В процессе развития ребенка кровяное давление
Мы привыкли к тому, о повышенном давлении говорят уже среди взрослых, которые перешагнули 40-50 летний рубеж. Однако, в последние десятилетия увеличилось количество случаев повышенного давления уже и у детей. При этом далеко не всегда это подростки, которым уже 14-16 лет, такому явлению врачи уже не удивляются. Сегодня же имеются тенденции к повышению давления у детей и младшего школьного возраста и даже у дошкольников. Почему же колеблется давление?
Откуда берется давление?
Зачастую у родителей очень мало информации о проблемах с давлением у детей, они не знают, какое давление должно быть в норме, как его правильно мерить и нужно ли это делать, и когда можно считать, что давление ненормальное? Какие проблемы могут давать пониженное или повышенное давление, что с этим делать? На все эти вопросы необходимо найти ответы, чтобы вовремя обратиться за помощью к врачам. Прежде всего, нужно понять, откуда вообще берется давление, и каким образом оно влияет на организм ребенка.
Сердце – это главный насос организма, оно перекачивает кровь по сосудам организма, обеспечивая все ткани кислородом и питательными веществами. Отработанные продукты и углекислота при этом выводятся соответствующими органами. Кровообращение происходит по системе сосудов, которые имеют замкнутый тип. По артериям и мелким артериолам кровь течет от сердца в капилляры и ткани, а от капилляров собирается в вены и оттекает обратно к сердцу. Само же сердце за счет его сокращений будет главным насосом, оно собирает кровь от всего организма, и порциями, создавая определенное давление, проталкивает кровь в область аорты. От аорты по артериям и артериолам кровь под давлением протекает в органы и ткани, что дает возможности полноценного питания тканей. Чтобы можно было обеспечить равномерный поток крови, внутри сосуды имеют особое устройство, за счет чего есть возможность гасить колебания от выброса порций крови и формировать равномерный ее поток.
Это особенно интенсивно осуществляется в области аорты – это один из самых прочных и самых крупных сосудов во всем теле. В аорте давление крови будет максимальным, по мере растекания крови по все более мелким сосудам, происходит постепенное снижение давления крови за счет того, что сосуды активно разветвляются на все более мелкие и мелкие ветви. При этом, общая площадь сосудов может существенно увеличиваться, и тогда усилий для того, чтобы протолкнуть кровь внутри них нужно уже не так много. При этом, артериальным давлением будет особый тонус сосудов, который поддерживается за счет мышечной оболочки в них, и позволяет крови протекать внутри сосудов с определенной скоростью, и доставляться равномерно в ткани.
Если подвести итог сказанному выше, станет понятно, что тонус сосудов может регулироваться. То есть, мышечные волокна в станках сосудов сжимаются и расслабляются. При сжатии мышц давление внутри сосуда повышается, при расслаблении – понижается. Сосуды имеют разную толщину и силу мышц, и провести аналогию для понимания процесса вполне просто. Если представить сосуд в виде шланга с резиновыми стенками. Если стенки толстые и упругие, вода внутри них будет течь под напором и достаточно сильно, если это тонкие латексные стенки, сосуд будет растягиваться, давление снижается, и ток воды замедляется. Также и в сосудах обстоит дело с давлением. Во многом, давление внутри сосудов будет зависеть и от силы сокращений сердца, с каким давлением оно будет выделять порции крови.
Чтобы проще понимать влияние сердца в давлении, стоит снова вспомнить про шланги. Если присоединенный к крану шланг наполняется за счет активного и сильного потока воды, и вентиль открыт на полную, тогда давление внутри шлангов высокое, и скорость потока велика. Если же открыть вентиль совсем немного, тогда и поток воды и давление внутри шланга будет низким. Можно на некоторое время пережать шланг, совсем перекрывая поток жидкости внутри шланга, пока не скопится такой объем и давление жидкости, что преодолеет силу руки. Примерно таким же образом будет регулироваться и давление крови от сердца внутри сосудов. Если сердце сокращается с усилиями, резко и мощно – порции крови и давление их внутри сосудов высокое. Если сердце находится в покое, поток крови спокойнее и порции поменьше. За счет регулирования тонуса сосудов нормализуется поток крови, что делает доставку крови к тканям непрерывной.
Давление у детей, какая норма?
В обычных условиях давление крови внутри сосудов у детей ниже, чем среди взрослых – это происходит потому, что сами сосуды у детей более эластичные. При этом есть закономерность, чем меньше сам ребенок, тем ниже у него давление крови в сосудах. Давление в артериях принято выражать в двух числовых значениях, это так называемое верхнее, или систолическое давление – это максимальное давление потоков крови в области стенок сосудов. Оно формируется в момент сокращения сердца и выброса порций крови в аорту. Вторая цифра давления – это нижнее или диастолическое давление. Это минимальное давление на стенки сосудов потоков крови в момент, когда сердце расслаблено. Кроме того, есть также разница между значением нижнего давления и верхнего, ее называют пульсовым давлением, эти цифры важны в диагностике разного рода сердечных и сосудистых патологий.
У новорожденных детей величина систолического давления небольшая, около 70-90 мм.рт.ст. За первые два года жизни, по мере роста ребенка, этот показатель значительно возрастает. Постепенно, в дошкольном возрасте, с возраста от трех до семи лет, нарастание значений верхнего давления будет небольшим. Однако, затем следует второй скачок в темпах увеличения давления – это период полового созревания. При этом, на первые планы будет выходить уже зависимость давления от гормональных влияний и половых различий. У девочек в возрасте 12-15 лет давление будет выше, чем у мальчиков этого же возраста. А вот после того, как мальчики достигнут возраста в 15-16 лет, ситуация меняется. Они начинают опережать девочек по величинам давления, и оно у них становится выше, чем среди девочек в принципе. Нормы верхнего и нижнего давления для детей в разном возрасте определены путем длительных измерений большого количества детей, и имеются у педиатров и кардиологов. Пульсовое давление должно составлять у детей около 30-50 мм.рт.ст.
Что может влиять на давление?
На уровень артериального давления будет оказывать влияние целая группа разнообразных внешних факторов и внутренних. К ним можно отнести положительные эмоции и отрицательные, страхи, боль, влияние температуры окружающего воздуха, изменения погоды и атмосферного давления. Также влияю на величину давления приемы пищи, сон и физические нагрузки ребенка, и это могут быть достаточно значительные колебания значений. Помимо этого, могут быть и закономерные суточные колебания в давлении. Максимум давления крови отмечается в дневное и вернее время, затем оно постепенно и плавно снижается к полночи, достигает минимальных значений в пяти утра и затем постепенно повышается к периоду в 6-8 утра, переходя к стабильному дневному значению.
Исходя из того, что дети имеют определенные возрастные и физиологические размахи в значениях давления, врачам достаточно сложно определить точно нормы давления у детей. поэтому, специалистами были проведены массовые исследования по уровням артериального давления у детей и подростков, и примерно были установлены значения норм и патологические отклонения от них. Для детей в результате этих исследований были разработаны особые таблицы, по которым определяют норму и отклонения. Они применимы врачами, так как сложны для восприятия обычного человека. Чтобы более просто определить примерную границу нормы, в результате особого конгресса кардиологов в 2003 году у детей в возрасте от 10 лет до 16 нормальным давлением принят считать значение систолического 120 мм.рт.ст и диастолическое в 70 мм.рт. ст. Детишкам с одного года до 10 лет уровень давления можно примерно рассчитать по особым формулам.
Еще статьи на тему «Физиологическое взросление»:
Из девочки в девушку — как это происходит?
Из девочки в девушку — некоторые особенности взросления.
Из девочки в женщину — менструации.
Профилактические осмотры у детей — что и когда?
Ожирение у детей. Суть проблемы
Рост ребенка и возникающие проблемы.
Борьба с болями роста у детей.
Плач ребенка — проблемы в здоровье
Здоровье и развитие девочек. Малышки
Из девочки в девушку, начало периода
Девушки — период взросления. Особенности
Физиологический насморк у младенцев
Гормональные проблемы подростков.
Избыток веса и растяжки у подростков.
Борьба растяжками у подростков и немного психологии.
Прорезывание постоянных зубов. Сроки и проблемы
Измерение давления детям, какие могут быть отклонения?
Плюсы и минусы отбеливания зубов.
Когда ребенок начинает держать головку?
Если малыш плохо держит голову?
Формирование речи младенца
Как развивается речь крохи в первые месяцы
Помесячное формирование навыков речи
Навыки переворотов у детей
Почему дети не хотят переворачиваться?
Развитие ребенка до года. Первый месяц — что нужно родителям?
Что требуется ребенку в первый месяц жизни. Занятия, формирование навыков.
Развитие ребенка до года. Два-три месяца, осваиваем новые игры
Развитие детей 4-6 месяцев. Советы врача.
Развитие детей в период 6 месяца. Прикормы, занятия, аллергия.
Развитие детей в полгода, какие игры нужны?
Развитие детей в 7 месяцев, чем заниматься, во что играть?
Второе полугодие: купания, питание, игры.
Продолжаем развиваться шаг за шагом: 8-9 месяцев
Возраст 9-10 месяцев: новый этап
Занятия и игры, развитие в 10-12 месяцев
Почти годик: занятия, запреты, игры
Завершение первого года, подводим итоги
Девочка растет: половое созревание
Начало прорезывания зубов: какие симптомы могут быть
Прорезывание молочных и постоянных зубов
Проблемы в прорезывании зубов у детей
Прорезывание зубов у малышей
Что влияет на сроки прорезывания зубов у малышей?
Смена зубов у детей: постоянный прикус
Профилактические осмотры детей
Особенности сроков профосмотров у детей
Прорезывание зубов у детей: что важно?
Зрение ребенка: как оно формируется?
Развитие слуха ребенка: что важно знать?
Когда малыш осваивает навыки и как ему в этом помочь?
Адаптация к детскому садику
Какие компьютерные игры выбрать ребёнку?
Витамин Д для детей: зачем нужен?
Зрение у детей: почему возникают проблемы?
Особенности травм зубов у детей
Как лечить сколиоз у детей?
Как ребенка научить плавать?
Как развивается навык сидения?
Учимся стоять и ходить
Как успокоить плачущего малыша?
Когда начинать изучение иностранных языков с ребенком?
Особенности прорезывания зубов у малышей
Роднички у детей: норма и патологии
Первые менструации: как поговорить с ребенком
Распорядок дня ребенка
Сауна, зачем ее посещать?
Как уменьшить проявления климакса?
Источник
У детей максимальное давление крови значительно ниже, чем у взрослых. У новорожденного в первые 15 минут жизни систолическое давление повышается с 50—60 до 85—90 мм рт. ст., что связано с прекращением плацентарного кровообращения и увеличением периферического сопротивления. Затем в течение двух —трех часов оно понижается до 66 мм рт. ст. Диастолическое давление в первые сутки составляет 36 мм рт. ст. В последующие дни артериальное давление повышается и к 7— 10-му дню систолическое давление достигает в среднем 79 мм рт. ст., а диастолическое — 43 мм рт. ст. Пульсовые колебания давления составляют 84% по отношению к диастолическому (у взрослых — около 60%), что обусловлено низким удельным сопротивлением сосудов новорожденного. Для детей первых недель жизни характерны значительные вариации артериального давления. С возрастом оно увеличивается (табл. 9.3). Самое значительное увеличение наблюдается в течение первых двух недель после рождения. В течение всего первого года жизни скорость увеличения артериального давления остается достаточно большой. К концу первого года систолическое давление достигает 90—100 мм рт. ст., диастолическое — 42—43 мм рт. ст. К пяти —восьми годам максимальное давление составляет 104 мм рт. ст., к 11 — 13 годам — 127 мм рт. ст., к 15—16 — 134 мм рт. ст.
Увеличение систолического давления у грудных детей в значительной мере связано с ростом периферического сопротивления в большом круге кровообращения. У детей этого возраста отмечено изменение давления в течение дня: ут-
Таблица 93
Изменение артериального давления с возрастом
Возраст | Артериальное давление, мм рт. ст. | |
систолическое | диастолическое | |
Новорожденный | 79 | 43 |
Первые сутки | 60 | 36 |
Пятые сутки | 72 | 40 |
Десятые сутки | 79 | 43 |
Два месяца | 83 | 44 |
Пять месяцев | 90 | 49 |
Семь месяцев | 95 | 57 |
Одни год | 90-100 | 43-49 |
Один-два года | 85-105 | 40-50 |
Три года | 102 | 58 |
Три —семь лет | 86-110 | 55-63 |
Пять лет | 103 | 60 |
Пять — восемь лет | 104 | 68 |
10 лет | 106 | 83 |
11 — 13 лет | 127 | 88 |
14—16 лет | 134 | 88 |
Взрослые | 105-120 | 60-80 |
ром оно ниже, к вечеру — повышается. При приеме пищи давление увеличивается, во время сна — значительно снижается, а в течение дня — повышается. Величина кровяного давления у детей легко изменяется под влиянием различных внешних факторов. Так, при переходе тела из положения сидя в горизонтальное положение кровяное давление у большинства детей повышается на 10—20 мм рт. ст. Величину систолического давления (Р{.) грудного ребенка можно рассчитать по формуле
В последующие годы ориентировочные величины артериального давления (так называемая должная величина) могут быть рассчитаны по формуле
Величина артериального давления у детей одного возраста зависит от длины и веса тела: чем эти показатели больше, тем выше давление.
Диастолическое давление мало изменяется в интервале от года до 10 лет и составляет величину около 60 мм рт. ст. Интенсивное его изменение наблюдается в подростковом и юношеском возрасте и зависит от физического развития ребенка.
С пяти—девяти лет появляются половые различия в артериальном давлении: у мальчиков оно выше, чем у девочек. В возрасте 9—12 лет это соотношение меняется на противоположное, но в дальнейшем артериальное давление у мальчиков снова повышается. В подростковом возрасте кровяное давление в значительной степени зависит от уровня физического развития ребенка: длины и веса тела, окружности грудной клетки и др. В период полового созревания артериальное давление повышается. В этом возрасте скорость роста сердца часто опережает темпы увеличения просвета сосудов, что приводит к развитию юношеской гипертонии.
На величину кровяного давления у учащихся влияют занятия в школе. В начале учебного дня минимальное давление повышается от урока к уроку, а максимальное — понижается, т.е. уменьшается пульсовое давление. Специальные наблюдения показали, что в те дни, когда проводились уроки труда или физкультуры, пульсовое давление снижалось на меньшую величину.
При мышечной нагрузке у детей повышается величина систолического давления и немного снижается диастолическое давление. При выполнении предельной мышечной работы давление может возрастать до 180—200 мм рт. ст. Поскольку при этом диастолическое давление изменяется незначительно, то возрастает пульсовое давление до 50— 80 мм рт. ст., что говорит об увеличении силы сокращения сердца. Интенсивность изменений величины кровяного давления во время физической нагрузки зависит от возраста: чем старше ребенок, тем значительнее эти изменения. Физическая активность способствует повышению кровяного давления, а гиподинамия, наоборот, сопровождается его снижением — гипотонией.
Под влиянием эмоций систолическое давление повышается на 20—40 мм рт. ст., диастолическое — на несколько меньшую величину. В состоянии тревоги, при эмоциональном стрессе артериальное давление значительно повышается.
На величину давления влияют климатические и географические факторы: уроженцы юга всех возрастных групп отличаются меньшим артериальным давлением, чем разновозрастные дети севера.
Давление венозной крови уменьшается с возрастом. Большая величина венозного давления у маленьких детей обусловлена большим количеством циркулирующей в организме крови, узким просветом и пониженной емкостью вен. Оно зависит от силы сокращений правого желудочка и от сосудистого тонуса, но не зависит от частоты сердечных сокращений и от колебаний систолического и диастолического артериального давления.
Величина венозного давления связана с фазами дыхания: при вдохе оно немного понижается, а при выдохе — повышается. Венозное давление резко повышается при отрицательных эмоциях.
Рассматривая данные разных авторов, можно сделать вывод об индивидуальных колебаниях величины артериального давления.
Источник
Похожие главы из других работ:
Анатомия и физиология заднего мозга. Строение и механизм кровообращения
Анатомия и физиология заднего мозга: мост и мозжечок (распределение серого и белого вещества, функции, ретикулярная формация, возрастные особенности)
Головной мозг, с окружающими его оболочками находится в полости мозгового черепа. Верхняя вентральная поверхность головного мозга по форме соответствует внутренней вогнутой поверхности свода черепа…
Вариация мышц и их эволюция в процессе антропогенеза
1.3 Развитие и возрастные особенности мышц
Скелетные мышцы развиваются из среднего зародышевого листка — мезодермы, из той его части, которая расположена на задней стороне зародыша по бокам от спинной струны и мозговой трубки…
Влияние свойств водной среды на организм человека
Механическое давление. Гидростатическое давление
Гидростатическое давление жидкости везде перпендикулярно к поверхности, на которую оно действует, и возрастает с глубиной, но остается постоянным в любой точке на горизонтальной площади…
Возрастные особенности строения сердца
4. Возрастные особенности строения сердца
…
Изменение показателей кровообращения при мышечной работе
Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки
Реакция детского организма на физическую нагрузку меняется по мере роста и развития организма. На динамическое физическая нагрузка дети и подростки реагируют повышением частоты сердечных сокращений, максимального артериального давления…
Кровь и ее значение
4. Регуляция кровообращения и ее возрастные особенности
Деятельность сердца регулируется двумя парами нервов — блуждающими и симпатическими. Блуждающие нервы берут начало в продолговатом мозге, а симпатические нервы отходят от шейного симпатического узла…
Кровь и ее значение
5. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку
По мере роста и развития сердечно-сосудистой системы изменяются и ее реакции у детей и подростков на физическую нагрузку. Возрастные особенности этих реакций отчетливо проявляются как при постановке специальных функциональных проб…
Пищеварение в кишечнике
6. Всасывание в кишечнике, возрастные особенности
Трудноперевариваемая пища долго пребывает в кишечнике. Чем длиннее путь, тем дольше задерживается в нем пища. Таким образом создаются благоприятные условия для ее обработки…
Строение и функции кожи
3. Возрастные особенности кожи дошкольника
кожа орган иммуногенез возрастной
Кожа ребенка, как и взрослого человека, состоит из эпидермы, дермы (собственно кожи) и гиподермы (подкожной клетчатки)…
Строение и функции опорно-двигательного аппарата человека
2.2 Возрастные особенности позвоночника
Позвоночник новорожденного имеет вид пологой дуги, вогнутой спереди. Изгибы начинают формироваться только начиная с 3—4 месяцев жизни ребенка, когда он начинает держать голову. Вначале возникает шейный лордоз…
Строение и функции опорно-двигательного аппарата человека
2.4 Возрастные особенности грудной клетки
У новорожденных грудная клетка имеет конусовидную форму. Переднезадний диаметр больше поперечного, ребра расположены почти горизонтально. В первые два года жизни идет быстрый рост грудной клетки. В возрасте 6—7 лет ее рост замедляется…
Строение и функции опорно-двигательного аппарата человека
3.2 Развитие и возрастные особенности скелета конечностей
Все кости конечностей, за исключением ключиц, которые развиваются на основе соединительной ткани, проходят три стадии развития: соединительнотканную, хрящевую и костную.
Лопатка…
Фазы сердечного цикла. Деятельность дыхательного центра. Процессы пищеварения
5. Возрастные особенности развития двигательного аппарата у детей и подростков
В течение индивидуальной жизни человека костная система претерпевает значительные изменения. Так, у новорожденного имеется большое количество хрящевой ткани. В течение первого года жизни кости растут медленно, от 1 до 7 лет рост ускоряется…
Функциональная организация желудочно-кишечного тракта
2.2 Возрастные особенности пищеварительной системы
ЖКТ детей раннего возраста отличается от ЖКТ детей старшего возраста и взрослых размером всех органов и полостей. У новорожденных полностью отсутствуют зубы в полости рта, что определяет их характер питания путем сосания…
Экстерьер и конституция лошади
9. Возрастные особенности телосложения лошадей
…
Источник