В качестве источника развития ребенка дошкольника тихеева выделила

В качестве источника развития ребенка дошкольника тихеева выделила thumbnail

Мария Варопаева
Вопросы методики развития речи в педагогической системе Е. И. Тихеевой

Вопросы методики развития речи в педагогической системе Е. И. Тихеевой

лизавета Ивановна Тихеева (1866-1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая опыт работы своего и других детских садов России.

Уже в первые годы своей педагогической деятельности Е. И. Тихеева обращала особое внимание на обучение детей родному языку в начальной школе. Руководствуясь указаниями К. Д. Ушинского о роли родного языка в обучении и анализируя свой опыт работы в начальной школе, Е. И. Тихеева составила в 1905 г. букварь «Русская грамота», а затем несколько учебных пособий по родному языку для развития речи и мышления детей. Эти книги получили большое распространение.

В 1908 г. Е. И. Тихеева стала членом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию. В 1913 г. она выступила на Всероссийском съезде по семейному воспитанию с докладом «Роль государства, семьи и общества в деле дошкольного воспитания». Начиная с 1913 г. Е. И. Тихеева состояла председателем школьной комиссии общества, которая разрабатывала вопросы дидактики, методики начального обучения. С этого же времени она руководила детским садом, открытым этим обществом, организуя опытно-экспериментальную работу по созданию методики воспитания детей дошкольного возраста.

В 1914 г. Е. И. Тихеева была в Италии, где ознакомилась с работой «домов ребенка Монтессори». Отметив некоторые положительные моменты в сфере сенсорного воспитания детей в этих домах, она пришла к общему заключению о принципиально неправильном направлении их работы. Е. И. Тихеева решительно выступала против мелкобуржуазной теории «свободного воспитания» и «новой свободной школы». В этой школе, писала она, отсутствует целенаправленное воспитание детей и необходимый порядок, господствует стихийность мер педагогического воздействия, «потворство слабостям, прихотям и проделкам учащихся» (Шульгина, 2006).

В мае 1917 г. Е. И. Тихеева как вице-президент Петроградского общества содействия дошкольному воспитанию обратилась с докладной запиской в министерство народного просвещения временного правительства. В которой ставила вопрос о включении детских садов в систему школьного образования, но не добилась положительного ответа.

Центральное место в педагогической теории Е.И: Тихеевой занимает методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе. Эта методика, построенная на основе учения К. Д. Ушинского, разрабатывалась ею еще в дореволюционный период и была окончательно оформлена в советское время. В 1913 г. вышла из печати работа Е. И. Тихеевой «Родная речь и пути ее развития». Важные вопросы о значении, путях и средствах. развития родной речи Тихеева связывала с общим развитием русской культуры, языка, воспитанием у детей чувства любви к своему народу, родине.

Методику развития родной речи Тихеева разрабатывала на основе учения К. Д. Ушинского о народности воспитания, о единстве процесса речи и мышления, на основе богатейшего методического наследства великого русского педагога в области первоначального обучения детей родному языку. Свою методику она обосновывала современными ей научно-психологическими данными, проверяла собственным педагогическим опытом. Вслед за Ушинским Е. И. Тихеева придавала родному языку исключительно важное значение как в воспитании и образовании детей,так и в общественной жизни: «Язык есть удивительное и совершеннейшее творение народного духа.

Тихеева справедливо отмечала, что родной язык в то время еще не занимал ни в семье, ни в детском саду, ни в школе соответствующего ему места, что «на культуру родного языка все еще обращено мало внимания педагогов и родителей, а между тем язык есть главный предмет в деле воспитания». Правильно указывая, что начинать лингвистическое и литературное воспитание человека надо с раннего детства еще в семье, Тихеева писала: «Навык правильной речи, как все добрые навыки, приобретается в семье.

Е. И. Тихеева определила основные задачи (разделы) работы по развитию речидетей в детском саду:

развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха;

— накопление содержания речи;

— работа над формой речи, ее структурой.

Е. И. Тихеева показала пути решения этих задач. Много внимания уделяла она обогащению содержания речи. В ее трудах представлена стройная система работы над словом. Знакомство детей с миром природы, социальной жизнью должно, по ее мнению, служить настолько же увеличению и систематизированию их знаний, насколько развитию и обогащению их языка. Е. И. Тихеева поставила и в некоторой степени разрешила вопрос о программе наблюдений, куда включила разделы по ознакомлению с предметным миром, с природой, с явлениями общественной жизни, с трудом людей в природе, на строительстве, транспорте, по бытовому обслуживанию. Закреплять представления, приобретенные путем наблюдений, должна работа с иллюстративным материалом, с картинами и игрушками.

Е. И. Тихеева указывала, что дети выражают свои мысли не только с помощью речи, но и жестами, звукоподражанием, изобразительными средствами и т. д. Она дала ценные методические рекомендации воспитателям детских садов, как использовать игры, лепку, рисование в целях развития детской речи. Одним из методов обучения детей родному языку Е. И. Тихеева считала уроки наблюдения,связанные с рассказыванием: детям показывают предметы, называют их, а потом просят повторить слово. Так часто делают матери, но проводят эти уроки, как правило, бессистемно и не всегда правильно. В детских садах такие уроки должны быть систематическими. Речь воспитательницы должна быть образцом для подражания детей. Методика развития речи детей, разработанная Тихеевой до революции, была усовершенствована ею в советское время. В 1937 г. она издала книгу «Развитие речи дошкольника» Высказывания Е. И. Тихеевой о развитии речи детей в детском саду не утратили своей ценности и в настоящее время.

Источник

Данные об авторе

Место работы, должность: 

Болотнинский педагогический колледж, преподаватель дисциплин дошкольного образования

Регион: 

Новосибирская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

среднее профессиональное образование

Целевая аудитория: 

Учащийся (студент)

Цель урока: 

проверка знаний по разделу: Из истории развития речи, предмет Методика развития детской речи с практикумом по логопедии

Тип урока: 

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Используемые учебники и учебные пособия: 

М.М. Алексеева, В.И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»

Используемая методическая литература: 

Учебно-ме6тодическое пособие «Историко-педагогический анализ проблемы обучения дошкольников родному языку», автор Чуйкова Ж.В.

Краткое описание: 

тестовое задание из 41 вопроса, имеются критерии перевода тестовых баллов в 4-балльную систему и ключи к тесту

Тестовые задания по разделу : Из истории развития речи

Дисциплина « Методика развития детской речи с практикумом по логопедии»

_

1. Русский язык обрел статус учебного предмета:

    а) в 1689 году

    б) в 1786 году

    в) в 1903 году

    г) в 1917 году

 2. Первым специальным сочинением по языкознанию в европейской

      науке считается:

   а) «Азбука» И.Федорова

   б) «Категории» Аристотеля

   в) «Кратил» Платона

   г) «Грамматика Пор-Рояля» А.Арно, К.Лансло

 3. До XVIII века буквари, азбуки в России составлялись на:

 а) русском языке

 б) церковно-славянском языке

 в) латинском языке

 г) древне-русском языке

 4. Европейский автор знаменитой философской грамматики XIII-XIV вв.:

   а) Клод Лансло

 б) Антуан Арно

 в) Томас Эрфуртский

 г) Федор Поликарпов

 5. Центром языкознания в XIX веке являлась страна:

 а) Англия

 б) Россия

 в) Германия

 г) Франция

 6. Знаменитый лингвист, распространивший философские учения

      И.Канта и Г. Гегеля на сферу языка:

 а) А.Шлейхер

 б) В.Гумбольдт

 в) А.Востоков

 г) Беккер

 7. У истоков формирования общественных представлений о русском

     языке стоял:

 а) М.Ломоносов

б) Ф.Соссюр

в) К.Ушинский

г) Ф.Буслаев

8. Основатель славянской филологии:

а) Н.Курганов

б) А.Востоков

в) П.Соколов

г) М.Ломоносов

9. В какой период отечественной истории русский язык фактически

    исключен из учебных планов:

а) с 1880-1899 годы

б) с 1804-1828 годы

в) с 1900-1917 годы

г) с 1800- 1867 годы

10. В какой период происходит наибольшее совершенствование курса

     русского языка (XIX век):

 а) с 20-х г.

б) с 30-х г.

 в) с 50-х г.

г) с 80-х г.

11. Какие направления выделились в российском языкознании к концу

    XIX века?

а) логико-грамматическое

б) лексическое

в) психологическое

г) формально-грамматическое

12. Выделите правильные условия в теории К.Д.Ушинского как

    «источника речи»:

а) физический источник

б) мимический источник

в) психический источник

г) опыт, приобретаемый в процессе деятельности

13.Автором книг «Родное слово», «Детский мир» является:

а) Л.Н.Толстой

б) П.Ф.Каптерев

в) В.И.Водовозов

г) К.Д.Ушинский

14. Основателем яснополянской школы является:

а) Н.Корф

б) К.Ушинский

в) Л.Толстой

г) Ф.Буслаев

15.Звуковой метод обучения грамоте в России впервые предложил:

 а) П.Каптерев

 б) Л. Толстой

 в) К.Ушинский

 г) И.Срезневский

16.«Энциклопедию семейного воспитания и обучения» издавал:

а) Я.Коменский

б) П.Каптерев

в) И.Сикорский

г) И.Потебня

17.Факторы, породившие литературный талант И.А.Бунина:

а) природа

б) религия

в) общение

г) традиции

18.Первый детский сад открылся в Ельце в:

а) 1919 г.

б) 1899 г.

в) 1917 г.

г) 1922 г.

19.Редактором журнала «Детский сад» являлась:

а) Л.К.Шлегер

б) Е.Н.Водовозова

в) А.С.Симонович

г) Е.И.Тихеева

20. Под «обучением русскому языку» в начале XX века понималось:

а) обучение грамоте

б) обучение чтению и письму

в) обучение разговорной речи

г) обучение рассказыванию

21.Автором книги «Умственное развитие детей от первого проявления

    сознания до 8 – летнего возраста» является:

 а) А.В.Запорожец

 б) А.С.Симонович

 в) Е.Н.Водовозова

 г) Е.И.Тихеева

22.Педагог-практик, предложивший оригинальную методику обучению

   рассказыванию и бесед с детьми дошкольного возраста:

а) С.Т.Шацкий

б) Л.К.Шлегер

в) М.Х.Свентицкая

г) М.Монтессори

23.Педагог, первый открывший детский сад в России по системе

   М.Монтессори:

а) К.Ушинский

б) Л.Шлегер

в) Ю.Фаусек

г) М.Монтессори

24.Составителем букваря «Русская грамота» является:

а) Е.И.Тихеева

б) Л.Н.Толстой

в) К.Д.Ушинский

г) Н.Корф

25.В качестве источника развития ребенка-дошкольника Е.И.Тихеева

    выделила:

а) внешний мир

б) родителей малыша

в) окружающие предметы и явления

г) учение

26.Основателем методики развития речи дошкольника как науки принято

   считать:

а) К.Д.Ушинского

б) Ф.И.Буслаева

в) Е.И.Тихееву

г) Е.И.Водовозову

27. Психологи, которые внесли большой вклад в систему обучения

   родному языку:

а) С.Л.Рубинштейн

б) Л.С.Выготский

в) А.Н.Леонтьев

г) А.Р.Лурия

28.Первая «Программа занятий в детском саду» (1912 г.) разработана:

а) А.С.Симонович

б) К.В.Маевской

в) Л.К.Шлегер

г) Е.И.Тихеевой

29. Первая программа развития речи и обучения родному языку появляется

    в:

а) 1920 г.

б) 1928 г.

в) 1932 г.

г) 1937 г.

30.Методические письма, касающиеся проблемы обучения родному языку

    выходят:

а) в 1920 -1924 гг.

б) в 1919 -1920 гг.

в) в 1926-1930 гг.

г) в 1940-1945гг.

31.Первая работа детского сада, получившая программное оформление

    выходит:

а) в 1925 г.

б) в 1930 г.

в) в 1934 г.

г) в 1943 г.

32.Автором учебного пособия «Живое слово в дошкольных учреждениях»

   является:

а) М.М.Конина

б) М.М.Кольцова

в) Е.А.Флерина

г) Е.А.Аркин

33.Появление определенной системы обучения дошкольников родному

    языку было обусловлено:

а) развитием в России общественного дошкольного воспитания

б) наличием специфики в работе детского сада

в) в целях улучшения подготовки детей к школе

г) экономическим развитием страны

34. В 1930-е годы в систему работы детского сада впервые вводится:

 а) обучение рассказыванию

б) обучение грамоте

в) слушание детских радиопередач

г) чтение книг

35.Автор дедуктивного метода изучения русского языка:

 а) К.Д.Ушинский

 б) А.Х.Востоков

 в) Ф.И.Буслаев

 г) В.Я. Стоюнин

36. Известный исследователь, изучавший овладение ребенком

   фонологическими средствами языка:

а) А.А.Потебня

б) А.Н.Гвоздев

в) Ф. де Соссюр

г) Л.Г. Щерба

37.Методикой развития словаря дошкольников занимались:

а) В.И.Логинова

б) Е.М.Струнина

в) Л.С.Выготский

г) М.М.Кольцова

38.Методикой воспитания звуковой культуры речи дошкольников

   занимались:

а) А.В.Запорожец

б) А.Н.Гвоздев

в) М.М.Алексеева

г) В.И.Логинова

39.Методику развития связной речи дошкольников исследовали:

а) А.М.Леушина

б) Е.А.Флерина

в) В.И.Ядэшко

г) О.С.Ушакова

40.Методику формирования грамматического строя речи разрабатывали:

а) Л.С.Рубинштейн

б) М.М.Конина

в) А.Н.Гвоздев

г) А.Г.Тамбовцева

 41. В разработке методики работы с художественной литературой

     дошкольников принимали участие педагоги:

 а) Е.А.Флерина

 б) Л.М.Гурович

 в) О.И.Соловьева

 г) В.И.Логинова

Критерии перевода тестовых баллов в 4-балльную систему ( тест из 41 задания)

Оценка

Процент успешности

Оценка в баллах

«Неудовлетворительно» — низкий, недостаточный уровень профессиональной деятельности

До 59%

До 32

«Удовлетворитель» — средний уровень профессиональной деятельности

От 60%-79%

33-35

«Хорошо» — достаточный уровень профессиональной деятельности

От 80%-94%

36-38

«Отлично» -высокий уровень профессиональной деятельности

От 95%-100%

39-41

Ключи к тесту № 1 по разделу История развития речи

По дисциплине «Методика развития детской речи с практикумом по логопедии»

1)б

2)в

3)б

4)в

5)в

6)б

7)а

8)б

9)б

10)б

11)а,в,г

12)а,в,г

13)г

14)в

15)в

16)б

17)а,б,в,г

18)а

19)в)

20)а,б,в,г

21)в

22)в

23)в

24)а

25)а,в

26)в

27)а,б,в,г

28)б

29)г

30)в

31)в

32)в

33)а,б,в

34)в

35)в

36)в

37)а,б

38)б,в

39)а,г

40)в,г

41)а,б

Источник