Условия в дополнительном образовании для развития личности ребенка
Формирование единого образовательного пространства, как условие
развития личности ребенка в дополнительном образовании.
О.Г. Галич , педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Юность» г. Белгорода
A very important area of pedagogical activity is the formation of a democratic mechanism of children’s self. The result of the work in this direction is demonstrated clearly in each shift.
The problem of development of creative personality in the process of education and learning is one of the significant problems of modern Russian society.
Успех в учении – единственный источник
внутренних сил, рождающий энергию
для преодоления трудностей,
желания учиться.
В.А. Сухомлинский
Цитируя высказывания Василия Александровича Сухомлинского, методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.
Задачей развития творческой личности в процессе воспитания и обучения является одной из значимых задач современного российского общества. Работая в сфере дополнительного образования, на протяжении более пятнадцати лет, на своем опыте работы, я вижу какими прогрессивными «шагами» движется образование. Оно вышло на такой уровень, когда педагогические коллективы образовательных учреждений стали волновать не только процесс выпуска учащегося, процесс обучения, но и успешность выпускников в дальнейшей жизни за пределами образовательных учреждений, а также, успешность во время получения знаний. И конечно же встает проблема создания благоприятных условий в едином образовательном пространстве дополнительного образования, способствующем проявлению природных задатков учащегося и их развитию в общие или специальные способности.
Поэтому, почувствовав требование времени в поколении грамотных, творческих, активных детей, в структуре дополнительного образования разработана генеральная цель на основе целевых и ценностных ориентаций по становлению такой личности – создание каждому ученику ситуаций успеха.
Тенденции развития современного общества требуют инновационного подхода к образовательной подготовке учащихся. Основными задачами образования сегодня является формирование надпредметных (самообразование, способы творческой деятельности и т.д.) и социальных компетенций ( коммуникативности, личной и гражданской активности и т.д.), развитие личностного неманипулируемого самосознания учащихся. Бесспорно, реализация данных задач требует индивидуального или индивидуализированного образования, что, несомненно, связано с пересмотром подходов к его структуре и содержанию. Помимо того, что искусственное разделение целей и методов единого образовательного процесса на обучение и воспитание приводит к низкой эффективности обеих составляющих, позволило создать систему взаимодействия, преемственности в работе школы и сферы дополнительного образования. Ведь для успешного обучения необходимы определенные качества личности, формирующиеся в процессе воспитания. А успешного воспитания и создания условий саморазвития необходимы рефлексивные и интеллектуальные навыки и умения – рассуждение, сопоставление, анализ и т.д. Исходя из этого, обучение должно быть воспитывающим, а воспитание обучающим. Поэтому социально- значимые программы, которые реализует дополнительное образование (для примера взята деятельность центра дополнительного образования МБУ ДО «Юность» г.Белгорода) имеют цель- формирование и развитие индивидуальных и социальных качеств личности. Наиболее полно, плодотворно и эффективно такое взаимопроникновение происходит в личностно- значимых для учащихся совместной с педагогами продуктивной деятельности, опирающихся на их сотрудничество. Зафиксировано, что наблюдается смещение акцента с применения педагогами репродуктивных форм на продуктивные.
К позитивным изменениям на протяжении определенного периода можно отнести заметное обновление образовательной деятельности, насыщение ее элементами народной, отечественной и мировой культуры с целью формирования гражданственности, патриотизма, этнической толерантности и межкультурной компетентности детей. На своих занятиях в процессе нравственного воспитания, большими показателями для меня как для педагога в процентных соотношениях наблюдается эмоциональный подъем, заинтересованность учащихся, поиск самостоятельного накопительного материала.
Несомненно, большой образовательный потенциал имеет интеграция дополнительного образования, на основе активных деятельностных форм, максимальное разнообразие досуговой деятельности позволяет нам как педагогам создать непрерывное пространство культурного развития участника программы смены. Использование нашими педагогами дополнительного образования интерактивных методов (проектная, исследовательская деятельность, деловые, ролевые, игры, дискуссия, ИТК и др.) способствуют формированию у участников программ компетентности в решении проблем, умению работы в команде, творчества, эмпатии и множества других свойств личности, создающих предпосылки будущей благополучной социализации.
Очень важным направлением педагогической деятельности является формирование демократического механизма детского самоуправления. Результат работы в данном направлении демонстрируется наглядно в каждой смене: участники смены, находя для себя интересное дело, реализуют свои возможности, самоутверждаются, приобретают умения решения вопросов и конфликтов, организации и коммуникации, то есть компетенции необходимые во взрослой жизни. И как педагогу мне со стороны отрадно наблюдать, что «бывшие» учащиеся в дальнейшем продолжили процесс обучения- развития, одаренность и талант, тяга к прекрасному, рука об руку пошли вместе с ними в их уже взрослую жизнь- в институты и академии.
Индивидуализация педагогического процесса реализуется в содержании профильного обучения, целью которого стало создание системы профильного обучения в условиях временного детского коллектива, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию старшеклассников с учетом их образовательных потребностей. Элективные занятия, реализуемые учителями и педагогами дополнительного образования в профилях (гуманитарный, социально-экономический, художественно-эстетический, естественно- научный) различаются методикой, но во всех случаях они характеризуются интегративностью и продуктивным способом освоения учащимися. Занятия по выбору становятся средством создания пространства индивидуальной деятельности и завершаются созданием образовательного продукта. Совместная творческая работа меняет стиль отношения между педагогом и учеником. Педагог перестает быть носителем и транслятором, а становится консультантом, помощником, организатором самостоятельной деятельности учащихся ( об этой положительной динамике свидетельствуют процентный коэффициент проводимого мониторинга).
Учеными подчеркивается, что «дополнительное образование- это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. В Концепции модернизации российского образования до 2010 года подчеркивается роль учреждений дополнительного образования как одного из определяющих факторов развития способностей, склонностей, интересов, социального и профессионального самоопределения учащихся, что способствует их самактуализации. Самое главное для наших учащихся – это продемонстрировать то, чему они научились( на конкурсах, концертах, на выставках, в спортивных соревнованиях и т.д.). План деятельности нашего коллектива педагогов дополнительного образования насыщен всевозможными мероприятиями, конкурсами, которые предоставляют возможность проявить себя каждому ребенку, создаются условия для создания атмосферы творчества, самовыражения всех учащихся. Все педагоги, дают понять каждому ребенку, что каждый из них неповторимый и талантливый. И ребенок осознает, что при его желании он может быть успешен в своем увлечении. Моя работа как педагога по личностно-ориентированному нравственному воспитанию учащихся опирается на вариативное использование методов, приемов и форм эстетического воспитания, пробуждение у детей активной позиции в воспитании красоты окружающего мира.
Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию. Поэтому как педагог я стараюсь применять разнообразные, необычные приемы обучения, обеспечивающие формирование учебных и общеучебных умений учащихся, рост творческого потенциала, познавательных мотивов, которые во взаимодействии дают обогащение форм со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, как и предполагает ФГОС второго поколения.
Литература
- Белкин А.С. Ситуация успеха: Как ее создать. – М.: Просвещение, 1991.
- Ларионова И.А. Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель-ученик»: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996.
- Строкова Т.А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении// Одаренный ребенок. – 2003. — №6. – С.45-51.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. Издание 6-е. – Москва: Политическая литература. 1998.
Источник
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества «Созвездие»
муниципального образования Усть-Лабинский район.
Доклад на тему:
«Роль дополнительного образования на формирование личности ребёнка».
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Булан Юлия Владимировна
2016 г.
В настоящее время неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является система дополнительного образования.
Какую же роль играет дополнительное образование в формировании личности ребёнка? Дополнительное образование детей – «неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг, как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях».
При этом дополнительное образование нельзя рассматривать лишь как механическую надстройку базового образования, призванную усилить его компенсаторные и адаптационные функции с учетом социально-экономических и учебно-технологических потребностей. Система дополнительного образования является важным условием для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.
Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом преимуществ по сравнению с основным.
1. Быстрое реагирование на изменение спроса в образовательных услугах, удовлетворение потребностей общества, родителей и детей.
2. Гибкий (творческий) подход к формированию содержания образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» дополнительное образование детей не является действующим в рамках стандартов, оно разнонаправлено и определятся лишь интересами ребенка, его потребностями.
3.Глубокая реализация уровневой и профильной дифференциации содержания образования.
4. Глубокая реализация индивидуального подхода в обучении. В группах 10 – 12 учащихся – это позволяет персонифицировать темпы и объемы усвоения программ дополнительного образования.
5. Глубокая реализация деятельностного подхода в обучении. Основное содержание дополнительного образования детей – практико-ориентированное: ребенок действует в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т.д. Целью обучения при таком подходе является не вооружение детей конкретными знаниями, не их накопление, а формирование умения использовать эти знания.
6. Возможность организации психологического сопровождения в развитии личности ребенка. Психологическая помощь ребенку в процессе социализации обеспечивает гармонизацию отношений ребенка и общества.
7. Возможность допрофессиональной и профессиональной подготовки детей. По данным специалистов, более 60% детей не имеют ярко выраженных склонностей, интересов к профессиональной деятельности. Только раскрыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.
8. Возможность обучения, допрофессиональной и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями.
9. Возможность свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
10. Возможность развития дистанционной формы обучения.
11. Современная техническая база учреждения дополнительного образования детей.
Анализ исследований учёных Л. М. Андрюхиной, А. Г. Асмолова, О. Е. Лебедева позволяет определить принципы построения образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей:
принцип гуманизма – утверждение ценности общекультурного человеческого достоинства, внимания к историческим ценностям, их значимости для развития искусства, науки, культуры;
принцип детоцентризма – приоритетность интересов ребенка, превращение его в равноправный субъект образовательного процесса;
принцип демократизма – право каждого ребенка на выбор своей траектории развития;
принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности воспитанника, единство человека и социокультурной среды, адаптацию детей к современным условиям жизни общества;
принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
принцип дифференциации и индивидуализации образования – выявление и развитие склонностей, способностей в различных направлениях деятельности, обеспечение развития детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и интересами;
принцип творчества – развитие творческих способностей детей; · принцип системности – преемственность знаний;
принцип сотрудничества – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
Дополнительное образование детей разнонаправлено и вариативно. К числу наиболее перспективных направлений дополнительного образования детей относятся следующие: научно-техническое, естественнонаучное, эколого-биологическое, социально-педагогическое, культурологическое, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое.
Дополнительное образование – это условие для личностного роста ребенка в условиях непрерывного образования, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности,
В. А. Березина отмечает: «…отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, …и другой образовательной деятельности».
Учреждение дополнительного образования детей, по мнению И.А. Щетинской, представляет собой «особое образовательное пространство, где осуществляется специальная образовательная деятельность по развитию индивида, расширяются возможности его практического опыта. Оно является пространством творческого освоения новой информации, формирования жизненных умений и способностей, на которые школа не ориентирована».
Таким образом, современное дополнительное образование – это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в информационном обществе.
Источник
Гришаков Д. Ю.
педагог дополнительного образования
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц».
Дополнительное образование как система развития
способностей детей.
Возрастные изменения в развитии личности – есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. В условиях обучения и воспитания детей они оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность. Дети младшего школьного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности. Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной деятельности.
Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.
Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.
Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.
Основными характеристиками познавательной активности являются:
— естественное стремление школьников к познанию;
— положительное отношение к учебе;
-активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата; — проявление воли в процессе овладения знаниями.
Но не всегда общеобразовательные учреждения в состоянии создать необходимые условия для развития всех этих компонентов в должной степени, тогда как учреждения дополнительного образования (УДО), имеющие в своей основе принципы добровольности, выбор условий обучения, возможность более активного взаимодействия с педагогами и сверстниками, обладают дополнительными резервами для развития всех основных характеристик познавательной активности практически любого ребенка.
С 1992 г. в Российской Федерации осуществляется процесс эволюционного преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования детей располагают значительными возможностями для развития познавательной мотивации обучающихся.
Значителен педагогический потенциал дополнительного образования. Оно выступает как мощное средство развития личности. В его процессе неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно складывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Участие в различных видах деятельности дополнительного образования способствует самореализации личности, стимулирует ее к творчеству.
Своеобразие дополнительного образования состоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечение, праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей, а также дальнейшей их социализации в обществе.
Дополнительное образование как правопреемник внешкольного воспитания сохраняет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребенком представлений о самом себе и об окружающем мире. Свобода выбора формы образования дополняется свободой самостоятельного принятия решений в выборе любимого дела всей жизни, что в дальнейшем помогает в профессиональной ориентации.
Основное внимание в системе дополнительного образования детей сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения; развития видов деятельности, удовлетворяющих самые разнообразные интересы; совершенствовании личностно-деятельностного характера образовательного процесса, способствующего развитию стремления личности к познанию и творчеству, профессиональному самоопределению и самореализации.
Дополнительное образование индивидуализирует образовательный путь ребенка в рамках единого социо-культурного и образовательного пространства страны. Отсюда вытекают требования к ориентации программ дополнительного образования детей на:
— динамичность образовательного процесса как социального явления;
— стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способностей к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;
— активное усвоение содержания образования, прогнозирование его применения в различных ситуациях;
— обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение этого опыта с исторически сложившейся системой ценностей;
— самостоятельную оценку ребенком тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения.
Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся — телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью, в этом случае, становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало. Такой подход требует от учреждения дополнительного образования (УДО) достижения своих целей в обучении и развитии учащихся и развития самого себя как субъекта развивающегося образования.
Социальная функция УДО направлена на удовлетворение:
а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке
культуры, образования и здоровья населения);
б) родительского спроса (представления о том, что необходимо или что
недостает их ребенку: занятость по времени, предпрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье);
в) детского спроса — удовлетворение потребности познавательного и личностного развития (общение, досуг и времяпровождение), детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка;
г) экономического спроса — возможность заработка (основного, дополнительного, с неполным рабочим днем и т.д.) для взрослых и предпрофессиональная подготовка для детей;
д) правоохранительного спроса — профилактика девиантного и асоциаль-
ного поведения детей.
Психологическая функция УДО:
а) развивающая — создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей (реализация детских интересов, приобретение умений и навыков). Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в УДО и в плане развития, и в плане самоутверждения;
б) социализирующая — общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе — попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий и взаимодействий;
в) компенсаторная — психологическая компенсация неудач в семье, в школе
г) релаксационная — возможность отдохнуть от жесткой регламентации
поведения в семье и в школе;
д) консультационная — для педагогов, родителей и детей.
Образовательная функция УДО:
а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополни-
тельным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений;
б) профессиональное самоопределение и преддверие профессионального
образования (например, дизайн-студия, фотостудия, авиа-, авто-, судомоделирование);
в) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес каждого ре-
бенка.
Отсутствие обязательного образовательного стандарта в УДО дает возможность педагогу не ставить акцент на результативной стороне учебного процесса, а строить обучение по принципу — процесс ради процесса, учение ради учения, т.е. следовать природе познавательного развития ребенка.
Для УДО характерна разнородность контингента учащихся по таким индивидуально-психологическим различиям, как явные и потенциальные (скрытые) способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные (социально-половые) и другие стороны индивидуального развития. Это предъявляет к организации учебно-воспитательного процесса в УДО особые требования.
Учебные программы и методы педагогической работы, за небольшим исключением, уже не могут быть ориентированы строго на определенный вид и уровень развития способностей учащихся Напротив, они должны создавать условия и для развития детей, как с проявившимися и достаточно развитыми способностями, так и для проявления способностей у детей, которые еще «не нашли себя», не проявили своих интересов и способностей.
Ведущими для раскрытия и всестороннего развития творческих возможностей ребенка являются три основных фактора: познавательная, личностная, творческая активность. Имеющийся в литературе коллективный психологопедагогический опыт показывает, что наилучший успех в обучении и социальном развитии учащихся может быть достигнут лишь тогда, когда учебная программа и методы ее реализации соответствуют интеллектуальным и творческим потребностям этих детей, а также особенностям их личностного развития.
Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческого объединения как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей, личностных качеств и т.д. Это предъявляет определенные требования к содержанию и методике учебной и воспитательной работы с детьми.
Попробуем выделить некоторые подходы к содержанию и методике учебно-воспитательной работы с учащимися детского объединения дополнительного образования.
Особое место занимает начальный этап работы с детьми и родителями, который включает комплектование детского объединения и первые занятия.
Рассмотрим подробнее каждую из названных форм работы.
Комплектование состава детского объединения: этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий — организацию рекламы, запись, организационное собрание и оформление необходимой документации.
Первые занятия: каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, так как они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, поскольку складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям. В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспитательных задач:
1) создать у детей положительный настрой на занятия в объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;
2) познакомить ребят с учреждением, детским объединением, с образовательной программой, правилами работы;
3) получить необходимую информацию друг о друге, выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;
4) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.
Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Здесь можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.).
На данном этапе педагог определяет причины, побудившие каждого из детей записаться в данное творческое объединение.
Второй этап занятия — рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:
• разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержания его образовательной программы;
• описание содержания и результатов первого года занятий;
• объяснение основных этапов овладения мастерством;
• рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников;
• рассказ о традициях творческого объединения.
В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения). Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях объединения, можно использовать в других сферах жизни — в школе, в домашнем быту, в лагере, во дворе и т.д.
Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:
• выставка детских творческих работ;
• стенгазета или рукописный журнал;
• альбом-летопись детского объединения;
• фотографии, слайды и видеофильмы;
• награды детского объединения и его воспитанников;
• выставка книг и периодической печати;
• информационный стенд.
Следующий этап занятия — выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:
• тесты или тестовые задания;
• викторины, конкурсы и соревнования;
• познавательные игры;
• выполнение практической работы или творческого задания.
Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:
• внесения корректив в образовательную программу;
• разработки индивидуальных заданий;
• объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.
Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.
Второе учебное занятие детского объединения необходимо начать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:
• обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;
• самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей членов детского объединения;
• обсуждения правил поведения в учреждении и детском объединении дополнительного образования;
• выбор детского актива;
• распределение разовых и постоянных поручений.
Результатом этого этапа занятия является:
— создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в детском объединении;
— понимание детьми взаимной ответственности;
— включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;
— начало работы по формированию системы детского самоуправления.
Следующий этап занятия — собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы.
Что касается методов обучения, то их можно классифицировать по различным критериям (основаниям) — по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже — лекции. На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра. На этапе повторения изученного — наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), тестирование. На этапе проверки полученных знаний — зачет, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, соревнование.
Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.
Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.
Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей), и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.
Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме зашиты проекта.
Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения. Цели и задачи последних должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы. Дополнительные образовательные программы должны, с одной стороны, компенсировать недостатки школьного образования, а с другой – учитывать его достоинства. Поэтому педагоги дополнительного образования при разработке своих авторских программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной программы. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками.
Дополнительные образовательные программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа, т.е. ориентированными на расширение, определенное изм