Условия развития ребенка инвалида в доу

Кристина Корнева
Организация работы с детьми-инвалидами в условиях дошкольных групп

Организация работы с детьми – инвалидами в условиях

МАОУ «СОШ №10» дошкольные группы корпус №6

К категории ДЕТИ –ИНВАЛИДЫ относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям- инвалидам понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.     Все большее распространение получает  инклюзивное воспитание детей- инвалидов среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступает ребенок-инвалид,обследованием занимаются специалисты: педагог-психолог;учитель-логопед;учитель-дефектолог;инструктор по физической культуре;музыкальный руководитель;медицинский работник. а воспитатель знакомится с полученными ими данными.      План изучения ребенка включает такие мероприятия,как:- беседа с родителями;- изучение медицинской карты ребенка;-изучение рекомендаций территориальной ПМПк- обследование физического развития;- обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Задачи:- выявить и классифицировать типичные трудности, возникающие у ребенка при освоении образовательной программы;- определить причины трудностей, возникающих у ребенка при освоении образовательной программы. Далее в дошкольном учреждении создаются адаптированные образовательные программы, для каждого ребенка — инвалида, разработанные в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации. Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком –инвалидом следующая:

Педагог-психолог:

организует взаимодействие педагогов;

разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;

— проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;

организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;

— повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;

— проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:- диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;- составляет индивидуальные планы развития;- провоит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);- консультирует педагогических работников и родителей о — применении логопедических методов и технологи коррекционно-развивающей работы;

Учитель-дефектолог  — проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению;- проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.);- развивает коммуникативные способности детей;- консультирует родителей детей, которые находятся у него на реабилитации.

Воспитатель:- проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;- воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;- организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога);- применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;- консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Инструктор по физической культуре:- осуществляет укрепление здоровья детей;- совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей — инвалидов, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности.  В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива. Детям — инвалидам необходим адаптационный период. Адаптация—это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.

  Необходимо также организовать активную работу с родителями.   Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое.     Можно рассматривать следующие формы работы:Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов. Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов. Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике. Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т. п.

В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей – инвалидов образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок  перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство.   Главное, чтобы у педагогов было  желание работать с детьми  с особыми вариантами развития,  помогать им занять достойное место в обществе и  наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Источник

«Забота  о здоровье – это важнейший труд воспитателя.  

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

Сухомлинский В.А.

Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые имеют разную степень инвалидности.

Понятие «ребенок – инвалид» можно разделить на две категории. Одна группа   детей — инвалидов – это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств и с физическими недостатками или умственно отсталые дети.

Другая группа детей – это те, кто стали инвалидами в результате длительной болезни. Воспитание и развитие таких детей является серьезной педагогической и медицинской задачей.

Общеизвестно, чтобы успешно решать какую либо жизненную проблему или трудную ситуацию, необходимо в ней разбираться.  

                 Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения при работе с детьми ограниченными возможностями ставят перед собой следующие задачи:

  1. Своевременно выявить детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
  2. Определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка;
  3. Способствовать созданию условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  4. Оказать методическую помощь родителями;
  5. Отследить динамику развития детей с ОВЗ.

Вся работа, проводимая с детьми с ОВЗ, осуществляется в тесном контакте с педагогом – психологом, учителем – логопедом, медицинским работником.

  На каждого ребенка составляется:

—  «Социальная карта развития ребенка»,

— разрабатывается  индивидуальная программа, направленная на развитие познавательной активности, речевое развитие, социальную адаптацию.

В своей работе применяем следующие  методы и формы:

  1. Специально разработанные бытовые занятия, призваны компенсировать опыт, недополученный в семье при общении с родителями и так необходимый для гармоничного вхождения ребенка в самостоятельную жизнь;
  2. Сказкатерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать  и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
  3. Игротерапия – занятия организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процессе игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально волевые, нравственные качества. Сюжетно – ролевые игры способствуют формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр – драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка;
  4. Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдения за животными, использование сухого бассейна;
  5. Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды;
  6. Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантамиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально – личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный»
  7. Арт – терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности.

В нашем дошкольном учреждении созданы условия для полноценного развития детей с ограниченными возможностями.

 Имеется огромное количество игр на развитие восприятия цвета; на развития восприятия формы; на развитие тактильных ощущений; на развитие наглядно – образного мышления; формирование мыслительных операций.

Оборудована сенсорная комната, которую ребята посещают с огромным удовольствием.

В каждой группе имеется уголок уединения, где ребенок может спокойно отдохнуть, или поиграть в свою любимую игру.

И конечно самое главное при работе с детьми с ограниченными возможностями – это взаимодействие ДОУ с родителями.

Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, воспитание ребенка с отклонением в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь привычный режим жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекты развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации. И в такой сложной ситуации задача педагога помочь родителям рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своих проблем. Родители всегда могут получить рекомендации учителя – логопеда, педагога  — психолога; ознакомится с буклетами; посетить занятие; родительское собрание, педагогическую гостиную.

Педагоги постоянно убеждают родителей в том, что рано или поздно все усилия, спокойное терпение  и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа №11 города Белогорск»

дошкольное образование

Тема выступления

на ГМО педагогов дошкольного образования

«Организация работы с ребенком – инвалидом в условиях ДОО»

(из опыта работы)

Подготовила:

Высоцкая Светлана Петровна,

воспитатель СЗД

28.08.2017г.

Августовская педагогическая конференция

работников образования г. Белогорск

Источник

Ксения Пьянзина
Социализация ребенка-инвалида в дошкольном учреждении

Социальная проблема в условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к детям-инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в равных областях жизни, включая образование [2, 15с].

Дети-инвалиды могут воспитываться на дому или посещать детский сад. В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» такие дети могут посещать специальные детские дошкольные учреждения для детей-инвалидов или на общих основаниях посещать обычный детский сад (детское дошкольное учреждение общего типа). Возможность пребывания в детском дошкольном учреждении общего типа определяется в зависимости от состояния здоровья ребенка. Дошкольное образовательное учреждение обучает детей по общеобразовательным программам дошкольного образования различной направленности. Детям в возрасте до семи лет оно обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление. Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011г. № 2562 (далее- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, к дошкольных (образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

— детский сад;

— детский сад для детей раннего возраста;

— детский сад для детей пред школьного (старшего дошкольного) возраста;

— детский сад присмотра и оздоровления;

— детский сад компенсирующего вида;

— детский сад комбинированного вида;

— детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников. [1, стр. 10]

В самом слове «инвалид» заложено некоторое пренебрежение,указание на ущербность: на латыни это слово означает «бессильный», «негодный».Не зря это наполненное негативом слово в последние годы стараются заменять на более приемлемые термины: человек с ограниченными возможностями, с отклонениями, а не с дефектами в развитии и т. д. Но словесное обозначение не очень сильно влияет на отношение общества к тем, кто в силу различных причин выглядит и двигается иначе, вынужден пользоваться коляской для передвижения, лишен зрения, слуха, или частей тела. Наши сограждане по-прежнему относятся к инвалидам достаточно напряженно.

Ребенок, каким бы он ни был — прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. Как утверждают специалисты, с каждым годом «нестандартных» детей становится больше, и для их обучения и воспитания требуется дополнительные ресурсы.

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья социальная адаптация невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной. На самом деле внутри рамок специальных заведений у него просто нет возможности приспособиться к обычной жизни. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, а его особенности, вместе с нежеланием общества принять их, еще усугубляют ситуацию. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует. Окружающие видят их отличие, их особенности, и думают, что и общаться с ними надо иначе, а вот как — порой не знают.

Инклюзивное образование является одной из форм вариативного развивающего образования, представляющего возможность каждому ребенку независимо от социального положения, физических и умственных способностей, уровня детского развития, удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного образования и подразумевает совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями необходимо в первую очередь для того, чтобы решить проблемы социализации и социальной адаптацией последних. Социализация — это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Социальная адаптация — специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе.

Главное направление в инновационной деятельности ДОУ — «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей — инвалидов в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров», формирование принимающей «толерантной» позиции участников инклюзивного пространства.

Выделяется несколько уровней толерантности:

1) цивилизационный — отсутствие насилия в контактах различных культур и цивилизаций;

2) международный — условия сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической и религиозной принадлежности их населения;

3) этнический — терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, мнениям и идеям;

4) социальный — партнерское взаимодействие между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон;

5) индивидуальный — уважение к другой личности, понимание того, что существуют взгляды, отличные от собственных.

Толерантность выполняет следующие функции:

1) предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы;

2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями.

Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития человека и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу. Во всем мире существует определенная система ценностей, закрепленная в большинстве стран на законодательном уровне. В нее включены такие нормы как презумпция прав человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание, сопереживание, сочувствие, ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий.

Другим фактором формирования толерантной личность считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе. Делают их более позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого уровня самооценки у человека. Толерантность можно рассматривать как чувство терпимости и уважительного отношения к мнениям других людей, не совпадающим с собственными. Толерантность допускает право каждого на свободное выражение своих взглядов и реальное равноправие людей в практической жизни, которое проявляется в том, что человек, не отказываясь от своих убеждений, одновременно относится благожелательно к мнениям других людей.

Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение ее противоположности — интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это непринятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов. Поэтому нетерпимость, как правило, ненавистны новшества, т. к. они отвергают привычные модели.Ее практическое проявление находится в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим — до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей [3,156с].

Основными формами проявления нетерпимости являются:

— оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;

— негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, основанные на отрицательных характеристиках;

— этноцентризм (оценка окружающих через призму ценностей своего этноса, которые рассматриваются как эталонные для всех других людей и культур);

— поиск врага (перенос вины за несчастья и проблемы на другие группы).

Семья в адаптации детей-инвалидов играет значительную роль. Для детей с особенными потребностями домашний очаг — это важнейшей источник надежды и веры в будущее. Жизнь ребёнка-инвалида в полной семье положительно сказывается на его психологическом состоянии. Создание оптимальных условий для коррекции нарушений в развитии ребёнка, воспитания, обучения, адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач общества и государства [6, 3с].

В заключение хотелось бы отметить, что поиск наилучших оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Использованная литература:

1. Волосовец Т. В., Кутеповой Е. Н. Ребенок в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении. // Методическое пособие — М.:РУДН, 2010.

С. 10-131

2. Волосовец Т. В., Кутеповой Е. Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. //Пособие для педагогов ДУ – М.:Мозаика – Синтез, 2011. С. 142

3. Гусейнова Э. М. Основные подходы к изучению понятия толерантности в отечественной и зарубежной науке / Э. М. Гусейнова // Молодой ученый. – 2014. – №21. – С. 626–629.

4. Дороничева А. С. Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в социуме / А. С. Дороничева, С. М. Машевская [Электронный ресурс].

5.Источник: https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/otnoshenie_k_invalidam_u_detey/?utm_source=copypaste&utm_medium=referral&utm_campaign=copypaste

6. Кручкова Я. А. Адаптация детей-инвалидов в современном мире // Молодой ученый. — 2017. — №24. — С. 334-337. — URL https://moluch.ru/archive/158/44674

Источник