Условия для развития уникальности ребенка

Условия для развития уникальности ребенка thumbnail

Уникальность личности ребёнка — это тот самый проблемный аспект детского развития, о котором знают педагоги и родители, но упорно и бесцеремонно игнорируют

… личность играет большую роль в достижении успеха,

чем высокий интеллект

Дейл Карнеги

Уникальность ребёнка заключается в его когнитивных способностях чётко мыслить и испытывать индивидуальные эмоции.

Самоорганизация как следствие желания самообучаться

detsadК сожалению, приходится констатировать факт того, что педагогами в дошкольных учреждениях ничего не предпринимается, чтобы в действиях педагога нашла отражение индивидуальная уникальность личности ребёнка.

Педагоги, в основной своей массе, не стараются подвести ребёнка к тому, чтобы у него появилось естественное желание самообучаться.

Большинство педагогов не пытаются оживить процесс самообучения, сделать его более естественным и спонтанным, внести раскованность и непринуждённость в манеру, личностное поведение ребёнка, помочь ему разорвать комплекс неполноценности, неуверенности в себе, страха, которые ребёнка окутывают как паутина паука.

Безусловно, первостепенная задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребёнку разорвать эту паутину психологической тревожности, которая сковывает естественную природу развития личности ребёнка.

Ребёнок, не умеющий говорить и действовать свободно и смело, похож на безжизненного робота, которым управляет педагог.

Типичная ситуация

detsad-1Позволю себе рассказать о ситуации в детском саду, которую описала одна из мам: «Детям не разрешается бегать, прыгать, разговаривать громко. Потом их сажают за стол и заставляют рисовать, но не у всех детей рисование получается, тогда педагог даёт заготовку рисунка, а ребёнок раскрашивает. Приходят родители за ребёнком в детский сад, а ребёнок с радостью показывает, как он сам нарисовал».

Весь этот самообман выглядит грубо и надуманно, и в нём нет ничего осмысленного и естественного. Но все родители молча соглашаются, надев маску счастливого и удивлённого родителя. Непонятно, кому помогает такой самообман развиваться.

Вот такая надуманная, бессмысленная, механическая и приносящая только вред личностно-интеллектуальному развитию ребёнка, педагога и родителя методика обучения, приводит к тому, что родители из-за скептического отношения к сегодняшнему дошкольному образованию вынуждены отдавать детей в частные школы за немалую сумму денег.

Ключевые аспекты развития

ya-shveyaОтсюда логично вытекает вывод о необходимости разумного подхода к личностно-интеллектуальному процессу самообучения ребёнка.

Приобретения знаний, на основе природного любопытства и детской любознательности, должны быть естественными, идти от сердца и ума, выражать интерес к затрагиваемому предмету детского исследования.

Более того, радость нельзя надеть как одежду, потому что она является внешним отражением внутреннего состояния личности. Радость подобна проявлению жажды, голода, смеху и т.д.

Стоит ли прибегать взрослым к театральным эффектам наигранности?

По мере того, как ребёнок развивается свободно и естественно, его поведение будет приобретать больше свободы речевых и моторных действий, что делает личность ребёнка изящной и уникальной.

Личностно-интеллектуальная среда стимулирует личность ребёнка быть органичной, обладать сильной индивидуальностью и испытывать чувство собственного достоинства.

А в настоящее время на родительских собраниях педагоги выказывают свою помпезность, парадность, вычурность, готовность сию минуту выдержать на своей шее множество наград. Как часто, самохвальство и притворство наполняет атмосферу школьного собрания. Это грустно!

Читайте также:  Тест на умственное развитие ребенка

Максимальное использование потенциала личности

Унция искренности стоит дороже тонны поучений

Дейл Карнеги

Не только педагоги, но и родители не замечают, когда рождается личность ребёнка, поскольку личность невозможно осязать, пощупать, потому что это состояние неуловимо, таинственно.

Одним из критериев формирования могут быть:

  • Свободное изложение мыслей, идей и наблюдений;
  • Свободное поведение: проявление радости, озадаченности, негодования, недоумения, несогласие и т.д.;
  • Спонтанность принятых решений, движений и т.д.;
  • Непринуждённость.

Бедность языка не отражает индивидуальность

Я признаю лишь одно интеллектуальное приобретение

 как основную часть образования любого человека, а именно:

точное и выверенное употребление родного языка

Чарльз У. Эллиот

Манера излагать свои мысли – визитная карточка в деловую элиту.

Слова, которые мы произносим, показывают:

  • степень нашей утончённости;
  • в каких кругах мы вращаемся;
  • уровень образования и культуры.

Способы взаимодействия:

  1. что мы делаем;
  2. как мы говорим;
  3. как мы выглядим;
  4. как мы это делаем.

Целенаправленные попытки:

  1. Обогащение словарного запаса;
  2. Понять различные оттенки значений слов;
  3. Говорить отчётливо и ясно;
  4. Не искажать традиционные правила произношения.
  5. Не искажать фундаментальные основы грамматики.

Эффективные методы самообучения

Тот, кто занят обогащением и расширением запаса слов,

должен насытить свой мозг

строками из бесчисленного множества книг

Дейл Карнеги

  1. Бесконечное приобретение знаний, основанное на неуёмной энергии.
  2. Практическое применение этих знаний.
  3. Излагать свои мысли с помощью правильно подобранных и точно выстроенных слов.
  4. Наработать определённый опыт:
  • Ритмики;
  • Гармонии;
  • Композиции и соотношения частей произведения.

Самообучающуюся личность отличает привычка подражания блистательному образцу, который ребёнок выбирает сам.

Перечислим ключевые вопросы самоучки:

  • Как много времени каждый день тратится зря?
  • Как избежать бессмысленной растраты времени?
  • Как использовать сэкономленное время?
  • Как усвоить идеи той или иной книги?
  • Как обогатить свой язык?
  • Как очистить свой словарь?
  • Как научиться выстраивать фразы?
  • Как каждый день включать новые слова в свою активную лексику?
  • Как фиксировать и шлифовать свои мысли?
  • Как выражать свои мысли точно и свежим оригинальным языком?

Самообучающаяся личность (самоучка) вырабатывает правильный образ поведения и мыслей за счёт:

  • Тактичного общения с окружающими людьми.
  • Выработать уравновешенность в ходе взаимодействия.
  • Способность владеть не только собой, но контролировать свою речевую деятельность.

Согласно Фрейзеру перечислим качества самообучающейся личности:

  1. Способности, дарованные свыше;
  2. Сообразительность;
  3. Сила духа;
  4. Смелость.

Мысль первична

Правильно мыслить – значит созидать

Элберт Хаббард

Вот советы от Элберта Хаббарда:

  1. Поднимите подбородок;
  2. Высоко держите голову;
  3. Вдохните как можно глубже;
  4. Насыщайтесь солнечным светом;
  5. Улыбкой приветствуйте друзей;
  6. Вкладывайте свою душу в каждое рукопожатие;
  7. Не теряйте ни минуты вашего времени, размышляя о врагах;
  8. Думайте о ваших больших и замечательных планах;
  9. Поддерживайте должное душевное состояние, что означает жить смело, искренне и жизнерадостно.
  10. Поднимите голову и расправьте плечи.

Пожалуй, на этой позитивной ноте самосовершенствования я и завершу данную статью.

УДАЧИ!!!

Источник

Яна Васильева
Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?

Читайте также:  Физическое развитие ребенка до года картинки

Что такое детство, какое оно?У каждого из нас оно было разное: счастливое и легкое, светлое и радостное, наполненное смехом и любовью. Но осмелюсь сказать, почти все мы хотим хоть на чуть-чуть попасть туда снова, ведь в основном для многих это счастливая, беззаботная пора, когда можно было лазить по деревьям, лепить куличики в песочнице, играть в «Дочки-матери», классики, прятки, казаки-разбойники. А этот незабываемый вкус леденцов «Монпасье» и конфет «Петушок»? Казалось, нет ничего вкуснее!

Наступила «взрослая жизнь», завертевшись в ней с многочисленными проблемами, мы становимся серьезными и забываем о том, что было мило нашему сердцу в далеком детстве.

Изучая детство, исследователи всёчаще приходят к заключению: этот период в жизни человека — самоценен.

Самоценность детства – период жизни человека значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком сейчас.

Об этом говорили многие ученые психологи и педагоги,такие как: Ж. Ж Руссо, Л. Н. Толстой, М. Монтессори и другие.

Великий русский педагог К. Д.Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, — ложится прочно, становится второй натурой человека. Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы».

На сегодняшний день гарантом такого развития любого современного дошкольника является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

Самоценность дошкольного детствапрослеживается в основных принципах ФГОС:

1. поддержка разнообразия детства;

2. сохранение его уникальности и самоценности,

3. полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства;

4. создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Работая в детском саду, я заметила, что многие родители считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, как можно большему успеть его научить, что, безусловно, сужает и обедняет психическое и личностное развитие ребенка. Родители пытаются начать подготовку к школьной программе, едва их ребенок начинает разговаривать, и хотят помощи от воспитателя, возят к педагогам на подготовку к школе. На мой взгляд, они не понимают, что лишают своих детей «настоящего» детства, т. е. всего того, что происходит «здесь и сейчас». Широко известный, небезразличный к судьбам детей психолог А. В. Запорожец также выступал против неразумной торопливости, акселерации детского развития.

«Ребенок должен быть ребенком, школьником он еще успеет побыть после семи лет», – говорит Татьяна Волосовец, один из разработчиков ФГОС. В период детства следует, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Надо объяснить, что именно в детской деятельности развиваются такие базовые свойства личности как активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, умственные и познавательные способности. А вычисление примеров, письмо и чтение ребенок освоит позже. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Главное к семи годам, чтобы мышление было наглядно-образным, воображение и речь развитыми, восприятие дифференцированным, запоминание осмысленным, внимание произвольным.

Читайте также:  Центр развития ребенка гармония отзывы

Сегодня образование в ДОУ мы рассматриваем не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка. Как сказал Александр Асмолов «Не ребенок должен готовиться к школе, а школа – к ребенку».

Но здесь существует проблема — противоречие стандарта дошкольного образования и ФГОС начальной школы. Наш итог — целевые ориентиры. В начальной школе итог стандарта — универсальные учебные действия. Полагается, что целевые ориентиры — это основа, «подушка» для формирования УУД. Но как это в реальном измерении сделать — непонятно. Задачи ФГОС дошкольного образования — сохранение уникальности и самоценности детства, развитие ребенка как субъекта деятельности в игре, в которой обучение не лидирует. И все было бы радужно и прекрасно, если бы наш стандарт воспринимала и школа в том же ключе, на одной волне с нами. Начальная школа по-прежнему ждет ребенка, который бы умел читать и писать, с уже сформированными начальными универсальными учебными действиями и безупречным поведением (программы «Школа 2100», «Перспектива» и др.).

Модернизация российского образования предполагает переход от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия к личностно-ориентированной, в которой главным из ценностей является развитие ребенка, его становление как личности. Поэтому педагог должен создать условия для его саморазвития, самовыражения, самоопределение и самореализации. Почему везде звучит «само»? Потому что важно, чтобы это развитие исходило от самого ребенка. Вот тогда мы можем получить те целевые ориентиры,прописанные в ФГОС ДО: самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям.

Зачем нам, педагогам, понимать смысл самоценности детства? Это необходимо для того, чтобы задуматься по поводу смысла и ценностей собственных профессиональных действий, определить приоритетные задачи воспитания и обучения дошкольника.

Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических функций ребёнка, его разностороннему и гармоническому развитию. И вместе с тем обеспечивает готовность к преодолению жизненных трудностей, переходу на новую возрастную ступень.

Таким образом, подчеркнув всё выше сказанное, можно сказать, что сохранить самоценность дошкольного детства можно при помощи:

1. Создания условий, в которых ребёнок будет развиваться, полноценно проживая период детства,

2. Развитие ребёнка проходит в игре, а не в учёбе. Не нужно торопить детей учиться читать и писать,

3. Личностно-ориентированной модели взаимодействия, где учитываются интересы и желания ребёнка

4. Сотрудничества между дошкольником и взрослым, когда их цели совпадают

В заключение хочется процитировать мудрого поэта С. Маршака,с которым трудно не согласиться:

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.

Источник