Успешное обучение и развитие ребенка

Какие условия необходимо создать дома и в школе, чтобы ребенок лучше понимал учебный материал, был внимательнее на уроках и запоминал больше информации? Об этом рассуждает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга». Делимся его идеями, которые пригодятся и родителям, и педагогам.

Больше движения!

Элементарная зарядка по утрам, тренировки в спортивной секции или даже простые прогулки после школы помогут ребенку учиться гораздо успешнее!

С точки зрения эволюции наш мозг развивался в процессе труда и преодоления расстояния свыше 19 километров в день. Современные люди, как правило, ведут малоподвижный образ жизни. Но нам по-прежнему необходима активность.

Как показывают исследования, физическая нагрузка стимулирует работу мозга, помогает улучшить долговременную память, логическое мышление, внимание и способность решать новые задачи.

Физкультура делает нас умнее! Источник

Нагрузки не должны быть слишком интенсивными: переутомление может нанести вред познавательной способности. Опытным путем было определено, что золотая середина — получасовые занятия аэробикой три раза в неделю.

В ходе одного эксперимента дети занимались бегом по полчаса 2–3 раза в неделю. Уже после трех месяцев их когнитивные способности значительно улучшились.

Здоровый сон

Делать уроки или (тем более!) сидеть в социальных сетях допоздна — это очень плохая идея. Нашему мозгу необходим здоровый сон, чтобы успешно учиться.

Недостаток сна ухудшает умственную деятельность по всем возможным показателям: плохо влияет на внимание, рабочую память, математические способности, логическое мышление и моторику.

Самое интересное, что негативный эффект от регулярного недосыпания накапливается. Этот факт был детально исследован в научных экспериментах. В ходе одного из них время ночного отдыха ограничили шестью и менее часами. Через пять дней когнитивные способности испытуемых оказались такими же, как после двух суток без сна, то есть снизились на 60 процентов!

Маленькие группы

Существующая система образования не учитывает, что ученики одного возраста обладают разными интеллектуальными способностями. Ведь нейронные связи каждого мозга уникальны!

Ученики осваивают определенные знания за разное время и в разной степени. Когда детей много, преподавателю трудно уследить за всеми, поэтому должны существовать пределы количества обучающихся — чем меньше, тем лучше.

Чем меньше учеников, тем эффективнее обучение. Источник

Маленькие классы обеспечивают успешную работу уже просто потому, что педагог может наблюдать за каждым ребенком. Занимаясь с небольшой группой, учитель лучше видит, когда ученики ошибаются, работают ли они в полную силу и насколько хорошо был понят материал.

При прочих равных условиях меньшие по размеру классы создают более благоприятную для учебы атмосферу.

Сначала ключевая идея, потом детали

Памяти свойственно сохранять самое главное из того, с чем мы сталкиваемся. Детали же можно восстановить, если вспомнить суть.

Мозг лучше воспринимает обобщенные концепции, а не частности.

Разумеется, детальные знания имеют очень большое значение для успешного обучения в школе. Интересно, что запоминать подробности можно, опираясь на смысл.

Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо усвоил материал, не начинайте с деталей. Сосредоточьтесь на ключевой идее и выстраивайте подробности вокруг основных понятий.

Поддержание интереса

Внимание — это один из секретов высокой успеваемости. Оно неразрывно связано с интересом или важностью информации. Мы замечаем все необычное, непредсказуемое, отличающееся, вызывающее эмоции. Такие сигналы обрабатываются мозгом и запоминаются намного лучше, чем нейтральные.

Чем больше внимания мозг уделяет получаемым сигналам, тем лучше кодируется и, следовательно, сохраняется информация.

Одна из важнейших задач учителя — удержать внимание учеников. Источник

На среднестатистическом уроке обучающиеся теряют интерес примерно через 10 минут. Учитель должен учитывать эту особенность. По истечении 600 секунд необходимо привлечь внимание детей эмоционально значимым стимулом, связанным с темой, — ярким образом, новостью, показательным примером, рассказом на злобу дня, историей, анекдотом или шуткой.

Маленькие смысловые блоки

Большинство преподавателей вываливают на своих учеников чересчур много информации и дают слишком мало времени для ее переваривания. Специалисты, хорошо разбирающиеся в своей теме, просто забывают, каково быть новичком.

Чтобы улучшить процесс обучения, педагог должен преподносить информацию небольшими порциями, давая детям отдых между смысловыми блоками урока. На одну идею можно потратить 10 минут. За это время необходимо сформулировать конкретный тезис, а затем ясно, точно и подробно объяснить связь между деталями и основной концепцией. Потом желательно воспользоваться ловушкой для поддержания внимания (см. предыдущий пункт) и плавно перейти к следующей мысли.

Однозадачность

Понаблюдайте, как ребенок выполняет домашнюю работу. Он слушает музыку и ведет активную переписку с друзьями? На компьютере открыто сразу несколько окон и программ, не имеющих отношения к учебе? Разумеется, в такой обстановке трудно сконцентрироваться на задании.

Ребенок должен делать уроки, не отвлекаясь на посторонние вещи. Источник

Ученые доказали, что мультизадачность — это миф. Мозг не способен уделять внимание одновременно нескольким разным вещам. Невозможно оставаться сосредоточенным и качественно обрабатывать информацию, перескакивая от одного дела к другому.

Постарайтесь сделать так, чтобы учащегося окружало как можно меньше отвлекающих факторов, — и его результаты точно улучшатся.

Повторение

Ученики забывают 90 процентов того, что изучают в классе, в течение 30 дней. Причем бо́льшая часть информации улетучивается из головы в первые часы после урока.

Продлить срок хранения информации можно путем ее планомерного воспроизведения через определенные промежутки времени. Количество повторений и интервал между ними критически важны для перехода из кратковременной памяти в долговременную.

В идеале пройденный материал нужно повторить еще два раза в течение суток (лучше сделать это в первые часы после урока). Потом необходимо вернуться к информации через три или четыре дня.

Для окончательного закрепления знаний желательно повторять определенные темы раз в полгода. С учетом прогресса содержание обзорного материала можно корректировать. Такой подход занимает много времени, но приносит огромную пользу при изучении любого предмета, особенно иностранных языков.

В момент обучения память непостоянна — повторения делают ее более надежной.

Снижение уровня стресса

Выброс гормонов стресса (адреналина и кортизона) — это защитная система организма. Она предназначена для включения моментальной реакции на серьезную, но кратковременную угрозу для жизни.

Однако в современном мире стресс зачастую измеряется не секундами встречи с реальной опасностью, а часами, днями и месяцами психоэмоциональных нагрузок. В этом случае гормоны отравляют наш организм.

По возможности защищайте ребенка от воздействия стрессовых факторов.Источник

Слишком сильный и продолжительный стресс вредит обучению. Дети, страдающие от нервного напряжения, не очень успешны в математике и языках. Их память гораздо слабее, чем у других. Они хуже обобщают и адаптируют имеющуюся информацию к новым сценариям. Им трудно сосредоточиться.

В экстремальных условиях гормоны стресса способны даже повредить ткани головного мозга!

По наблюдениям исследователей, дети, которые постоянно наблюдают ссоры родителей или испытывают сильное психологическое давление, демонстрируют более низкую успеваемость, чем их сверстники, живущие в спокойных условиях. Так что один из важнейших факторов успеха в учебе — стабильная эмоциональная ситуация дома и в школе.

Мультисенсорная среда

Чем больше органов чувств задействовано во время учебного процесса, тем лучше запоминается информация.

В ходе экспериментов, которые проводил когнитивный психолог Ричард Майер, группы, работавшие в мультисенсорной среде, всегда демонстрировали лучший результат, чем те, кто получал информацию только по одному каналу (например, через слух или зрение).

Если хотите, чтобы ребенок лучше усвоил тему, представьте информацию не только в вербальной, но и в визуальной форме. Один из эффективных методов — использовать анимацию совместно с устным повествованием. При этом важно соблюдать принцип согласованности: посторонний материал лучше исключить.

Подумайте, как еще можно задействовать зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные стимуляторы в сочетании с традиционными способами подачи материала.

Поощрение врожденного любопытства

Дети рождаются с неутолимой любознательностью и сильным желанием изучать мир. Они с удовольствием пробуют новое, анализируют предметы и их свойства, ставят опыты (сначала незатейливые, потом более сложные).

Каждый ребенок — исследователь от природы. Все, что от вас требуется, — поощрять его стремление к познанию.

Поддерживайте в ребенке огонь любопытства и жажду совершать открытия. Источник

Нужно создать такие условия, чтобы ученик мог активно тестировать окружающую среду, следовать зову своего мозга, экспериментировать, наблюдать, делать собственные открытия, приобретать знания в процессе игры, применять теорию на практике и получать удовольствие от этого процесса.

По материалам книги «Правила мозга»

Источник

Мир не стоит на месте. С невероятной скоростью развиваются информационные, медицинские, космические технологии. То, что ещё вчера казалось фантастикой, сегодня становится реальностью. Меняется наш мир, меняемся и мы сами. Появляются новые профессии, новые компетенции, устаревает то, что мы считали важным и незыблемым.

Люди будущего, какие они? Какие профессии будут востребованы через 15-20 лет? Как воспитать успешного в будущем ребёнка? Ответы на эти вопросы вы найдете в этой статье.

Содержание:

Профессии будущего

В 2014 году Московская школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив выпустили альманах под названием «Атлас новых профессий», где были описаны перспективные отрасли и профессии на ближайшие 15-20 лет.

Наиболее востребованными в ближайшем будущем, по мнению авторов, окажутся специалисты в следующих отраслях:

  • биотехнология;
  • IT-медицина;
  • энергогенерация и накопление энергии;
  • нанотехнология;
  • космобиология и космогеология;
  • робототехника и машиностроение.

В остальных отраслях авторы «Атласа» предполагают появление новых профессией, таких, как киберследователь, цифровой лингвист, тренер по майнд-фитнесу, дизайнер эмоций и других, на первый взгляд, не менее фантастических профессий.

Какими же навыками и компетенциями должны обладать профессионалы в этих сферах?

Главные качества успешного человека

Чтобы быть успешным в любой из этих областей, человек должен обладать рядом необходимых качеств. Вот 10 компетенций будущего, развитие которых поможет ребёнку стать востребованным специалистом:

  1. Умение самостоятельно рассуждать, анализировать, не используя готовые шаблонные решения; обладание критическим мышлением.
  2. Умение отстаивать собственную точку зрения, даже находясь в меньшинстве, приводить весомые аргументы.
  3. Стрессоустойчивость, адекватная реакция на проигрыши и неудачи, умение делать правильные выводы на их основе.
  4. Коммуникабельность, умение найти подход к любому человеку, оценить его сильные и слабые стороны.
  5. Развитый эмоциональный интеллект.
  6. Мобильность, быстрое реагирование на изменяющиеся условия.
  7. Способность работать в режиме многозадачности и грамотно планировать свои действия.
  8. Стремление к развитию и личностному росту.
  9. Психическое и физическое здоровье, положительное отношение к здоровому образу жизни.
  10. Творческий подход, умение принимать нестандартные решения, креативность.

7 серьёзных ошибок в воспитании успешного человека

Раннее развитие

Рассказывает мама Олеси: «Как только дочке исполнилось три года, я решила заняться её развитием. Отдала в кружок «Смышлёный малыш» (они там сейчас уже буквы стали проходить), сама английским с ней занимаюсь, в детском саду записала её на вокальную студию. Ещё хочу в гимнастику отдать. Ну, а что? Ребёнок ведь развивается».

Тема раннего развития стала популярна среди родителей в последние 10 лет. Многие считают: чем раньше начать развитие ребёнка, тем больше у него шансов стать успешным в будущем. Однако их мнение не разделяют нейрофизиологи и психологи. Первые предупреждают о том, что мозг созревает постепенно, и трёхлетние дети ещё не готовы к изучению ни русского, ни, тем более, английского алфавита. Вторые утверждают, что в погоне за интеллектуальным развитием будет страдать эмоциональный интеллект ребёнка. К тому же перегрузка нервной системы может повести за собой частые простудные заболевания, плохой сон и энурез.

Большое количество дополнительной нагрузки в период школьного обучения

Рассказывает мама Ромы: «Мой ребёнок после школы не сидит без дела: сначала у нас кружок по шахматам, потом бассейн. Домой приходим в 9 вечера, а ведь ещё уроки не выучены, вот сидим до 12, учим. Только сын в последнее время странный какой-то стал, нервный, спит плохо и учиться хуже стал».

В продолжение темы раннего развития. Те мамы и папы, кто позволил ребёнку спокойно развиваться и не перегружал его в дошкольном возрасте, наверстывают всё в школе. Отдают ребёнка с первого класса во всевозможные кружки и секции, забывая о том, что сначала должен завершиться процесс адаптации к школьному обучению. Ребёнок должен привыкнуть и к новым требованиям, и к новым детям и взрослым, и к самой организации школьной жизни. Иначе его мозг просто не справится с такой нагрузкой.

Лучше решить вместе с ребёнком, что у него действительно хорошо получается, и куда он хочет ходить после школы, оставляя при этом время на подготовку домашних заданий.

Излишняя требовательность

Рассказывает мама Егора: «Целый вечер учили с сыном басню Крылова «Ворона и лисица». Сказала ему, чтобы вышел завтра к доске и рассказал всё на пятерку. На следующий день Егор дает мне дневник, а там двойка! Сказал, что забыл начало басни, испугался спросить у учителя и сказал, что просто не выучил».

Многие родители грешат чрезмерным контролем и давлением на детей в процессе погони за хорошими оценками. В итоге ребёнок, чтобы не огорчать маму и папу, стремится получать не знания, а хорошую отметку в журнале. У требовательных родителей дети нередко страдают повышенной тревожностью и заниженной самооценкой.

Развитие в угоду амбициям родителей

Рассказывает мама Оли: «Я всю жизнь мечтала стать гимнасткой, поэтому отдала дочь в профессиональный спорт. У неё, конечно, плохо получается, тренер совсем не хвалит, предлагает подумать о смене секции. Столько денег отдала, а результата никакого. Постоянно говорю ей, что она просто плохо старается».

Сколько детей стало заложниками нереализованных родительских желаний! Мамы и папы, мечтая видеть в детях великих артистов, спортсменов или учёных, забывают о реальных достижениях и способностях ребёнка. В итоге – разочарование и злость за «неоправдавшего надежды» сына или дочь.

Сравнение с другими детьми

Рассказывает мама Насти: «Никогда не думала, что моя Настя будет такая. Вот у подружки дочка: и буквы уже знает, и читает, и примеры решает. А моя с трудом цифры-то запомнила! А читать, наверно, только к пятому классу выучится».

У каждого ребёнка – свой темп развития и свои способности. Кто-то быстрее осваивает счёт, кто-то научился читать в 4 года, а кто-то поражает своими музыкальными способностями.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими. Этим вы лишь навредите его самооценке и разовьёте чувство неполноценности. Даже если у ребёнка что-то пока не получается, старайтесь акцентировать внимание на его сильных сторонах.

Ожидание быстрых результатов

Рассказывает папа Олега: «Отдал сына в секцию баскетбола. Месяц ходил, и ничего, никакого прогресса. Только выучился мяч от стенки отбивать. Посмотрел я на это и забрал его оттуда. Потерянное время и деньги».

Ещё одна из распространенных ошибок родителей – неготовность к длительному освоению ребёнком новой деятельности. Мамы и папы ждут, что ребёнок всё схватит на лету, педагоги будут его постоянно хвалить и ставить всем в пример.

Отсутствие самостоятельности

Рассказывает мама Светы: «С моей Светой – прямо беда какая-то! Девчонке 15 лет. Говорю ей вчера «Дочка, ты уже взрослая, пора маме и по дому помогать», а она на меня глаза вытаращила и говорит «Мам, ты же сама всё делаешь, зачем тебе я?»

Родители из благих побуждений стараются оградить ребёнка от домашней работы и бытовых дел, тем самым лишая его возможности проявить самостоятельность и взять на себя ответственность за результат своего труда. А потом удивляются, почему повзрослевший сын или дочь не хотят элементарно убрать за собой посуду. Запомните: чем больше у ребёнка самостоятельных дел, тем уверенней он себя чувствует.

Как воспитать успешного в будущем ребёнка?

Советы родителям

  1. Первый и главный совет – ребёнок вырастет успешным, счастливым только в атмосфере любви и доверия. Принимайте ребёнка со всеми его недостатками и особенностями, дарите ему любовь и поддержку.
  2. Будьте примером для сына или дочери. Вы никогда не привьете ребёнку любовь к чтению, если в вашем доме нет книг, а вас он видит только с гаджетами в руках.
  3. Интересуйтесь жизнью ребёнка. Не тем, что он ел на обед и спал ли днем, а какие события произошли за день, что его порадовало, а что огорчило. Спрашивайте, с кем сегодня ребёнок играл, а с кем, может быть, поссорился.
  4. Учите справляться с неудачами, не обесценивая при этом переживания ребёнка: «Вижу, ты расстроен из-за того, что твоя любимая машинка сломалась. Когда успокоишься, мы вместе придумаем, как можно её починить». Отрицательный опыт – это опыт, необходимый для достижения будущих целей.
  5. Поддерживайте малыша в освоении новой деятельности, создавайте условия для саморазвития. Для этого лучше не преподносить ребёнку готовые ответы, а стимулировать его мышление вопросами «Как ты думаешь, почему?». Любопытство – лучшая мотивация для получения новых знаний.
  6. Приучайте ребёнка к здоровому образу жизни, занятиям спортом. И лучше это делать на собственном примере.

Возьмите за правило каждую неделю посещать с ребёнком новое место в городе, исследовать его, знакомиться с архитектурой и достопримечательностями.

Как помочь ребёнку добиться успеха в школе?

Все без исключения родители хотят, чтобы их ребёнок хорошо учился в школе, дружил с одноклассниками и был предметом гордости для учителей. Но может ли дать современная школа все необходимые навыки и компетенции для успешного будущего?

Если сравнить методику обучения математике в России и, например, в Японии, можно увидеть интересные различия. Российские школьники проходят на уроке новую тему, решают задачу – для самостоятельной работы им дается подобная задача, но с другими искомыми данными. В качестве домашнего задания они получают задачу такого же типа и решают её способом, изученным на уроке. Японские же школьники после изучения новой темы на уроке получают на дом задачи, которые они должны решить несколькими способами. Самую высокую оценку получает тот ученик, который подобрал большее количество способов решения задачи.

В этом примере демонстрируется развитие у школьников самостоятельности, критического мышления и умения отстаивать собственную точку зрения. К сожалению, российская система образования не может похвастаться такими результатами, тем более, с введением ЕГЭ и ГИА.

Если родители хотят помочь своему ребёнку добиться успеха и овладеть всеми необходимыми навыками в процессе школьного обучения, им нужно обратить внимание на следующие моменты.

  • В погоне за хорошими оценками можно «случайно» развить у ребёнка «синдром отличника», который доставит ему немало проблем во взрослой жизни. Акцентируйте внимание на знаниях, получаемых ребёнком, а не на отметках в дневнике.
  • «Ребёнок не хочет учиться» – основной запрос к психологу родителей школьников 10-16 лет. Всему есть причина, найдите свою: повышенная загруженность ребёнка кружками и секциями, отсутствие контакта с учителем, травля в классе, непонимание предмета или подростковая влюбленность.
  • Психолог Михаил Лабковский категоричен: «Не надо делать с ребёнком уроки! Собирать с ним портфель тоже не надо! Вы и отношения с ребёнком испортите, и результат получите отрицательный».

Родителям важно запомнить: чем больше сфер жизни своего ребёнка они берут под свой контроль, тем меньше шансов у их сына или дочери проявить самостоятельность, а, следовательно, добиться самому успеха и получить нужный опыт для успешного будущего.

  • В случае конфликтов с одноклассниками и учителями дайте ребёнку возможность самому разрешить неприятную ситуацию. Если ситуация ухудшилась, появилась травля – берите дело в свои руки.

Школа – это еще одна ступенька на пути к успешному будущему вашего ребёнка. Постарайтесь, чтобы эти годы прошли для него благополучно и с пользой.

Помните, дорогие родители: успешное будущее ребёнка – в ваших руках. Но здесь, как и в медицине, главный принцип – не навреди. Не навредите своему ребёнку советами, контролем, завышенными требованиями и собственными амбициями. Пусть он получает новые знания, приобретает новые навыки, самостоятельно получает важный для него опыт. И тогда он станет счастливым и уверенным в себе человеком, которого непременно ждет успех в будущем!

Автор статьи – Нина Сускина

Педагог-психолог

Источник