Условия личностного развития ребенка в младенческом и раннем возрасте
Формирование
базового доверия к миру, к людям, к себе
– ключевая задача периода раннего
развития ребенка в период младенческого
и раннего возраста.
Важнейшая
задача взрослых – создать и поддерживать
позитивные и надежные отношения, в
рамках которых обеспечивается развитие
надежной привязанности и базовое доверие
к миру как основы здорового психического
и личностного развития (Б.Боулби,
Э.Эриксон, М.И.Лисина, Д.Б. Эльконин,
О.А.Карабанова и др.). При этом ключевую
роль играет эмоционально насыщенное
общение ребенка со взрослым (М.И. Лисина).
С
возрастом число близких взрослых
увеличивается. В этих отношениях ребенок
находит безопасность и признание, и они
вдохновляют его исследовать мир и быть
открытым для нового. Значение установления
и поддержки позитивных надежных отношений
в контексте реализации Программы
сохраняет свое значение на всех возрастных
ступенях.
Личностно-развивающее
взаимодействие со взрослым предполагает
индивидуальный подход к каждому ребенку:
учет его возрастных и индивидуальных
особенностей, характера, привычек,
предпочтений. При таком взаимодействии
в центре внимания взрослого находится
личность ребенка, его чувства, переживания,
стремления, мотивы. Оно направлено на
обеспечение положительного самоощущения
ребенка, на развитие его способностей
и расширение возможностей для их
реализации. Это может быть достигнуто
только тогда, когда в Организации или
в семье создана атмосфера доброжелательности
и доверия между взрослыми и детьми,
когда каждый ребенок испытывает
эмоциональный комфорт, имеет возможность
свободно выражать свои желания и
удовлетворять потребности. Такое
взаимодействие взрослых с ребенком
является важнейшим фактором развития
эмоциональной, мотивационной,
познавательной сфер ребенка, личности
ребенка в целом.
Особое
значение для данного возрастного периода
имеет поддержка потребности в поиске,
развитие предпосылок
ориентировочно-исследовательской
активности ребенка.
Младенческий возраст (2-12 месяцев)
В
первом полугодии жизни ребенка основными
задачами образовательной деятельности
являются создание условий для:
– развития
надежной привязанности как условия
здорового психического и личностного
развития на протяжении жизни;
– развития
базового доверия к миру;
– развития
эмоционального (ситуативно-личностного)
общения младенца со взрослым;
– познавательной
активности по отношению к предметному
окружению и предпосылок
ориентировочно-исследовательской
активности;
– физического
развития ребенка.
В
ходе эмоционального общения на данном
возрастном этапе закладываются
потенциальные возможности дальнейшего
развития ребенка, создается основа для
формирования таких личностных
характеристик, как положительное
самоощущение, инициативность,
любознательность, доверие и доброжелательное
отношение к окружающим людям.
В
области социально-коммуникативного
развития
Взрослый
удовлетворяет потребность ребенка в
общении и социальном взаимодействии:
обращается к ребенку с улыбкой, ласковыми
словами, бережно берет на руки, поглаживает,
отвечает на его улыбку и вокализации,
реагирует на инициативные проявления
ребенка, поощряет их. Создает условия
для положительного самовосприятия
ребенка: обращается по имени, хвалит,
реагирует на проявления недовольства
ребенка, устраняет его причину (пеленает,
переодевает, кормит и др.), успокаивает.
Способствует
предречевому развитию ребенка:
сопровождает ласковой речью все свои
действия в ходе режимных моментов,
комментирует действия ребенка, называет
предметы, игрушки, организует эмоциональные
игры, напевает песенки.
В
области познавательного развития
Взрослый
создает условия для обогащения ребенка
новыми впечатлениями, поддерживает
проявления любознательности: помещает
в поле зрения и досягаемости ребенка
игрушки и предметы разной формы, величины,
цвета, фактуры, звучания; после того,
как младенцу исполнится 3 месяца,
вкладывает игрушку ему в ручку; время
от времени носит ребенка на руках,
показывает и называет предметы,
находящиеся в помещении.
В
области физического развития
Взрослый
способствует росту, укреплению здоровья,
мышечного тонуса, развитию движений
ребенка: организует питание, правильный
режим сна и бодрствования, прогулок;
проводит гимнастику, массаж и пр.
Во
втором полугодии основные задачи
образовательной деятельности состоят
в создании условий:
–
развития предметно-манипулятивной и
познавательной активности;
–
ситуативного-действенного общения
ребенка со взрослым;
–
развития речи;
–
приобщения к художественно-эстетическим
видам деятельности;
–
развития первых навыков самообслуживания;
–
физического развития.
В
области социально-коммуникативного
развития
Взрослый
удовлетворяет потребность ребенка в
общении и социальном взаимодействии:
играет с ребенком, используя различные
предметы. При этом активные действия
ребенка и взрослого чередуются. Взрослый
показывает образцы действий с предметами;
создает предметно-развивающую среду
для самостоятельной игры-исследования;
поддерживает инициативу ребенка в
общении и предметно-манипулятивной
активности, поощряет его действия.
Способствует
развитию у ребенка позитивного
представления о себе и положительного
самоощущения: подносит к зеркалу, обращая
внимание ребенка на детали его внешнего
облика, одежды; учитывает возможности
ребенка, обращает внимание на достижения
ребенка, высказывая радость и поощряя
их.
Взрослый
способствует развитию у ребенка интереса
и доброжелательного отношения к другим
детям; создает безопасное пространство
для взаимодействия детей, насыщая его
разнообразными предметами, наблюдает
за активностью детей в этом пространстве,
проявлениями интереса детей друг к
другу, взаимодействием детей, называет
детей по имени, комментируя происходящее.
На этой стадии развития ребенок еще не
может понять интересы другого ребенка,
не может делиться игрушкой и/или не
брать чужую игрушку. Такие требования
к ребенку на этом возрастном этапе не
выдвигаются. Задача взрослого –
предотвращать возможные конфликты,
отвлекая детей, переключая внимание
конфликтующих на более интересные
объекты или занятия.
Взрослый
также поддерживает стремление ребенка
к самостоятельности в овладении навыками
самообслуживания: поощряет попытки
ребенка самостоятельно держать ложку,
зачерпывать из тарелки пищу, пить из
чашки и т. п.
В
области познавательного развития
Взрослый
способствует развитию любознательности
ребенка: обогащает окружающую ребенка
среду предметами, которые можно
исследовать и/или с которыми можно
экспериментировать (разбирать на части,
соединять и разъединять детали,
складывать, выкладывать, извлекать
звуки и пр.). Это могут быть предметы
различной величины, формы, с разнообразной
поверхностью, разного цвета (дерево,
пластмасса, бумага, ткань, губка, шерсть,
веревка и т. п.), позволяющие ребенку
знакомиться с их физическими свойствами;
игрушки, стимулирующие развитие памяти
(исчезновение и появление предметов);
игрушки и предметы, производящие шумы,
позволяющие ребенку обнаружить первые
причинно-следственные связи (погремушки,
колокольчики и т. п.).
На
регулярных прогулках взрослый наблюдает
за проявлениями детского любопытства,
интереса к природным объектам, разделяя
детское удивление и интерес, называя
объекты, которые привлекают внимание
детей, вместе с ребенком рассматривает
камешки, листья, цветы и т. п.
В
области речевого развития
В
процессе взаимодействия с ребенком
взрослый внимательно относится к
попыткам ребенка выразить свои желания,
потребности и интересы, тем самым поощряя
начало активной речи. Он пытается понять,
чего хочет ребенок, и вербализирует то,
что тот хочет «сказать» или спросить.
В ходе общения и игр взрослый стимулирует
понимание ребенком речи: комментирует
собственные действия и действия ребенка,
называет окружающие предметы, читает
детские стихи, поет песенки, показывает
картинки, рассказывает, что на них
изображено. Организует игры, включающие
ритмические стихи и движения.
В
области художественно-эстетического
развития
Взрослый
организует предметно-пространственную
среду, заполняя ее необходимыми
оборудованием, предметами и материалами
– музыкальными инструментами,
репродукциями картин, бумагой, мелками,
карандашами, красками и т. п. Взрослый
организует прослушивание детьми
фрагментов музыкальных произведений;
демонстрирует звучание детских
музыкальных инструментов, побуждает
пританцовывать и/или позволяет детям
свободно двигаться под музыку. Взрослый
рассматривает вместе с ребенком картинки,
репродукции картин; показывает короткие
инсценировки с куклами, пальчиковыми
игрушками; рисует в присутствии детей,
побуждая их тем самым к собственной
изобразительной деятельности;
предоставляет детям возможность
использовать все материалы для
самовыражения и/или экспериментирования
с ними: извлекать звуки из инструментов,
чиркать каракули мелками или карандашами,
экспериментировать с красками и т. п.
В
области физического развития
Взрослый
способствует прежде всего двигательному
развитию, организует полноценное
питание, режим дня, включающий сон и
регулярное пребывание на свежем воздухе,
время от времени проводит массаж.
Развитию
крупной и мелкой моторики на данном
этапе следует придавать особое значение.
В
области крупной моторики
Взрослый
поощряет самостоятельную активность
и развитие свободного движения;
организует
безопасную предметно-пространственную
среду, способствующую развитию свободной
двигательной активности, самостоятельному
перемещению ребенка в помещении, попыткам
делать первые шаги.
Для
развития здоровой пространственной
координации и двигательного аппарата
ребенка важно, чтобы ребенок учился
перемещению в пространстве и прямостоянию
самостоятельно, без активного вмешательства
взрослых. Необходимо предоставлять
ребенку возможность развиваться по
индивидуальной траектории моторного
развития. Большинство детей активно
ползают, но существует множество детей,
пропускающих фазу активного ползания
и двигающихся по-другому.
Следует
также помнить, что сроки развития
прямостояния у разных детей сильно
варьируются в возрастном диапазоне от
10 месяцев до 1,5 и более лет. Искусственное
ускорение этого процесса, беспокойство
родителей (законных представителей) и
неадекватные требования могут нанести
ребенку вред.
В
области мелкой моторики
Взрослый
насыщает среду предметами изразнообразных
материалов (дерева, пластмассы, материи,
шерсти и т. п.) различной величины и
формы, ощупывание которых способствует
развитию мелкой моторики ребенка,
учитывая требования по обеспечению
безопасности жизни и здоровья детей.
Развитию мелкой моторики способствует
также экспериментирование с карандашами,
мелками и т. п..
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Младенец имеет собственную и достаточно разнообразную психическую жизнь. На протяжении первого года жизни он накапливает опыт взаимодействия с окружающим миром, входе которого складываются отношения к себе, другим людям и предметному миру. В первый год жизни формируются предпосылки для дальнейшего развития личности — «предличностные образования».
С момента рождения взрослый заботливо ухаживает за ребенком, разговаривает с ним, дает нежные имена, с готовностью откликается на любые реакции малыша, чутко улавливает его состояние, настроение, нужды. Взрослый с первых дней оценивает малыша. В любой оценке главным для ребёнка является доброжелательное внимание. Он не понимает обращенных к нему слов, не выделяет содержание оценки, но очень чувствителен к отношению со стороны взрослых. Эта чувствительность ярко выражена уже к 3-м месяцам. Таким образом, взрослый выделяет малыша из окружающего мира как нечто особенно ценное, неповторимое и уникальное.
Положительное самоощущение после 6-ти месяцев во многом зависит от успешности манипулирования малыша с предметами. Ребенок четко воспринимает результаты сврих действий. Он старается с помощью взрослого получить какой-то объект, потрогать недосягаемый предмет, обследовать его. При повторяющихся неудачах он ощущает себя неуверенным, неумелым. А успех побуждает его снова и снова совершать действие.
Положительное самоощущение создает условие для того, чтобы ребёнок активно проявлял себя. Интерес ко взрослому и ответная реакция на его инициативные действия возникают у младенца к концу первого месяца жизни в виде улыбки. А к двум месяцам нарастает интерес к людям и предметам. В 3 месяца можно говорить о том, что сложилось «предличностное образование» — активность, отчасти врожденное качество, но развивающееся в основном под влиянием социальных условий жизни и при решающем влиянии общения со взрослыми.
В 4-5 месяцев ребёнок показывает себя как доверчивое, жизнерадостное существо. Его инициативность очень высока, разнообразно поведение.
Становление «образа я». О развитии предпосылок в становлении образа себя говорит отношение ребёнка к своему отражению в зеркале. С 2-3 месяцев младенец может рассматривать свое отражение в зеркале. Положительное переживание себя выражается в радостном выражении к своему зеркальному отражению.
К 6-ти месяцам у ребенка возникает исследовательское поведение, он обследует свое отражение руками, обводит контур лица, дотрагивается до отражения. Послё 6-ти месяцев дети соотносят свои реальные действия с наблюдаемыми в зеркале. В 11—12 месяцев малыши подолгу играют со своим отражением: гримасничают, кривляются и т. д.
В развитии самосознания особую роль играет имя ребёнка. Уже в 6 месяцев ребёнок реагирует на своё и чужое имя по-разному.
51. Развитие личности в раннем детстве.
К основным предпосылкам развития самосознания в раннем детстве относят: 1) отделение себя от своих действий с предметами; 2) возникновение чувства гордости и собственного достоинства; 3) развитие самостоятельности
Отделение себя от действий с предметами. Первоначально peбёнок не осознает себя самостоятельным субъектом. «Катя гулять», «Боря спать», — говорят дети раннего возраста о себе.
Важный момент в развитии самосознания наступает на третьем году жизни, когда ребенок начинает отделять действия от предмета, за которым оно, первоначально было закреплено. Он наступает «не вдруг», не сам собой, а в результате выполнения ребенком предметного действия в новых условиях и переноса его на другие предметы. Так, он может кормить не только куклу, но и все другие игрушки: куклы, мишку, кошку, при этом используя не толы ложечку, но и предметы-заместители (палочку, карандаш и т. д.).
Ребенок начинает воспринимать себя как субъекта деятельности «Я играю», «Я одеваюсь», «Я ем» и т. д. Переход от обозначения сев в третьем лице к личному местоимению «я» — одно из важнейших достижений раннего возраста.
Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его деятельность. Достиг результата — значит, хороша. Не достиг — значит, плохой. Поэтому дети в раннем возрасте так бурно переживают свои неудачи. В целом же ребенок оценивает себя положительно и недифференцированно: «Я хороший».
Возникновение чувства гордости и собственного достоинств. Отделение себя от своих действий связано с усложнением видов деятельности, которые выполняет ребенок. Он впервые «открывает» проекци своего «я» в достигнутом результате — «нарисовал», «вылепил», «построил», «причесался», «оделся». Он понимает, что действия совершает именно он, и это приводит к изменениям в предметах. Каждый результат деятельности становится для ребенка утверждением своего «я», для него очень важно, чтобы его достижения кто-то увидел и оценил. Таким ценителем выступает взрослый. Одобрение и похвала взрослого рождают у малыша чувство гордости и собственного достоинства. Отсутствие таковых ведет к переживанию огорчений, стыда. Предметный мир становится не только сферой познания, но и сферой саморегуляции, утверждения своего его «я», сферой достижений.
Развитие самостоятельности. Освоение способов употребления предметов ведет к тому, что в возрасте около 2-х лет у ребенка начинает развиваться подлинная самостоятельность, показателем которой являются «личные желания» малыша. Однако самостоятельность в этом возрасте существует только на уровне целеполагания. Ребенок часто oтвлекается, не удерживает цель, не доводит начатое до конца.
Важные изменения в сфере самостоятельности происходят к 2-м годам. Под влиянием делового сотрудничества со взрослым формируется целеустремлённость. Способность с помощью старших соотносить полученный результат с исходным намерением, сравнить то, что получил, с тем, что хотел получить.
Дата добавления: 2015-05-22; просмотров: 4934; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8701 — | 8255 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Ранний возраст – важный период для личностной социализации ребенка (процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его интеллектуального и личностного развития, присвоение социально-нравственных ценностей, норм, правил поведения, формирование мировоззрения). Социализация становится возможной благодаря подражанию ребенком поведению взрослых, за которыми он регулярно наблюдает.
Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. Он рано узнает себя в зеркале, откликается на свое имя, сам активно начинает пользоваться местоимением «Я».
После возникновения первичного представления о себе как об отдельно существующем субъекте и открытого заявления о себе как о личности в психике ребенка появляются и другие новообразования личностного характера. Дети-трехлетки начинают сравнивать себя с другими людьми, в результате чего у них складывается определенная самооценка, выраженное стремление соответствовать требованиям, предъявляемым взрослыми людьми. Далее у детей формируются чувство гордости, чувство стыда, уровень притязаний.
В это же время появляется и потребность в самостоятельности. Свое право на независимое поведение дети начинают активно отстаивать после заявления: «я сам», когда взрослый пытается в чем-либо помочь ребенку против их воли.
Многие дети создают себе трудности такого плана, как взбирание на гору, когда ее можно обойти, на предметы мебели, ходят с закрытыми глазами, что доставляет удовольствие ребенку. Это способствует становлению характерологических свойств личности: силы воли, настойчивости, целеустремленности.
С появлением самосознания у ребенка развивается способность к эмпатии – пониманию эмоционального состояния другого человека. Так, после 1,5 лет дети способны утешать расстроенную маму, обнимать, целовать, дать что-нибудь вкусное ей. Психологические состояния способны понять уже 2-х летние дети.
Пример: «Майкл, которому 1,5 года, дрался с Полом из-за игрушки, и тот заплакал. Майкл отдал игрушку Полу, он все равно плакал. Майкл подождал немного и принес своего медвежонка, но Пол был безутешен. Майкл снова подождал и принес полу из соседней комнаты свое одеяльце». (Развитие личности ребенка, С. 154)
В период от 1,5 до 2-х лет дети начинают усваивать нормы поведения. Например, быть аккуратными, сдерживать свои эмоции, быть послушными, выполнять требования и просьбы.
При переходе со 2 на 3-й год жизни у ребенка формируются такие свойства мотивации, как потребности в достижении успеха. Эта потребность появляется в том, что а) дети приписывают свои успехи и неудачи каким-либо обстоятельствам, например, усилиям. Другой признак этой потребности – б) характер объяснения ребенком успехов и неудач других людей. Эта мотивационная сторона тесно связана с имеющейся самооценкой ребенка.
Еще показателем развития мотивации достижения успехов является в) способность ребенка различать задания разной степени трудности и осознавать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения этих заданий. Наконец, 4-й г) показатель – это умение различать способности и прилагаемые усилия. Это говорит о том, что ребенок готов к анализу причин своих успехов и неуспехов, способен управлять деятельностью, направленной на достижение успеха и избегания неудач.
Признаки развития самосознание у ребенка:
1) Влияние на поведение других людей. 2-х летние дети начинают подчинять поведение других людей своим требованиям (малыш просит пересесть маму на другой стул, издать забавный звук). Таким образом, дети осознают свою способность влиять на поведение других людей.
2) Описание своего поведения. На 3-м году, малыш, выполняя какое-либо действие, описывает его. Взбираясь на стул, приговаривает: «Я сяду», строя башню из кубиков: «Я строю», «Я ем», «Тима сидит» и т.д.
3) Узнавание себя. Узнает себя в зеркале (с 22 месяцев, так. проводился эксперимент: детям пачкали нос и подводили к зеркалу. Дети до 22 месяцев не реагировали на свое изображение, а старшие – трогали нос).
4) Чувство собственности. Пример: два 3-х летних незнакомых мальчика играли в разных концах незнакомой комнаты в присутствии своих матерей. В течение первых 20 минут игры один из мальчиков, Джек, несколько раз отбирал игрушки у другого мальчика Билла. Вначале Билл на это не реагировал. Но после очередного «нападения» Билл пересек комнату, взял игрушку, с которой играл Джек, и отнес ее к своим игрушкам. Через несколько минут Джек пытался отнять ее, но Билл крепко схватил ее, и ему удалось отстоять игрушку. Так Билл проявил чувство собственности (забрал игрушку и отстоял ее).
5) Эмпатия. (Развитие личности ребенка, 87 г., С. 70)
3.2.6 Психологические новообразования раннего возраста
Речь.
Наглядно-действенное мышление.
Репродуктивное воображение.
Правильный способ употребления предметов.
Самосознание.
Прямохождение
Кризис 3-х лет
Благодаря ведущей, предметной, деятельности в раннем возрасте появляются такие новообразования, как речь, развитие репродуктивного воображения, наглядно-действенное мышление, переходящее в наглядно-образное. Однако, самым важным, центральным новообразованием является возникновение феномена «Я сам», которое Выготский называл «внешнее Я сам». Именно это новообразование и является тем стимулом, благодаря которому распадается старая социальная ситуация развития, которая проявляется в кризисе 3-х лет. (Обухова, С. 222)
Основные симптомы этого кризиса впервые были описаны Эльзой Келер в работе «О личности 3-х летнего ребенка».
1. Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте. Выготский писал: «ребенок не делает, потому что его кто-то попросил».
Пример: Выготский пишет: «Девочка хочет, чтобы ее взяли на конференцию, на которой обсуждают детей. Она даже собирается идти туда. Я приглашаю девочку. Но так как Я зову ее, она ни за что не идет. «Ну, иди сюда», — она не идет и сюда. Когда ее оставляют в покое, она начинает плакать. Ей обидно, что ее не взяли. Таким образом, негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Девочке хотелось бы пойти, но т.к. ей предложили, она отказалась».
2. Упрямство. Это реакция на собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Выготский пишет: «Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что ему этого хочется, а потому, что он это потребовал». Например: ребенка зовут со двора в дом; он отказывается, ему приводятся доводы, его убеждают, но т.к. он отказался, он уже и не идет. Мотивом упрямства является первоначальное решение.
3. Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный и безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома, против норм воспитания, образа жизни, к интересовавшим ранее игрушкам. Строптивость направлена вовне, в отличие от упрямства.
4. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис 1-го года жизни, но там ребенок стремится к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах – о самостоятельности намерения, замысла.
Это были наиболее важные симптомы, кроме которых различают еще 3 второстепенных:
5. Обесценивание взрослых. Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка в свой адрес: «дура».
6. Протест-бунт. Проявляется в частых ссорах с родителями. Выготский пишет: «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».
7. Деспотизм. Встречается в семье с единственным ребенком. Ребенок проявляет деспотическую власть ко всем окружающим и изыскивает для этого множество способов. Например: мать не должна уходить из дома, она должна сидеть в комнате, как ребенок этого требует. Ему должны достать все, что он требует; есть этого он не станет, а будет то, что требует. Можно сказать, что он пытается вернуться в младенчество, где фактически исполнялись все его желания.
В семьях с несколькими детьми этот симптом проявляется в ревности: по отношению к старшим или младшим.
Благодаря этим симптомам, ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими (Выготский). Наступает отделение ребенка от взрослого. В результате чего, взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. Возникает тенденция к самостоятельной деятельности, но похожий на деятельность взрослого, т.к. он – образец.
Кроме этих главных симптомов, есть и другие, невротического характера: возможен энурез, ночные страхи, иногда резкие затруднения в речи, гипобулические припадки.
Описав все 7 симптомов, Выготский определяет их в целом как трудновоспитуемость. Определяя это понятие, он говорит об изменениях в социальных отношениях ребенка с ближайшими взрослыми. Все симптомы, по Выготскому, вращаются вокруг оси «Я» и окружающих людей. Все это заставляет говорить о психологическом отделении от ближайших взрослых.
Выготский делает вывод, что в 3 года ребенок мотивирует свои поступки отношениями с окружающими; т.е. кризис 3-х лет – «это прежде всего кризис социальных отношений; возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка…, мотив дифференцирован от ситуации».
Согласно Божович, с появлением новообразования – системы «Я», выражающегося в слове «Я», доминирующей становится потребность в реализации и утверждении собственного Я. Депривация именно этой потребности вызывает трудности в поведении детей. После возникновения системы «Я», возникают и другие новообразования, наиболее значительным из которых является самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть «хорошим».
Появление самооценки (желания быть хорошим) приводит к усложнению внутренней позиции ребенка: с 1 стороны, присутствует желание действовать по-своему, с другой – соответствовать требованиям взрослых (значимых только!). Это приводит к возникновению амбивалентных тенденций в поведении.
Д.Б. Эльконин, определяет такое новообразование раннего возраста – личное действие (правильный способ употребления предмета) и сознание «Я сам». В совместной предметно-манипулятивной деятельности ребенка со взрослым к 3-м годам возникает желание действовать по собственному усмотрению, действовать вопреки ситуации, предложенной взрослым.
Наиболее развернутое исследование кризиса 3-х лет проведено Т.В. Гуськовой, в котором анализирует отечественные и зарубежные исследования. Она установила, что кризис приводит к появлению у ребенка двух наиболее ярких черт: уязвимости и непредсказуемости поведения. Также Гуськова выделяет два «пояса» симптомов: 1) симптомы, направленные на достижение в предметно-практической сфере; 2) симптомы, концентрирующиеся вокруг отношений ребенка и взрослого.
Гуськова вводит представление о поведенческом корреляте центрального новообразования 3-х лет – «гордости за достижение».
Коррекционная работа
Новообразование раннего возраста приводит к экспериментированию с собственной самостоятельностью. Негативизм в поведении связан с внешне немотивированными требованиями самостоятельности. Часто проявляется в отказе от действия, даже нечастого по собственному желанию. Поведение характеризуется действием по собственному произволу (в противоположность произвольному действию). Родители четко выделяют ситуации, в которых необходимо твердо и спокойно настоять на запрете, не реагировать на провоцирующее поведение ребенка. Ребенок нуждается в эмоциональном принятии, ласке. Очень полезны совместные игры, в которых показывается, как действовать с игрушками. Можно предоставить малышу возможность играть самостоятельно (пусть поначалу 1-2 минуты).
В целом кризис 3-х лет объективно завершается с возникновением у ребенка полноценной игры. Для этого необходим перевод личного действия в игровой план. В течение кризиса выделяются 2 линии: линия становления личного действия и линия возникновения игры. Первая линия оформляется в столкновении намерения ребенка и запрета, вторая возникает в совместных со взрослыми игровых действиях. Соответственно строится и поведение взрослого. Обычно протестное поведение адресовано близкому взрослому (родителю), а с начала игры могут возникать и с родителями, и в детском саду. (Поливанова)
ТЕМА 3.3 Дошкольный возраст
Источник