В теории конвергенции развитие ребенка
Теорию конвергенции, или, как ее еще называют, теорию двух факторов, разработал немецкий психолог В. Штерн (1975—1938) — специалист в области дифференциальной психологии, рассматривающей взаимоотношения биологического и социального факторов. Суть этой теории заключается в том, что психическое развитие ребенка рассматривается как процесс, складывающийся под влиянием наследственности и среды. Основной вопрос теории конвергенции состоит втом, чтобы установить, как возникают приобретенные формы поведения и какое влияние на них оказывают наследственность и окружающая среда.
В это же время в психологии существовали две теоретические концепции: эмпиризм («человек — чистая доска») и нативизм (существуют врожденные идеи).
Штерн полагал, что если есть основания для существования этих двух противоположных точек зрения, то истина заключается в их соединении. Он считал, что психическое развитие есть соединение внутренних данных с внешними условиями, но ведущая роль все равно принадлежит врожденным факторам. Примером тому может служить следующий факт: окружающий мир поставляет ребенку материал для игры, а то, как и когда он будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры.
В. Штерн был сторонником концепции рекапитуляции и утверждал, что ребенок в первые месяцы младенческого периода находится на стадии млекопитающего: это подтверждается неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением; во втором полугодии жизни он достигает стадии высшего млекопитающего (обезьяны) благодаря развитию схватывания предметов и подражания; в дальнейшем, овладев прямохождением и речью, он достигает начальных ступеней человеческого состояния; в дошкольный период игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов с их мифологическим сознанием; новый этап — поступление в школу — сопряжен с овладением социальными обязанностями более высокого уровня. Первые школьные годы связаны с изучением основ наук и письменных текстов в духе античного и ветхозаветного миров, средние подростковые классы — с христианской культурой Средневековья с характерным для нее фанатизмом, а годы юности — с культурой и цивилизацией Нового времени.
Теорию конвергенции развития подтверждают высказывания о том, что «яблоко от яблони недалеко падает» и «с кем поведешься, от того и наберешься». Английский психолог Г. Айзенк (1916—1997) считал, что интеллект на 80% определяется влиянием наследственности и на 20% — влиянием среды.
Австрийский психолог 3. Фрейд создал структурную теорию личности, основу которой составил конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества. Он считал, что каждый человек рождается с врожденными сексуальными влечениями, которые впоследствии попадают под контроль «Сверх-Я» и «Оно». «Оно» — это внутренняя психическая инстанция, которая под влиянием запретов выделяет из себя маленький кусочек «Я». «Сверх-Я» — инстанция, ограничивающая человеческие влечения. Получается, что на «Я» давят «Оно» и «Сверх-Я». Это типичная схема двух факторов развития.
Психологи смогли установить влияние биологического и социального аспектов на процесс развития, наблюдая за близнецами и сравнивая полученные результаты. Этот метод назвали методом близнецов. Как показал Д. Б. Эльконин, с методологической точки зрения, в исследовании близнецов
есть один серьезный недочет: проблема наследственного фонда рассматривается с позиций тождественности или нетождественности, а проблема средовых влияний всегда рассматривается с позиции тождественности. Но не существует одной (одинаковой) социальной среды, в которой воспитываются близнецы — необходимо учитывать, с какими элементами среды ребенок активно взаимодействует. Поэтому для получения достоверных результатов надо выбирать такие ситуации, в которых уравнение содержит не одно, а два неизвестных. Отсюда вытекает вывод, что при помощи данного метода могут изучаться индивидуальные различия, но не глобальные проблемы развития.
Источник
Теория конвергенции, имеющая также название теории двух факторов, предложил психолог из Германии В. Штерн (1871-1938 гг.), который был специалистом в сфере дифференциальной психологии, занимающейся рассмотрением взаимоотношений социального и биологического факторов. Смысл данной теории состоит в том, что психическое развитие детей рассматривают в качестве процесса, складывающегося под воздействием среды и наследственности. Главный вопрос теории конвергенции заключается в том, чтобы определить, как именно появляются приобретенные формы поведения и какое именно влияние на них оказывает окружающая среда, а также наследственность индивида.
Концепции эмпиризма и нативизма
В то же самое время в психологии существовали следующие теоретические концепции: эмпиризм (то есть «человек – это чистая доска») и нативизм (есть врожденные идеи).
Штерн считал, что если существуют основания для существования данных противопоставленных точек зрения, то истина должна заключаться в их объединении. Он полагал, что психическое развитие человека – это объединение внутренней информации с внешними условиями, но главенствующая роль при этом отведена именно врожденным факторам.
Пример 1
Ярким примером этому может служить тот факт, что окружающий мир дает ребенку материал для игры, но то, когда и как он начнет играть, уже зависит от врожденных составляющих инстинкта игры.
Сам Штерн был приверженцем концепции рекапитуляции и полагал, что ребенок в начальные месяцы младенческого периода находится еще на стадии млекопитающего, и это доказывается неосмысленным импульсивным и рефлекторным поведением; во время второго полугодия жизни он приходит уже к стадии высших млекопитающих (то есть обезьян) из-за развития хватания предметов, а также подражания; далее, освоив прямохождение и речь, он переходит к начальным ступеням человеческого состояния; в дошкольный период игры и сказок он становится на уровень первобытных народов с их чисто мифологическим сознанием; следующий этап – это поступление в школу – связан с овладением уже социальными обязанностями намного более высокого уровня. Начальные школьные годы связываются с изучением базы наук, а также письменных текстов сходно с античным и ветхозаветным миром, а средние подростковые классы – с христианской культурой Средних веков, характеризующейся фанатизмом, а период юности – уже с культурой, а также цивилизацией Нового времени.
Теорию конвергенции развития также подтверждают утверждения того, что «яблоко от яблони недалеко падает», а также «с кем поведешься, от того и наберешься». Психолог из Англии Г. Айзенк (1916-1997 гг.) полагал, что интеллект на восемьдесят процентов определяется воздействием наследственности и лишь на двадцать – окружающей среды.
Структурная теория личности
Психолог из Австрии З. Фрейд создал собственную структурную теорию личности, базу которой составил конфликт таких сфер, как инстинктивная сфера душевной жизни индивида, а также требования общества. Он полагал, что любой индивид приходит в мир с врожденными сексуальными влечениями, которые затем попадают под контроль таких структур, как «Сверх-Я» и «Оно». «Оно» представляет собой внутреннюю психическую инстанцию, которая под воздействием запретов выделяет из себя небольшую часть «Я». «Сверх-Я» – это инстанция, которая ограничивает людские влечения. Считается, что на «Я» оказывают давление «Оно» и «Сверх-Я». Это классическая схема двух факторов развития.
Метод близнецов
Психологи установили воздействия биологического и социального аспектов, на процесс развития, проводя наблюдения за близнецами, а затем проводя сравнение полученных результатов. Данный метод получил название метод близнецов. По воззрениям Д.Б. Эльконина, с методологической точки зрения, в проведении исследований близнецов существует один важный недочет: он состоит в том, что проблема наследственного фонда рассматривается с позиций тождественности либо же нетождественности, а уже проблема средовых воздействий всегда рассматривается с точки зрения тождественности. Но нет единственной социальной среды, в которой бы воспитывались близнецы – нужно брать в расчет, с какими именно элементами среды ребенок наиболее активно взаимодействует. Из-за этого для получения правильных результатов стоит выбирать такие ситуации, в которых выдвинутое уравнение имеет не одно, а уже два неизвестных. Можно сделать вывод, что с помощью этого метода возможно изучать индивидуальные отличия, но отнюдь не глобальные проблемы развития.
Источник
Тема 2. ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Теорию конвергенции, или, как ее еще называют, теорию двух факторов, разработал немецкий психолог В. Штерн (1975–1938), который был специалистом в области дифференциальной психологии, рассматривающей взаимоотношения биологического и социального факторов. Суть этой теории заключается в том, что психическое развитие ребенка рассматривается как процесс, складывающийся под влиянием наследственности и среды. Основной вопрос теории конвергенции состоит в том, чтобы установить, как возникают приобретенные формы поведения и какое влияние на них оказывает наследственность и окружающая среда.
В это же время в психологии существовали две теоретические концепции, эмпиризм («человек – чистая доска») и нативизм (существуют врожденные идеи). Штерн полагал, что если есть основания для существования этих двух противоположных точек зрения, то истина заключается в их соединении. Он считал, что психическое развитие есть соединение внутренних данных с внешними условиями, но ведущее значение все равно остается за врожденным фактором. Примером тому может служить следующий факт: окружающий мир поставляет ребенку материал для игры, а то, как и когда он будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры.
В. Штерн был сторонником концепции рекапитуляции и говорил, что ребенок в первые месяцы младенческого периода находится на стадии млекопитающего: это подтверждается неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением; во втором полугодии жизни он достигает стадии высшего млекопитающего (обезьяны) благодаря развитию схватывания предметов и подражания; в дальнейшем, овладев прямохождением и речью, достигает начальных ступеней человеческого состояния; в первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов; новый этап – поступление в школу – сопряжен с овладением социальными обязанностями более высокого уровня. Первые школьные годы связаны с простым содержанием античного и ветхозаветного миров, средние классы – с христианской культурой, а годы зрелости – с культурой нового времени.
Теорию конвергенции развития подтверждают высказывания о том, что «яблоко от яблони недалеко падает» и «с кем поведешься, от того и наберешься». Английский психолог Г. Айзенк (1916–1997) считал, что интеллект на 80 % определяется влиянием наследственности и на 20 % – влиянием среды.
Австрийский психолог 3. Фрейд создал структурную теорию личности, основу которой составил конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества. Он считал, что каждый человек рождается с врожденными сексуальными влечениями, которые впоследствии находятся под контролем «Сверх-Я» и «Оно». «Оно» – это внутренняя психическая инстанция, которая под влиянием запретов выделяет из себя маленький кусочек «Я». «Сверх-Я» – инстанция, ограничивающая человеческие влечения. Получается, что на «Я» давят «Оно» и «Сверх-Я». Это типичная схема двух факторов развития.
Психологи смогли установить влияние биологического и социального аспектов на процесс развития, наблюдая за близнецами и сравнивая полученные результаты Этот метод назвали методом близнецов. Как показал Д.Б. Эльконин, с методологической точки зрения, в исследовании близнецов есть один серьезный недочет: проблема наследственного фонда рассматривается с позиций тождественности или нетождественности, а проблема средовых влияний всегда рассматривается с позиции тождественности. Но не существует одной (одинаковой) социальной среды, в которой воспитываются близнецы – обязательно надо учитывать, с какими элементами среды ребенок активно взаимодействует. Поэтому для получения достоверных результатов надо выбирать такие ситуации, в которых уравнение содержит не одно, а два неизвестных. Отсюда вытекает вывод, что при помощи данного метода могут изучаться индивидуальные различия, а не проблемы развития.
Дата добавления: 2014-02-04; просмотров: 1094; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9320 — | 7877 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Еще в середине двадцатого века в научной среде, в том числе среди психологов, «кипели страсти» по поводу источника психического развития человека. Господствовали две теории. Согласно первой предопределяющее значение в развитии ребенка отдавалось внутренним условиям, то есть фактору наследственности. Согласно второй теории на первое место выдвигались внешние условия, то есть влияние окружающей среды.
Сегодня такие споры могут вызвать, скорее, улыбку. Потому что это напоминает вопросы вроде таких: «Кто важнее, производитель пианино или его настройщик?» или «Что нужнее, кофе или кружка?» Тем не менее следует учесть, что до начала двадцатого века роль биологического в душевной жизни человека сильно недооценивалась. Лишь череда научных открытий, в том числе Дарвина и Павлова, показала, что основой психического является физиология.
Немецкий психолог и философ Вильям Штерн предложил теорию конвергенции (она же теория двух факторов), в которой делалась попытка снять односторонность крайних точек зрения на предмет. Эти крайние точки зрения иногда называются преформизм (нативизм) и сенсуализм (эмпиризм). В первой предопределяющее значение в психическом развитии придавалось внутренним условиям – фактору наследственности. Во второй – внешним условиям.
Штерн говорил о том, что психическое развитие ребенка определяется конвергенцией (взаимодействием) двух указанных факторов, однако при доминирующей роли фактора наследственности. За это Штерна причислили к лагерю биологизаторов, пусть даже и умеренных. Возможно, эта «биологизация» связана с тем, что Штерн много внимания уделял умственному развитию детей, а на способности, конечно, весьма значительно влияют природные задатки.
Штерн рассматривал среду как фактор, ускоряющий или тормозящий реализацию наследственно предопределенных свойств и особенностей психики. Психическое развитие в теории конвергенции сводится к внутреннему созреванию заложенных в организме свойств. Внешней среде придается лишь роль катализатора, фактора, который может ускорить или замедлить темп развития, но не вносящего ничего качественно нового в психическое развитие.
Штерн анализирует конвергенцию внешнего фактора и внутреннего на примере игры. Он выделил содержание и форму игровой деятельности, доказывая, что форма является неизменной и связана с врожденными качествами, для упражнения которых создана игра. В то же время содержание задается средой, помогая ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества.
Штерн предложил свою схему периодизации детского развития, в основу которой заложил как теорию конвергенции, так и биогенетическую концепцию (в онтогенезе как бы повторяется филогенез).
Когда человек впервые появляется на свет, то есть вступает в контакт с окружающим миром, его потенциал в этот момент не определен. Еще несколько лет ребенок не будет себя осознавать, понимание своих способностей и склонностей происходит еще позже. Окружающая среда, и в первую очередь социум, постепенно помогает ребенку осознать себя и свои особенности. Она помогает осознавать свой внутренний мир, придает ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребёнок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям.
Штерн утверждал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребёнка. В числе важных индивидуальных свойств он называл индивидуальные темпы психического развития, которые проявляются в скорости обучения.
В. Штерн, как и многие другие ученые того времени, был сторонником концепции рекапитуляции:
– в первые месяцы младенческого периода с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением ребенок находится на «стадии млекопитающего»;
– во втором полугодии благодаря развитию схватывания предметов и подражанию достигается «стадия высшего млекопитающего – обезьяны»;
– в дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает «начальных ступеней человеческого состояния»;
– в первые пять лет игры и сказок человек стоит на «ступени первобытных народов»;
– обучение в школе, которое связано с овладением более высокими социальными обязанностями, соответствует вступлению в «стадию культуры».
«Стадия культуры» тоже распадается на три этапа:
– содержание античного и ветхозаветного мира наиболее адекватно первым школьным годам;
– средние годы носят черты фанатизма христианской культуры;
– в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры нового времени (этап просвещения).
В период становления психологии как науки ученые испытывали потребность в собственных законах психологии. Отсюда и проистекает этот довольно натянутый «закон рекапитуляции», который постулировался как некий общий закон человеческого развития.
Литература
Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.
См. также
Развитие ребенка
- Варианты развития детей (перед школой)
- Влияние конфликтов на развитие ребенка
- Влияние образования на формирование личности
- Влияние семьи на становление личности
- Влияние фантазии на развитие детей и взрослых
- Воспитание и потребность достижения
- Детская ложь
- До и после трех
- Закаливание
- Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка
- … и другое
RSS
azps@azps.ru
Источник