Условия нормального развития ребенка в семье в первые годы жизни

Условия нормального развития ребенка в семье в первые годы жизни thumbnail

голубева альбина
Условия нормального развития и здоровья ребенка в семье в первые годы жизни

Условия нормального развития и здоровья ребенка в семье, в первые годы жизни.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества.

Особенно активно можно воздействовать на организм ребенка с помощью таких социально управляемых факторов, как воспитание в семье и детском коллективе, соблюдение режима, рациональное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие процедуры и так далее. Правильное использование перечисленных факторов может обеспечить физическое и духовное развитие ребенка и способствовать коррекции многих дефектов генетического характера.

В основе результативности работы дошкольного образовательного учреждения лежит постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса. Старший воспитатель должен уметь прогнозировать развитие процесса воспитания и обучения. Важно не только выявить несоответствие между практикой и требованиями программы, но и своевременно оказать помощь, подсказать, найти пути улучшения учебно воспитательного процесса.

Формы и методы контроля воспитателя в группах раннего возраста разнообразны: беседа с воспитателями и последующее посещение групповых занятий и режимных моментов, изучение документации и календарных планов, анализ детской продуктивной деятельности, беседы с детьми, диагностика уровней знаний умений и навыков.

Процесс отслеживания работы в детском саду складывается из единства трех стадий:

— сбор информации, т. е. установление и выявление фактов воспитательно-образовательного процесса;

— Анализ собранного материала, его оценка;

-Выработка мероприятий, направленных на улучшение существующего положения в ДОУ и в определенной возрастной группе, каждого ребенка в отдельности.

Организация наблюдения педагогического процесса в группах раннего возраста проходит через все виды контроля: оперативный, тематический и итоговый.

Целью проведения тематического контроля является изучение выполнения программы по конкретным разделам. Заблаговременно объявленный план проверки побуждает воспитателя к самоанализу и самооценке своего труда, к самостоятельному поиску и выбору правильных направлений в работе. Итоги обсуждаются на педагогических советах.

Итоговый контроль проводится после завершения отчетного периода (полугодия, года, направлен на изучение и всесторонний анализ работы педагогического коллектива по выполнению программы и задач годового плана.

Аналитическая справка отражает:

-положительный опыт работы педагогов;

-проблемы работы коллектива;

-план действий по выполнению программы.

Оперативный (предупредительный, ДРК) носит выборочный характер, и включат проверку работу отдельных воспитателей и режимных моментов. Проблемы решаются сразу и воспитателям даются рекомендации по устранению выявленных недостатков (материалы хранятся в течении года).

Предупредительный — предупреждает организационные ошибки и недостатки. Наличие выносного материала на прогулке, организация маршрута прогулки детей раннего возраста по территории детского сада, к нему же относится и проверка планов работы с детьми.

К оперативному контролю относится такой интересный вид контроля как ДРК (диагностика, регулирование и коррекция)— организация диагностики детей три раза в год. Для чего старший воспитатель заблаговременно объявляет о сроках и методике проведения диагностики. По результатам контроля даются рекомендации, и оказывается методическая помощь.

Цель контроля воспитателя — определить фактический уровень развития каждого ребёнка,определить правильность: педагогических воздействий, условий воспитания и качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения. Воспитатель проводит педагогическую и нервно-психическую диагностику детей. По усвоению программы воспитательно-образовательного процесса, в нашем детском саду воспитатели групп раннего возраста, отчитываются в конце учебного года.Однако обследования проводят три раза: в начале, середине и конце года.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. Соблюдение режима дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, повышает работоспособность, способствует укреплению здоровья.

В дошкольных учреждениях для каждой возрастной группы предусмотрена программа воспитания, которая обязательно включает в себя различные занятия, закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе и другие режимные моменты.

Особенно важное значение в режиме дня имеет правильный сон. Недостаток сна отрицательно сказывается на общем самочувствии ребенка: он становится вялым или, наоборот, слишком возбудимым и капризным. Детей следует укладывать спать в одно и то же время, тогда у них вырабатывается привычка спокойно и быстро засыпать. Важно, чтобы в комнате было тихо, чисто и хорошо проветрено (во время дневного сна форточки открывают).

Таким образом, контроль воспитателя помогает выявить недочеты в работе с детьми и наметить пути выполнения требований программы, своевременно оказать помощь, подсказать, найти пути улучшения учебно- воспитательного процесса. И достичь гармоничного развития малыша, своевременно формировать основные умения и навыки, что исключит трудности дальнейшего обучения.

Источник

Развитие ребенка в первый год жизни происходит очень интенсивно: каждый месяц малыш осваивает новые навыки и учится все лучше управлять своим телом. И хотя какие-либо отклонения в развитии ребенка в этот период в большинстве случаев способен выявить только опытный специалист, родителям также следует внимательно наблюдать за поведением крохи и его первыми успехами. Рассмотрим основные признаки нормального развития ребенка грудного возраста, а также физические нормативы развития ребенка от 1 до 12 месяцев.

Нормальное развитие ребенка

Нормальное развитие ребенка в первый год жизни

1 месяц. К середине первого месяца или раньше грудничок начинает оглядываться по сторонам и останавливать взгляд на заинтересовавших его предметах и лицах родителей. К концу первого месяца малыш уже умеет следить за движущимися предметами, поворачивать голову, услышав какой-нибудь звук, а также улыбается при виде близких.

2 месяц. У ребенка значительно повышается тонус мышц, отвечающих за разгибание ног и рук, а его движения становятся более разнообразными: он может потягиваться, поднимать ручки и разводить их в стороны, а также удерживать вложенные в руки небольшие игрушки, хоть еще и не способен захватить их ладонью самостоятельно. Двухмесячный ребенок должен уметь поднимать головку. Кроме того, в этот период малыш должен реагировать на яркие игрушки.

3 месяц. Малыш проявляет все больше активности: более уверенно держит головку, а также начинает переворачиваться со спины на бок и на живот. Также он уже должен достаточно хорошо захватывать игрушки, вложенные в ладонь. Трехмесячный ребенок умеет различать лица и голоса взрослых и реагировать на интонацию.

4 месяц. Ребенок учится все лучше переворачиваться со спины на живот и обратно, а многие детки в этом возрасте уже могут садиться с помощью взрослого. Хватательный рефлекс у малыша исчезает, и он начинает захватывать предметы осознанно, совершая при этом все более ловкие и точные движения. Малыш по-разному реагирует на близких и чужих людей. Важным показателем нормального развития ребенка в этот период является «комплекс оживления»: при общении с родителями и другими членами семьи ребенок совершает энергичные движения, улыбается, а также гулит.

5–6 месяцы. К этому возрасту малыш должен научиться уверенно захватывать и удерживать предметы. Все дети в 5–6 месяцев помимо слуха, зрения и обоняния активно используют для исследования окружающего мира вкус и осязание, поэтому любые предметы, оказавшиеся в зоне досягаемости ребенка, оказываются у него во рту. Родителям не следует препятствовать этому естественному стремлению, но необходимо следить, чтобы рядом с ребенком не было острых или слишком мелких предметов.

7–8 месяцы. У ребенка заметно развиваются реакции равновесия: он может самостоятельно садиться, не пользуясь помощью взрослых, а также хорошо поднимать голову, лежа на животе. Многие дети в этом возрасте начинают ползать, используя при этом только руки. Также малыши в 7–8 месяцев способны ненадолго вставать на ноги, держась за руки взрослого, поначалу опираясь только на носочки, а потом и полностью на стопу. К этому возрасту ребенок уже должен хорошо различать всех членов семьи.

Читайте также:  Что делать для развития речи ребенка

9–10 месяцы. Обычно ребенок в этом возрасте уже умеет ползать на четвереньках. Он с интересом исследует квартиру, хватая и «пробуя на вкус» все, что попадается ему на глаза. Родителям необходимо обеспечить безопасные условия для нормального развития ребенка, позволяя ему свободно перемещаться по квартире и исследовать окружающее пространство. Десятимесячный малыш может вставать, а также переступать ногами, держась двумя руками за опору. Мелкие предметы он уже может захватывать двумя пальцами. В этот период активно развивается речь ребенка: он подолгу повторяет слоги и может копировать разные интонации, а многие дети к этому возрасту уже способны повторять за взрослыми отдельные простые слова.

11–12 месяцы. Обычно на 11 или 12 месяце ребенок уже умеет самостоятельно стоять и начинает ходить. Сначала он держится за опору одной рукой, затем постепенно учится ходить, не опираясь на мебель и не пользуясь помощью взрослых. Походка ребенка становится все более уверенной: во время ходьбы он может останавливаться, наклоняться за игрушками, поворачиваться. Малыш уже пытается самостоятельно есть и пьет из чашки. К окончанию первого года жизни ребенок хорошо понимает просьбы взрослых и обычно с удовольствием их выполняет, а также может достаточно хорошо произносить некоторые слова. В то же время процесс речевого развития очень индивидуален, и годовалый ребенок может еще не начать самостоятельно говорить, однако уже должен понимать от 50 до 100 слов.

Физические показатели и нормативы развития ребенка

Прибавка роста и веса также является важным показателем нормального развития ребенка. Ниже приведены средние нормы прибавки роста и веса детей до года.

К концу первого месяца ребенок прибавляет около 600 г в весе и вырастает примерно на 3 см. В два месяца прибавка веса составляет около 800 г, а увеличение длины тела – 3 см. На третьем месяце ребенок также должен прибавить примерно 800 г и вырасти на 2,5 см. К концу четвертого месяца средняя прибавка веса составляет 750 г, а рост увеличивается на 2,5 см.

Начиная с четвертого месяца нормативы развития ребенка следующие: каждый месяц прибавка веса уменьшается примерно на 50 г по сравнению с предыдущим месяцем. Таким образом, норма прибавки веса в 5 месяцев составляет 700 г, в 6 месяцев – 650, и так далее. С пятого по восьмой месяцы при нормальных условиях развития ребенок прибавляет около 2 см роста, а с девятого месяца нормой считается увеличение длины тела на 1,5 см в месяц.

При нормальном развитии ребенок в течение первого года жизни должен вырасти приблизительно на 25 см, а его вес должен увеличиться в три раза по сравнению с тем, который был зафиксирован при рождении.

Источник

1

Условия нормального развития ребенка

2

Развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Рост организма (количественный) связан с изменениями его структуры и функций (качественные изменения).

3

График этапов развития ребенка

К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей — мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

4

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными — он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш улыбается, когда слышит ваш голос

5

3 месяца: Поднимает головку и грудь, лежа на животике. Хватает предметы. Улыбается другим людям

6

4 месяца: Лопочет, смеется и пытается имитировать звуки

7

6 месяцев: Переворачивается со спины на животик и с животика на спину. Перекладывает предметы из одной руки в другую

8

7 месяцев: Откликается на свое имя. Находит несложно спрятанные предметы

9

9 месяцев: Сидит без поддержки. Ползает

10

12 месяцев: Ходит с поддержкой или без нее. Произносит, по крайней мере, одно слово. Любит подражать людям

11

18 месяцев: Самостоятельно ходит. Пьет из чашки. Знает не менее 15 слов

12

2 года: Бегает. Строит предложения, состоящие из двух слов. Выполняет простые указания. В игре воображает себя каким-то персонажем «понарошку»

13

3 года: Хорошо карабкается. Строит многословные предложения. Классифицирует предметы по цвету и форме

14

4 года: Дружит и общается с людьми вне своей семьи. Рисует круги и квадраты. Может ездить на трехколесном велосипеде

15

5 лет: Может назвать свое имя и адрес. Прыгает, подпрыгивает и скачет на одной ноге. Одевается самостоятельно. Умеет считать до 10 или больше

16

Когда речь заходит об отклонениях в развитии человека, необходимо уяснить понятие «норма». Личностью ориентированный подход как стратегия отечественного образования требует от педагога обеспечить индивидуальный путь развития не только среднестатистическому ребенку, но и тому, кто отличается неповторимостью.

Норма предполагает такое сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию.

17

Ориентация на норму важна на этапе выявления недостатков в развитии с целью определения специальной помощи. Актуальны несколько значений этого понятия.

Среднестатистическая норма — уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т. д.

Функциональная норма — индивидуальная норма развития. Любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека.

Существенное различие между нормальными и ненормальными ‘людьми состоит в том, что психические черты у первых являются случайным признаком, от которого они могут легко освободиться, если захотят приложить соответствующие усилия.

18

Рассмотрим условия нормального развития ребенка. Г. М. Дульнев и А. Р. Лурия считают основными из них следующие показатели:

1) нормальная работа головного мозга и его коры. Патогенные воздействия нарушают нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, анализ и синтез поступающей информации, взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека;

19

2) нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;

20

3) сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;

21

4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

22

Исследователи считают ребенка нормальным при следующих условиях:

* когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;

23

* когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;

Читайте также:  Функциональные характеристики родного языка и его роль в развитии ребенка

24

* когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.

25

Развитие человека — очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним — биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс — означает превращение его как биологического индивида в социальное существо — личность.

Источник

Важные показатели развития в первый год жизни

Рейтинг
10

Важно следить за тем, чтобы ребенок в первый год жизни достигал необходимых показателей развития

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Мамы, у которых рождается первый ребенок, хотят поскорее увидеть, как он начнет ползать, улыбаться, встанет на ноги и заговорит. Однако мамы не знают, вовремя ли ребенок обретает необходимые навыки.

Показатели развития младенцев важны для того, чтобы понять, в каком темпе они растут и развиваются. Родители должны тщательно следить за этим, чтобы предотвратить возможные расстройства и отклонения. Рассмотрим 16 важных показателей развития ребенка в первый год жизни. Это поможет вам видеть общую картину и предусмотреть дальнейшее развитие событий.

Что такое показатели развития ребенка

Показатели развития свидетельствуют о том, что ребенок здоров и развивается в нормальном темпе. Ребенок может одновременно достигать нескольких показателей.

Показатели развития делятся на когнитивные, физические, социальные и эмоциональные. Самые важные показатели развития достигаются в течение первого года жизни ребенка.

16 важных показателей развития ребенка в первый год жизни

Рассмотрим ключевые показатели нормального развития ребенка в течение первого года жизни.

1. Способность держать голову

  • В конце первого месяца жизни главным показателем развития ребенка является его способность моментально поднимать голову, лежа на животе.
  • К концу второго месяца дети могут поднимать голову на 45 градусов, лежа на животе. Их мышцы уже достаточно сильны, чтобы опереться на руки и тем самым еще больше увеличить пространство обзора.
  • Ребенок может свободно держать голову к концу четвертого месяца. В этом возрасте он может поднимать голову на 90 градусов, лежа на животе, и может лучше поворачивать голову, так как мышцы шеи у него уже достаточно сильны.
  • К шестимесячному возрасту ребенок уже практически полностью контролирует движения головой и может поворачивать ее, чтобы увидеть предметы, наклонять ее, когда ребенка пытаются посадить или поднять, когда его ставят на ноги.
  • В возрасте семи месяцев малыш полностью контролирует движения головы, они становятся плавными.

2. Способность издавать звуки

  • В двухмесячном возрасте ребенок может агукать и гулить.
  • В конце третьего месяца ребенок начинает хихикать и визжать, поскольку в этом возрасте развиваются его голосовые связки. Диапазон звуков, издаваемых ребенком, увеличивается.
  • Младенцы начинают лепетать к концу четвертого месяца. Они издают простые гласные звуки, такие как «а», «о» и т. д.
  • В течение следующих двух месяцев диапазон звуков, издаваемых ребенком, увеличивается, и к концу шестого месяца он может издавать сочетания гласных и согласных звуков. В конце восьмого месяца он начинает говорить «мама» и «папа». Но малыш не различает смысл этих слов и произвольно может называть так любого из родителей.
  • В конце девятого месяца ребенок пытается выговаривать слова, но его произношение далеко от совершенства. В двенадцать месяцев он правильно говорит слова «мама» и «папа», а также простейшие односложные слова («да», «нет», «дай»). Также он использует междометия для выражения своих эмоций.

Следующие несколько показателей развития касаются сферы двигательной моторики ребенка.

3. Перекатывание

  • Четырехмесячный ребенок перекатывается со спины на бок и с живота на спину. Ребенок перекатывается только в одном направлении.
  • В шесть месяцев ребенок может перекатываться в двух направлениях: с живота на спину и обратно на живот.

4. Сидение

  • В конце второго месяца ребенок может сидеть при помощи родителей. Но только в четыре месяца он способен принимать правильное сидячее положение при поддержке родителей: мышцы его шеи достаточно сильны, чтобы предотвратить резкие движения шеи.
  • Через шесть месяцев ребенок может сидеть без поддержки. В девять месяцев – самостоятельно принимать сидячее положение и сидеть в течение 7–10 минут.
  • В десять месяцев ребенок обычно сидит, а не лежит на животе – это становится его естественной позой. К концу первого года он может садиться из положения стоя.

5. Ползание

  • Со второго месяца ребенок может поднимать голову и опираться на руки. Со временем он совершенствует этот навык. Это становится основой для ползания.
  • Дети начинают ползать в возрасте 7–9 месяцев. Этот навык максимально развивается к концу девятого месяца. Ползание укрепляет мышцы ребенка и создает основу для того, чтобы ребенок стал на ноги.

6. Поднятие на ноги

  • Трехмесячный ребенок может частично держать вес своего тела на ногах, когда родители ставят его.
  • В четырехмесячном возрасте ребенок переставляет ноги, когда его ставят на твердую поверхность. В шестимесячном возрасте он подпрыгивает на ногах, когда его поддерживают родители.
  • К концу девятого месяца ребенок может стоять на одном месте, держась за неподвижный объект.
  • В 12 месяцев ребенок может стоять, не опираясь на посторонние предметы, но еще не может ходить. Однако, находясь в устойчивом положении, он пытается самостоятельно сделать несколько шагов. Это показатель развития его крупной моторики.

7. Первые шаги

Умение стоять на ногах приводит к тому, что к концу одиннадцатого месяца ребенок начинает ходить с поддержкой родителей.

После 12-ти месяцев ребенок делает попытку первых шагов без поддержки родителей. Это главный показатель развития ребенка в первый год его жизни.

Следующие показатели касаются сенсорного развития ребенка.

8. Смех и улыбка

  • Первая улыбка ребенка появляется в возрасте двух месяцев. К трехмесячному возрасту ребенок улыбается родителям и тем, кто проявляет к нему дружелюбие.
  • В четыре месяца ребенок начинает смеяться.
  • Когда ребенок растет, он начинает улыбаться и смеяться в различных ситуациях: когда видит знакомое лицо, любимую игрушку, бутылочку с едой или просто видит что-то, что кажется ему смешным. В возрасте шести месяцев он улыбается, думая о чем-то.

9. Слух

  • Ребенок слышит с рождения, поэтому он успокаивается, когда слышит голоса своих родителей.
  • С двухмесячного возраста младенцы поворачивают голову к источнику звука, иногда не совсем точно.
  • К концу третьего месяца ребенок может точно определять местоположение источника звука.
  • Шестимесячный ребенок способен не только видеть источник звука, но и реагировать на него. Это важный показатель развития малыша. В девятимесячном возрасте мозг ребенка способен лучше обрабатывать звуки, поэтому ребенку под силу подражать звукам, которые он слышит.
  • В 12-месячном возрасте у ребенка уже хорошо развит слух. Теперь он может распознавать несколько уникальных звуков и определять голос знакомых людей.

10. Развитие зрения

  • Зрение новорожденных детей нечеткое, и дети не могут сфокусироваться на том или ином объекте. Яркие цвета и контрастные объекты привлекают их внимание. Большие объекты также вызывают у них интерес.
  • В конце первого месяца ребенок бегло смотрит на лица людей. Его все еще привлекают яркие объекты, находящиеся на расстоянии около метра.
  • В течение первых двух месяцев жизни ребенка родителям может казаться, что у него косоглазие. У ребенка еще недостаточно развиты мышцы, поддерживающие глазные яблоки. Эта проблема обычно устраняется к концу второго месяца. Ребенок может следить за движением близлежащих объектов и обращает внимание на лица.
  • К концу третьего месяца ребенок координирует зрение с движениями рук. У него развивается восприятие глубины пространства.
  • В четыре месяца зрение ребенка правильно скоординировано с движениями рук. Ребенок легко воспринимает пространство большой глубины. У него развивается стереоскопическое зрение.
  • В пять месяцев ребенок способен видеть на большом расстоянии. Он может издалека распознать знакомое лицо. Ребенок улыбается, когда видит знакомое лицо или предмет.
  • В этом возрасте дети также имеют хорошее восприятие цветов – такое же, как у взрослых.
  • В шесть месяцев ребенок использует зрение для исследования окружающего мира. Координация зрения и движений у него улучшается благодаря тому, что он недавно научился ползать.
  • В возрасте девяти месяцев у ребенка окончательно формируется цвет глаз.
  • В возрасте одного года ребенок видит мир так же, как взрослые. Они видят множество цветов и оттенков, хорошо воспринимают пространство и могут оценивать путь движущегося объекта.
Читайте также:  9 месяцев внутриутробного развития ребенка

11. Ночной сон

  • Первые несколько месяцев ребенок будет спать одинаковое количество времени днем и ночью. Например, младенцы до одного месяца спят в целом до 16 часов в день – по 8 часов днем и ночью.
  • Время дневного сна сокращается к шестимесячному возрасту. Теперь ребенок спит 4 часа днем и 8-9 – ночью.
  • Когда ребенок достигает возраста двенадцати месяцев, время его дневного сна уменьшается до трех часов, а ночного – увеличивается до одиннадцати.

12. Хватание

  • Новорожденные дети сжимают кулачки, чтобы схватить руку родителей, которые гладят его по ладони. Это называется хватательным рефлексом, он присутствует у ребенка с момента рождения. Хватательный рефлекс также проявляется в том, что новорожденный ребенок пытается схватить пальцами ног руку, которая гладит его по ступне. Такая особенность не имеет практического применения и исчезает примерно в шесть месяцев.
  • В шесть месяцев ребенок может взять предмет с плоской поверхности, используя все пальцы.
  • К концу семи месяцев ребенок может брать маленькие предметы, используя для этого подушечки большого и указательного пальцев.
  • В девять месяцев ребенок может собирать мелкие предметы с поверхности, используя для этого большой и указательный пальцы.
  • В 12-ть месяцев ребенок развивает сложные навыки хватания предметов. Он может хватать предметы, например, большим и средним пальцами и т. д.

13. Употребление твердой пищи

  • Младенцы могут есть перемолотую еду с шести месяцев, когда развивается их пищеварительная система. В шесть месяцев ребенок способен сидеть и держать голову, это является предпосылками к началу употребления твердой пищи.
  • К концу седьмого месяца дети умеют пережевывать пищу и закрывают рот после того, как их кормят с ложечки.
  • В восемь месяцев ребенок может кусать твердую пищу.
  • В девять месяцев ребенку под силу брать кусочки еды большим и указательным пальцами. Это самое лучшее время, чтобы начать учить ребенка пользоваться столовыми приборами.
  • Чем старше становится ребенок, тем меньше у него проявляется рвотный рефлекс. Это естественный для ребенка способ избавляться от твердых кусочков пищи, чтобы не задохнуться. Ребенок также лучше контролирует движения языка, челюстей и открывает рот, когда его кормят с ложечки.
  • В 12-ть месяцев ребенок может самостоятельно есть несколько блюд. В этот период можно давать ему молоко и яйца.

14. Прорезывание зубов

  • Первыми у ребенка прорезаются два нижних передних резца. Это происходит в период 7–9-ти месяцев.
  • После этого, в возрасте 9–10-ти месяцев, прорезаются верхние резцы.
  • Нижние боковые резцы прорезаются в 11–12 месяцев, а верхние – в 12–13.
  • К концу первого года у ребенка прорезаются максимум 8 зубов: 2 верхних и 2 нижних передних резца; 2 верхних и 2 нижних боковых резца.

В первый год жизни у детей также развивается познавательная сфера.

15. Развитие познавательной сферы

  • В возрасте двух месяцев дети начинают анализировать окружающий мир: предметы, людей и т. д.
  • В возрасте четырех месяцев ребенок достигает главного показателя развития познавательной сферы, когда начинает экспериментировать с причинами и следствиями. Ребенок выполняет различные действия, чтобы увидеть последствия и реакцию родителей.
  • В возрасте шести месяцев у ребенка развивается любопытство. Ребенок берет в руки различные предметы, рассматривает их, чтобы понять, как они устроены. В этом возрасте ребенок впервые реагирует на собственное имя.
  • К концу семи месяцев дети понимают постоянство объектов. Иными словами, они понимают, что предмет не исчезает даже тогда, когда его прячут. Им нравится игра в прятки и подобные игры.
  • В возрасте восьми месяцев ребенок может удерживать внимание на объектах не более чем на три минуты, но при этом он проявляет любопытство по отношению к предметам, которые видит вокруг.
  • В возрасте девяти месяцев ребенок копирует жесты и действия окружающих. Это важный показатель развития ребенка в первый год его жизни. К концу десяти месяцев ребенок становится намного умнее, чем раньше. Например, если вы спрячете какой-то предмет в комнате, ребенок легко сможет его найти.
  • В 12-ть месяцев ребенок понимает названия нескольких предметов, которые его окружают, и их предназначение. Например, он знает, что по телефону можно говорить с другим человеком, приложив трубку к уху, а расческа нужна, чтобы расчесывать волосы. Ребенок учится у родителей, наблюдая за ними и повторяя их действия.

16. Социальное и эмоциональное развитие

  • Новорожденные проявляют чувствительное восприятие по отношению к знакомым людям, в частности, родителям. Например, ребенок может перестать плакать, когда услышит голос мамы или когда она возьмет его на руки.
  • К концу второго месяца ребенок понимает, что родители о нем заботятся. Он начинает улыбаться людям, которые постоянно с ним взаимодействуют (бабушки, дедушки, старшие братья и сестры, которые сидят с ним).
  • В четыре месяца ребенок любит играть с людьми, улыбается им, реагирует на их действия. Он плачет в определенных ситуациях: когда голоден, устал или чувствует боль.
  • В возрасте шести месяцев ребенок узнает знакомые лица, а с незнакомыми людьми чувствует себя некомфортно. В этом возрасте проявляются особенности характера ребенка. Он может быть застенчивым, раздражительным, спокойным или дружелюбным. Эти особенности связаны с его врожденным темпераментом.
  • В возрасте восьми месяцев ребенок понимает, что родители связаны с чувством теплоты и безопасности. В 9–12 месяцев дети испытывают тревогу из-за разлуки с родителями. Ребенок много плачет, когда родители находятся вне поля его зрения. В возрасте одного года дети чувствуют страх перед незнакомыми людьми. Они берут маму или папу за руку, чтобы ощутить себя комфортно. Годовалый ребенок отказывается пойти на руки к незнакомому человеку и соглашается, чтобы его взял на руки кто-то, кого он хорошо знает.

Будьте внимательны в моменты, когда ребенок достигает показателей развития. Но вместе с тем помните, что каждый ребенок индивидуален, поэтому стоит проявить терпение. Занятия и игры с ребенком помогут ему вовремя достичь всех необходимых показателей развития. Поэтому играйте, взаимодействуйте с ребенком, помогайте ему социализироваться. Это поможет ему расти и развиваться.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
2 оценок.

Развитие ребенка
16.08.2018

Источник