В чем причина нарушений в психическом развитии ребенка
Нарушение психического развития представляет собой психическое состояние, которое характеризуется замедленными темпами формирования личности и психических функций, а также нарушениями в умственной и познавательной способности.
Симптомы и причины нарушений психического развития
Нарушения психического развития проявляются наиболее часто в младенческом и детском возрасте. Эти психологические нарушения связаны с различными факторами, травмами и патологиями.
Основными причинами нарушений психического развития являются:
- наследственные патологии головного мозга;
- хромосомные заболевания;
- пороки головного мозга;
- эпилептический синдром;
- поражения и патологии центральной нервной системы;
- опухоли головного мозга;
- гидроцефалия;
- тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;
- наследственные эндокринные заболевания;
- соматические патологии;
- нарушения и заболевания органов чувств;
- отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.
Нарушения психического развития у детей проявляются в виде недоразвития, повреждений личностного развития и отсутствия самоопределения, невозможности умственного развития и проблем с познанием, психопатии и искажений (аутизм).
Наиболее серьезными причинами нарушений психического развития являются наследственные, биологические, социальные и психогенные факторы.
Нарушения психического развития у детей выражаются в значительном отставании в развитии от сверстников, замедлении психического становления, несоответствии в поведении и восприятии с возрастными нормами. Эти нарушения начинают проявляться с раннего возраста, и они часто связаны с мозговой дисфункцией.
При определении причин нарушений психического развития необходимо учитывать темперамент ребенка, наличие соматических и церебральных патологий, эмоциональное состояние и депривацию.
К биологическим причинам нарушений относятся патологии в период беременности, недоношенность, родовые и послеродовые травмы, соматические заболевания и мозговые травмы.
Нарушения психического развития могут быть вызваны социальными факторами, в том числе недостатком во внимании и отрывом от матери, социальной изоляцией, дефицитом воспитания, обучения и развития, неблагоприятными условиями в семье и обществе.
Типы нарушений психического развития
Нарушения психического развития классифицируются на несколько типов.
К основным типам нарушений психического развития можно отнести:
- дизонтогенез, в том числе поврежденное, замедленное и искаженное развитие;
- необратимое психическое недоразвитие;
- дисгармоничное психическое развитие;
- дегенеративное психическое развитие, связанное с эпилепсией и другими заболеваниями;
- патологическое психическое развитие, вызванное психическими и соматическими патологиями.
Также выделяют типы нарушений психического развития по шизофреническому процессу: асинхронию, ретардацию и умственную отсталость.
В некоторых случаях проявляются клинические формы нарушений, в том числе акселерация, инфантилизм, аутизм и соматопатия.
Отдельно в медицине выделяют нарушения психического развития, связанные с видом олигофрении – неосложненная, нейродинамическая, анализаторная и психопатическая форма.
Профилактика нарушений психического развития
Особое значение в препятствовании развитию психических нарушений выполняет комплексная система профилактических мер. Профилактику психических нарушений необходимо начинать проводить с регулярного осмотра и консультаций у педиатра, а также проверки психомоторных реакций у ребенка.
Состояние психического развития должны определять логопед, детский психолог, педиатр и дефектолог. Точный диагноз ребенка и тип нарушений психического развития можно определить с помощью диагностического обследования.
Профилактика нарушений психического развития основана на использовании специальных медицинских, педагогических, психологических и социальных методов проверки ребенка. Для создания правильной среды для психического развития используется благоприятное коррекционное пространство, в котором ребенок развивает познавательную функцию, логическое мышление и приобретает учебные навыки.
Важным фактором профилактики является соблюдение безопасности, а также проведение медицинских и педагогических консультаций с первых месяцев беременности.
После рождения ребенка и в течение первого года его жизни можно выявить первые признаки психических нарушений. Отсутствие реакций на звук и свет могут первыми признаками таких нарушений.
У детей дошкольного возраста нарушения психического развития часто проявляются в виде проблем с речью и письмом, отставании в моторном развитии и слабой памяти.
Для проведения эффективной профилактики нарушений психического развития необходимо исключить конфликты в семье, избегать физических и психологических травм во время беременности, а также следует создать благоприятную среду для развития ребенка.
Лечение нарушений психического развития
Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.
Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка.
В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.
При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести:
- коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации;
- коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи;
- сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки;
- аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия;
- релаксационные упражнения;
- лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития;
- физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры.
Важным этапом лечения нарушений психологического развития является индивидуальная учебная и развивающая программа для ребенка. Эта программа должна быть разработана педагогами и психологами, а в ее состав должны входить специальные интеллектуальные упражнения, художественные задания, музыкальные и хореографические занятия.
Видео с YouTube по теме статьи:
Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!
Источник
Группа
детей с нарушениями развития, по
статистическим данным, в среднем
составляет от 4,5 до 11% в зависимости от
того, какие нарушения учитываются [15].
В
последнее время появилась тенденция
к увеличению рождения детей с ОПФР. Это
объясняется несколькими моментами:
улучшение условий родовспоможения,
работы служб охраны здоровья матери и
ребенка, что обеспечивает лучшую
выживаемость даже детей с тяжелыми
пороками развития; значительные успехи
тех заболеваний раннего возраста,
которые в недавнем прошлом заканчивались
гибелью детей; более совершенные методы
диагностики; общество в развитых
странах повысило к обучаемости детей
требования.
Последнее
положение хорошо проиллюстрировал
Н.Н. Малафеев, выступая на конференции
«Интегративные тенденции современного
специального образования» (Минск,
2003г.). «Откуда берутся дети с особенностями
в развитии?» –
спросил Н.Н.Малафеев. Сам ответил: «От
наших реформ. До введения всеобщего
образования не было детей с легкой
интеллектуальной недостаточностью.
Появился стандарт, увидели, что дети
не могут освоить в общей массе при
единых методических подходах этот
стандарт, тогда стали открываться
вспомогательные школы. Утвердили
обязательное базовое образование –
получили детей с ЗПР. Если вдруг перейдем
на обязательное преподавание на
иностранном языке, абсолютно точно
появится еще одна группа с особыми
образовательными потребностями».
Почему
же рождаются дети с нарушениями развития?
Потому, что существуют вредные факторы,
действующие на мозг ребенка во время
внутриутробного развития, в момент
родов или в первые годы жизни. Эти
факторы нарушают процесс созревания
и нормального функционирования мозга.
В
специальной психологии причина
– это воздействие на организм внешнего
или внутреннего патогенного фактора,
вызывающего болезнь или отклонения в
развитии. Перечень подобных причин
необыкновенно велик. В происхождении
нарушений в развитии большую роль
играет как биологическая, так и социальная
детерминация.
Обычно
все многообразие патогенных
факторов делят на [5]:
наследственные
факторы (70-90%), действующие до зачатия
и поражающие половые клетки будущих
родителей;врожденные
– действующие уже на развивающийся
плод;приобретенные
– неблагоприятные воздействия,
поражающие ребенка в первые три года
жизни.
Наследственные
факторы
включают изменение
наследственных структур (генные и
хромосомные мутации). Распространенность
хромосомных болезней среди новорожденных
составляет — 0,5%. Большую роль играет и
возрастродителей.
Частота рождения детей с трисомиями
(трех одноименных хромосом вместо двух)
13,18 или 21 у женщин в возрасте 30-34 лет
составляет один случай на 510, в возрасте
35-39 лет 1 на 185, в возрасте 40 – 44 лет 1 на
63, а старше 45 лет 1 на 24. Частота трисомий
зависит и от возраста отцов. Основной
причиной возрастного фактора является
старение половых клеток, увеличение
частоты мутаций (из-за гормональных
нарушений, снижения устойчивости
хромосом к химическим мутагенам и т.д.)
Известно
более 400 врожденных
факторов.Во
внутриутробном периоде центральная
нервная система плода особенно
чувствительна, ее повреждения встречаются
часто и приводят в итоге к психическому
недоразвитию (70-90%). Частота
повреждений головного мозга у младенцев
в среднем составляет около 7% [5]. Среди
них степень и характер нарушений
психомоторного развития различны. От
1% до 3% составляют умственно отсталые
дети (по данным ВОЗ), 0,5% -дети с нарушением
поведения, расстройствами речи, нередко
выраженной моторной недостаточностью.
Около 2% дети с ДЦП.
Высокий
риск рождения детей с нарушениями
развития связан с гипоксией плода у
матерей, страдающих в тяжелой форме
хроническими заболеваниями:
сердечно-сосудистой недостаточностью,
болезнями печени и почек, сахарным
диабетом, болезнью щитовидной железы.
Эти болезни способствуют также
недоношенности и осложнениям во время
родов.
К
числу этиологических факторов относят
токсикозы беременных, иммунологическую
несовместимость крови матери и плода
по группе крови и резус фактору. Когда
у резус отрицательной матери резус
положительный плод, то это провоцирует
выработку антител в крови матери.
Антитела, проникают в кровоток ребенка,
разрушают его эритроциты, вследствие
чего выделяется билирубин, который
отравляет плод. Это в дальнейшем может
привести к умственной отсталости.
Встречается у одного из 150-200 новорожденных.
Внутриутробные
инфекциистановятся
причиной поражения центральной нервной
системы плода в 4-5% случаев тяжелой и
1% легкой умственной отсталости.
Организм человека формируется в основном
в первые три — четыре месяца внутриутробного
развития. Так, к примеру, в период от
трех до девяти недель формируется
сердце, от пяти до девяти — верхние
конечности, от восьми до двенадцати —
лицо, глаза, уши, нос и т.д. В первые три
— четыре месяца активно формируется
нервная система. Вот почему первый
триместр беременности наиболее опасный
и ответственный. Если беременная в этот
промежуток времени перенесла грипп,
краснуху, гепатит, токсоплазмоз,
цитомегалию, сифилис и др., то возможно
появление врожденных аномалий развития.
Это происходит потому, что возникают
воспалительные поражения головного
мозга плода вследствие различных
инфекционных заболеваний женщины. При
этом отмечается, что относительно легко
протекающие заболевания у матери могут
приводить к тяжелым поражениям плода.
Токсические
факторы (лекарства, алкоголь, курение,
пищевые отравления).Безусловно,
желателен полный отказ от лекарств
на
весь период ожидания малыша и кормления
его грудью. «Безобидное» снотворное
(талидомид) привело к трагедии в Европе:
несколько тысяч детей родились и живут
без пальцев, без рук или с изуродованными
руками и ногами. Куиноформ (препарат
от желудочно-кишечных заболеваний,
принимаемый беременными) в Японии
вызвал у многих новорожденных паралич
ног и потерю зрения. Пострадало около
20 тыс. человек. Противопоказаны мочегонные
средства. Антибиотики не только губят
микрофлору в организме, но часто
оказывают иммунодепрессивное действие
на организм женщины, что ведет к
преждевременным родам. Врачи
предостерегают: надо быть осторожными
с приемом пенициллина, тетрациклина,
аспирина, анальгина и т.д. Во избежание
неблагоприятных последствий для
развития ребенка необходимо оберегать
плод от пищевых
интоксикаций.
Продукты
сомнительной свежести следует исключать
из употребления. Значительно нарушает
внутриутробное развитие плода хронический
алкоголизм родителей,
особенно алкоголизм матери во время
беременности. В таких семьях умственная
отсталость встречается в 8-10 раз чаще,
чем в общей популяции. Неблагоприятное
воздействие оказывает курение
матери
во время беременности. Специальным
исследованием было установлено, что
вес ребенка при рождении у курящих
матерей в среднем на 200гр меньше, чем у
некурящих, ростом они ниже нормального[16].
В исследованиях последних лет также
доказано усиление риска гибели плода
при курении матери. Никотин, наркотики
могут вызвать судороги плода и
преждевременные роды.
Физические
факторы. Радиационные воздействия на
беременных женщин при диагностических
процедурах, терапевтических,
профессиональных, случайных рентгеновских
облучениях при катастрофе могут вызвать
аномалии развития. Наиболее часто при
этом наблюдаются пороки нервной системы,
глаз и черепа.
Механические
факторы. Травматические формы нарушений
развития наблюдаются при механических
травмах мозга и внутричерепных
кровоизлияниях. При этом происходит
локальная гибель нервных клеток. Особое
место занимает родовая травма, когда
наряду с механическими повреждениями
наблюдается нарушение мозгового
кровообращения и кислородное голодание
плода. Механические вибрации, связанные
работой на станках, машинах, тракторах,
разрушительно действуют на детородные
функции будущей матери.
Острые
и хронические эмоциональные стрессы.
Эмоциональный стресс сопровождается
выбросом гормонов тревоги в кровь
женщины, через пуповину они поступают
к плоду, что оказывается не безразличным
для него.
Влияние
недоношенности и переношенности на
психическое развитие ребенка определяется
не только недостатком массы тела, но и
продолжительностью беременности.
Частота неврологических и психических
нарушений у таких детей не менее 20%.
Среди
приобретенных причин выделяют
инфекционные и вирусные заболевания
в раннем детстве, которые способны
стать причиной отклонения в развитии,
тяжелые черепно-мозговые травмы,
состояния клинической смерти. Кроме
того, существенную роль оказывают
психосоциальные факторы.
Социальные
и культурные факторы.Условия,
в которых ребенок воспитывается в
раннем возрасте, во многом определяет
его дальнейшую жизнь. Препятствие в
развитии ребенка могут стать депривации,
в которых он не сможет приобрести
социальный опыт или этот опыт окажется
недостаточным.
Депривация
— психическое
состояние человека, возникающее в
результате длительного ограничения в
удовлетворении в достаточной мере
потребностей, необходимых для полноценной
жизни и развития [16]. Понятие депривации
сложилось в науке в середине двадцатого
века. Были выделены:
материнская
(эмоциональная) депривация, возникающая
в раннем возрасте в связи с недостаточными
контактами с матерью;сенсорная
депривация из-за лишения необходимой
для жизнедеятельности информации;социальная
депривация, вызываемая недостаточными
контактами с окружающей средой.
«Во
всех случаях депривации психическое
развитие ребенка не прекращается, но
он испытывает состояние душевного,
часто неосознаваемого страдания,
дискомфорта: по аналогии с недоеданием,
некоторые авторы определяют депривацию
как психическое голодание» [16,
с.65]. Наиболее
важные факторы депривации: недостаточность
и непоследовательность материнской
заботы с элементами пренебрежения;
икаженное воспитание психически
больными или отсталыми родителями;
дезорганизация семейной жизни в связи
с отсутствием отца или матери или их
антисоциальное поведение; социальная
изоляция семьи; неблагоприятные
материально-бытовые условия, невозможность
владения личными вещами – игрушками,
одеждой, постелью и т.д.[5].
И.А.Шаповал
выделяет следующие характерные
депривационные симптомы и симптомокомплексы:
задержка
и искажения интеллектуального развития
(от легких временных парциальных до
умственной отсталости, обеднения
познавательной сферы);эмоциональные
расстройства и искажения формирования
эмоций;волевые
нарушения (от снижения активности до
выраженной пассивности);коммуникативные
нарушения (от легких аутистических
тенденций до парааутизма как стойкого
состояния);двигательные
стереотипии и привычные действия в
бодрствовании (например, сосание
пальца, раскачивания, мастурбация и
т.п.);расстройства
инстинктивной сферы и функциональные
соматовегетативные проявления
(нарушения аппетита, сна и др.).
Глубина
и тяжесть симптомов индивидуальны в
зависимости от срока наступления
депривации, ее длительности и
интенсивности. Й. Лангмейер и З.Матейчек
выделяют внутренние условия депривации.
Одним из них является возраст. Установлено,
что первые годы жизни наиболее
чувствительны к депривационному
воздействию. Переживание депривации
зависит от пола ребенка – мальчики
более реактивны. Свою роль играют
конституциональные особенности психики
– уровень активности ребенка, регулярность
биоритмов, адаптивность, генетическая
предрасположенность к каким либо
психическим или соматическим заболеваниям,
которые могут провоцироваться условиями
депривации. Влияние
частичной депривации может сказаться
на тех детях, которые ослаблены
врожденными вредностями или рано
перенесенными болезнями, следующими
одна за другой.
Если
факторы биологического характера в
большей степени составляют поле
интересов клиницистов, то
социально-психологический спектр ближе
к профессиональной области педагогов
и психологов. Клинические исследования
показывают, что одна и та же причина
иногда приводит к совершенно различным
отклонениям в развитии. С другой стороны,
отличающиеся по характеру патогенные
условия могут вызвать одинаковые формы
расстройств. Это означает, что
причинно-следственные связи между
патогенным фактором и нарушенным
развитием могут носить не только прямой,
но и опосредованный характер. Таким
образом, конечный
эффект действия патогенного фактора,
то
есть конкретная форма нарушенного
развития (например, умственная отсталость,
ЗПР, детский церебральный паралич (ДЦП)
и т.д.) будет
зависетьне
только от него самого (например,
алкоголизм родителей, родовая травма
и т.д.), но и от
многообразных комбинаций опосредующих
переменных.К
числу таких переменных следует отнести
[14]:
преимущественную
локализацию
вредоносного воздействия,влияние
которого чаще всего избирательно, в
результате чего пораженными могут
оказаться самые различные структуры,
органы и системы;интенсивность
деструктивных условий, т.к. сила
воздействия патогенного фактора
напрямую определяет его конечный
эффект, выраженность того или иного
нарушения;экспозиция
(длительность воздействия), т.к.
чем дольше индивид испытывает на себе
влияние патогенного фактора, тем
тяжелее, в конечном счете могут оказаться
последствия;частота
является
важной характеристикой вредоносных
условий, т.к. даже если неблагоприятное
воздействие будет кратковременным и
достаточно слабым, при его частой
повторяемости вероятен коммулятивный
эффект, способный привести к серьезным
расстройствам в развитии.
Перечисленные
переменные относятся к характеристикам
самого патогенного
фактора. Однако
не меньшее значение имеют и собственные
свойства индивида, испытывающего на
себе подобное влияние. К
ним следует отнести:
возраст,
общая
закономерность в данном случае такова:
связь возраста и тяжести последствий
действия патогенного фактора обратно
пропорциональна, чем меньше ребенок,
тем хуже для него возможные последствия
различных вредностей;
компенсаторные
возможности,
которые с
неизбежностью вызывают реакцию
сопротивления со стороны защитных
систем, начиная с иммунной и заканчивая
сложными компенсаторными реакциями
в виде многообразных механизмов
психологической защиты.
Следует
выделить еще одну переменную, которую
нельзя отнести ни к свойствам патогенного
фактора, ни к качествам индивида.
Конечный эффект деструктивных условий
во многом определяется и тем, насколько
быстро и эффективно пострадавшему
будет оказана квалифицированная
помощь,
в том числе и психолого-педагогическая.
Все
сказанное означает, что результат
воздействия этиологического фактора
всегда существенно опосредован
сложнейшим сочетанием его характеристик
и свойств самого индивида. Например,
появится ли умственная отсталость у
ребенка в результате того, что его мать
перенесла грипп во время беременности,
зависит от того где локализуется
вредоносное воздействие, какой силы и
длительности будет заболевание, будет
ли оно повторяться, а также от того на
каком сроке беременности это произошло,
какие компенсаторные возможности у
плода, вовремя ли, качественно ли будет
оказана помощь.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник