Условия для развития самостоятельности ребенка доу
Наталья Панченко
Опыт работы по формированию детской самостоятельности и инициативы в ДОУ
На сегодняшний день, сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования этих качеств личности, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать.
Перед педагоги нашего ДОУ стоит цель: сформировать у детей самостоятельность как качество личности (безусловно, в объемах их возрастных уровней).
Реализуя задачи: формирование у детей представлений о том, что значит быть самостоятельным; обучение необходимым знаниям, умениям, навыкам (развитие у детей способностей ставить цель, формулировать проблемы и гипотезы, находить варианты решения проблемных ситуаций, составлять план, быть организатором своей деятельности и правильно оценивать свои результаты, используя эффективные методы и приемы, к концу старшего дошкольного возраста дети достигают определенного уровня развития самостоятельности и инициативности в разных видах деятельности. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Каждая деятельность оказывает влияние на развитие разных компонентов самостоятельности:
— в игре — развитие активности и инициативы;
— в труде — осознанность действий, настойчивость, достижение результата;
— в продуктивной деятельности — независимость ребенка от взрослого, самовыражение.
Ребенок, осваивая разные виды деятельности, приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.
Основным субъектом педагогического руководства детской деятельностью является воспитатель. Мы планирует и организует, создает различные ситуации, побуждать инициативу совместно найти правильное решение проблемы, отслеживает динамику их изменений, стимулирует их активность при выполнении порученных им или выбранных по собственной инициативе дел.
Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
Воспитатель утром (перед или после завтрака) раскладывает в центрах активности, подготовленные на этот день учебные и игровые материалы. Дети видя как, это делает воспитатель, и помогают их раскладывать. Это еще больше помогает им сориентироваться в возможных делах и действиях. Более того, они сами рассказывают остальным во время группового сбора «Утро добрых встреч» какие материалы ждут в центрах игры, театрализации, искусства, науки, математики, двигательной деятельности. Групповой сбор заканчивается самостоятельным выбором деятельности, в каком либо центре активности, выбором партнеров. Кроме того, старшие дошкольники проговаривают еще такой момент, как и чем они будут заниматься.
Для развития самостоятельности и инициативы удобна и интересна в применении методика Прохоровой «Выбор деятельности». Детям предлагается «Доска выбора» на которой представлены различные виды деятельности (количество деятельности зависит от возраста). Под нужным изображением ребенок, по своему выбору, размещает свою фотографию или карточку.
Если ребенок не может себя занять, скучает, на помощь приходит такой прием как «Коробочка выбора деятельности» Ребенку предлагаются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности.
Данная методика позволяет воспитателю увидеть детские предпочтения и скоординировать работу с детьми
Еще один очень интересный прием предлагает Шапиро «Коробочка идей», которая включает в себя карточки связанные с различными видами детских занятий. Когда ребенку скучно, он может вытащить три карточки и выбрать любую из них. Ребенок играет сам, а взрослый неподалеку, чтобы включиться, если надо вместе с ним в игру.
В старшем возрасте используем способ самоорганизации «Деловые хлопоты» Используются бейджики с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: «эколог», «организатор», «исследователь» и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.
Для развития самостоятельности используем прием: «Пространственная игра» которая относится к свободной деятельности. Создается свободное неорганизованное пространство и дается детям возможность действовать с ним по своему усмотрению. Обязательно наличие в нем большого количества неоформленных предметов крупного размера (легкие мягкие модули, сухой бассейн, маты, коврики и куски ткани). Дети играют как хотят и чем хотят, но при условии соблюдения правил безопасности, что обговаривается с детьми. Дети свободно перемещаются в пространстве, действуют с предметами, строят, подлезают и т. д. Педагог не вмешивается в процесс (только с целью предупреждения травм). Как только расширяются границы психологических полномочий взрослого, дети тут же перекладывают функции контроля над ситуацией на него, и саморегулятивные процессы приостанавливаются. Исследования такой игры показывают, что уровень самостоятельного контроля за своими действиями у детей очень высок. Поэтому необходимо свести к минимуму попытки взрослых навязывать или запрещать детям что-либо. Если взрослые всегда придерживаются одних и тех же требований, дети быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения.
Дети нуждаются в том, чтобы им была предоставлена возможность осуществить выбор и чувствовать, что их призывают к дисциплине такими способами, которые не ущемляют их достоинства. Устанавливаем простые и понятные нормы жизни в детской группе, которые обеспечивают безопасность и защиту каждого отдельного ребёнка.
В группе располагаются разнообразные схемы, алгоритмы, таблицы, модели способствующие формированию самостоятельности, навыкам планирования. Видя перед глазами алгоритм выполнения той или иной операции, ребенок может самостоятельно осуществить последовательность действий, без напоминаний регулировать своё поведение. В разных группах оформляется по разному правила дружбы, алгоритм одевания и умывания, правила поведения за столом и др. В игровых центрах присутствуют модели, которые являются ориентиром при уборки игрушек.
Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков. Она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм и правил.
Особое внимание хочется уделить трудовой деятельности, в ней заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости, самостоятельности, инициативы в достижении результата. Именно в труде есть возможность предоставить детям больше самостоятельности, привлечь их к участию в планировании работы, к совместному обсуждению организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой (коллективная уборка в группе, сбор урожая и др.) Дети решают, какой материал нужно подготовить, где и как лучше его разместить, как распределить работу между собой. Коллективно обсуждаем, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать.
Выполняя элементарные трудовые навыки, дети работают совместно, распределяют между собой обязанности, договариваются, осуществляют свои действия так, чтобы другой мог их успешно продолжить. По окончанию работы дети анализируют, дают оценку качеству, но и отношению каждого к труду, правильно относятся к оценке своего труда.
Широко используем в своей работе поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей чувства ответственности за полученное дело. Поручение является наиболее гибким, личностно – ориентированным инструментом воспитания самостоятельности. Очень важно помнить, что любая деятельность ребенка в процессе воспитания самостоятельности должна быть, им осознана и свободна.
Стенд «Я умею, я люблю, мне это интересно» оформляется в группах по инициативе ребенка и раскрывает его интересы, желания и возможности. Помогает ребенку осознать значимость своей личности.
Коллекционирование — доступный детям вид деятельности,
учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве сокровищ». Ребенок учиться систематизировать, самостоятельно добывать информацию, прогнозировать. Представляя детям свою коллекцию, рассказывая о ней, он вызывает у сверстников интерес к созданию собственной. Коллекции могут быть представлены открытками, иллюстрациями, предметами неживой природы, муляжами, игрушками и др. Этот вид деятельности широко и уже давно используется у нас в ДОУ.
Метод проектов пробуждает интерес детей к предлагаемой деятельности, приобщает их к процессу познания, учит детей инициировать интересные дела в рамках конкретной темы, прогнозировать будущие изменения, выявлять проблему, экспериментировать и принимать нужное решение, работать с разными источниками информации.
Для самостоятельной продуктивной деятельности в группах создан «Центр творчества», создан по принципу доступности и мобильности. Ребенок проявляет самостоятельность и инициативу в придумывании содержания, подборе материала, использовании разнообразных средств художественной выразительности. В старших группах выбирается ответственный, который следит за порядком, чистотой, качеством выполнения работы.
Еще одна возможность выразить индивидуальность ребенка оформление стены к праздникам. Используется для демонстрации личных достижений воспитанников, выставках рисунков дошкольников, работы детей посещающих кружки, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события, разнообразных выставок-конкурсов детских работ, выполненных в нетрадиционной технике (карвинг, бумажная пластика и т. д.).
Для формирования активной позиции родителей в развитии самостоятельности и инициативы используем традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей:
— информационно-аналитические (анкетирование)
— досуговые (совместные праздники и развлечения)
-наглядно-информационные (стенды, памятки)
Родители периодически работают в центрах активности (Центр строительства – с папой делали кормушки, центр творчества – мама делала с ребятами снежинки, трудились и выпекали с мамой крендели,
Использование педагогами в практике эффективных методов и приемов способствует развитию самостоятельности и инициативности. Ребенок стремится к общению, к организации игр, продуктивных видов деятельности, он умеет найти занятие по своему желанию, предложить интересное дело другим. Дети достигают определенного уровня развития самостоятельности и инициативности.
Источник
Анна Башарина
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада
Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, — поддержка разнообразия детства.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
На этапе завершения этого дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
а) проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
е) самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;
ж) проявляют способность к принятию собственных решений.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:
1) Дидактическая игра.
В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.
2) Продуктивные виды деятельности.
ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНСТРУИРОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ).
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.
3) Самоорганизованная деятельность.
САМООРГАНИЗАЦИЯ — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.
Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
4) Трудовая деятельность.
Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д. Б.).
Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.
5) Метод «проектов».
Применение “метода проектов” способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).
При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.
6) Развитие коммуникативных качеств.
В процессе развития коммуникативных качеств.
Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков:
1. развиваем умение сотрудничать;
2. развиваем умение активно слушать;
3. развиваем умение самостоятельно высказываться;
4. развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.
Кроме этого, создана игротека на эту тему, содержащая речевые игры и упражнения, которые преследуют общие цели: развивать слуховое восприятие; учить задавать открытые и закрытые вопросы; развивать речевое творчество, умение перевоплощаться; умение выделять основную идею сказанного, подводить итог, развивать мысли собеседника, развивать умение правильно перерабатывать информацию.
7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.
В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.
Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности:
1. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуюсь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.
2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».
3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.
В то же время, психологи давно установили, что каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» – то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя.
Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Например, взрослые часто пресекают попытки детей выполнить какое-либо действие, например, подмести пол. Потому что знают, что вместо желанной чистоты в помещении будут клубы пыли. Выходит, еще один способ развития самостоятельности – тренировка конкретных навыков.
Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
“Самостоятельность” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.
Источник