Вариант программы индивидуального развития ребенка с множественными нарушениями
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ И
МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
(ТМНР)
Проект выполнен
слушателем курсов
повышения квалификации
КРО – 46
учителем
ГБОУ СКОШ VIII вида №482
Демишова О.С.
Москва – 2015
Психолого- педагогическая характеристика ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Анастасия (15 лет)
У Анастасии предметная деятельность сформирована на уровне специфических манипуляций. Сенсорный опыт ребенка крайне беден, слух снижен. У Анастасии имеются нарушения зрения, в результате чего она не видит строку, клетку в рабочих тетрадях. Реагирует на свое имя, понимает обращенную речь, не ориентируется в конкретной ситуации. Речь отсутствует из-за грубого нарушения звукопроизношения. Навыки самообслуживания не сформированы. Постоянно нуждаются постороннем в уходе и присмотре. Идет на контакт с понравившимися ей взрослыми и детьми. Приход педагога вызывает радость у девочки.
Внимание отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости, отвлекаемости. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно потребностных оснований и носит кратковременный, неустойчивый характер. Анастасия имеет неполные и порой искаженные представления об окружающем. Её жизненный опыт беден. Нарушена обобщенность восприятия, отмечается его замедленный темп. Анастасии требуется очень много времени, чтобы воспринять предлагаемый учебный материал. Предложенные задания выполняет частично и при оказании непосредственной дифференцированной помощи и тактильного контакта.
Навыки самоконтроля не сформированы. Нуждается в организующей помощи, постоянном контроле со стороны учителя, с многократным повторением пошаговых инструкций.
Анастасия с раннего детства окружена эмоционально положительным контактом с бабушкой, которая заинтересована в максимально возможном развитии ребенка.
Девочка по характеру добрая, открытая для общения.
Специальная индивидуальная программа развития
Цель реализации программы:
— достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач;
— включение ребенка в жизнь общества по средствам индивидуального поэтапного и планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Что касается детей с глубокой умственной отсталостью, то для них открываются отдельные школы или классы при специальных школах. Преимущество таких школ, классов состоит в том, что ребенок живет в семье и воспитывается в нормальных средовых условиях.
Главный принцип в работе с глубоко отсталыми детьми – её практическая направленность. В ходе обучения дети овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях. От того, как будет организовано трудовое обучение, зависит будущая судьба детей с выраженной умственной отсталостью. Обучение ребенка с умственной отсталостью ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Расширению социальных связей детей способствует вся коррекционно-воспитательная работа с ними. Однако в наибольшей степени решению этой задачи служит занятие, организуемое в соответствии с таким разделом программы как «Домоводство». Занятия по данному предмету максимально направлены на возможную интеграцию этих детей в обществе.
Домоводство
6 класс
I четверть (45 часов)
РАЗДЕЛ | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
Личная гигиена | ||
Правила личной гигиены в течение дня. | 1 | |
Уход за руками. Выбор мыла для гигиенических процедур. | 1 | |
Предметы личной гигиены. Выбор полотенца (банное, для рук, ног). | 2 | |
Стрижка ногтей на руках. Мытье рук. Нанесение крема на руки. | 2 | |
Уход за предметами для личной гигиены: расчёской, зубной щёткой, мочалкой. | 1 | |
Выбор предметов личной гигиены для индивидуального пользования. | 1 | |
Уход за вещами. Одежда | ||
Ежедневный уход за одеждой. | 1 | |
Чистка одежды сухой и влажной одежной щеткой. | 2 | |
Упражнения по размещению одежды на стуле и в шкафу. | 2 | |
Инвентарь, приспособления и средства для ручной стирки белья. | 2 | |
Замачивание, застирывание белья. | 2 | |
Полоскание белья, выжимание, вывешивание на просушку. | 2 | |
Соблюдение последовательности действий при ручной стирке. | 2 | |
Ручная стирка тонких носков. | 2 | |
Ручная стирка шерстяных носков. | 2 | |
Работа с тканью. | 1 | |
Отработка ручного шва на образце. | 3 | |
Изготовление игольницы. | 4 | |
Уход за вещами. Обувь | ||
Общие правила ежедневного ухода за обувью. | 2 | |
Принадлежности для ухода за обувью и место их хранения. | 2 | |
Сушка мокрой обуви. | 2 | |
Выбор обуви в зависимости от функционального назначения (уличная, домашняя, праздничная, сменная для школы, обувь по погоде). | 4 | |
Общие правила хранения обуви. | 3 |
Список литературы
1. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. — Новосибирск, 2012.
2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. – М. : Владос, 2010.
3. Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов, психологов, дефектологов /Под ред. Л. М. Шипициной, Е. В. Михайловой: СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии». 2012.
4. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программы/ Андреева С. В. , Бахарева С. Н., Царев А. М. и др./ Под ред. Царева А .М. – Псков, 2004.
5. Программа обучения учащихся с умеренной тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под ред. Л. Б. Баряева, Н. Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л. Б. Баряева, 2011.
6. Рязанова Ермолаева Модель психолого – педагогической помощи детям школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – Теревинф, 2011.
7. Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / Т. А. Алексеева, Л. Б. Баряева, Л. И. Кайкина, Л. В. Капустянская и др. / Под ред. Н. Н. Яковлевой. –СПб., 2012.
8. Худенко Е. Д., Приходько О. Г. Программа воспитания и социализации детей со сложной структурой дефекта. – М., 2008.
Источник
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И
МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
(ТМНР)
Проект выполнен
слушателем курсов
повышения квалификации
КРО-46
учителем начальных классов
ГБОУ Школы 2124
«Центр развития и коррекции»
Алпатовой В.В.
Москва – 2015
1. Психолого-педагогическая характеристика (фрагмент)
Эмиль А., 7 лет:
Наблюдаются грубые нарушения поведения и общения.
Эмоционально-волевая сфера. Контакт устанавливает, но носит нестабильный, формальный характер. Глазной контакт эпизодический. Не реагирует на эмоции других детей. Преобладающий эмоциональный фон нейтральный.
Волевая регуляция значительно снижена, привлекается к заданиям только индивидуально с педагогом. Все действия выполняются совместно с педагогом.
Речь. Не реагирует на своё имя. Понимание обращённой речи затруднено. Возможно понимание простых инструкций, если взять ребёнка за руку и сопровождать свои слова жестами. При этих условиях выполняет простые инструкции (встань, сядь) после многократного обращения педагога. Указательный жест в стадии формирования. Собственной речи нет. Есть отдельные вокализации и звукокомплексы (а, ми-ми).
2. Примерное тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» на 1 четверть (18 часов). Предметная область — «Язык и речевая практика».
Цели и задачи: — учить реагировать на своё имя
— развитие понимания обращённой речи
— развитие понимания смысла доступных невербальных графических знаков (фотографий, рисунков)
— формирование указательного жеста
К-во часов | Тема | Виды работ | Оборудование |
3 | Звуки окружающей действительности. | Игра «Звуки вокруг нас», соотнесение звуков с картинкой (поезд, пароход, колокольчик), задания на звукоподражание. | Аудиозаписи, игрушки, предметные картинки. |
2 | Тихие и громкие звуки. | Действия с музыкальными инструментами и звучащими игрушками. Различение звуков по силе. Игра «Громко-тихо». Соотнесение звучащих инструментов с картинкой. Задания на звукоподражание. | Аудиозаписи, барабан, свисток, бубен, погремушка, картинки. |
3 | Голоса животных | Прослушивание записи голосов животных (собака, корова, свинья, волк). Просмотр музыкальной книжки со звучащими кнопками. Соотнесение голосов животных с картинками (совместно с педагогом). Задания на подражание голосам животных. | Аудиозаписи, музыкальная книжка, изображения животных. |
3 | Это я | Упражнения на рассматривание себя в зеркале, повторение своего имени, игры перед зеркалом «Кто это?», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий». Развитие умения откликаться на своё имя. | Зеркало. |
3 | Моё лицо | Рассматривание лица в зеркале, проговаривание частей лица, массаж лица. Упражнения на подражание выражению лица учителя, игры перед зеркалом: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Запомни моё лицо»; «Повтори движения». | Зеркало. |
4 | Моя семья | Просмотр фотографий ребёнка и ближайших членов семья. Выделение самого себя на фотографиях (из 2-х фотографий). Упражнения с фотографиями, задания: «Покажи себя», «Где мама?», «Где папа?», «Кто это?». Повторение слов сопряжено с педагогом: мама, папа. | Фотографии с членами семьи. |
Примечание: на каждом уроке проводится артикуляционная гимнастика, упражнения выполняются сначала пассивно (с помощью педагога), далее самостоятельно.
Список литературы:
1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред.Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
2. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. – Новосибирск, 2012.
3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы/ Под.ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Владос, 2010.
4. Рязанова А.В., Ермолаева Д.В. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. – Теревинф, 2011.
Источник
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
(для детей с ТМНР)
Морозова Ольга Андреевна
8 год обучения, класс 8
2017-2018 учебный год
Общие сведения о ребёнке.
ФИО
Морозова Ольга Андреевна
Дата рождения
Адрес проживания
Г. Москва Кутузовский проезд, д. 4 кв. 83
Члены семьи/ответственные за воспитанника
Отец: Морозов Андрей Александрович
Мать: Татьяна Александровна
Наличие/отсутствие инвалидности
Инвалид
Заключение ПМПК
Системное недоразвитие речи 1 уровня, нарушение познавательной деятельности F 72,08
Потребность в уходе и присмотре (нужное оставить)
Полная, постоянная
Необходимые технические средства для обеспечения жизнедеятельности ребенка
Ортопедическое кресло с фиксацией, кресло-коляска, «ходунки», кресло-туалет.
Форма обучения надомное обучение, комбинированное занятие)
Надомное обучение
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.
Самостоятельное передвижение ребенка резко ограничено. Оля передвигается только ползком или с помощью взрослого и «ходунков» на колесах, в основном сидит в кресле-коляске с полной фиксацией. Отмечается деформация верхних и нижних конечностей по типу тетраплегии, относительно рабочей можно считать только левую руку. Действия с предметами в основном на уровне неспецифических манипуляций. Девочка захватывает предметы всей рукой. Трудность представляет захват и удержание мелких предметов.
Визуальных нарушений артикуляционного аппарата нет. Слюноглотание нарушено.
На прикосновения человека, соприкосновения с разными по фактуре и температуре поверхностями, материалами реагирует спокойно.
У девочки косоглазие и частичная атрофия зрительного нерва. Взгляд на предмете не фиксирует.
Негативно реагирует (пугается) на шум, громкие звуки. Слух в пределах нормы. Понимание обращённой речи ограниченное (ситуативное). Не всегда реагирует на своё имя.
Наблюдается реакция на изменение интонации голоса взрослого, говорящего с ней (улыбается, иногда вокализирует, но на говорящего не смотрит). Характерно полное отсутствие отраженного звукопроизношения.
Эмоциональное состояние ребенка достаточно устойчивое. Во время занятий девочка ведет себя спокойно, легко идет на контакт. Выполняет несложные манипуляции с предметами. Эмоционально реагирует на похвалу. Иногда обращает на себя внимание взрослых пронзительным кратковременным криком.
Основные трудности во время занятий вызывает быстро наступающая истощаемость психических процессов. Девочке требуется частая смена деятельности и продолжительный отдых.
Контроль выделений частично отсутствует, ребенок пользуется памперсом, хотя может проситься в туалет с помощью характерных звуков. Ест протертую пищу.
Нуждается в полном уходе и контроле со стороны взрослого.
Индивидуальный учебный план (кол-во часов в неделю).
Индивидуальный учебный план 3-11 класс
вариант 2 для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости
Образовательные области | Предметы (компоненты обучения) | 8 | ||
1. Язык и речевая практика | 1.1Развитие речи | |||
1.2Чтение | 2 | |||
1.3Письмо | 2 | |||
2.Математика | 2.1 Математические представления | 2 | ||
2.2Математика | ||||
3.Естествознание | 3.1 Ознакомление с окружающим миром | |||
3.2 Окружающий мир | ||||
3.3 Мир животных | ||||
3.4 Мир растений | ||||
3.5 Мой край | ||||
4.Человек | 4.1 Социально-бытовая и пространственная ориентировка | 1 | ||
4.2 Человек | 1 | |||
4.3 Основы социальной жизни | ||||
4.4Основы религиозных культур и светской этики | ||||
5.Искусство | 5.1Музыка и движение | 1 | ||
5.2 Изобразительная деятельность | 1 | |||
5.3 Ручное творчество | ||||
6.Физическая культура | 6.1 Адаптивная физкультура | |||
7.Технологии | 7.1 Гигиена, самообслуживание. | |||
7.2 Ручной труд | ||||
7.3 Домашний труд | ||||
7.4 Обслуживающий труд | ||||
Итого: максимальная нагрузка учащихся | 10 | |||
8.Коррекционные технологии | 8.1. Двигательное развитие | |||
8.2.Логопедия | ||||
8.3.Ритмика | ||||
8.4.Развитие психомоторики и сенсорных процессов | ||||
Итого: к финансированию: | 10 |
Организация и содержание образования.
Для организации работы с детьми с ТМНР предполагается симбиотическое использование элементов образовательных областей в работе с ребёнком для решения следующих задач:
Элементарное развитие с целью расширения возможностей общения с окружающими людьми, воспитания умения сигнализировать о личных потребностях, выражать адекватные эмоциональные реакции на внешние раздражители. Умение пользоваться доступными средствами альтернативной коммуникации для решения соответствующих возрасту и положению проблем.
Стимулирование эмоционального отклика на вхождение в жизнь ребёнка новых предметов, субъектов и явлений. Формирование внутренней мотивации к познанию нового.
Формирование, насколько это возможно, комфортного жизневосприятия ребёнком окружающей действительности.
Работа с ребенком проводится в форме надомного обучения.
Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
В ходе занятий в рамках предмета «Чтение» предполагается:
Ознакомление с отдельными бытовыми предметами и предметами обихода с использованием предметного и наглядного материала.
Ознакомление с некоторыми буквами и звуками русского алфавита с привязкой к простым словам (мама, баба, папа) и звукам животного мира (му, ме, мяу).
Ознакомление с некоторыми элементами городской инфраструктуры (транспорт, светофор, магазин, дом, двор и т.д.) с опорой на наглядный материал.
Слушание аудиосказок и разыгрывание сказок с помощью кукол и пальчикового театра.
Узнавание героев сказок в виде кукол.
В качестве приёмов обучения предполагается использование упражнений для стимуляции зрительного нерва, использование тактильного контакта, упражнения на узнавание, зрительный поиск по слову, наблюдение за предметом (картинкой), предметной деятельностью педагога, стимуляция элементарной самостоятельной предметно-практической деятельности и деятельности по инструкции учителя.
По прохождении занятий планируется результат:
Накопление сенсорного опыта, расширение пассивного словарного запаса и кругозора;
Формирование навыка длительного слежения за предметом и деятельностью;
Устойчивая фиксация зрения на предмете;
Узнавание по слову предмета, манипуляции с предметами по инструкции учителя.
Элементарная самостоятельная предметно-практическая деятельность.
В ходе занятий в рамках предмета «Письмо» предполагается:
Графическое изображение элементов картинок и букв по пунктирным линиям (прием «рука в руке»);
Построение простейших графических орнаментов (прием «рука в руке»);
Приёмы обучения аналогичны тем, что используются по предмету «Чтение». В качестве средств обучения используются тетради на печатной основе и графические прописи.
Результат аналогичны тем, что ожидаются по предмету «Чтение», а также укрепление ручной моторики.
В ходе занятий в рамках предмета «Математические представления» предполагается:
Восприятие цвета (Дифференциация и обобщение).
Восприятие формы (Дифференциация и обобщение).
Восприятие размера (Дифференциация и обобщение).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг.
Знакомство с количеством. Один — много.
Предметный счет в пределах трех.
Приёмы обучения и результат аналогичны тем, что используются и ожидаются по предмету «Чтение».
В ходе занятий в рамках предмета «Человек» предполагается:
Ознакомление с частями тела.
Ознакомление с частями лица.
Элементарные представления о личной гигиене.
Приёмы обучения и результат аналогичны тем, что используются и ожидаются по предмету «Чтение».
В ходе занятий в рамках предмета «Социально-бытовая и пространственная ориентировка» предполагается:
Ознакомление с элементарными предметами личной гигиены с использованием доступной практической деятельности;
Ознакомление с предметами одежды и обуви;
Ознакомление с предметами мебели, кухонными принадлежностями, элементами сервировки стола;
Ознакомление с продуктами питания.
Приёмы обучения и результат аналогичны тем, что используются и ожидаются в области «Чтение». Для предметно-практической деятельности по предмету используются развивающие игрушки: продукты питания, детская мебель, столовые приборы, бытовая техника, а также кукла с набором одежды для разных сезонов.
В ходе занятий в рамках предмета «Музыка и движение» предполагается:
Знакомство со звучанием музыкальных инструментов;
Знакомство с русской сказкой под музыку;
Знакомство с детскими музыкальными произведениями;
Доступные движения под музыку и игра на музыкальных инструментах (ложки, бубен, металлофон) с помощью учителя.
В качестве приёмов обучения предполагается использование упражнений со звучащими предметами и инструментами, слушание музыкальной сказки, слушание мелодии в исполнении музыкальных инструментов, упражнения на вызывание двигательной активности и эмоционального отклика.
По прохождении занятий планируется результат:
Накопление сенсорного (слухового) опыта;
Воспитание умения продолжительного слушания звучания;
Развитие слуховых восприятий;
Воспитание мотивации к слушанию музыки и звучания;
Воспитание восприятия музыки как успокаивающего или комфортного фактора существования.
В ходе занятий в рамках предмета «Изобразительная деятельность» предполагается:
Узнавание материалов и инструментов, используемых для рисования;
Оставление графического следа;
Рисование контура предмета по сплошной контурной линии (прием «рука в руке»);
Закрашивание внутри контура (прием «рука в руке»);
Работа с пластичными материалами (прием «рука в руке»);
Сминание, разрывание бумаги.
Приёмы обучения и результат аналогичны тем, что используются и ожидаются в области «Письмо».
Базовые учебные действия.
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации в процессе занятий и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (педагог, родственник, специалист и др.):
принятие контакта, инициированного взрослым (со взрослым)
Формирование учебного поведения:
направленность взгляда на говорящего взрослого
направленность взгляда на задание
подражание простым движениям и действиям с предметами
выполнение простых одно-двух ступенчатых речевых инструкций
принятие помощи взрослого
выполнение простых действий с одним или рядом предметов (по подражанию и самостоятельно)
Коррекция поведенческих проблем.
Проблемы поведения | Способы и методы коррекции |
Агрессия и аффективные вспышки агрессии:
| Обучение ребенка адекватным способам получения желаемого с помощью альтернативной коммуникации. |
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
Организацию реализации потребности в уходе за ребенком обеспечивают в необходимой и достаточной степени законные представители ребенка Морозов А.А., Т.А.. Педагог во время занятий с ребенком использует здоровьесберегающие технологии.
6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
От ГБПОУ КГТиТ № 41 с ребёнком работают учитель-дефектолог Щербакова Ирэн Леонидовна.
7. Необходимые технические средства и дидактические материалы.
Ортопедическое кресло, кресло-коляска.
Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажер.
Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (каштаны, желуди, шишки)
Гимнастические мячи большого и среднего размера, детский мяч среднего размера, кегли, шариковый бассейн, утяжелители.
Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные инструменты.
Предметы для нанизывания на стержень (кольца, шары), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины, крупные и мелкие шарики, пробки).
Тетради на печатной основе, графические прописи, наборы геометрического материала, тематические развивающие игры и игрушки.
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Наблюдение, анализ реакций ребенка во время занятий, опрос родственников. Фиксирование происходящих изменений в поведенческой и когнитивной сфере осуществляется в итоговой характеристике на ребенка за учебный год.
Учитель: _______________________________
Родители (законные представители) ______________________________
обучающегося:
________________________________
01.09.2017
Источник