Условия нормального развития и здоровья ребенка в семье

голубева альбина
Условия нормального развития и здоровья ребенка в семье в первые годы жизни

Условия нормального развития и здоровья ребенка в семье, в первые годы жизни.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества.

Особенно активно можно воздействовать на организм ребенка с помощью таких социально управляемых факторов, как воспитание в семье и детском коллективе, соблюдение режима, рациональное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие процедуры и так далее. Правильное использование перечисленных факторов может обеспечить физическое и духовное развитие ребенка и способствовать коррекции многих дефектов генетического характера.

В основе результативности работы дошкольного образовательного учреждения лежит постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса. Старший воспитатель должен уметь прогнозировать развитие процесса воспитания и обучения. Важно не только выявить несоответствие между практикой и требованиями программы, но и своевременно оказать помощь, подсказать, найти пути улучшения учебно воспитательного процесса.

Формы и методы контроля воспитателя в группах раннего возраста разнообразны: беседа с воспитателями и последующее посещение групповых занятий и режимных моментов, изучение документации и календарных планов, анализ детской продуктивной деятельности, беседы с детьми, диагностика уровней знаний умений и навыков.

Процесс отслеживания работы в детском саду складывается из единства трех стадий:

— сбор информации, т. е. установление и выявление фактов воспитательно-образовательного процесса;

— Анализ собранного материала, его оценка;

-Выработка мероприятий, направленных на улучшение существующего положения в ДОУ и в определенной возрастной группе, каждого ребенка в отдельности.

Организация наблюдения педагогического процесса в группах раннего возраста проходит через все виды контроля: оперативный, тематический и итоговый.

Целью проведения тематического контроля является изучение выполнения программы по конкретным разделам. Заблаговременно объявленный план проверки побуждает воспитателя к самоанализу и самооценке своего труда, к самостоятельному поиску и выбору правильных направлений в работе. Итоги обсуждаются на педагогических советах.

Итоговый контроль проводится после завершения отчетного периода (полугодия, года, направлен на изучение и всесторонний анализ работы педагогического коллектива по выполнению программы и задач годового плана.

Аналитическая справка отражает:

-положительный опыт работы педагогов;

-проблемы работы коллектива;

-план действий по выполнению программы.

Оперативный (предупредительный, ДРК) носит выборочный характер, и включат проверку работу отдельных воспитателей и режимных моментов. Проблемы решаются сразу и воспитателям даются рекомендации по устранению выявленных недостатков (материалы хранятся в течении года).

Предупредительный — предупреждает организационные ошибки и недостатки. Наличие выносного материала на прогулке, организация маршрута прогулки детей раннего возраста по территории детского сада, к нему же относится и проверка планов работы с детьми.

К оперативному контролю относится такой интересный вид контроля как ДРК (диагностика, регулирование и коррекция)— организация диагностики детей три раза в год. Для чего старший воспитатель заблаговременно объявляет о сроках и методике проведения диагностики. По результатам контроля даются рекомендации, и оказывается методическая помощь.

Цель контроля воспитателя — определить фактический уровень развития каждого ребёнка,определить правильность: педагогических воздействий, условий воспитания и качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения. Воспитатель проводит педагогическую и нервно-психическую диагностику детей. По усвоению программы воспитательно-образовательного процесса, в нашем детском саду воспитатели групп раннего возраста, отчитываются в конце учебного года.Однако обследования проводят три раза: в начале, середине и конце года.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. Соблюдение режима дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, повышает работоспособность, способствует укреплению здоровья.

В дошкольных учреждениях для каждой возрастной группы предусмотрена программа воспитания, которая обязательно включает в себя различные занятия, закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе и другие режимные моменты.

Особенно важное значение в режиме дня имеет правильный сон. Недостаток сна отрицательно сказывается на общем самочувствии ребенка: он становится вялым или, наоборот, слишком возбудимым и капризным. Детей следует укладывать спать в одно и то же время, тогда у них вырабатывается привычка спокойно и быстро засыпать. Важно, чтобы в комнате было тихо, чисто и хорошо проветрено (во время дневного сна форточки открывают).

Таким образом, контроль воспитателя помогает выявить недочеты в работе с детьми и наметить пути выполнения требований программы, своевременно оказать помощь, подсказать, найти пути улучшения учебно- воспитательного процесса. И достичь гармоничного развития малыша, своевременно формировать основные умения и навыки, что исключит трудности дальнейшего обучения.

Источник

1

Условия нормального развития ребенка

2

Развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Рост организма (количественный) связан с изменениями его структуры и функций (качественные изменения).

3

График этапов развития ребенка

К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей — мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

4

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными — он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш улыбается, когда слышит ваш голос

5

3 месяца: Поднимает головку и грудь, лежа на животике. Хватает предметы. Улыбается другим людям

6

4 месяца: Лопочет, смеется и пытается имитировать звуки

7

6 месяцев: Переворачивается со спины на животик и с животика на спину. Перекладывает предметы из одной руки в другую

8

7 месяцев: Откликается на свое имя. Находит несложно спрятанные предметы

9

9 месяцев: Сидит без поддержки. Ползает

10

12 месяцев: Ходит с поддержкой или без нее. Произносит, по крайней мере, одно слово. Любит подражать людям

11

18 месяцев: Самостоятельно ходит. Пьет из чашки. Знает не менее 15 слов

12

2 года: Бегает. Строит предложения, состоящие из двух слов. Выполняет простые указания. В игре воображает себя каким-то персонажем «понарошку»

13

3 года: Хорошо карабкается. Строит многословные предложения. Классифицирует предметы по цвету и форме

14

4 года: Дружит и общается с людьми вне своей семьи. Рисует круги и квадраты. Может ездить на трехколесном велосипеде

15

5 лет: Может назвать свое имя и адрес. Прыгает, подпрыгивает и скачет на одной ноге. Одевается самостоятельно. Умеет считать до 10 или больше

16

Когда речь заходит об отклонениях в развитии человека, необходимо уяснить понятие «норма». Личностью ориентированный подход как стратегия отечественного образования требует от педагога обеспечить индивидуальный путь развития не только среднестатистическому ребенку, но и тому, кто отличается неповторимостью.

Норма предполагает такое сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию.

17

Ориентация на норму важна на этапе выявления недостатков в развитии с целью определения специальной помощи. Актуальны несколько значений этого понятия.

Среднестатистическая норма — уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т. д.

Функциональная норма — индивидуальная норма развития. Любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека.

Существенное различие между нормальными и ненормальными ‘людьми состоит в том, что психические черты у первых являются случайным признаком, от которого они могут легко освободиться, если захотят приложить соответствующие усилия.

18

Рассмотрим условия нормального развития ребенка. Г. М. Дульнев и А. Р. Лурия считают основными из них следующие показатели:

1) нормальная работа головного мозга и его коры. Патогенные воздействия нарушают нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, анализ и синтез поступающей информации, взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека;

19

2) нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;

20

3) сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;

21

4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

22

Исследователи считают ребенка нормальным при следующих условиях:

* когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;

23

* когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;

24

* когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.

25

Развитие человека — очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним — биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс — означает превращение его как биологического индивида в социальное существо — личность.

Источник

(согласно Г.М. Дульневу и А.Р.Лурия):

1 ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ — «нормальная работа головного мозга и его коры». При наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека.

2 УСЛОВИЕ ― «нормальное физическое развитие ребёнка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов».

3 УСЛОВИЕ — «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребёнка с внешним миром».

4 УСЛОВИЕ — систематичность и последовательность обучения ребёнка в семье, в ДОУ и образовательной школе.

Следует отметить, что наиболее общие закономерности, обнаруживаемые в психическом развитии нормального ребёнка, прослеживаются и у детей с различными умственными и физическими недостатками.

Впервые данное положение было отмечено врачом и психологом Г.Я.Трошиным в его книге «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология ненормальных детей», вышедшей в 1915 г. Затем это неоднократно подчёркивал Л.С.Выготский.

К таким закономерностям, прежде всего, относятся определённая последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития всех психических процессов, роль деятельности в психическом развитии, роль речи в формировании ВПФ, ведущая роль обучения в психическом развитии.

Эти и другие конкретные проявления общности нормального и нарушенного развития были чётко обозначены в исследованиях Л.В.Занкова, Т.А.Власовой, И.М.Соловьёва, Т.В.Розановой, Ж.И.Шиф и др., проводившихся в период с 1930 – 1970-х гг. Эти психологи и их сотрудники показали, что основные закономерности развития восприятия, памяти, представлений, мышления, деятельности, установленные при изучении нормально развивающегося ребёнка, распространяются и на глухого, и на у/о.

Сравнительные исследования, охватывающие несколько типов нарушенного развития, с 1960-х гг. начали проводиться и в других странах. В США были исследования С.Кирка, Х.Фурта; В Великобритании — Н.О.Коннора и др. Во всех этих исследованиях были установлены закономерности, как общие для лиц с недостатками развития и нормально развивающимся, так и свойственные только лицам с отклонениями от нормального развития.

По мнению русского физиолога И.П.Павлова, наблюдается видимое соотношение патофизиологии и нормальной физиологии: исследования нарушенных функций позволяют обнаруживать то, что в скрытой и усложнённой форме существует и происходит в условиях нормального развития.

Одним из первых ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ применительно к различным видам психического дизонтогенеза были сформулированы В.И.Лубовским. ОСНОВНЫМ ТЕЗИСОМ является доказательное постулирование наличия

3-х ИЕРАРХИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ

ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ:

I УРОВЕНЬ — закономерности, присущие всем типам дизонтогенетического развития.

II УРОВЕНЬ — закономерности, характерные для группы дизонтогенетических расстройств.

III УРОВЕНЬ — специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза.

С позиций современных исследователей закономерности или особенности, выделяемые часто исследователями как специфические для данного дефекта, не всегда являются таковыми. Многие из них в действительности имеют более общий характер и прослеживаются в развитии детей, относящихся к нескольким типам нарушенного развития. Таким образом, сопоставление особенностей детей, относящихся к какому-то одному типу нарушения развития, с нормой явно не достаточно, т.к. не даёт возможности выявить специфические признаки данного дефекта, обнаружить закономерности развития, только ему присущие.

Л.С.Выготский рассмотрел такие недостатки как слепота, глухота, у/о. Он отметил, что причины их вызывающие ведут к возникновению основного нарушения в сфере психической деятельности, которое определяется как — ПЕРВИЧНОЕ НАРУШЕНИЕ. Первичное нарушение, если оно возникает в раннем детстве, приводит к своеобразным изменениям всего психического развития ребёнка, что проявляется в формировании ВТОРИЧНЫХ и последующего порядка в сфере психической деятельности. Все они обусловлены первичным нарушением и зависят от его характера (от типа первичного недостатка), степени его выраженности и времени возникновения.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ:

1) ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВТОРИЧНЫХ ДЕФЕКТОВ в процессе психического развития ребёнка с недостаточностью того или иного типа было выделено Л.С.Выготским в начале 1930-х гг., как общая закономерность аномального развития.

2) По мнению Л.С.Выготского, второй закономерностью являются — ЗАТРУДНЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ инарушения связей с окружающим миром всех детей, имеющих недостатки развития.

Ж.И.Шиф формулирует эту закономерность следующим образом: общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность порождаемых дефектом следствий проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребёнка в целом. Так же автором отмечается, что у детей с недостатками развития всех категорий наблюдаются нарушения речевого общения, хотя проявляются они в разной мере и форме.

3) НАРУШЕНИЯ ПРИЁМА, ПЕРЕРАБОТКИ, СОХРАНЕНИЯ

И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ.

Как показывают экспериментальные нейрофизиологические и психологические исследования, при любой патологии нарушается «расшифровка» окружающего мира. В зависимости от специфики отклонения искажаются разные параметры окружающей действительности.

4) НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО ОПОСРЕДОВАНИЯ.

Ещё Л.С.Выготским было выдвинуто положение о том, что приблизительно с 2-х лет речь начинает играть ОПРЕДЕЛЯЮЩУЮ РОЛЬ в дальнейшем развитии всех психических процессов. Особенно большое значение имеет СТАНОВЛЕНИЕ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ, что неразрывно связано как с развитием собственно речевой функции, так и лобных отделов головного мозга как МОЗГОВОЙ ОСНОВЫ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ.

Нейрофизиологические исследования показывают, что ЗАПАЗДЫВАНИЕ В СОЗРЕВАНИИ ЛОБНЫХ СТРУКТУР является общей патогенетической характеристикой ряда дизонтогений, таких как у/о, ЗПР, РДА и др. При всех отклонениях психического развития в большей или в меньшей степени наблюдается ДИВЕРГЕНЦИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО и ВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ, что затрудняет нормальное развитие ребёнка и требует использования специальных приёмов его воспитания и обучения.

5) БОЛЕЕ ДЛИТЕЛЬНЫЕ СРОКИ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Любой вид дизонтогенетического развития характеризуется нарушением нормального психического отражения действительности, полным или частичным выпадением «психического инструментария»: снижены интеллектуальные способности, или выявляется социальная неадекватность, или выпадает какой-либо вид информации (зрительной, слуховой, зрительно-слуховой, действенной) об окружающей действительности.

Для того чтобы у ребёнка с той или иной патологией развития сформировались столь же полные и адекватные представления о разных сторонах окружающей действительности, как это происходит у нормально развивающихся детей, необходимы, безусловно, более длительные сроки и специальные методы.

6) РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОСТОЯНИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТИРОВАННОСТИ.

Проблема взаимодействия личности и среды является чрезвычайно важной при анализе процесса психического развития. Особое место занимает в решении этой проблемы анализ не только активности личности, но и особенностей её адаптации.

Широкая распространённость состояний психического недоразвития и в особенности лёгких его форм, является для общества дополнительным источником серьёзных проблем, к основным из которых можно отнести НЕПОЛНОЦЕННУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, с сопутствующими ей ростом преступности среди несовершеннолетних.

Разработанная и созданная усилиями отечественных дефектологов система специализированной помощи детям с различными формами психического недоразвития достигла значительных успехов в решении задач диагностики и коррекции нарушений познавательной деятельности в детском возрасте. Однако в гораздо меньшей степени уделялось внимание изучению ГЕНЕЗИСА И СПЕЦИФИКИ СОБСТВЕННО ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ, неизбежно возникающих у этих детей В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Между тем именно такого рода проблемы, фокусируя в себе сложное соединение органических и социальных факторов развития ребёнка, оформляются в различные феномены нарушения поведения, ОБЩЕЙ ИЛИ ЧАСТИЧНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, нередко достигающие уровня клинической или криминальной выраженности.

Этот параметр появился в последние годы в связи с усилением интеграционных процессов в образовании и со значением, которое стало придаваться развитию социальной компетентности людей, независимо от тяжести и характера имеющихся у них отклонений.

Данный параметр означает, что любой дефект затрудняет достижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлетворения своих значимых потребностей и имеющимися для этого условиями, включая условия как чисто бытовые (например, наличие пандусов для въезда на коляске), так и социально-психологические — готовность ближайшего социального окружения к общению с такими людьми.

КОНЦЕПЦИЯ А.Р.ЛУРИЯ и его последователей О МОЗГОВЫХ

ОСНОВАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА — является методической основой для выявления самого факта отклонения от нормального онтогенеза, структуры отклонения, определение наиболее нарушенных и сохранных мозговых структур, что необходимо учитывать при организации коррекционно-педагогического процесса.

ВОЗРАСТНЫЕ СИМПТОМЫ:

КАЖДЫЙ ВОЗРАСТ накладывает свой отпечаток на ХАРАКТЕР РЕАГИРОВАНИЯ В СЛУЧАЕ ПАТОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:

1) СОМАТОВЕГЕТАТИВНЫЙ (от 0 – до 3-х лет) — на фоне незрелости всех систем организм в этом возрасте на любое патогенное воздействие реагирует комплексом соматовегетативных реакций, таких как общая и вегетативная возбудимость, повышение температуры тела, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства.

2) ПСИХОМОТОРНЫЙ УРОВЕНЬ (4—7 лет) — интенсивное формирование корковых отделов двигательного анализатора, и в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему предрасположенной к гипердинамическим расстройствам различного генеза (психомоторная возбудимость, тики, заикание, страхи). Возрастает роль психогенных факторов — неблагоприятных травмирующих отношений в семье, реакций на привыкание к детским образовательным учреждениям, неблагоприятных межличностных отношений.

3) АФФЕКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ (7—12 лет) — на любую вредность ребёнок реагирует с заметным аффективным компонентом — от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с явлениями негативизма, агрессии, невротическими реакциями.

4) ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИДЕАТОРНЫЙ (12—16 лет) — ведущий в препубертатном и пубертатном возрасте. Характеризуется патологическим фантазированием, сверхценными увлечениями, сверхценными ипохондрическими идеями, такими, как идеи мнимого уродства (дисморфофобия, нервная анорексия), психогенными реакциями протеста, оппозиции, эмансипации.

Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает возникновения симптомов предыдущих уровней, но они, как правило, занимают периферическое место в картине дизонтогений. Преобладание же патологических форм реагирования, свойственных более младшему возрасту, свидетельствует о явлениях ЗПР.

Перечисленные выше реакции являются обострённой формой нормального возрастного реагирования на ту или иную вредность.

Дата добавления: 2015-03-27; просмотров: 6637; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9479 — | 7515 — или читать все…

Читайте также:

Источник