Условия развития воли у ребенка
Условия воспитания воли у ребенка
В своих исследованиях В.С. Мухина выделяет в развитии волевых действий дошкольника три взаимосвязанные стороны:
1) развитие целенаправленности действий;
2) установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом;
3) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.
Не секрет, что в последнее время многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи чаще интересуют вопросы образовательной подготовки — обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность — родители часто не придают большого значения.
Конечно же воля ребенка 3-7 лет еще очень слаба. Вместо выдержки, самообладания и настойчивости, которыми обычно характеризуется воля взрослого человека, у дошкольника мы наблюдаем неустойчивость желаний, в своей деятельности он часто теряет цель, которую перед собой поставил, его умственные процессы — восприятие, внимание, память, мышление — отличаются большой непроизвольностью. Многие действия ребенка носят подражательный характер — это тоже связано со слабостью воли. Позднее дети начинают копировать жесты взрослых, их интонации, манеру говорить. Дошкольник подражает поступкам взрослого, его поведению. Сильное влияние оказывают и окружающие дети. Здесь особенно важен пример поведения взрослых, а также других детей в воспитании малыша.
Один из основных факторов в воспитании воли — режим, определенный порядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает малыша к порядку, организованности, дисциплине. Безоговорочное выполнение требований взрослых, строгое выполнение режимных моментов — хорошее средство воспитания воли.
Одним из приемов, помогающих ребенку осознать свою жизнь во времени, может стать планирование и подведение итогов дня. Воля ребенка развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Капризы, общий негативизм, который проявляется в упрямстве, ревности, эгоизме, возникают в результате недостатков волевого воспитания. Как правило, упрямство имеет избирательный характер — оно направлено главным образом к родителям. По отношению к другим детям упрямство проявляется редко. Ранние формы детского негативизма возникают, когда взрослые слишком опекают ребенка, когда дети не приучены сдерживать себя, подчиняться определенным требованиям и правилам поведения.
Также не секрет, что воля ребенка развивается в различных видах его деятельности – рисовании, лепке, конструировании, и, особенно, при выполнении трудовых поручений взрослых.
Формированию волевого поведения ребенка способствуют такие педагогические условия:
- постепенное усиление требований к ребенку, содействие достижению им успеха в деятельности;
- поощрение стремления и готовности ребенка обнаруживать самостоятельность и инициативу;
- постепенный переход от заданий, связанных с выполнением требований взрослого по его прямыми инструкциями, к творческим заданиям по собственному желанию ребенка;
- создание условий для реализации ведущей позиции ребенка в творческой деятельности и на занятиях.
Следует согласиться, что главным методом воспитания волевого поведения детей раннего и дошкольного возраста является постановка перед ними грамотных требований в разных формах (требование-доверие, требование-просьба, требование-совет), мотивирование их, что обеспечивает развитие осознанности. Психологи советуют использовать наставление ребенка в волевых действиях, устраивая игры с правилами, особенно с правилами-запретами, когда игроку следует приложить волевые усилия, чтобы не нарушить их.
Чем моложе ребенок, чем он более возбудим, чем меньше приучен подчиняться правилам, чем меньше умеет сдерживаться и преодолевать трудности, тем большее значение для развития его воли имеет мера требований, предъявляемых к нему воспитателем. Значит, что различной должна быть сложность задач, на решение которых ребенок направляет свои усилия, и длительность волевого напряжения на достижение поставленной цели.
Различной должна быть и мера помощи ребенку со стороны взрослого. Иногда эта помощь ограничивается подсказкой цели действия: «Хорошо, если ты в подарок бабушке нарисуешь что-нибудь». Иногда необходимо помочь ребенку определить и пути достижения цели: «Можно нарисовать картину, как мы с тобой ходили на лыжах по лесу». Если принятая цель оказалась трудной и воспитатель видит, что ребенок не выдерживает напряжения, что он устал, необходимо ему незаметно помочь практически, чтобы ребенок увидел конечный результат своего волевого усилия. Но иногда целесообразно предложить ребенку отдохнуть и закончить работу вечером или на следующий день. Особенное значение имеет положительная оценка взрослого (в подкреплении волевых усилий, проявленных ребенком). Она побуждает ребенка повторять свои усилия [1].
Как было сказано выше, большую помощь дошкольникам в умении управлять собой оказывают дидактические и подвижные игры. Правила становятся точкой опоры, которая помогает ребенку осознавать, контролировать и оценивать свои действия. Так как дидактические игры чаще протекают как совместные, то в них дошкольник имеет возможность сравнивать себя со сверстниками, смотреть на себя их глазами. Это значительно облегчает управление собой, делает его осмысленным. В играх дети преодолевают сиюминутные желания и даже некоторые внутренние трудности. Например, несмотря на страх быть пойманным, малыш не убегает до того, как прозвучит сигнал, позволяющий бежать. Особенно важны такие игры в развитии воли и произвольности у младших и средних дошкольников, но они не теряют своего значения и в более старшем возрасте.
К примеру, детям младшего и среднего возраста (от 3 до 5 лет) для воспитания волевых качеств помогут игры подвижные и дидактические, а также бытовые ситуации, которые требуют сдерживания собственных желаний и достижения поставленной взрослым цели:
- «Море волнуется раз, море волнуется два…», «Да и нет не говорить…», «Прятки», «Салки-пятнашки» и др.;
- Настольно-печатные игры с правилами с участием нескольких игроков;
- Выполнение простых поручений (полить цветы, накрыть на стол, убрать игрушки).
В старшем возрасте (5-7 лет) к уже имеющимся средствам добавляются творческие и познавательные задания и собственные обязанности.
- Изготовление подарков-сюрпризов для друзей и близких, подготовка семейных досугов и праздников;
- Выполнение бытовых обязанностей (помощь по дому, уборка своих вещей);
- Выполнение учебных заданий, ведение длительных наблюдений за природой, проведение простых экспериментов с водой, снегом, тканью и бумагой.
Также важным в воспитании волевых качеств является умение ребенка планировать свои действия, выделить для себя конечный результат и стремиться к нему. Это умение формируется через речь и общение.
Речевое общение выступает средством развития воли, произвольности в том случае, если оно включено в деятельность детей, отвечает их интересам и не совпадает с сиюминутными действиями.
С помощью вопросов педагог выделяет связь между настоящими, прошлыми и будущими действиями, а также цель и средства ее достижения: «Что ты хочешь построить? Что тебе для этого нужно? С чего начнешь?» Педагог может ставить ребенка в ситуацию выбора, побуждать самостоятельно принимать решения, представлять разные варианты своего действия, осознавать свое желание: «Во что ты хочешь играть: в мозаику или строить? С кем хочешь играть?» Задача взрослого состоит не в оценке, а в том, чтобы подкрепить и выделить самостоятельные действия, придать им произвольный осознанный характер. Также с помощью речи создается ситуация борьбы мотивов, когда взрослый спрашивает: «Почему ты так хочешь? А как можно по-другому? А как бы поступил другой мальчик?» или: «Ты закончил свою работу. Можешь идти играть… Или можешь помочь Лене, у нее работа сложнее. Или иди играть. Как ты хочешь? Как хочешь, так и поступай». Также ребенку предоставляется возможность прогнозировать и обсуждать возможные последствия своих действий: «А что будет, если…»
Речь помогает достигать поставленную цель, развивая целеустремленность ребенка. И здесь решению этой задачи способствует ряд приемов, например выдвижение промежуточной цели.
В качестве вывода хочется добавить, что развитие волевых качеств личности на этапе старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. Волевые качества личности не являются врожденными (Божович Л.). Они формируются в процессе всей жизни человека и, прежде всего, под воздействием целенаправленного воспитания. Специфика волевых действий состоит в сознательном саморегулировании своего поведения в затруднительных условиях, когда надо прилагать инициативные сознательные усилия, чтобы не отступить от поставленной цели, достичь ее. Следует всегда помнить, что общая недостаточность воли – это возрастная особенность старшего дошкольника.
Использованная литература:
- Люблинская, А. А. Детская психология [Электронный ресурс]: уч. пос. / А. А. Люблинская. – М. : Просвещение, 1971. – Режим доступа : https://www.detskiysad.ru/ped/psihologiya68.html
- Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. – М. : Академия, 1999. – 456 с.
- Смирнова, Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах [Электронный ресурс] / Е. О. Смирнова. – М. : Изд-во ИПП ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с. – Режим доступа : https://psychlib.ru/mgppu/SRv-1998/SRV-001.HTM
- Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология : уч. пос. / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 2001. – 336 с.
Источник
Татьяна Титова
Формирование воли у детей дошкольного возраста
Часто мы задумываемся о том, как помочь ребенку — дошкольнику войти в сложный процесс социально-эмоциональных отношений, в котором нужно сформировать у дошкольника чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также научить ребенка выстраивать отношения во взаимодействии с другими.
Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации. А это, в свою очередь позволяет сформировать понимание собственного «Я», оказывает помощь в формировании адекватной самооценки. Без волевого усилия все сказанное выше не произойдет.
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели. (г. А. Урунтаева). Волевое действие образуется побуждением к действию, осознанием и борьбой мотивов, принятием решений и исполнением.
Ребенок действует импульсивно и ситуативно, действует не задумываясь, спонтанно.Учитывается лишь: «Я хочу» или «Я не хочу». Волевое действие складывается постепенно, когда ребенок овладевает планированием, целеполаганием, самоконтролем. Начинается оно с постановки цели.
Дошкольник осваивает целеполагание, где важна самостоятельность, инициатива. Самым важным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком. Мотив, побуждая детей к деятельности, объясняет, почему выбрана та или иная цель (Л. С. Выготский).
В дошкольном возрасте складывается соотношение мотивов друг с другом — их соподчинение. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы. На основе соподчинения мотивов появляется возможность сознательно подчинять свои действия отдаленному мотиву (А. Н. Леонтьев). Например, угостить конфетой, чтобы порадовать друга. Соподчинение мотивов происходит на основе их борьбы и появляется тогда, когда этого требуют объективные обстоятельства. Например, может отказаться от чего-то приятного, чтобы достичь более важного.
Поведение ребенка зависит от ситуации, теряет свою непосредственность, мотивом становится нравственная норма.
Мотивы поведения напрямую связаны с общением со взрослыми, отношением к окружающему миру, другим людям и самому себе, имеют разную побуждающую силу к действию.
В дошкольном детстве у ребят развивается интерес к новым, более важным видам деятельности (чтению и счету, что вызвано формированием предпосылок учебной деятельности, познавательные мотивы все больше отделяются от игровых.
В сфере отношения к самому себе у дошкольника резко возрастает стремление к самоутверждению и признанию.
Мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание, выражаются в соперничестве, в желании быть лучше.
Если мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание среди взрослых и детей, не удовлетворяются, если ребенка постоянно ругают или не замечают, обижают, у него могут проявляться асоциальные формы поведения. Ребенок стремится с помощью негативных поступков обратить на себя внимание других людей.
Общение со сверстниками очень сильный мотив. Ребенок часто отказывается от своих личных интересов для того, чтобы поддержать контакты.
А также важно стремление приобщиться к миру взрослых, действовать, как взрослый, не всегда осознавая средства достижения своих целей и часто нарушая правила общепринятых норм. Научиться действовать не только ради получения поощрения или избежания наказания, но и по моральным установкам – более совершенный волевой показатель.
Хорошо, когда социальные требования превращаются в потребности самого ребенка. Но на протяжении всего дошкольного возраста ребенок совершает много импульсивных действий под влиянием сильных эмоций. Трудно преодолеваются мотивы, связанные с органическими потребностями, наиболее ярко конфликт возникает между общественными и личными мотивами, выбор между ними остро переживается ребенком.
Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера.
Показателями произвольности общения выступают отношения к просьбам и заданиям взрослого, умение их принять и выполнять по предложенным правилам. Осознанность и опосредованность — это главные характеристики произвольности. Умение планировать свою деятельность формируется только при обучении со стороны взрослого. Осознание собственных действий позволяет дошкольнику управлять своим поведением, преодолеть его импульсивность.
О сформированных произвольных действиях можно судить прежде всего по активности и инициативности самого ребенка. На основе самооценки и самоконтроля, возникает само регуляция собственной деятельности. Потребность в самоконтроле появляется, если ребенок встречается с трудностями и у него возникает сомнение в правильности выполняемой работы.
Выходит, формирование воли начинается с целеполагания, соподчинения мотивов, планирования, самоконтроля в деятельности и поведении; Произвольности в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми.
Источник
Ольга Лошакова
Развитие воли у детей раннего возраста.
Развитие воли у детей раннего возраста.
План:
1. Развитие воли у детей раннего возраста.
2. Изучение волевых действий (ранний возраст).
Iситуация: ребёнок должен достать игрушку, стоящую от него на некотором расстоянии.
IIситуация: ребёнок должен взять игрушку, которая не сдвигается с места (незаметно удерживается воспитателем).
IIIситуация: ребёнок должен достать игрушку из – под скатерти, концы которой придерживаются, т. е. необходимо сделать усилие при поднимании скатерти.
IVситуация: ребёнку нужно открыть коробку со звенящей игрушкой.
Vситуация: ребёнку нужно достать игрушку из сомкнутых рук воспитателя.
3. Условия, стимулирующие развитие воли.
№ 1
Воля – способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.
Способность к волевому поведению у ребёнка вначале вырабатывается в процессе выполнения требований и просьб старших, а затем, когда это становится привычным, он начинает выполнять требования к самому себе, подавляя нежелательные импульсы.
Навыки волевого поведения могут развиваться только при известной самостоятельности ребёнка, когда он сам ставит себе цель и выбирает способы её достижения.
Очевидно, что новорождённый ребёнок и младенец (до одного года включительно) волей не обладает. Не менее очевидным, хотя и не бесспорным, является тот факт, что дети в возрасте 2х-2,5 лет уже имеют некое подобие воли. Доказательством служит та настойчивость, с которой дети данного возраста многократно повторяют неудачное действие в том случае, если поставленная цель не достигнута. Таким образом, воля у детей появляется и начинает участвовать в регуляции их поведения, вероятно, в период от 1го до 3х лет. То, что 3х летние дети имеют волю, сомнений уже не вызывает, во – первых, практически все нормально развивающиеся дети этого возраста проявляют настойчивость в достижении тех целей, которые они перед собой ставят; во – вторых, дети этого возраста открыто заявляют: «Я сам», если у них что –либо не получается, и отказываются от помощи со стороны других людей.
Развитие воли у детей связано с ведущим для них видом деятельности. Так, например, у дошкольников воля в основном развивается в играх; у младших школьников в учебной деятельности; у подростков и старших школьников в различных видах деятельности, начиная с общения и заканчивая учением и трудом. У взрослых людей воля развивается в процессе преодоления ими различных препятствий, которые возникают на их жизненном пути.
№ 2
Для эксперимента я взяла три ребёнка: Насте (1год 6 мес, Полине (2года 3 мес, Данилу (2года 9мес).
Проведя занятие (ситуации из плана) в группе и выбрав три ребёнка разной возрастной категории,я сделала следующие выводы:
Настя, самая маленькая, совсем не хотела что – либо делать. Полина (которая постарше, что – то пыталась делать и у неё вполне не плохо получалось. Данил, со всеми заданиями справился.
Хорошо, что группы в основном смешанные. Младшие ребятки всегда перенимают действия и поступки у чуть более старших ребят.
№ 3
Дошкольный возраст является возрастом возникновения воли как сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребёнка в процессе воспитания и обучения, под влиянием требований взрослых и сверстников формируется возможность подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением контролировать свою позу, например сидеть спокойно на занятиях так, как требует этого воспитатель, не вертеться, не вскакивать. Управление собственным телом нелегко даётся ребёнку. Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. Управление процессом запоминания и припоминания становится возможным, когда ребёнку около 4х лет и он начинает ставить перед собой специальную цель – запомнить поручение взрослого, понравившийся ему стишок и т. п. управление мыслительной деятельностью обнаруживается у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия сосуществуют с действиями непреднамеренности, импульсивными.
Список литературы:
1)В. В. Зеньковский «Психология детства» — М.: 1996г;
2)В. С. Мухина «Детская психология» — М.: Просвещение 1985г;
3)Р. С. Немов «Психология» — М.: 2005г
Источник