Условия для развития уникальности ребенка

Уникальность личности ребёнка — это тот самый проблемный аспект детского развития, о котором знают педагоги и родители, но упорно и бесцеремонно игнорируют
… личность играет большую роль в достижении успеха,
чем высокий интеллект
Дейл Карнеги
Уникальность ребёнка заключается в его когнитивных способностях чётко мыслить и испытывать индивидуальные эмоции.
Самоорганизация как следствие желания самообучаться
К сожалению, приходится констатировать факт того, что педагогами в дошкольных учреждениях ничего не предпринимается, чтобы в действиях педагога нашла отражение индивидуальная уникальность личности ребёнка.
Педагоги, в основной своей массе, не стараются подвести ребёнка к тому, чтобы у него появилось естественное желание самообучаться.
Большинство педагогов не пытаются оживить процесс самообучения, сделать его более естественным и спонтанным, внести раскованность и непринуждённость в манеру, личностное поведение ребёнка, помочь ему разорвать комплекс неполноценности, неуверенности в себе, страха, которые ребёнка окутывают как паутина паука.
Безусловно, первостепенная задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребёнку разорвать эту паутину психологической тревожности, которая сковывает естественную природу развития личности ребёнка.
Ребёнок, не умеющий говорить и действовать свободно и смело, похож на безжизненного робота, которым управляет педагог.
Типичная ситуация
Позволю себе рассказать о ситуации в детском саду, которую описала одна из мам: «Детям не разрешается бегать, прыгать, разговаривать громко. Потом их сажают за стол и заставляют рисовать, но не у всех детей рисование получается, тогда педагог даёт заготовку рисунка, а ребёнок раскрашивает. Приходят родители за ребёнком в детский сад, а ребёнок с радостью показывает, как он сам нарисовал».
Весь этот самообман выглядит грубо и надуманно, и в нём нет ничего осмысленного и естественного. Но все родители молча соглашаются, надев маску счастливого и удивлённого родителя. Непонятно, кому помогает такой самообман развиваться.
Вот такая надуманная, бессмысленная, механическая и приносящая только вред личностно-интеллектуальному развитию ребёнка, педагога и родителя методика обучения, приводит к тому, что родители из-за скептического отношения к сегодняшнему дошкольному образованию вынуждены отдавать детей в частные школы за немалую сумму денег.
Ключевые аспекты развития
Отсюда логично вытекает вывод о необходимости разумного подхода к личностно-интеллектуальному процессу самообучения ребёнка.
Приобретения знаний, на основе природного любопытства и детской любознательности, должны быть естественными, идти от сердца и ума, выражать интерес к затрагиваемому предмету детского исследования.
Более того, радость нельзя надеть как одежду, потому что она является внешним отражением внутреннего состояния личности. Радость подобна проявлению жажды, голода, смеху и т.д.
Стоит ли прибегать взрослым к театральным эффектам наигранности?
По мере того, как ребёнок развивается свободно и естественно, его поведение будет приобретать больше свободы речевых и моторных действий, что делает личность ребёнка изящной и уникальной.
Личностно-интеллектуальная среда стимулирует личность ребёнка быть органичной, обладать сильной индивидуальностью и испытывать чувство собственного достоинства.
А в настоящее время на родительских собраниях педагоги выказывают свою помпезность, парадность, вычурность, готовность сию минуту выдержать на своей шее множество наград. Как часто, самохвальство и притворство наполняет атмосферу школьного собрания. Это грустно!
Максимальное использование потенциала личности
Унция искренности стоит дороже тонны поучений
Дейл Карнеги
Не только педагоги, но и родители не замечают, когда рождается личность ребёнка, поскольку личность невозможно осязать, пощупать, потому что это состояние неуловимо, таинственно.
Одним из критериев формирования могут быть:
- Свободное изложение мыслей, идей и наблюдений;
- Свободное поведение: проявление радости, озадаченности, негодования, недоумения, несогласие и т.д.;
- Спонтанность принятых решений, движений и т.д.;
- Непринуждённость.
Бедность языка не отражает индивидуальность
Я признаю лишь одно интеллектуальное приобретение
как основную часть образования любого человека, а именно:
точное и выверенное употребление родного языка
Чарльз У. Эллиот
Манера излагать свои мысли – визитная карточка в деловую элиту.
Слова, которые мы произносим, показывают:
- степень нашей утончённости;
- в каких кругах мы вращаемся;
- уровень образования и культуры.
Способы взаимодействия:
- что мы делаем;
- как мы говорим;
- как мы выглядим;
- как мы это делаем.
Целенаправленные попытки:
- Обогащение словарного запаса;
- Понять различные оттенки значений слов;
- Говорить отчётливо и ясно;
- Не искажать традиционные правила произношения.
- Не искажать фундаментальные основы грамматики.
Эффективные методы самообучения
Тот, кто занят обогащением и расширением запаса слов,
должен насытить свой мозг
строками из бесчисленного множества книг
Дейл Карнеги
- Бесконечное приобретение знаний, основанное на неуёмной энергии.
- Практическое применение этих знаний.
- Излагать свои мысли с помощью правильно подобранных и точно выстроенных слов.
- Наработать определённый опыт:
- Ритмики;
- Гармонии;
- Композиции и соотношения частей произведения.
Самообучающуюся личность отличает привычка подражания блистательному образцу, который ребёнок выбирает сам.
Перечислим ключевые вопросы самоучки:
- Как много времени каждый день тратится зря?
- Как избежать бессмысленной растраты времени?
- Как использовать сэкономленное время?
- Как усвоить идеи той или иной книги?
- Как обогатить свой язык?
- Как очистить свой словарь?
- Как научиться выстраивать фразы?
- Как каждый день включать новые слова в свою активную лексику?
- Как фиксировать и шлифовать свои мысли?
- Как выражать свои мысли точно и свежим оригинальным языком?
Самообучающаяся личность (самоучка) вырабатывает правильный образ поведения и мыслей за счёт:
- Тактичного общения с окружающими людьми.
- Выработать уравновешенность в ходе взаимодействия.
- Способность владеть не только собой, но контролировать свою речевую деятельность.
Согласно Фрейзеру перечислим качества самообучающейся личности:
- Способности, дарованные свыше;
- Сообразительность;
- Сила духа;
- Смелость.
Мысль первична
Правильно мыслить – значит созидать
Элберт Хаббард
Вот советы от Элберта Хаббарда:
- Поднимите подбородок;
- Высоко держите голову;
- Вдохните как можно глубже;
- Насыщайтесь солнечным светом;
- Улыбкой приветствуйте друзей;
- Вкладывайте свою душу в каждое рукопожатие;
- Не теряйте ни минуты вашего времени, размышляя о врагах;
- Думайте о ваших больших и замечательных планах;
- Поддерживайте должное душевное состояние, что означает жить смело, искренне и жизнерадостно.
- Поднимите голову и расправьте плечи.
Пожалуй, на этой позитивной ноте самосовершенствования я и завершу данную статью.
УДАЧИ!!!
Источник
Яна Васильева
Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?
Что такое детство, какое оно?У каждого из нас оно было разное: счастливое и легкое, светлое и радостное, наполненное смехом и любовью. Но осмелюсь сказать, почти все мы хотим хоть на чуть-чуть попасть туда снова, ведь в основном для многих это счастливая, беззаботная пора, когда можно было лазить по деревьям, лепить куличики в песочнице, играть в «Дочки-матери», классики, прятки, казаки-разбойники. А этот незабываемый вкус леденцов «Монпасье» и конфет «Петушок»? Казалось, нет ничего вкуснее!
Наступила «взрослая жизнь», завертевшись в ней с многочисленными проблемами, мы становимся серьезными и забываем о том, что было мило нашему сердцу в далеком детстве.
Изучая детство, исследователи всёчаще приходят к заключению: этот период в жизни человека — самоценен.
Самоценность детства – период жизни человека значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком сейчас.
Об этом говорили многие ученые психологи и педагоги,такие как: Ж. Ж Руссо, Л. Н. Толстой, М. Монтессори и другие.
Великий русский педагог К. Д.Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, — ложится прочно, становится второй натурой человека. Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы».
На сегодняшний день гарантом такого развития любого современного дошкольника является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
Самоценность дошкольного детствапрослеживается в основных принципах ФГОС:
1. поддержка разнообразия детства;
2. сохранение его уникальности и самоценности,
3. полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства;
4. создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
Работая в детском саду, я заметила, что многие родители считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, как можно большему успеть его научить, что, безусловно, сужает и обедняет психическое и личностное развитие ребенка. Родители пытаются начать подготовку к школьной программе, едва их ребенок начинает разговаривать, и хотят помощи от воспитателя, возят к педагогам на подготовку к школе. На мой взгляд, они не понимают, что лишают своих детей «настоящего» детства, т. е. всего того, что происходит «здесь и сейчас». Широко известный, небезразличный к судьбам детей психолог А. В. Запорожец также выступал против неразумной торопливости, акселерации детского развития.
«Ребенок должен быть ребенком, школьником он еще успеет побыть после семи лет», – говорит Татьяна Волосовец, один из разработчиков ФГОС. В период детства следует, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Надо объяснить, что именно в детской деятельности развиваются такие базовые свойства личности как активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, умственные и познавательные способности. А вычисление примеров, письмо и чтение ребенок освоит позже. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Главное к семи годам, чтобы мышление было наглядно-образным, воображение и речь развитыми, восприятие дифференцированным, запоминание осмысленным, внимание произвольным.
Сегодня образование в ДОУ мы рассматриваем не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка. Как сказал Александр Асмолов «Не ребенок должен готовиться к школе, а школа – к ребенку».
Но здесь существует проблема — противоречие стандарта дошкольного образования и ФГОС начальной школы. Наш итог — целевые ориентиры. В начальной школе итог стандарта — универсальные учебные действия. Полагается, что целевые ориентиры — это основа, «подушка» для формирования УУД. Но как это в реальном измерении сделать — непонятно. Задачи ФГОС дошкольного образования — сохранение уникальности и самоценности детства, развитие ребенка как субъекта деятельности в игре, в которой обучение не лидирует. И все было бы радужно и прекрасно, если бы наш стандарт воспринимала и школа в том же ключе, на одной волне с нами. Начальная школа по-прежнему ждет ребенка, который бы умел читать и писать, с уже сформированными начальными универсальными учебными действиями и безупречным поведением (программы «Школа 2100», «Перспектива» и др.).
Модернизация российского образования предполагает переход от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия к личностно-ориентированной, в которой главным из ценностей является развитие ребенка, его становление как личности. Поэтому педагог должен создать условия для его саморазвития, самовыражения, самоопределение и самореализации. Почему везде звучит «само»? Потому что важно, чтобы это развитие исходило от самого ребенка. Вот тогда мы можем получить те целевые ориентиры,прописанные в ФГОС ДО: самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям.
Зачем нам, педагогам, понимать смысл самоценности детства? Это необходимо для того, чтобы задуматься по поводу смысла и ценностей собственных профессиональных действий, определить приоритетные задачи воспитания и обучения дошкольника.
Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических функций ребёнка, его разностороннему и гармоническому развитию. И вместе с тем обеспечивает готовность к преодолению жизненных трудностей, переходу на новую возрастную ступень.
Таким образом, подчеркнув всё выше сказанное, можно сказать, что сохранить самоценность дошкольного детства можно при помощи:
1. Создания условий, в которых ребёнок будет развиваться, полноценно проживая период детства,
2. Развитие ребёнка проходит в игре, а не в учёбе. Не нужно торопить детей учиться читать и писать,
3. Личностно-ориентированной модели взаимодействия, где учитываются интересы и желания ребёнка
4. Сотрудничества между дошкольником и взрослым, когда их цели совпадают
В заключение хочется процитировать мудрого поэта С. Маршака,с которым трудно не согласиться:
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.
Источник