Условия развития ребенка на первом году жизни
Созданию условий развития ребенка уделяется большое внимание. Этому вопросу посвящено достаточно большое количество литературы, которую рекомендуют прочитать молодым родителям еще в роддоме и даже в период предродового патронажа. Однако, с одной стороны, разными авторами предписываются различные указания. С другой стороны, молодые родители не всегда добросовестно изучают данную литературу.
Первый месяц
С самого рождения надо уметь правильно организовать уход за ребенком. Уход включает в себя: физическое воспитание, организацию сна и бодрствования, игры с ребенком и игрушки. Уход за ребенком первого месяца включает в себя первые элементы закаливания: короткие воздушные ванны при пеленании, перед купанием. Ежедневные купания: непосредственно перед сном (19-21 ч.), не раньше, чем через час после кормления или после любимого дневного сна непосредственно перед кормлением. Обливание после купания водой на 1 градус меньшей, чем вода в ванночке. Прогулки на свежем воздухе (на 3-й-4-й неделе жизни зимой при температуре не ниже минус 5 градусов без ветра; на 10-12-й день жизни летом на несколько минут).
С самого рождения надо приучать ребенка спать в своей кроватке. Новорожденного укладывают на бочок. После каждого кормления меняют положение ребенка так, чтобы не деформировалась головка. Если ребенка выкладывают на живот, то убирают подушку и используют достаточно жесткий матрац. Головку поворачивают время от времени то направо, то налево.
Рядом с кроваткой должно быть место для переодевания — стол. Создают условия для бодрствования после кормления: освобождают ручки и ножки и общаются с ребенком при переодевании. Берут на руки во время кормления, переодевания, а также на короткое время — до 10 мин. Ребенок должен слышать ласковую речь, видеть улыбки на лицах окружающих. Чтобы лучше развивался слух, нужно приучать ребенка прислушиваться к звукам. Благотворно влияет на развитие ребенка негромкая мелодичная музыка, звуки, издаваемые игрушками. Когда ребенку исполнится 3 недели, над кроватью подвешивают яркую погремушку на уровне груди не ниже 70-80 см, периодически меняют ее на другие (форма, цвет), или мобиль на кронштейне (буквой «Г»), Это «наглядное пособие» поможет развивать в ребенке умение сосредоточить взгляд.
Второй месяц
Физическое воспитание включает в себя ежедневные купания с обязательной воздушной ванной перед ними и обливанием водой (на 1-2 градуса ниже) — после них. С 1,5 месяцев 1-2 раза в день через 30-40 мин после кормления выполняют на столе, покрытом одеялом и |пеленкой комплекс массажа и гимнастики. Продолжительность процедуры 5-6 мин.
Организация сна и бодрствования включает в себя прогулки в безветренную погоду при температуре не ниже 15 градусов, ребенок может спать на улице до 1,5 часов подряд. В слишком холодную, ветреную погоду малыша лучше не выносить на улицу; это компенсируется усиленным проветриванием комнаты. Активное бодрствование — новый этап в поведении ребенка. Малыша выкладывают на живот, проводят сеансы массажа и гимнастики, процедуру закаливания. Восприятия речи у малыша еще нет, но для того, чтобы оно своевременно появилось, ребенок должен слышать ласковую речь во время пеленания и кормления. Так же малыш должен видеть игрушки. Полноценное бодрствование требует соответствующей одежды (ползунки, свободная кофточка), которая не сковывала бы движение.
Игры и игрушки малыша в этот период нужны в основном для привлечения внимания малыша. Он учится фиксировать взгляд. Поле зрения ребенка еще довольно узкое, и игрушки (1-2) надо подвешивать в кроватке так, чтобы они находились прямо перед глазами над грудью на расстоянии 30-40 см от лица.
Третий месяц
Физическое воспитание должно побуждать ребенка к активным действиям. Необходимо чаще выкладывать ребенка на живот. Продолжают ежедневные купания и закаливающие процедуры (воздушные ванны, обливания), массаж.. Сон на воздухе доводят до 4-5 часов, можно использовать балкон.
Во время бодрствования ребенка меняют его положение, разговаривают, наклоняясь над ним, отойдя в сторону. Стараются вызывать улыбку, оживление; перекликаются. Игрушки подвешивают ниже, чтобы ребенок мог потрогать их руками. Дают игрушку меньшего размера.
Четвертый месяц
Продолжают ежедневные купания и закаливающие процедуры (воздушные ванны, обливания), к которым добавляются влажные обтирания мягкой губкой. Комплекс массажа и гимнастики пополняется новыми упражнениями с использованием рефлекторных действий (например, имитация ползания). Как можно чаще следует бывать с ребенком на свежем воздухе и на солнце (профилактика рахита).
Необходимо организовывать активное бодрствование с использованием удобной одежды (ползунки, кофточка). Удобно использовать манеж. Во время физических упражнений и закаливающих процедур необходимо разговаривать с ребенком, поддерживать у него хорошее настроение. В этом возрасте проявляются положительные и отрицательные эмоциональные реакции, а также слезы. Ребенок подолгу занимается игрушками. Игрушки уже не подвешивают.
Пятый месяц
Продолжают ежедневные купания (вода 36-37градусов с последующим обливанием более прохладной водой (на 1-2 градуса ниже)). При занятиях гимнастикой, переодевании и перед купанием в течение 10-20 мин обнаженный ребенок принимает воздушные ванны. Усложняется комплекс массажа и гимнастики: уменьшается объем пассивных движений, стимулируются активные; нарастают повторения каждого из упражнений.
Игрушки приобретают все большее значение. Они уже не подвешиваются, а выкладываются во время бодрствования по сторонам тела малыша, лежащего на спине, для стимуляции переворотов его на живот. Когда малыш лежит на животе, игрушка должна находиться впереди на расстоянии протянутой руки. Так он учится, опираясь на одно предплечье, протягивать руку за игрушкой и пытается подползать к ней.
Игрушки должны быть чистые, гладкие, легко моющиеся, без узких отверстий.
Шестой месяц
Продолжают ежедневные купания. Гимнастические упражнения перемежаются и заканчиваются массажем. Добавляются новые упражнения, стимулирующие развитие умений ползать, сидеть, ходить. Максимально увеличивается время пребывания на свежем воздухе. Летом на солнце малышу рекомендуется находиться только до 10 и после 17 часов, остальное время — в затемненных местах.
Расширяют место для движения и ползания. Периоды бодрствования ребенка нуждаются в постоянном контроле. Здоровый сытый ребенок некоторую часть периода бодрствования должен оставаться один. Это приучает его самостоятельно познавать окружающие предметы, проявлять интерес к игрушкам, предметам и смене обстановки. Ребенок вырабатывает способность сосредотачиваться и быть независимым. Однако ребенка обязательно надо брать на руки, разговаривать с ним, показывать ему недоступные участки квартиры, пейзаж улицы и т.д. Все это дает дополнительную пищу для психической деятельности. В конце периода бодрствования играть с малышом нужно спокойно, не перевозбуждая его.
Когда ребенок научится длительно лежать на животе, брать игрушки и переворачиваться, игрушки не подвешивают.
Седьмой месяц
Продолжаются ежедневные сеансы массажа и гимнастики. При этом нарастают разнообразные физические упражнения. Удлиняется время занятий, усиливается нагрузка. Купания проводят через день с последующим обливанием более прохладной водой. При занятиях гимнастикой, переодевании и перед купанием в течение 10-20 мин обнаженный ребенок принимает воздушные ванны. Можно ввести новые закаливающие процедуры (влажное обтирание).
Расширяют место для движения и ползания ребенка. Чем больше свободных движений ему предоставляется, тем увереннее он владеет своим телом. С ребенком надо больше заниматься: показывать ему предметы, называть их; медленно и часто произносить односложные и двусложные слова. Необходимо внимательно следить за окружающей обстановкой, беречь детей от травм, не давать им мелких предметов. Для развития способности целенаправленно действовать с предметами игрушки раскладывают в манеже, побуждая ребенка самостоятельно дотягиваться до них. Игрушки должны отличаться по материалу, форме, цвету, величине, весу, чтобы малыш постепенно познавал эти разнообразные свойства. Игрушки должны быть яркими, звучащими, побуждать к действию [12].
Восьмой месяц
Купают ребенка через день. Продолжают закаливание: воздушные ванны во время переодевания, сухие обтирания фланелевой рукавичкой до слабого покраснения кожи (7-10 дней), а затем переходят к влажным обтираниям водой температуры 35 градусов, постепенно снижают температуру до 30 градусов. Физические упражнения усложняются с учетом возможностей ребенка.
Ребенок бодрствует в манеже или отгороженном месте. Одежда: маечка, кофточка, ползунки; обувь. Большое значение для ребенка играет режим дня. Ребенок понимает тон обращения к нему, замечания в ответ на негативные его поступки. Рекомендуется ласкать ребенка, когда он хорошо ведет себя, а не тогда, когда он капризничает. Вырабатываются полезные навыки (мытье рук, регулярное питание, приучение к горшку).
Игрушки разные по материалу, форме, устойчивости и тяжести. Игра в «ладушки».
Девятый месяц
Ребенок должен находиться на свежем воздухе. В теплое время года максимальное количество часов он должен находиться в тени деревьев или в другом затененном месте. С ребенком продолжают заниматься массажем и гимнастикой. Для ослабленных детей можно попробовать способы крепления иммунитета, например, точечный массаж.
Период бодрствования увеличивается в связи с укреплением нервной системы ребенка. Здоровый малыш к 9 месяцам может уже не спать 3-4 часа. Кроватка или манеж уже тесны ему. Ребенку пора выбираться на пол. Одежда: маечка, кофточка, штанишки-ходунки с гольфами, туфельки с каблучками или пинетки. Во время ухода или кормления нужно разговаривать с малышом, привлекая его внимания к этим процессам (но не рекомендуется отвлекать, например, рассказывая сказки во время еды). В этом возрасте малыш особенно активен с игрушками. Он уже может складывать в коробочку кубики, вставлять маленькую матрешку в большую.
Десятый месяц
Купания можно проводить через день. По-прежнему проводят закаливание: воздушные ванны, сухие обтирания, влажные обтирания. Гимнастические занятия удобнее проводить во второй период бодрствования, примерно через час после кормления. И снова добавляются новые упражнения, уже с использованием предметов: колец, палочек, мяча.
Ребенок много играет самостоятельно, но однообразное занятие утомляет его. Поэтому, когда ему наскучит какое-то занятие, надо переключить его внимание на что-то другое. Ребенок много сидит, поэтому необходимо обращать внимание на то, чтобы он сидел правильно: спина, бедра и колени должны располагаться друг к другу под прямым углом, стопы опираться на пол. Необходимо позаботиться о соответствующей возрасту и росту мебели: стульчике с прямой спинкой и столе. Но нельзя позволять ребенку подолгу засиживаться за столом, даже если он занят игрой. Основа правильного гармоничного развития — движение. Во время бодрствования ребенку необходима удобная одежда: маечка, кофточка, штанишки-ходунки с носочками, туфельки с каблучками.
К 10 месяцам ребенок уже сам может развлекать себя игрушками (складывает предметы в коробочку, собирает пирамидку). Но с ним по-прежнему надо заниматься. Ребенок с удовольствием играет с взрослыми («Идет коза рогатая», «Ку-ку», «Догоню-догоню» и т.д.). Необходимо учить ребенка находить названные вами предметы, показывать части лица (носик, глазки и т.д.) у куклы. Нужно поощрять его попытки произнести отдельные слоги. 10 месяцев, на которые приходится младенчество, — очень неоднородны: за это короткое время происходят грандиозные скачки, как минимум, три «революции» в развитии.[13]
Одиннадцатый месяц
Во время выполнения гимнастического комплекса движения все более целенаправленные. Ребенок уже выполняет несложные движения по словесной команде: «достань мяч», «подними куклу». Широко включаются активные упражнения с игрушками. Во время прогулки обеспечивают сидячую позу, так как лежать в коляске малышу в тягость, а долго пребывать на ногах еще трудно. Но необходимо часто вынимать малыша из коляски, давать возможность походить, держа его за руки. Рекомендуется пребывание на свежем воздухе не менее трех раз в день (утром, днем и вечером). При невозможности организовать сон ребенка на улице, его укладывают в комнате в соответствующей одежде, широко открыв окно.
В этом возрасте малыш все хочет делать сам: есть ложкой, держать кружку и т.д. И хотя от этого родителям прибавляется намного больше хлопот, такие действия надо поощрять. Как по этому, так и по другим вопросам взрослые члены семьи должны договариваться между собой. Разногласия в воспитании пагубно отражаются на ребенке. Малыш быстро усваивает, кто балует его больше. Необходимо как можно чаще разговаривать с ребенком, знакомить его со всем, что находится в комнате. В награду малыш быстро научится показывать, где что находится. Ребенок предпочитает смысловые игрушки и осуществляет сюжетные действия с ними: укачивание куклы, стягивание с нее одежды, передвижение автомашины.
Двенадцатый месяц
Комплекс упражнений для годовалых детей надо разнообразить различными игровыми моментами. Привлекать внимание детей яркими игрушками, разговаривать с ними, напевать или включать бодрую маршеобразную музыку. Как и прежде, гимнастика для малыша — одновременно воздушная ванна и мягкая закаливающая процедура. По мере развития двигательных участков центральной нервной системы усложняется координация движений. Все более сложные и трудные упражнения становятся доступными и необходимыми ребенку. Меняются характер и качество закаливающих мероприятий. Широко подключаются водные процедуры. Они имеют и гигиеническое и закаливающее значение. Хотя ребенка купают уже через день, большая подвижность малыша способствует загрязнению его кожи. Поэтому в теплое время огромное удовольствие и пользу ребенок получает при обливании теплой водой постоянной температуры из лейки на улице либо под теплым душем в ванной. Душ является прекрасным завершением гимнастических упражнений. Используйте прогулку для совершенствования ходьбы. Предложите ребенку повозить мишку, держась за спинку санок. Дайте ему побегать, придерживая его сзади за поясок или специальные «вожжи-помочи».
Каждое действие взрослого — повод для подражания и воспитательный момент. Ребенок в этом возрасте легко усваивает и манеры, и интонацию. Если разговаривать лишком громко, раздраженным тоном, то ребенок становится все более неуравновешенным, часто кричит. Если же речь медлительна, тягуча, то и малыш будет разговаривать вяло. Воспитание ребенка требует некоторого самовоспитания и от родителей. Увеличивать запас слов ребенок может только в общении с взрослыми и другими детьми. Поэтому нужно чаще обращаться к нему, давать ему задания типа: «позови кошечку — кис, кис», «найди машинку — бип-бип». Упрощенное, «детское» слово всегда нужно употреблять рядом с правильным названием предмета. Нельзя сюсюкать с малышом, искажать слова и звуки. Если малыш выражает свою просьбу только жестами, не нужно спешить выполнять ее, пока он не выразит свое желание словами. Осторожнее нужно относиться к запретам, их не должно быть слишком много, но они должны быть. По-прежнему надо приучать малыша к самостоятельности, терпеливо давать ему возможность частично одеваться самому и т.п. Играть ребенок может на чистом коврике на полу, на широком диване. Если диван или тахта невысокие, то малыш быстро научится взбираться на них и слезать. Уголок, отведенный для игр ребенка, должен быть достаточно хорошо освещен.[19]
Можно иногда рассматривать вместе с ним детскую книжку с картинками. Яркие изображения животных, растений, людей привлекают внимание, способствуют обобщению понятий. Ребенку приятно бывает слушать музыку, особенно детские песенки. Простые мелодии, веселые слова помогут развивать музыкальные способности ребенка, его слух и речь.[1]
Таким образом, можно сделать вывод, что если родители будут соблюдать все условия для развития малыша, то ребенок будет правильно и быстро развиваться. Все это в значительной степени подготовит переход малыша в новый для него возрастной период — раннее детство. В этот период обычно родители отдают своих детей в ДОУ, и ребенок должен быть готов к этому событию.
Источник
Только за первый месяц малыш прибавляет в весе 600-1000 грамм, а в росте – 2-3 сантиметра. Далее каждый месяц ребенок в среднем будет прибавлять 500-900 грамм, а вырастать на 2-3 сантиметра.
Во втором полугодии ребенок растет уже не так быстро, в среднем он прибавляет 400-500 грамм, а рост увеличивается на 1-2 сантиметра в месяц. Считается, что к полугоду вес ребенка должен удвоиться, а к году — утроиться .
Конечно, эти показатели усредненные. Многое зависит от исходного веса, наследственности, способа вскармливания и т.д. Если ребенок весел и здоров, но немного отстает в весе, то поводов для беспокойства нет – у каждого свои темпы роста.
1 месяц
Младенец уже не кажется таким беспомощным и несмышленым, как выглядел в первые дни после рождения. К этому времени он уже пытается следить за яркой погремушкой, если ей плавно поводить у него перед глазами. Когда к малышу обращаются с ласковыми словами, он начинает прислушиваться, издавать первые звуки, улыбаться. Если ребенка положить на живот, он попытается удержать голову.
2 месяца
В этом возрасте малыш легко следит за движущимся предметом, поворачивает голову к источнику звука, много улыбается. Издает достаточно много звуков – гулит. Хорошо держит голову лежа на животе.
3 месяца
В три месяца ребенок может сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете. Если подвесить над ним игрушки, то он будет пытаться достать их рукой. А если вложить ему в ладонь погремушку, то он сможет какое-то время удерживать ее. При ласковом обращении к малышу, он начинает оживленно двигать руками и ногами, улыбаться, гулить – это называется комплекс оживления. В положении лежа на животе он долго удерживает голову в вертикальном положении, опираясь на предплечья. Пытается переворачиваться со спины на живот.
4 месяца
Младенец уже может узнавать мать, отца, смеяться при общении с ними. Легко находит глазами источник звука, поворачивает голову в его сторону. Может самостоятельно взять погремушку в руки и долго ее удерживать, разглядывать. Все его движения становятся более осознанными. Малыш часто изучает свои руки – долго рассматривает их, то приближая, то отдаляя их от глаз.
5 месяцев
В этом возрасте ребенок начинает различать своих и чужих, строгий и ласковый тон, откликаться на свое имя. Может подолгу разговаривать сам с собой. Способен брать игрушку из рук взрослого и долго с ней играть. Пытается переворачиваться с живота на спину и ползать. Если малыша поддерживать под мышки, он опирается на ножки и ровно стоит.
6 месяцев
Поскольку этот возраст совпадает с возрастом введения прикорма, ребенок учится есть из ложки, пить из чашки и сидеть в детском стуле. Большинство полугодовалых детей уже четко знают свое имя и реагируют на него. Они начинает лепетать, при этом слышны отдельные слоги «ба», «ма». В этом возрасте обычно прорезываются первые зубы, поэтому по ночам малыш может плохо спать и капризничать. Днем периоды бодрствования достигают 5-8 часов в сутки.
7 месяцев
В семь месяцев ребенок способен свободно манипулировать игрушкой – бросать, стучать, размахивать, перекладывать. Если игрушку отложить на небольшое расстояние, малыш может самостоятельно доползти до нее. Во время бодрствования он подолгу лепечет, произнося одни и те же слоги, а на вопрос «где» пытается разыскать знакомый предмет. На протяжении этого месяца жизни ребенок продолжает оттачивать те навыки и умения, которые уже были освоены им ранее. Так, например, он уже пытается самостоятельно садиться, быстро ползать в разных направлениях. Некоторые малыши даже пытаются вставать, держась за решетку кровати или диван.
8 месяцев
Восьмимесячный ребенок способен самостоятельно садиться, ложиться, ползать, вставать и переступать у опоры. Сам может держать в руке сухарик, кусочек яблока, морковку и грызть их. Вообще в этом возрасте ребенок все тянет в рот – так он познает мир. В игре начинает подражать простым действиям – вынимает, стучит, катает машинку, мячик. Может выполнять по просьбе «ладушки», «сороку-ворону» и т.д. Громко, четко произносит отдельные слоги. Разброс навыков в этом возрасте достаточно большой – одни дети уже быстро ползают, а другие только-только начали сидеть. Вообще, чем сложнее навык, тем больший разброс по времени требуется для овладения им.
9 месяцев
В этом возрасте ребенок тянется к общению с себе подобными. Он будет с удовольствием играть с другим ребенком, подражать ему, «разговаривать» с ним. Некоторые малыши ходят, держась за ручку или за любую другую опору. Однако основным способом передвижения остается ползание. И иногда ребенок ползает быстрее, чем мама бегает. Поэтому самое время позаботиться о безопасности дома, в котором живет малыш. Убрать повыше все бьющиеся предметы, горшки с цветами, компьютерный системный блок, обезопасить электрические розетки и т.д.
10 месяцев
Совершенствование полученных навыков идет полным ходом – ребенок по просьбе выполняет ранее заученные действия, на вопрос «где», «дай» отыскивает искомый предмет. Если, родители учили ребенка есть ложкой и пить из чашки, то в этом возрасте он способен делать это самостоятельно. Подражает взрослым – повторяет новые слоги, действия с игрушками.
11 месяцев
Время первых шагов, первых сложенных пирамидок, первых слов – «ма-ма», «дай», «бай-бай». Лепет ребенка становится более разнообразным и сложным. В этом возрасте малыш начинает различать «своих» и «чужих». Совершенствуются моторные навыки — движения становятся более координированными и уверенными. Некоторые дети начинают ходить именно в этот период времени.
12 месяцев
В играх начинает прослеживаться сюжетная линия – кормит, укладывает куклу, катает ее в машинке. Знает много названий предметов, игрушек, имена близких людей. Понимает слово «нельзя», исполняет поручения «принеси», «дай». Способен различать геометрические предметы – кубик, шарик. Словарный запас расширяется практически с каждым днем, и у особо продвинутых личностей может составлять 10-15 слов. Самостоятельно ходит, активно передвигается по всему дому, много и разнообразно взаимодействует с различными предметами.
К этому возрасту у ребенка должно быть восемь зубов. Обычно к году закрывается родничок, но четких сроков закрытия родничка нет – это событие может произойти в промежутке между 8 месяцами и полутора годами.
Не стоит расстраиваться, если ребенок не укладывается в вышеприведенный график, ведь это усредненные данные. Многое зависит от его индивидуальных особенностей. Обычно если в чем-то ребенок отстает, то в другом опережает. А даже если ни в чем не опережает, то все равно сядет (встанет, пойдет, заговорит) рано или поздно. Главное, любить ребенка таким, какой он есть.
Источник