В социологических теориях развития ребенка
Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
В конце XIX — начале XX в. значительно обострились социальные противоречия в капиталистическом мире (кризисы, войны, подъем рабочего движения). Этот период характеризуется повышенным интересом к изучению социальных явлений и развитием теорий так называемого социологического направления в психологии. В социологических теориях развитие ребенка рассматривается как результат прямых воздействий окружающей его социальной среды. К этому направлению можно отнести таких французских психологов, как Г. Тард, Э. Дюркгейм, Ш. Блондель, П. Жане и др.
Родоначальником французского социологического направления в психологии принято считать социолога Э. Дюркгейма (1858—1917). По его мнению, психическое развитие — это впитывание, усвоение верований, чувств других людей. Воспринятые извне мысли и эмоции определяют характер душевной деятельности детей. Развиваясь, ребенок должен усвоить накопленный человеческий опыт, традиции и обычаи. Это происходит благодаря подражанию, которое в обществе имеет такое же значение, как наследственность в биологии. Со способностью к подражанию ребенок рождается.
П. Жане (1859—1947) интересовал вопрос о соотношении биологического и социального в развитии психики. Он считал, что психика человека социально обусловлена и что ее развитие заключается в формировании системы многообразных связей с природой и обществом. Под связями П. Жане понимал действия, которые есть не что иное, как формы отношения человека к миру. Среди них наиболее значимы социальные действия, выражающиеся в отношениях сотрудничества. Внешние взаимоотношения между людьми являются, по мнению ученого, принципом развития психики каждого человека. Основываясь на этих положениях, П. Жане выделяет четыре уровня психического, развития ребенка.
Первый уровень характеризуется развитием моторных реакций (приближения и удаления), где значимыми для дальнейшего развития являются не сами реакции, а их социальная обусловленность. Второй уровень — развитие перцептивных действий. Здесь формируется устойчивость восприятия предметной действительности. На основе такого восприятия возникают отсроченные действия, что способствует развитию памяти, функция которой состоит в сообщении запоминаемого другому человеку. Третий уровень — социально-личностный, т.е. такой, когда ребенок может согласовывать свои действия с действиями другого человека. Этому моменту П. Жане придавал большое значение. Если на более ранних этапах поведение ограничивается простыми формами взаимопомощи, то теперь оно становится социальным. Четвертый уровень – интеллектуально-моторное поведение. На этом уровне развивается речь ребенка, с помощью которой он проговаривает совершаемые действия, так как окружающие требуют от него отчета. Овладение речью создает условия для развития мышления детей.
Характеризуя социологическое направление, отечественные психологи отмечают, что оно является идеалистическим даже в том случае, если его представители исходят из тезиса о социально-историческом развитии психики. Причина этого, согласно С.Л. Рубинштейну, состоит в том, что социологическое направление либо психологизирует общественное сознание, ошибочно трактуя его как результат воздействия отдельных индивидуальных сознаний, либо, наоборот, представляет содержание индивидуального сознания просто как проекцию в психику человека объективного содержания коллективных представлений, идеологии, понятий, сложившихся в результате общественно-исторического развития.
.
Источник
В конце XIX—начале XX в. значительно обострились социальные противоречия в капиталистическом мире (кризисы, войны, подъем рабочего движения). Этот период характеризуется повышенным интересом к изучению социальных явлений и развитием теорий так называемого социологического направления в психологии. В социологических теориях развитие ребенка рассматривается как результат прямых воздействий окружающей его социальной среды. К этому направлению можно отнести таких французских психологов, как Г. Тард, Э. Дюркгейм, Ш. Блондель, П. Жане и др.
Родоначальником французского социологического направления в психологии принято считать социолога Э. Дюркгейма (1858—1917). По его мнению, психическое развитие—это впитывание, усвоение верований, чувств других людей. Воспринятые извне мысли и эмоции определяют характер душевной деятельности детей. Развиваясь, ребенок должен усвоить накопленный человеческий опыт, традиции и обычаи. Это происходит благодаря подражанию, которое в обществе имеет такое же значение, как наследственность в биологии. Со способностью к подражанию ребенок рождается.
П. Жане (1859—1947) интересовал вопрос о соотношении биологического и социального в развитии психики. Он считал, что психика человека социально обусловлена и что ее развитие заключается в формировании системы многообразных связей с природой и обществом. Под связями П. Жане понимал действия, которые есть не что иное, как формы отношения человека к. миру. Среди них наиболее значимы социальные действия, выражающиеся в отношениях сотрудничества. Внешние взаимоотношения между людьми являются, по мнению ученого, принципом развития психики каждого человека. Основываясь на этих положениях, П. Жане выделяет четыре уровня психического развития ребенка.
Первый уровень характеризуется развитием моторных реакций (приближения и удаления), где значимыми для дальнейшего развития являются не сами реакции, а их социальная обусловленность. Второй уровень—развитие перцептивных действий. Здесь формируется устойчивость восприятия предметной действительности. На основе такого восприятия возникают отсроченные действия, что способствует развитию памяти, функция которой состоит в сообщении запоминаемого другому человеку. Третий уровень—социально — личностный, т. е. такой, когда ребенок может согласовывать свои действия с действиями другого человека. Этому моменту П. Жане придавал большое значение. Если на более ранних этапах поведение ограничивается простыми формами взаимопомощи, то теперь оно становится социальным. Четвертый уровень— интеллектуально — элементарное поведение. На этом уровне развивается речь ребенка, с помощью которой он проговаривает совершаемые действия, так как окружающие требуют от него отчета. Овладение речью создает условия для развития мышления детей.
Характеризуя социологическое направление в буржуазной психологии, советские психологи отмечают, что оно является идеалистическим даже в том случае, если его представители исходят из тезиса о социально — историческом развитии психики. Причина этого, согласно С. Л. Рубинштейну, состоит в том, что социологическое направление «либо психологизирует общественное сознание, ошибочно трактуя его как результат воздействия отдельных индивидуальных сознании, либо, наоборот, представляет содержание индивидуального сознания просто как проекцию в психику человека объективного содержания коллективных представлений, идеологии, понятий, сложившихся в результате общественно — исторического развития» (СНОСКА: Рубинштейн С Л Принципы и пути развития психологии. М, 1959, с. 330).
В целом ни биологизаторское, ни социологическое направления в психологии не смогли обеспечить правильного решения проблем психического развития.
Попытку снять их односторонность сделал немецкий психолог В. Штерн (1871—1938). В книге «Психология раннего детства» он раскрывает основные теоретические положения психического, или, по его терминологии, душевного развития ребенка: Душевное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий, а результат «конвергенции» внутренних данных с внешними условиями развития» (СНОСКА: Штерн В Психология раннего детства до шестилетнего возраста/Пер. с нем. 1922, с. 19.). Согласно теории конвергенции, процесс развития психики определяется взаимодействием двух факторов—наследственности и среды. При этом наследственности отводится определяющая роль, а среде—лишь роль условий, реализующих наследственно предопределенные особенности психики, что в принципе не выходило за рамки традиционного противопоставления двух факторов и не решало проблему.
Характеризуя позицию В. Штерна, Л. С. Выготский отмечает, что понятие конвергенции двух факторов, использованное этим ученым как методологический принцип, помогло освободиться от анализа социального фактора и его роли в развитии психики (СНОСКА: См.: Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М, 1956, с. 118.).
Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 709 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
Все разнообразие зарубежных исследований по детской психологии проводится в рамках нескольких теоретических направлений, а именно — биогенетического, социологического, теории конвергенции, диалектического и персоны-логического подходов.
Биогенетические теории (Э. Клапаред, К. Бюлер, Г. Валлас) отмечают значении биологических детерминант психического развития ребенка, считая именно их определяющими для развития личности. Особенно показательной в этом направлении является теория рекапитуляции Гренвилл Стэнли Холла — основателя педологии, в которой основным каноном был провозглашен биогенетический «закон рекапитуляции», появившийся в результате переноса по биологии на психическое развитие закона эволюции Мюллера-Геккеля. Согласно постулатам педологии, «развитие вида повторяет развитие рода», то есть индивидуальное развитие человека (онтогенез) сокращенно повторяет важнейшие стадии эволюционного развития человечества (филогенеза). Период младенческого возраста соответствует животной фазе развития человечества, детство — периода охоты и рыболовства. Предподросткового возраст (8-12 г.) Является сокращенным повторением периода начала цивилизации; юность (12-25 г.), соотносится с эпохой романтизма. Взрослость — с периодом промышленного капитализма. Понятно, что достаточных аргументов в подтверждение теории рекапитуляции не нашлось, большинством современных психологов она отрицается. В то же время, единство филогенеза и онтогенеза психики проявляется в их общей ориентированности на расширение опыта (как человечества в целом, так и отдельного человека).
Были попытки проследить психическое развитие личности в соответствии с врожденного типа строения ее тела (конституцией). Основатели этого подхода Э. Кречмер, Э. Йенш не только распределили людей на четыре конституционных типа, но и выдвинули гипотезу о существовании взаимосвязи между физическим типом человека и особенностями ее развития. Продолжатель этих взглядов К. Конрад в особенностях пред- подросткового возраста видел признаки циклоидного типа личности (легко возбуждается, импульсивный, с неустойчивым настроением), а в особенностях юности — шизоидного типа (эмоционально обеднена, некоммуникабельных, нелюдимая).
Некоторые из представителей биогенетических теорий признает определенный, но очень ограничен, влияние среды на развитие личности. Так, А. Гезелл обобщает два разных понятия роста и развития как процесс прогрессивной дифференциации и интеграции способов поведения человека. Соглашаясь с самим фактом культурных влияний, Гезелл подчеркивает, что они не могут пересилить влияние созревания. По Гезеллом, «культура модулирует и канализирует, но не порождает этапов и тенденций развития».
Социологический подход к развитию психики ребенка. Для теорий этого направления характерно преувеличение роли социальных воздействий для развития личности. Такой подход берет начало с работ английского философа Джона Локка (XVII в.), Который заявил, что ребенок рождается с душой, похожей на чистую доску (с латыни «tabula rasa»). Общество может написать на этой «доске» все, что ему нужно. Близкими к этим идеям является Бихевиористические теории развития
(Э.Торндайк, Д. Уотсон, Л. Блетц, Д. Томпсон и др.), В которых определяющим в развитии ребенка считается научение, или тренировки.
В Германии социологическое направление реализован в гештальтпсихологии (К. Левин), что рассматривает поведение человека как функцию личности и ближайшего ей среды (единство всех личностных и средовых компонентов понимается как жизненный или психологическое пространство). Возрастное развитие связан, прежде всего, с расширением жизненного пространства личности, круга ее общения, групповой принадлежности и тому подобное.
Так, специфичность поведения подростков (юношей) обусловлена маргинальностью (предельной нормой) их положения. Подростки полностью не принадлежат ни к детскому, ни к взрослому миру, что и порождает внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенную застенчивость и одновременно агрессивность, склонность занимать категорические позиции и др.
Французский социологический направление представлено работами Э. Дюркгейма, Ш. Блонделя, П. Жане. В частности, П. Жане доказывал, что взаимоотношения между людьми определяют развитие психики ребенка.
Односторонность упомянутых биологизаторского и социологических теорий развития психики ребенка пытаются преодолеть теории, опирающиеся на положение о конвергенции (скрещивания) биологических (наследственности) и социальных (среда) факторов развития, при определяющей роли биологических (немецкий психолог В. Штерн).
Близкими к подходу В. Штерна есть теории, разработанные швейцарским психологом Жаном Пиаже (1896-1980 гг.). Они касаются интеллектуального и нравственного развития ребенка. Утверждается, что стадии психического развития ребенка определены природой, обучение не может изменить их последовательности и содержания. В интеллектуальном развитии он выделяет 4 стадии:
o сенсомоторная — до 2-х лет;
o дооперационального — до 7-8 лет;
o донкретних операций до 11-12 лет;
o формальных операций — до 13-15 лет.
Относительно морального развития Ж. Пиаже считал, что он происходит в процессе взаимоотношений ребенка с окружающими, которые могут разворачиваться в двух формах: принуждение и сотрудничества.
Отдельную позицию занимают те психологи, которые отрицают определяющее воздействие биологических или социальных детерминант. В этих персон-логических (личностных) теориях главной детерминантой психического развития провозглашается сама личность, ее самоопределение, способность создавать условия для своего развития (Э.Шпрангер, Ш. Бюлер, Л. Блетц, Г. Имре и др.).
Диалектический подход в исследованиях развития психики ребенка представлен работами французского психолога Анри Валлона (1879-1962 гг.). Периодизация психического развития ребенка, по Валлоном, включает 7 последовательных стадий, которые выступают результатом количественных и качественных изменений психики:
1) стадия внутриутробного жизни — полная зависимость от организма матери;
2) стадия моторной импульсивности до 6 месяцев; двигательная активность ребенка, выработки условных рефлексов;
3) эмоциональная — до 1 года — возникают отношения с людьми;
4) сенсомоторная — до 3-х лет, появляется внимание к внешнему миру на основе ориентировочного рефлекса, прямохождение и речи.
5) персонализм — появляется желание быть в центре внимания, стремление подражать — до 5 лет;
6) разграничение — до 11 лет — расширение круга общения, стремление добиться признания в коллективе;
7) полового созревания — юношеский возраст — возникают глубокие яркие противоречия (любовь, ненависть, самоуверенность, неуверенность, самоанализ и самооценка).
Несмотря на многообразие подходов к трактовке психического развития ребенка, целостной и систематизированной картины, которые обобщает, до сих пор не разработано.
ВЫВОДЫ об основных теории психического развития ребенка за границей:
— Зарубежные исследования по детской психологии проводятся в рамках основных теоретических направлений, а именно — биогенетического, социологического, теории конвергенции, диалектического и персонологического.
— В основе распределения направлений зарубежных исследований лежит различное решение спора по определяющих детерминант психического развития ребенка;
— Ведущим в разных направлениях провозглашается то биологический, то социальный, то персонологической фактор;
— Еще одна группа исследований пытается учитывать сочетание различных факторов (теории конвергенции, диалектический подход).
Источник
Жители деревни пытались вернуть Балу человеческий облик, но всё было безуспешно. Ни рис, ни овощи, ни другие традиционные в деревне виды пищи мальчик не ел, он предпочитал лишь сырое мясо. Он ловил кур и тайком съедал их. Найти на него управу не удавалось. Особенно зверел Балу по вечерам. Стоило ему услышать вой шакалов или лай собак, он мгновенно возбуждался, начинал по-волчьи выть, глаза его хищно блестели. Передвигался он только на четвереньках.
Не в силах исправить ребёнка и видя, что он опасен для окружающих, крестьяне передали мальчика в монастырь. Там с ним систематически занимались, но успехи были незначительны. Максимум, чего удалось достичь, так это того, что временами он стал откликаться на своё имя, иногда брать пищу с ладони и ещё реже — подниматься на ноги. Однажды Балу чем-то заболел, слёг, перестал двигаться и вскоре (19 февраля 1985 г.) умер. Никакие «человечьи» лекарства ему не помогали.
Для большинства психических свойств и поведенческих особенностей человека можно указать свои сензитивные периоды развития. Ряд исследователей предполагает, что у одного и того же психического процесса таких периодов может быть несколько в течение жизни индивида. Разумеется, можно предполагать, что степень сензитивности в различные из этих периодов разная.
* * *
Проблема роли биологических и социальных факторов в психическом развитии ребёнка представлена в настоящее время двумя основными подходами: биогенетическим и социогенетическим. Биогенетический подход предполагает преобладание в развитии биологических факторов, о социогенетический — социальных (средовых). На основе этих подходов существует множество теорий, отражающих определённые точки зрения на эту проблему.
Согласно эволюционной теории развития, становление психики и поведения человека есть результат эволюционного преобразования генетически заложенных в организме с рождения возможностей, существующих в виде задатков. В процессе онтогенетического психического развития нет ничего такого, что хотя бы в зачаточных формах не содержалось в генотипе. Все психические и поведенческие новообразования изначально имелись в виде задатков, которые превращаются в способности в основном по законам биологического созревания организма.
Другая крайняя точка зрения представлена революционной теорией развития. Сторонники этой теории утверждают, что у любого человека независимо от его природных анатомо-физиологических особенностей можно сформировать любые психологические и поведенческие свойства, доведя их развитие до любого уровня с помощью обучения и воспитания.
Третья точка зрения представлена вероятностной (стохастической) теорией развития. Согласно этой теории, конечный результат развития, достигаемый на каждой его ступени, изначально в генотипе не заложен. Этот результат также не может быть совершенно не зависящим от генотипа. Изменения, происходящие на каждой ступени развития, связаны и с генотипом, и со средой, но сами по себе определяются случайным стечением обстоятельств в жизни индивида.
Четвёртую точку зрения можно было бы назвать функциональной. Здесь утверждается, что формирование и преобразование той или иной функции определяется тем, как часто она используется в жизни организма.
Одним из примеров теории последнего типа является культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С.Выготского, подробнее рассматриваемая нами далее.
1. Психоаналитические теории детского развития.
а.) Теория З.Фрейда
б.) Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона.
2. Теория социального научения.
а.) Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения.
б.) Роль подражания в формировании нового поведения.
Л и т е р а т у р а :
1. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990
2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1996
3. Немов Р.С. Психология Книга 2. Психология образования. М.: Просвещение, 1995
4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1979
5. Годфруа Ж. Что такое психология. Книга 2. М.: Мир, 1992
* * *
Личность по З. Фрейду — это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека, причём каждый из этапов этого развития характеризуется определённым способом проявления (или непроявлением) либидо через эрогенные зоны, присущие данному возрасту.
Оральная стадия (0 — 1 год) Удовлетворение либидо достигается за счёт ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания. Остановка на этой стадии впоследствии приводит к возникновению у детей таких «невинных пороков», как курение, гурманство, словесная агрессивность и т.п., а иногда и к развитию личности с чертами пассивности и зависимости от окружения.
Анальная стадия (от 1 года до 2 лет) Приучение ребёнка к чистоплотности ведёт к перемещению источника удовлетворения либидо в анальную область тела. Нарушения развития на этой стадии могут быть обусловлены страхом ребёнка потерять контроль над сфинктерами, непоследовательным поведением родителей, радующихся успехам ребёнка и в то же самое время выражающих своё отвращение к его выделениям (экскрементам), или слишком суровым воспитанием. Фиксация ребёнка на этой стадии приводит к развитию таких черт личности, как пунктуальность (точная своевременность действий), скупость (стремление «всё» сберечь для себя), чрезмерная чистоплотность (стремление убирать всё грязное) или упрямство (систематическое сопротивление или отказ делать то, чего ожидают другие).
Фаллическая стадия (от 2 до 5 лет) Ребёнок интересуется и манипулирует своими половыми органами. В результате он может обнаруживать различия между мальчиками и девочками. На этой стадии развивается также эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). Эти комплексы характеризуются нежной привязанностью ребёнка к родителю противоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю того же пола, которого ребёнок рассматривает как соперника и подсознательно хочет «устранить». Этот конфликт разрешается отказом ребёнка от своих нежных чувств к родителю противоположного пола и отождествлением себя с родителем одного с ним пола. В результате ребёнок приобщается к ценностям, ролям и установкам, свойственным его полу. Фиксация на этой стадии может вести к формированию гомосексуальных ориентаций, а также может толкнуть на поиск партнёра, который был бы «заменой» родителя и т.п.
Латентный период (от 5 до 11 лет) Характеризуется заметным снижением активности и интересов, связанных с сексом – на первый план выдвигаются школьное обучение, социализация и освоение различных форм поведения (ролей), свойственных данному полу.
На генитальной стадии (начинающейся вместе с половым созреванием) подростки обоего пола всё больше ориентируют свой поиск сексуального удовлетворения на других людей – как правило, противоположного пола.
Так человек приближается к зрелости, критериями которой Фрейд назвал стремление работать и способность любить (arbeiten und lieben).
* * *
По мнению американского психолога немецкого происхождения Эрика Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.
Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребёнка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребёнка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, – недоверие к нему.
Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребёнка к чистоплотности. Если родители понимают ребёнка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребёнок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребёнка стыда и сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над своим организмом.
Третий кризис соответствует возрасту с 3 до 6 лет. В этом возрасте происходит самоутверждение ребёнка. Планы, которые он постоянно строит, и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.
Четвёртый кризиспроисходит в школьном возрасте. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребёнка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.
Пятый кризиспереживают подростки обоего пола в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к её «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.
Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.
Седьмой кризиспереживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражается главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если этот кризис проходит неблагополучно («жизнь для себя»), то супружеская жизнь может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация) с оскудением межличностных отношений.
Восьмой кризиспереживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании её как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.
* * *
В американской психологии считается, что теории социального научения — это самое значительное направление в исследовании развития детей.
Один из классиков бихевиоризма Б. Скиннер считает, что поведение человека целиком определяется влиянием внешней среды. Человеческое поведение, как и поведение животных, можно «сделать», создать и осуществлять контроль над ним. Его слова: «Дайте мне положительно выраженное обуславливание… я выдам вам нужного человека!». Главное понятие у Скиннера – подкрепление, то есть увеличение или уменьшение вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова.
Подкрепление бывает положительным и отрицательным. По мнению Скиннера, в современном обществе многое в социальном поведении строится на основе отрицательного подкрепления. В более совершенном обществе поведение будет строиться на основе положительного подкрепления.
Скиннер выступал против наказаний. Что может заменить наказание в воспитании? Игнорирование нежелаемого поведения, ведущее к его угасанию: нежелательные действия не нужно подкреплять.
По мнению представителя более позднего поколения представителей теории социального научения, Дж. Аронфрида, социализация ребёнка не может опираться только на поощрение. Общество передаёт ребёнку множество сложных структур социального поведения взрослых, но эти формы часто расходятся с мотивационными установками ребёнка. Научение не смогло бы преодолеть этот разрыв, если бы наказание не было присуще социализации в такой же мере, как и поощрение.
Для исследования вопроса о формировании у ребёнка внутреннего контроля за поведением, Аронфрид провёл эксперимент.
Дата добавления: 2014-02-12; просмотров: 2149; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10497 — | 7740 — или читать все…
Читайте также:
Источник