом все типы ведущей
деятельности делятся на две группы:
1
группа – те, в которых дети усваивают
по преимуществу задачи, мотивы и нормы
отношений между людьми; развивается
потребностно-мотивационная сфера;
2
группа – типы деятельности по усвоению
общественно выработанных способов
действий с объектами материальной и
духовной культуры; развиваются
познавательные способности;
Выделение
главной, ведущей деятельности, имеющей
определяющее значение для каждого
возрастного периода, не исключает
значения и роли всех других видов
многоплановой деятельности ребенка.
Современные
данные позволяют выделить следующие
виды ведущей деятельности: 1.
Непосредственное эмоциональное общение
ребенка с взрослыми, присущее младенцу
с первых недель жизни и до года. Благодаря
нему у младенца формируются такие
психические новообразования , как
потребность в общении с другими людьми
и хватание в качестве основы мануальных
и предметных действий .2.
Предметно — манипулятивная деятельность
ребенка, характерная для раннего
детского возраста (от 1 года до 3 лет).3.
Игровая деятельность или сюжетно —
ролевая игра, присущая детям дошкольного
возраста( от 3 до 6 лет). 4.
Учебная деятельность младших школьников
от 6 до 10-11 лет . 5.
Общение подростков в возрасте от 10-11
до 15 лет в разных видах деятельности
(трудовой, учебной, спортивной,
художественной и т. д.).
Каждый
вид ведущей деятельности порождает
свои эффекты в виде новых психических
структур, качеств и свойств.
Возрастная
периодизация по Эльконину.
Д.Б.
Эльконин отмечает, что ребенок не
пассивно приспосабливается к окружающему
его миру человеческих предметов, а
активно «присваивает себе все достижения
человечества, овладевает ими».
Конкретными же носителями всего того,
чем должен овладеть ребенок в жизни,
являются «воспитывающие и обучающие
его взрослые». Деятельность ребенка
по отношению к предметной действительности
всегда опосредована отношениями
ребенка и взрослых. Так в психологию
вошла категория «деятельность».
Эффективность
образования, а следовательно, и
психического развития зависит от того,
насколько средства, содержание, методы
обучения и воспитания разрабатываются
с учетом психологических закономерностей
возрастного и индивидуального развития
и не только опираются на уже имеющиеся
возможности, способности, умения детей,
но и задают перспективу их дальнейшего
развития, насколько взрослые в работе
с детьми разного возраста акцентируют
внимание на формировании у них интереса
к окружающей жизни, интереса и умения
учиться, способности к самостоятельному
добыванию знаний, потребности в активном
отношении к той деятельности, в процесс
которой они включаются.
Эти
типы деятельностей сменяют друг друга.
Рассмотрим
периодизацию психического развития
Д.Б. Эльконина.
Эпоха | Возрастной | Тип |
Раннее | 0 | Непосредственно-эмоциональное |
1 | Предметно-манипулятивная деятельность | |
Детство | 3-7 | Общение |
7-10 | Учебная |
В
таблице представлены три эпохи: раннее
детство, детство. Каждая эпоха состоит
из двух периодов, в основе которых лежит
тот или иной тип ведущей деятельности.
Эти периоды закономерно связаны между
собой и взаимно подготавливают друг
друга. [2] Сначала – это эмоциональное
общение с взрослыми, потом предметная
деятельность, наконец, сюжетно-ролевая
игра. Каждый новый вид деятельности
зарождается внутри предыдущего в виде
отдельных действий.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДАХ
Основным условием психического развития ребёнка является его собственная активная деятельность. А. Н. Леонтьев ввёл в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчёркивал, что «… главным процессом, который характеризует психическое развитие ребёнка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. … Этот процесс осуществляется в деятельности ребёнка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человека». Именно в активной мотивированной деятельности самого ребёнка происходит формирование его личности. Причём это формирование происходит прежде под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обуславливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребёнка (общение, игра, учение, труд).
Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на определённых стадиях его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется её определяющая роль в развитии. Так, игра – это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники, и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребёнка к действительности.
У младенца ведущая деятельность – непосредственно эмоциональный контакт со взрослым, благодаря которому у него образуется потребность в общении с другими людьми (с первых недель до года).
В раннем детстве – деловое практическое сотрудничество со взрослым. Ребёнок занят предметом и действиями с ним. Интенсивное овладение предметно-орудийными операциями формирует практический интеллект. Речь используется главным образом для налаживания сотрудничества со взрослыми внутри совместной предметной деятельности. Потребность в речи возникает как средство деловых контактов со взрослым (от года до трёх лет).
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируется и появляется потребность ребёнка воздействовать на мир. А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Все игры обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой деятельности и тем самым отвечают потребности ребёнка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребёнок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьёзной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности: ориентируясь на взрослого как на образец, но только с предметами –заместителями (игрушками) в сюжетно – ролевой игре. В игре для ребёнка существенны не только свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда – возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения . Играя , ребёнок также овладевает соответствующими действиями. Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетно-ролевая игра, игры с правилами. В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребёнка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития, она создаёт зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности (от трёх до шести).
Почему игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте? Формируются ли в ней качества, которые будут способствовать будущей успешности ребенка в школе? Может ли игра стать «мостиком» преемственности между дошкольным и начальным общим образованием?
Уже само понятие «ведущий» даёт нам подсказку. Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работы ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это не ослабляет работы мышления, а придает ей другой характер. Вся познавательная деятельность ребенка направлена теми целями, которые выдвигаются эмоциональной сферой и сферой активности. Такое сочетание оптимально представлено в игре.
Игра – это…
ИГРА — ведущий вид деятельности. Ведёт к развитию новых качеств психики и личности дошкольника | ИГРА – основная форма организация жизни ребёнка. В игре удовлетворяются базовые потребности ребёнка | ИГРА – развивающий потенциал. Функции игры в педагогическом процессе: |
v коммуникативные способности (умеет согласиться, договориться, поделиться) v воображение и фантазия v способность к символизации и преобразованию v произвольность поведения v развитие целеполагания, умение думать в уме v развитие «самости» | v в познании через игрушку v в общении v в движении v в радости, удовольствии v в потребности быть как взрослый v потребность в свободе, самореализации, самостоятельности, активности | v это средство развития v средство воспитания v средство общения средство коррекции v средство формирования позитивной «Я концепции» (успешность в игре) v средство развития (мышления, речи, воображения, креативности, фантазии и т.д.) |
Признаки ведущей деятельности:
1. В ней возникают новые виды деятельности.
2. В этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции (в игре появляется творческое воображение).
3. От этой деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности.
Выделение понятия «ведущая деятельность» необходимо для понимания сущности её воздействия на психическое развитие человека. Последовательная смена ведущих видов деятельности означает, что при переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, а теряется её определяющая роль в развитии. К сформировавшимся ранее видам деятельности добавляются новые и одновременно происходит возрастная качественная перестройка каждого вида деятельности.
С возрастом на первый план выходят одни, а на второй отодвигаются другие виды деятельности, так что меняется иерархия ведущих видов деятельности.
Ведущая деятельность и формирование психических процессов, личностных образований.
Развитие детей происходит только при условии его собственной активной деятельности, поэтому обучение и деятельность неразрывны. Развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности, т.е. это не означает, что только ведущая деятельность ведет за собой развитие. Если какая-то деятельность особенно значима для ребенка, это отразится на становлении его личности. но глубокого развивающего эффекта как от ведущей деятельности не будет.
Возрастной период | Ведущая деятельность | На что направлена познавательная деятельность | Какая сфера психики преимущественно развивается | Новообразования возраста |
Младенчество 0-1 год | Непосредственное эмоциональное общение со взрослыми (вне совместной деятельности) | На познание отношений | Личностная (потребностно-мотивационная) | Потребность в общении. Эмоциональные отношения |
Раннее детство 1-3 года | Предметно-манипулятивная деятельность (с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми) | На познание предмета | Познавательные процессы | Речь и наглядно-действенное мышление. Появление «Я», зарождение самосознания. |
Дошкольный возраст 3-7 лет | Сюжетно-ролевая игра (сочетание игровой деятельности с общением, имитируя социальную ситуацию и характерные для неё формы ролевого поведения) | На познание отношений | Личностная (потребностно-мотивационная) | Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Соподчинение мотивов. |
Младший школьный возраст 7-10 лет | Учебно-познавательная деятельность (сочетание учебной деятельности и межличностного общения) | На познание начал наук | Интеллектуально-познавательная | произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. |
Подростковый возраст 11-15 лет | Общение со сверстниками в общественно-полезной деятельности (личностное общение и совместная групповая деятельность по интересам) | На познание системы отношений в разных ситуациях | Личностная (потребностно-мотивационная) | Стремление к «взрослости». самооценка, подчинение нормам коллективной жизни. |
Ранняя юность 15-17 лет | Общение со взрослыми в учебной деятельности (подготовка к профессиональной деятельности, общение на интимно-личностные темы) | На познание профессий | познавательная | Мировоззрение, профессиональные интересы |
В конце 19 – начале 20 в. развитие возрастной психологии было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом С. Холлом (1846-1924), учеником Вундта.
Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон Геккеля. Холл доказывал, что онтогенетическое развитие психики ребенка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека.
В созданной Холлом теории рекапитуляции утверждалось, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, потому ни уклонится, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.
Ученик Холла К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи.
• от рождения до 5 лет – стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;
• от 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;
• от 8 до 12 лет – пастушеская стадия. В это период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У де тей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;
• от 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана е интересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность;
• от 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться раз личными предметами.
Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения.
И Холл и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал механизм, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специ фическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.
1. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М., Россий-ское педагогическое агентство. 1996
2. Марцынковская Т. История детской психологии.
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972
Источник