В сенсорообогащенной среде наблюдается развитие ребенка

В сенсорообогащенной среде наблюдается развитие ребенка thumbnail

Развитие и функционирование сенсорных систем происходит в разные сроки онтогенеза. Филогенетически наиболее древней является вестибулярная сенсорная система. Она созревает в эмбриональном периоде и у плода наблюдаются изменения положения конечностей при поворотах. На восьмой неделе эмбрионального развития отмечаются реакции на раздражения кожных рецепторов, а у трехмесячного ребенка кожная чувствительность не отличается от таковой взрослого. Обонятельный и вкусовой анализаторы начинают функционировать практически с момента рождения ребенка. Созревание сенсорных систем определяется развитием всех трех ее отделов. Рецепторные отделы к моменту рождения в основном являются сформированными, за исключением зрительного анализатора, рецепторная часть которого — сетчатка —заканчивает свое развитие к 6—7 месяцам. В первые месяцы жизни происходит созревание проводникового отдела. К этому периоду нервные волокна покрываются миелиновой оболочкой, что доводит скорость проведения нервных импульсов до 120 м/с. Самыми последними созревают центральные отделы анализаторов, что определяет своеобразие функционирования сенсорных систем в детском возрасте. Наиболее поздно завершают свое развитие слуховая и зрительная зоны коры. По мере созревания нейронов корковых центров и их связей, в течение первых дней жизни ребенка анализ внешней информации становится более тонким и дифференцированным. Степень созревания в значительной мере определяется поступающей информацией. Если новорожденного лишить сенсорной информации, то нейроны проекционных отделов не развиваются. В сенсорно-обогащенной среде развитие нервных клеток и их синаптических связей происходит более интенсивно, что имеет большое значение для сенсорного воспитания в раннем детском возрасте. Поэтому детей раннего возраста должны окружать разнообразные яркие предметы: игрушки, книжки с картинками, цветовая гамма одежды. Функциональное созревание сенсорных систем это длительный, постепенный и сложный процесс, продолжающийся и в подростковом возрасте.

Депривация – это специфическое психическое состояние, достигаемое путем лишения, либо ограничения, при котором остро ощущается недостаточное удовлетворение личных потребностей. В социологии применяют понятия абсолютной, а также относительной депривации, а в социальной психологии применительно понятие фрустрации или относительной депривации.

Абсолютная депривация – это невозможность для человека, а также для социальной группы удовлетворение своих базовых потребностей по причине отсутствия доступа к материальным благам, а также социальным ресурсам. Например, к жилищу, продуктам питания, образованию, медицине.

Депривация напрямую влияет на агрессию. Сам вектор агрессии может быть направлен на объект, создающий относительную депривацию (богатые люди), либо же на случайные объекты (подчиненные, животные, предметы). Возможно, что вектор агрессии будет направлен и вовнутрь, на самого человека, испытывающего депривацию.

Внешне это выражается или в суициде, или же в причинении себе вреда в форме повреждений (порезы вен, травмировании других участков тела), но без конкретной цели суицида. Вероятна и такая форма агрессии, которая выражается в скрытой форме аутоагрессии и проявляется, как эндогенная депрессия или невротическая депрессия, в соматических болезнях, курении, алкоголизме и пребывании в похмелье, наркомании.

Если рассматривать проблему депривации с точки зрения медицины и психологии, то у человека в первую очередь частый выход агрессии переходит в соматические болезни.

Если человек лишен или ограничен в возможности дать выход своей агрессии на обидчика – убить его или побить, если нет возможности выпить спиртное и накуриться вдоволь, либо моральное внутреннее табу не позволяет так себя вызывающе вести, то агрессия поменяет вектор и устремится на самого человека вовнутрь. Вызывая при этом изменения в вегетативной нервной системе, тем самым провоцируя психосоматические заболевания. Первоначально возникает раздражительность, повышенная конфликтность, бессонница, хроническая усталость, гипотония, субдепрессия, депрессия, гипертония, невроз, психоз, инфаркт, инсульт, астма, выкидыши, преждевременные роды, летаргический сон и так далее. У заболевшего поражаются гладкомышечные органы с парасимпатической иннервацией.

При подключении внешних факторов таких, как занятие спортом, закаливание холодной водой, появлении жизненных стрессов – война, землетрясение, включаются механизмы выживания и как следствие отключаются механизмы депривации, а также агрессия.

При всем разнообразии видов депривации они очень схожи между собой в психологическом плане. Это проявляется в повышенной тревоге, глубоком чувстве неудовлетворенности собой, своей жизнью, людьми, повышенном страхе. Такие состояния выражаются в потере жизненной активности, устойчивым депрессивным состоянием, всплесками немотивированной агрессии.

3.Слуховая сенсорная система: строение и функции.

Слуховая сенсорная система — сенсорная система, обеспечивающая кодирование акустических стимулов и обусловливающая способность животных ориентироваться в окружающей среде посредством оценки акустических раздражителей. Периферические отделы слуховой системы представлены органами слуха и лежащими во внутреннем ухе фонорецепторами. На основе формирования сенсорных систем (слуховой и зрительной) формируется назывательная (номинативная) функция речи — ребёнок ассоциирует предметы и их названия.

Слуховая система является одной из важнейших дистантных сенсорных систем человека, так как она является средством межличностного общения. Акустические (звуковые) сигналы, представляющие собой колебания воздуха с разной частотой и силой, возбуждают слуховые рецепторы, которые находятся в улитке внутреннего уха. Эти рецепторы активируют первые слуховые нейроны, после чего сенсорная информация передается в слуховую область коры большого мозга[1].

Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 2099 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования

(0.001 с)…Наверх

Источник

В ходе первого успешного экспериментального применения в отношении людей такого терапевтического метода, как сенсорно-моторное обогащение или обогащение окружающей среды, исследователи задокументировали заметные улучшения у аутичных детей, по сравнению с теми детьми, которые получали традиционные виды поведенческой терапии . Данное исследование было опубликовано Американской Психологической Ассоциацией в мае 2013 года.

Логическим обоснованием данного нового метода лечения является тот факт, что аутичные дети, как правило, имеют сенсорные проблемы, наиболее распространенными из которых считается гиперчувствительность обоняния и осязания. Опираясь на десятилетний опыт работы с животными и задокументированное глубокое воздействие обогащенной среды на поведенческие и неврологические показатели, авторы исследования предположили, что подобное обогащение среды в случае детей, страдающих аутизмом, также может произвести положительный эффект.

«Благодаря тому, что родители могут обеспечить своему ребенку сенсорное обогащение среды, используя предметы, обычно имеющиеся у них дома, эта терапия представляет собой один вариантов улучшения прогресса у ребенка, не требующий больших затрат», говорит соавтор исследования Синтия С. Ву, кандидат наук, научный сотрудник в Университете штата Калифорния.

В исследовании, которое было опубликовано онлайн в журнале Behavioral Neuroscience, приняли участие 28 аутичных мальчиков в возрасте от 3 до 12 лет. Исследователи распределили мальчиков на две группы в зависимости от их возраста и степени тяжести аутизма. В течение шести месяцев обе группы участвовали в стандартной поведенческой терапии, однако в дополнение к этому одна из этих групп также получала ежедневные занятия в рамках метода обогащения окружающей среды.

Родители каждого из 13 детей, которые находились в группе, занимающейся дополнительно в обогащенной среде, получили комплект, содержащий ароматизированные масла, например, яблока, лаванды, лимона и ванили, для того чтобы стимулировать обоняние. Комплект для развития осязания содержал квадраты пластикового коврика для вытирания ног, пену, резиновый коврик для раковины, алюминий, тонкие абразивные листы, войлок и губки. В комплект также были включены части ковра, жесткого полового покрытия, подушки, картон и пузырчатая пленка, для того чтобы родители клали их на пол для создания мульти-текстурированной пешеходной дорожки. Предметы для манипулирования включали копилку с пластиковыми монетами, миниатюрные пластиковые фрукты и небольшую удочку с магнитным крючком. Многие предметы домашнего обихода также были использованы, например, чаши для хранения воды при различных температурах, чтобы ребенок мог окунать в них руку или ногу, а также металлические ложки, которые родители охлаждали или нагревали и прикасались ими к коже ребенка.

Исследователи поручили родителям детей из группы с обогащенной средой проводить по две сессии в день, состоящие из 4-7 упражнений с использованием различных сочетаний сенсорных стимулов для прикосновений, создания температурных изменений, движения и т.п. Каждая сессия занимала от 15 до 30 минут. Кроме того, дети слушали классическую музыку один раз в день.

Согласно результатам исследования, после шести месяцев лечения у 42 процентов детей в группе с обогащенной окружающей средой значительно улучшилось поведение, в частности, отношения с людьми и реакции на увиденное и услышанное, по сравнению с показателем в 7 процентов для группы стандартной терапии. У детей в группе обогащенной среды также улучшились баллы за когнитивные функции, которые касаются аспектов восприятия и рассуждения, в то время как средний балл у детей в группе стандартной терапии несколько уменьшился. Кроме того, 69 процентов родителей в группе обогащенной среды сообщили об улучшении общей картины симптомов аутизма у их детей, по сравнению с 31 процентом родителей группы стандартной терапии, пишут авторы.

«Сенсорное обогащение вполне может быть эффективным методом лечения аутизма», сказал соавтор исследования Майкл Леон, кандидат наук, профессор нейробиологии и поведения из Калифорнийского университета.

«Это исследование является увлекательным по нескольким причинам», считает Марк Блумберг, кандидат наук, редактор журнала Behavioral Neuroscience. «Оно хорошо разработано, основывается на установленных результатах многочисленных экспериментов с участием животных, и оно касается критической необходимости поиска эффективных методов лечения аутизма. Очевидно, что следующим шагом должна стать репликация этих результатов в рамках более масштабного исследования».

Перед проведением эксперимента, большинство детей из обеих групп проходили стандартную при аутизме терапию, основанную на прикладном анализе поведения, которая обычно включает в себя от 25 до 40 часов занятий в неделю с квалифицированным специалистом в течение нескольких лет. Некоторые дети из обеих групп также занимались с логопедом, проходили физическую терапии для мелкой моторики или трудотерапию с различными видами упражнений. Большинство современных методов лечения аутизма должны быть реализованы в очень раннем возрасте, для того чтобы быть эффективными, в то время как метод обогащения среды сработал даже в случае мальчиков, находящихся в возрасте 12 лет, говорится в исследовании.

В настоящее время исследователи проводят крупные рандомизированные клинические испытания, в которых также принимают участие и девочки. Еще одним важным следующим шагом станет испытание терапии обогащения среды в условиях, когда ребенок не получает никакого другого стандартного лечения, отмечают авторы.

Статьи по теме: Что такое АВА, а что — не АВА.

Источник: https://www.sciencedaily.com/releases/2013/05/130518153303.htm

Источник

Анастасия Вялкова
Проблемы сенсорного развития ребёнка в дошкольном возрасте

В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В ФГОС дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка — это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Следует отметить, что совершенствование и развитие сенсорных процессов непосредственно в ходе деятельности, как правило, затруднено. Детям трудно одновременно решать несколько задач восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами, что является доминирующим в сенсорном развитии. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе, что является актуальным в развитии детей раннего возраста. Важная особенность работы с детьми раннего возраста — низкая эффективность вербальных методов воспитания. Словесные инструкции, объяснения правил часто оказываются беспомощными, и не только потому, что дети еще плохо понимают их, но и потому, что им пока трудно регулировать свое поведение с помощью слова. Слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Педагог должен воспитывать не словами, а чувствами, действиями. Только если взрослый сам увлечен какой-либо деятельностью, он сможет вызвать интерес к ней у ребенка.

С маленькими детьми нельзя проводить фронтальные занятия, построенные по типу школьного урока, когда воспитатель сообщает новую информацию или демонстрирует нужные способы действия, а ребята усваивают их. Такие занятия не только не эффективны, но и вредны, поскольку могут подавлять активность детей. Необходимо использование в образовательной деятельности форм и методов с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным способностям согласно с ФГОС ДО. Задача же воспитания и обучения в этом возрасте состоит в том, чтобы развивать и поддерживать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи это подтверждает ФГОС ДО.

Основная задача воспитателя здесь состоит не в том, чтобы научить ребенка правильному способу действий, показать или подсказать правильное решение, а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.

Наиболее эффективными способами развития у детей предметной деятельности и познавательных способностей является организация совместной предметной деятельности взрослого и ребенка. Воспитатель должен разумно сочетать совместную деятельность с ребенком и самостоятельные занятия малыша. При этом совместная деятельность не должна навязываться ребенку. Взрослый должен предлагать малышу новые интересные занятия, подключаясь к его игре, откликаясь на просьбы о помощи, помогать преодолевать затруднения, правильно координировать и распределять действия, поощрять их, хвалить ребенка. При этом не следует выполнять действия за малыша, важно, чтобы он научился сам выделять нужные свойства предметов, например, подбирать и соединять части пирамидки или матрешки в нужном порядке.Подсказки воспитателя не должны носить директивный характер: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко». Не нужно требовать от ребенка точного воспроизведения образца действий. Важно предоставить ребенку возможность выбора, свободу действий. «Разве сюда подходит это колечко? По-моему, оно слишком большое»).

Развитие восприятия – сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направлено на обеспечение этих моментов. Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для различных направлений трудовой деятельности. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания дошкольников. Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, так и дадут ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволят оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.

В опыте сенсорного воспитания дошкольниковиспользуются следующие виды дидактических игр:

1. Игры для сенсорного развития:

•Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

•Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

•Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

2.Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Для сенсорного развития детей в группе создаётся развивающая предметная среда. Имеется дидактической стол для игр с песком и водой. Детям очень нравится переливать воду из одного ведерка (красного) в другое (синее). Смешивать песок с водой и делать формочками разные фигурки. Есть уголок ряженья, где весят у нас фартуки, юбки, шапки разных цветов сшитые своими руками. При смене одежды у детей закрепляются представления о цвете (одела юбку красную, шапку зеленую и т. д.)

Так же имеется дидактический стол по сенсорике. Там есть такие игры как – пирамидки разных размеров, лабиринты, пазлы, разрезные картинки 2 частей и из 4 частей, мобильные( «Вишни», Снеговик»,»Машины», «Бусы», сюжетные («Клоун», «Кошкин дом», «Виноград») сенсорные тренажёры и другие игры. Эти развивающие тренажёры можно использовать как часть занятий во второй младшей, средней, старшей и даже подготовительной группах, изменяя цели, для чего необходим творческий подход воспитателя, его желание сделает занятие более увлекательным, интересным и познавательным.

Развитие речи является важнейшей задачей интегрированного занятия, составляющей которого предусмотрена работа с сенсорными тренажерами. Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Развивающие тренажёры дают возможность в условиях пребывания в группе раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. И чем раньше ребёнок начинает работать на сенсорных развивающих тренажерах, тем быстрее происходит психическое развитие ребёнка.

Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Очевидно, что сенсорное воспитание необходимо осуществлять в единой связи с разнообразной повседневной деятельностью детей. Понимание сенсорного эталона – это не просто умение правильно назвать какое-либо свойство. Нужно четко представлять все разновидности этого свойства, и уметь применять такие представления в дальнейшем анализе.

Источник