В осуществлении эстетического развития ребенка важнейшую роль играет
Нелли Середина
Условия, средства, роль педагога в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
Середина Нелли Александровна, учитель-логопед МБДОУ д/с «Солнышко »
Фридрих Шиллер говорил: «Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически».
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста — это целенаправленный процесс, в результате которого у ребёнка развивает-ся способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным.
Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы человеческих чувств и личности культуры в целом.
М. Н. Забарева выделяет следующие уровни художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста:
На первом уровне ребёнок 3-4 лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но ещё не по образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер, например, выбирает открытку, на которой изображена лодка — потому что можно покататься, или открытку с изображением яблока – потому что вкусное.
На втором уровне ребенок к 5 годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картинку для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картинке – цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже — форму и композиционные приёмы.
На третьем – высшем уровне, дети 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребёнок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.
Для реализации целенаправленного процесса художественно — эстетического развития дошкольников необходимы определенные условия.
Прежде всего – это среда, в которой ребенок живёт и развивается, то есть – игрушки, одежда, помещение. Среда – это часть образовательной сис-темы, представленная специально организованным пространством: помещением, материалами, оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей.
Развивающая среда должна обеспечивать гармоничное отношение ме-жду ребенком и окружающим миром, вызывать у детей чувство радости, обогащать новыми впечатлениями и знаниями, побуждать к активной учебной деятельности, удовлетворять потребности творческого развития каждого ребенка.
Основными условиями художественно-эстетического развития ре-бенка дошкольного возраста являются:
насыщенность быта произведениями искусства;
самостоятельная активная деятельность детей;
осуществление индивидуального подхода к детям.
А также, включение ребенка в различные виды художественной дея-тельности, которая является одним из главных условий полноценного художественно — эстетического развития.
Средствами художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста являются:
эстетика быта;
искусство;
природа;
художественная деятельность ребёнка.
Эстетика быта включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно-богатой и доброжелательной.
Эстетика быта это и одежда детей и взрослых, расположение расте-ний, размещение в пространстве картин, штор, мебели. Она должна отвечать задачам охраны и здоровья в жизни детей. Предметы должны соответствовать требованиям эстетики.
Основой эстетики быта является порядок и чистота. Уже с раннего возраста детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведение порядка в комнате, опрятности одежды. Утверждая в их понимании то, что красота — это дело рук человека.
Многогранным и неисчерпаемым средством художественно-эстетического развития является искусство. Оно знакомит детей с жизнью людей, воспитывает любовь к Родине, к ее честным, добрым, мужественным людям.
Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Детям доступны многие его виды: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Непосредственно под руководством педагога.
Каждый вид искусства отражает жизнь и оказывает свое особое влия-ние на ум и чувства ребенка.
С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимают сказки. Особую оценку дал им А. С. Пушкин: «Что за прелесть эти сказки. из них есть – по-эма».
П. И. Чайковский писал: «Там, где бессильны слова, во всеоружии сво-ем является музыка». Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Дет-ство невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки. Не каж-дый из детей станет музыкантом, но у каждого ребёнка можно и нужно вос-питывать интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух.
Одним из важных средств художественно-эстетического развития является природа. Детей необходимо учить наблюдать и замечать красоту отдельных явлений и объектов природы, сопоставлять форму цветов и листьев, величину и их окраску, воспринимать красоту звуков в природе, шум ветра, сезонные изменения в природе, замечать как преображается природа в результате труда человека. Именно в ней можно увидеть гармонию — основу красок. Средством она становится тогда, когда педагог целенаправленно использует ее воспитательные возможности делает ее наглядной.
Вырастая среди природы, ребёнок учится видеть гармоничность, кра-соту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в рассказах, рисунках.
Это говорит о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение композиторы, живописцы, писатели. Детям дошкольного возраста принесут немало восторга организо-ванные экскурсии на природу. Впечатления останутся в памяти детей на всю жизнь, и это воспитывает в них способность видеть прекрасное.
Условием и средством эстетического воспитания является и художе-ственная деятельность дошкольника, как организованная педагогом, так и самостоятельная.
Она дает ребенку богатые зрительные образы. Именно в художествен-ной деятельности ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои воз-можности, ощутить продукт своей деятельности — рисунки, поделки, реализо-вать себя как творческую личность, то есть проявить творческие замыслы, задатки. Основой процесса эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направленная на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности.
Важную роль в эстетическом воспитании дошкольника играет — роль педагога. Педагог должен являться примером нравственного поведения быть разносторонне-развитой личностью, так как ребёнок опирается на собственные чувства и эмоции.
Таким образом, для полноценного воспитания художественно-эстетической развитой личности необходимо соблюдать основные условия, средства, учитывать роль педагога в данном образовательном процессе и грамотно отбирать содержание предлагаемого материала в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями и интересами ребенка дошкольного возраста.
Источник
МБОУ « Лицей № 9 »
структурное подразделение «Детский сад»
Железнодорожный район
Консультация на тему: Эстетическое развитие детей дошкольного возраста.
Воспитатель:
Горелова Е.А.
Воронеж 2016
Период дошкольного детства является
едва ли не самым решающим с точки зрения
эстетического воспитания и формирования
художественно- эстетического отношения
к жизни.
Б.Т. Лихачев
Эстетическое развитие ( от греч. Aesthesis- ощущение, понимание) — развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. Оно имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художественной деятельности субъекта, особенно в условиях специально организованного воспитания и обучения.
Эстетическое развитие начинается уже в раннем детстве. Маленький ребенок при восприятии ярко окрашенных предметов, при исполнении собственных ритмических движений — переживает чувство радости.
В младшем школьном возрасте основную роль, определяющую эмоциональное воздействие произведений искусства, играют изображенные в них события. При этом для положительного отношения ребенка к произведению важно, чтобы сами эти события вызывали у него интерес и одобрение. В младшем школьном возрасте, как и в дошкольном, эмоциональные реакции по отношению к произведениям искусства характеризуются в основном переживанием непосредственного удовольствия или неудовольствия. Большое место в эстетическом развитии занимает собственная деятельность ребенка: рисование, пение, драматизация и др.
Восприятие окружающего мира ребенком дошкольного возраста носит образный, эмоциональный характер. Эмоциональная сфера является средством регуляции поведения и высших психических функций, становления личностных качеств дошкольника. Эстетическое развитие в дошкольном возрасте способствует формированию творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, искусстве, быту. Вместе с тем эстетическое воспитание имеет значение для обогащения различных сторон развития детей с нарушениями слуха и коррекции отклонений.
Понятие эстетического развития включает в себя формирование эстетического отношения к миру, в том числе и способности к преобразованию окружающего культурного пространства, а также художественное развитие детей средствами искусства.
Эстетическое развитие — длительный процесс становления и развития эстетического восприятия и сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Он связан с освоением личностью эстетической культуры общества и осуществляется различными путями и в различных формах. В осуществлении эстетического развития ребенка важнейшую роль играет воспитание, так как оно обеспечивает систематическую передачу эстетической культуры общества.
Задачи эстетического развития детей могут быть реализованы с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей и создания в дошкольном учреждении условий, способствующих эмоционально – эстетическому воспитанию.
Содержание художественно – эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов, интересов.
Итак, одним из основных средств приобщения детей к художественной культуре является ознакомление их с изобразительным искусством. Оно призвано развивать у дошкольников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, изобразительные способности. Это, а свою очередь, требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно – прикладного искусства. Тут много значит непосредственное ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства, помогающее понимать выразительный язык художника, воспитывающее эмоционально – эстетическое отношение к произведениям искусства.
Осваивая окружающую действительность и искусство, у детей формируются знания о прекрасном. Под руководством взрослых дети осваивают основные эстетические критерии возвышенного и низменного, трагического и низменного, трагического и комического. Через произведения искусства: стихи, песни – у детей закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой: прекрасного или некрасивого, уродливого, безобразного. Осваивают категорию смешного и комического. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, между должным и реально существующим. В содержание художественно – эстетического воспитания входит и формирование элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о фольклоре, стихах, рассказах.
Наряду с усвоением знаний в содержание художественного воспитания входит и приобретение этических навыков и умений. В музыкальной деятельности дети овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности – умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие.
Также в содержание художественно – эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.
По выражению А.С. Макаренко инструментом прикосновения к личности, способом, с помощью которого совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников является метод.
Основными методами, которые используются в художественно – эстетическом воспитании являются:
- Наблюдение за окружающей действительностью; сюда входит и рассматривание иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками, за облаками и т.д.
- Беседы и рассказы, в них ребенок может высказать свое мнение.
- Развитие самостоятельных действий – воспитатель предлагает найти способ решения намеченного задания или собственного замысла.
- Включение в трудовое воспитание – учить детей труда.
В ходе бесед широко используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод адекватных эмоций, метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием « вхождения в картину», метод музыкального сопровождения, игровые приемы.
Остановимся более подробно на содержании этих методов и приемов.
Пояснение широко применяется в ходе первых бесед для уточнения представлений детей. Этот прием используется и в том случае, если ребенок затрудняется ответить.
Сравнение. Данный прием способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения.
Метод адекватных эмоций направлен на то, чтобы вызвать у детей чувства и настроение, соответствующие, например, состоянию изображенного на картине или прослушанного музыкального произведения.
Одной из задач детского сада является изучение и внедрение новых методов и приемов работы с детьми по художественно – эстетическому воспитанию, а также создание благоприятных условий для развития детей. Широкое включение изобразительного искусства в работу с детьми обогащает их жизнь интересным содержанием, создает эмоциональную обстановку в дошкольном учреждении. Детский сад берет на себя функцию организованной подготовки детей.
Вопросы художественно- эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями.
Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. Большое значение в художественно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно – прикладное искусство. Детей необходимо знакомить с изделиями народных мастеров: дымковскими игрушками, резьбой по дереву, вышивкой и другими. Тем самым, прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству.
Практика показывает: если ребенок общается в детском саду со взрослыми, которые дают ему художественные знания, практические умения, он развивается полноценно, у него формируется образное мышление, чувство композиции. Иными словами, для развития творческих способностей дошкольнику нужна определенная среда. Он должен «почувствовать» искусство, испытать эмоциональное потрясение от встречи с ним.
Более доступным для понимания ребенка является декоративно – прикладное искусство, яркое и образное, идущее от души народа. Во многих промыслах в первую очередь и создавалась игрушка для забавы детей. Она была очень проста и самобытна, но наряду с этим сколько народной мудрости вложено в нее, сколько выразительности в образе.
Художественно- эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация.
Условия и средства эстетического воспитания
Развивающая среда Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива, если ребенок видит красивые взаимоотношения между людьми, слышит красивую речь, такой ребенок с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а всё, что отличается от этой нормы будет вызывать у него неприятие. Детали этики быта: — обстановка — красота отношений между людьми — внешний вид человека | Природа Именно в ней можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков и их сочетание. Сама по себе природа – это условие для всестороннего восприятия и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует её «воспитательные возможности» и делает её наглядной для ребенка. | Искусство Изобразительное искусство, музыка, литература, архитектура, театр. Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Ещё в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки. Вне всякого, сомнения, первый вид искусства, который воспринимает ребенок и на который он реагирует, — это музыка. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно, поэтому детей необходимо знакомить с лучшими образцами народной и классической музыки. | Художественная деятельность ( организованная воспитателем и самостоятельная) Воспитание ребенка в деятельности – одно из закономерностей воспитания. Деятельность, связанная непосредственно с видами искусства – художественная деятельность ( театрализованные игры, музицирование, словесно – художественное творчество, изобразительно- прикладная практика). В художественной деятельности присутствует воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. |
Практика показывает: если ребенок общается в детском саду со взрослыми, которые дают ему художественные знания, практические умения, он развивается полноценно, у него формируется образное мышление, чувство композиции. Иными словами, для развития творческих способностей дошкольнику нужна определенная среда. Он должен «почувствовать» искусство, испытать эмоциональное потрясение от встречи с ним.
Более доступным для понимания ребенка является декоративно – прикладное искусство, яркое и образное, идущее от души народа. Во многих промыслах в первую очередь и создавалась игрушка для забавы детей. Она была очень проста и самобытна, но наряду с этим сколько народной мудрости вложено в нее, сколько выразительности в образе.
Художественно- эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация.
Источник