В чем заключается роль образования в развитии личности ребенка

В чем заключается роль образования в развитии личности ребенка thumbnail

А. Я. Психология

Развитие личности в образовании

   Фактически в отечественном образовании под развитием личности подразумевают совершенствование тех качеств обучающихся, которые не относятся к интеллектуальным способностям, знаниям, умениям и навыкам. Это связано с основными задачами (или направлениями деятельности), которые ставятся перед образовательными организациями в отношении конкретного обучающегося: его надо а) воспитывать, б) обучать.

Именно из обучения и воспитания состоит образование. Как гласит закон «Об образовании в Российской Федерации»: «Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом… Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства… Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни».

Таким образом, развитие личности обучающегося (воспитание) это не чья-то прихоть или фантазия. Это одна из двух основных задач образовательных организаций. Должен ли каждый педагогический работник заниматься воспитанием? Получается, что должен, потому что в его обязанности входит: «Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни» (в том же законе).

Исходя из этой специфики, и получается, что под личностью в образовании понимается то, что не относится к интеллектуальной сфере. Если в современной психологии под личностью обычно подразумевается именно социальное лицо человека, которое обеспечивает ему «имидж» и включенность в те или иные социальные отношения, то в сфере образования личность это сплав некоторых качеств, обеспечивающий социализацию и самоопределение. Соответственно чем более развита личность, тем она успешнее в плане социальной адаптации и нахождении собственного места в жизни. Равно как и наоборот.

Психологи, в общем, уже давно ушли от вопроса, попахивающего схоластикой: «Кого можно назвать более развитой личностью, а кого менее?» Преступник, например, с точки зрения психологии тоже может иметь свою личность, и довольно развитую (если у него интересный, оригинальный имидж, богатство социальных связей). Педагоги (здесь имеются в виду особенно теоретические работники) вряд ли согласятся с тем, что преступник может иметь развитую личность. В педагогике развитая личность это личность, богатая разного рода позитивными достоинствами (так называемая «всесторонне развитая личность»). К таким достоинствам относится:

— ответственность,

— целеустремленность и настойчивость,

— патриотизм,

— честность,

— любознательность,

— дружелюбие и отзывчивость,

— коллективизм,

— способность к самопожертвованию,

— способность к самостоятельной деятельности,

— творческие способности,

— трудолюбие,

— гражданская позиция (социальная послушность) и другое. Если какого-то достоинства нет или оно имеет обратную полярность (не трудолюбие, скажем, а ленивость), то человек уже не может претендовать на звание «всесторонне развитой личности».

Разница в понимании личности в педагогике и психологии видна еще и в следующем. В приведенном списке достоинств нет и не может быть темперамента. Нельзя развивать темперамент: нет хороших и плохих темпераментов, да и на темперамент влияет по большей мере врожденные и некоторые приобретенные физиологические особенности. Тем не менее в психологии темперамент рассматривается как важный элемент личности человека.

Как бы там ни было, социальный заказ на развитие личности четко сформулирован, и его надо как-то исполнять.

Основные проблемы развития личности в образовательной организации

   Первая проблема, с которой сталкиваются школьные учителя, это то, что ребенок, приходящий в школу, уже имеет более-менее сформированную личность. На это формирование повлияла семья, детский сад, друзья и другие знакомые люди. На формирование личности маленького человека могли повлиять также просмотренные фильмы или сцены, которые ребенок наблюдал непосредственно в жизни посторонних людей. Некоторые дошкольники хорошо читают, и книги тоже могли на них уже повлиять.

В школу приходят дети из разных семей. Кто-то из родителей не стесняется нецензурных выражений, кто-то постоянно врет, кто-то любит подраться, кто-то ворует и т.д. Разумеется, с высокой степенью вероятности эти особенности поведения могут передаться и ребенку. Могут, при этом, передаться не только в 6-7 лет, но и позже. Все это необходимо учитывать учителю и стараться переломить неприятную тенденцию в поведении ребенка.

Во многих случаях помогает коллектив. Во-первых, сам ребенок быстро замечает, что его поведение отличается от поведения большинства. Во-вторых, учитель может сам указать на это противоречие, если ребенок его не видит. В-третьих, ученический коллектив сам может оказать давление на «проблемного» ученика. Не следует идеализировать коллектив. Однако плох тот учитель, который не использует возможности коллектива.

Вторая проблема заключается в методологической неясности: как и какие качества необходимо развивать? С этим связаны и другие вопросы: как определить эффективность тех или иных воспитательных мероприятий? как определить эффективность отдельных педагогических работников? С обучением более-менее понятно: существуют разного рода проверочные мероприятия. Существует даже единый госэкзамен, позволяющий максимально точно оценить достижения обучающихся и — на этой основе — работу учителей. В воспитании нет таких оценочных процедур, нет вообще каких-то четких стандартов по развитию личности. Большинство педагогов поэтому опираются в основном на свой жизненный опыт и интуицию. Часто педагоги сосредотачивают свое внимание лишь на одном-двух развиваемых качеств. Часто в роли такого «маяка» выступает развитие творческих способностей. В этом случае воспитательная работа отличается зрелищностью и показной эффективностью.

Третья проблема развития личности имеет правовые основания. Согласно Конституции, мы имеем довольно много прав, например на:

— неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,

— свободу мысли и слова.

Педагогу поэтому надо быть довольно осторожным в выведывании сведений, которые можно отнести к личной и семейной тайне. И вообще получается, что весь процесс воспитания должен быть сугубо добровольным, без всяческого давления. Не только взрослый, но и ребенок имеет свободу мысли и слова. Внутри себя каждый человек может быть негодяем, думать все, что угодно. Лишь бы это не выходило наружу, не мешало жить другим людям. Получается, что даже фразы вроде такой: «Ты должен всегда говорить правду, иначе ты будешь плохим мальчиком» могут компрометировать педагога.

С возрастом подрастающее поколение все четче понимают свои права. Поэтому воспитательные усилия (по крайней мере директивные) все реже достигают цели. Воспитание студента — вещь совсем сомнительная. На директиву: «Ты должен любить Родину» весьма часто можно получить ответ: «Ничего я никому не должен». Поэтому вузы обычно ограничивают воспитательную работу развитием творческих способностей и остроумия.

Как быть с этой проблемой? Ответ достаточно очевиден: надо заменять директивы разъяснениями. Не говорить фраз вроде: «Хорошие девочки не матерятся» или просто «Надо любить свою Родину». Лучше всего объяснять, как то или иное поведение отразится на жизни и отношении к тебе:

— Если будешь врать, никто тебе уже больше не поверит.

— Трудолюбивые люди гордятся своими успехами.

— Смелый человек не будет бояться каждого куста.

В крайнем случае можно ограничиться туманными фразами вроде такой: «Если не будете любить Родину, то и Родина не будет любить вас».

Воспитательные возможности образовательной организации

   Из всех социальных институтов посоперничать в воспитательных возможностях способна лишь семья. В семье присутствует весьма узкий круг лиц, зато общение с ними очень тесное, очень доверительное, очень долговременное. Очень многие жизненные установки, в целом образ жизни передается «по наследству». У образовательных организаций есть зато другие возможности: компетентный персонал, коллектив, широкие социальные связи.

Педагоги могут заметить такие отклонения в развитии и поведении, которые даже родители не замечают. Могут не только заметить, но и дать компетентный совет. В сложных случаях в процессе развития личности может поучаствовать педагог-психолог, разбирающийся и возрастной психологии, и в методах коррекции и развития.

Как уже отмечалось, коллектив имеет очень сильное влияние на ребенка. Это влияние такое сильное, что с его помощью можно перебороть все недостатки семейного воспитания.

Под широкими социальными связями подразумевается то, что школа постепенно социализирует ученика. Она знакомит его с широким кругом новых лиц. Это и другие ученики (в том числе из других классов), и учителя, и административные работники, и разного рода социальные партнеры. Вступая во взаимодействие с каждым новым человеком, ученик расширяет свое представление о:

а) людях вообще,

б) впечатлении, которое он производит на окружающих,

в) точках пересечения интересов — своих и чужих.

Все это безусловно способствует развитию личности. Поэтому можно выдвинуть важное стратегическое соображение: всячески надо способствовать тому, чтобы каждый ребенок имел непосредственные контакты с широким кругом лиц, а не только со своими друзьями и учителем.

См. также

Развитие личности

  • Девиантное развитие личности
  • Способы усиления собственной личности

   RSS RSS 
  azps@azps.ru 

Источник

Роль воспитания: Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как актив­ное начало наряду с активным ребенком. В связи с этим возникает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправленная социализация, организатором которой является педагог. А. В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социаль­но-культурные и социально-психологические. Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каж­дом возрастном этапе определенного уровня физического и сек­суального развития, которое характеризуется некоторыми норма­тивными различиями в тех или иных регионально-культурных ус­ловиях (различные темпы полового созревания, эталоны муже­ственности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.). Социально-культурные задачи — это познавательные, мораль­но-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специ­фичны для каждого возрастного этапа в конкретном историче­ском социуме. Они определяются обществом в целом, региональ­ным и ближайшим окружением человека. Социально-психологические задачи связаны со становлением са­мосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе име­ют специфическое содержание и способы их достижения. Решение названных задач в процессе воспитания вызвано не­обходимостью развития личности. Формирование личности — это процесс и результаты социализа­ции, воспитания и саморазвития. Формирование означает станов­ление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать — значит придавать форму чему-либо, устойчивость, законченность, определенный тип. При формировании человека как личности, когда первостепенное значение имеют социальные факторы, постоянно и мощно работают и биологические меха­низмы человека как природного существа, проявляя себя в виде задатков, на основе которых развиваются его потребности, инте­ресы, склонности, способности и складывается его характер. Вместе с тем от последних зависят и природные параметры человека, его физическое здоровье, работоспособность, долголетие.

Роль образования: под обучением следует понимать не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к ученику, а широкое вза­имодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществле­ния педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов дея­тельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происхо­дит освоение человеческого опыта. Обучение и развитие тесно связаны друг с другом: разви­тие и обучение не два параллельно протекающих процесса, они находятся в единстве. Вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой разви­тие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически. Развитие, в частности умственное, в процессе обучения опре­деляется характером получаемых знаний и самой организацией процесса обучения. Знания должны быть систематическими, а также в до­статочной степени обобщенными. Обучение должно строиться преимущественно проблемно на диалогической основе, где учени­ку обеспечивается субъектная позиция. В конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами: обобщение учащимися своего опыта; осознание (рефлексия) про­цесса общения, так как рефлексия — важнейший механизм раз­вития; соблюдение этапов самого процесса развития личности.

Источник

Современная педагогическая наука всегда воспринимала обучение и развитие личности как два взаимосвязанных между собой процесса. Однако возникает невольный вопрос: какова роль обучения в развитии личности ребенка, школьника, молодого человека? И возможно ли развитие личности без обучения? Или, возможно, напротив, обучение не играет роли в развитии личности.

Первоначально считалось, что обучение и развитие – это два независимых друг от друга процесса: обучение, по мнению сторонников данного подхода, следует воспринимать как стороннее использование интеллектуальных возможностей человека.

Позднее появилась другая точка зрения, гласившая, что обучение и развитие – это один и тот же процесс. Однако с такой точкой зрения современная педагогическая наука не согласна, поскольку обучению всегда предшествует первоначальное развитие нервно-психической деятельности ребенка, — сначала естественным путем, а немного позднее – под влиянием родителей, и лишь затем, на базе уже сформированных первоначальных навыков и умений, можно говорить о возможности обучения – сначала дошкольного, а затем – в средней школе.

И, наконец, выдающимся отечественным ученым-педагогом и психологом Л.С. Выготским выдвинуто третье положение о том, что обучение может не только осуществляться параллельно с развитием личности, но и опережать его, обогащая личность человека новыми знаниями, навыками и умениями. Именно данная концепция является наиболее распространенной среди современных педагогов не только в нашей стране, но и за рубежом. Для того, чтобы понять, какова подлинная роль обучения в развитии личности, обратимся к нескольким примерам.

Развитие личности в школе

Однако если обратиться к научному толкованию понятия «обучение», то становится очевидным, что обучение – это не только передача информации от педагога к обучаемому, а широкое взаимодействие между ними, которое порождает именно развитие личности. В частности, изучая, например, русский язык в качестве родного, школьник не только получает представления о грамматическом строе русской речи, об орфоэпических и орфографических требованиях языка, но и о том, какой должна быть эта речь, какие слова говорить уместно, а какие – нет, и почему. Таким образом, в процессе обучения русскому языку формируется культура речи.

Приведем другой пример. Обучение математике в школе, казалось бы, ставит своей задачей ознакомить учащихся о взаимоотношениях чисел в природе и математических законах, на которых базируются такие науки, как, например, физика и химия. Однако, получая эти знания, школьник расширяет свой кругозор, и его личность обогащается кругом знаний, представлений и способностью к собственному суждению, причем эти знания всегда многогранны и не ограничиваются какой-нибудь узкой областью.

За порогом школы: личность продолжает развитие

Все сказанное выше актуально не только относительно вопросов обучения в школе. В частности, немалая роль обучения в развитии личности принадлежит и сфере профессионального образования. Кем должен являться специалист, например, в области вычислительной техники? Только ли специалистом в области инженерной деятельности и технического обслуживания компьютеров? – Очевидно, что нет: студенты данного направления изучают такие дисциплины, как историю, философию, иностранные языки, высшую математику, сопротивление материалов. И даже само образование по своей сути нельзя назвать только техническим: выпускник технического вуза будет обладать и знаниями в области гуманитарных наук. Все это позволяет нам говорить о качественном развитии личности под влиянием обучения.

Таким образом, именно обучение, причем даже вне зависимости от его направленности, является одним из ключевых факторов, влияющих на развитие личности человека и его потенциальной ценности в современном обществе.

Источник

Сложно переоценить роль обучения в развитии личности – образовательный процесс, в широком смысле, является единственно возможным для человека способом развития. Учимся ли мы мастерству рисования, игры на фортепиано, самоконтролю или управлению компанией – в мозгу происходит один и тот же процесс. Он заключается в формировании новых нейронных связей. Если спросить любого взрослого человека, какая часть тела наиболее важна для образования, то каждый даст логичный ответ: голова. Но можно задать и другой вопрос: много ли времени в образовательном учреждении было посвящено тому, как устроен человеческий мозг и как он работает, роль образования в развитии личности?

Вряд ли кто-то, кроме медиков или психологов, сможет ответить утвердительно. Человек каждый год покупает по нескольку замысловатых электрических приборов, принцип действия которых может быть ему так и не ясен. Но, по крайней мере, все мы учимся пользоваться инструкцией по применению. В этой статье мы детально рассмотрим процесс обучения, роль образования в развитии личности, а также те способы, которые позволят его ускорить и оптимизировать.

<<Оглавление>>

роль обучения в развитии личности

Образование и становление личности

Почему роль образования в развитии личности настолько высока? Для ответа нужно рассмотреть понятие личности. Отечественный психолог Д. А. Леонтьев строго разграничивает понятие индивида и личности. Он подчеркивает, что индивид является связью естественных органов, а также функций, которые они выполняют. Личность же, по словам ученого – это иерархия различных видов деятельности. Процесс же обучения – это не что иное, как освоение выбранной человеком профессии, вида деятельности. Леонтьев считал, что личность «появляется на свет» дважды.

Впервые это происходит в возрасте трех лет. Тогда ребенок начинает отделять себя от внешнего мира. Он уже может сдерживать свои потребности, подождать, если это требуется. Младенец «подождать» не может. Второй раз личность рождается при достижении подросткового возраста. «Взрослый ребенок» учиться осознавать свои мотивы, управлять ими. Он сам следит за собой – готовиться к контрольным и экзаменам, выбирает друзей. Затем он делает самостоятельный выбор – создавать ли семью, какую профессию получать.

Значения образования в развитии личности также состоит в том, что любое обучение задействует высшие психические функции человека. К ним относят память, мышление, восприятие, речь. Понятие о высших психических функциях (ВПФ) было введено отечественным ученым Л. С. Выготским. Они не являются генетически определенными, а формируются только при взаимодействии с социумом, когда ребенок становится частью культурной среды (семьи или школы). Человек имеет возможность сознательно управлять ВПФ. Выготского интересовало то, какую роль в образовании и развитии личности несет культурная среда. Он стремился не только подчеркнуть важность социума в развитии ВПФ. Исследователь хотел также выявить, как работает этот механизм.

роль обучения в развитии личности

Готовность к обучению

Каждый ребенок открыт к обретению новых навыков. Он учится ходить, разговаривать, осваивать окружающий мир – всего органы чувств настроены на восприятие информации из внешнего мира. Но по мере взросления жизненные условия все меньше способствуют обучению. Взрослый уже не обладает такой уверенностью – он не готов учиться.

Почему уже через неделю после курсов повышения квалификации сложно вспомнить пройденный материал? Отчего подростки, выходя из класса, могут не помнить, о чем шла речь минуту назад? Такая неготовность проявляется на двух уровнях – физическом и эмоциональном. Если человеку жарко или холодно, если он устал, чем-то обеспокоен, его мысли постоянно заняты проблемами – все это будет очень затруднять обучение. Быть готовыми к обучению так же важно, как и учиться. Если дерево предварительно не обработать шкуркой, то на него не сможет лечь краска. То же самое относится и к освоению новых знаний.

Американский исследователь Пол Маклин писал: «Удивительно, каким образом нашей цивилизации удается отбить желание учиться у самого любопытного существа на планете – человека». Стремление учиться есть у каждого, и оно лежит в основе любопытства и любого неформального обучения. Нам интересно, как ухаживать за определенным растением, или же откуда берет происхождение иностранное слово.

Эмоциональную готовность к освоению новой информации можно оценить, задав самому себе несколько вопросов:

  • Часто ли я испытываю беспокойство?
  • Часто ли я не нравлюсь себе?
  • Бывает ли так, что мысли о работе не дают сосредоточиться?
  • Я слишком устаю, чтобы чем-то заниматься?

Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из них, вероятно, вам необходима определенная работа над собой, прежде чем приступить к обучению. Иногда может оказаться, что нужна помощь психолога, чтобы разрешить жизненные проблемы.

роль обучения в развитии личности

Закономерности работы мозга, влияющие на обучение

Каковы особенности, которые непосредственно влияют на процесс обучения? Рассмотрим некоторые из них.

  1. Мозг устроен таким образом, что между его клетками постоянно устанавливаются новые связи. Чтобы пользоваться возможностями мозга максимально, нужно предоставлять ему как можно большее количество информации, а также времени для ее осмысления. Отростки нервных клеток (нейронов), которые устанавливают между собой связи, называются аксонами и дендритами. Аксон – это длинный отросток нейрона, а дендрит – разветвленный, похожий на дерево. Аксоны и дендриты все время взаимодействуют, передавая друг другу новую информацию. Места их контакта зовутся синапсами. Даже если человек испытывает недостаток информации, мозг обязательно восполнит недостающие данные. Например, вы видите кошку, которая стоит за углом. Часть ее тела скрыта, но ваш мозг может «дорисовать» недостающие элементы.
    Поэтому роль обучения в развитии личности столь тесно связана с работой мозга.
  2. Второе свойство мозга – его тяга к закономерностям. При многократном установлении тех же связей между аксонами и дендритами происходит формирование закономерности. Например, вы никогда в жизни не видели льва. Когда он вам попадется на глаза впервые, его можно по ошибке принять за разновидность лошади. Но, если вы останетесь живы после первого свидания, то мозг запомнит – рычащее животное с рыжей гривой представляет собой угрозу для жизни. Все львы, которых вы встретите в дальнейшем, будут помещены мозгом в ящичек с надписью «Опасные звери».
  3. Подражание. Мозг человека любит процесс подражания. Информация в мозге, кроме врожденной, отсутствует до того времени, когда в нем образовывается множество синапсов. Самый быстрый способ образовать новые связи между нервными клетками –наблюдать за действиями других и копировать их.
  4. Мозг плохо выполняет свои функции в стрессовых условиях. Так как он эволюционно формировался по направлению «снизу вверх», то его наиболее примитивные функции и расположены в нижних отделах. Они отвечают за реакцию «беги или сражайся». А эти решения принимаются очень быстро, уж если бразды правления перешли к этой части мозга.

роль обучения в развитии личности

Образование – основа жизненного успеха

Человеку из провинции это покажется парадоксом, но сегодня роль обучения в развитии личности стоит на первом месте. Знания стали главным капиталом, которыми обладают люди. По сравнению с предыдущим веком, рабочая сила нужна все меньше. Например, в 1967 году штат компании «Дженерал Моторс» состоял из 870 тысяч рабочих. Сейчас в самой высокооцениваемой корпорации – «Майкрософт» — работает порядка 120 тысяч сотрудников. Но ее рыночная оценка показывает, что удельная стоимость компании на одного работника составляет порядка 15 млн. долларов.

За последние десятилетия значительные перемены претерпели и требования к образованию. То, что еще недавно являлось высшим образованием, фактически становится средним уровнем. Теперь значение образования в развитии личности – вопрос, касающийся не только выпускников школы. Обучение, по европейским меркам, длится на протяжении всей жизни. В зависимости от нужд, человек овладевает новыми знаниями и навыками на разных этапах жизни.

Считается, что современный рост экономики больше не может обеспечивать работников с низкой квалификацией высокой заработной платой, как это было возможно в эпоху индустриализма. Роль образования в развитии личности теперь также проявляется посредством возможного повышения благосостояния. Имея финансовые средства, человек расширяет свои возможности в развитии и познании окружающего мира – он может путешествовать, позволить себе лучшее медицинское обслуживание, обеспечить качественный уровень жизни.

Высшее образование является некоей гарантией, что человек не окажется нищим. Социальное исследование, проведенное американскими учеными, показало: среди чернокожего населения, которое находится за гранью нищеты, доля лиц с незаконченным средним образованием составляет 51%. Этот же показатель среди белокожих американцев – 31%.

роль обучения в развитии личности

Экзистенциальные вопросы образования

Вся современная философия считает роль обучения в развитии личности непреложной. Чем больше людей имеют образование – узкопрофильное или широкое – тем больше у общества и его членов на здоровую и преуспевающую жизнь. Однако до сих пор ученые ищут методы и способы, которые позволили бы улучшить качество образования, повысить уровень образованности. Общество a priori предполагает, что обучение – значимо и необходимо.

Но не каждый индивид склонен так считать. Это может объяснить теория адаптации. С ее позиций, только те знания, умения и навыки важны, которые позволяют приспособиться к окружающей среде и выжить. Знания, которые не имеют прямого отношения к выживанию, не вызовут должной мотивации, чтобы их получить. Роль обучения в развитии личности интересует тех, кто способен сотворить над собой усилие – не каждый индивид способен найти в себе нужное количество свободной энергии для того, чтобы выполнять не нужные с точки зрения Природы действия.

Практика показывает, что многие люди сопротивляются получению новых знаний. В школах подростков приходится буквально заставлять усваивать информационный минимум, который обещает им в будущем обеспеченную жизнь. Еще один феномен состоит в том, что есть достаточно большой процент людей, получающих образование ради формального аттестата, «корочки». Реальное содержание знаний их интересует мало, так как не несет практической пользы. Обычно это люди, имеющие низкий уровень осознанности, мало интересующиеся самопознанием. Профессия для них не представляет серьезного интереса, скорее она является средством обеспечить себя и свою семью.

В любом живом организме заложено стремление получить лучший результат посредством минимума усилий. Фактически, не для всех образование является абсолютным благом – однако каждый делает выбор сам, переступать ли ему через свою биологическую природу, или нет.

роль обучения в развитии личности

Второе высшее образование

Говорят, какое образование тебе действительно нужно понимаешь только после получения первого. Многие не задумываются о том, какова роль обучения в развитии личности, в чем заключаются их желания, выбирают вуз наобум. Не учитываются природные склонности и предпочтения. А факторы, которые, наоборот должны играть второстепенную роль, выдвигаются на первый план. Это престижность, желание родителей, выбор друзей, территориальная удаленность вуза. Получается так, что одаренные художники получают образование маркетологов, а физики превращаются в менеджеров.

Переменам в жизни препятствуют страхи – получение второго диплома здесь не исключение. Долгий процесс самопознания приводит к тому, что человек достаточно четко начинает представлять профессию своей мечты. Это приводит к терзаниям относительно того, что в юности был сделан неправильный выбор. Могут возникать страхи ошибиться еще раз. Но к большому счастью мы живем в России, а не в Китае, где с сотрудниками могут заключаться договора на пожизненный срок. Хороший антитезис для подобных сомнений – понимание, что от этого выбора зависит не так уж много. ВУЗ всегда можно поменять. Также мало обоснован страх не справиться с рабочими обязанностями и с учебной нагрузкой одновременно. ВУЗы, которые предоставляют второе высшее образование, достаточно лояльны и рассчитывают программы второго высшего образования для работающих студентов.

роль обучения в развитии личности

Роль обучения в развитии личности: вредные советы

Напоследок – несколько вредных советов. Как стать настоящим двоечником и пустить свое обучение (а вместе с ним и жизнь) в тартарары?

  • Влияние образования на развитие личности – не более, чем выдумки неудачников. Вместо того, чтобы заниматься, сплетничайте с друзьями о личной жизни. Более актуальная тема всегда быстро отвлечет вас от скучного урока по французскому;
  • Оставляйте домашние задания или выполнение других задач на последний день. Все это время мучиться по поводу своей пагубной привычки прокрастинировать;
  • Если вы учитесь, по минимуму общайтесь с преподавателями и учителями. Старайтесь обсуждать их с другими студентами, и уважать как можно меньше. Те, кто хотят получить хорошие отметки, должны и уметь качественно выполнять домашние задания, и ладить с преподавателями, быстро ориентируясь в ситуации. Но роль обучения в развитии личности велика только для отличников. Двоечники всего достигают сами, без постороннего участия;
  • Выделяйте маркером главное в конспекте. Нет, вы действительно полагаете, что этот самообман поможет вспомнить определение во время экзамена? Последние исследования показывают: информация откладывается в памяти только при ее многократном воспроизведении. Выделение маркером – это просто несколько лишних движений;
  • Считайте себя уже достаточно образованным и развитым человеком. Оставьте вопросы о влиянии образования на развитие личности для тех, кто еще должен попотеть над учебниками;
  • Никогда не делайте больше, чем от вас требуется. Чем вкладывать средства во второе высшее, повышение квалификации, репетиторов, лучше обзавестись хорошими запасами пива;
  • Если на вас накатывает волна депрессии или страха – отдавайтесь этим чувствам по максимуму. Лейте слезы, без конца думайте об одном и том же, и, ни в коем случае, даже не думайте о решении проблем. Пусть образование и его влияние на развитие личности будут для вас вопросами второго или третьего плана. Если же депрессии нет, смотрите пункт 4.

роль обучения в развитии личности

Вывод

Образование – один из самых важных процессов. Он затрагивает как материальную сферу жизни человека, так и его личностный рост. Роль обучения в развитии личности выражается в приобретении человеком особого понимания мира, которое несет каждый тип образования. Биолог, менеджер по продажам или программист будет видеть мир по-своему. Это видение закладывается при получении образования.

Источник