Ускоренное физическое или психическое развитие ребенка это

2.3. Ускоренное психическое развитие

Синоним – акселерация (лат. acceleratio – ускорение). Ускоренным считается физическое, психическое и/или сексуальное развитие, опережающее норму в среднем на 1–2 года. Общая акселерация касается всех аспектов психологического развития, парциальная акселерация – каких-то отдельных его сторон.

При гармоничной акселерации, встречающейся достаточно редко, сознание, самоосознавание, личностные, психологические функции и соматическая сфера развиваются приблизительно одинаково ускоренным темпом.

Дисгармоническая акселерация, намного более частая, представлена рядом вариантов, некоторые из них хорошо известны. Так, ускоренное психическое созревание может сочетаться с замедленным физическим развитием. Ускоренное психическое и физическое развитие может сопровождаться выраженными соматовегетативными дисфункциями в виде врожденной нервности (в раннем детстве), а позднее – эндокринными нарушениями. Неравномерность развития может обнаруживаться в самой психической сфере, когда одни психологические функции созревают быстрее обычного (например, речь), а другие задерживаются в своем развитии (например, моторика, психомоторика, социальные навыки). Иногда соматическая акселерация опережает психическую или ускоренное психическое развитие сочетается с психическим инфантилизмом.

Акселерация стала известной лишь в XIX веке, хотя отдельные ее случаи, несомненно, наблюдались всегда и повсеместно. Природа ее остается неустановленной. Предполагается, что она может быть связана с урбанизацией, смешанными межэтническими браками, улучшением питания, психическим расстройством, влиянием радиации, гаметическими мутациями, излишне интеллектуализированным воспитанием одновременно с изоляцией от детского коллектива. Психическая акселерация может развиваться и как гиперкомпенсаторный феномен у детей, вынужденных вести малоподвижный образ жизни, например при ДЦП, клапанных пороках сердца.

Распространенность акселерации и динамика ее показателей остаются неизвестными.

Акселерация в раннем детстве имеет некоторые особенности. Ускорение психического развития годовалого ребенка хотя бы на 0,5–1 год часто делает ребенка трудным для воспитания, хрупким, сверхчувствительным к стрессовым ситуациям. Психическая акселерация не всегда является показателем высоких интеллектуальных и креативных способностей. Дети могут рано начать говорить, правильно пользоваться местоимениями, задавать вопросы, обнаруживать отдельные аспекты пространственного гнозиса, фантазировать, но их интеллектуальная деятельность остается при этом на среднем уровне, например из-за однообразия содержания умственной деятельности или неспособности использовать для самостоятельной переработки реальный опыт.

Акселерация у ребенка может быть самостоятельным клиническим феноменом и наблюдаться, в частности, на доманифестном этапе течения шизофрении. Нередко она находится в рамках определенных психопатологических синдромов, например синдрома патологического фантазирования, синдрома гиперактивности и др. При психоэндокринном синдроме встречаются «маленькие старички», склонные поучать, читать нотации, предаваться воспоминаниям.

Прогноз при акселерации чаще, по-видимому, благоприятный. В том плане, что с возрастом проявления акселерации сглаживаются. В некоторых случаях после периода ускоренного психического развития, длящегося от 1 до 20 лет и более, наступает манифестная стадия психического заболевания (чаще, вероятно, шизофрении). В других случаях, частота которых остается неизвестной, вундеркинды или дети-индиго становятся выдающимися деятелями науки и искусства, всегда в чем-то своеобразными, но в психиатрическом плане вполне адекватными и адаптированными в своей среде людьми.

При психической акселерации иногда встречаются случаи с необычайно ранним развитием психологических функций, таких как сознание, самосознание, мышление, интеллект, творческие способности, и исключительной интеллектуальной продуктивностью. Например, девочка 2,5 лет, из неблагополучной семьи, родители лишены родительских прав, находится на воспитании в детдоме. Она прекрасно говорит и понимает обращенную к ней речь, самостоятельно читает, пересказывает прочитанное, очень любознательна, задает много вопросов, причем достаточно сложных. В детдоме быстро освоила компьютер, пользуется интернетом.

Поразительный случай психической акселерации у мальчика приводит М. Критчли (1974): «В 4 месяца ребенок начал произносить отдельные слова, а в 6 месяцев неожиданно, но адекватно сказал матери «поставь другую пластинку» (put on another record). В 12-месячном возрасте он прочитал букварь. В 22 месяца играл по слуху вторую Венгерскую рапсодию Листа. Когда ему было 6 лет, он поступил в 6-й класс школы. Два года спустя закончил свою первую симфонию. Отличившись по математике и химии, в возрасте 10 лет поступил в университет, а когда ему было 14 лет, окончил учебу и получил диплом».

Вопросы терапии, реабилитации и профилактики применительно к акселерации разработаны недостаточно.

Вернуться к Содержанию

Источник

Самостоятельную группу проблем, возникающих в связи с деть­ми дошкольного возраста, составляют случаи ускоренного психиче­ского развития детей – общего и парциального. Обращения в кон­сультацию по данной причине, как правило, немногочисленны, тем не менее каждое из них ставит перед психологом особую зада­чу – найти для ребенка такие виды занятий, которые обеспечили бы оптимальную реализацию возможностей его развития. В таких случаях необходимо разъяснять родителям причины и возможные последствия ускоренного развития ребенка, ориентировать их в воз­можных вариантах «психологической судьбы» обнаруженных у него способностей.

Одаренность в основном определяется 3 параметрами: опережающим развитием познавательной сферы, особенностями психосоциального развития и физическими данными. Важнейшей характеристикой психического развития одаренных детей является наличие факторов риска, обусловленных выдающимся развитием тех или иных психических процессов. Практически любое сильное качество одаренного ребенка на поверку оказывается одновременно и зоной чрезвычайной чувствительности, а значит и уязвимости.

Всфере познания одаренные дети обычно опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок и бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью. Эти дети все воспринимают и на все реагируют. Их нормальный эгоцентризм приводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет. Стрелы и камни ежедневного общения, которые могут и не задеть обычного ребенка, способны больно ранить одаренного. Иногда такие дети чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют, ощущают себя отторгнутыми, даже если их собеседник не имел в виду ничего плохого. Одаренные дети чрезвычайно ранимы и уязвимы, требуют бережного к себе отношения.

Кроме того, высокая скорость восприятия информации порождает одну из наиболее часто отмечаемых неприятных черт одаренных людей – стремление прервать собеседника. Почему это особенно характерно для интеллектуально развитых детей? Порой они уже в курсе того, о чем говорится, и готовы завершить мысль собеседника за него, предлагая свой ответ, хотя собеседник еще не готов его воспринять. Такие дети схватывают мысль на лету, даже если им сообщается что-то новое, и стремятся продемонстрировать свое понимание. Такой «перебивающий» преждевременный ответ является отражением стандартной скорости восприятия собеседников. Терпение – добродетель, которой одаренным детям часто недостает. В общении с ребенком важно быть терпеливыми и не забывать похвалить его, когда он проявляет терпение, давая возможность братьям, сестрам, одноклассникам или родителям закончить мысль.

Всепоглощающее любопытство одаренных детей еще одна сильная их сторона, рано отмечаемая родителями. Многочисленные «Что?», «Почему?». Этим детям необходимо активно исследовать окружающий их мир («Куда он только не влезет!»). Одаренный ребенок часто не терпит каких-либо ограничений на свои исследования. По мнению Ж. Пиаже, функция интеллекта заключается в обработке информации и аналогична функции организма по переработке пищи. Для мозга также естественно учиться, как для легких дышать. Соответственно, «обратной стороной медали» становится непереносимость скуки. Кроме того, одаренные дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, браться за слишком сложные задачи. Им необходимо учиться находить соответствие между энтузиазмом и прагматизмом. Такой баланс, обретаемый, похоже, лишь с опытом, называется здравомыслием. Здравомыслие не входит в огромное число талантов, которыми дети могут обладать от рождения.

1. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении («После двух раз все сказки слово в слово повторяет»).

2. Таких детей отличает хорошо развитое мышление, способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением, свойственным одаренным детям, – коллекционированием. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. В этом заключается зерно будущих конфликтов в классе (большинство учителей начальной школы ориентируются на детей с «низким порогом отключения», то есть предпочитают отвечать на собственные вопросы, будучи уверены, что дети не смогут найти правильный ответ).

Воспитательные трудности, связанные с хорошо развитым мышлением, определяются нетерпимостью одаренного ребенка к глупости.

3. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Негативный эпитет, который присваивается одаренным детям, – это «всезнайка». Сверстникам кажется, что этот «умник» непременно хочет выделиться на их фоне, поэтому его примечательные и остроумные замечания игнорируются. Здесь выражается весьма четкая причинно-следственная связь. Всем детям присуща сильная потребность в признании, общности с коллективом. Услышав чей-нибудь взволнованный и интересный рассказ, одаренный ребенок в своем стремлении быть вместе со всеми часто хочет поделиться чем-то похожим из своего собственного опыта. И что получается? Его рассказ оказывается интереснее, живее, ярче, так как он обладает лучшей памятью, более живым воображением, богатым словарным запасом и острым чувством юмора. Первый рассказчик уходит как бы в тень, считая, что второй имел единственную цель – продемонстрировать свое превосходство. В результате одаренный ребенок наталкивается на отчуждение.

4. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

Одаренным детям в сфере психосоциального развития обычно присущи следующие характеристики::

1. Сильно развитое чувство справедливости, которое проявляется очень рано. Личные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

2. Нормативное развитие воображения в дошкольном возрасте особенно ярко проявляется у одаренных детей. Они настолько прихотливы в словесном раскрашивании и развитии собственных фантазий, настолько сживаются с ними, буквально «купаясь» в живом воображении, что порой учителя и родители демонстрируют излишнюю озабоченность по поводу способности ребенка отличать правду от вымысла. Яркое воображение рождает несуществующих друзей, желанного братика или сестренку и целую фантастическую жизнь. Спустя много лет многие из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобразительность и творческий подход – качества, которые столько дали человечеству и в материальном и в эстетическом развитии. Но яркое воображение порождает и особую уязвимость. Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий и представить свои фантазии со всей достоверностью реальности.

3. Одной из наиболее важных черт для внутреннего равновесия одаренного человека является хорошо развитое чувство юмора. Талантливые дети обожают несообразности, противоречия, игру слов, «подковырки», часто видя юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Однако юмор может легко перейти в сарказм. Издевка, высмеивание окружающих – проблема, имеющая сложные корни как в крайней чувствительности одаренных детей и развитом чувстве юмора, так и в значительных речевых навыках. Если одаренный ребенок постоянно подтрунивает и смеется над товарищами по играм, над братьями, сестрами и даже учителями и родителями – следует проанализировать, нет ли в его окружении какого-то источника боли, страдания. Если вам сделали больно, ваша собственная реакция – ответить тем же; если вы не можете отомстить обидчику, вы обычно направляете гнев против того, кто оказался рядом. Одаренные дети стремятся сделать больно в ответ, используя разящее оружие двух видов – богатый языковой запас и острое восприятие уязвимых сторон друзей или членов семьи. В силу этого их ответные выпады часто более болезненны, нежели то, что их спровоцировало.

4. Одаренные малыши постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны. Но поскольку одаренные дети в некоторых вещах делают успехи, недостижимые для большинства их ровесников, родители таких детей (а через них и сами дети) склонны ожидать такой же легкости во всех своих начинаниях. Преувеличенные ожидания взрослых называют «эффектом ореола» и привлекают к нему внимание каждого, кто работает с одаренными детьми на любой стадии их развития. В раннем детстве одаренные дети также эмоционально зависимы, нетерпеливы и эмоционально несбалансированны, как и их сверстники. Порой они более красноречивы, – поскольку их умение выражать себя более совершенно. Однако их замечательные речевые способности могут привести к тому, что взрослые начинают неверно воспринимать уровень их эмоциональной зрелости, – а это усугубляет проблему.

5. Еще одна психосоциальная характеристика одаренного ребенка – высокая самооценка, так как почти во всех своих начинаниях он добивается успеха, а в некоторых – выдающихся результатов. Казалось бы, что это должно приводить к развитию сильного позитивного самовосприятия, но в жизни мы сталкиваемся с тревожными парадоксами. Рука об руку с опытом преуспеяния идет неумение пережить неудачу. Самооценка одаренных детей, как правило, очень неустойчива. Многие одаренные дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя – как неудачника. Родители могут оградить детей от такого ощущения собственного несовершенства, с раннего возраста с разумной частотой приучая их к занятиям, в которых дети показывают не самые блестящие результаты.

6. Развитие общения. Особым образом могут складываться отношения одаренного ребенка с другими детьми, например, с одноклассниками. Одаренный ребенок всегда первым тянет руку в ответ на вопрос, заданный учителем. Это частенько рождает некую отчужденность сверстников, и даже раздражение самого учителя. 7–8-летний ребенок замечает негативную реакцию на свою неизменную активность и делится сомнениями с родителями. «Почему учитель говорит мне, чтобы я опустил руку?», «Отчего другие ребята в классе не так на меня смотрят?» и т.д.

В такой ситуации пора поговорить с ребенком об альтернативном подходе к ситуации. Родители могут предложить ребенку ряд смежных вопросов, чтобы: а) оценить альтернативы: «Может быть учитель, задавая вопрос, уверен, что ты знаешь на него ответ?», «Не думаешь ли ты, что вопросы задаются учителем для того, чтобы дать всем шанс подумать, а немедленный готовый ответ лишает их такой возможности и необходимости?», «А даешь ли ты другим детям возможность иногда первыми поднять руку?»; б) сделать правильный выбор:«Что для тебя важнее – иметь друзей в классе или показать учителю, что ты всегда знаешь ответ?».

Если для 8-летнего ребенка желание избежать неприязненных взглядов своих друзей выше, чем желание показать себя, посоветуйте ему быть более терпеливым. «Допустим, ты знаешь ответ на поставленный вопрос, но не торопись и посмотри по сторонам. Досчитай до десяти, и если никто в классе не поднял руки – может быть, это тот случай, когда лучше не выделяться».

В такой ситуации и учитель может помочь ребенку. Например, некоторые педагоги договариваются с исключительно одаренными учениками, чтобы те записывали свои молниеносные ответы на бумаге и отдавали их учителю в конце урока или дня. Таким образом, ребенок не отучается отвечать на уроках и в то же время не выделяется в классе.

7) Особенности эгоцентрической позиции одаренного ребенка. Часто раздражающее других людей свойство одаренных детей – это их привычка поправлять других. Для того чтобы понять механизм возникновения этой привычки, необходимо обратиться к Пиаже и его рассуждениям об эгоцентризме. Дети наивно полагают, что все люди разделяют их мысли и чувства. (Даже будучи взрослыми, мы с этим трудно расстаемся, и нам непросто принять чужую точку зрения). Одно из желаний, к которым стремится одаренный ребенок, – быть правым. Его хвалят и награждают за то, что он прав, ему очень нравится быть правым. Для большинства одаренных детей оказаться неправым – мучительно. Они полагают, что другим также неприятно оказаться в подобном положении. Поэтому искренне хотят помочь им избежать этого мучительного состояния. Следовательно, как только кто-то делает ошибку, они моментально бросаются на помощь.

Особенности физического развития одаренных детей часто сопутствуют опережающему развитию познавательных способностей, но могут проявляться и изолированно:

1) общее или парциальное ускоренное физическое развитие, включающее высокий уровень координации, ловкости, двигательной активности, силу и точность движений;

2) замечено, что талантливых взрослых людей отличает очень высокий энергетический уровень и довольно низкая продолжительность сна. Но только ли талантливым взрослым это свойственно? Родители не могут взять в толк, что же они делают не так, когда педиатр говорит им, что их новорожденный ребенок должен спать 20 часов в сутки. Измученным мамам и папам кажется, что ребенок 20 часов бодрствует! Это, конечно, преувеличение, но большинство опрошенных родителей утверждает, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и слишком рано отказались от дневного сна;

3) экстраординарные свойства, встречающиеся у одаренных детей, такие как возможность телепатии или ясновидения. В действительности мы знаем так мало о биохимии и электрической активности мозга, что было бы не только легкомысленно все отвергать, что не укладывается в наш практический опыт, но и возможно усугубить подозрения одаренных детей о собственной ненормальности. Они нуждаются в поддержке, а не в насмешке.

Источник