В чем заключается задержка речевого развития у ребенка

В чем заключается задержка речевого развития у ребенка thumbnail

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

Общие сведения

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития

Причины ЗРР

Органические причины

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными. Биологические факторы:

  1. Минимальная мозговая дисфункция. Обусловлена перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность.
  2. Заболевания раннего возраста: ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
  3. Тугоухость у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.
  4. Наследственные факторы. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социальные причины

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития чаще всего кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.

Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Патогенез

В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I — 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно — повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений.

Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельнос­ти может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.

Развитие речи в норме

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы:

  • гуления (с 1,5-2 мес.);
  • лепета (с 4-5 мес.);
  • лепетных слов (с 7-8,5 мес.);
  • первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).
Читайте также:  Диагностика психического развития ребенка в младенческом возрасте

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре — около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов).

Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.

Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40–60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.

В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

Симптомы ЗРР

Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
  • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
  • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);
  • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Диагностика

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

  1. Медицинский блок. Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
  2. Логопедическое обследование. Включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.
  3. Психологическая диагностика. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.

Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.

Читайте также:  Психолого педагогическая поддержка ребенка в процессе его развития

Коррекционно-развивающая работа при ЗРР

Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.

Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Прогноз и профилактика

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.

Источник

Задержка речевого развития (ЗРР) — особенность, которая встречается у 10% дошкольников, причем у мальчиков в 4 раза чаще. Каковы особенности ЗРР у детей, симптомы, лечение?

Задержка развития речи обычно ставится, когда речь есть, но не соответствует возрасту. Эта проблема находится на границе медицины и педагогики. Для подтверждения диагноза необходимо пройти специальную комиссию, которая включает в себя прием нескольких врачей: невролога, психиатра, лора, логопеда и педиатра.

Возрастные особенности развития речи и их отставание

Выявить отклонения и задержку речевого развития можно самостоятельно у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет. Для этого рассмотрим, как формируется речь с рождения.

Различают периоды развития коммуникации:

  1. 0-1 год. Этот период еще называют подготовительным. В 3-6 месяцев появляются первые звуки: гуление, лепет, подражание взрослому. К первому году родители замечают слова.
  2. 1 год. Малыш уверенно говорит 10 простых слов. Мама, папа, баба и др. Начинается развитие пассивного словарного запаса.
  3. 1,5-2 года. Слова из пассивного запаса переходят в активное применение. К 2 годам произносит простые предложения, состоящие из двух слов.
  4. 2,5 года. Предложения становятся более информативными из 3-4 слов.
  5. 3-4 года. Дошкольник повторяет сложные фразы, отвечает на вопросы, рассуждает. У детей 3 лет словарный запас уже 1000 слов, а в 4 года — до 1500.
  6. 5-6 лет. В этом возрасте дети активно общаются друг с другом, могут обосновать свои действия, пересказывают и составляют рассказ по картинке. В 6 лет словарный запас насчитывает порядка 3000 слов.

Важно! Возрастные границы речевого развития — величина среднестатистическая. Для девочек считается нормой отставание речи на 2-3 месяца от принятых сроков. Для мальчиков 5-6 месяцев.

Как проявляется задержка речевого развития

Ребенку не дают сказать

Отставания в развитии речи начинает проявляться еще в младенчестве. Опасение должны вызывать следующие симптомы.

В два года:

  • нет новых слов. Для общения использует несколько слов, а по возрасту их должно быть уже 50;
  • не повторяет и не запоминает новые слова;
  • не знает названия окружающих его предметов, частей тела;
  • не может составлять предложения даже из двух слов.

В три года:

  • не говорит предложения из трех слов;
  • говорит неразборчиво;
  • говорит очень быстро или наоборот медленно;
  • нет смысловых ответов на вопросы;
  • не может составить рассказ по картинке.

Если у вашего ребенка имеются некоторые из перечисленных пунктов, то это повод обратиться к специалистам. Только они могут поставить диагноз ЗРР, дать его расшифровку и объяснить что это такое. Задержка речи в логопедии — это не приговор, а начало серьезной работы. Рассмотрим причины, препятствующие развитию речи.

Важно! Ранняя диагностика и грамотно подобранное лечение врачом-неврологом и своевременная помощь логопеда помогут решить проблему.

Причины, вызывающие задержку речевого развития

Задержка развития речи — сигнал, который посылает нервная система, когда ее функции нарушены. Поэтому важно принимать лекарственные препараты, которые назначает невролог.

Читайте также:  Развитие коммуникативных навыков в разных видах деятельности ребенка

Причины отставания речи могут быть как врожденными, связанными с анатомическими особенностями. Так и приобретенными, влияние на которые оказывает окружение малыша.

Распространенными причинами появления ЗРР являются медицинские и социальные факторы. Давайте подробнее рассмотрим, что заключается в каждом из них.

Медицинские причины

В эту группу можно отнести следующие источники:

  • Генетические. Доказано, что на речь ребенка влияет то, как развивались его родители. Если один из них поздно заговорил, то на генном уровне это могло передаться и малышу.
  • Пренатальные (внутриутробные) поражения ЦНС (центральной нервной системы).
  • Повышенный или пониженный тонус мышц губ и языка. И, как следствие, неправильная артикуляция речи.
  • Родовые травмы.
  • Гипоксия во время родов.
  • Срок родов. У недоношенных и переношенных детей риск развития ЗРР выше.
  • Осложнения и болезни уха, глухота.
  • Инфекционные заболевания в младенчестве.
  • Различные травмы.

Социальные причины

К группе социальных факторов, приводящих к задержке речевого развития у детей, относятся:

  • Нехватка общения. Слишком занятые или отстраненные родители, которые мало разговаривают с малышом.
  • Ребенок часто болеет и не общается со сверстниками.
  • Родители разговаривают на двух языках одновременно.
  • В семье конфликты. Родители часто ругаются, устраивают разборки. Дети растут в постоянном эмоциональном стрессе.Конфликты у родителей
  • Чрезмерная гиперопека. Все действия ребенка предупреждаются заранее, нет возможности свободно развиваться.
  • Вседозволенность. Специалисты (невролог, психиатр и окулист) запрещают детям до года, а лучше и до двух, показывать мультфильмы. Двухлетним малышам не рекомендуют включать видео продолжительностью, более 20 минут. Нервная система ребенка не готова воспринимать много информации. Она начинает перевозбуждаться, вызывая у детей страх и неконтролируемые истерики.

Важно выявить и устранить причины, отрицательно влияющие на развитие детской психики. Потому что отставание речи задерживает общее развитие психики ребенка.

Как помочь ребенку с ЗРР

Что делать? Это самый первый вопрос, который возникает у родителей детей с задержкой развития речи. Начинаем с поиска причины, которая препятствует развитию речи. Здесь также идет подразделение на те же группы, относящиеся к медицине и соцуму.

Медицинская помощь

Работа с причинами, повлиявшими на задержку развития речи, начинается с обращения к специалисту. Грамотный невролог сможет вовремя заметить симптомы ЗРР и назначить лечение. Поэтому не пренебрегайте осмотром у врача в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

Бывает так, что на ваш взгляд на приеме не происходит ничего необычного. Но специалист может заметить незначительные отклонения даже в 6-9 месяцев и вовремя назначить лечение.

Ноотропные препараты бывают двух видов действия: стимулирующие и успокаивающие, назначает их только врач. Никогда не покупайте детям лекарства, которые помогли вашим знакомым.

Различные терапии, логопедический и общий массаж помогут ребенку заговорить в одно время со сверстниками. Это поможет ему не отставать от них.

Социальная помощь

Для лечения ЗРР у детей в домашних условиях очень важно решить вопрос влияния окружения. Нужно начать больше времени уделять детям, общению с ними. Родителям нужно адекватно оценить внутреннюю обстановку в семье.

Гармоничная семья

Ребенок нуждается в счастливой гармоничной семье. И только от вас зависит каким он вырастет.

Также хорошим подспорьем будет найти логопеда, специализирующегося на вашей проблеме. А также, возможно, и записаться на консультацию к семейному психотерапевту.

Запишитесь в группы по логоритмике, индивидуальные развивающие занятия, которые помогут “разговорить” малыша.

Важно! Вовремя проведенная диагностика и начало лечения при ЗРР, позволяют улучшить и развить речевые способности у детей.

Занятие с логопедом

Плодотворное сотрудничество родителя с неврологом и логопедом разовьют коммуникативные навыки ребенка. Чтобы запустить речь, нужно создать условия, в которых ребенку придется что-то требовать, просить и высказываться.

Не предугадывайте его желания, проговаривайте вместе с ним все действия. Выполняйте рекомендации специалистов. Больше хвалите малыша и успех вам будет гарантирован.

Источник