Ваш кроха воспитание и развитие ребенка от 0 до 3 лет скачать бесплатно

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ — делаем детство ярче —
Обсуждения
Просмотр темы24
РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ — делаем детство ярче —
Обсуждения
Просмотр темы24
1
2
ОТ ГОДА ДО 3 ЛЕТ (ЛИТЕРАТУРА)
Татьяна Борец
20 мая 2012 в 19:28
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ ГОДА ДО ТРЕХ
Развивающие игры от 1 до 3.pdf
16.3 МБ
173
Нравится
Показать список оценивших
Татьяна Борец
20 мая 2012 в 19:34
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕ..
36 МБ
103
Нравится
Показать список оценивших
Татьяна Борец
20 мая 2012 в 19:55
ГАЛАНОВ «ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»
Галанов 1-3.pdf
1.3 МБ
96
Нравится
Показать список оценивших
Татьяна Борец
20 мая 2012 в 20:56
Колдина «Игровые занятия с детьми 1-2 лет»
igrovye_zanyatiya_s_detmi_1_2_let.pdf
18 МБ
138
Нравится
Показать список оценивших
Татьяна Борец
20 мая 2012 в 21:02
Дмитриева «250 пятиминутных развивающих игр»
Dmitrieva_igru_razvit_deti_1-3.pdf
20.1 МБ
144
Нравится
Показать список оценивших
Татьяна Борец
20 мая 2012 в 22:57
Маханева,Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет»
Igrovie zan s detmi 1-3.pdf
14.3 МБ
98
Нравится
Показать список оценивших
Татьяна Борец
20 мая 2012 в 23:04
КУЗНЕЦОВА «ЛУЧШИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ»
razviv_igri.djvu
9.5 МБ
87
Нравится
Показать список оценивших
Татьяна Борец
11 июн 2012 в 12:27
Danilova_Lena_-_Uroki_dlya_samykh_malenkikh.djvu
10.8 МБ
67
Нравится
Показать список оценивших
Татьяна Борец
29 июн 2012 в 23:52
ШКОЛА СЕМИ ГНОМОВ
скачать можно пройдя по ссылкам
2-3 года:
https://vk.com/wall-2756772_2483
https://vk.com/wall-2756772_2482
1-2 года:
https://vk.com/wall-2756772_2477
https://vk.com/wall-2756772_2476
231
Нравится
Показать список оценивших
Татьяна Борец
29 июн 2012 в 23:54
СЕРИЯ «ДОШКОЛЬНАЯ МОЗАИКА» (2-3 ГОДА)
скачать можно пройдя по ссылке
https://vk.com/wall-2756772_3390
53
Нравится
Показать список оценивших
Татьяна Борец
29 июн 2012 в 23:55
СЕРИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ» (ОТ 0 ДО 3)
скачать можно пройдя по ссылке
https://vk.com/wall-2756772_3278
82
Нравится
Показать список оценивших
Татьяна Борец
29 июн 2012 в 23:56
СЕРИЯ «УМНЫЕ КНИЖКИ»
2-3 года
скачать можно пройдя по ссылке:
https://vk.com/wall-2756772_2127
76
Нравится
Показать список оценивших
Татьяна Борец
29 июн 2012 в 23:58
СЕРИЯ «ДЛЯ САМЫХ-САМЫХ МАЛЕНЬКИХ»
2-4 года
скачать можно пройдя по ссылке:
https://vk.com/wall-2756772_4332
https://vk.com/wall-2756772_4331
https://vk.com/wall-2756772_4330
https://vk.com/wall-2756772_4473
92
Нравится
Показать список оценивших
Татьяна Борец
30 июн 2012 в 0:25
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР». ДАНИЛОВА
скачать можно пройдя по ссылке:
https://vk.com/wall-2756772_3245
33
Нравится
Показать список оценивших
Татьяна Борец
30 июн 2012 в 0:30
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
скачать можно пройдя по ссылке:
https://vk.com/wall-2756772_1915
41
Нравится
Показать список оценивших
Нина Завьялова
3 авг 2012 в 8:34
Для sамых маленьких
А где окошки.djvu
1.2 МБ
Большой-маленький.djvu
2 МБ
Бу-бу-бу.djvu
616 КБ
Вечная сказка.djvu
1.6 МБ
Вижу, слышу, чувствую.djvu
475 КБ
Давай договоримся.djvu
10 МБ
69
Нравится
Показать список оценивших
Татьяна Борец
24 окт 2012 в 22:09
Olesya_Zhukovoy_-_Mama_sdelay_mne_igrushkuyu_ot..
3.5 МБ
64
Нравится
Показать список оценивших
Катюшка Вербицкая
11 мар 2013 в 17:45
Risuem_palchikami_pervye_uroki_risovaniya_dlya.rar
57.5 МБ
56
Нравится
Показать список оценивших
Татьяна Борец
12 мар 2013 в 13:44
Teplyakova_O_N_-_Mir_mladentsa_Razvivayuschie_i..
4.9 МБ
36
Нравится
Показать список оценивших
Татьяна Борец
12 мар 2013 в 13:52
200_trekhminutnykh_razvivayuschikh_igr_dlya_mal..
16.1 МБ
54
Нравится
Показать список оценивших
Источник
Научиться правильно и корректно общаться со своим ребенком, понимать его желания и уметь разрешать возможные стрессовые ситуации помогут специальные издания по практической детской психологии. Рассмотрим наиболее популярные книги с советами по воспитанию с 0 до 3 лет.
Краткое описание самых читаемых, известных и высокоэффективных книг по воспитанию детей от 0 до 3 лет были собраны в этой статье. В каждом издании вы сможете подчеркнуть особо важную и полезную информацию, которая поможет вам вырастить умного, честного, справедливого и способного ребенка. Любите, заботьтесь и уделяйте достаточное количество внимание своему крохе, и тогда он будет счастлив.
Галина Момот «В три все только начинается»
В настоящее время именно раннее развитие ребенка переживает невероятно быстрый и яркий подъем, а также набирает популярность среди новоиспеченных родителей.
Психолог Галина Момот делится в своей книге оригинальными рекомендациями по воспитанию счастливого, послушного и интеллектуально одаренного малыша, начиная с первых дней его жизни.
Также здесь вы найдете разнообразные упражнения и уроки, проходящие в форме игры.
Елизавета Филоненко «Воспитание ребенка от 1 года до 3 лет»
Профессиональный детский психолог Елизавета Филоненко создала уникальный сборник, напоминающий родителям, что они должны стать для своего сына или дочки примером, опорой и жизненным ориентиром или путеводителем.
Основная идея книги: гуманизм, воспитание лидерских качеств, отсутствие лжи и недомолвок между взрослыми и ребенком.
Масару Ибука «После трех уже поздно»
Маленькие дети обладают уникальной способностью: они моментально схватывают на лету новую информацию и быстро применяют ее на практике.
Автор считает, что развивающие занятия крайне важно проводить именно в новорожденном возрасте, чтобы заложить как можно больше полезных навыков и умений в опыт малыша.
Данная книга адресована мамам и папам, стремящимся открыть перед своим чадом новые возможности.
Анн Бакюс «Гид по воспитанию детей от 1 года до 3 лет»
Автор знакомит родителей с основными психологическими и интеллектуальными процессами, происходящими в сознании малышей в возрасте от 1 года до 3 лет.
Здесь можно узнать о том, какие страхи и потребности есть у маленьких деток, как справиться с истериками, капризами, как усмирить драчуна?
Юлия Гиппенрейтер «Общаться с малышом. Как?»
Важнейшим аспектом в правильном развитии является умение взрослых корректно, сдержано и гуманно общаться с ребенком.
Недостаток родительского внимания может негативно сказаться как на психоэмоциональном состоянии крохи, так и на его физических показателях (может замедлиться рост, проявиться потеря веса, ухудшиться внимание и сосредоточенность).
Профессор психологии Юлия Гиппенрейтер подскажет множество полезных советов по данной тематике.
Антон Макаренко «Правильно воспитывать детей. Как?»
Процесс детского воспитания крайне важен для начального формирования личности. Он должен начинаться с первых дней жизни малыша.
От того, какие знания родителям удалось вложить в сознание ребенка, напрямую будет зависеть его дальнейшее будущее.
Книга Антона Макаренко поможет избежать огромное множество ошибок со стороны взрослых.
Марина Аромштам «Как решать проблемы воспитания, не теряя самообладания»
Самые популярные, злободневные вопросы, профессиональные советы из рубрики детских истерик, капризов можно найти в данном издании.
Автор рассматривает основные причины кризиса первых трех лет жизни ребенка, пытается помочь родителям, научив их правилам общения и разрешения конфликтов с малышом, став более сдержанными и терпеливыми.
Михаил Литвак «5 методов воспитания детей»
Михаил Литвак поделится ценными рекомендациями о том, как воспитывать еще не родившегося кроху, грудничка и детей дошкольного возраста.
Он расскажет, как противостоять навязчивым стереотипам советского воспитания бабушек и дедушек, научит родителей отстаивать собственную точку зрения в данном вопросе.
Анна Быкова «Самостоятельный ребенок или как стать ленивой мамой»
Эта добрая, умная и познавательная книга подскажет молодой маме, как стать примером и кумиром для собственного малыша, как уделять ему достаточное количество времени, успевая ухаживать за собой и заниматься любимым делом.
Инновационный взгляд на воспитание современного поколения предлагает успешный детский психолог Анна Быкова.
Борис и Елена Никитины «Мы и наши дети»
Супруги-психологи, а по совместительству и родители, делятся своим бесценным опытом с читателями по воспитанию высоконравственной, интеллектуальной, доброй и физически крепкой личности.
Они откровенно рассказывают о правилах построения взаимоотношений взрослых и детей, о методах разрешения возможных конфликтных ситуаций, приводят жизненные примеры, описывают основы развития грудных малышей.
Людмила Петрановская «Большая книга про вас и вашего ребенка»
Сборник состоит из двух отдельных изданий. В одном рассматриваются вопросы некой космической связи мамы и ребенка, а в другом, описываются сложные отношения с маленьким ребенком, который не хочет слушаться, дерется, отказывается есть и проявляет другие признаки агрессии.
Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым?»
Нестандартное и необычное размышление автора о принципах преемственности и разнообразных проблемах, возникающих при воспитании детей (например, кризис 3 лет), описываются в данном издании.
Также здесь поднимается вопрос о малом количестве времени, уделяемом современным малышам, из-за постоянной занятости родителей.
В результате чего многие детки чувствуют себя покинутыми, обделенными, ненужными. Окунитесь в атмосферу удивительных фактов и наблюдений.
Росс Кэмпбелл «Пять путей к сердцу ребенка»
Эта книга считается первым шагом на пути к урегулированию и налаживанию взаимоотношений между маленькими детьми и их родителями.
Здесь приводятся примеры самых сложных ситуаций с явным непослушанием, скрытой и открытой видами детской агрессии, неправильным и некорректным поведением мамы или папы в сторону малыша, а также рассматриваются способы разрешения каждой из них.
Джон Грэй «Дети с небес»
Джон Грэй — ведущий специалист в области личностного роста и семейных взаимоотношений.
Он расскажет молодым родителям о том, как сделать собственного ребенка успешным, начиная с первых лет его жизни, как научиться понимать чадо, угадывать его желания, помогать справляться с любыми жизненными преградами и трудностями.
Януш Корчак «Как любить ребенка?»
Каждый ребенок, даже самый маленький — это, в первую очередь, личность. Поэтому взрослые должны уважать и поддерживать любое решение малыша, пытаясь осторожно и деликатно направить его на истинный путь в случае ошибки.
В этом издании описаны интересные воспитательные методики и приемы, основанные на гуманности, уважении и доброте со стороны родителей к детям.
«Лишь научившись слушать друг друга, мы обретем душевное спокойствие и равновесие» — главная мысль книги.
Кэтрин Кволс «Как воспитывать детей без наказания и криков?»
Порой бывает достаточно трудно понять, почему малыш отказывается слушать маму или папу, скандалит, закатывает внезапные истерики по любому поводу.
Разобраться с возможными причинами такого беспокойного поведения ребенка до 3 лет помогут действенные практические рекомендации семейного консультанта Кэтрин Кволс.
Анн Бакюс «Все секреты французского воспитания. Книга для родителей»
Познакомьтесь с основами и хитростями воспитания детей во Франции, с правилами родительской корректности и гуманности.
Книга делится на 2 части: для мамы — как преодолеть послеродовую депрессию, как построить отношения с грудничком, а также для ребенка — развивающие методики, воспитательные программы и уроки.
Все рекомендации написаны простым и доступным языком, за счет чего их довольно просто применять на практике.
Уильям и Марта Сирз «Ваш ребенок от рождения до двух лет»
Своеобразная «азбука» для родителей, в которой можно найти многие психологические проблемы «от А до Я», проявляющиеся у детей чаще всего до 3-летнего возраста, а также способы их решения.
Также книга поможет справиться со страхами и переживаниями взрослых во время первых недель пребывания крохи дома, подскажет, как оптимально и эффективно организовать свой день с ребенком, чтобы уделять достаточно внимания развитию малыша и находить время для собственных дел.
Дон и Джоан Элиум «Воспитание сына»
Издание посвящено всем мама и папам, занимающимся воспитанием сына. В нем рассмотрены невероятно важные и распространенные вопросы всех новоиспеченных родителей:
как вырастить настоящего, доброго, отважного и нежного мужчину, в чем главные отличия между развитием девочек и мальчиков, как оградить ребенка от дурного влияния компании и сверстников.
Заряна и Нина Некрасовы «Перестаньте детей воспитывать — помогите им расти»
Авторы призывают родителей не просто воспитывать свое чадо, сухо указывая на его ошибки, а наоборот, подружиться с ним, научиться понимать ребенка и просто любить его таким, какой он есть.
Основная мысль книги: «Не стоит постоянно читать детям нотации, запрещая что-либо, каждый день вместе с ними открывайте что-то новое и невероятное, переводя все неприятности в веселую игру».
Мария Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»
В книге разбирается проблема знакомства малыша с новым и непонятным для него окружающим миром.
В ней вы найдете простые подсказки и советы о том, как помочь крохе развить любознательность и сосредоточенность, научиться не бояться незнакомых предметов, людей и звуков.
Профессиональные психологи расскажут о пользе и влиянии традиционных колыбельных песен на развитие детей.
Ольга Писарик «Привязанность — жизненно-важная связь»
Рождаясь, все мы становимся «зависимыми» от своих родителей, ведь возникает некая космическая родственная связь, которая делает нас близкими людьми не только физически, но и духовно.
На психологическом уровне ребенок чувствует отсутствие мамы, отлучившейся даже на короткий промежуток времени.
Данное издание посвящается основам детского воспитания на интуитивном уровне, когда мама или папа чувствуют, чего не хватает малышу именно сейчас.
Вы научитесь понимать чадо, а также с легкостью воспитаете достойного члена общества без криков и наказаний.
Эда Ле Шан «Психология ребенка. Почему я веду себя так, а не иначе?»
Умные и полезные беседы на тему воспитания сильной личности, раскрытия индивидуальности и стойкого, крепкого характера в ребенке можно найти в данной книге.
Писательница (психолог, детский педагог начальных классов) считает, что залог успешного будущего — это, безусловно, правильное эмоциональное развитие и личностное становление малыша в мире взрослых людей.
Родители должны подготовить кроху ко всем трудностям, ожидающим его в будущем.
Лев Выготский «Психология развития ребенка»
Выдающийся советский психолог и ученый — Лев Выготский презентует уникальные способы обучения и правильного воспитания детей.
Этот сборник включает в себя поэтапное становление детского психологического развития, начиная с грудного возраста.
Благодаря грамотно подобранным исследованием и информативным данным, родители с легкостью смогут предупреждать возникновения любых проблем и личностных расстройств у малыша.
Источник
Источник
Программа и методика последовательного воспитания, обучения и развития малыше до 3-х лет. Авторы — Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. и др.
Впервые подготовлена для родителей программа воспитания ребенка от рождения до 3 лет, в которой раскрываются общие закономерности развития человека в раннем возрасте и четко обозначено: что, когда и почему надо делать с малышом, чтобы обеспечить его полноценное развитие.
Цель программы: комплексно развивать, воспитывать и обучать детей в возрасте до 3 лет.
Программа разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей. Младенческий, ранний возраст — наиболее ответственный период в жизни человека, в это время закладывается фундамент будущей личности, продолжают формироваться основы физического и психического здоровья.
Авторы особое внимание в программе обращают на развитие у детей любознательности, самостоятельности, активности, инициативности. Программа состоит из четырех глав. Впервые в нее включен материал, посвященный предродовой педагогике (первая глава). Вторая глава — «Как я буду расти и развиваться» — содержит характеристику особенностей физического, психического, личностного развития ребенка от рождения до 3 лет и условий, в которых оно происходит. Третья глава — «Гуленька» — представляет программу воспитания и развития детей 1-го года жизни. В четвертой главе — «Я сам» — предложена программа воспитания и развития ребенка 2-го и 3-го года жизни по видам деятельности. Так легче проследить основные этапы развития малыша и реализовать их цели и задачи. В конце каждого параграфа и главы книги резюмируются основные положения программы воспитания и развития. Программа предусматривает экологическое воспитание малышей. В ней выделен раздел «Как прекрасен этот мир!» (начало экологического воспитания).
Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. М.: Просвещение, 2001.
Программа и методика воспитания и развития ребенка младенческого и раннего возраста. Адресована педагогам и родителям. Здесь вы найдете информацию о том, что, как и когда нужно делать, чтобы ребенок рос добрым и общительным, самостоятельным и сообразительным, развивался полноценно и был здоровым.
Оглавление
- Уважаемые мамы и папы! Бабушкин дедушки! Старшие сестренки и братишки! (Г. Г. Григорьева)
- Слово к педагогам, которые будут читать эту книгу (Г. Г. Григорьева)
Глава I. Мы ждем тебя, малыш!
- Я уже живу (Развитие и воспитание ребенка до рождение)
- Слово к отцу
- Готовимся к встрече малыша
Глава II. Как я буду расти и развиваться (Особенности и условия развития ребенка раннего возраста)
- Вот какой крепыш я буду {Особенности физического развития ребенка до трех лет)
- Хочу стать Человеком. Хочу вырасти Личностью! (Общие вопросы развития личности)
- Только так из человека выйдет Человек! (Г. Г. Григорьева)
- Для меня важно, как организован мой день (Общие требования к режиму дня)
Глава III. Гуленька (Воспитание и развитие ребенка первого года жизни)
- Я пришел в этот мир (Особенности ребенка первого года жизни)
- Как я развиваюсь в первый месяц жизни
- Я учусь смотреть и видеть, слушать и слышать (Воспитание и развитие ребенка от 1 до 3 месяцев)
- Я начинаю вас узнавать, я умею гулить, я действую с игрушкой (Воспитание и развитие ребенка с 2,5—3 до 5—6 месяцев)
- Я учусь ползать, я начинаю понимать вас (Воспитание и развитие ребенка от 5—6 до 9—10 месяцев)
- Ура-а-а! Я хожу и говорю! (Воспитание и развитие ребенка от 9— 10 до 12 месяцев)
- Мой день упорядочен (Режим дня на первом году жизни)
Глава IV. Я сам (Воспитание и развитие ребенка второго-третьего года жизни)
- Вот и стали мы на год взрослей (Особенности воспитания и развития ребенка на втором-третьем году жизни)
- Мой день (Режим дня)
- Я продолжаю учиться действовать с предметами
- Пробую есть сан (Кормление ребенка на втором году жизни)
- Умываюсь и ем сам! (Кормление ребенка на третьем году жизни)
- Я одеваюсь сам
- Я начинаю трудиться вместе с мамой и папой
- Я с удовольствием играю
- Мне надо много двигаться (Развитие движений детей на втором-третьем году жизни)
- Я люблю поговорить (Развитие речи детей на втором году жизни)
- Меня понимают все (Развитие речи детей на третьем году жизни) (Г. В. Груба)
- Взял я в руки карандашик… (Изобразительная деятельность ребенка на втором году жизни)
- Как живу я и расту е стране Акварелни (Изобразительная деятельность детей от двух до трех лет)
- Покажите мне спектакль (Домашний театр)
- Как прекрасен этот мир! (Начало экологического воспитания)
- Собираюсь в детский сад (Я. Я. Кочетова)
- В какой семье я расту и как меня воспитывают (Типы семенного воспитания)
Приложение
Литература
Структурно-содержательная характеристика
Автор раздела Е.Ф. Терентьева выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобщения детей к природе. Если в помещении (дома или в детском саду) имеются растения, животные, взрослые могут привлечь детей к наблюдениям и совместному уходу, вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Автор дает рекомендации о том, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом.
Программа опирается на ряд методических положений.
Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет; показать детям, какой прекрасный мир их окружает и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Научить малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, необходимо воспитывать наблюдательность и любознательность, учитывая, что недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов и т.д.) ведет к эмоциональной и духовной бедности, неумению выразить свое отношение к миру природы.
В качестве наиболее эффективных методов приобщения ребенка к природе выделяются: постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, использованием поговорок, потешек, с музыкальной деятельностью, просмотром телепередач, игры. В программе даются конкретные рекомендации по созданию природной развивающей среды в семье; по возможности иметь живой уголок с комнатными растениями, животными; использовать сад, огород, цветник на даче, около дома, что позволяет приблизить ребенка к естественной природной среде. Немалое значение отводится атмосфере любви, гуманного отношения к природе в семье, настроенности взрослых на гармонию с миром природы.
Отмечается, что первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, в чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, в действенной готовности ребенка участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель.
Авторы программы рекомендуют иметь дома цветущие комнатные растения, привлекать малыша к совместной поливке, содержанию растений в чистоте, сочетать наблюдения с уходом за живыми существами. Зимой выращивать в комнате овощные растения: лук, морковь, свеклу, петрушку и зелень. Наблюдать за ростом лука — появлением белых корней, зеленых перьев, формировать первые нравственно-эстетические чувства и представления об этом.
Взрослые должны пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным, формировать действенную позицию (помочь, защитить, позаботиться), предупреждать у детей любые проявления бессердечного обращения с животными, черствости, жестокости. Необходимо научить ребенка правильно обращаться с кошкой, собакой: мягко, по-доброму, считаться с их потребностями, замечать хорошее или плохое состояние, помогать правильно себя вести при приеме пищи. Рекомендуется многократно наблюдать за жизнью рыбки в воде, ее поведением. Ребенку следует объяснить, что рыбка в аквариуме не игрушка, а живая, поэтому требует особого отношения.
Необходимо ухаживать за птичкой по возможности в присутствии ребенка. Приучать малыша не мешать животным во время отдыха, сна: вести себя тихо, не шуметь. Покажите, как можно приласкать кошку, осторожно погладить, ощутив мягкий и пушистый мех. Играть с животными можно и нужно, но никакого насилия. Игра должна быть радостной для обоих (с мячом, бантиками, бумажками и др.).
Как отмечают авторы программы, у двухлетнего ребенка есть целый мир — «мир за окном». Предлагается понаблюдать за полетом снежинок, за животными, их движениями. Например, за вороной, сорокой или голубем; за деревьями, ветки которых раскачиваются на ветру; за небом: как по нему бегут облака; за дождем: как на улице появляются лужи. Природу важно видеть, смотреть на нее, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие ее форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Детей 2-го и 3-го года жизни не следует загружать обилием информации. Обращайте внимание на отдельные, наиболее яркие явления, характерные для данного времени года. Учите ребенка слушать, рассматривать, совершенствовать его органы чувств, знакомьте с цветом, формой, величиной объектов природы. Представления о свойствах объектов природы (цвете, форме, размере и др.) — изначальное содержание, которым оперирует ум ребенка. Так, например, через собственные действия с предметами природы маленький человечек познает их свойства:
- намоченные камешки меняются (блестят);
- камни бывают большие и маленькие, твердые, тяжелые;
- сухой песок рассыпается, его можно насыпать в ведерко;
- из сухого песка ничего нельзя построить;
- сырой песок мягкий, из него можно сделать «пирожки»;
- камешки тонут в воде, а кораблики, палочки, щепки не тонут;
- вода теплая (холодная), льется, течет, разливается, бывает чистой и грязной.
Манипулирование предметами природы, экспериментирование сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями ребенка: внешним оживлением, весельем, смехом, радостью, удивлением, огорчением при неудачах. На улице малышу прежде всего интересна погода, ее состояние и постоянное изменение по сезонам. Тепло или холодно, идет дождь, снег, светит солнце, дует ветер. Собираясь на прогулку, можно одеть куклу.
В качестве объектов для наблюдений рекомендуются деревья. Важно приучать детей бережно относиться к деревьям: не стучать по стволу, не царапать кору, не ломать ветки, не срывать листья. В парке можно поискать «грустное» дерево, вызвать у ребенка к нему сочувствие, огорчение, объяснить, почему оно попало в беду, чем люди могут ему помочь. Найдите «веселое» дерево, выясните, почему оно красивое, здоровое. Пусть малыш выберет рядом с домом дерево, с которым бы хотел дружить.
Прогулка весной в цветущий фруктовый сад — незабываемое событие, она вызывает у детей особые восторг и радость. Под руководством взрослого они учатся различать насекомых по внешнему виду, отличать яркие особенности (цвет, размеры), движения. Надо показать детям, как от состояния погоды зависит поведение животных. При встрече с лягушкой или жабой объясните, что бояться их не следует, они безобидны, нужны природе, их необходимо беречь. Она хорошая, безобидная, не надо ее брать в руки, ей нужны травка и вода, а в руке человека ей будет жарко и неудобно.
Весной малышу следует показать труд людей, как копают землю, сажают в рыхлую почву семена на огороде, в цветнике. Можно побудить его посадить на своем огороде лук, крупные семена (горох, бобы, фасоль), на клумбе — ноготки, настурции. Особое внимание обращаем на то, что все делается для хорошего роста семян гороха, моркови и др. (семена посадили в рыхлую, теплую землю, полили бороздки, чтобы семена дружно взошли).
Летом, гуляя с детьми в лесу, на лугу, можно познакомить с названиями некоторых цветов (ромашка, колокольчик, лютик), рассмотреть их, найти у них листья, цветки, сравнить по окраске (белый, желтый). Рассматривая цветочную клумбу, очень важно вызвать у детей желание любоваться красивыми цветами. Постоянно приучайте беречь цветы, не рвать их. На летних прогулках в сад дети узнают, где растут яблоки, вишни, как их много на деревьях. Рассматривают плоды, сравнивают их по величине, цвету, форме, вкусу; наблюдают за муравьями, как они тащат еловые иголки — они строят свой дом (муравейник), не следует им мешать. Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, научить всматриваться, любоваться и восхищаться, проявлять пытливость и наблюдательность, заботиться об окружающей природе — нашем доме — вот благородная задача взрослых. С первых шагов ребенка каждым своим действием необходимо закладывать в его сознание понимание того, что духовная и физическая жизнь человека неразрывно связана с природой.
Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. — М.: Сфера, 2009.
Просмотреть/Скачать программу Кроха.