Условия для развития ребенка младенческого возраста

Условия для развития ребенка младенческого возраста thumbnail

гульнара каликова
Особенности развития детей младенческого возраста

Особенности развития детей младенческого возраста

Каликова Г. А.

учитель-логопед,

Мусилович Т. А.

педагог-психолог

ГБУ «Психолого-педагогический центр»

г. о. Тольятти

Младенчество – это тот возраст, когда малыш развивается в физическом, психическом и социальном плане очень быстро. Он проходит за короткое время путь от беспомощного новорождённого до младенца, умеющего смотреть, слушать и действовать, привлекать внимание, реагировать на окружающих людей улыбкой, плачем, радостью, испугом. Он учится быстро устанавливать контакт со взрослым, хватать предмет и манипулировать; следит глазами за предметами, реагирует на различные звуки, в том числе и на голос взрослого.

Особенность новорожденного проявляется в том, что зрение и слух развиваются у него быстрее, чем движения тела. Взрослый становится для ребенка главным источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для его нормального нервно-психического развития. Таким образом, у ребёнка формируются эмоционально-двигательные реакции, направленные на взрослого, называемые комплексом оживления. Он характеризуется тем, что ребенок фиксирует свой взгляд на лице другого человека, улыбается; при этом энергично двигает ручками и ножками и произносит звуки. Комплекс оживления, необходимый для полноценного развития младенца, является залогом успешного социального развития личности.

Роль общения взрослого в развитии ребёнка велика. Он удовлетворяет как органические потребности: в приеме пищи, сне, движении, так и потребность в получении ярких эмоциональных впечатлений: младенец оживляется, когда его берут на руки, увидев большое количество предметов, начинает действовать с ними. В этот период формируется положительное отношение ребенка ко взрослому, который демонстрирует удовольствие от общения с ним, что способствует преобладанию хорошего настроения.

Характерное для начала младенческого возраста общение ради общения, трансформируется в другую форму: общение по поводу предметной среды, перерастающее в совместную деятельность взрослого и ребенка. Родитель знакомит ребёнка с предметным пространством, наглядно демонстрирует разнообразные способы действия с предметами, помогая выполнить необходимые действия с игрушкой, что создает фундаментальную базу для нормального психического развития.

Отсутствие возможности удовлетворить увеличивающуюся потребность в общении со взрослым способствует необходимости формирования понимания человеческой речи, а затем и овладевания ею.

Начиная с самого рождения взрослый все время должен разговаривать с ребенком при уходе за ним. Разговор с ним необходим для его полноценного развития, так как сама по себе речь развивает его слух и способствует установлению эмоционального контакта.

Большинство детей в данном возрасте различают тембр и модуляцию голоса и по-разному реагирует. При положительных эмоциях ребенок громко смеется, повизгивает, на сердитый голос он замирает и перестает улыбаться, складывает губки и разражается безутешным плачем. До первых 3 месяцев доречевая активность осуществляется независимо от использования слуха, затем малыщ произносит звуки под контролем слуха. Между ребенком и взрослым становится возможным полноценный «разговор-диалог». В период гуления важно, чтобы ребенок видел лицо взрослого, всматривался в его мимику во время произнесения звуков и пытался повторить не только звуки, но и выражение лица.

Лепет для ребенка является игрой со звуками, он вслушивается в звукосочетания и пытается их воспроизвести, развивая интонации, с помощью которых выражаются различные эмоции. В свою очередь, эмоциональное состояние повышает общую активность, при этом ребенок много и с удовольствием лепечет, произносит различные слоги, подражает слогам, произнесённым взрослым. К концу первого года в сознании ребенка возникает связь между названием предмета и самим предметом; это выражается в поиске предмета и обнаружении его. Таким образом, формируется начальная форма понимания речи, которая становится одним из важнейших способов использования возможностей общения ребенка со взрослым.

Источник

Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве

1. Физическое развитие младенца.

2. Психическое развитие в младенчестве.

1. Физическое развитие младенца

Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении  потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.

Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.

Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться.  Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.

2. Психическое развитие в младенчестве

Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.

Читайте также:  Образец характеристики психического развития ребенка

К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия  (улыбка, двигательные реакции).

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:

— благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.

— к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.

Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором  месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце  наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.

Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.

В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.

Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности

Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).

Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.

Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.

К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.

Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.

Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑  потребности в общении.

В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.

Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба — одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.

Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.

Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).

Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.

Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.

Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).

Задания для самостоятельной работы

        1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑  №6. ‑ 1987. – С. 84

2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16

3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.

Читайте также:  Значение чтения в развитии ребенка дошкольного возраста

4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.

5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.

6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.

        2. Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.

2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?

3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?

Список рекомендуемой литературы

  1. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
  2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
  3. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
  4. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
  6. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Источник

Жизнь
младенца зависит от ухаживающих за ним
взрослых, которые непосредственно
удовлетворяют все его основные
потребности. Мать кормит ребенка,
переворачивает его с одной стороны на
другую, купает его, протирает ему глазки,
заворачивает в одеяло, надевает рубашонку
и т. п.

Таким
образом, взрослый, перемещая ребенка в
пространстве, тем самым обеспечивает
ему разнообразные зрительные, слуховые,
термические, тактильные и прочие
ощущения. Контакт ребенка с действительностью
осуществляется здесь непосредственно
через взрослого: он подносит к глазам
ребенка разнообразные предметы для
рассматривания, стучит погремушкой,
впервые кладет в ручку ребенка предмет
для хватания; при помощи взрослого
ребенок начинает сидеть, а затем делает
попытку стоять и ходить. Деятельность
ребенка переплетена с деятельностью
взрослого настолько тесно, что первая
невозможна без второй. Нет почти ни
одной потребности, которую ребенок мог
бы удовлетворить минуя взрослого, не
через взрослого.

В
статье Л. С. Выготского «Младенческий
возраст»1 мы находим такую характеристику
социальной ситуации развития младенца:
«Эта зависимость младенца от взрослых
создает совершенно своеобразный характер
отношения ребенка к действительности
(и к самому себе), выражающийся в том,
что эти отношения всегда оказываются
опосредованными через других, всегда
преломляются через призму отношений с
другим человеком.
Таким образом
,
отношение ребенка к действительности
оказывается

32

с
самого начала социальным отношением
(разрядка
наша. — Д.
Э.
).
В этом смысле младенца можно назвать
максимально социальным существом.
Всякое, даже наипростейшее отношение
ребенка к внешнему миру оказывается
всегда отношением, преломленным через
отношение к другому человеку. Вся жизнь
младенца организована таким образом,
что во всякой его ситуации зримо или
незримо присутствует другой человек.
Это можно было бы выразить, сказавши,
что всякое отношение ребенка к вещам
есть отношение, осуществляемое с помощью
или через другого человека».

Поэтому
нет ничего удивительного в том, что
взрослый постепенно начинает выступать
перед ребенком как центральный элемент
окружающей действительности, как центр
всякой ситуации по удовлетворению
любого устремления. Младенец является
существом, отделенным от матери физически,
но связанным с ней социально.

С.
Фаянс [236] предлагала младенцам
привлекательную игрушку сначала на
близком расстоянии — 9 см, и ребенок
тянулся к ней немедленно; затем она
постепенно отодвигала игрушку на 60 см,
при этом реакция ребенка ослабевала,
и, наконец, на 100 см — и ребенок окончательно
переставал тянуться к игрушке. Когда
же рядом с игрушкой, находившейся в
наибольшем отдалении от ребенка и,
казалось, уже совершенно не привлекавшей
его, становился взрослый, она вновь
вызывала живую реакцию: ребенок вновь
тянулся к ней, выказывая такое же живейшее
желание ее достать, как и тогда, когда
игрушка находилась вблизи от него.

Эти
факты свидетельствуют о том, что взрослый
как бы оживляет ситуацию, в которой
действует младенец. При этом окружающие
предметы становятся максимально
притягательными, что направляет и
актуализирует ориентировочно-исследовательское
поведение ребенка.

А.
В. Ярмоленко [231] специально изучала
сравнительную привлекательность
различных предметов и человека для
младенцев первого полугодия жизни.
Полученные ею данные представлены в
табл. 2.

Как
показывают данные, приводимые в таблице,
уже в первом полугодии жизни ребенок
все более и более выделяет взрослого
человека из других предметов. В то время
как длительность сосредоточения на
неподвижном зрительном раздражителе
возрастает, по средним данным, с 26 до 37
с, сосредоточение на неподвижном человеке
возрастает с 34 до 111 с, т. е. в 3 раза;
сосредоточение на движущемся зрительном
раздражителе возрастает с 41 до 78 с, а на
двигающемся человеке — с 49 до 186 с, т. е.
почти в 4 раза.

Читайте также:  Выгодский статья проблема культурного развития ребенка анализ

Однако
дело не только в том, что ребенок более
устойчиво фиксирует свое внимание на
человеке по сравнению с другими
предметами, но и в изменении отношения
ребенка к взрослому, в смене пассивного
рецептивного контакта с ним на активный.

33

Таблица
2

Время
внимания ребенка к различным объектам
(в с)

(по
данным А. В. Ярмоленко)

Ме­сяц

Вре­мя

Пред­ме­ты

Че­ло­век

зри­тель­ные

слу­хо­вые

не­под­виж­ные

дви­гаю­щие­ся

не­под­виж­ные

пе­ре­ме­щаю­щие­ся

не­под­виж­ный

дви­гаю­щий­ся

не­под­виж­ный
+ звук

дви­гаю­щий­ся
+ звук

4-й

Сред­нее

26

41

18

28

34

49

52

62

Мак­си­маль­ное

65

300

81

128

81

300

258

390

5-й

Сред­нее

27

47

35

46

51

108

72

138

Мак­си­маль­ное

67

197

116

186

280

360

430

505

6-й

Сред­нее

37

78

104

86

111

186

148

320

Мак­си­маль­ное

125

420

150

249

242

780

690

1140

А.
Валлон [244] отмечает нарастание социальных
реакций ребенка на протяжении первого
года его жизни. Он указывает, что со
второго полугодия начинается период,
когда реакции по отношению к другим
людям достигают максимальной частоты.
На шестом месяце среди прочих реакций
простая фиксация (без дополнительных
жестов) лиц других людей занимает 50%; на
седьмом же месяце число таких реакций
снижается до 26%, в то время как число
реакций с жестами по отношению к другому
человеку возрастает на 41%.

Между
седьмым и двенадцатым месяцами жесты,
направленные на других людей, встречаются
в 4 раза чаще, чем в первое полугодие, и
превосходят на одну треть число жестов,
имеющихся у детей на втором году жизни.
По выражению А. Валлона, это период
«невоздержанной» общительности ребенка.

В
исследовании М. Ю. Кистяковской [87]
специально изучалось усложнение
взаимоотношений ребенка и взрослого
на первом году жизни. Уже в возрасте от
3 до 6 мес. возникает избирательное
отношение к взрослым. Трехмесячный
ребенок выделяет свою мать из окружающего,
а шестимесячный начинает отличать чужих
от своих. В то время как 3—4-месячные
дети улыбаются и оживляются на обращенный
к ним разговор любого взрослого,
5—6-месячные дети, если к ним подойдет
и начнет говорить чужой человек, вместо
того чтобы сразу улыбнуться, долго и
сосредоточенно смотрят на него, а затем
либо улыбаются, либо отворачиваются, а
иногда могут и громко расплакаться.
Вместе с тем нарастает привязанность
детей к ухаживающим за ними взрослым.
Ребенок этого возраста

34

при
виде матери или няни приходит в радостное
состояние, выражаемое более ясно, чем
на начальных этапах возникновения этого
состояния.

Во
втором полугодии привязанность к близким
взрослым продолжает нарастать. Ребенок
может уже наблюдать за детьми и взрослыми,
находящимися в поле его зрения.
Приблизительно с 8—9 мес. возникают
первые игры ребенка со взрослыми. Радость
и оживление, вызываемые этими играми,
вначале связаны с участием в них
взрослого, и только со временем ребенку
начинает доставлять удовольствие сама
игра. В последние месяцы первого года
жизни дети не только внимательно следят
за взрослыми, когда те заняты своей
обычной работой, но постепенно обращаются
к ним за участием и помощью.

Н.
Л. Фигурин и М. П. Денисова [200], подробно
изучавшие развитие ребенка на первом
году жизни, особо подчеркивают роль
связи ребенка со взрослыми для всего
его развития в этот период. До года
улыбка появляется у ребенка почти
исключительно на человеческое лицо или
голос. Звуки гуления легче всего
вызываются теми же воздействиями.

Поворачивание
на звук прежде всего возникает на
человеческий голос, потом уже на другие
звуки. Крик («испуг») на зрительные
воздействия впервые появляется при
дифференцировании человеческого лица
(знакомого) от близкого к нему раздражителя
(чужой человек или маска). Подражает
ребенок только человеку. Короче говоря,
целый ряд реакций ребенка впервые
образуется на человека, его лицо и голос,
а в дальнейшем этими раздражителями
легче и чаще вызывается.

Многочисленные
исследования отношений ребенка и
взрослого на первом году жизни (Н. Л.
Фигурин и М. П. Денисова [200], М. Ю.
Кистяковская [87], А. Валлон [244], С. Фаянс
[236], Ш. Бюлер [234], Ф. И. Фрадкина [204] и др.)
показывают, что в этот период устанавливается
наиболее тесная связь ребенка с
ухаживающими за ним взрослыми, что
взрослые становятся центральным моментом
любой ситуации, в которую попадает
ребенок, что связь эта на протяжении
младенчества не ослабляется, а, наоборот,
усиливается и приобретает новые, более
активные формы.

Возникающая
и все более оформляющаяся потребность
ребенка в активном контакте со взрослыми
сочетается в этот период со специфическими
формами общения доречевого типа. На
протяжении всего первого года жизни
нарастает своеобразное противоречие
между этой, все более углубляющейся
потребностью и ограниченными возможностями
доречевого общения. Это противоречие
находит свое разрешение в возникновении
специфически человеческих, речевых
форм общения, которое знаменует переход
к новому этапу жизни и развития ребенка.

35

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник