В игре ребенок направлен на развитие

Марина Борисовна
Консультация «Ребёнок развивается в игре»

Ребёнок развивается в игре

Игровая деятельность – это «психический витамин, необходимый для здоровья ребёнка».

Детский врач и педагог Е. А. Аркин.

Игра сравнивается с зеркалом социального статуса ребёнка, его физического, психического и эмоционального состояния и развития. Свободная, естественная, инициируемая самим ребёнком самостоятельная игра – это показатель его зрелости, компетентности, культуры.

Ребёнок развивается в игре. Но вот как, когда, где, с кем и сколько, в какие игры он должен играть? Нужна ли ему при этом помощь взрослого, если да – то какая?

Иногда педагоги из самых лучших побуждений «активно» учат ребёнка игре, контролируют правильность и последовательность его действий, соответствие их «современным методическим рекомендациям», акцентируя внимание на «обучающем компоненте». В результате такого излишнего внимания и руководства игра для малыша становится просто скучной и неинтересной, ведь он и не подозревает о необходимости выполнения серьёзных образовательных программ!

Какие же условия нужны для того, чтобы дети сами стремились играть, а игры были разнообразными, помогали осваивать и познавать окружающий мир?

Одни специалисты считают, что необходимо создавать соответствующие условия именно в групповых помещениях. Другие полагают, что в группах для игры зачастую просто не хватает свободного пространства, «личной территории», неприкосновенности, что один ребёнок разрушает (не всегда преднамеренно) игровую среду, созданную другим. Даже каждодневная уборка игрушек на свои места может отбить у малыша интерес к игре со сложным сюжетом: ведь он только создал свою «среду», а воспитатель уже требует вернуть всё на свои места, так как близится приём пищи.

Мы смогли выделить достаточно комфортное, стационарное место для разных видов игр детей. Здесь можно сохранить создаваемую ими игровую среду, моделировать её содержание. Это мобильный игровой центр. Центр игры расположен так, что играющие дети находятся в поле зрения воспитателя.

Вот что центр даёт ребёнку:

— обеспечивает место и время для разнообразных игр, возможность выбора их тематики, содержания, игрового материала, партнёров по играм;

— создаёт условия для самостоятельной организации и длительного сохранения пространственно-предметной среды игры;

— даёт возможность свободного объединения со сверстниками по интересам, личному игровому опыту;

— помогает планировать, моделировать, последовательно развивать свою игру;

— предоставляет комфортные условия для коллективных игр разной динамики и содержания, позволяющие ребятам двигаться, снимать напряжение;

— играть с куклами и друг с другом в уютном уголке мягкой мебели.

В центре собраны игры, игрушки, игровые пособия и оборудование, соответствующие возрасту наших детей.

В нашей групповой комнате также имеются центры: логического развития, дидактических игр, театрализованной деятельности, изодеятельности, художественной литературы, центр ухода за растениями и проведения опытов, игровой комплекс «Коврограф Ларчик», многофункциональный куб.

Отведено место для занятий на детских тренажёрах, со спортивным оборудованием.

Не все дети и не всегда выбирают для проведения свободного времени именно игровой центр. Кто-то из них идёт рисовать, кого-то привлекают дидактические настольные игры. Большинство же детей чередуют свою деятельность.

Мы постоянно ведём работу в игровом центре:

— подбор и комплектование игротеки;

— изготовление пособий, атрибутов;

— организуем поддержку в развитии тематики, сюжетов и содержания детских игр;

— сохраняем среду, придуманную детьми для своей игры;

— оказываем компетентную поддержку играющим детям;

— обеспечиваем необходимую комфортность и безопасность игры;

— проводим санитарно-гигиеническую обработку игрушек, игрового оборудования.

Мы принимаем активное участие в организации игр, особенно с малышами. Наблюдаем за играми старших детей, стараемся вовлечь в иргу малоактивных, стеснительных детей.

Зная, что для полноценного развития детей нужны разнообразные виды игр, мы наблюдаем за тем, какие именно игры и как часто выбирают разные дети, стараемся ненавязчиво обучить правилам и способам игрового действия, взаимодействия в тех видах игр, которые не привлекают внимания ребят. Особое значение придаём характеру взаимодействия между играющими детьми, их эмоциональным проявлениям. Отмечаем деструктивные элементы в поведении ребёнка.

Мы считаем, что эмоционально-положительное отношение воспитателя к содержанию и характеру игры является эталонным, оценивающим для детей. Его интерес к событиям, происходящим в центре, к играм, которые выбирают дети, к проблемам, которые при этом возникают, стимулирует как поступательное движение самой игры, так и общее развитие воспитанников.

Мы формируем положительный образ Человека Играющего, получающего удовольствие от игровых действий, умеющего принимать игровую позицию, согласовывать свои действия с партнёрами, действовать и взаимодействовать, общаться в контексте выбранной роли (не обязательно главной, решать спорные вопросы.

Источник

Наталья Савенкова
Игры и упражнения, направленные на развитие психологической готовности детей к школе

I РАЗДЕЛ. Игры и упражнения, направленные на развитие

психологической готовности детей к школе

«Личностного компонента»

Упражнение «Инструкция»

Проводится как бы школьный урок. Взрослый в роли учителя, ребенок (дети) – ученики. Из группы выбирается тот, кто «идет к доске» (водящий). Ему дается лист с заранее нарисованными на нем фигурами. Задача водящего — в течение одной минуты дать четкие словесные характеристики фигуры, в результате каждый участник должен воспроизвести описанную фигуру с листа водящего. Затем водящий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием и, пройдя по кругу, сверяет их с эталоном. После выполнения упражнения участники обсуждают, точно ли ими была выполнена инструкция водящего. Далее группа выявляет причины неточного выполнения задания и совместно формулирует точную инструкцию.

Упражнение «Для чего ходят в школу»

Ведущий бросает мяч и спрашивает.Пример: В школу ходят, чтобы играть; в школу ходят, чтобы читать. и т. п. (если правильно — хлопнуть, а если не правильно — топнуть).

Упражнение «Ассоциация на слово “первоклассник”»

Участники встают в круг, и, передавая друг другу мяч, называют свои ассоциации (первое слово, которое приходит на ум) со словом «Первоклассник».

Упражнение «Школьник и дошкольник»

Цель: помочь детям в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.

Взрослый: «Ребята, как вас называют в садике? А как вас будут называть, когда вы пойдете в школу? Скажите, чем отличается школьник от дошкольника? Верно, школьник делает домашнее задание, ходит в школу, учится на уроках. А что делают дошкольники? А может ли школьник играть и бегать? На самом деле школьник тоже может играть и бегать.Я вам открою маленький секрет: каждый из вас может вести себя как школьник, а иногда как – дошкольник. Нужно знать, когда вы можете вести себя как школьники, а когда можно вести как дошкольник. Сейчас я буду называть разные ситуации, а вы подумаете, как нужно себя вести в этой ситуации – как школьник или как дошкольник».

— На уроке.

— Дома.

— С друзьями и т. п.

Упражнение «Обведи по контуру»

Детям предлагается обвести контур какого-нибудь школьного предмета (портфеля, пенала, карандаша, букваря и т. п., соединив контурные точки (рисование по точкам).

II РАЗДЕЛ. Игры и упражнения, направленные на развитие психологической готовности детей к школе

«Интеллектуального компонента»

1. Внимание

Упражнение «Хозяин и тень»

Предложите ребенку побыть вашей тенью. Изображайте различные образы (только не очень сложные) и различные действия (плавать, бегать, прыгать, танцевать, а ребенок должен максимально точно повторять ваши движения. Затем поменяйтесь ролями и проверьте, насколько легко вам быть «тенью» своего ребенка. Кроме развития внимания, это упражнение дает хорошую «настройку» на другого человека. Мы учимся больше чувствовать и понимать людей, отзеркаливая их позы и движения.

Упражнение «Части тела»

Указывайте пальцем на разные части тела и называйте их. Например: «Это ухо, это колено, это лоб и т. д.» Ребенок должен одновременно смотреть на вас, слушать и выполнять движения.Затем прибегните к хитрости: называйте одну часть тела, а указывайте на другую. Задача ребенка — слушать и указывать на то, что названо. Когда ребенок хорошо усвоит суть игры, поменяйтесь ролями. У этой игры есть правило: реакции должны быть быстрыми.

Упражнение «Секретное письмо»

Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть малыш попытается угадать, что написали вы «прозрачными красками на прозрачной бумаге». Следующее секретное послание писать малышу.

Упражнение «Карлики и великаны»

В эту игру хорошо играть на детском празднике, когда есть большая компания детей. Ведущий (взрослый)говорит: «Когда я буду называть слово «карлики», вы должны приседать. Когда я говорю «великаны», вы должны вставать». Участников можно легко запутать, произнося созвучные слова и слова, начинающиеся со слогов «ка» и «ве». Например: «Ве. тер, ве. дро, ве. сна, ве. лоси- пед!» Или «Ка. ртошка, ка. питошка, ка. рета, ка. пуста!»

Упражнение «Не говори «нет»»

Договоритесь с ребенком (или несколькими участниками игры, что вы будете задавать разные каверзные вопросы, а он может давать самые разные ответы.Но есть один уговор: нельзя произносить слово «нет».

Примеры вопросов с «ловушкой»:

«Ты спишь с открытыми глазами?»

«С неба падают шоколадки?»

«Брюки надевают на голову?»

«Человек спит в собачьей будке?»

«Нос нужен для того, чтобы слышать?»

«Хлеб пекут в холодильнике?»

«Тяжелая гиря может плыть по реке?

«Птицы долетают до Луны?»

«Ты умеешь летать?»

«Сладкое — это невкусная еда?»

Игра «Разведчики»

Цель: развитие моторно-слуховой памяти, объема и концентрации внимания, снятие двигательной расторможенности, негативизма.

В комнате в произвольном порядке расставляются стулья. Взрослый (разведчик) идет через комнату обходя стулья с различных сторон, а ребенок (командир отряда) запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем.

2. Мышление

«Отгадывание небылиц»

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера — иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака,как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» — и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу — гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю — сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду — и уплыла.

Упражнение «Найди лишнее»

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая — лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

Упражнение «Отвечай быстро»

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

Упражнение «Назови как можно больше»

Возвращаясь домой из детского сада, попросите ребенка назвать предметы, которые можно катить (переставлять, двигать, бросать, протирать, пилить, красить и т. п.).

Упражнение «Добавь нужное слово»

Есть множество вариантов таких заданий.Подбирайте антонимы: сухой – мокрый, высокий –. (низкий). Предлагайте указать место жительства (собака – будка, птичка – гнездо, медведь –. (берлога) или род деятельности (учитель – учит, врач – лечит, повар –. (готовит).

Упражнение «Соедини точки»

Инвентарь: бумага, ручка или цветные карандаши.

Нанесите точки на лист бумаги. Попросите ребенка соединить их так, чтобы получилась какая-нибудь замысловатая абстрактная фигура. А затем пусть он сам нарисует точки и даст соединить их вам. Главная задача не пропустить ни одну точку, чтобы все они стали частью какой-то фигуры. Как дополнение к игре можно подсчитать количество использованных в фигуре точек.

3. Память

Упражнение «Что пропало?»

Взрослый выставляет на столе 6–7 игрушек. Предлагает ребенку их рассмотреть и запомнить. Потом игрушки убираются, а ребенок по памяти их воспроизводит. Эту игру можно провести и по картинкам. Если ребенку становится легко выполнять задание, можете постепенно увеличивать количество предметов. Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек

Упражнение «Что изменилось?»

Взрослый выставляет на столе 6–7 игрушек. Предлагает ребенку их рассмотреть и запомнить. Далее ребенку предлагается закрыть глаза или повернуться спиной к столу. В это время взрослый убирает, добавляет, либо меняет местами 1–2 игрушки. Открыв глаза, ребенок должен посмотреть на выставленные игрушки и угадать, что изменилось.

Упражнение «Запомни и повтори»

Взрослый произносит ряд словосочетаний (белая ракета, голубая коляска, красная машина, зеленый пистолет, а ребенок должен их повторить в заданной последовательности. Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому словосочетанию сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.Если он спрашивает: «А что рисовать?», объясните, что он сам может выбрать, что именно изобразить. Главное, чтобы это помогло вспомнить все фразы.

После того, как к каждой фразе сделан рисунок, предложите ребенку точно воспроизвести все и дословно их повторить. Если возникают трудности, помогите подсказкой.

На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, сколько фраз повторяет ребенок через день, помогают ли ему рисунки. Если вспоминаются 6-7 фраз из 10 — это очень хороший результат.

Упражнение «Разложи, как я»

Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение двух секунд, затем закройте эту фигуру и попросите его повторить, сложить так же. Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек. Это упражнение тренирует зрительную память и умение считать.

Упражнение «Я положил в мешок…»

В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок.Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки».Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова, объединенные по общему признаку (фрукты, овощи и т. д.): «В саду у бабушки растут груши, сливы. » (Порядок тот же.)

В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

Упражнение «Я – фотоаппарат»

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д.

Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить. Так можно развивать у детей не только память, но и внимание.Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребенком в детектива или в разведчика.

4. Воображение

Упражнение «Клякса»

Дополнительно: листы бумаги, на которых нанесены кляксы

Дети должны придумать, на что похожа клякса, и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

Упражнение «Продолжи рисунок»

Дополнительно: бумага, ручки

Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

Упражнение «Несуществующее животное»

Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено.Пусть ребенок пофантазирует: «Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?»

Упражнение «Закорючки»

Дополнительно: бумага, ручки.

Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

Упражнение «Пять точек»

Дополнительно: листы бумаги с нанесенными на них пятью точками, карандаш или ручка.

На рисунке без всякого порядка нарисовано пять точек. Нужно нарисовать человечка таким образом, чтобы на двух точках он стоял ногами, еще две приходились на центр ладоней, а пятая – на центр головы.

Упражнение «Оживление предметов»

Представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

Представить: пояс — это змея, а меховая рукавичка — мышонок. Каковы будут ваши действия?

III РАЗДЕЛ. Игры, направленные на развитие психологической готовности детей к школе

«Социально-психологического компонента»

Упражнение «Подарки»

Цель: содействие в установлении дружеских отношений в коллективе, развитие навыков коммуникации.

Упражнение выполняется в круге с мячом. Педагог предлагает всем встать в круг. Далее сообщает, что наступило время дарить и получать подарки.Он говорит: «Представьте себе, что это не мяч, а подарок, который вы хотите подарить на день рождения нашей группе. Сейчас невербально покажите подарок, когда другие угадают, что вы загадали, по цепочке предавайте мяч друг другу».

Упражнение «Мостик Дружбы»

Цель: развитие у детей социальных и коммуникативных умений, создание благоприятного психологического климата.

Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем «построить» мостик втроём, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мост дружбы».

Упражнение «Доброе животное»

Ведущий тихим,таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.

Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе

Упражнение: «Передай движение по кругу»

Цель: создание мотивации на совместную работу, создание положительного эмоционального фона.

После того, как все расселись на своих стульчиках. По часовой стрелке педагог передает движение по кругу, новое движение задается только после того, как каждый выполнит предыдущее и «передаст»его педагогу:

— хлопок;

— топнуть ногой;

— поднять и опустить плечи;

— щелкнуть пальцами;

— хрюкнуть;

— повернуть голову вправо.

Упражнение «Найди свою половинку»

Цель: расширение знаний друг о друге, формирование позитивного отношения друг к другу.

В центре круга разложены открытки, разрезанные пополам.Задание: по команде педагога дети должны встать взять половинку открытки и найти того, у кого вторая половинка открытки. После этого со своим партнером взять один стул, поставить его в общий круг, затем один из партнеров садится на стул, а другой встает у него за спиной.

Упражненияпроводятся в два этапа: сначала их выполняет группа, сидящих детей на стульях, затем партнеры меняются местами.

Источник