Условия для благоприятного развития ребенка в школе

Ирина Ворожбитова
Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ и начальной школе

Одна из наиболее важных и болезненных проблем – это преемственность между дошкольным периодом и начальным образованием. Поступление ребенка в школу в научных исследованиях называют «психотравмирующей ситуацией», причем как для самого ребенка, так и для его семьи. И очень важно осознание этой проблемы, прежде всего педагогами дошкольных учреждений и школ. Как показала практика нашей работы, грамотный подход к этой ситуации помогает не только детям, но и их родителям. Ведь именно родители, не до конца понимают суть проблемы.

Школа и детский сад нацелены на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить основу для дальнейшего активного обучения.

Перед дошкольным и начальным образованием в обеспечении преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, методической работы стоят следующие задачи:

создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;

— обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.

Работа по преемственности педагогов МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» даёт возможность нашим детям приобрести стартовую площадку для успешного школьного обучения.

Основная цель взаимодействия детского сада и школы — обеспечение взаимосвязи и преемственности в воспитании и обучении детей в подготовительной к школе группе и первом классе прогимназии.

Содержание преемственности отражено в плане о сотрудничестве. В начале учебного года совместно с педагогами детского сада мы составляем план совместной работы по преемственности.

Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Одной из задач учебно-воспитательной работы дошкольных организаций является качественная подготовка детей к школе. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности математическому, развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, всеобщая компьютерная грамотность, увеличение потока информации, изменения, происходящие в нашем обществе. Последовательное решение задач формирования и развития личности ребёнка предусматривает в качестве одного из обязательных условий обучения, непрерывность воспитательного и образовательного процесса, начиная с раннего возраста.

Система работы психолога включает: проведение диагностики и коррекции развития детей, мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Организация работы по преемственности осуществляется по следующим направлениям:

— методическая работа с педагогами;

— работа с родителями;

— работа с детьми.

Методическая работа осуществляется через проведение совместных для педагогов прогимназии и детского сада:

-семинаров (“Формирование портрета выпускника дошкольного учреждения”, “Актуальные вопросы преемственности детского сада и школы”, “Роль сюжетно — ролевой игры в формировании предпосылок учебной деятельности”, “Совместная деятельность прогимназии и детского сада, как условие успешной реализации требований ФГОС в вопросах воспитания и обучения”);

— круглого стола (“Формирование ключевых компетенций воспитанников ДОУ для успешного обучения в школе”, “Изучение программ и новых педагогических технологий для дошкольников и младших школьников”, “Проблемы адаптации к школе выпускников ДОУ”);

— открытых показов образовательной деятельности в ДОУ и прогимназии (занятие по ИЗО “Снегурочка”, занятие по математике «Путешествие в страну Математики», урок по обучению грамоте “Звук и буква Б” в 1б классе, урок математики в 1а классе);

— заседаний МО (“Общие понимания и требования готовности ребёнка к школе”, “Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста”).

Работа с родителями осуществляется через:

— совместные родительские собрания с педагогами, где рассматриваются проблемы подготовки ребёнка к школе;

— информационные стенды, сайт детского сада и прогимназии “Первые шаги ребёнка к школе”. “Как научить ребёнка думать”, “Практические рекомендации по подготовке руки ребёнка к письму”);

— индивидуальные консультации с педагогами прогимназии;

— день открытых дверей в прогимназии.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность развита на будущего школьника и это необходимо для осуществления новой учебной деятельности, например, умеет ли ребенок читать, считать и т д. Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

Читайте также:  Психофизическое развитие ребенка до года в таблице

На дошкольной ступени:

• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

На ступени начальной школы осуществляется:

• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Основные задачи преемственности дошкольного и начального образования:

• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного и образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.

Работа с детьми заключается:

— в проведении экскурсии воспитанников подготовительной группы в школу; — праздников “Золотая осень”, “В гостях у деда Мороза”, “Нашим мамам”, “Скоро в школу!”, “До свидания детский сад”;

— в посещении школьных музеев “Боевая слава”, “Очаг мой, Дагестан”, “Русская изба”, “Семейные реликвии”;

— в знакомстве и взаимодействии дошкольников с учителями, учениками начальной школы;

— в участии игровых программ (“Игра по станциям “Путешествие в школу”, спортивных состязаниях “Весёлые старты”; “Весёлые эстафеты ”;

— в проведении выставки рисунков “Что нам осень подарила”, «Зимушка – зима», “Космос и человек”, “Спорт глазами детей”, “Спички детям не игрушка ”.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект»,- его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.

Большой интерес представляет для детей экспериментирование. Экспериментирование — это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Поставив перед собой цель — развивать познавательные способности детей, мы, естественно, обратили свое внимание на использование в работе с детьми проектно-исследовательских методов.

В процессе исследовательской работы (детского проекта, после выбора интересной темы проекта в детском саду по ФГОС воспитанники ДОУ более углубленно изучают выбранный ребенком объект, наблюдают за домашними питомцами, цветами, растениями, насекомыми, выполняют экологические проекты и в результате своего исследования дают ответы на казалось бы простые для взрослых вопросы. Актуальные темы исследовательских работ дошкольников можно брать за основу, дополнять и расширять, использовать как темы для конкурса «Я исследователь». Главное, чтобы у ребенка возник интерес именно к выбранной теме проекта. Воспитатель средней группы Карпенко Наталья Николаевна работала с детьми над проектом «Наши пернатые друзья». Конечным продуктом проекта были различные по форме кормушки и скворечники, которые родители воспитанников развесили на деревьях на территории детского сада и прогимназии. Дети имеют возможность на прогулке наблюдать за птицами, которые поселились в их скворечниках. Родители воспитанников старшей группы, воспитатель Магомедова Мадинат Абдулаевна, организовали поездку на рыбный завод, где дети имели возможность увидеть, как разводят мальков в искусственно созданной среде. Так появилась идея создания исследовательской работы «Живой мир рыбы». В процессе проведения исследовательской деятельности воспитатели развивают экологическую грамотность детей, воспитывают активную природоохранную позицию. Воспитатель подготовительной группы Магомедэминова Эльвира Османовна с группой воспитанников выполнила исследовательскую работу на тему: «Помни корни свои». Отправляясь в прошлое своего рода, детям хочется узнавать больше и больше. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Не следует забывать о своем вечном долге перед родителями, что они подарили нам жизнь, воспитали нас. И тогда фундамент нашего уважения к старшим, станет ничуть не меньше, чем некогда у предков. Где бы мы ни были, мы всегда помним о доме, он словно притягивает своим теплом. Каждый человек должен знать о своем роде. Педагоги учат детей помнить своих предков, чтить их память, традиции своей семьи. Семейные реликвии помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки.

Читайте также:  Роль деятельности психического развития ребенка

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Результаты нашей работы видны. Наши ученики стали активными читателями школьной и городской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Учащиеся 3 – 4 классов готовят исследовательские работы о домашних и диких животных, о растениях, включая в них загадки и стихи для дошкольников. Таким образом, они учатся выступать перед аудиторией. Ученики прогимназии постоянно принимают участие в разных конкурсах, фестивалях на уровне города и республики. В Фестивале «Первоцвет» наши учащиеся ежегодно занимают призовые места.

Совместная деятельность психолога и педагогов детского сада и прогимназии обеспечивает успешную адаптацию детей к обучению в первом классе. Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 85% выпускников ДОУ высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации.

У дошкольников необходимо сформировать такие элементы учебной деятельности как:

• способность действовать по образцу;

• умение слушать и выполнять инструкцию;

• умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;

• умение задавать и отвечать на вопросы;

• умение оценивать как свою работу, так и работу других детей.

Тем самым у детей формируется психологическая готовность к школьному обучению. Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.

Мы считаем, что сотрудничество детского сада и прогимназии в обеспечении эффективной преемственности будет успешным, если учитывать запросы родителей, осуществлять сотрудничество с семьями, координировать взаимодействие воспитанников и других педагогов внутри детского сада и начальной школы, устанавливать взаимодействие с педагогами образовательного учреждения.

Источник

Автор: Кузьминых Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 618
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Создание комфортных условий в школе для обучения и воспитания детей».
Дата публикации: 06.04.2017
Раздел: начальное образование

Выступление на методическом объединении учителей
Ноябрь 2016 г.

Создание комфортных условий в школе для обучения и

воспитаня детей.
Что
мы
понимаем
под
выражением
«комфортные
условия
обучения»?
С.И. Ожегов трактует это слово, как «условия жизни, пребывания,
обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют».
Комфортные
условия
внешней
среды,
созданные
в
школе
для
обучающихся
позволяют
максимально
сохранить
его
здоровье,
способствует адекватному поведению и успешной деятельности,
поддерживает
положительный
эмоциональный
фон,
формирует
устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе.
Таким образом, одной из наших актуальных практических задач,
является
создание
комфортной,
психологически
здоровой
образовательной среды для учащихся, способствующих адаптации
и созданию педагогических условий для саморазвития детей .
В
сегодняшнем
нестабильном
мире
ребенок
не
чувствует
себя
защищенным, не чувствует себя безопасно и комфортно. Значит, мы
должна обеспечить такие условия, при которых детям в ней будет
хорошо.

Читайте также:  Развитие речи ребенка с онр 1 уровня

Все это возможно реализовать только в условиях личностного
подхода в образовании, когда абсолютной целью является человек,
личность.
Я
считаю,
что
из
всех
показателей
оценки
школы
главным следует считать самочувствие в ней ученика.
Школа
хороша, если в ней хорошо каждому ребенку.

Это особенно важно на начальном этапе обучения, который
психологи
характеризуют
как
особо
сложный
в
плане
эмоционально-личностного развития.

Именно «погода в классе» зависит, прежде всего, от учителя, во
многом определяя степень адаптации детей к школе. И оттого, что
иногда эта «погода» бывает не всегда
благоприятной, мы имеем
уменьшение числа эмоционально-благополучных детей.
Практика
школьной
жизни,
профессиональный
и
родительский
опыт убеждают нас в том, что учеба должна давать детям радость и
протекать на фоне положительных эмоций.
Уклад школьной жизни, организация учебного процесса должны
быть
подчинены
созданию
психологического
комфорта.
Когда
школьнику приятно и комфортно на уроке, да и вообще в школе,
тогда
результаты
учения
лучше,
а
личность
развивается
более
гармонично.
Комфортные
условия
в
школе
подразумевают
таковые
для
учеников,
их
родителей
и
педагогов.
Рассмотрим
условия
для
учеников.
Комфортные условия тесно пересекаются со здоровьесберегающим
подходом к обучению и воспитанию учащихся.
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
являются
самыми значимыми по степени их влияния на здоровье учащихся.

охрана жизни детей:
безопасность ребенка в школе, пропуск на
территорию
школы
только
по
предварительной
регистрации
на
пропускном пункте. Регулярно проводятся инструктажи, плановые
учения
по
безопасности
жизнедеятельности
учащихся,
педагогического коллектива
. Все это дает гарантию полной безопасности учащихся.

защитно-профилактические
:
методы,
приёмы
и
технологии,
направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья
воздействий.
Это
выполнение
санитарно-гигиениче ских
требований, организация питания, питьевой режим, проветривание
помещений, медицинское сопровождение.


компенсаторно-нейтрализующие:

з д е с ь
с т а в и т с я
з а д а ч а
восполнить
недостаток
того,
что
требуется
организму
для
полноценной
жизнедеятельности.
Это
проведение
динамических
пауз, уроков физкультуры, физкультминуток, позволяющих снять
психоэмоциональное напряжение.

стимулирующие:
это
различные
методы,
приёмы,
которыми
пользуются
специалисты
службы
психолого-педагогического
сопровождения, а также организация занятий во второй половине
дня (группа продлённого дня, проведение праздников, прогулок,
экскурсий).

и н ф о р м а ц и о н н о — о бу ч а ю щ и е :
п р о с в е т и т е л ь с к и е
и
профилактические мероприятия

Профилактическая работа
направлена на развитие личности
учащихся,
повышение
адаптивных
возможностей
личности,
профилактика отклоняющегося поведения у детей, работа с детьми
группы риска.
Здесь подходят такие методы, как:

подвижные развивающие игры;

упражнения на звукоподражание;

комплекс упражнений на напряжение/расслабление;

танцевальная терапия и т.п.

Создание комфортных условий для родителей
Одной из самых распространенных форм работы с родителями

являются

тематические

и

индивидуальные

консультации
,
которые проводятся
по
запросам
самих
родителей,
если
они
сталкиваются
с
проблемой
в
воспитании
ребенка,
которую
самостоятельно решить не могут
Работа с родителями бывает очень сложна. Их влияние имеет
огромное
значение
для
ребёнка,
однако
в
большинстве
случаев
данное влияние стихийно, поэтому учитель должен искать путь к
сердцу
родителей,
чтобы
дать
этому
влиянию
позитивное
направление.

Создание комфортных условий для учителей
Педагог чувствует себя комфортно в удобно оснащённом учебном
кабинете с хорошей мебелью и компьютерной техникой.
Когда мы говорим об учительстве как о профессии, в которой
существуют
жесткие
рамки
нравственно-этических
норм
и
предъявляемых реалиями процесса образования требований, то нас
в первую очередь интересует профессиональный аспект здоровья.
Обучение будет гораздо успешнее, если ребёнку на уроке будет
интересно.
Поэтому
для
учителя
очень
важно
подобрать
такие
формы
работы,
чтобы
максимальное
число
учеников
было
заинтересованно процессом обучения.

Источник