Условия нравственного развития личности ребенка

Условия нравственного развития личности ребенка thumbnail

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для нравственного развития детей. Уже в раннем детстве ребенок усваивает многие предметных действий, изучает способы использования предметов. Это формирует ее как носителя общ пильного способа выполнения действий, образца, в которым нужно себя сравнивать. Она пристально присматривается к миру взрослых, начинает выделять в нем взаимоотношения между людьми, открывает законы (нормы поведин ки), по которым происходит их взаимодействие. Пытаясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведенияінки.

. Моральный развитие — уровень усвоен представлений о моральных нормах, сформированность нравственных чувств и нравственного поведения

Усвоение нормативов поведения имеет первостепенное значение для развития личности ребенка как социального существа. В дошкольном детстве она через общение со взрослыми, сверстниками и детьми другого е ику усваивает социальные нормы и правила поведения: постепенно начинает понимать и осознавать их значение * в общении с. Другими людьми производит привычки поведения; проникается определенным эмоциональным отношение м к нормам поведения в сюжетно-ролевых играх дошкольных моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. Его все больше интересуют отношения между людьми и смысл их труда. Исполняя роли, ребенок учит ся действовать в соответствии с принятыми в обществе моральных норнорм.

. Нравственные нормы — общественно выработанные правила поведения, которыми руководствуются люди в своей жизни и поступках

В сфере нравственных понятий, суждений, представлений дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, прежде пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Они учатся в обровильно соблюдать нормы морали, даже если его нарушение связано с личной выгодой, и уверены в безнаказанности. Овладев моральным поведением, могут сделать правильный моральный выбор н е на словах, а в действии. В сфере их морально-ценностных переживаний возникают морально. Ценные и морально одобрены отношение к другим людям. Так формируются гуманистические, альтруистськи чувства и отношение:. Внимание а к нуждам и интересам других, сопереживание чужим бедам и радостям, чувство вины из-за нарушения норнорм.

Все моральные нормы закрепляют социальный способ поведения, констатируют, что можно, а чего нельзя делать («Нельзя обманывать взрослых»,»Маленьких нельзя обижать»и др.). Свидетельством сформированности понимание моральной нормы есть объяснение ребенка, чем ее необходимо соблюдать. Чем младше ребенок, тем чаще он объясняет необходимость выполнения нормы, ссылаясь на возможные последствия для себя или н а требования взрослых, например:»Нужно говорить правду, а то узнают и накажут»,»Нужно делиться игрушками. Потом кто-то поделится с тобой»Старшие дошкольники уже понимают общественную суть мора ной нормы, осознают ее объективную необходимость для регулирования взаимоотношений между людьми. Для них важное значение имеют интересы, желания других людей. В своей речи они употребляют слова, позначают ь моральные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадный, честный, ябеда и др.обрий, забіяка, жадібний, чесний, ябеда та ін.).

Дошкольник, наблюдая последствия соблюдения или нарушения нормы, легче понимает ее содержание и применяет к себе. Чем конкретнее норма ближе к его опыта, тем легче ее понять. Ребенок не только розу умеет ее, но и относит к определенной категории («хорошо»-«плохо»), стремится дать оценку. В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок связан с оценкой взрослыми поступков детей. Они легче ро сумеют и оценивают качества, которые чаще оценивает взрослый. Старший дошкольник может инициировать разговор с родителями и воспитателями о том, что»хорошо», а что»плохо»У них возникают эталоны-образцы, содержащие во обобщенные представления о положительную или отрицательную поведение в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение с поведением конкретных взрослых, а также с обобщенными представлениями есть с овнишний образец поведения взрослого переходит во внутренний план дошкольника, расширяет возможности его нравственного развития, который зависит также от ее способности соотносить свои действия с моральными ета лонамті співвідносити свої дії з моральними еталонами.

. Моральный эталон — образец высоконравственной личности, наделенной добродетелью, благородством и т.д.

В дошкольном возрасте оценка взрослого ощутимо влияет на поведение ребенка, поскольку он является образцом, эталоном, с которым она сравнивает себя и свои действия с помощью положительной оценки взрослый фиксирует пра авильний способ поведения, отрицательной — разрушает ложный. Влияние оценки на нравственное развитие ребенка зависит от умения педагога использовать его педагогический потенциал. Для этого ребенок должен соотв и дать таким требованиямам:

— объективность и тактичность. В поступке сначала выделяют положительные стороны, о негативных говорят как бы вскользь, но так, чтобы ребенок понял, чем недоволен взрослый. Оценивать нужно не д ребенка, а его поступок. К санкций следует прибегать в исключительных случаях, показывая, как нужно действоватьти;

— ориентированность на поведение ребенка. Не стоит сравнивать ее с другими детьми, чтобы не унижать, не разрушать совместной деятельности;

— дифференцированность. Общие оценки ничего не дают для развития личности. Нужно, чтобы ребенок знал, какие именно действия, поступки оценивают взрослые. Вследствие этого она повторять определенные действия, чтобы снова заслужить положительную оценку, и избегать тех, что вызывают осуждениеуд;

— систематичность, последовательность;

— сочетание вербальных и невербальных способов воздействия. Результатом овладения моральным соотнесением

действий является внутреннее благополучие ребенка, от осознания идентичности своих поступков положительной модели или дискомфорт — отрицательной. Неодобрение негативной модели организует волю ребенка, стимулирует ее к пра агнення отвечать своими поступками положительныей.

Для эффективного формирования положительных личностных качеств путем соотнесения поступков ребенка с нравственными эталонами нужно, чтобы взрослые общались с ней доверительно, доброжелательно, выражали уверенности енисть в том, что она не может не соответствовать положительной модели. Видение взрослым будущего поведения дошкольника соответствующей положительному эталону способствует его полноценному нравственному развитиюу.

Источник

Практически каждый дошкольник отождествляет себя с образом «хороший ребенок». Добрый, старательный, умелый, ловкий, дружелюбный, помогает маме, не хвастает – это про него. Вредный и неуклюжий, хвастунишка и лентяй – это вовсе не про него! Так думает малыш. Как формируются личностные качества ребенка дошкольника, поясняет возрастная психология. 

Особенности развития личностных качеств дошкольников

В дошкольном возрасте начинают складываться представления о таких личностных качествах как доброта, аккуратность, вежливость, честность, смелость, щедрость, скромность, трудолюбие. Осмысливаются при этом и антиподы: жестокость, неряшливость, грубость, лживость, трусость, жадность, хвастовство, лень. Этот краткий перечень включает только самые понятные детям качества.

Качества личности

Причем, значение понятия дети еще не могут объяснить, но вполне осознают, какое поведение и какие поступки стоят за каждой из характеристик.

Осознание, какой есть Я, формируется постепенно благодаря деятельности и общению. На каждой возрастной ступени личность ребенка приобретает новые качества.

Например, детям с ранних лет прививают милосердие, настойчиво повторяя, что нельзя бить ни человека, ни кошку – «будет больно», «будет плакать».  Точно так же дошкольники постоянно слышат, что нельзя жадничать, нужно делиться. К 4 годам у ребенка появляются первое осознание некоторых качеств, а именно — добрый и жадный.

Так же рано родители стремятся воспитывать в детях опрятность и аккуратность. Этому способствует выполнение бытовых процессов. Аккуратно кушать, складывать игрушки, следить, чтобы одежда оставалась чистой, ребенок начинает под тщательным контролем взрослых, постепенно привыкая делать это самостоятельно.

Это уже обязанность, требующая произвольного внимания. Поскольку в младшем дошкольном возрасте преобладает непроизвольность всех психических процессов, не все детки включаются в выполнение своих первых обязанностей. Поэтому среди дошкольников встречается немало неаккуратных и неопрятных, которые без вмешательства взрослых не в состоянии позаботиться о порядке.

Чтобы качество бытовых операций соблюдалось по инициативе самого ребенка, важно сформировать осознание нравственных норм, определяющих бытовое повседневное поведение.

После 5-ти лет отдельные бытовые процессы приобретают для ребенка системность, превращаясь в привычку. Позанимавшись с игрушками, их нужно убрать на свое место. Перед тем, как сесть за стол, необходимо вымыть руки; есть так, чтобы одежда и стол оставались чистыми. После еды убрать грязную посуду, а еще лучше – вымыть. Подобные бытовые циклы становятся потребностью, формируя опрятность, аккуратность и организованность.

Нравственные качества личности дошкольника

Важнейшей задачей является привитие детям с дошкольных лет правил поведения, основанных на моральных ценностях. Понимание нравственных общечеловеческих ценностей и норм формируется постепенно, сначала включая наиболее доступные возрасту.

Милосердие

Пожалей того, кто плачет, делись игрушками с другими детками, не бери без разрешения чужие игрушки – понятные руководства для дошкольника еще с «песочного» возраста. Нравственное воспитание направлено на развитие сочувствия, доброжелательного отношения, дружелюбия.

Младшие дошкольники не всегда осознают моральную ценность принятых норм поведения. И по большей части выполняют правила, чтобы за их нарушение не последовало наказание. Хочется отобрать новенький грузовик у Дениски, но мама тут же уведет домой, и игра закончится…

Малыши 3-4 лет делают положительные поступки с подачи взрослого, ради похвалы или избегания неприятных последствий. В этом возрасте имеет место некая стихийная нравственность.

Объективный социально-моральный смысл правил поведения осмысливается дошкольником в 5-7 лет. Усвоение нравственных норм связано с умением поставить себя на место другого человека. Подобной децентрацией управляет социальный интеллект и опыт межличностных отношений, которые еще только начинают формироваться с середины дошкольного возраста.

Старшие дошкольники проявляют сознательную нравственность. Они понимают, что морально-этические нормы следует выполнять, так как они разделяют категории добра или зла. А нормы поведения регулируют отношения между людьми.

Нравственные нормы и правила в дошкольном возрасте

Формирование нравственных качеств личности дошкольника происходит количественно и качественно, в соответствии с расширением социального круга и становлением мировоззрения. В 4-5 лет главные моральные заповеди укладываются в предельно короткий список:

  • Слушаться маму, папу и других значимых взрослых
  • Не обижать других деток (не отбирать игрушки, не толкать)
  • Никого не бить

К 6 годам перечень нравственных норм пополняется, прежде всего, благодаря развитию общения со сверстниками и взрослыми:

  • Делиться игрушками с товарищами
  • Не жадничать, когда что-то даешь другим
  • Помогать маме в бытовых делах
  • Складывать свои игрушки на место и бережно ими пользоваться
  • Не кричать и не требовать что-либо купить в магазине
  • Подождать, если взрослый занят и не может сию минуту проявить внимание

Старшие дошкольники обязаны следовать ряду ценностей, регулирующих совместную деятельность со сверстниками:

  • Быть приветливым со всеми, а не только с друзьями
  • Принимать в игру всех желающих
  • Оказывать взаимопомощь
  • Прислушиваться к другим, а не только настаивать на своем
  • Проявлять дружелюбие
  • Говорить правду
  • Защищать младших
  • Быть уважительным к взрослым

Подчиняясь нравственным нормам, дошкольники учатся контролировать свои желания и эмоции. У них формируется понимание, что существует «хочу», но его нужно соотносить с «можно» и «надо».

Формирование волевых качеств ребенка

Непременным условием развития волевых качеств личности дошкольника является самостоятельная деятельность и познавательная активность. Если ребенок заинтересован в определенных действиях, то он обязательно будет стремиться получить результат, будь то застегивание пуговиц или построение конструкции, создание рисунка в подарок маме или сочинение сказки.

Путь к результату лежит через проявление воли. В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие качества:

  • Настойчивость
  • Самостоятельность
  • Ответственность
  • Организованность
  • Трудолюбие

Дети мотивированы получать результат. Уже в 3 года появляется важнейшее личностное новообразование – гордость за свои достижения. Самостоятельно выполняя действия, дошкольники познают свои силы и возможности. Ребенок твердит «Я сам», когда взрослый торопится помочь ему. Малыш желает испытать гордость за свои старания, поэтому проявляет настойчивость и здоровое упорство.

Трудолюбие формируется благодаря воспитанию положительного отношения к труду, понимания важности сделанной работы для окружающих. Дошкольник не выдаст существенного продукта, однако важно уже то, что он прилагает усилия, участвует в деле рядом со взрослым.

Исключение двойных стандартов в нравственном воспитании

Дети испытывают полное доверие к нравственным эталонам, задаваемым взрослыми. Если бабушка дарит игрушку внуку, приговаривая «не давай мальчишкам, а то сломают», то дошкольник будет следовать бабушкиному наказу.

Только представьте, какое противоречие при этом наваливается на юную личность. С одной стороны, ребенок считает, что должен следовать бабушкиной «заботе». А с другой стороны, из-за этого сверстники называют его жадиной и не хотят с ним дружить. К тому же родители и та же бабушка несколько дней назад твердили, что жадничать нехорошо…

Не секрет, что некоторые семьи проповедуют двойные стандарты. В семейном кругу призывают своих детей быть добрыми, щедрыми, уступчивыми. Но, отпуская дошкольника поиграть со сверстниками, наставляют совершенно иначе: с тем не дружи, игрушки не раздавай, настаивай на своем…

Подобный двойственный подход мешает ребенку усвоить нравственные нормы, и следовательно, воспитать в себе соответствующие нравственные качества. Дошкольник теряется, что же все-таки важнее – быть приветливым и дружелюбным со всеми или дружить избирательно; проявлять щедрость или жадность?..

Еще более значимым примером для ребенка являются поступки и поведение значимых взрослых. От родителей дошкольник перенимает стиль отношения к другим людям, к природе, к животным. На основе реальных поступков ребенок сформирует свои представления о «хорошем» и «плохом». Нравственный или безнравственный смысл родительских поступков перекроет все нравоучения, адресованные ребенку. Как бы ни отрицали отец и мать, морально-этические ориентиры их детей – это калька семейных ценностей.

Источник

          Актуальность  Развитие личности ребенка  требует проектирования особой системы образования. Прежде всего этот тезис имеет смысл применительно к дошкольному образованию, закладывающему базис личностной культуры ребенка.

         Опыт показывает, что в традиционной отечественной педагогике трем большим сферам развития ребенка (сферы коммуникативного, эмоционального и социального развития) уделялось меньше внимания, чем сфере когнитивного развития. В то же время именно эти сферы приоритетны с точки зрения развития в дошкольном возрасте.

           В последние годы появляется все больше детей с нарушением психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обусловливающие негативный характер способов поведения, общения. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. По современным оценкам, приблизительно 80% всех физиологических и медицинским проблем включают эмоциональные компоненты.

              Накопление эмоционального опыта ребенком дошкольного возраста является важным условием его полноценного психического развития, благоприятного пребывания среди сверстников. Психолого  – педагогические исследования свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте необходимо развивать такие личностные качества, как сочувствие и сопереживание, обогащающие эмоциональный опыт ребенка. Исследования психологов показали, что дошкольники не всегда способны самостоятельно проявлять эти нравственные качества, поэтому нуждаются в корректной педагогической поддержке.

       Новизна  заключается в том, что в  условиях детского сада соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоционально – нравственный  опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Эмоционально — нравственное развитие дошкольников – педагогически обусловленный процесс, неразрывно связанный с личностным развитием детей, процессом их социализации, творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных предписаний и запретов как условием и основным результатом произвольного управления эмоциями, экспрессивного самовыражения. Осваивая социальную обусловленность эмоций, дети овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления, демонстрируют самобытный индивидуально – неповторимый рисунок экспрессивного самовыражения, что служит началом становления эмоциональной культуры личности. Ребенок с развитыми эмоциями легко преодолевает эгоцентризм, включается в учебно-познавательную ситуацию, может успешно самореализовываться в деятельности.

Эмоции —  (от лат.emovere – потрясаю, волную) – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе.

Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания. речи.  Именно поэтому многие психологи (Л.И.Божович, В.К.Вилюнас, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, К.Э.Изард, А.Н.Леонтьев, Б.Г. Мещеряков, Н.Я.Семаго и др.) утверждают, что формирование эмоций человека является важнейшим условием развития его как личности.

            Эмоция представляет собой специфичный, исключительный знак и символ субкультуры ребенка, а детство – «золотой век для эмоционального в нас» (В.В.Зеньковский). По мнению А.В.Запорожца, эмоция выступает функциональным органом индивида, ядром личности. Педагог, умеющий раскодировать идущую через эмоциональные проявления детей информацию, имеет возможность понять и предупредить трудности личностного развития ребенка-дошкольника.

  Известный отечественный психолог В.В.Зеньковский писал: «Психическая организация  детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы». Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего, что окружает, выводит эмоциональную сферу ребенка в ранг базовых основ личности, ее «центрального звена» (Л.С. Выготский). Какие бы понятия ни формировали мы у детей, какие бы  потребности и мотивы ни определяли их деятельность, личностно значимыми, устойчивыми, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удастся войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней. Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым. Благодаря эмоциям детство остается незабываемым периодом жизни. Вспоминая во взрослой жизни далекое прошлое, человек невольно связывает детство с определенными эмоционально окрашенными образами явлений природы, событий, любимых игрушек.

         Человек, способный регулировать собственные желания, контролировать собственные эмоциональные и социальные реакции, понимать эмоциональные состояния других людей, имеет массу преимуществ перед тем, кто это сделать не в состоянии.

Эмоциональное развитие дошкольников – педагогически обусловленный процесс, неразрывно связанный с личностным развитием детей, процессом их социализации, творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных предписаний и запретов как условием и основным результатом произвольного управления эмоциями, экспрессивного самовыражения.

 Осваивая социальную обусловленность эмоций, дети овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления, демонстрируют самобытный индивидуально – неповторимый рисунок экспрессивного самовыражения, что служит началом становления эмоциональной культуры личности. Ребенок с развитыми эмоциями легко преодолевает эгоцентризм, включается в учебно-познавательную ситуацию, может успешно самореализовываться в деятельности.

        Дошкольный  возраст – благоприятный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, является весьма прочным и принимает характер установки.

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999,с.423).

         Теоретическим обоснованием концепции являются  исследования ведущих отечественных, зарубежных психологов. В работах Л.С. Выготского , А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина,   Л.И. Божович  рассматриваются вопросы  о закономерностях  развития детской психики, понимания дошкольного детства как особого периода в становлении личности. Определенный круг работ посвящен изучению стилей отношения родителей к детям (А.Я. Варга, А.В. Петровский, В.В. Столин и др.), тактик семейного воспитания (В.И. Гаригузов, С.Г. Эйдемиллер). В.М.Бехтерев и И.А.Сикорский, определяя специфику эмоционального развития, отмечают особое значение «этических эмоций» для формирования личности как социальной единицы. Основная задача эмоционального развития ребенка, по В.М. Бехтереву —  привитие полезных эмоций – бодрящих, благотворных – и возможное устранение угнетающих. Особое значение оба ученых уделяют педагогическим условиям, необходимым для полноценного нравственного воспитания ребенка. Благодаря «высшим чувствам», считает И.А.Сикорский, ребенок уже на втором году жизни оставляет далеко позади весь животный мир. (Суть в том, что Сикорский, рассматривая вопросы эмоционального развития, прибегает к аналогии «ребенок — животное», сравнивая последовательно развивающиеся эмоции и чувства с таковыми у животных). Основываясь на данных психологии, физиологии, экспериментальных наблюдениях, ученые сумели обосновать: нравственные чувства, и,  прежде всего,  эмоционально – волевые, необходимо развивать в ребенке с первых дней жизни. Это важно для становления полноценной личности. Игнорирование эмоциональных проявлений ребенка, их использование в качестве фоновой стороны образования недопустимо ущемляют заданные природой ценностные формы личностной жизни.

На основе анализа закономерности изменений эмоциональной сферы в дошкольном возрасте, представленной в работах Л.А.Венгера, А.В.Запорожца, Е.И.Изотовой, В.С.Мухиной, Е.В.Никифоровой и других, были выделены направления педагогической работы по эмоциональному развитию детей, которые выступают содержательными элементами обогащения эмоциональной сферы дошкольников. К ним относятся: развитие опыта эмоционального реагирования; развитие эмоциональной экспрессии; обогащение представлений об эмоциях; освоение словесных обозначений эмоций, активизация словаря эмоциональной лексики.

                 Методологическими основаниями являются: системный  подход, возрастной,  личностно – деятельностный.

                Системный подход отражает всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует практика на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.

              Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированного а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

                  Возрастной подход в воспитании — учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально – психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом

                Личностно – деятельностный подход предполагает максимальное развитие индивидуальных особенностей личности через вовлечение её в различные виды деятельности; обеспечивает активизацию процессов саморазвития, самообразования.

Исходя из рассмотренных концептуальных подходов, методологических подходов,   мы обозначаем образ нового ДОУ как дошкольного учреждения, обеспечивающее эмоционально-нравственное развитие ребенка через создание социальных условий жизни, складывающихся из общения,  развивающего влияния окружающей среды.

Цель: создание новой модели ДОУ как дошкольного учреждения, обеспечивающего эмоционально-нравственное развитие личности ребенка .

Модель выпускника ДОУ

— Человек культуры, свободная личность с чувством ответственности, с высоким уровнем самосознания и самоуважения.

— Творческая личность, с развитой эмоциональной сферой, индивидуальными способностями, с готовностью к самосовершенствованию.

— Гуманная личность, с развитым чувством милосердия, доброты, любви ко всему живому и заботе о нем.

— Физически и психически здоровый человек, с потребностью к здоровому образу жизни.

— Личность, владеющая специфическими навыками, ведущими к достижению жизненного успеха:

·        Познание собственной личности (осведомленность о собственных эмоциях,

уверенность в себе, самоуважение);

·        Навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание);

·        Способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);

·        Управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);

·        Преобладающее настроение (счастье, оптимизм).

Источник