Важнейшие тенденции развития речи ребенка

Валерия Бабкина
Консультация «Основные направления и средства речевого развития детей»

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основевладения литературным языком своего народа через решение следующих задач:

• Овладение речью как средством общения и культуры;

• Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• Формирование звуковой аналитико — синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Процесс формирования речи детей должен строиться с учетом не только общедидактических, но и методических принципов обучения. Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми, педагог выбирает средства обучения. Это принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми языка и речи. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения и др. Методические принципы выступают также во взаимосвязи друг с другом.

Применительно к дошкольнику на основе анализа исследований по проблемам речевого развития детей и опыта работы детских садов мы выделим следующие методические принципы развития речи и обучения родному языку.

• Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением.

• Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку.

Настоящий принцип является одним из главных, поскольку определяет стратегию всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации, и в разных видах деятельности.

• Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности.

• Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания. Поскольку задачей обучения является формирование навыков общения, а любое общение предполагает способность создавать новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить именно формирование языковых обобщений и творческой речевой способности.

Леонтьев выделяет три способа осознания,которые часто смешиваются: произвольность речи, вычленимость, собственно осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.

• Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи.

• Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. В процессе организованной образовательной деятельности нередко исчезает естественность общения,снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить.

• Принцип обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога.

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:

Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);

— Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения, любви и интереса к художественному слову;

Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание);

— Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове);

— Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование).

В практике работы педагогов ДОУ по развитиюречи используются следующие методы:

Наглядные:

Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные:

-Чтение и рассказывание художественных произведений;

-Заучивание наизусть;

-Пересказ;

-Обобщающая беседа;

-Рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические:

-Дидактические игры;

-Игры-драматизации;

-Инсценировки;

-Дидактические упражнения;

-Пластические этюды;

-Хороводные игры.

Для развития речи используются разнообразные средства:

• общение взрослых и детей;

• культурная языковая среда, речь воспитателя;

• обучение родной речи и языку на занятиях;

• художественная литература;

• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Рассмотрим кратко роль каждого средства.

Важнейшим средством развития речи является общение.

В отечественной психологии общение рассматривается как сторона какой-либо другой деятельности и как самостоятельная коммуникативная деятельность. В трудах отечественных психологов убедительно показана роль общения со взрослыми в общем психическом развитии и развитии вербальной функции ребенка.

Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Система работы по развитию речи детей в ДОУ

Основная цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:

1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение места звука в слове).

4.Формирование грамматического строя речи:

4.1. Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);

4.2. Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);

4.3. Словообразование.

5. Развитие связной речи:

5.1. Диалогическая (разговорная) речь

5.2. Монологическая речь (рассказывание).

6. Воспитание интереса и любви к художественному слову.

Принципы развития речи:

1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

2. Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.

3. Принцип развития языкового чутья.

4. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

5. Принципы взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

6. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

7. Принцип обеспечения активной языковой практики.

Средства развития речи:

1. Общение взрослых и детей

2. Культурная языковая среда.

3. Обучение родной речи в непосредственно-образовательной деятельности.

4. Художественная литература.

5. Изобразительное искусство, музыка, театр.

6. Непосредственно-образовательная деятельность по другим областям.

Методы развития речи:

1.Наглядные:

— метод непосредственного наблюдения и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии)

Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)

2.Словесные:

— чтение и рассказывание художественных произведений

— заучивание наизусть

— пересказ

— обобщающая беседа

— рассказывание без опоры на наглядный материал

3.Практические:

— дидактические игры

— игры-драматизации

— инсценировки

— дидактические упражнения

— пластические этюды

— хороводные игры

Источник

Цель семинара: Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ. Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

Задачи:

  • Активизировать внимание педагогов на проблему развития речи дошкольников.
  • Формировать у педагогов умение развивать речь дошкольников применяя игровые технологии.
  • Способствовать желанию педагогов обмениваться опытом работы, повышать профессиональную компетентность.

Методы и приемы:  практическая деятельность педагогов.

Материалы и оборудование: Экран, проектор, ноутбук, счетные палочки, конфеты для награждения.

Ход мероприятия.

Здравствуйте уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать  вас на нашей встречи по теме «Современные направления развития речи, как важнейшая задача развития личности ребенка»

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений.   Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.  Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.  Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.  Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.  Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

(Слайд 2)

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь некоторые. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста  без оценки его речевого развития невозможно.

 В психическом развитии ребенка речь имеет  исключительное значение.

 С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений  и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.  (Слайд 3)

Основные направления работы по развитию речи детей:

— Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);

— Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения), любви и интереса к художественному слову;

— Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание);

— Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове);

— Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование).( Слайд 4)

Слайд 5: Большая роль в дошкольном образовательном учреждении отводится предметно- развивающей средеРазвивающая среда нужна для того, чтобы воспитать самостоятельного, творческого активного ребенка, она должна способствовать не только всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, но и способствовать развитию всех видов речи.

Вопрос к участникам: Какие технологии по развитию речи детей вы используете в своей работе?  (Ответы )

Слайд 6:Перечень технологий (Обсуждение)

Предлагается рассмотреть некоторые технологии подробнее

Первая технология, можно даже сказать инновационная технология -Лэпбук.

Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга).

Это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Это заключительный этап исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения данной темы.

Самая главная ценность «Лэпбука» — он позволяет ребёнку быть соучастником всего процесса, на любом из его этапов. Он позволяет услышать голос ребёнка, понять что он хочет.( Слайд 7)

Следующая технология речевого развития Логоритмика.  (Слайд 8)

Логоритмика – это соединение движений и речи  и музыки. Она развивает не только речевые навыки, но и моторику, координацию, дыхание, а так же нормализует  физическое и психоэмоциональное  состояние ребенка. Все упражнения строятся на подражании; взрослый показывает  — малыш повторяет.

Слайд 9: Мнемотехника

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Слайд 10: Для начала детей знакомят с мнемоквадратами — изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Слайд 11.

Слайд 12:Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Слайд 13.

Слайд 14:Метод ментальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Интеллектуальная карта может быть составлена с использованием различных графических средств (рисунков, фотографий, символов, шрифтов, слов). 

Слайд 15. На большом листе в центре располагается, как правило, главная мысль (изображение), а по кругу то, что к этой мысли можно соотнести. Такие карты легко поддаются расширению и модернизации. Создание интеллект-карт процесс совместного творчества ребенка и взрослого. По картам легко запомнить лексику, формировать и обогащать словарь ребенка, придумывать предложения и рассказы и тем самым обобщать и закреплять тему недели. Наглядность интеллект-карты вызывает у ребенка желание высказаться.

— Ну, а теперь апробируем некоторые технологии.

 Деление на команды

Мы с вами рассмотрели  небольшую часть речевых технологий, а сейчас мы  апробируем  использование речевых технологий на практике. И для начала я Вам предлагаю разделиться на две команды.

Команда синих и команда красных! Давайте поприветствуем наши команды!

Сегодня наши команды будут соревноваться между собой, за каждый правильный ответ команда будет получать счетную палочку. В завершении  мы подсчитает количество счетных палочек у каждой команды и огласим победителей!

Команды готовы думать, рассуждать, много  — много говорить! Тогда начинаем!

Слайд 16:   Задание  Разминка:       “На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”.

(Это задание оценивается по одному баллу за правильный ответ).

Члены команд по очереди быстро и не задумываясь заканчивают предложения и отвечают на вопросы.

1.Иглы колкие торчат прямо с детства у…  (ежат).

2.В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… (ёрш).

3.Через горы и леса в край родной летит… (птица).

4.Устают, наверно, скулы грызть орехи у …(белки).

5.Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый… (петух).

6.Звонко цокают подковы на копытах у… (коня).

7.Кукарекает спросонок Милый, добрый… поросенок? Ответ: петух

8.Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что… кит? корова

9.В курятнике большая драка! Кто зачинщики? Два…? петуха

10.Нарушая утром тишь, Распевает в роще…? Соловей

  1. Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).

12.Как далеко в лес может забежать заяц? Ответ: до середины. Дальше он уже выбегает из леса.

13.Куда идет цыпленок, переходя дорогу?  Ответ: на другую сторону дороги.

14.Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?    Когда дверь открыта.

Слайд 17: Задание:   “Родственные (однокоренные) слова”. Вам нужно подобрать однокоренные слова к слову ЛЕС. Побеждает та команда, которая последняя назовет слово.

Молодцы! А теперь подберите однокоренные слова к слову  СНЕГ.

Слайд 18:Задание: «Почему так называется?” (Этимология) Объяснить, почему так называются растения:

Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа. 

Шиповник – веточки покрыты острыми шипами. 

Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой. 

Смородина – “смрад” — запах, листья и ягоды сильно пахнут.

Слайд 19 : Следующее задание! Каждое слово заменить противоположным и получить название сказок. Пёс без шапки ( Кот в сапогах). Красные усы (Синяя борода). Красивый цыпленок  ( Гадкий утенок). Серебряная курочка 

( Золотой петушок), Черная туфелька ( Красная шапочка).

Слайд 20: Задание: Переведите пословицы на русский язык

Вы молодцы! Уверенно отвечали на вопросы разминки!

И сейчас мы с вами переходим к основной части наших соревнований!

И начнем мы с известной всем  вам  ТРИЗ технологии!

Триз уникальная технология развития связанной речи! ( Слайд 21)

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения.

Девиз ТРИЗ технологии  «Творчество во всём!» ( Слайд 22).

Одним из направлений ТРИЗ технологии является составление собственных загадок.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения  за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой  или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одарённого ребёнка на конкретную  загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Воспитатель показывает модель составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект. Таким образом, в процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества.  К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.

Модель составления загадки

  1. Придумать, о чем будет загадка,
  2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4),
  3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.( Слайд 23)

Какой?

Что бывает таким?

Светло — зеленый

         травка

Овальный

         кабачок

гудящий

пчела

( Слайд 24) Пылесос

Молодцы!  Команда …. получает за правильную отгадку счетную палочку! А теперь задание командам! Составить собственную загадку.

 ( Слайд 25) Наградить счетной палочкой.

А сейчас, я вам предлагаю поиграть в игру Да нет — ка! Вы задаете наводящие вопросы, на которые я буду отвечать  да или нет. Та команда, которая первая угадает, что находится в коробочке побеждает.

В моей коробочке находится предмет, который необходим нам с вами в нашей работе, дома мы тоже не можем обойтись без данного предмета. И детей учим пользоваться этим предметом. ( Слайд 26)

Молодцы! ( Награждаю команду угадавшую загаданный предмет).

Мы с детства слышим: «Все познается в сравнении». Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо использование одного из самых действенных методов познания окружающей  действительности из группы методов активизации мышления –Синектика.

Это так называемый метод аналогий:

Один из видов аналогий-личностная аналогия (эмпатия).

Я Вам предлагаю выполнить следующее задание.! ( Слайд 27).

Представьте самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. А в качестве какого явления или предмета вы себя представите,  тихонько прочитав задание, а команда соперников должна  по вашему образу, исполнению отгадать о каком предмете или явлении идет речь.

Слайд 28:ИКТ-технологии

Слайд 29:Применение ИКТ усиливает:

  • положительную мотивацию обучения;
  • активизирует познавательную деятельность детей.

Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • способствует повышению качества образования.

Слайд 30:Направления ИКТ:

  1. Использование ресурсов Интернет
  2. Использование готовых обучающих программ
  3. Создание презентаций и интерактивных игр самостоятельно.

Слайд 31: Физминутка ИКТ

Слайд 32:Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.

Слайд 33: Схема синквейна

Слайд 34: Примеры синквейна

Слайд 35: Предлагается участникам попробовать сочинить синквейн на тему «Осень»

Слайды 36-37: Образец синквейна «Осень» (радостный и грустный)

Слайд 38: Подсчет баллов. Задание для каждого участника: Придумать синквейн о нашем семинаре.

Вот и подошла к концу наша игра! А теперь давайте посчитает счетные палочки у каждой команды и определим победителей!

Слайд 39: Награждение победителей и участников.

Спасибо Вам огромное за активное участие! Мы надеемся, что в своей работе  с детьми вы будете уделять большое внимание  развитию речи детей . Чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, рассуждать, сопоставлять, тем лучше подготовим их к школе!

презентация к семинару 

Источник