Условия для развития ребенка первого года жизни

Условия для развития ребенка первого года жизни thumbnail

Созданию условий развития ребенка уделяется большое внимание. Этому вопросу посвящено достаточно большое количество литературы, которую рекомендуют прочитать молодым родителям еще в роддоме и даже в период предродового патронажа. Однако, с одной стороны, разными авторами предписываются различные указания. С другой стороны, молодые родители не всегда добросовестно изучают данную литературу.

Первый месяц

С самого рождения надо уметь правильно организовать уход за ребенком. Уход включает в себя: физическое воспитание, организацию сна и бодрствования, игры с ребенком и игрушки. Уход за ребенком первого месяца включает в себя первые элементы закаливания: короткие воздушные ванны при пеленании, перед купанием. Ежедневные купания: непосредственно перед сном (19-21 ч.), не раньше, чем через час после кормления или после любимого дневного сна непосредственно перед кормлением. Обливание после купания водой на 1 градус меньшей, чем вода в ванночке. Прогулки на свежем воздухе (на 3-й-4-й неделе жизни зимой при температуре не ниже минус 5 градусов без ветра; на 10-12-й день жизни летом на несколько минут).

С самого рождения надо приучать ребенка спать в своей кроватке. Новорожденного укладывают на бочок. После каждого кормления меняют положение ребенка так, чтобы не деформировалась головка. Если ребенка выкладывают на живот, то убирают подушку и используют достаточно жесткий матрац. Головку поворачивают время от времени то направо, то налево.

Рядом с кроваткой должно быть место для переодевания — стол. Создают условия для бодрствования после кормления: освобождают ручки и ножки и общаются с ребенком при переодевании. Берут на руки во время кормления, переодевания, а также на короткое время — до 10 мин. Ребенок должен слышать ласковую речь, видеть улыбки на лицах окружающих. Чтобы лучше развивался слух, нужно приучать ребенка прислушиваться к звукам. Благотворно влияет на развитие ребенка негромкая мелодичная музыка, звуки, издаваемые игрушками. Когда ребенку исполнится 3 недели, над кроватью подвешивают яркую погремушку на уровне груди не ниже 70-80 см, периодически меняют ее на другие (форма, цвет), или мобиль на кронштейне (буквой «Г»), Это «наглядное пособие» поможет развивать в ребенке умение сосредоточить взгляд.

Второй месяц

Физическое воспитание включает в себя ежедневные купания с обязательной воздушной ванной перед ними и обливанием водой (на 1-2 градуса ниже) — после них. С 1,5 месяцев 1-2 раза в день через 30-40 мин после кормления выполняют на столе, покрытом одеялом и |пеленкой комплекс массажа и гимнастики. Продолжительность процедуры 5-6 мин.

Организация сна и бодрствования включает в себя прогулки в безветренную погоду при температуре не ниже 15 градусов, ребенок может спать на улице до 1,5 часов подряд. В слишком холодную, ветреную погоду малыша лучше не выносить на улицу; это компенсируется усиленным проветриванием комнаты. Активное бодрствование — новый этап в поведении ребенка. Малыша выкладывают на живот, проводят сеансы массажа и гимнастики, процедуру закаливания. Восприятия речи у малыша еще нет, но для того, чтобы оно своевременно появилось, ребенок должен слышать ласковую речь во время пеленания и кормления. Так же малыш должен видеть игрушки. Полноценное бодрствование требует соответствующей одежды (ползунки, свободная кофточка), которая не сковывала бы движение.

Игры и игрушки малыша в этот период нужны в основном для привлечения внимания малыша. Он учится фиксировать взгляд. Поле зрения ребенка еще довольно узкое, и игрушки (1-2) надо подвешивать в кроватке так, чтобы они находились прямо перед глазами над грудью на расстоянии 30-40 см от лица.

Третий месяц

Физическое воспитание должно побуждать ребенка к активным действиям. Необходимо чаще выкладывать ребенка на живот. Продолжают ежедневные купания и закаливающие процедуры (воздушные ванны, обливания), массаж.. Сон на воздухе доводят до 4-5 часов, можно использовать балкон.

Во время бодрствования ребенка меняют его положение, разговаривают, наклоняясь над ним, отойдя в сторону. Стараются вызывать улыбку, оживление; перекликаются. Игрушки подвешивают ниже, чтобы ребенок мог потрогать их руками. Дают игрушку меньшего размера.

Четвертый месяц

Продолжают ежедневные купания и закаливающие процедуры (воздушные ванны, обливания), к которым добавляются влажные обтирания мягкой губкой. Комплекс массажа и гимнастики пополняется новыми упражнениями с использованием рефлекторных действий (например, имитация ползания). Как можно чаще следует бывать с ребенком на свежем воздухе и на солнце (профилактика рахита).

Необходимо организовывать активное бодрствование с использованием удобной одежды (ползунки, кофточка). Удобно использовать манеж. Во время физических упражнений и закаливающих процедур необходимо разговаривать с ребенком, поддерживать у него хорошее настроение. В этом возрасте проявляются положительные и отрицательные эмоциональные реакции, а также слезы. Ребенок подолгу занимается игрушками. Игрушки уже не подвешивают.

Пятый месяц

Продолжают ежедневные купания (вода 36-37градусов с последующим обливанием более прохладной водой (на 1-2 градуса ниже)). При занятиях гимнастикой, переодевании и перед купанием в течение 10-20 мин обнаженный ребенок принимает воздушные ванны. Усложняется комплекс массажа и гимнастики: уменьшается объем пассивных движений, стимулируются активные; нарастают повторения каждого из упражнений.

Игрушки приобретают все большее значение. Они уже не подвешиваются, а выкладываются во время бодрствования по сторонам тела малыша, лежащего на спине, для стимуляции переворотов его на живот. Когда малыш лежит на животе, игрушка должна находиться впереди на расстоянии протянутой руки. Так он учится, опираясь на одно предплечье, протягивать руку за игрушкой и пытается подползать к ней.

Игрушки должны быть чистые, гладкие, легко моющиеся, без узких отверстий.

Шестой месяц

Продолжают ежедневные купания. Гимнастические упражнения перемежаются и заканчиваются массажем. Добавляются новые упражнения, стимулирующие развитие умений ползать, сидеть, ходить. Максимально увеличивается время пребывания на свежем воздухе. Летом на солнце малышу рекомендуется находиться только до 10 и после 17 часов, остальное время — в затемненных местах.

Расширяют место для движения и ползания. Периоды бодрствования ребенка нуждаются в постоянном контроле. Здоровый сытый ребенок некоторую часть периода бодрствования должен оставаться один. Это приучает его самостоятельно познавать окружающие предметы, проявлять интерес к игрушкам, предметам и смене обстановки. Ребенок вырабатывает способность сосредотачиваться и быть независимым. Однако ребенка обязательно надо брать на руки, разговаривать с ним, показывать ему недоступные участки квартиры, пейзаж улицы и т.д. Все это дает дополнительную пищу для психической деятельности. В конце периода бодрствования играть с малышом нужно спокойно, не перевозбуждая его.

Когда ребенок научится длительно лежать на животе, брать игрушки и переворачиваться, игрушки не подвешивают.

Седьмой месяц

Продолжаются ежедневные сеансы массажа и гимнастики. При этом нарастают разнообразные физические упражнения. Удлиняется время занятий, усиливается нагрузка. Купания проводят через день с последующим обливанием более прохладной водой. При занятиях гимнастикой, переодевании и перед купанием в течение 10-20 мин обнаженный ребенок принимает воздушные ванны. Можно ввести новые закаливающие процедуры (влажное обтирание).

Расширяют место для движения и ползания ребенка. Чем больше свободных движений ему предоставляется, тем увереннее он владеет своим телом. С ребенком надо больше заниматься: показывать ему предметы, называть их; медленно и часто произносить односложные и двусложные слова. Необходимо внимательно следить за окружающей обстановкой, беречь детей от травм, не давать им мелких предметов. Для развития способности целенаправленно действовать с предметами игрушки раскладывают в манеже, побуждая ребенка самостоятельно дотягиваться до них. Игрушки должны отличаться по материалу, форме, цвету, величине, весу, чтобы малыш постепенно познавал эти разнообразные свойства. Игрушки должны быть яркими, звучащими, побуждать к действию [12].

Восьмой месяц

Купают ребенка через день. Продолжают закаливание: воздушные ванны во время переодевания, сухие обтирания фланелевой рукавичкой до слабого покраснения кожи (7-10 дней), а затем переходят к влажным обтираниям водой температуры 35 градусов, постепенно снижают температуру до 30 градусов. Физические упражнения усложняются с учетом возможностей ребенка.

Ребенок бодрствует в манеже или отгороженном месте. Одежда: маечка, кофточка, ползунки; обувь. Большое значение для ребенка играет режим дня. Ребенок понимает тон обращения к нему, замечания в ответ на негативные его поступки. Рекомендуется ласкать ребенка, когда он хорошо ведет себя, а не тогда, когда он капризничает. Вырабатываются полезные навыки (мытье рук, регулярное питание, приучение к горшку).

Игрушки разные по материалу, форме, устойчивости и тяжести. Игра в «ладушки».

Девятый месяц

Ребенок должен находиться на свежем воздухе. В теплое время года максимальное количество часов он должен находиться в тени деревьев или в другом затененном месте. С ребенком продолжают заниматься массажем и гимнастикой. Для ослабленных детей можно попробовать способы крепления иммунитета, например, точечный массаж.

Период бодрствования увеличивается в связи с укреплением нервной системы ребенка. Здоровый малыш к 9 месяцам может уже не спать 3-4 часа. Кроватка или манеж уже тесны ему. Ребенку пора выбираться на пол. Одежда: маечка, кофточка, штанишки-ходунки с гольфами, туфельки с каблучками или пинетки. Во время ухода или кормления нужно разговаривать с малышом, привлекая его внимания к этим процессам (но не рекомендуется отвлекать, например, рассказывая сказки во время еды). В этом возрасте малыш особенно активен с игрушками. Он уже может складывать в коробочку кубики, вставлять маленькую матрешку в большую.

Десятый месяц

Купания можно проводить через день. По-прежнему проводят закаливание: воздушные ванны, сухие обтирания, влажные обтирания. Гимнастические занятия удобнее проводить во второй период бодрствования, примерно через час после кормления. И снова добавляются новые упражнения, уже с использованием предметов: колец, палочек, мяча.

Ребенок много играет самостоятельно, но однообразное занятие утомляет его. Поэтому, когда ему наскучит какое-то занятие, надо переключить его внимание на что-то другое. Ребенок много сидит, поэтому необходимо обращать внимание на то, чтобы он сидел правильно: спина, бедра и колени должны располагаться друг к другу под прямым углом, стопы опираться на пол. Необходимо позаботиться о соответствующей возрасту и росту мебели: стульчике с прямой спинкой и столе. Но нельзя позволять ребенку подолгу засиживаться за столом, даже если он занят игрой. Основа правильного гармоничного развития — движение. Во время бодрствования ребенку необходима удобная одежда: маечка, кофточка, штанишки-ходунки с носочками, туфельки с каблучками.

К 10 месяцам ребенок уже сам может развлекать себя игрушками (складывает предметы в коробочку, собирает пирамидку). Но с ним по-прежнему надо заниматься. Ребенок с удовольствием играет с взрослыми («Идет коза рогатая», «Ку-ку», «Догоню-догоню» и т.д.). Необходимо учить ребенка находить названные вами предметы, показывать части лица (носик, глазки и т.д.) у куклы. Нужно поощрять его попытки произнести отдельные слоги. 10 месяцев, на которые приходится младенчество, — очень неоднородны: за это короткое время происходят грандиозные скачки, как минимум, три «революции» в развитии.[13]

Одиннадцатый месяц

Во время выполнения гимнастического комплекса движения все более целенаправленные. Ребенок уже выполняет несложные движения по словесной команде: «достань мяч», «подними куклу». Широко включаются активные упражнения с игрушками. Во время прогулки обеспечивают сидячую позу, так как лежать в коляске малышу в тягость, а долго пребывать на ногах еще трудно. Но необходимо часто вынимать малыша из коляски, давать возможность походить, держа его за руки. Рекомендуется пребывание на свежем воздухе не менее трех раз в день (утром, днем и вечером). При невозможности организовать сон ребенка на улице, его укладывают в комнате в соответствующей одежде, широко открыв окно.

В этом возрасте малыш все хочет делать сам: есть ложкой, держать кружку и т.д. И хотя от этого родителям прибавляется намного больше хлопот, такие действия надо поощрять. Как по этому, так и по другим вопросам взрослые члены семьи должны договариваться между собой. Разногласия в воспитании пагубно отражаются на ребенке. Малыш быстро усваивает, кто балует его больше. Необходимо как можно чаще разговаривать с ребенком, знакомить его со всем, что находится в комнате. В награду малыш быстро научится показывать, где что находится. Ребенок предпочитает смысловые игрушки и осуществляет сюжетные действия с ними: укачивание куклы, стягивание с нее одежды, передвижение автомашины.

Двенадцатый месяц

Комплекс упражнений для годовалых детей надо разнообразить различными игровыми моментами. Привлекать внимание детей яркими игрушками, разговаривать с ними, напевать или включать бодрую маршеобразную музыку. Как и прежде, гимнастика для малыша — одновременно воздушная ванна и мягкая закаливающая процедура. По мере развития двигательных участков центральной нервной системы усложняется координация движений. Все более сложные и трудные упражнения становятся доступными и необходимыми ребенку. Меняются характер и качество закаливающих мероприятий. Широко подключаются водные процедуры. Они имеют и гигиеническое и закаливающее значение. Хотя ребенка купают уже через день, большая подвижность малыша способствует загрязнению его кожи. Поэтому в теплое время огромное удовольствие и пользу ребенок получает при обливании теплой водой постоянной температуры из лейки на улице либо под теплым душем в ванной. Душ является прекрасным завершением гимнастических упражнений. Используйте прогулку для совершенствования ходьбы. Предложите ребенку повозить мишку, держась за спинку санок. Дайте ему побегать, придерживая его сзади за поясок или специальные «вожжи-помочи».

Каждое действие взрослого — повод для подражания и воспитательный момент. Ребенок в этом возрасте легко усваивает и манеры, и интонацию. Если разговаривать лишком громко, раздраженным тоном, то ребенок становится все более неуравновешенным, часто кричит. Если же речь медлительна, тягуча, то и малыш будет разговаривать вяло. Воспитание ребенка требует некоторого самовоспитания и от родителей. Увеличивать запас слов ребенок может только в общении с взрослыми и другими детьми. Поэтому нужно чаще обращаться к нему, давать ему задания типа: «позови кошечку — кис, кис», «найди машинку — бип-бип». Упрощенное, «детское» слово всегда нужно употреблять рядом с правильным названием предмета. Нельзя сюсюкать с малышом, искажать слова и звуки. Если малыш выражает свою просьбу только жестами, не нужно спешить выполнять ее, пока он не выразит свое желание словами. Осторожнее нужно относиться к запретам, их не должно быть слишком много, но они должны быть. По-прежнему надо приучать малыша к самостоятельности, терпеливо давать ему возможность частично одеваться самому и т.п. Играть ребенок может на чистом коврике на полу, на широком диване. Если диван или тахта невысокие, то малыш быстро научится взбираться на них и слезать. Уголок, отведенный для игр ребенка, должен быть достаточно хорошо освещен.[19]

Можно иногда рассматривать вместе с ним детскую книжку с картинками. Яркие изображения животных, растений, людей привлекают внимание, способствуют обобщению понятий. Ребенку приятно бывает слушать музыку, особенно детские песенки. Простые мелодии, веселые слова помогут развивать музыкальные способности ребенка, его слух и речь.[1]

Таким образом, можно сделать вывод, что если родители будут соблюдать все условия для развития малыша, то ребенок будет правильно и быстро развиваться. Все это в значительной степени подготовит переход малыша в новый для него возрастной период — раннее детство. В этот период обычно родители отдают своих детей в ДОУ, и ребенок должен быть готов к этому событию.

Источник

Первый год жизни ребенка является одним из важнейших периодов, в который происходит достаточно быстрое развитие в физическом и нервно-психическом плане всех систем и органов ребенка. На этой стадии малыш активно растет, получает множество новых знаний и умений, а также познает окружающий мир. Из ничего не умеющего младенца он постепенно превращается в любопытного малыша, имеющего собственный характер.

Первый год жизни во многом определяет дальнейшее развитие ребенка, его физическое здоровье, психологические качества и особенности восприятия и отношения к миру. Каждая мать, понимая важность этого периода в жизни малыша, старается как можно более ответственно подойти к вопросу развития своего ребенка.

Одними из важнейших моментов, которые являются жизненно необходимыми для ребенка в младенческом возрасте, являются телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Именно эти потребности обуславливают тот факт, что в современном мире в большинстве родильных домов сразу после появления на свет малыш прикладывается к груди матери. Там он может ощутить себя с ней единым целым и получить первые капли молока.

Важнейшими параметрами гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами-педиатрами по следующим показателям:

  1. Степень развития зрительных и слуховых реакций ребенка;
  2. Уровень развития эмоциональной сферы;
  3. Степень развития двигательных навыков;
  4. Развитие навыков движений кистью руки и формирование предпосылок для развития мелкой моторики рук;
  5. Подготовительные этапы развития и понимания речи.

Для новорожденного младенца одной из наиболее значимых потребностей является способность общения и эмоционального взаимодействия с близкими людьми. Для того чтобы ребенок полноценно развивался в психическом плане, необходимо предоставить ему возможность совместных игр, доброжелательное общение и радость, которые обеспечат наиболее тесный эмоциональный контакт с близкими людьми, в первую очередь, с матерью.

Каждый человек, рождаясь, имеет набор врожденных рефлексов. Их деятельность регулируется работой спинномозговых и подкорковых нервных центров. У маленьких детей еще не до конца завершен процесс формирования коры больших полушарий, клетки нервной системы пока не обладают ответвлениями, а ее проводящие пути не покрыты защитными оболочками. Следствием этого является наличие быстрых и сильных механизмов возбуждения и сложностей в формировании поведенческих рефлексов.

Развитие новорожденного ребенка отличается тем, что у него нет каких-либо определенных врожденных форм поведения. Это является одним из его достоинств, поскольку позволяет малышу в максимальном размере получать новый опыт и развиваться.

Для того чтобы процесс развития нервной системы и мозга протекал успешно, необходимо обеспечить активную деятельность всех анализирующих систем. В случае, когда малыш обделен и не получает необходимое количество чувственных впечатлений из окружающей среды, его развитие резко замедляется, что приводит к негативным последствиям в дальнейшем.

Одной из особенностей развития новорожденного медики считают тот факт, что деятельность его анализаторов формируется быстрее, чем телесные движения. Слух и зрение у новорожденных являются самыми наиболее развитыми.

 Физиология и моторика ребёнка в первый год жизни

Известно, что ребенок человека рождается значительно менее приспособленным к окружающей среде, чем детеныши животных. Для взаимодействия с миром у малыша имеется набор безусловных рефлексов, которые регулируют его биологические функции. Это такие рефлексы, как:

  1. Сосательный;
  2. Оборонительный;
  3. Ориентировочный;
  4. Хватательный;
  5. Опорный;
  6. Переступательный.

В возрасте 2- 3 месяцев ребенок способен самостоятельно удерживать голову даже в положении лежа на животике. Постепенно происходит развитие манипуляций с предметами – ребенок учится перекладывать их из руки в руку, брать из рук взрослого. К полугоду малыши пытаются самостоятельно сесть, а затем учатся ползать и вставать на ножки, держась за опору. Обычно к году ребенок может передвигаться с поддержкой или же без нее, что зависит от особенностей развития малыша.

Развитие зрения и слуха в первом году жизни

Следует отметить, что формирование органа зрения, как и нервной системы, начинается еще в период внутриутробного развития плода. Зачатки их появляются примерно на 3 неделе беременности.

У новорожденных детей лучше, чем другие, развиты слуховой и зрительный анализаторы. Уже в первые недели жизни малыш способен удерживать в поле зрения движущийся, а немного позже и статичный предмет. Важно, что черты человеческого лица младенец может воспринимать практически с первых дней жизни.

На 2-3 месяц жизни световая чувствительность сетчатки многократно возрастает по сравнению с предыдущим этапом. Появляется форменное зрение, то есть ребенок способен видеть контуры и очертания предметов, хотя и видны они пока всего в двух измерениях. В этом возрасте ребенок способен отличать некоторые цвета — красный, оранжевый, желтый и зеленый. Восприятие таких оттенков, как синий и фиолетовый, развивается чуть позже, так как в сетчатке глаза значительно меньше фоторецепторов, способных улавливать коротковолновую часть спектра.

В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей. К полугоду зрение малыша настолько развито, что он с любопытством рассматривает окружающие его предметы и явления.

К окончанию первого года жизни ребенка зрение сформировано достаточно хорошо. Малыш способен разглядывать мелкие предметы, различать знакомые лица на изображениях, отличать контрастные предметы.

Слух у новорожденных также развивается довольно быстрыми темпами. С самого периода рождения ребенок наиболее чувствителен к звукам человеческой речи. Уже к трехмесячному возрасту ребенок способен поворачивать голову на звук, искать глазами его источник. Важным моментом является умение различать тон и интонацию, а также узнавать голос матери.

В 6-7 месяцев малыш уже знает свое имя. Он слышит его среди других слов и звуков речи взрослых и реагирует на него – поворачивает головку, улыбается, тянется к папе или маме.

К году малыш умеет подражать услышанным звукам. Он понимает обращенную к нему простую речь и откликается на нее, при этом развитие речи проходит параллельно с развитием слуха.

Развитие эмоциональных реакций ребёнка до года

Эмоции новорожденного ребенка отличаются своим однообразием – практически всегда они носят отрицательный характер. Ребенок не умеет в это время каким – то другим способом взаимодействовать с окружающими, именно потому свое недовольство и все возникающие проблемы и дискомфорт он выражает криком и плачем.

Ко второму месяцу жизни ребенок уже способен проявлять противоположные эмоции по отношению к близким людям – он улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться, что говорит об узнавании эмоционально значимых людей. В этом возрасте развивается так называемый «комплекс оживления», при котором малыш необычно реагирует на приближение взрослого человека – он поднимает ручки, активно шевелит ножками и радостно гулит.

К четырем-пяти месяцам дети уже умеют отличать свою маму среди других взрослых, различаются их реакции на ее появление и исчезновение. Если у ребенка сложился хороший эмоциональный контакт с каким-либо взрослым человеком, у него могут возникнуть дополнительные эмоциональные переживания, проявляющиеся в активной отрицательной реакции, которая вызывается уходом этого человека или прекращением общения.

К возрасту шести-семи месяцев для того, чтобы развитие познавательной деятельности происходило на должном уровне, ребенку очень важно постоянно манипулировать предметами и игрушками. Именно поэтому в этом возрасте ребенок проявляет интерес ко всевозможным ярким погремушкам и предметам.

Могут появляться негативные реакции на незнакомых людей, которые с легкостью подавляются естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

В этот период жизни ребенка активно развиваются его интеллектуальные способности, о чем говорят постоянные подражательные и преднамеренные действия. Проявляется это в том, что после того, как ребенок начинает использовать преднамеренное манипулирование предметами, то есть постукивать, трясти их, в действиях малышей можно увидеть простейшие проявления мышления. Это значит, что перед совершением данного действия перед ребенком возникает какая-либо интеллектуальная задача, которую он с успехом решает. Это свидетельствует о том, что мышление ребенка развивается не самопроизвольно, а в действии.

К девятимесячному возрасту эмоциональная жизнь малыша становится значительно богаче. В этот период изменяются и усиливаются проявления эмоций. Заметно это в более тяжелом установлении контакта с незнакомыми людьми, ребенок может испытывать робость и стеснение. Однако, в этот период любознательность берет верх над страхом, что заставляет малыша активно интересоваться окружающими предметами, явлениями и людьми.

Общие движения в первый год жизни малыша

Всем известно, что новорожденные дети не могут четко координировать собственные движения. Процесс развития движений начинается после появления ребенка на свет. Впервые дифференцированные и более точные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. В этом возрасте ребенок способен приближать руки к личику, потирать их, поднимать и разглядывать. Примерно с трех-четырех месяцев дети начинают ощупывать свои ручки, перебирать пальчиками любые предметы. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки — случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку. При этом захвата пока еще не происходит, хотя если вложить малышу игрушку в руку, он сможет длительное время удерживать ее. Происходит это благодаря тому, что хватательный рефлекс у малышей отлично развит.

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручкой. При захвате игрушки движения также производятся не только руками, но и ножками и туловищем.

Более точные, четкие и прицельные движения руки формируются только к восьми-девяти месяцам жизни.

Развитие речи ребёнка

Самым первым средством выражения желаний ребенка и привлечения внимания к своим потребностям является крик. Развитие речи ребенка проходит несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Ко второму месяцу жизни малыши начинают активно гулить – то есть произносить отдельные звуки. Изначально этот процесс носит кратковременный характер, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Такие проявления говорят о том, что ребенок хорошо себя чувствует и испытывает положительные эмоции. Постепенно увеличивается количество произносимых ребенком звуков, появляется умение использовать всевозможные интонации. В этот период, как и на протяжении всего первого года жизни ребенка, важную роль играет возможность взаимодействия со взрослыми. Многие замечают, что ребенок гулит даже тогда, когда остается в помещении один или не видит никого из родных, однако при появлении в поле зрения близких людей, его эмоции проявляются более ярко и отчетливо.

С течением времени гуление ребенка заменяется на лепет. Примерно в 6-7 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги.

В семь-восемь месяцев появляется способность понимать некоторые элементы речи взрослых и устанавливать связь между услышанным словом и конкретным образом. Проявляется это поворотом головы в нужную сторону при задаваемых вопросах. Так выражается поисковая зрительная реакция. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, ребенок пытается подражать услышанным звукам, он часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннадцать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов или упрощенных звуковых подражаний.

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова «надо» и «нельзя».

Формирование личности ребенка

Несмотря на то, что о ребенке, как о личности, ученые обычно говорят не ранее трех лет, ее формирование начинается гораздо раньше. Период до года отличается закладкой основных качеств и черт личности, которые проявятся только спустя годы. Они формируются на основе общения и взаимодействия со взрослыми. В младенчестве у ребенка развивается любовь к близким людям, чувство привязанности.

В этом возрасте также оформляется темперамент ребенка, который зависит от врожденных особенностей нервной системы. Но кроме этого, большое влияние на его проявления оказывают приобретенные привычки, национальные и культурные особенности общения и поведения, которые ребенок впитывает с первых дней.

В возрасте 8-12 месяцев у детей часто возникают страхи, пик которых относится к 15-18 месяцам. Основной из них направлен на незнакомых людей. Малыш испытывает отрицательные эмоции при расставании с близкими людьми, что выражается через плач.

Одним из важнейших этапов развития ребенка является конец первого года, который отмечается появлением кризиса первого года. В этом возрасте малыши становятся непослушными, более упрямыми. Они многократно повторяют действия, не обращая внимание на запрет родителей. Связано это с тем, что малыш активно исследует и изучает окружающие предметы, экспериментирует и оценивает результаты своих действий. В ответ на прямой запрет взрослого ребенок упрямиться и пытается настоять на своем, повторяя именно то, что ему запрещают.

Этапы развития ребенка в первый год жизни достаточно быстро сменяют друг друга. Каждый родитель должен понимать происходящие в организме малыша физические и психические изменения, помогать ему активно расти и развиваться, уделять достаточное количество внимания и заботы.

Источник