В переломные моменты развития ребенок становится

В переломные моменты развития ребенок становится thumbnail

Каждый новый период в жизни ребенка – это новые впечатления и эмоции, как для малыша, так и для его родителей. В то же время, каждый возраст имеет свои сложности и особенности. Речь идет о так называемых «возрастных кризисах», о которых мы вам сегодня и расскажем.

Если мы спросим у любого родителя: «Какой возраст ребенка вы считаете самым лучшим?», то наверняка услышим в ответ: «Каждый период жизни малыша хорош по-своему». В младенчестве – возможностью наблюдать, как из беспомощного существа формируется личность. В дошкольном возрасте – необходимостью помогать ребенку приобретать новые знания и навыки. В подростковом периоде – возможностью видеть, как в маленьком некогда человечке проявляются первые черты взрослого, уверенного в себе юноши или девушки.

Да, каждый новый период в жизни ребенка – это новые впечатления и эмоции, как для малыша, так и для его родителей. В то же время, каждый возраст имеет свои сложности и особенности. Речь идет о так называемых «возрастных кризисах», о которых мы вам сегодня и расскажем.

Что такое » кризис возраста»

Возрастной кризис – это переломные моменты в развитии ребенка, разграничивающие разные периоды его жизни. Суть возрастных кризисов в том, что у человека изменяется система связи с окружающей действительностью и его отношения к ней. Другими словами, меняется ведущая деятельность ребенка, в результате чего у него проявляются резкие изменения личности и психологические сдвиги. Отметим, что кризис можно считать как хорошим, так и плохим периодом в развитии.

К негативным моментам возрастного кризиса можно отнести такие факторы, как:

  • во время кризисов ребенок сильно меняется – появляется негативизм (например, когда родители просят ребенка сделать что-то, а он проявляет негативную реакцию и отказывается выполнять требования).
  • появляется плохое поведение (не исключается и проявление деспотизма) – наблюдается капризность и строптивость, а также возрастает количество конфликтов с окружающими.

Если же говорить о положительных моментах возрастного кризиса, то нельзя не упомянуть то, что именно в такие периоды ребенок учится по-новому общаться, у него появляются новообразования и изменяется ведущая деятельность.

Какие бывают детские «кризисы»

Кризис новорожденности – это самый первый переломный период в жизни ребенка, который отделяет внеутробное психологическое развитие малыша от его внутриутробной жизни. Существует две причины появления такого кризиса: физиологические (ребенок отделяется от матери и попадает в другие условия) и психологические (психика у только родившегося младенца представляет собой безусловные рефлексы).

Второй кризисный период наступает в младенческом возрасте и имеет название «кризис одного года». Внешне он проявляется в виде непослушания, криков и истерик. Причиной кризиса одного года специалисты считают социальную ситуацию разрушения полной слитности новорожденного со взрослым. Именно в этот период малыш осознает, что он ребенок, а родители – взрослые.

В период раннего детства начинается новый переломный момент – кризис трех лет. В это время малыш начинает понимать, что он не просто ребенок, а личность, которая имеет свое место в обществе. И произнося сакраментально «я сам», малыш стремиться закрепить свое место в мире. В свое время знаменитый советский психолог Выготский описал основные характеристики этого периода следующим образом:

  • упрямство – невозможность (нежелание) отказаться от своего желания (решения);
  • негативизм – стремление сделать прямо противоположное тому, что сказали;
  • обесценивание – попытки сломать любимые игрушки, обозвать маму или папу и т.д.;
  • строптивость – отрицание норм воспитания или образа жизни в семье;
  • бунт или протест – провоцирование конфликтных ситуаций при малейшем проявлении сомнений в самостоятельности ребенка;
  • деспотизм – стремление навязать взрослым свои желания, с тем, чтобы они сделали все, что ребенок захочет.

Следующий кризис настигает ребенка в дошкольном возрасте, когда игра, как ведущая деятельность, исчерпала себя, а на смену пришло понимание того, как и что работает. Специалисты называют данный период «кризис идентичности» или «кризис семи лет». В этом возрасте у ребенка активно развивается воображение, произвольная память и поведение, а также формируются элементы учебной деятельности. То есть, будущий школьник осознает, что настало время взрослеть, подстраиваться под общество и прислушиваться к мнению и желаниям окружающих. Естественно, изменение жизненной парадигмы вызывает у ребенка психологический дискомфорт и непроизвольный протест, который проявляется в:

  • кривлянии;
  • притворстве;
  • капризах;
  • вертлявости;
  • демонстрации нарочито взрослого поведения.

Следующий кризисный период (подростковый, пубертатный кризис) является наиболее значимым переломным моментом в жизни ребенка, так как он связан не только с психологическими, но и физиологическими изменениями. Ну а поскольку в двух словах рассказать о нем невозможно, в самое ближайшее время мы посвятим ему отдельную статью.

Как с бороться с возрастными кризисами

Чтобы ребенок с минимальными для себя психологическими потерями преодолел описанные выше переломные моменты своей жизни, родителям очень важно не только понимать особенности каждого возрастного периода, но и проявлять максимальное терпение и тактичность.

К большому сожалению, вы не сможете пережить за ребенка эти непростые моменты взросления. В ваших силах только помочь своему малышу расширить его возможности, освоить новые для него сферы деятельности и овладеть новыми средствами для удовлетворения своих потребностей.

А для этого нужно всего лишь разговаривать со своим ребенком, внимательно его слушать, стараться понять и уважать детские решения, и, конечно же, окружить маленького человечка безмерной любовью и заботой.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Источник

Возрастные кризисы детей: как помочь пережить ребенку и не сойти с ума admin

Дети – главное счастье в жизни родителей. Взрослые хотят, чтобы малыши росли здоровыми, умными и послушными, но иногда родители сталкиваются с некоторыми проблемами в воспитании. Развитие, взросление и становление ребенка как личности — сложные процессы, сопровождающиеся возрастными кризисами (кризис одного года, трех лет, пяти и семи лет).

Как же помочь ребенку в эти сложные для него периоды и сохранить душевное равновесие?

Кризис – переломный момент при переходе с одного этапа жизни ребенка на другой.

Педагоги и психологи считают детские кризисы нормальным явлением, так как чередование спокойных и кризисных периодов – закономерное развитие человека

Продолжительность детских кризисов – несколько месяцев. Внешне они проявляются изменением поведения. Одинаковых деток нет и они по-своему переживают переломные моменты в жизни. Ребенок становится капризным, непослушным, ему трудно угодить, у него возникают вспышки ярости и конфликты с окружающими людьми. Но главные изменения происходят у ребенка внутри: ему сложно найти общий язык с родными и близкими и даже со сверстниками, это обусловлено возникающими возросшими требованиями ребенка.

Некоторым родителям становится трудно переносить капризы и истерики малыша, который еще недавно спокойно лежал в кроватке и вызывал только улыбки и умиление. И здесь главное – не идти на поводу у своих эмоций, сохранять спокойствие и помнить — это временные трудности в жизни любимого крохи, которые надо пережить.

Кризис одного года

Возникает у всех деток, к одному году у детей появляется некая самостоятельность: они уже ходят, с помощью слов пытаются выражать чувства, желания и потребности. Но в то же время, отдалившись от мамы, которая раньше всегда была рядом, малыши боятся ее потерять.

У девочек кризис одного года завершается к полутора годам, у мальчиков – к двум

В это время ребенок познает окружающий мир, пытается все потрогать и попробовать, ему все интересно, происходит формирование регуляторов «можно — нельзя». И здесь забота и внимание родителей имеют важное значение для дальнейшего поведения ребенка. Занимайтесь детским развитием, играйте и чаще проводите время вместе. Объясняйте крохе и показывайте примером как обращаться с окружающими вещами и предметами. Не оттаскивайте ребенка от елки, которую он захотел схватить, покажите ему, что она колючая, пусть он прикоснется к ней и сам это почувствует. Или если малыш хочет взять чашку с горячим чаем, дайте ему слегка прикоснуться к ней, чтобы он сам понял, что это горячее. Дайте понять ребенку, что кошку лучше погладить, а не хватать за хвост. Так он проще адаптируется к окружающим условиям. И помните, в этом возрасте мама – целый мир для малыша.

Кризис трех лет

Еще один переломный момент в жизни ребенка – три года. К этому времени он становится более самостоятельным: уже может словами выражать чувства и эмоции, а запросы и требования становятся выше. Некоторые родители сталкиваются с частыми истериками и капризами, которые становятся сильнее, чем в 1-2 года. В это время ребенок закатывает истерики, причиной которых может стать любая мелочь, на людях (в магазине, в поликлинике, в гостях). Мамам и папам становится неловко из-за того, что они не справляются со своим чадом, когда на них направлены косые взгляды окружающих.

Чтобы предотвратить истерики, нужно спокойно и четко объяснять, как себя вести, что можно, а что нельзя, главное – сохранять спокойствие, даже во время истерики, не переходить на крик, хотя иногда кажется, что ребенок испытывает вас на прочность и делает все на зло. В таких ситуациях не стоит идти на поводу у ребенка, попробуйте отвлечь его внимание на что-то другое.

Как правило, большинство деток в этом возрасте уже ходят в сад, у них появляется как бы своя «личная жизнь», неподконтрольная вам, станьте для него другом, общайтесь на равных (но не забывайте, что вы все же родители и у вас должен быть определенный авторитет). Вечером спрашивайте, как прошел день, что нового произошло, дайте ему понять, что хоть весь день вы и не вместе, вы все также его любите и заботитесь о нем.

Кризис пяти лет

Пять лет — возраст, в котором ребенок переживает очередной кризис. Обычно в это время у ребенка уже появляются друзья, после детского сада родители водят детей во всевозможные секции и кружки, и ребенок еще больше чувствует свою самостоятельность. И конечно хочет показать родителям, каким взрослым он стал.

Современные дети в этом возрасте начинают сравнивать себя со сверстниками, оценивать материальную составляющую, следовательно, и от родителей начинают большего требовать

Кризис в этом возрасте проявляется не только истериками, но и агрессией к близким и сверстникам. Здесь главную роль играет семья и взаимоотношения внутри нее, дети в этом возрасте копируют поведение своих родителей, если в семье напряженная атмосфера, это обязательно отразится на детях. Постарайтесь сглаживать конфликты, и не выяснять отношения на глазах у ребенка. Прививайте ему доброту, уважение к людям, воспитывайте ответственность и нравственность. И помните, что воспитывать нужно собственным примером.

Этот период еще важен и тем, что он совпадает с подготовкой к школе. Некоторые дети не любят заниматься и не понимают, что от них хотят, ведь раньше свободное время посвящалось играм, а теперь нужно выполнять какие-то задания. Важно заинтересовать ребенка, как раз в таком случае могут помочь занятия в детских центрах по подготовке к школе, профессиональные педагоги помогут сформировать у ребенка усидчивость, работу в коллективе, наладить отношения со сверстниками. Выходные проводите вместе. Всей семьей сходите на прогулку, в кино, да куда угодно, только вместе.

Кризис семи лет

Самое сложное время для ребенка – это возраст семи лет. Это связано с кардинальными изменениями, происходящими в жизни малыша. Большое влияние оказывает переход из сада в школу.

У детей начинается некая переоценка. Им требуется адаптация к новым условиям, требованиям и статусу. Часто первоклассники ведут себя грубо, не слушаются взрослых. Помогайте и поддерживайте ребенка, чаще хвалите и вселяйте уверенность, что все получится, чтобы он не чувствовал себя брошенным во взрослом мире, давайте ему советы как лучше выстроить отношения с одноклассниками и учителями. И никогда не кричите, если у него не получается, не сравнивайте с другими детьми, это отобьет желание что-либо делать.

Важно, чтобы ребенок почувствовал себя личностью

В первый год школьной жизни от родителей требуется предельная внимательность к детям и их отношениям со сверстниками вне семьи. Спортивные секции и кружки стоит оставить на потом, дайте детям время понять, какие важные изменения происходят в их жизни, а уже через полгода или год начинайте дополнительные занятия после школы.

Кризис семи лет – опасное время, пропустив какие-то проблемы в этот период и не оказав должной помощи, вы навредите ребенку. В таком случае кризис затянется на несколько лет и появляется риск, что ребенок замкнется в себе и вот тогда уже помочь ему будет гораздо сложнее.

Воспитывать детей – тяжелая, занимающая много времени работа. Сохранять спокойствие в некоторых ситуациях сложно, но если вы действительно любите своих детей и заботитесь о будущем, у вас обязательно все получится. Занимайтесь детьми, поддерживайте их, прислушивайтесь к тому, что они говорят, помогайте и будьте любящими родителями. Обращайте внимание на свое поведение и на отношения внутри семьи между взрослыми, проводите как можно больше времени вместе. Ведь скоро дети вырастут и станут взрослыми. Если у вас крепкая семья, где каждый готов выслушать, поддержать и помочь, то любой кризис для вас станет лишь временными трудностями.

5 февраля 2014, 14:25

Источник

Стр. 11

Чтобы получить законченную цепь критических возрастов, мы предложили бы включить в нее в качестве начального звена тот, пожалуй, самый своеобразный из всех периодов детского развития, который носит название новорожденности. Этот хорошо изученный период стоит особняком в системе других возрастов и является по своей природе, пожалуй, самым ярким и несомненным кризисом в развитии ребенка. Скачкообразная смена условий развития в акте рождения, когда новорожденный быстро попадает в совершенно новую среду, изменяет весь строй его жизни, характеризует начальный период внеутробного развития.

Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста. Кризис одного года отделяет младенчество от раннего детства. Кризис 3 лет-переход от раннего детства к дошкольному возрасту. Кризис 7 лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом. Наконец, кризис 13 лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту. Таким образом, перед нами раскрывается закономерная картина. Критические периоды перемежают стабильные и являются переломными, поворотными пунктами в развитии, лишний раз подтверждая, что развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем.

Если бы критические возрасты не были открыты чисто эмпирическим путем, понятие о них следовало бы ввести в схему развития на основании теоретического анализа. Сейчас теории остается только осознавать и осмысливать то, что уже установлено эмпирическим исследованием.

В переломные моменты развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности. Педагогика критических возрастов наименее разработана в практическом и теоретическом отношении.

Как всякая жизнь есть в то же время и умирание (Ф. Энгельс), так и детское развитие — эта одна из сложных форм жизни — с необходимостью включает в себя процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Переход к новому возрасту всегда ознаменован закатом прежнего возраста. Процессы обратного развития, отмирания старого и сконцентрированы по преимуществу в критических возрастах. Но было бы величайшим заблуждением полагать, что этим исчерпывается значение критических возрастов. Развитие никогда не прекращает свою созидательную работу, и в критические периоды мы наблюдаем конструктивные процессы развития. Более того, процессы инволюции, столь ясно выраженные в этих возрастах, сами подчинены процессам положительного построения личности, находятся от них в прямой зависимости и составляют с ними неразрывное целое. Разрушительная работа совершается в указанные периоды в меру того, в меру чего это вызывается необходимостью развития свойств и черт личности. Фактическое исследование показывает, что негативное содержание развития в переломные периоды — только обратная, или теневая, сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого критического возраста.

Источник

Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста. Кризис одного года отделяет младенчество от раннего детства. Кризис 3 лет — переход от раннего детства к дошкольному возрасту. Кризис 7 лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом. Наконец, кризис 13 лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту. Таким образом, перед нами раскрывается закономерная картина. Критические периоды перемежают стабильные и являются переломными, поворотными пунктами в развитии, лишний раз подтверждая, что развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем.

Если бы критические возрасты не были открыты чисто эмпирическим путем, понятие о них следовало бы ввести в схему развития на основании теоретического анализа. Сейчас теории остается только осознавать и осмысливать то, что уже установлено эмпирическим исследованием.

В переломные моменты развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педа-

252

ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТА

гогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности. Педагогика критических возрастов наименее разработана в практическом и теоретическом отношении.

Как всякая жизнь есть в то же время и умирание (Ф. Энгельс)3, так и детское развитие—эта одна из сложных форм жизни—с необходимостью включает в себя процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Переход к новому возрасту всегда ознаменован закатом прежнего возраста. Процессы обратного развития, отмирания старого и сконцентрированы по преимуществу в критических возрастах. Но было бы величайшим заблуждением полагать, что этим исчерпывается значение критических возрастов. Развитие никогда не прекращает свою созидательную работу, и в критические периоды мы наблюдаем конструктивные процессы развития. Более того, процессы инволюции, столь ясно выраженные в этих возрастах, сами подчинены процессам положительного построения личности, находятся от них в прямой зависимости и составляют с ними неразрывное целое. Разрушительная работа совершается в указанные периоды в меру того, в меру чего это вызывается необходимостью развития свойств и черт личности. Фактическое исследование показывает, что негативное содержание развития в переломные периоды—только обратная, или теневая, сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого критического возраста.

Позитивное значение кризиса 3 лет сказывается в том, что здесь возникают новые характерные черты личности ребенка. Установлено, что если кризис в силу каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка в последующем возрасте.

В отношении 7-летнего кризиса всеми исследователями отмечалось, что, наряду с негативными симптомами, в этом периоде имеется ряд больших достижений: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.

При кризисе в 13 лет снижение продуктивности умственной работы учащегося вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию и дедукции. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности. Это подтверждается и на остальных негативных симптомах кризиса: за всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме.

Наконец, не вызывает сомнений наличие позитивного содержания в кризисе одного года. Здесь негативные симптомы очевидно и непосредственно связаны с положительными приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью.

То же самое может быть отнесено и к кризису новорожденно-

253

Л. С. ВЫГОТСКИЙ

го. В это время ребенок деградирует вначале даже в отношении физического развития: в первые дни после рождения падает вес новорожденного. Приспособление к новой форме жизни предъявляет такие высокие требования к жизнеспособности ребенка, что, по словам Блонского, никогда человек не стоит так близко к смерти, как в часы своего рождения (1930, с. 85). И тем не менее в этот период больше, чем в какой-либо из последующих кризисов, проступает тот факт, что развитие есть процесс образования и возникновения нового. Все, с чем мы встречаемся в развитии ребенка в первые дни и недели, есть сплошное новообразование. Отрицательные симптомы, которые характеризуют негативное содержание этого периода, проистекают из трудностей, обусловленных именно новизной впервые возникающей и в высшей степени усложняющейся формы жизни.

Самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований, которые, как показывает конкретное исследование, в высшей степени своеобразны и специфичны. Их главное отличие от новообразований стабильных возрастов в том, что они носят переходный характер. Это значит, что в последующем они не сохраняются в том виде, в каком возникают в критический период, и не входят в качестве необходимого слагаемого в интегральную структуру будущей личности. Они отмирают, как бы поглощаясь новообразованиями следующего, стабильного, возраста, включаясь в их состав как подчиненная инстанция, не имеющая самостоятельного существования, растворяясь и трансформируясь в них настолько, что без специального и глубокого анализа часто невозможно открыть наличие этого трансформированного образования критического периода в приобретениях последующего стабильного возраста. Как таковые, новообразования кризисов отмирают вместе с наступлением следующего возраста, но продолжают существовать в латентном виде внутри его, не живя самостоятельной жизнью, а лишь участвуя в том подземном развитии, которое в стабильные возрасты, как мы видели, приводит к скачкообразному возникновению новообразований.

Конкретное содержание общих законов о новообразованиях стабильных и критических возрастов будет раскрыто в последующих разделах данной работы, посвященных рассмотрению каждого возраста.

Основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты в нашей схеме должны служить новообразования. Последовательность возрастных периодов должна в этой схеме определяться чередованием стабильных и критических периодов. Сроки стабильных возрастов, имеющих более или менее отчетливые границы начала и окончания, правильнее всего определять именно по этим границам. Критические же возрасты из-за другого характера их протекания правильнее всего определять, отмечая кульминационные точки, или вершины, кризиса и принимая за его начало ближайшее к этому сроку предшествующее полугодие, а

254

ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТА

за его окончание—ближайшее полугодие последующего возраста.

Стабильные возрасты, как установлено эмпирическим исследованием, имеют ясно выраженное двухчленное строение и распадаются на две стадии—первую и вторую. Критические возрасты имеют ясно выраженное трехчленное строение и складываются из трех связанных между собой литическими переходами фаз: пред-критической, критической и посткритической.

Следует отметить существенные отличия нашей схемы развития ребенка от других схем, близких к ней по определению основных периодов детского развития. Новыми в данной схеме, помимо применяемого в ней в качестве критерия принципа возрастных новообразований, являются следующие моменты: 1) введение в схему возрастной периодизации критических возрастов; 2) исключение из схемы периода эмбрионального развития ребенка; 3) исключение периода развития, называемого обычно юностью, охватывающего возраст после 17—18 лет, вплоть до наступления окончательной зрелости; 4) включение возраста полового созревания в число стабильных, устойчивых, а не критических возрастов4.

Источник