В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс

В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс thumbnail

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Базарный.

Владимир Филиппович Базарный (род. 4 мая 1942, Юрковцы, Талалаевский район, Сумская область, УССР, СССР) — российский учёный, врач, педагог. Доктор медицинских наук; Почётный работник общего образования Российской Федерации.

Биография[править | править код]

Происхождение[править | править код]

В 1966 году окончил Красноярский государственный медицинский институт по специальности врача-офтальмолога.

Профессиональная деятельность[править | править код]

Работал хирургом, затем заведующим отделением в красноярской краевой детской офтальмологической больнице. Сделал более 6 тысяч операций. Хирург высшей квалификации. В 1977-91 годах руководил единственной в стране лабораторией сенсорных систем (органов чувств) в НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения АМН СССР.

С 1991 года по приглашению руководства Московской области возглавил Научно-внедренческую лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области (г. Сергиев Посад). В настоящее время является научным руководителем программ Российского Союза за здоровое развитие детей.

Научная деятельность[править | править код]

Более 30 лет посвятил научному и практическому решению проблемы гармоничного развития ребёнка в системе образования.[1].

Разработчик направления в науке и практике, позиционируемая автором как «здоровьеразвивающая педагогика»[2].

Автор собственной педагогической системы — т. н. системы Базарного, использующейся в двух регионах России — в Республике Коми и в Ставропольском крае[3]. Программа утверждена министерством здравоохранения РФ в 1989 году. «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно — познавательной деятельности в детских садах и школах».

Общественно-профессиональное признание[править | править код]

Награды[править | править код]

  • Почётный работник общего образования Российской Федерации,
  • Значок «Отличнику здравоохранения» (СССР),
  • Нагрудный знак «Изобретатель СССР»,
  • 2 золотые, 2 серебряные и 2 бронзовые медали ВДНХ СССР,
  • Почётная грамота Совета Федерации Федерального Собрания РФ (2007)
  • Почётная грамота Государственной Думы Федерального Собрания РФ (2012).
  • «Человек года» по версии «Учительской газеты» (2000),

Участие в профессиональных сообществах[править | править код]

  • академик Российской академии творческой педагогики;
  • почётный профессор и член Международной академии общественных наук;
  • член Высшего Координационного Совета ООД «Российский Союз за здоровое развитие детей»;
  • член Центрального совета Общероссийского движения «Образование — для всех».

Библиография[править | править код]

Монографии[править | править код]

  • Зрение у детей. — Новосибирск: «Наука» СО, 1991.
  • Школьный стресс и демографическая катастрофа России. — М., 2004.
  • Здоровье и развитие ребёнка: экспресс контроль в школе и дома. — М.: «Аркти», 2005.
  • Россия «по кончине тысячелетия»: дети и детство распинаемые на кресте. — М., 2008.
  • Базарный В.Ф. Дитя человеческое. Психифизиология развития и регресса. — М., 2009. — 328 с.
  • Школа возрождения или школа вырождения. — М.: «Самотека МИД», 2012.

Статьи[править | править код]

Всего опубликовано более 100 научных статей в различных научных изданиях.

  • Школа нездоровья (она может стать другой) (рус.) // Безопасность : журнал. — 1997. — № 7-9 (39).
  • От худого семени не жди доброго племени (рус.) // Российская Федерация сегодня : журнал. — 2005. — № 14.
  • Формула гармоничной личности (рус.) // ВВП : журнал. — 2006.
  • Почему гибнет родовое древо (рус.) // Российская Федерация сегодня : журнал. — 2003. — № 12.
  • Образование и наука не нужны? (рус.) // Российская Федерация сегодня : журнал. — 2005. — № 4.
  • «Быть хилым не модно!» (рус.) // Российская Федерация сегодня : журнал. — 2005. — № 16.
  • Каникулы закончились (рус.) // Российская Федерация сегодня : журнал. — 2005. — № 18).
  • Трагические последствия одной реформы (рус.) // Российская Федерация сегодня : журнал. — 2006. — № 2.

Методики[править | править код]

  • Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах. Методические рекомендации с правом переиздания местными органами здравоохранения. — Красноярск: Министерство здравоохранения РСФСР, 1989.
  • Методики технологии «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», изданные по заказу и под рубрикой министерства образования РФ:
    • Нервно-психологическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад: Министерство образования РФ, 1995. — Т. I.
    • Программа экспресс диагностики динамики психосенсорного функционального и физического развития учащихся. — Сергиев Посад: Министерство образования РФ, 1995. — Т. II.
    • Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. — Сергиев Посад: Министерство образования РФ, 1995. — Т. III.
    • Повышение эффективности становления психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью производственных ритмов телесных усилий. — Сергиев Посад: Загорская типография Московской области, 1996. — Т. IV. — 7,000 экз.
    • Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребенка средствами художественно-образных экологически «чистых» прописей (методология, методика). — Сергиев Посад: Министерство образования РФ, 1996. — Т. VI.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Горячев В. Спасём детей — спасём Россию! О здравоохранительных педагогических технологиях доктора В.Ф. Базарного. — М., 1999.

Фильмография[править | править код]

  • «Спасём детей — спасём Россию», г. Москва, 1999 год.

Ссылки[править | править код]

  • Официальный сайт
  • Сайт Владимира Базарного
  • Инфо

См. также[править | править код]

  • Кумарин, Валентин Васильевич [1928-2002] — проф., д.п.н., отмечавший существенные накладки в здоровье учащихся в советской и постсоветской школе России, причины чего он видел в нарушении природосообразности обучения и, на деле, крайней слабости и неэффективности словесного воспитания.

Источник

В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс

Коробейников А.А. — Актуальная европейская проблема : внедрение здоровье­ развивающей педагогики: — М., 2009.

В книге отражена взаимосвязь образования и здоровья, одна из самых актуальных проблем нашего времени. К решению этой слож­ной проблемы постоянно привлечено внимание педагогов, врачей и родителей.

Коробейников А.А. — Актуальная европейская проблема : внедрение здоровье­ развивающей педагогики

В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс

Материалы Всероссийского форума с международным участием

Образование и здоровое развитие учащихся (Сборник часть 1)

В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс

Материалы Всероссийского форума с международным участием

Образование и здоровое развитие учащихся (Сборник часть 2)

В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс

Материалы Всероссийской конференции с международным участием.

Образование и здоровое развитие учащихся (Сборник часть 3)

В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс

Материалы I Всероссийской
научно-практической конференции
«Опыт и перспективы поло-личностного
(гендерного) образования в России»
(г. Железногорск, 22-23 сентября 2009 года)

Раздельное обучение мальчиков и девочек

В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс

Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17- 18 мая 2012 г.

Актуальные вопросы долголетия

В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс

Сборник материалов VI краевой Конференции «Здоровое развитие детей» участников Общероссийского общественного движения «Российский Союз за здоровое развитие детей» в Алтайском крае

ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ В.Ф. БАЗАРНОГО

В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс

По материалам Международного симпозиума «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся» (12—15 октября 2010 года, г. Москва)

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс

В данном пособии автор представляет практические материалы — систему экспресс-контроля, позволяющую оценить динамику физи­ческого, нравственного, психического и творческого развития ре­бенка в школе в зависимости от уровня организации воспитатель­ного процесса, избранной методики образования, а также уровня профессиональной подготовки учителя и воспитателя.

Книга адресована всем, кто заинтересован в том, чтобы дети вы­росли здоровыми и крепкими: родителям, бабушкам и дедушкам, учителям и психологам, руководителям учебных учреждений, школьным медработникам и педиатрам, руководителям органов власти и образования всех уровней.

Базарный В.Ф. — Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие.

В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс

Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребенка средствами художественно-образных экологически «чистых» прописей

Базарный — Перьевое письмо

В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс

О нарастающей психической трагедии молодых (и не только) людей сегодня много пишется и это, в общем-то, видно уже невооруженным взглядом. Ну откуда на наши головы пали все эти бедствия: звериная жестокость молодых, педофилия, наркомания, убийства, самоубийства и т. д. — хватаются за головы миллионы родителей, бабушек и дедушек.

Школа возрождения или школа вырождения

В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс

Книга была выпущена Советом Федерации и Парламентской Ассамблеей Европы в 2009 году.

Дитя человеческое: психофизиология развития и регресса

В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс

Контроль за качеством развития и динамикой здоровья детей в учебном процессе

Экспресс-контроль в школе

В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс

В монографии впервые в отечественной и зарубежной литературе с позиций возрастной физиологии, целостности организма, единства его с внешней средой освещаются особенности развития зрительной системы у детей в различных экологических регионах и средовых ситуациях.

Зрение у детей

В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс

Почему национальные проекты «Здоровье» и «Образование» реализуются «успешно», а сверхзаболеваемость и сверхсмертность народа неумолимо нарастает?

Спасём детей — спасём Россию

В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс

The book of Doctor of Medical Sciences V.Bazarny is based on thirtyyear scientificallybasic research of scientists, proving negative influence of modern education system on quality of development and health of children.

THE HUMAN CHILD. PSYCHOPHYSIOLOGY OF PROGRESS AND REGRESS

В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс

Работа содержит новые данные об особенностях половой индивидуализации функционирования мозга у мужчин и женщин, знакомит с онтогенезом различной организации функциональной асимметрии у детей разного пола, показывает влияние доминантности различных полушарий на способности человека к различным видам деятельности, а также на способ переработки и усвоения учебной информации у школьников.

Куинджи — Гендерный подход к обучению

Источник

Похожие работы

Читайте также:  Развитие центральной нервной системы ребенка происходит на базе

Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного — страница №1/1

В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс

Здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного

Владимир Филиппович Базарный – знаменитый хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор, ранее руководил лабораторией органов чувств при НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения Академии наук СССР в Красноярске. Двадцать лет он занимался изучением влияния школы на здоровье в Московской областной  научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования в г. Сергиев Посад Московской области. За это время специалистами  этой лаборатории предложены и защищены патентами 44 уникальные технологии  оздоровления детей в процессе дошкольного и школьного воспитания.

По мнению В.Ф.Базарного,  сегодня вся концептуальная основа школьной жизни ориентирована против природы ребёнка.

Во — первых, в её основе лежит закрепощение детского организма – режим систематического сидения, «близорукого» и узкоформатного зрения. Специалистами лаборатории доказано, что через 10 – 15 минут работы на контрольной ребёнок испытывает нагрузки, сравнимые с теми, что переживают космонавты на старте. Результат – так называемый школьный шок и ранняя стенокардия.

Во – вторых, — сенсорно обеднённая школьная среда  закрытых помещений и ограниченных пространств. За 11 лет, проведённых в четырёх бетонных стенах, угасает образно-чувственное восприятие мира, сужаются зрительные горизонты, угнетаются эмоциональные реакции детей.

В – третьих, не менее губительно так называемое раннее «интеллектуальное» развитие детей, замещающее собой развитие чувственное. Активно познавая мир символов и слов, дети утрачивают связь с реальным миром и постепенно теряют воображение.

Вывод  учёного: «Современная школа должна быть объявлена вне закона. Учёные бьют в набат, но государство их не слышит. А ведь сегодня мы уже находимся в критическом положении — ежегодно ситуация с психическим и физическим здоровьем ухудшается в два раза. Спровоцирована эпидемия – больные родители не могут иметь здоровых детей. Большинство юношей не годно к армейской  службе. Чего же мы ещё ждём?»

Доктор Базарный создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье. Уже сегодня в России и за ее пределами около 1000 образовательных учреждений работают по технологии Базарного, в том числе и наше МДОУ ЦРР-детский сад «Солнышко» г. Котовска Особенность технологий доктора Базарного в их общей доступности, их внедрение не требует дополнительных материально-финансовых затрат. Все необходимое оборудование можно сделать своими руками.

Какие же принципы В.Ф. Базарный предложил использовать во всех школах и детских садах? Рассмотрим некоторые из них:

Во-первых, учебные занятия должны проводиться в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью — парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка — основа энергетики человеческого организма. Организм ребенка сам тянется к, тому, что для него желательно. Дети меняют позу через 15-20 минут или по своему желанию занимают свободное место, меняя позу.

Читайте также:  Возможности развития познавательных интересов ребенка

Во-вторых, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции необходимо использовать схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры «Бегущие огоньки”. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета.

В-третьих, с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках по всем предметам должен применяться специально разработанный «Экологический букварь” (картина-панно), расположенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически «бескнижного” обучения в детском саду и в начальной школе, что исключает формирование у детей шизоидной психической конституции и раннюю потерю зрения. Разумеется, компьютеры в этом возрасте абсолютно исключены.

В-четвёртых, важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они должны проводиться в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки (коромысла), позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее.

В-пятых, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду. Именно такой труд создаёт и возвышает человека, делает его Личностью в полном смысле этого слова.

В нашем Центре развития ребенка регулярно проводится экспресс-диагностика, после которой воспитатели и специалисты отчитываются перед родителями за состояние здоровья детей и происходящие сдвиги в тех функциональных системах организма детей, которые наиболее остро реагируют на неблагополучие в организации педагогической среды. Это прежде всего, творческое воображение, осанка, острота зрения, нервно-психическая сфера. При этом речь идёт не об общих констатациях типа «здоров-нездоров”, а о строго количественных замерах, которые позволяют оценить динамику той или иной подсистемы организма, а также его состояние и развитие в целом. Количественные экспресс-тесты по всем этим показателям разработаны лабораторией Базарного.

Технологии здорового раскрепощённого развития детей дают положительные результаты, которые можно чётко зафиксировать и оценить. Это могут сделать врач, медсестра, прошедший соответствующую подготовку учитель и даже сами родители. У детей, занимающихся в режимах сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения, значительно улучшается состояние здоровья в целом, улучшается образно-сканирующая функция зрения (как ядро психогенеза) и осанка (как биоэнергетический эпицентр организма). Эти дети практически не болеют и не пропускают занятий даже тогда, когда вокруг свирепствует эпидемия.

Для учителей, работающих по системе Базарного, не существует проблемы учебной дисциплины, поскольку детям интересно учиться. Отношения между детьми, родителями и педагогами становятся более благожелательными, ибо это отношения союзников, делающих одно общее благое дело. Учителям, освоившим систему Базарного, работать, в конечном счете, становится и легче, и интересней, поскольку новые технологии предполагают также и раскрепощение учителя, открывают простор для педагогического творчества. А только свободный, раскрепощённый, творческий учитель может воспитать такими же и своих учеников.

Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного

Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом. Материально-техническое обеспечение данной технологии (специализированная мебель, тех. средства) включено в нормативные документы Министерства образования и науки РФ. Производство необходимого учебного оборудования ведется в соответствии с патентом под авторским контролем. Методика обеспечивается информационным, консультационным и методическим сопровождением. Осуществляется подготовка и переподготовка педагогических кадров всех уровней на всех этапах реализации.

Благодаря данной технологии достигается:


  • Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.

  • Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.

  • Психологический комфорт в образовательном учреждении.

Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии;

Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.

Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения родителей в общую задачу улучшение здоровья детей в стенах школы. 

К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относят

Читайте также:  Обучение и развитие ребенка с умственной отсталостью


  • Режим динамической смены поз.

  • Упражнения на зрительную координацию.

  • Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).

  • Упражнения на мышечно-телесную координацию.

Рассмотрим более подробно каждый из них.

Режим динамической смены поз:

Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут. Ребенок сидит на уроке 40 минут.

«Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше.

«Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» — писал В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у учащихся зрительно- моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать на уроках атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения учащихся, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка.

 Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный предлагает два варианта:

использование настольной конторки

В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспрессВ ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс  В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс

а там, где это возможно менять позу детей: за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку.

Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:


  • поддержание физической, психической активности умственной сферы;

  • имеет высокие показатели физического развития здоровья;

  • повышается иммунная система;

  • улучшаются ростовые процессы;

  • развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);

  • снижается степень низкой склоняемости головы.

Упражнения на зрительную координацию

«Никакой преграды глазу!» — еще один принцип В. Ф. Базарного.

В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения.

Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных.

Все вместе картины составляют единый сюжет.

Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.

Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.

Учащиеся с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск. 

Влияние таких упражнений:


  • данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции,

  • скорость ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни.

  • у детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация.

  • учащиеся становятся зоркими, внимательными.

очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза.

Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)

на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям:

наружный овал – красный, внутренний – зеленый,

 крест коричнево-золотистый,

восьмерка — ярко-голубым цветом.

 В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс

Методика работы с офтальмотренажёром

Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.

Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения.

Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.

Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию. 

Упражнения на мышечно-телесную координацию

Урок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса.

Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.

Например, учитель показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от учеников, тренируя тем самым мышцы глаза.

Для двигательной активности на уроке используются «сенсорные кресты»

В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс  В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс

В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс  В ф базарный здоровье и развитие ребенка экспресс

«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классной комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, словарные слова и пр.). Учитель в ходе урока периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.

Литература:


  1. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М., 1975.

  2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176с.

  3. Базарный В. Ф. « Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде». Сергиев Посад, 1995.

  4. Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа».– 2006, № 8. С. 98.

  5. Карасева Т.В. Современные аспекты реализа­ции здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. — № 11. С. 75.

  6. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56-58.

  7. Жукова Л. А. Современные здоровьесберегающие технологии в обеспечении сохранения и укрепления подрастающего поколения на уроках биологии в 8-м классе https://festival.1september.ru/articles/508906/

  8. Информация о методике В. Ф. Базарного https://www.deti.websib.ru/p76aa1.html

  9. Кругликова О.А. «Педагогическое сопровождение здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного» https://www.hrono.info/proekty/bazarny/index.html

Источник