Ведение дневника наблюдения за развитием ребенка

Ведение дневника наблюдения за развитием ребенка thumbnail

Татьяна Щербакова
Наблюдение за детьми. Консультация для педагогов

Наблюдения за ребенком позволяет определить моменты, вызывающие озабоченность. Помогают педагогам определить необходимость в немедленном вмешательстве в случаях, когда ребёнок испытывает постоянные трудности в чём-либо. Их диапазон может простираться от проблем со слухом до необходимости в дополнительном внимании, обращении к специалистам. Они способствуют умению найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации. Наблюдения позволяют педагогам научиться определять, какого рода поведения можно ожидать от ребёнка при определённых условиях и какими средствами лучше всего избежать негативных реакций, последствий. По средствам наблюдений можно получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка. Кроме этого они позволяет согласовать мнения различных взрослых, которые видят одного и того же ребёнка по-разному. Наблюдение даёт разнообразную информацию для понимания сильных сторон, особенностей, нужд и потребностей детей, характера, взаимоотношений с другими людьми. Получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка, подтвердить выдвигаемые гипотезы или опровергнуть их. Весьма часто взрослые (не только родители и педагоги) выражают обеспокоенность тем, что ребёнок не желает «заниматься важными делами», предпочитает занятиям игру. Наблюдение за действиями ребёнка в игре позволяют увидеть проявление учебных навыков, присвоенных ребёнком знаний. Получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий, профессиональную, объективную и достоверную картину успехов ребёнка в учёбе, основанную на включении в процесс наблюдения и оценки всех членов команды

Наблюдение является основой для оценки ситуации в развитии ребёнка,которая должна:

— Сосредотачиваться преимущественно на выявлении сильных сторон каждого ребёнка, а не его неудачах. Способствовать успеху детей и оптимизировать процесс развития.

— Подчёркивать важность позитивной динамики в развитии.

— Быть постоянным компонентом процесса обучения, являться источником информации, подсказкой, чему и как обучать.

— Быть мгновенной, сосредоточенной на всех областях развития (социально-эмоциональной, физической, познавательно-речевой, художественно-эстетической).

— Включать активный обмен мнениями между всеми членами команды (педагогами, родителями, а по возможности и, и детьми.

— Быть абсолютно понятной родителям.

— Своевременно выявлять действительные потребности детей, которым необходима дополнительная помощь.

— Обеспечивать руководителям понимание того, как продвигаются в развитии отдельные дети и группы в целом.

— Обеспечивать сопоставимость достижений детей, занимающихся по разным образовательным программам.

Дополнительные эффекты наблюдения:

Наблюдение – это:

— проверка и воспитание своей объективности и проницательности,

— вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование сообщества,

— формирование у ребёнка навыка самоанализа и самооценки,

— формирование в образовательном учреждении культуры организации обучения на основе системной и систематической оценки достижений каждого ребёнка.

Результаты наблюдений заносятся в дневник. Задача педагога заключается в том, чтобы как можно меньше времени тратить собственно на описание, и в том, чтобы внесённая информация была достоверной и полезной. Поэтому мы предлагаем форму дневника, в которой педагог только отвечает на готовые вопросы.

Дневник наблюдений за ребенком

Педагоги___ Группа___

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ возраст___

Таблица

Дни недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Дата наблюдения

Настроение утром,в течение дня

С кем и во что играл

Взаимоотношения ребенка с детьми

Конфликты

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

Как ел

Как засыпал

Проблемы для обсуждения, предложения коллегам

ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА

Из приведенного ниже списка выберите часто наблюдаемые у ребенка нарушения поведения и впишите в дневник наблюдений.

Агрессивность Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; толкает сверстника, ударяет встречных; кусается, плюется.

Скрытая: щипает других, говорит обидные слова, когда не слышат взрослые.

Вербальная: ругается, говорит обидные слова, нецензурные слова.

В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.

В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки.

Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.

Направленная на себя: щипает себя; просит, чтобы ударили еще раз.

Вспыльчивость:В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть.

В речи: может неожиданно грубо ответить, выразиться нецензурно.

Негативизм:В физических действиях: делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру.

Отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.

Вербальный: говорит часто «не хочу», «не буду», «нет».

Демонстративность:В движениях: отворачивается спиной; утрирует движения на занятиях.

Как состояние на собственное состояние и поведением: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих.

Обидчивость (эмоциональная неустойчивость):Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре.

В мимике: недовольное выражение лица; плачет.

Реакция на оценку другими: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса.

Конфликтность Активная или реактивная: сам провоцирует конфликты; отвечает конфликтном на конфликтные действия других.

Вследствие эгоцентризма: не учитывает желания и интересы сверстников.

Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений.

Вследствие трудности переключения: не уступает игрушки.

Эмоциональная отгороженность:Как центробежные тенденции: когда все дети вмести, стремиться уединиться.

Как эмоциональная поглощенность: входит в помещение и сразу идет к игрушкам; занят своим делом и не замечает окружающих.

Особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.

Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.

Особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику.

Дурашливость:Реакция на замечание: реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не оказывают значительного изменения в поведении ребенка.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка 2 лет у ребенка

В физических действиях и мимике: дурачится, передразнивает движения.

Нерешительность:В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.

Проявление в речи: использует слова «не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.

В физических действиях: боится прыгнуть с высоты.

Реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; в новой ситуации менее вариативное поведение, чем в привычной.

Страхи:Конкретные: страх пылесоса, страх собаки, страх темноты, страх от порывов ветра.

Реакция на новизну: боится входить в новое помещение.

Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному.

Тревога:В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.

В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.

В движении: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит

Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями; стремиться быть поближе к взрослым.

Скованность:В движениях: двигается скованно.

В речи: запинается в речи.

Реакция на новизну: неловок в новой ситуации.

Заторможенность:В познавательной активности: не знает, чем заняться.

В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам

В речи: говорит слишком тихо; медленно.

Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает.

Эгоцентричность:Как отношение к себе: считает, что все конфеты, все игрушки для него.

Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желание детям.

В речи: часто использует местоимение «я».

Избегает умственных усилий:В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики; не слушает сказку.

На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу).

Дефицит внимания:Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятиях.

Содержание помощи ребенку: приходиться словесно повторять задание несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия.

В речи: переспрашивает условия выполнения задания.

Двигательная расторможенность (гиперактивность):Особенности планирования действий: поспешно планирует собственные действия.

Как избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); действует раньше условленного сигнала.

Длительность содержания гиперактивности: встает на первой половине занятия.

Длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается после шумной игры.

Речевая расторможенность:Громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса.

Темп речи: убыстрен, речь взахлеб.

В социальных отношениях: переговаривается на занятиях, не смотря на замечания взрослого.

Непонимание сложных словесных инструкций: Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого.

Непонимание простых словесных инструкций: Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания.

Застреваемость:В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы.

Во взаимоотношениях и в речи: навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу.

На чувствах и эмоциях: застревает на обиде.

Как трудность переключения: с трудом переключается на другой вид деятельности.

Работоспособность (умственная): Быстро устает от задания, требующего умственной активности; устает, когда читают книгу; устает на первой части организационного занятия.

Работоспособность (физическая): Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет работоспособность на первой части занятия; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности.

Источник

Как известно, основным документом, на основании которого можно судить о работе воспитателя, является регулярно составляемый им план. Но, к сожалению, в этом документе не всегда отражается индивидуальная работа с отдельными детьми и ее результаты.

Отсутствие четкой системы в записях о проведении с детьми индивидуальной работы порождает разрыв между планированием и учетом. Причем, как это часто наблюдается, в плане значительно беднее отражается индивидуальная работа, чем при учете.

Вместе с тем следует отметить, что, как бы хорошо ни велся учет проведенной работы, он не дает возможности с достаточной полнотой осветить все индивидуальные проявления детей. В связи с этим возникает необходимость в более подробных, специальных записях. Наиболее оправдавшей себя формой является ведение дневника, в котором воспитатель фиксирует свои наблюдения за поведением и развитием детей. Такой дневник является незаменимым помощником воспитателя в его работе, учит вдумчивому анализу собственной деятельности.

Для дневника наблюдений лучше всего взять общую тетрадь. На каждого ребенка достаточно отвести 3—4 страницы. На первой странице, кроме фамилии и имени, записываются некоторые сведения общего характера.

Например:

«Слава Р. родился 27 июня 1970 г., поступил в детский сад 1 сентября 1975 г. Родители — рабочие радиозавода. Проживает по адресу: Семья состоит из трех человек: мать, отец и Слава. Бытовые условия хорошие, но родители проявляют о сыне чрезмерную заботу и не прислушиваются к советам работников детского сада».

Здесь же записываются данные о физическом состоянии ребенка. Если он здоров, никаких отклонений в этом плане нет, то запись может быть предельно краткой.

На следующей странице воспитатель на основе личных наблюдений, бесед с родителями и с сотрудниками детского сада записывает свои первые выводы о поведении и особых проявлениях ребенка.

Вот что было записано воспитателем о Славе Р.:

«При поступлении в детский сад был тихим, спокойным, несколько робким и застенчивым. За период пребывания на даче изменился, стал шалить. В ответ на полученные замечания умышленно делает вид, что не понимает их.

Хорошо, аккуратно и правильно рисует, но его рисунки бедны по замыслу.

В речи дефектов нет, но говорит монотонно и невыразительно».

Эти первые записи нельзя, разумеется, назвать характеристикой, так как она составляется на основе систематического изучения ребенка в продолжение довольно длительного времени.

Читайте также:  Развитие ребенка по методу береславского

При ведении дневника очень важна регулярность записей о различных проявлениях детей в быту и в различных видах деятельности. Причем воспитатель использует не только собственные наблюдения, но и беседы, изучает документацию, детские рисунки и поделки. Нет какого-либо универсального метода изучения ребенка, но можно наметить некоторые основные направления, по которым рекомендуется вести наблюдения за детьми, отмечая существенные стороны их поведения.

1. Положительные проявления.

Умение «проектировать» в ребенке хорошее, опереться па положительные стороны его характера является, как уже говорилось, одним из условий для осуществления правильного индивидуального подхода к нему. Поэтому малейшее проявление у детей положительных качеств должно находить отражение в дневнике воспитателя. Исключительно важно отмечать развитие интересов ребенка, их глубину и устойчивость, явные проявления одаренности, наличие инициативы и самостоятельности.

2. Отношение к коллективу.

Совершенно необходимо понаблюдать и отметить в дневнике, как ребенок чувствует себя в коллективе, как относится к товарищам, с кем любит играть, с кем дружит. Не менее важно узнать и отношение товарищей к нему, влияние коллектива на его поведение.

3. Отношение к труду.

Воспитатель выясняет уровень трудовых навыков ребенка, виды труда, которыми он интересуется, его поведение во время трудовой деятельности; педагогу очень важно знать, трудолюбив ли ребенок, исполнителен ли, умеет ли доводить начатое дело до конца; необходимо также выяснить условия трудового воспитания в семье.

4. Особенности умственного развития.

Воспитатель должен, прежде всего следить за активностью ребенка на занятиях, отмечать, какими знаниями и навыками он овладел и в чем отстает; нужно непременно изучить особенности внимания, восприятия, памяти ребенка, узнать, как развита его речь, каков словарный запас, произношение.

Особенное внимание педагог должен уделять так называемым пассивным, нерешительным детям. Они обычно по различным причинам стоят в стороне от коллектива и неохотно участвуют в общих играх и занятиях. Вникнуть в их внутренний мир подчас бывает очень нелегко. Необходимо отметить, что за спокойным, дисциплинированным ребенком (тем более пассивным) вести наблюдения гораздо труднее, чем за резвым, шалуном и вообще активным. Шалун, например, самим своим поведением, своими проказами невольно обращает на себя внимание, он весь виден в своих действиях, поступках, и, если отмечать каждое его проявление, пришлось бы накопить слишком много записей.

Нет надобности каждый день фиксировать в дневнике наблюдения за одним и тем же ребенком. Можно записать результаты наблюдений в течение нескольких дней или недели.

Записывать в дневник нужно прежде всего конкретные, характерные факты поведения ребенка. Затем уже, опираясь на них, можно анализировать причины тех или иных его проявлений и намечать пути индивидуального подхода. Для этого лучше всего страницу дневника разделить на две части: в левой записывать даты и сами наблюдения, в правой — свои выводы и намечаемые воспитательные задачи.

Между записями в дневнике и записями при планировании или подведении итогов работы должна быть определенная взаимосвязь. Нет надобности в разных местах повторять одни и те же сведения. Однако и в общем плане занятий, и в записях о его результатах необходимо отразить индивидуальную работу с детьми, в дневнике же она должна быть раскрыта более подробно. Например, в общей тетради, где ведется планирование и учет занятий, воспитатель, подводя итоги занятия «Рисование по замыслу», может кратко записать: «Все справились с заданием. Многие дети проявили самостоятельность в выборе замысла. Интересный сюжет у Коли — «Строят дом», у Тани — «Мама на работе». Не мог выбрать сюжета и ничего не нарисовал Толя». В дневнике же о поведении Толи на этом занятии он делает более полную запись: приводит имевшие место факты, дает их краткий анализ, раскрывает причины Толиных неудач, намечает индивидуальную работу совместно с семьей.

Дневник принесет, пользу лишь в том случае, если намеченная в нем (в выводах) индивидуальная работа, направленная на решение определенных воспитательных задач, вносится затем в общий план работы. Например, в выводах дневника записано, что с Толей нужно проводить индивидуальную работу, так как он не овладел многими умениями и навыками. В плане же воспитатель намечает, когда именно он будет проводить эти занятия.

В дневнике должны найти отражение и результаты наблюдений за детьми в повседневной жизни. Хотя при наблюдениях воспитатель обычно ставит перед собой какую-нибудь одну основную задачу, записи же всегда будут отражать самые разнообразные проявления ребенка и встающие в связи с этим другие воспитательные задачи.

Практика дошкольного воспитания убеждает нас в том, что дневник наблюдений не только помогает установлению причин того или иного поведения ребенка, но и является своеобразным обобщением опыта работы каждого воспитателя. В руках исследователя дневник вдумчивого мастера-воспитателя — прекрасный материал для анализа.

(Visited 2 913 times, 2 visits today)

Источник

Рекомендации по ведению дневников наблюдений.

Для успешной работы тьютора предусмотрено ведение им следующей

документации:

  • Рекомендации специалистов для работы с ребенком с ОВЗ.

  • Дневник наблюдений за ребенком.

Дневник – форма отчетности, которая позволяет фиксировать наблюдения, отслеживать динамику развития ребенка.Виды дневников:

1. Дневник, в котором тьютор фиксирует значимые проявления поведения подопечного с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни подопечного. Помимо особенностей поведения ребенка тьютор фиксирует и свои действия, и действия учителя; эмоциональные реакции на ту или иную ситуацию.

Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.

Читайте также:  Психомоторное развитие умственно отсталого ребенка

2. Дневник как форма приложения к отчетности перед вышестоящей психолого-педагогической инстанцией. Такая форма отчетности должна вестись в соответствии с требованиями этой инстанции. Логика документа такого рода предполагает наличие даты записей, цели (она может быть общей, в начале дневника), задач, используемых методов и отметки типа «удалось – не удалось».

3. Дневник как способ информирования родителей о жизни, учебе и успехах их ребенка. Благодаря такой форме дневника родители смогут максимально полно представить себе картину жизни их ребенка в школе и понять, как проходит процесс обучения. Нередко чтение записей тьютора бывает очень полезным для родителей, так как позволяет им прийти к осознанию того, что их ребенок успешен в деятельности и может вести активную жизнь без их участия.

Тьютор может вести любые другие записи, помогающие объективно оценить возможности ребенка; выявить проблемы, с которыми необходимо работать; сформулировать конкретные задачи в работе с данным учеником; составить индивидуальный план работы. Например, заполнять в начале и в конце полугодия, или учебного года таблицу сформированности основных навыков, предложенную И.В.Карпенковой:

Таблица сформированности основных навыков (см. ниже)

Рекомендации по ведению дневников наблюдений

  1. Дневник наблюдений один из основных документов, позволяющих отследить динамику развития учащегося (воспитанника).

  2. Тьютор заполняют дневник на основе личных наблюдений, результатов диагностик.

  3. В записи следует отразить:

    динамику развития воспитанника;

    -анализ результатов психолого – педагогического мониторинга.

  4. Сроки заполнения: ежедневно. Подлежит фиксации:

  1. Состояние органов чувств.

  2. Особенности внимания — устойчивость, переключаемость, объем, привлекаемость.

  3. Особенности восприятия и осмысления учебного материала — быстро ли улавливает главное, усвоение нового материала, как понимает объяснение учителя, умение устанавливать причинно — следственные связи.

  4. Особенности понимания и воспроизведения учебного материала — процессы памяти, прочность запоминания, что лучше запоминает (цифры, факты, описания), точность воспроизведения, условия, благоприятствующие точности воспроизведения, например, использование наглядности.

  5. Особенности речи — дефекты речи, понимание, запас слов, письменная речь.

  6. Особенности усвоения учебного материала — отношение к отдельным учебным предметам, умение применять знания в новых условиях.

  7. Успеваемость — общая, по предметам, факты, которые влияют на успеваемость в течение учебного года или за несколько лет обучения.

  8. Особенности познавательных интересов — отсутствуют, слабы, осознанность интересов, их мотивировка, особые интересы к чему-то, склонность к какому — либо роду деятельности, профориентированность.

  9. Особенности личности — общая характеристика поведения, выполнение школьного режима, требований взрослых, отношение к общественной жизни коллектива, какие общественные обязанности, поручения имеет и как их выполняет.

  1. Взаимоотношения с коллективом — положение, авторитет в коллективе, чем определяется это положение.

  2. Особенности характера — ярко выражение положительные и отрицательные стороны характера, преобладающее настроение и чем оно вызвано (угрюмость, апатия, эйфория, дисфория), наличие волевых черт характера, отношение к собственному дефекту.

  3. Общие выводы: трудности, возникающие в процессе обучения и воспитания, их преодоление; на преодоление какого недостатка, в первую очередь, должно быть направлено внимание тьютора, на какие положительные качества личности должен опереться тьютор в своей работе, какие коррекционно-педагогические мероприятия должны быть проведены в дальнейшем с этим учеником, динамика развития.

Таблица сформированности основных навыков

Деятельность ребенка

Делает +

Делает не всегда +-

Делает, но редко -+

Не делает —

Маршрутная деятельность

Знает, где раздевалка; приходя в школу, идет в раздевалку, в соответствующее место; верхнюю одежду вешает на вешалку, переобувается, пакет с обувью также вешает на вешалку

Берет свой портфель и идет в свой класс

В классе находит свое место; достает из портфеля необходимые вещи, в соответствии с уроком; портфель помещает на соответствующее место

В течение урока находится в классе, сидит или двигается в соответствии с указаниями учителя

После урока меняет учебники и тетради для следующего урока

Во время перемены вместе с другими учениками под руководством учителя выходит из класса, гуляет в рекреации или идет в столовую, в спортзал, в другие классы, после уроков – в раздевалку

После уроков собирает все вещи в портфель

Другое

Витальная деятельность

(навыки самообслуживания)

Во время урока (или на перемене) может попроситься в туалет

Может самостоятельно сходить в туалет во время перемены

Моет руки перед едой и после туалета

Находясь в столовой, ест

Другое

Коммуникативная деятельность

Выполняет инструкции учителя

Может повторять действия за учителем

Смотрит на учителя

Задает вопросы

Отвечает на вопросы

Поднимает руку, когда знает ответ

Может по просьбе учителя выйти из-за парты и ответить у доски

Копирует то, что делают другие ученики, если не успел за учителем

На перемене общается со сверстниками

Другое

Учебная деятельность

Может самостоятельно писать

Может самостоятельно открыть учебник или тетрадь на нужном месте

Пользуется не только ручкой, но и остальными канцтоварами, в соответствии с заданием

Рисует

Пользуется красками, фломастерами, мелками

Другое

Этика отношений

Здоровается (прощается) в соответствии с ситуацией

Обращается к учителям на «вы», к сверстникам – на «ты»

Ждет, когда надо ждать всех

Помогает другим, по просьбе

Помогает другим, без просьбы, по ситуации

Поздравляет, выражает радость успеху других

Переживает за других в случае грустной ситуации

Другое

Осознавание себя и смысла учебы

Радуется похвале

Понимает и серьезен, когда его действия критикуют

Стремится исправить свое поведение или оценку

Выражает разную степень интереса к темам и урокам

Что-то любит больше, что-то меньше (рисовать, двигаться, слушать)

Другое

Источник