Условий развития ребенка на его школьные достижения

Мотивация достижения успехов у детей младшего школьного возраста.
Сущность обучения рассматривают в педагогике также в организации познавательной деятельности учащихся. Сначала идёт восприятие учебного материала. Учащиеся уясняют познавательную задачу на основе наблюдений за объектом или предварительного знакомства с фактическим материалом. Дальше происходит осмысливание теоретических знаний и способов решения учебной задачи. Учащиеся приходят к пониманию учебного материала, получают новые знания. Затем происходит закрепление полученных знаний и включение их в практическую деятельность. На всех этапах знания учащихся контролируются и проверяются, что позволяет учителю вносить коррективы в процесс обучения, сохраняя общий ход движения познавательной деятельности от первого этапа к последующим.
Правильное понимание сущности обучения помогает учителю эффективно управлять учебно-воспитательным процессом. А мотивы учения определяют направленность личности школьника, его успехи и неудачи.
В учебной ситуации существует четыре типа объяснения успеха или неуспеха — это способности, сложность задания приложенные усилия и везение.
Чтобы выяснить, как идёт процесс развития мотива достижения успеха и что на него влияет, надо выявить уровень притязаний и самооценки учащихся. Обычно тесты показывают, что только единицы в классе могут добиться успеха самостоятельно, т.е. у них развит мотив достижения успеха. Остальным нужна корректировка самооценки и уровня притязания, т.е помощь взрослого. Это послужило причиной изучения данной темы – мотивация достижения успехов у детей младшего школьного возраста.
Что такое успех? В толковом словаре С.И.Ожегова я нашла следующее объяснение:
Успех, -а.
1. Удача в достижении чего-нибудь Добиться успеха. Развивать у. (поддерживать высокие темпы наступления; также переносное значение).
2. Общественное признание. Шумный у. спектакля. Книга имеет у.
Мотивация достижения успехов – стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности, особенно тогда, когда его результаты сравниваются с достижениями других людей или оцениваются.
Младший школьный возраст – время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. В этот период времени ведущей для ребёнка становится учебная деятельность. А в учении, как и в иных видах деятельности на этом этапе складываются многие деловые качества ребёнка, которые отчётливо проявляются затем уже а подростковом возрасте.
Давайте образно совершим путешествие к Солнцу, где солнце – это успех. « Если хотите занять место под солнцем, не жалуйтесь на ожоги» — это высказывание журналистки Эбигайл Ван Берен станет нашим девизом. Ученик – космонавт. Ракета – урок.
В начале обучения окончательно оформляются личностные свойства, необходимые для реализации мотива достижения успехов. В нашем «полёте» комплекс этих свойств: активность, трудолюбие, смелость, воля, настойчивость, сосредоточенность, преодоление препятствий, энтузиазм, привычки, здоровье, самообладание, самоуважение, благовоспитанность, честность и правдивость, весёлость и доброжелательность, будут являться «топливом», которым заправили ракету – урок.
В ходе «полёта» к Солнцу – успеху нам предстоят «посадки» на планеты – факторы развития мотивации достижения успехов.
Планета «Авторитет». Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие взрослым (учителю), подчинение и подражание им. Взрослый человек для них – авторитет, дети безоговорочно принимают его оценки.
Планета «Самооценка». Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребёнку и его успехам в учебной деятельности. У младших школьников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные, заниженные. Это требует от учителя большой ответственности, внимательного нравственного контроля за своими суждениями и действиями.
Планета «Цель». Сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения. Дети младшего школьного возраста уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, поставленной цели. Это тогда, когда, увлекаясь, они часами могут заниматься интересным и любимым делом.
Планета «Стимул». У человека с достижением успехов связаны не один, а два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Если взрослые мало поощряют детей за успехи и больше наказывают их за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудач, который не является стимулом к достижению успехов. Или, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребёнка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.
Планета «Притязание». В процессе развития мотива достижения успехов у младших школьников необходимо заботиться о таком личностном образовании как уровень притязаний. Он может зависеть не только от успехов в учебной деятельности, но и от положения , занимаемого ребёнком в системе взаимоотношений со сверстниками. Детям-авторитетам, занимающим в детском коллективе достаточно высокий статус, характерна адекватная самооценка и высокий уровень притязаний.
Уровень притязаний – достижения в том или ином виде деятельности и в той или иной сфере общения, на которые рассчитывает человек, оценивая свои способности и возможности. А осознание ребёнком своих способностей и возможностей, различие того и другого, укрепление на этой основе веры в свои успехи, внутренне укрепляют мотив достижения успехов.
Как же создать ситуацию успеха на уроке, занятии? Заглянем в отсеки ракеты — структуру урока.
1 В системе урока, занятия «ситуация успеха» может быть I этапом структуры урока – постановка учебной задачи. Создание ситуации успеха обязательно начинается с конкретно-практической задачи, которая опирается на прошлый опыт ребёнка. Дети должны прежде всего себе и другим продемонстрировать то, что они умеют и знают, т.е. показать имеющиеся у учащихся определённые способы работы. Не следует начинать урок с воспоминания о прошлом. Нужны конкретные практические действия ребёнка. При этом задача учителя подобрать такую необходимую практическую задачу, которая решалась бы известным ребёнком способом и была определённой ступенькой к дальнейшему разворачиванию событий на уроке. Результатом создания ситуации успеха является эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями, положительная оценка учителем достижений учащихся.
2. Ситуация успеха может складываться и в ходе разрешения проблемной ситуации на уроке. Постановка проблемы повышает познавательную активность и интерес, но нужно суметь решить проблему. Именно решение проблемы ведёт к усвоению учебного материала и созданию ситуации успеха на уроке.
3. Ситуацию успеха создают на уроке и упражнения разного уровня. Задача учителя – подобрать или составить упражнения в таком виде, чтобы они соответствовали уровню развития ребёнка, т.е. были ими выполнимы. Так при подготовке рассказов по устным предметам может быть предложено для детей низкого уровня развития – закончить предложение по данному началу; для детей среднего уровня развития – составить рассказ по плану с опорными словами; дети же с высоким уровнем развития пользуются только планом. Упражнения разного уровня делают решение учебной задачи реально выполнимой (каждый смог справиться сам), что приводит к созданию ситуации успеха на уроке.
В младшем школьном возрасте на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов.
Примерно между шестью – одиннадцатью годами у ребёнка возникает представление о том, что недостаток его способностей , можно скомпенсировать за счёт увеличения прилагаемых усилий и наоборот. Следовательно, возраст, приходящийся на начало обучения в школе, можно рассматривать , как период возникновения и закрепления очень важной личностной характеристики ребёнка, которая становится достаточно устойчивой , определяет его успехи в различных видах деятельности, в том числе и учебной.
Потребность в достижении успеха не является врождённой, она складывается и формируется в дошкольном детстве и к моменту поступления в школу может стать довольно устойчивой чертой личности ребёнка. Дети, имеющие сильно выраженную потребность в достижении успехов, обычно добиваются в жизни большего как в личностном развитии, так и в профессиональном росте.
«Только, когда мы приходим к цели,
Мы решаем, что путь был верен».
Поль Валери
Источник
Тест «Задачи психологии развития»
Задачи развития:
Ориентация в жизненном пути.
Приведите пример из своей практики, когда учебные требования не соответствуют уровню развития ребенка.
Учебные требования не всегда соответствуют уровню развития ребенка. Это связано с низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным контролем за уходом и динамикой психологического развития детей. Все это предает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. В школу поступают дети с разным уровнем развития и с учебными требованиями справляются не все. У многих детей слабо развита мелкая моторика. Ребёнок левша. Ребёнок с замедленным развитием. Часто детям встречаются непонятные слова по обучению грамоте. Часто возникают проблемы при решении задач. Очень сложная программа по «Окружающему миру». Дети не могут понять, осознать и тем более применять нужный материал. Материал не соответствует уровню развития ребёнка. Большая перегрузка, что влияет на психику ребёнка. Ребёнок с большой тревожностью идёт домой и в школу. Не у всех детей есть Интернет, мобильная связь (для общения со сверстниками). Где взять нужную информацию по проектной деятельности. Проекты и исследовательская работа не только по предметам, но и внеурочной деятельности.
Определение условий развития и изменения.
Приведите пример из своей практики, подтверждающий влияние условий развития ребенка на его школьные достижения.
Все дети развиваются и воспитываются в разных условиях, разных семьях, разной социальной среде. Это во многом влияет на уровень развития ребёнка и его успехи в учёбе.
Родители курят дома. Все вещи девочки пропитаны табаком. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения или травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Занижена самооценка.
Дети часто проводят времени у телевизора, чрезмерно увлекается компьютерными играми.
Мало общаются со сверстниками. Не принимают участие в школьных, районных и областных олимпиадах. Нет дома Интернета.
Родители заняты работой, а не поддержкой в учёбе.
В доме, где только кухня и комната проживает 5 человек. Родители часто выпивают. Да и ежедневные полуночные гости.
Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности.
Приведите пример ошибочного прогноза эффективности предпринятых воспитательных мер.
Во 2 класс поступил из соседней школы Гиперактивный ребёнок. Привлекал на себя внимание. С большой агрессией. На уроках кричал, дразнился, раскидывал вещи соседа. На перемене обижал слабых. Как изменилось поведение ученика?
Этих простых рекомендаций (больше двигаться, чаще гулять, заниматься спортом) было недостаточно, чтобы изменить поведение ученика. Быстро пропадал интерес. Эффективность изменить своё поведение объясняется тем, что мы с детьми правильно поняли индивидуальные особенности ученика, с терпением отнеслись к этому, привлекли к себе внимание (проводи нас Артёмка домой, давай после уроков выполним вместе домашнее задание, пойдём вместе на каток, а может погуляем и так ежедневно уделяли внимание) и помогли устранить причины, которые привели к нежелательному поведению.
Объяснение целей развития и коррекции.
Приведите пример учебной или воспитательной работы, ориентированной на цели развития/коррекции конкретного ученика.
-чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
-нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. -нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
-нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию
Планирование коррекционных мероприятий.
Какие коррекционные мероприятия Вы используете в своей практике? Как они дифференцируются по назначению?
Совместная работа педагога, психолога и родителей, она направлена на развитие у детей правильного отношения к результатам своей деятельности, формирование навыков самоконтроля и сотрудничество родителей, педагога и психолога.
Работа психолога с учителем. Она направлена на:
-умение учителя давать ребенку точную содержательную информацию о результатах его деятельности ,не смешивая ее с оценками и замечаниями, относящимися к личности в целом;
-правильное отношение к неудачам и ошибкам детей;
-выделение четких требований к детям в учебной деятельности и поведении, разъяснение этих требований детям и родителям, обеспечение самоконтроля;
-анализ причин трудностей во взаимоотношениях с некоторыми учениками и поиск путей преодоления этих трудностей.
Работа педагога и психолога с детьми. Она включает:
-формирование у детей критериев и навыков самоконтроля , самостоятельной оценки собственной работы;
-обучение детей пониманию способов собственной деятельности;
-становление правильного отношения к успеху как к следствию своих собственных возможностей и усилий;
-развитие адекватного отношения к неудачам, позволяющего не бояться ошибок;
-формирование умения не смешивать оценку результатов конкретной работы с отношением педагога к себе;
-развитие у ребенка навыков коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, а также учебных и игровых навыков.
Работа с родителями. -консультирование и просвещение по вопросам индивидуальных особенностей ребенка, вхождения в школьную жизнь, о способах и методах помощи ребенку, роли семьи в решении школьных проблем;
-ежедневное общение учителя и родителей должно быть посвящено не только выполнению домашних заданий ,но и состоянию ребенка, его интересам, семейным традициям, что дает возможность всесторонней помощи школьнику в случае возникновения у него трудностей.
Для снятия тревожности. Используется метод последовательной десенсебилизации. Или игры-драматизации «Очень страшная страшилищная школа». Кроме этого можно применять приемы: «Рисование страхов», «Рассказы о страхах», «Школа клоунов», «Школа зверей», «Школа людей», «Я не могу-я могу –я сумею…..»
Для развития приемов и способов владения собой и своим поведением в эмоционально напряженных ситуациях. Проигрывание предварительно сконструированных трудных ситуаций.
-Анализ отрывков из художественных текстов , содержащих описание трудных ситуаций и особенности действий в них человека.
-ведение элементов аутотренинга (« Я спокоен», «У меня все получится», «Все будет хорошо», счет до 10, разрядка с помощью физических упражнений.
Для улучшения межличностных отношений. Можно использовать следующие методические приемы;
-свободное рисование(каждый рисует то , что хочет)-разговорное рисование (работа в парах, у каждой пары один лист бумаги ,они общаются с помощью образов , линий , красок);-дополнительное рисование (рисунок посылается по кругу , и каждый что-то дорисовывает).-совместное рисование (несколько человек рисует на одном листе бумаги).-рисование в паре («Рукавички»), направленное на умение сотрудничать.
Важен не только процесс рисования, но и обсуждение удачных технологий взаимодействия , обращение к личному опыту, анализ эмоций и коммуникативных умений детей-
Для диагностики и коррекции внутригрупповых отношений между детьми. Лист ватмана делится пополам. Детям предлагается «поселиться» на одной или другой половине листа: в «деревне, среди других домов» либо в «глухом лесу». Каждый ребенок рисует собственный домик и подписывает свое имя. После того как все домики «построены», каждый участник проводит от своего домика две тропинки к домикам тех детей, к кому он хотел бы ходить в гости. Здесь важно активное участие ведущих , помогающих детям находить продуктивные способы взаимодействия.
Для коррекции негативных отношений и разрешения актуализирующихся конфликтов. Различные индивидуальные варианты продолжения рисунка: построить или разобрать забор вокруг своего дома, с согласия «хозяина» украсить его двор клумбой с цветами. В качестве продолжения работы можно предложить детям на чистом листе ватмана «заселить многоквартирный дом», нарисовать общий дом, распределить между собой квартиры, украсить свое (и/или чужое) окно, разбить сад вокруг дома, обустроить двор и.т.д.
Оценка коррекции развития.
С помощью каких методов Вы оцениваете эффективность проведенной Вами коррекции учебной или воспитательной работы?
Любая коррекция — это длительный процесс. И «к чему она привела» трудно дать оценку сразу. Оценка может быть получена только в результате продолжительного наблюдения за индивидом, в ходе которой должны быть установлены как позитивный эффект, так и побочные влияния.
Я считаю, что правильно спланированные коррекционные мероприятия всегда приведут к положительному результату, как в развитии так и в обучении и воспитании ребёнка.
Субъективные методы оценки: опрос, проекты
Объективные методы оценки: Тестирование, анкетирование (мониторинговые)
Источник
ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:
«ПОРТФЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС»
ВЫПОЛНИЛИ:
Учителя начальных классов
Асафова Марина Александровна
Нарышкина Анна Владимировна
г. Хабаровск – 47
2014 год
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: « Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся»1.
С 1 сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения РФ начали работать по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Новый стандарт устанавливает совокупность требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В I разделе «Основной образовательной программы начального общего образования» в п.3 «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены разнообразные методы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В связи с этим меняется и подход к оцениванию учащихся. Главное достоинство системы оценки в условиях ФГОС состоит в том, что вместо воспроизведения знаний теперь оцениваются разные направления деятельности учеников, т.е. то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Вместо классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель достижений.
«Портфель достижений» — это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учеба, творчество, общение, здоровье), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Цель: собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Портфель достижений помогает решать важные педагогические задачи:
— поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
— содействовать индивидуализации образования ученика;
— укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.
— поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
— поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
— развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
— формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы:
1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых обучающимися факультативных учебных занятий. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
2. Систематизированные материалы наблюдений, например, это могут быть оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.
3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной и досуговой деятельности.
Порядок формирования портфеля достижений.
— Портфель достижений ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
— Ответственность за организацию формирования портфеля достижений и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.
— Портфель достижений хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней. При переводе ребенка в другое образовательной учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.
В первом классе учитель сам распределяет материал по файлам, привлекая к этой работе и родителей.
Во втором классе эта работа делается вместе с детьми, а с третьего — самостоятельно, с рекомендациями учителя. В четвёртом классе ученики уже полностью самостоятельно контролируют процесс отбора материалов в файлы, по мере необходимости обращаясь к своим одноклассникам.
Этапы
Суть деятельности
Формы деятельности
Умения учащихся
1класс
Заводится (оформляется) папка достижений.
Материал распределяет учитель и родители совместно с учащимися.
Оценивать свои работы и работы одноклассников.
2 класс
Составление и предъявление учащимися «Портфолио»
Совместно в учебной деятельности (учитель и учащиеся).
Производить отбор лучших работ и распределять их по файлам.
3 класс
Выработка способов презентации «Портфолио»
В группах, самостоятельно с рекомендациями
учителя.
Определять номинации для участия в конкурсе.
Вырабатывать критерии.
Подбирать оценочную шкалу
4 класс
Предъявление достижений для публичной оценки.
Процесс контролируют сами учащиеся (консультация у одноклассников)
Анализировать, обобщать материал.
Рефлексировать со своими целями.
Ставить задачи на будущее.
Презентовать в различных формах.
Критерии оценки достижений учащихся.
Портфель достижений учащихся оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям:
Раздел
Индикатор
Баллы
Титульный лист,
раздел «Мой мир», «Отзывы и пожелания», «Работы, которыми я горжусь», «Содержание»
-красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие положительных оценок учителя стараний ученика, наличие фото
— 5 баллов — индикатор полностью соответствует требованиям;
— 3 балла — незначительные замечания
Раздел «Моя учеба»
-наличие проектов, творческих работ и т.д.
— 5 баллов — от 5 и больше работ по каждому предмету;
— 3 балла – 3-4 работы по каждому предмету;
— 1 балл – менее 3 работ по каждому предмету
Участие в общественной жизни класса и школы
— наличие поручений, фото, сообщений и т.п.
— 5 баллов — наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (от5 и больше)
— 3 балла – наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (3-4);
— 1 балл – недостаточная информация, отсутствие фото, сообщений
Участие в различных видах деятельности
— наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ.
— 5 баллов – наличие от 5 и больше работ;
— 3 балла – количество работ составляет 3-4;
— 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика
достижения в системе дополнительного образования и иных ОУ
-наличие поощрений, награждений.
— 5 баллов – наличие от 5 и больше
— 3 балла – количество составляет 3-4;
— 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика
спортивные достижения
-наличие поощрений, награждений.
— 5 баллов – наличие от 5 и больше
— 3 балла – количество составляет 3-4;
— 1 балл – недостаточная информация
Творческие работы, рефераты, проекты
Наличие работ, фотографий
5 баллов – наличие от 5 и больше
— 3 балла – количество составляет 3-4;
— 1 балл – недостаточная информация
Начиная со 2-го класса ученик (обученный учителем) проводит самооценку материалов портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно».
Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в разное время: одновременно с размещением материала (например, рисунка) в портфеле; в конце четверти или учебного года – сразу все материалы или некоторые. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.
Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в четверть помещает в папку ученика предметные контрольные работы.
В конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы (кроме личностных результатов).
Оценка материалов «Портфеля достижений»:
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов «Портфеля достижений», делаются выводы о:
1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх (четырёх) итоговых работ (по русскому языку, родному языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).
Накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются выводы о достижении планируемых результатов.
Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных по каждому обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы начального общего образования и переводе его на следующую ступень общего образования.
В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.
Ведение портфеля достижений ученика предоставляет возможность:
формировать адекватную самооценку ученика;
публично представить свои достижения;
реализовать одну из базовых потребностей школьника — поддержку, одобрение, принятие результатов деятельности человека;
раскрывать индивидуальные возможности каждого ребенка;
развивать уверенность в себе, смелость;
развивать мотивацию дальнейшего творческого роста.
Когда наше поколение училось в младших классах, то каждая заработанная грамота очень ценилась родителями или родственниками и вызывала в нас необыкновенную гордость. Современный ребенок как и его родители совсем по-другому относятся к портфелю достижений. И здесь есть свои плюсы и свои минусы…
Основные преимущества портфеля достижений изложены достаточно полно.
Во-первых, поощряется не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
Во-вторых, позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося.
В-третьих, портфель достижений направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
В-четвертых, портфель достижений – это форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования.
Остановимся на основных недостатках портфеля достижений. Прежде всего, внедрение данной формы в условиях ФГОС требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. К тому же возникает проблема учебного времени: портфель достижений требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки.
Делая вывод из всего вышесказанного можно сказать о том, что в традиционной системе, портфель достижений не занял почетного места, так как участники образовательного процесса просто напросто в этом не нуждались… В современном образовании технология портфель достижений просто необходим и имеет при этом очень важное значение в жизни ребенка.
По мнению многих педагогов и психологов, современная система оценивания не удовлетворяет потребностям системы образования в условиях ее реформирования. Исходя из требований ФГОС, оценка должна стать стимулирующим фактором обучения. Важным условием, обеспечивающим успешность внедрения новой системы оценивания является не только понимание педагогами новых критериев отметки, но и освоение механизмов их учета, в частности использование тестирования и портфеля достижений школьника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
Д.Д. Данилов. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Сайт https://school2100.com
Д.И. Фельдштейн. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование. М.: Баласс. 2011.
1 А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
Источник