Условия физического развития ребенка раннего возраста

Мария Балашова (Малеева)
Особенности физического развития ребенка раннего возраста

Особенности физического развития детеи раннего возраста

Движение — одна из ведущих линий развития детей раннего возраста. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека. Кроме того, двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Как известно, степень развития движений ребенка зависит от состояния и развития центральной нервной системы; анатомо-физиологических особенностей; условий окружающей среды.

На протяжении первых лет жизни ребенок овладевает основными движениями — ползанием, ходьбой, бегом, прыжками, метанием. Умения эти приходят последовательно и постепенно. Например, прежде чем приобрести навыки бега, малыш должен научиться ходить.

В конце 1-го года жизни для ребенка проблемным является умение удержаться вертикально на ножках и сделать первые шаги. Следовательно, удерживание равновесия и движение в определенном направлении для ребенка начала 2-го года жизни — задача не из легких. Двухлетний малыш уже не только хорошо ходит во всех направлениях и разными способами, но и бегает, а на 3-м году свободно выполняет прыжки, бросает в горизонтальную цель (корзину) мячи левой и правой рукой.

Все это становится особенно успешным для ребенка, если является результатом целенаправленной двигательной активности на занятиях с педагогом.

Так как мышечная система у маленьких детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, этот процесс происходит неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами и содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2— 3-летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые,мягкие суставы и связки: У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре. Например, если упражнение выполняется лежа на спине, необходимо, чтобы ребенок лежал прямо. Исключаются упражнения силовые (перенос тяжестей, висы на руках и т. п.) и связанные с длительным пассивным ожиданием. Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Очень полезно, поэтому упражнять малышей в приподнимании, ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.

Известно, что маленькие дети очень нуждаются в кислороде, дышат поверхностно, часто, неравномерно потому, что дыхательная мускулатура еще не вполне сформировалась. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, приводит к перестройке процесса дыхания и постепенному укреплению соответствующих органов. Нормализуется частота, появляется грудобрюшной, а затем грудной тип дыхания, увеличивается емкость легких. Дыхание детей учащается только при возбуждении или физических нагрузках.

Подвижные игры и занятия по физкультуре нужно проводить в чистом, хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе, помня, что упражнения, в которых ребенок вольно или невольно задерживает дыхание, крайне нежелательны.

Работа сердца в детские годы находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса. В связи с этим хорошие результаты дает обучение, если малыш испытывает положительные эмоции (радость, удовольствие, удовлетворение, что активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка, но не следует заставлять его заниматься — принуждение вызываем естественный протест, рождает отрицательные эмоции.

Принимая во внимание психофизиологические особенности детей 2—3-летнего возраста (слабость тормозных процессов и склонность к возбуждению, легкая физическая и психическая ранимость, быстрая утомляемость, необходимо учесть, что они нуждаются в частой смене работы и отдыха. Это необходимо иметь в виду при проведении физкультуры в младших возрастных группах.

Правильно поставленная работа по развитию движений, которые в возрасте от 1 года до 3 лет еще не совершенны, положительно влияет на активизацию зрения и слуха.

Мышление детей второго и третьего годов жизни конкретно — они лучше понимают то, что видят. Малыши представляют, что они должны сделать, если первоначальный показ движений был ярким, образным, целостным. Поэтому независимо от того, но- вые или знакомые, все упражнения проводятся вместе со взрослым и по его показу. Вначале, как правило, дети выполняют новые движения неточно, с излишним напряжением. Следует учитывать это и предъявлять к ним минимальные требования.

Движения ребенка этого возраста считаются правильными, даже когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное. Отсутствие высокой точности и четкости в выполнении движения, а также неумение воссоздать отдельные его элементы не считаются для ребенка ошибкой.

В этот возрастной период малыш осваивает новое движение в общих чертах (в целом). Дальнейшее совершенствование движения, его детальная отработка и точность выполнения осуществляются в последующих возрастах.

У маленьких детей огромное количество временных связей, имеющих прямое отношение к формированию произвольных движений, которые образуются путем подражания. Эта способность помогает им быстрее и лучше воспринимать предлагаемое упражнение или движение.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют, сосредоточивают ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных.

Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка.На втором году жизни интенсивно формируется вторая сигнальная система: совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. К полутора годам малыш произносит примерно 30—40 слов, а к двум с половиной — уже до 200—300 слов.

В этом возрасте совершенствуется условная связь между названием действия (словом) и движением. Название движения должно всегда сопровождаться показом действия, соответствующего этому слову.

Уровень развития речи у детей третьего года жизни разнообразен. Лишь, немногие из них с удовольствием разговаривают со взрослыми и меньше между собой. Это особенно заметно в начале учебного года у застенчивых и робких новичков, поступивших в группу. Большая речевая активность проявляется у них, как правило, в играх. Дети с хорошо развитой речью быстро справляются с заданием на занятиях по физической культуре, не дожидаясь показа воспитателя, так как они уже способны воспринимать слова и выполнить нужное движение. Нервно- психическое и физическое развитие ребенка зависит от возраста и двигательной подготовленности, и поэтому, чем раньше начать обучение, соответствующее возможностям ребенка, тем лучше разовьются и станут увереннее его движения. Движения у детей раннего и дошкольного возраста имеют свои особенности и постоянно изменяются по своим количественным и качественным показателям.

Хорошо организованная работа помогает каждому ребенку быстрее освоить основные движения. То или иное движение появляется и формируется у одних детей раньше, у других позднее, так как это зависит от индивидуальных особенностей, от условий развития малышей, от организации их деятельности и от влияния взрослых, от обучения и воспитания. Например, некоторые из них впервые справляются с поскоками на месте на двух ногах в возрасте 1 года 10 месяцев, а другие — в 2 года и даже старше.

На втором году дети умеют ходить, держат равновесие на ограниченной, неровной,возвышенной поверхности и т: д., способны выполнить бросок, катить какой-либо предмет, много ползают и лазают по лесенке-стремянке. Однако они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых.

На третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается—развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег и прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну, а также игры с несложными правилами.

Эффективность обучения повышается, если умело заинтересовать, побудить ребенка к самостоятельному проявлению волевых усилий для достижения цели.

Частое индивидуальное общение, поддержка и помощь вовремя занятий необходимы малышу, так как проявление внимания со стороны взрослого вызывает положительные эмоции и является основным в работе с детьми второго и третьего годов жизни. Особенно это относится к освоению новых движений, связанных с уменьшением площади опоры и сохранением равновесия (упражнения на гимнастической скамейке, лазанье по лесенке-стремянке и т. д.). В таких случаях своевременная помощь воспитателя влияет не только на качество обучения и выполнение движений, но и оказывает большое воспитательное воздействие, стимулирует положительное отношение ребенка к данному виду движения, желание выполнить задание. Процесс обучения движениям очень сложен и длителен.

Малыша постепенно приучают к правильному восприятию звуковых и зрительных сигналов и быстроте реакций на них, а также к самостоятельности. Выполнение нового упражнения, которому обучают ребенка, должно вызывать у него определенные усилия, но быть доступным ему. Закрепление усвоенных навыков и их совершенствование достигаются путем методичного повторения движений с обязательным усложнением (увеличение физической нагрузки, варьирование, изменение содержания).

Обучение движениям — воспитательный процесс, поэтому во время занятий полезно не только приучать детей активно выполнять задание, но и стараться заинтересовать, увлечь их, развивать выдержку, посильную самостоятельность, умение слышать и выполнять указания воспитателя, соблюдать правила игры и т. п.

Чтобы закрепить основные движения, необходимо создать условия в групповой комнате и на участке для свободной двигательной деятельности.Специальное физкультурное оборудование должно включать следующие компоненты: горку с лесенкой и скатом, бревно, гимнастическую стенку, лесенку-стремянку, ящики, корзины, скамейки и др., что обеспечивает возможность выполнения ребенком различных движений. Он входит на горку, лесенку, подлезает, перелезает, играет в мяч, катает обручи, каталки и т. д. Воспитатель побуждает ребенка к активным действиям, обучает правильным движениям, используя для этого имитационные упражнения — «попрыгать, как зайчики», «полетать, как птички» и т. д.

Движения, освоенные ребенком, закрепляются в подвижных играх.

Игры с ребенком до 1,5 лет проводятся в основном индивидуально или в небольшой группе (3—4 ребенка). В них закрепляются основные движения, воспитывается умение двигаться в коллективе, развивается координация движений, желание выполнить игровые правила и задания, а также формируются психофизические качества: смелость, ловкость, реакция на сигнал. В подвижных играх с ребенком 2—3 лет ведущая роль принадлежит воспитателю. Для объяснения игры он использует сюжетный рассказ; игровые имитационные образы; заинтересовывает ребенка игрушкой, показывает, что и как надо делать. Подвижные игры всегда проходят при положительном эмоциональном настрое ребенка. Они доставляют ему радость и удовольствие.

Таким образом, третий год жизни — это период активного совершенствования качества движений, которыми овладел ребенок на предыдущих этапах. Более координированными становятся движения рук, пальцев и ног, могут на ходу манипулировать предметами, кататься на велосипеде.

Они согласуют свои движения с внешними условиями, например, меняют движение в зависимости от сигнала. Совершенствуются и такие движения, как бег, лазанье, метание, бросание.

Ребенок много двигается, но от однообразных движений быстро устает, он не может также длительное время сохранять неподвижность. Необходимо учитывать и такие возрастные особенности детей этого возраста, как легкость и податливость скелета, сравнительно недостаточное развитие мускулатуры. Исходя из этого, некоторые движения детям вредны. Нельзя, например, предлагать им висеть на руках, прыгать с высоты, требовать длительного повторения одних и тех же движений.

Для развития движений используются различные средства. Это в первую очередь режимные процессы — умывание, одевание, кормление, развивающие координацию движений рук; игровая деятельность, во время которой дети разнообразно двигаются. Но чтобы они могли свободно бегать, играть в мяч и другие игры, должно быть достаточно места. Для детей нужны игрушки, способствующие развитию движений: мячи разных размеров, 3-колесные велосипеды, автомобили.

Важным фактором развития движений являются утренняя гимнастика и физкультурные занятия. Помимо формирования у детей различных двигательных навыков (ходьба, лазанье и др., на таких занятиях реализуются основные оздоровительные задачи физического воспитания, которые учитываются при составлении гимнастических комплексов.

Источник

Педагогические условия физического развития детей раннего возраста в ДОО

Каждый день у нас, ребятки,

Начинается с зарядки!

Физическое воспитание детей является важнейшей частью системы воспитания человека. Оно напрямую связано с сохранением и укреплением здоровья детей, основы которого, как  известно, закладываются с детства.

Здоровье не существует само по себе, постоянное и неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе с самого раннего возраста. Именно поэтому, этот период – ранний и дошкольный возраст – является важным и ценным. В это время у ребенка формируются важнейшие двигательные навыки, создаются предпосылки дальнейшего развития личности, закладываются основы здоровья. В детстве определяются для ребенка основные ценности, формируется отношения с окружающим миром, себя в нем, происходит освоение самых разных способов деятельности и осуществления себя в них, накапливается опыт.

В настоящее время, сохранение и укрепление здоровья детей, является важной задачей как семьи, так и общества, государства.  Для взрослого поколения, занимаясь воспитанием детей, нельзя упускать этот период и необходимо прилагать максимальные усилия в этом направлении. Ведь здоровье детей – это будущее нашей страны. Только здоровое молодое поколение сможет обеспечить рождаемость здоровых детей, создать здоровый потенциал на будущее.

Рассматривая сегодняшний день, хочется обратить внимание  на многообразие развивающих занятий для детей разного возраста и разного направления. Они пользуются большим успехом и популярностью у родителей. Практически в каждой семье ребенок ходит на такие занятия как иностранный язык, шахматы, изобразительное искусство, компьютер и так далее. Все это способствует развитию умственных способностей ребенка, повышению его интеллекта. Но на второй план уходит физическое развитие, меньше внимания уделяется двигательной активности, что отрицательно сказывается на здоровье ребенка.

К сожалению, статистические данные не радуют своими показателями. Известно, что:

  • физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей;
  • 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания;
  • 90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны;
  • только  8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми;
  • 5% взрослого населения страны хронически больны, а 95%- находятся в  «третьем состоянии»;
  • возросла общая заболеваемость детей  на 21.6 тыс. на 100 тыс. соответствующего населения за 5 лет.

Укрепить здоровье детей, поддержать его и сохранить помогает физическое воспитание. По определению, оно означает педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма ребенка, на формирование двигательных навыков, умений, знаний, на воспитание физических качеств.

Процесс физического воспитания, как комплекс мероприятий, направленный на развитие растущего организма, его функций, является приоритетным и актуальным во всей воспитательной работе детского дошкольного учреждения.

Целью физического воспитания является формирование основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие каждого ребенка.

К задачам физического воспитания относятся:

  • оздоровительные;
  • образовательные;
  • воспитательные.

Оздоровительные задачи:

  1. охрана жизни и укрепление здоровья (обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма);
  2. всестороннее физическое совершенствование функций организма;
  3. повышение работоспособности и закаливание.

Образовательные задачи:

  1. формирование двигательных умений и навыков;
  2. развитие физических качеств;
  3. овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные задачи:

  1. воспитание интереса и потребности в знаниях физическими упражнениями;
  2. разностороннее, гармоничное развитие ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).

При помощи средств физического воспитания достигаются определенные цели. Приложение 1.

Физическое воспитание в группе  Ранний Возраст

В ГБДОУ детский сад №69 Марина Красногвардейского района физическое воспитание осуществляется по экологически оздоровительной программе    Вячеслава Семеновича Коваленко «К  здоровой семье через детский сад».

Данная программа является результатом теоретических исследований в области различных форм оздоровительной деятельности с детьми пренатального и раннего возраста, дошкольного и школьного возраста. В течении 6 лет проводились работы и накопление опыта  в рамках программы « К здоровой семье через детский сад» по восстановлению семейных традиций воспитания детей. Была создана «Школа родителей» детского сада №111 и женской консультации №22 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Программа « К здоровой семье через детский сад»  нацелена на переориентацию детских дошкольных учреждений к системе «Школы родителей» — системе совместного воспитания родителей и детей с помощью высококвалифицированных специалистов (педагогов и работников медицины) и методического обеспечения садов. Из всех звеньев системы образования именно детский сад сегодня реально занимается оздоровлением детей и может продемонстрировать родителям особенности воспитания и оздоровления ребенка любой возрастной группы.

Программа « К здоровой семье через детский сад» является расширением опыта экологической оздоровительной программы. В ее основе и рекомендациях заложены исследования не только в области медицины, гомеопатии, остеопатии, педагогики, но и экологии. Как известно, дети наиболее чувствительны к загрязнению окружающей среды.

В программе В.С.Коваленко раздел физического воспитания представлен системой оценки физического здоровья ребенка и системой мероприятий и профилактический технологий. Нацелена программа на повышение функциональных резервов организма и обеспечение безопасности физических тренировок.  

Экологически оздоровительная программа для детей включает в себя девять основных разделов:

  1. диета
  2. закаливание
  3. физическое воспитание
  4. стоматологическая профилактика
  5. обеспечение экологической безопасности
  6. повышение сопротивляемости организма
  7. вакцинотерапия и вакцинопрфилактика
  8. нормализация психологического микроклимата
  9. консультирование ребенка, родителей, персонала.

Физическим  воспитанием  детей в детском саду занимается педагог по физическому воспитанию, а также воспитатели группы. Для поддержания интереса детей к занятиям по физкультуре широко используются сюжетные и игровые формы, дыхательные упражнения. Систематическое проведение занятий способствует:

  • всестороннему физическому развитию детей,
  •  формированию и совершенствованию навыков основных движений,
  • формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия,
  • воспитывает хорошую привычку заниматься спортом.

Физическое развитие детей  в группе  Ранний Возраст выполняется в соответствии с режимом двигательной активности. Приложение 2.

Каждый день воспитанники группы Ранний Возраст приглашаются на утреннюю гимнастику в музыкальный зал совместно с другими группами. Занятие проводит педагог по физкультуре под музыку. Выполняются основные физические упражнения (наклоны, приседания, повороты и т.д.). Дети с удовольствием занимаются, стараются, возвращаются в группу довольными  и бодрыми.

Согласно расписанию, по вторникам, средам и четвергам, проводится нормативно-образовательная деятельность —  физическое развитие. Дети совместно с педагогом по физическому воспитанию отправляются «поездом» из игровой в музыкальный зал. Занятие организуется в игровой форме, используется спортивный инвентарь, сопровождается музыкально. Дети учатся ходить  группой друг за другом, маршировать, формируются навыки обращения со спортивным инвентарем (например, мяч, обруч), развивается координация, внимание.

С наступлением лета, занятия из музыкального зала переносятся на открытый воздух – проводятся на улице.

Помимо спортивной деятельности, проводимой педагогом по физической культуре, физическим  воспитанием детей в группе Ранний Возраст занимаются непосредственно воспитатели группы. Ими проводятся физкультминутки. Чаще всего это пальчиковая гимнастика или дыхательные упражнения. Они, соответственно, направлены на развитие мелкой моторики и развитию дыхательного аппарата, подбираются по сезону, по темам. Очень нравятся детям. Проводятся чаще в минуты ожидания каких либо режимных моментов (например, перед раздачей обеда). Иногда воспитанникам группы предлагается самостоятельно проводить  такие упражнения, что находит активную поддержку с их стороны. Приложение 3.

Согласно режиму двигательной активности все дети сразу после пробуждения проходят тренажерный путь. Он состоит из нескольких колючих ковриков разного формата и валиковой дорожки. Проходят его босиком, переходя из спальни в игровую. Отзывы детей при этом самые разные! Совершая тренажерный путь происходит массаж стоп, активация соответствующих центров на них, ускоряется процесс просыпания.

Кроме тренажерного пути после сна воспитателями группы проводится в помещении игровой гимнастика – Комплекс Воробьева. Она занимает около 7 минут времени, проводится без обуви. В результате этой гимнастики улучшается кровообращение, нормализуются обменные процессы. В ее завершении дети благодарят друг друга.

Для развития спортивных навыков и физических качеств воспитанников в игровом зале силами воспитателей и под содействием педагога по физической культуре  создан спортивный уголок. Он включает:

  • спортивный инвентарь (мячи большие, маленькие; мягкие ленточки с кольцом, обручи);
  • спортивные атрибуты (флажки, погремушки);
  • настенную мишень для бросания мячей;
  • массажные коврики, массажные мячи, а также самодельные массажные тренажеры из киндер-яиц, соединенных в цепочку – используются детьми для массажа спины друг другу;
  • картотеку пальчиковой, глазной, дыхательной гимнастик и картотеку подвижных игр;
  • следы детских ног на полу, ведущие к спортивному уголку и следы детских ладошек на стене, следуя по которым дети тянуться вверх.

Весь инвентарь, приспособления и картотека спортивного уголка активно используется  в свободное время, дети находят всему применение. Приложение 4.

В рамках расписания организуется совместная деятельность по физической культуре. К ней относят физкультурный досуг – в музыкальном зале педагогом по физкультуре проводятся эстафеты, спортивные конкурсы для детей младшей группы. Мероприятие непродолжительное по времени, но очень интересное. Проводится 1 раз в месяц.

День здоровья проводится обобщенно с другими группами с участием каких либо героев (например, микробы, фея чистоты). Педагогами подготавливается сценарий, согласно которому организуются эстафеты, конкурсы, задания разного характера. Акцент делается не только на развитие физических качеств, но и укрепляются и расширяются познания детей о гигиене, о строении тела, о пользе и вреде для нашего здоровья разных факторов воздействия. В игровой форме дети с наибольшим вниманием проявляют интерес и участие к информации такого типа, активно соревнуются.

  Самым интересным и захватывающим зрелищем являются спортивные праздники с участием родителей! Праздник проходит по сценарию, главные роли играют воспитатели группы с участием педагога по физическому воспитанию. Очень запомнился праздник, приуроченный ко Дню защитника отечества, — дети соревновались вместе с папами! (или со ˝спортивными˝ мамами). Восторгу детей и родителей не было предела!         Пройдя спортивные испытания совместно со своим родителем, каждую семью награждали грамотой и маленьким подарком.

Анализируя работу педагога по физической культуре и труд воспитателей группы Ранний Возраст, наблюдается положительная динамика в развитии детей, усваиваются многие физические навыки, развиваются физические качества, укрепляется здоровье, улучшается осанка, происходит закаливание организма, прививается интерес к спорту. Например, многие дети впервые попадая в группу не умеют ходить «поездом» держась друг за друга- со временем получается освоить хоровод. Многие научились прыгать на одной ножке, ловить, катая по полу мяч, крутить обруч на руке. Такие маленькие для каждого ребенка победы стоят многих усилий, как самих детей, так и воспитателей и педагогов. Хочется, чтобы все это нашло поддержку и со стороны родителей, которые всегда беспокоятся за своего ребенка, за его здоровье. Хочется, чтобы они чаще находили возможность посещать детские мероприятия, были ближе к жизни ребенка в детском саду, к нему самому!

Приложения

        Приложение 1

Средства физического воспитания

Средства

Цель

Условия применения

Физические упражнения: гимнастика(основные движения, общеразвивающие упражнения, построения и перестроения, танцевальные упражнения); игры (подвижные, сюжетные, бессюжетные, игры с элементами спорта); спортивные упражнения (катание на велосипеде, плавание, скольжение и т. д.); простейший туризм (пеший, лыжный) – основное специфическое средство физического воспитания

Используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания

Обеспечивают эффективное решение задач физического воспитания, если выступают в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям  каждого ребенка

Психогигиенические факторы: общий режим занятий, питания, отдыха, сна, гигиена одежды, обуви, физкультурного оборудования, помещения – дополнительное средство физического воспитания

Повышают эффективность воздействия физических упражнений

Психофизиологический комфорт ребенка

Эколого-природные факторы: солнце, воздух, вода

Усиливают положительное влияние физических упражнений на организм и повышают его работоспособность. Используется для закаливания организма

Положительный эффект этого средства достигается только при экологически чистой природе

Приложение 2

Режим двигательной активности

Организованные формы двигательной деятельности

длитель

ность

понедельник

вторник

среда

четверг

пят

ница

1половина дня:

Физическое развитие

10

10

10

10

1половина дня:

Художественно-

эстетическое

развитие «музыка»

5

5

5

Физкультминутки

2

2

2

2

2

2

Утренняя гимнастика

10

10

10

10

10

10

Гимнастика  после сна Комплекс Воробьева

7

7

7

7

7

7

Тренажерный путь

2

2

2

2

2

2

Прогулка (подвижные игры и физические упражнения

1 половина дня

2 половина дня

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

Продолжение приложения 2

Продолжение приложения 2

Организация совместной деятельности

Совместная деятельность

Длительность

Особенности организации

Физкультурный досуг

10-15

1раз в месяц

Спортивные праздники

20

2-3 раза в год

День здоровья

1 раз в 2 месяца

Приложение 3

Пальчиковая гимнастика.

1.Мы капустку рубим-рубим,

(поочередные движения прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капустку солим-солим,
( складываем пальцы в щепотку и поочередно поглаживаем подушечки пальцев)

Мы капустку трем-трем,

(потирать кулачок о кулачок)

Мы капустку жмем-жмем.

(сжимать и разжимать кулачки)
И в рот кладем
( отправляем щепотку в рот и приговариваем : «Ням-ням!»)

2. Колыбельная

(поочерёдно загибать пальчики на ручке)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик лишь уснул,

Этот крепко, крепко спит

Тихо носиком сопит…

3. Шарик

Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел —
Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Приложение 4

                     

Список литературы

1 Грядкина Т.С. Образовательная область «Физическая культура». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012

2   Деркунская В.А. Родничок здоровья: технологии здоровьесберегающего сопровождения в опыте работы дошкольного образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие.-  Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009

3 Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений.-  М.: Издательский центр «Академия»,- 2002

4 Научно-методический журнал Детский сад: теория и практика №5 2013

5 Интернет-ресурсы

6 Сборник рабочих документов Оздоровительная программа «К здоровой семье через детский сад», Санкт-Петербург, 2000

Источник