Условия развития одаренного ребенка в школе
Алена Сидорова
Психолого-педагогические условия развития одаренных детей
Психолого-педагогические условия развития одаренных детей
Человеческое мышление, способность к творчеству — величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.
Р. С. Немов определяет одаренность как наличие у человека хороших задатков к развитию способностей, позволяющих ему быстро развивать эти способности, успешно осваивать и справляться с видами деятельности, связанных с соответствующими способностями [4; 254].
В. М. Полонский характеризует одаренного ребенка, как индивида, способности и общее развитие которого значительно превышают средние способности и развитие, характерные для данного возраста [5;50].
Е. С. Рапацевич рассматривает одаренность как высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов [6;396].
По мнению многих ученых недопустимо задерживать развитие одаренных детей. Учебная нагрузка, формы обучения и воспитания должны соответствовать их возможностям [6;397].
Поэтому возникает проблема разработки и внедрения психолого-педагогических условий развития одаренных детей.
Каждый одаренный ребенок имеет свои, присущие только ему характерные черты поведения. Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому А. В. Хуторской выделил признаки одаренности, охватывающие два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.
Инструментальный аспект характеризует способы его деятельности и может быть обозначен следующим признаком- наличием специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
— быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
— использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
— выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.
Мотивационный аспект поведения характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. Признаки наличия мотивационного аспекта поведения:
— повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д., либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д., сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия; — повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности;
— ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;
— высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству [1;87].
Условия для разностороннего развития одаренных детей с учетом индивидуальных способностей и направленности личности могут быть различны.
А. А. Петренко считает, что для создания условий, способствующих оптимальному развитию одаренных детей, нужно решить следующие задачи:
1. Отбор методов, форм и приемов, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, применение их в учебно-воспитательном процессе.
2. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной с научным руководителем деятельности.
Научный руководитель играет немаловажную роль, так как обеспечивает:
— высокий уровень консультирования по выбранной учащимися теме научного исследования;
— поощрение проявления самодеятельности, свободу выбора в области приложения сил и методов достижения цели.
— способствует мотивации творческой деятельности детей в различных сферах, поощряя положительные результаты учащихся.
3. Разработка индивидуальных программ обучения одаренных учащихся с учетом того, что:
— целью индивидуальной программы обучения является развитие одаренности в познании и личностном развитии;
— предложение о создании таких программ может быть внесено родителями, учителями-предметниками, классным руководителем, наставником, психологом, членами педсовета или любыми другими лицами, заинтересованными в судьбе одаренного ребенка.
4. Проявление уважения к индивидуальности ученика, что проявляется:
— в понимании условий развития одаренного ребенка;
— в составлении программы личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, умению взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям;
— в стремлении избежать в работе с одаренными детьми крайностей: признание интеллектуальных успехов детей на уровне «звездности» и публичного принижения успехов.
— в создание ситуации продуктивного и эмоционального взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, психологической и социальной сфер личности ребенка [3;58].
Выдвигая стратегию работы с одаренными детьми. А. А. Петренко делит ее на III ступени:
Целью I ступени является развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных способностей.
Целью II и III ступеней является разработка развивающих программ по отдельным предметам, в рамках индивидуальных образовательных траекторий обучения одаренных учащихся, ориентирующих их на опережающие обучение.
Таким образом, работа над созданием условий развития одаренных детей должна идти в следующих направлениях:
— создание системы диагностики уровня одаренности учащихся и организации учебно-воспитательного процесса с учетом данных аспектов;
— разработка программ, отражающих индивидуальные траектории развития познавательных интересов и способностей учащихся в различных учебных дисциплинах и видах деятельности.
Литература.
1. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения [Текст]/ А. В. Хуторской — М; 2000- 184с. 2. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Кн. для учителей и родителей [Текст]/ В. С. Юркевич – М; 1996 –136с. 3. Петренко, А. А. Концепция развития одаренных детей в муниципальном образовательном учреждении инновационного типа, Инновации в образовании № 2, 2007 -78с. 4. Немов, Р. С. Психологический словарь[Текст]/ Р. С. Немов- М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007- 560с. 5. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В. М. Полонский. -М.: Высш. шк., 2004.-512с. 6. Рапацевич, Е. С. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] /Сост. Е. С. Рапацевич- Мн.: Современное слово, 2005.-720с.
Источник
Семашко С.И., Орлова Е.Н., Санкт-Петербург
Создание условий для развития одарённых и
талантливых детей дошкольного возраста
Если не верить в себя самого, нельзя быть гением.
Бальзак О.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. А выявление и психолого-педагогическая поддержка таких неординарных личностей необходима с раннего возраста.
Одарённый ребёнок, в отличие от одарённого взрослого – это несформированная личность. Поэтому необходимо разглядеть и раскрыть задатки одарённости, помочь ребёнку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, так как их интеллектуальные и творческие достижения имеют не только личностный, а социальный смысл.
Одарённые дети, или вундеркинды ( от нем. Wunderkind, дословно – чудесное дитя) – дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники ещё учатся в школе; одарённые дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам – становятся чемпионами.
Основными теоретическими предпосылками для изучения природы одарённости, способностей её развития являются положения о том, что одарённость проявляется и развивается в творческом обучении (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, Н.С.Лейтес), и что одарённость является сложным многоуровневым психологическим образованием, включающим в себя многие аспекты личности (С.Л. Рубинштейн, Н.С.Лейтес, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев).
Годы кризиса в России негативно отразились на образовательном и интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одарённых детей, ведь талантливая молодёжь – это будущая национальная, профессиональная элита. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования.
Одарённых детей, как правило, отличают психофизиологические особенности такие, как:
- Высокая любознательность;
- Исследовательская активность;
- Повышенная биохимическая активность мозга;
- Эмоциональность;
- Вспыльчивость;
- Особая речь, моторика и восприятие.
Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы родителей, педагогов, психологов развитие способностей ребёнка невозможно.
Современные условия решения проблемы развития одарённых детей требуют педагогической поддержки, создания программы поддержки, программы по подготовке и переподготовке воспитателей, учителей, которые работают с одарёнными детьми. В развитии человека, его одарённости огромное значение имеют вся система культурно-воспитательной работы общества, создание условий (во всех сферах деятельности, на всех уровнях для всех членов), максимально благоприятных для этого процесса.
Чтоб одарённые дети не «терялись» в образовательном процессе, им необходима помощь и поддержка воспитателей, учителей, психологов.
Одарённый, талантливый ребёнок – это, прежде всего ребёнок. Как и другим детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Поэтому необходимо создание среды, которая обеспечит успешное развитие ребёнка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым. Всегда важно найти время радоваться ребёнку. Одарённому или талантливому ребёнку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.
Одарённому ребёнку нужна дисциплина, и возможность делать ошибки и брать на себя ответственность. Одарённый ребёнок уже в очень раннем возрасте склонен к очень серьёзным размышлениям, интересуется глобальными проблемами, о которых часто говорят взрослые, устанавливает для себя высокие критерии, стремится к совершенству, в любом вопросе доходит до самой сути.
Одарённый ребёнок требует к себе особого отношения со стороны окружающих его взрослых. Поэтому перед родителями таких детей, перед педагогами и психологами стоит непростая задача: распознать явные и скрытые детские таланты, помочь реализовать их, не причинив при этом ущерба здоровью одарённого ребёнка.
Но помочь ему поверить в свои силы может только взрослый, находящийся рядом с ним. Поэтому необходима реализация программы обучения одарённых и талантливых детей дошкольного возраста, которая должна учитывать индивидуальность каждого ребёнка. Необходимо развивать их творческие способности, продуктивность мышления и навыки его практического применения, интеллектуальную инициативу, готовность рисковать, навыки межличностного общения, лидерские качества, настойчивость и стремление доводить дело до конца, прививать умение к приобретению новых знаний, поощрять инициативу и любознательность, самостоятельность в развитии и учёбе. Программа должна быть ускоренной, усовершенствованной и усложнённой, способствовать развитию абстрактного мышления. Творческий поиск ребёнка обязательно должен поощряться, стимулироваться желание выразить своё собственное мнение, свои собственные мысли, должно быть, погружение детей в ситуацию исследования и решения проблем, чтобы способствовать полноценному раскрытию личности. Стимулировать процессы более высокого уровня. Ребёнку необходимо иметь навыки общения и сотрудничества.
Часто сам творческий процесс рассматривается в виде трёх взаимосвязанных этапов:
- Постановка задачи и сбор информации
- Рассмотрение задачи с разных сторон
- Доведение начатой работы до завершения
При развитии творческих способностей, необходимо особое внимание уделять дивергентному мышлению (быстрота, гибкость, оригинальность и точность).
При этом необходимы безоценочное принятие и доброжелательная атмосфера, стимулирование любознательности, использование личного примера творческого подхода к решению проблемы, поощрение активности.
Чтобы активизировать творческие способности с помощью активизации фантазии, мы в своей практике используем историю «Мальчик с монетой», чтобы активизировать творческое мышление в процессе изучения геометрических форм – «Волшебные очки». Для развития высших форм мышления используем блоки «Весна», «Насекомые» и др. Для развития навыков исследовательской деятельности – «Животное», «Выращивание лука», «Представьте, а что если …», «Смешивание красок». Также очень важно стимулировать активизацию мыслительных процессов высшего уровня, включая ключевые слова и фразы (соотнесите, перечислите, расскажите, сформулируйте, установите, опишите, назовите) (из книги «Одарённые дети» ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого).
Необходимо помнить, что даже самый талантливый и одарённый ребёнок не может быть одарён всесторонне, его талант проявляется обычно в одной или нескольких областях. При работе с таким ребёнком, необходимо всё же учитывать и его возрастной критерий. А самое главное – нужен индивидуальный подход, чуткое отношение к таланту, ведь одарённые дети ещё и ранимые дети.
Одно из главных направлений работы в детском саду – создание условий для оптимального развития одарённых и талантливых детей, включая тех, чья одарённость в настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Список литературы
- Анастази А. Психологическое тестирование. «Педагогика», 1982
- Джумангулова Т.Н., Соловьёва И.В. Одарённый ребёнок: дар или наказание. С-Пб, Речь 2009
- Елена Туник: Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления . Издательство Питер 2013 г.
- Монина Г.Б., Рузина М.С. Ох, уж эти одарённые дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность. Санкт0Петербург, 2010
- Одарённые дети. Москва, Прогресс, 1991// Общ. Ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого
- Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей, классические тексты/ под ред. А.М.Матюшкина, А.А. Матюшкина. Москва, Омега –Л, 2008
- Юркевич В.С., Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность. Просвещение, учебная литература 1996.
Источник
Как поддержать развитие способностей одарённого ребенка в школьных условиях.
Авторы: Анисимова О.В, Фатян Л.В.,
учителя МБОУ «СОШ №15»,
г.Славгорода Алтайского края.
Ребёнок рождается одаренным от природы разными талантами. Уже в детском саду проявляются его пристрастия. Он(а) может часами кружиться в танце, напевая себе под нос только ей(ему) слышимую незамысловатую мелодию. Или сосредоточенно лепить из пластилина замок, или рисовать (например, цветы, полянку и озеро). Если вовремя обратить на таких детей внимание, что обычно делается родителями в детском возрасте их чад, то можно отметить закономерность: из детской увлеченности рождаются сначала скромные, а затем всё более ярко выраженные способности. Так ребёнок начинает ещё в детсадовском возрасте восхождение к разностороннему развитию личности. И хорошо, если его талант замечен (чем раньше, тем лучше) и поддержан взрослыми: есть надежда, что данные способности разовьются и помогут ребёнку осознать свое место в этом мире. Ведь одарённость человека – это маленький росточек, ещё только проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. Очень выгодно в этом плане отличалось домашнее образование детей дворян и помещиков в царской России. Но и сегодняшняя школа обладает некоторыми возможностями. И очень хорошо, если связь с родителями в этом плане не разорвана, результат – развитие творческого потенциала ребёнка – будет выше в разы.
Так что же нужно для того, чтобы вырастить разносторонне развитую личность, дать ей возможность развивать свои способности, заметив их и подхватив эстафету педагогов детского сада? И как отличить таких детей в общей массе младших школьников?
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Он быстрее всех включается в творческую работу, нестандартно решает поставленные перед всеми детьми проблемы, выдает неординарный результат, часто не один, видит новые возможности по-другому, нежели все остальные. Часто это только раздражает воспитателя или учителя начальных классов – работа с одарёнными детьми трудна и кропотлива, нужно самому быть неординарным человеком и владеть умением контактировать с такими детьми.
Вы скажете, а как же остальные дети, со средними способностями? Никто и не говорит, что нужно поставить работу с одарённым ребёнком на недосягаемую высоту. Наоборот, нужно, чтобы остальные не замечали этого отрыва. Это только им на пользу – они будут стремиться к лучшему результату. У них будет пример.
Если задача учителей начальных классов – удержать и развить познавательский интерес ребёнка, то в старших классах эта задача усложняется, потому что ребёнок уже выработал собственное мировоззрение и характер у него сформировался. Нужно помочь ему определить свое направление, куда бы ему хотелось (и интересно, и нужно, и востребовано) направить свой творческий потенциал. Не всякий учитель или классный руководитель может оказать ему нужную/требуемую методическую помощь, иногда талант ребёнка гораздо шире возможностей школьных педагогов. Но если учитель активен в своем творческом поиске, результат не заставит себя долго ждать. На помощь прибегают внешкольные образовательные учреждения (ДШИ, ЦДЮТ, образовательный центр и т.д.)
Что же можно использовать, и как для достижения данных целей? Не будем изобретать велосипед, он уже существует несколько веков. Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Это такие методы, как:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проектный.
«Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности.(1)
Наша школа уже имеет опыт работы с одарёнными детьми, вычленяет, растит и развивает их способности. Работа эта велась и ранее, но в 2004 году приведена в систему. Итоги годовой работы преподавателей и их учеников подводятся в конце января – начале февраля на школьной научно-практической конференции, наиболее перспективные работы защищаются на муниципальном уровне, затем в крае. Некоторые из них получают путёвку в жизнь далее.
Научно-практическая работа потому так и названа, что кто-то работает в академическом ключе – развивая науку, а кто-то практик. Многие проекты родились и были реализованы в нашей школе. Это проекты, направленные на окультуривание и облагораживание пришкольной территории: «Скамеечка», «Сюрприз», «Площадка» и «Добро пожаловать!»
Внеурочная деятельность в школе МБОУ «СОШ № 15» г. Славгорода в первую очередь базируется на социально значимой деятельности, инициативе и свободном творчестве детей и взрослых. В рамках данного проекта мы попытались показать не только творчество ребят, сколько их самостоятельность в воплощении данной идеи. Данный проект представляет собой работу по эстетическому оформлению площадки школьного двора МБОУ «СОШ №15» и КГОУ «Яровской детский дом» («Лебединая верность»). Проекты были реализованы в течение года, а затем представлены на общественный суд — все проекты были включены в методическое пособие «Социальный проект в действии». Туда же вошел проект «След войны в моем доме», реализованный в нашей школе и представленный последовательно сначала на уровне города, затем края и на всероссийском уровне. Идея проекта: обобщить и систематизировать опыт работы по теме «Война и ее место в моей семье», распространить в рамках города, края, страны. Участвовали в разработке и реализации проекта три класса.
Процесс реализации проекта дал его участникам возможность проявления своих организаторских, творческих, коммуникативных способностей. А преподаватели, курировавшие проект, сочетая коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, используя прогрессивные технологии обучения, помогли определиться с темой и дифференцировать область своих интересов. Многие из участников проекта в последующие годы учебы участвовали в работе над другими проектами, успешно используя накопленный опыт. Проект оценен на уровне города Почетной грамотой — на Кожевниковских литературных чтениях. На уровне края – Почётная грамота. На всероссийском уровне – за участие в Первом фестивале Мультимедиа в образовании, (Мой университет — www.edu-reforma.ru, 2010г, методическое пособие «Социальный проект в действии) – Диплом 1 степени участника. Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе, упорное нежелание делать то, что ему неинтересно, т.к. они на порядок быстрее и выше знают то, что проходят на уроке. Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями. Так давайте дадим им возможность проявить свои способности. Многие из них проявляют себя на гуманитарных дисциплинах. Это сочинение стихов или прозы, участие в творческих конкурсах. Так на уроках учителей русского языка и литературы МБОУ «СОШ №15» часто лучшие сочинения участвуют в конкурсах «Взгляд молодых», Кожевниковские чтения (городской уровень), «Живая старина», (краевой уровень), «Волшебное пёрышко» (всероссийский уровень). Только в последнем конкурсе в 2010 году участвовало 13 учащихся (куратор работы Анисимова О.В., электронный адрес: info@deti-66.ru ). Участвовали не все дети, кто на уроках защищал свои работы, а причина банальна – все конкурсы платные. Не все родители могут оплатить конкурсы, стоящие более 100 рублей.
Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. А «вырастить» способного ученика очень непросто. Начиная с пятого класса, кропотливо работаем с теми детьми, кто на уроке и внеклассных занятиях проявил себя с нестандартной стороны. Обычно и другие дети невольно берут пример с таких ребят, равняются на них, что дает положительный образовательный и развивающий эффект. Учитель и сам старается расширить свои знания, чтобы на уроках, факультативах, элективных курсах и во внеклассной работе показать свою эрудицию, творческую направленность образовательной деятельности. Чтобы не выглядеть, а по-настоящему быть профессионально грамотным, владеть современными педагогическими технологиями, нужно и самому учителю быть на высоте: учиться, притом учиться постоянно: и дистанционно, и очно, и заочно, и в любой другой эффективной форме.
Слайд №1
Как поддержать развитие способностей одарённого ребенка в школьных условиях.
Ребёнок рождается одаренным от природы разными талантами. Уже в детском саду проявляются его пристрастия. Он(а) может часами кружиться в танце, напевая себе под нос только ей(ему) слышимую незамысловатую мелодию. Или сосредоточенно лепить из пластилина замок, или рисовать (например, цветы, полянку и озеро). Если вовремя обратить на таких детей внимание, что обычно делается родителями в детском возрасте их чад, то можно отметить закономерность: из детской увлеченности рождаются сначала скромные, а затем всё более ярко выраженные способности. Так ребёнок начинает ещё в детсадовском возрасте восхождение к разностороннему развитию личности. И хорошо, если его талант замечен (чем раньше, тем лучше) и поддержан взрослыми: есть надежда, что данные способности разовьются и помогут ребёнку осознать свое место в этом мире. Ведь одарённость человека – это маленький росточек, ещё только проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. Очень выгодно в этом плане отличалось домашнее образование детей дворян и помещиков в царской России. Но и сегодняшняя школа обладает некоторыми возможностями. И очень хорошо, если связь с родителями в этом плане не разорвана, результат – развитие творческого потенциала ребёнка – будет выше в разы.
Слайд 2: Так что же нужно для того, чтобы вырастить разносторонне развитую личность, дать ей возможность развивать свои способности, заметив их и подхватив эстафету педагогов детского сада? И как отличить таких детей в общей массе младших школьников?
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Он быстрее всех включается в творческую работу, нестандартно решает поставленные перед всеми детьми проблемы, выдает неординарный результат, часто не один, видит новые возможности по-другому, нежели все остальные. Часто это только раздражает воспитателя или учителя начальных классов – работа с одарёнными детьми трудна и кропотлива, нужно самому быть неординарным человеком и владеть умением контактировать с такими детьми.
Вы скажете, а как же остальные дети, со средними способностями? Никто и не говорит, что нужно поставить работу с одарённым ребёнком на недосягаемую высоту. Наоборот, нужно, чтобы остальные не замечали этого отрыва. Это только им на пользу – они будут стремиться к лучшему результату. У них будет пример.
Если задача учителей начальных классов – удержать и развить познавательский интерес ребёнка, то в старших классах эта задача усложняется, потому что ребёнок уже выработал собственное мировоззрение и характер у него сформировался. Нужно помочь ему определить свое направление, куда бы ему хотелось (и интересно, и нужно, и востребовано) направить свой творческий потенциал. Не всякий учитель или классный руководитель может оказать ему нужную/требуемую методическую помощь, иногда талант ребёнка гораздо шире возможностей школьных педагогов. Но если учитель активен в своем творческом поиске, результат не заставит себя долго ждать. На помощь прибегают внешкольные образовательные учреждения (ДШИ, ЦДЮТ, образовательный центр и т.д.)
Что же можно использовать, и как для достижения данных целей? Не будем изобретать велосипед, он уже существует несколько веков. Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Это такие методы, как:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проектный.
Слайд 3 «Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности.(1)
Наша школа уже имеет опыт работы с одарёнными детьми, вычленяет, растит и развивает их способности. Работа эта велась и ранее, но в 2004 году приведена в систему. Итоги годовой работы преподавателей и их учеников подводятся в конце января – начале февраля на школьной научно-практической конференции, наиболее перспективные работы защищаются на муниципальном уровне, затем в крае. Некоторые из них получают путёвку в жизнь далее.
Слайд 4 Научно-практическая работа потому так и названа, что кто-то работает в академическом ключе – развивая науку, а кто-то практик. Многие проекты родились и были реализованы в нашей школе. Это проекты, направленные на окультуривание и облагораживание пришкольной территории: «Скамеечка», «Сюрприз», «Площадка» и «Добро пожаловать!»
Внеурочная деятельность в школе МБОУ «СОШ № 15» г. Славгорода в первую очередь базируется на социально значимой деятельности, инициативе и свободном творчестве детей и взрослых. В рамках данного проекта мы попытались показать не только творчество ребят, сколько их самостоятельность в воплощении данной идеи. Данный проект представляет собой работу по эстетическому оформлению площадки школьного двора МБОУ «СОШ №15» и КГОУ «Яровской детский дом» («Лебединая верность»). Проекты были реализованы в течение года, а затем представлены на общественный суд — все проекты были включены в методическое пособие «Социальный проект в действии». Слайд 5 — Туда же вошел проект «След войны в моем доме», реализованный в нашей школе и представленный последовательно сначала на уровне города, затем края и на всероссийском уровне. Идея проекта: обобщить и систематизировать опыт работы по теме «Война и ее место в моей семье», распространить в рамках города, края, страны. Участвовали в разработке и реализации проекта три класса. Слайд 6
Процесс реализации проекта дал его участникам возможность проявления своих организаторских, творческих, коммуникативных способностей. А преподаватели, курировавшие проект, сочетая коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, используя прогрессивные технологии обучения, помогли определиться с темой и дифференцировать область своих интересов. Многие из участников проекта в последующие годы учебы участвовали в работе над другими проектами, успешно используя накопленный опыт. Проект оценен на уровне города – Почетной грамотой — на Кожевниковских литературных чтениях. На уровне края – Почётная грамота. На всероссийском уровне – участие в (методическое пособие «Социальный проект в действии, 1 фестиваля ММ в образовании, (Мой университет — www.edu-reforma.ru, 2010г) Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе, упорное нежелание делать то, что ему неинтересно, т.к. они на порядок быстрее и выше знают то, что проходят на уроке. Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями. Так давайте дадим им возможность проявить свои способности. Многие из них проявляют себя на гуманитарных дисциплинах. Слайд 7 Это сочинение стихов или прозы, участие в творческих конкурсах. Так на уроках учителей русского языка и литературы МБОУ «СОШ №15» часто лучшие сочинения участвуют в конкурсах «Взгляд молодых», Кожевниковские чтения (городской уровень), «Живая старина», (краевой уровень), Слайд 8 «Волшебное пёрышко» (всероссийский уровень). Только в последнем конкурсе в 2010 году участвовало 13 учащихся (куратор работы Анисимова О.В., электронный адрес: info@deti-66.ru ). Слайд 9 Участвовали не все дети, кто на уроках защищал свои работы, а причина банальна – все конкурсы платные. Не все родители могут оплатить конкурсы, стоящие более 100 рублей.
Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. А «вырастить» способного ученика очень непросто. Начиная с пятого класса, кропотливо работаем с теми детьми, кто на уроке и внеклассных занятиях проявил себя с нестандартной стороны. Обычно и другие дети невольно берут пример с таких ребят, равняются на них, что дает положительный образовательный и развивающий эффект. Учитель и сам старается расширить свои знания, чтобы на уроках, факультативах, элективных курсах и во внеклассной работе показать свою эрудицию, творческую направленность образовательной деятельности. Чтобы не выглядеть, а по-настоящему быть профессионально грамотным, владеть современными педагогическими технологиями, нужно и самому учителю быть на высоте: учиться, притом учиться постоянно: и дистанционно, и очно, и заочно, и в любой другой эффективной форме.
Используемые источники:
1.«Рабочая книга школьного психолога», часть IV. Способности и профессиональная ориентация учащихся. Глава 1. Способности и одаренность (М.К. Акимова, В.Т. Козлова)
Кожевниковские чтения, 2007г, Почётная грамота и денежное вознаграждение ( Распоряжение администрации города Славгорода Алтайского края от 21.11.2007г. №630-р)
Источник