В нашем детском саду укрепление здоровья и физическое развитие ребенка

Укрепление здоровья детей в детском саду.

Здоровье детей – будущее страны! «Здоровье каждому человеку планеты!» – этот гуманный лозунг провозгласила Всемирная Организация Здравоохранения.

В период дошкольного детства развиваются двигательные качества и навыки ребенка, закаливается его организм, создается фундамент физического совершенствования человеческой личности, закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Исходя из этого, мы определили направления деятельности нашего дошкольного учреждения: укреплять здоровье детей, осуществлять профилактику заболеваний, повысить сопротивляемость детского организма влияниям внешней среды, создать оптимальные условия для закаливания, воспитать физически здорового, разносторонне развитого человека, готового обучаться в школе.

Успешная реализация этих направлений деятельности осуществляется через решение следующих задач:

– формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки дошкольника в соответствии с его индивидуальными особенностями;

– развивать физические качества ребенка;

– воспитывать потребности в здоровом образе жизни;

– обеспечивать физическое и психическое благополучие;

– создавать условия для реализации потребности в двигательной активности;

– снизить уровень заболеваемости.

В работе с детьми мы используем как традиционные формы физического воспитания, так и нетрадиционные. Например, такие:

– закаливающие и лечебно-профилактические мероприятия (утренняя гимнастика, воздушное  закаливание, сон без маек, витаминотерапия, )

– прогулки на свежем воздухе (с подвижными играми и индивидуальной работой);

– спортивные праздники, дни здоровья;

– физкультминутки;

– музыкальные занятия и развлечения, связанные с ритмикой, движением;

– походы, экскурсии;

Для полноценного физического развития детей и реализации их потребности в движении в нашем детском саду созданы определенные условия. Так, в группах выделено достаточно места для активного движения, оборудован спортивный уголок, где наряду с традиционным оборудованием есть изготовленное своими руками:, коврики для профилактики плоскостопия, плетеные косички для общеразвивающих упражнений, мышка, черепаха для развития мелкой моторики рук и т.д. Яркость и красота использованных материалов способствует эмоциональному настроению детей, повышению интереса к занятиям, получению удовольствия от выполнения упражнений.

Для физкультурных занятий оборудован спортивный зал, где находятся скамейки, дуги, обручи, мячи разных размеров, спортивный инвентарь, игрушки и т.д. Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий, позволяет малышам упражняться во всех видах основных движений в помещении.

А чтобы физкультурные занятия стали более интересными и доступными для детей, мы проводим их учитывая индивидуальные особенности и физиологические возможности мальчиков и девочек и уделяя внимание каждому ребенку.

При планировании своей работы мы опираемся на принципы рациональной организации двигательной активности детей. В связи с чем, в ходе занятий стараемся соблюдать следующие условия: преобладание циклических упражнений и их частая смена при многократном повторении одного упражнения (до 15 раз), обязательное музыкальное сопровождение занятий, осознанное отношение детей к выполнению упражнений, мышечное расслабление должно стать обязательной частью занятий, получение дошкольниками положительных эмоций от красиво выполненных заданий.

Мы проводим занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой подвижности; занятия-тренировки в основных видах движений; занятия с элементами аэробики; занятия-соревнования; занятия-зачёты. Включаем в занятия художественное слово, слушаем произведения классической музыки. Если позволяют погодные условия, все занятия мы стараемся проводить на улице.

Один раз в месяц мы проводим физкультурный досуг, который планируем на хорошо знакомом материале, в разных формах, поощряя детей призами, медалями, памятными сувенирами. Два раза в год проводим спортивный праздник с введением сказочных персонажей, сюрпризами и угощением.

Важное звено в системе оздоровления дошкольников – закаливание. Закаливающие процедуры проводятся в комплексе: воздушные ванны, массажные дорожки с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики, точечного массажа. После сна дети делают разминку в постели. И как следствие этого – настроение у дошкольников хорошее, мышечный тонус высокий, профилактика нарушения осанки обеспечена, пробуждение приобрело эмоциональную окраску. Хорошим средством закаливания в группе стало босохождение. К тому же это еще и отличный способ формирования и укрепления свода стопы.

Непременным условием в обеспечении физического здоровья детей также является лечебно-профилактическая и оздоровительная работа, которая проводится совместно с медицинским персоналом. Во время сезонных подъемов ОРЗ и гриппа мы применяем следующие нетрадиционные профилактические средства:

– дети употребляют в пищу лук и чеснок;

– носят на груди «чесночные бусы»;

– принимают витаминные и травяные чаи .

Разумеется, наша работа по физическому воспитанию не может быть полной без привлечения родителей. Семья для ребёнка – самое дорогое, важное звено, где он получает индивидуальное воспитание.

В своей работе с родителями мы, как правило, ставим следующие задачи:

– знакомить родителей с основами теоретических знаний и с практикой работы с детьми по вопросам физического воспитания;

– повышать интерес родителей к проблемам оздоровления ребёнка;

– готовить и проводить совместные мероприятия.

Для решения этих задач воспитатели выступают на родительских собраниях, проводят беседы-консультации, устраивают открытые просмотры. Родители получают полную и правдивую информацию об успехах своих детей

В работе по укреплению здоровья дошкольников мы достигли определённых результатов:

– наши воспитанники стали испытывать больше потребности в движениях, в физическом совершенствовании;

– у детей сформировалась привычка к здоровому образу жизни;

– дошкольники стали более гибкими, у них повысилась работоспособность;

– к концу возрастного периода каждый ребёнок овладевает соответствующими двигательными навыками;

– повысился интерес родителей к проблемам физического воспитания детей;

– за последние несколько лет наметилась явная тенденция к снижению заболеваемости гриппом и ОРЗ.

Таким образом, в результате последовательной, системной работы с детьми, родителями уровень физкультурной-оздоровительной работы в нашем детском саду поднялся на качественно новую ступень. Но мы не намерены останавливаться на достигнутом,  и в перспективе планируем поиск новых путей оздоровления дошкольников.

Источник

Анна Кузина
Проект направлен на укрепление здоровья и физического развития детей дошкольного возраста, «Здоровье детей — в наших руках»

«Здоровье детей – в наших руках»

Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности – будущего наших детей.

На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека, стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческий, гармонично развитые, активные и здоровые.

Цель: физическое развитие и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в условиях прогулки на участках, физических занятиях и оздоровительных гимнастик в ДОУ.

Задачи:

1. Обогащение предметно-развивающей среды участка, спортивного зала и групповых комнат оборудованием и инвентарем для эффективного физического развития.

2. Расширение кругозора, приобретения новых знаний по физическому развитию и всестороннего развития в целом.

3. Развитие двигательных навыков и укрепления здоровья воспитанников в процессе режимных моментов и на спортивно-оздоровительных мероприятиях.

4. Привлечение родителей к физическому развитию и укреплению здоровья детей.

• Содержание проекта

В период дошкольного детства необходимо заложить позитивное отношение и интерес к спорту, к средствам закаливания, выработать положительные черты характера, что в конечном итоге укрепит здоровье воспитанников. И здесь велика роль создания и грамотного обустройства спортивного зала, групповых комнат и участков ДОУ для развития и обогащения двигательного опыта детей.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Так же необходимо проводить утренние, оздоровительные гимнастики после сна и занятия по физическому развитию детей (на воздухе и в спортивном зале).

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки, гимнастики и занятия физической культурой помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей

База проведения проекта: МБОУ «Изыхская СШ» структурное подразделение детский сад «Колобок», в детском саду 4 группы – 1 младшая, смешанная группа, старшая и подготовительная группы, количество детей в детском саду – 80. Проект рассчитан на долгосрочный период.

• Механизм реализации проекта

1 этап — подготовительный.

Написание проекта. Изучение имеющихся условий для проведения физического развития воспитанников ДОУ, детальное обследование территории участка, спортивного зала и групп (какое оборудование и инвентарь необходим).

2 этап — технологический.

Покупка оборудования и инвентаря для спортивного зала, групповых комнат, участков ДОУ. Разработка спортивно-оздоровительных мероприятий с участием воспитанников и их родителей. Все финансовые средства будут направлены на приобретение оборудования, инвентаря канцелярских товаров.

3 этап – внедренческий

Установка оборудования, инвентаря. Непосредственное участие родителей в осуществлении проекта. Проведение спортивно-оздоровительного мероприятия в возрастных группах с участием родителей.

• Кадровое обеспечение проектом:

Коллектив детского сада: воспитатели возрастных групп, логопед, помощники воспитателя, заведующий хозяйственно-бытовой частью.

• Критерии оценки эффективности проекта.

Количество участников проекта, отзывы родителей воспитанников, положительная мотивация воспитанников ДОУ заниматься физическим развитием и укреплять свое здоровье систематически.

• Предполагаемые конечные результаты, потенциалы развития проекта.

Ожидаемые результаты:

1. Всестороннее развитие личности ребёнка.

2. Повышение двигательной активности уровня физического развития дошкольников.

3. Воспитание человека, который проявляет заботу о своём здоровье и окружающей среде.

4. Повышение материальной технической базы ДОУ.

5. Упрочение связей «детский сад-родитель», «ребенок-родитель».

Проект, представляемый нашим дошкольным учреждением, ценен тем, что деятельность его не ограничится определенными сроками. Оборудованные групповые участки, спортивный зал и групповые комнаты необходимым инвентарем для физического развития детей позволит вести системную физкультурно-оздоровительную и воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста во время проведения прогулок, физ. Занятий гимнастик, а также организовывать досуг семей воспитанников детского сада.

Источник

Светлана Цыганкова
Сохранение, укрепление здоровья детей и развитие физических качеств в предшкольном детстве в условиях детского сада

Люди должны осознать, что здоровый образ жизни –

это личный успех каждого.

Президент РФ В. В. Путин.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования,одной из главных задач является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста обусловлена тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе.

Никто не станет отрицать, что от состояния здоровья во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам.

В процессе воспитания детей уже с раннего возраста им необходимо прививать навыки здорового образа жизни, что поможет предотвратить риск нежелательных последствий. В первую очередь нужно создать безопасную, здоровую, комфортную среду для пребывания детей в учреждении:

• обеспечение качественной питьевой водой;

• средствами санитарии и гигиены;

• услуги по охране здоровья и обеспечению полноценного питания;

• санитарное просвещение.

Задачи,поставленные стандартом ФГОС:

-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

-формирование общей культуры воспитанников, развития нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

-обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организованных форм уровня дошкольного образования;

-формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

-обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

Мы поставили перед собой задачи:

• расширение и углубление знаний дошкольников в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения;

• приобретение умений и навыков, формирующих устойчивую потребность дошкольников быть физически и психически здоровыми;

• повышение мотивации к двигательной деятельности, к здоровому образу жизни;

• рост уровня физического развития дошкольников, развитие музыкального слуха, чувства ритма;

• профилактику инфекционных заболевание и возможное исправление отклонений в физическом развитие ребенка, в первую очередь опорно — двигательного аппарата и сосудисто — респираторной системы.

В детском саду созданы необходимые условия:

оборудованы физкультурные залы; спортивные площадки; массажный кабинет; физкультурные уголки в каждой возрастной группе; работают квалифицированные специалисты;

Еженедельно дети осматриваются педиатром с детской поликлиники, который не только следит за их здоровьем но вместе с мед. сестрами детского сада разрабатывает оздоровительные мероприятия (коктейли, фиточаи, витаминизация).

Один раз в месяц детей осматривают невролог и ортопед.

Невозможно решить все эти задачи без соблюдения целого комплекса мероприятий: режима дня, назначение рационального питания, закаливающих мероприятий и систематических физкультурных занятий.

Важнейшее условие детского сада — соблюдение режима.

Режим — это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологическихпотребностей организма ребенка: сна, приема пищи, бодрствования.

В нашем дошкольном учреждении режим дня строится в соответствии с возрастом детей. Мы пытаемся донести до родителей важность именно этого условия для здоровья ребенка.

Так как, к сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идет во вред ребенку.

Для решения стоящих перед нами задач,используем различные формы работы:

утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультпаузы и физ. минутки, пальчиковая гимнастика, точечный массаж, гимнастика пробуждения после дневного сна,

Самостоятельная двигательная активность детей в группе, стретчинг, организованная и самостоятельная деятельность детей на прогулке, физкультурные досуги, развлечения, праздники, неделя Здоровья, Олимпийская неделя, занятия хореографией, физкультурные досуги, развлечения, праздники с родителями.

Утренняя гимнастика решает следующие задачи:

— повышение эмоционального тонуса детей;

— активизация мышечного тонуса детей путем комплексного физического и закаливающего воздействия на их организм.

Физкультурные занятия являются основной формой физкультурно-оздоровительнойработы в ДОУ и решают целый комплекс задач:

— удовлетворяют естественную потребность детей в движении; — развивают физические качества детей; — формируют основные двигательные умения и навыки детей;

— обеспечивают развитие всех систем и функций организма ребенка, повышая уровень резистентности его защитных свойств;

— обеспечивают рост физической подготовленности ребенка в соответствии с физическими возможностями и состоянием его здоровья

Важнейшим условием результативности обучения является преемственная связь физкультурных занятий. Наш детский сад использует в своей работе программу «Детство» поэтому, для проведения занятий мы используем методические пособия разработанные О. М. Литвиновой («Физкультурные занятия в детском саду») все предложенные ею развернутые конспекты физкультурных занятий соответствуют требованиям ФГОСД. Основная задача физкультурного воспитания — формирование здорового образа жизни, приобщение детей к регулярным занятиям физическими упражнениями, повышение двигательной активности дошкольников.

Физкультпаузы физминутки и пальчиковая гимнастика

в режиме дня решают следующие задачи:

— снижение психической нагрузки на эмоционально-волевую сферу ребенка и его сенсорные каналы (зрительный, слуховой, тактильный и двигательный);

— обеспечение эмоционально-активного отдыха детей;

— активизация мышечного тонуса детей после относительно длительного статического положения, в котором они находились во время занятия.

Закаливание.

В качествеосновных средств закаливания используем естественные природные факторы:

— воздух,

— вода,

— солнечный свет.

Чтобы получить положительные результаты,мы соблюдаем основные принципы:

Постепенность увеличения дозировки раздражителя.

Последовательность применения закаливающих процедур.

Систематичность начатых процедур.

Комплексность.

Игровой стретчинг.

Отличительная особенность занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме, а каждое занятие объединено общим сюжетом, который включает в себя упражнения на развитие всех каналов восприятия.

Активный отдых.

Физкультурные праздники и досуги — это неотъемлемая часть жизни дошкольников, их двигательной активности, одно из важнейших средств гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.

Как уже сложившаяся традиция, ежегодно у нас проводятся совместные мероприятия со школой «День богатыря» «Олимпийские игры», в которых принимают участие дети старших групп и 1 класса. Физкультурные праздники, в которых участвуют несколько групп одного или разного возраста, проводятся не менее 3 раз в год.Они посвящаются различным сезонам года или могут носить тематический характер: «Мама, папа, я — дружная семья», «Малые Олимпийские игры», «А ну-ка парни!» и т. д. На праздниках используются не только разнообразные двигательные задания, но и танцы, песни, стихи, загадки. Как правило, они проводятся на воздухе и имеют продолжительность 1-1,5 часа, поэтому при планировании мы предусматриваем такое чередование материала, которое позволяет обеспечить оптимальную нагрузку, адекватную возрастным возможностям и уровню подготовленности детей.

Как в дошкольном учреждении,так и в школе образовательно -воспитательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: Развитию его компетентности (коммуникативной, интеллектуальной, физический, инициативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, свободы и безопасности поведения. •Еще одно из направлений работы — усовершенствовать формы организации методы обучения в дошкольных учреждениях и начальной школе :

1. Отказаться от жестко регламентированного обучения в детском саду (статичные позы на занятиях, расположение столов по типу школьного и т. д):

2. Максимально обеспечить двигательную активность детей в школе на уроках физкультуры, больших переменах, а также в процессе внеклассной работы. Предложенные направления создадут общий благоприятный фон для детей- физического, интеллектуального, эмоционального — как в дошкольном учреждении, так и начальной школе, сохранится и укрепится их физическое и психическое здоровье. А это и составляет важнейшую задачу образования, его основной результат.

При переходе детей из детского сада в школу меняется статус ребенка, эмоциональный фон, хочется чтобы в период адаптации для поддержания физического и психического развития ребенка, была правильно распределена учебная нагрузка в течении недели, а физическая нагрузка соответствовала возрасту, полу, уровню физического развития и здоровья ребенка, а также доставляла ему радость. Правильно организованное физическое воспитание в дошкольных учреждениях способствует формированию у детей хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма, позволяет ему накопить силы, что обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

В соответствии с целью и задачами и для определения эффективности всего комплекса форм работы с детьми по сохранению и укреплению здоровья нами было проведено комплексное изучение динамики состояния здоровья детей. Работа проводилась в течении 3-х лет. Обследование осуществлялось совместно с воспитателями этих групп, медработником детского сада, инструктором физического воспитания.

В младшей группе в 2009 году в ноябре месяце уровень заболеваемости составил почти 50°/о

в 2010 году в ноябре в средней группе — 20°/о а в 2011 в ноябре — 5°/о к 6 — ти годам у подавляющего большинства детей наблюдается:

Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, равновесия;

• Улучшение техники выполнения различных видов основных движений в соответствии с возрастными нормами;

развитие чувства ритма и темпа, эмоциональной отзывчивости на музыку, согласование характера движений с настроем музыки;

•улучшение умственных способностей: внимание, памяти, быстроты реакции, воображения;

развитие эмоциональной сферы, нравственно — волевых черт, коммуникативных способностей.

Источник