Ускорение и замедление развития ребенка это

Ускорение и замедление развития ребенка это thumbnail

Ребенок – это не маленький взрослый: он растет и развивается по своим правилам. Уже в момент слияния сперматозоида и яйцеклетки определяется, какой цвет глаз будет у ребенка и будет ли он красивым, как мама и умным, как папа. Педиатра же будут волновать совсем другие вещи: ежемесячная прибавка в росте и в весе, становление новых функций и навыков.

Важно, чтобы малыш развивался гармонично, чтобы вес и рост прибавлялись, как в учебнике, чтобы вовремя появлялись молочные зубы и первые слова, и чтобы физическое развитие соответствовало биологическому возрасту.

Что влияет на физическое развитие
Генетические особенности: у высокорослых родителей и ребенок, скорее всего, будет тянуться ввысь быстрее сверстников
Социальные факторы. В семье спортсменов вырастают активные и поджарые дети. А если единственное развлечение родителей по вечерам – плотный ужин перед телевизором, детям не избежать обидных дразнилок за лишний вес.
Нарушение деятельности желез внутренней секреции. В разном возрасте главными «ответственными» за рост, вес и пропорции тела оказываются разные железы. До конца 1-го года это вилочковая железа, затем ей на смену приходит щитовидка, а в 3-4 года наступает очередь гипофиза, который отвечает за выработку гормона роста. Нормальная деятельность гипофиза особенно важна для детей от 3-4 и до 11 лет. Нарушения приводят к карликовости, гигантизму и т.п.
Хронические заболевания. Рахит, гипотрофия или туберкулез замедляют «прирост и привес», ослабляют тонус мышц, нарушают осанку.
Ультрафиолетовые лучи, климат. Замечено, что нарастание массы тела и роста колеблется в зависимости от сезона.
Движение. Физическая активность способствует росту костей, а также усиливает обмен веществ.

Толстячок или манекенщица?
«Какой рост? А сколько весит?» – это, наряду с полом, первые характерные признаки нового человека.
Рост. Самый стабильный показатель физического развития ребенка. В первую очередь он зависит от питания, но не только. Если физических нагрузок слишком мало или, наоборот, слишком много, рост будет замедляться. Прыжки и игра в баскетбол и теннис малыша «вытягивают» ввысь. Наиболее интенсивно ребенок растет во время сна, особенно утреннего, поэтому если он хронически недосыпает или его будят слишком рано, это может негативно отразиться на длине его тела. Рост может «забастовать», если человечек лишен любви, ласки и чувства безопасности. В стрессовые периоды (такие, как адаптация к детскому саду) рост всегда замедляется.
На протяжении детства периоды ускорения роста сменяются замедлениями. Быстрее всего растет эмбрион – за 40 недель его длина увеличивается в 25 000 раз. После рождения самый «быстрый» период – 1-й год жизни, кроха прибавляет целых 25 см. Затем следует замедление: до 3-5 лет малыши напоминают пухлых ангелочков. И вдруг скачок – в 5-6 лет круглощекий карапуз превращается в вытянутого поджарого сорванца, а все одежки становятся ему коротки.
Масса тела. К выписке из роддома новорожденный теряет до 5% первоначальной массы тела. Но затем дитя быстро нагоняет упущенное: к 4,5 месяцам он удваивает вес, а к году – утраивает. Отклонение массы тела от нормы на 10% в ту или иную сторону не считается патологией.
Пропорциональность развития – это соотношение между массой тела и ростом. Педиатр также измеряет ежемесячно окружности головы и груди. И вот зачем. У новорожденных самой «широкой» частью тела должна быть голова. Но в 3-4 месяца должен наступить перекрест – окружности головы и груди должны на время сравняться, а затем окружность груди станет навсегда больше окружности головы. Если в 5-7 месяцев перекрест не наступил, это говорит о задержке развития. А если наступил слишком рано, значит, большой родничок закрывается слишком быстро, и мозгу некуда расти.

Моторное развитие
Двигательные умения – один из важнейших показателей физического развития.
1 месяц – малыш еще малоподвижен, но уже поднимает подбородок, если его положить на животик.
2 месяца – хорошо держит голову. Это умение очень важно – если оно запаздывает, искажается вся схема двигательного развития: у ребенка начинают неправильно работать мышцы, ответственные за сидение, хватание, ходьбу, нарушается работа вестибулярного аппарата.
3 месяца – переворачивается со спины на живот, играет пальцами рук.
5-6 месяцев – переворачивается с живота на спину, пытается садиться, захватывает игрушку, удерживает ее и ощупывает.
6-7 месяцев – сидит, сначала с поддержкой, позже – без нее, перекладывает предметы и бросает из на пол. Хорошо ползает.
8-9 месяцев – сам садится, стоит с поддержкой и пытается сделать первые шаги. Долго манипулирует игрушками, в зависимости от их свойств – например, катает или открывает.
10 месяцев – идет, держась рукой за манеж.
11-12 месяцев – стоит без поддержки, ходит за ручку или самостоятельно.
Развитию этих важнейших статических функций способствуют различные комплексы упражнений для детей.

Читайте также:  Специфика развития ребенка в 5 лет

Играть будем?
Достань шарик. Привяжите над кроваткой ребенка разноцветные воздушные шарики. Расстояние до глаз – не менее 50 см. Пусть пытается достать их руками и привести в движение.
Держи голову! Обхватите руками живот малыша, и удерживайте его на весу лицом вниз. Это заставит его поднимать головку. Эти упражнения повторяйте 3-4 минуты.
Где игрушка? Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Например, положите сбоку от ребенка яркую, красивую игрушку, чтобы она привлекла его внимание, и помогайте тянущемуся к ней ребенку осторожно перевернуться со спины на живот. Чуть позже стимулируйте игровую деятельность ребенка – постукивайте предметом о предмет, выкладывайте игрушки из коробки, бросайте ему мячик, помогайте переложить погремушку из руки в руку и т.п. Когда малыш начнет делать попытки встать на ноги, ухватившись за перекладину кроватки, держите над ним яркую игрушку на таком расстоянии, чтобы он смог ее схватить только тогда, когда встанет. Когда он решит пойти, стимулируйте его призывными жестами или любимыми игрушками.

Гимнастика для крошек
Упражнения, направленные на развитие мышц, должны со временем усложняться, к гимнастике добавляются новые и новые элементы.
В 4 месяца, лежа на спинке:
попеременно сгибайте руки к плечам (8-10 раз)
поднимайте его прямые ноги вверх (4-5 раз)
попеременно сгибайте ноги в коленях («Велосипед») – (6-8 раз)
опускайте прямые ноги в сторону: сначала прямые ноги поднимаются вверх и опускаются направо, затем возвращаются в исходное положение, затем упражнение повторяется в другую сторону (3-4 раза).
В 6 месяцев можете попробовать добавить:
круговые движения ногами. Малыш лежит на спинке, а мама захватывает его голень, сгибает ножки, прижимая бедра к животу, а затем разводит согнутые ножки в стороны, выпрямляет их и сводит в исходное положение (3-4 раза).
С 8-9 месяцев к гимнастике лежа добавляются упражнения из положения сидя:
возьмитесь за кисти сидящего малыша, отведите его руки в стороны, опустите вниз, поднимите вперед (6-8 раз).
поднимайте руки малыша вверх одновременно (6-8 раз)
из положения лежа на спине разводите ножки крохи в стороны, слегка приподнимая над столом (8-10 раз).
вращайте каждую стопу по кругу, чередуя ноги и направления (3-4 раза на каждой ноге).
Как измерить малыша
Рост. Зафиксируйте на столе сантиметровую ленту нулевой отметкой вплотную к стене. Уложите выспавшегося, накормленного и спокойного ребенка так, чтобы макушка касалась стенки. Нежно выпрямите ему ножки и отметьте рост приставленной к ступням линейкой.
Вес. Измеряйте вес утром до кормления, но после «больших» и «малых» дел. Не делайте это ежедневно – достаточно еженедельного взвешивания (прибавка 150-200 г).
Окружности груди и головы. «Сантиметр» должен проходить под нижними углами лопаток на спине и на уровне сосков на груди, и по затылочным буграм и надбровным дугам – когда измеряется голова

Источник

Развитие детей происходит по индивидуальным сценариям, хотя существует и примерный график детского психофизического развития. Любые отклонения в развитии вызывают у родителей панику и беспокойство относительно правильности воспитания и ухода за ребенком.

Почему дети отстают в развитии

На самом деле медленное развитие бывает редко обусловлено ненадлежащим уходом или серьезными ошибками родителей. Каждый малыш развивается по собственному сценарию. У каждого в свое время начинают резаться зубы, появляется умение говорить или ходить, когда начинается половое созревание и пр. Все это обуславливается наследственными особенностями.

Тем не менее, задержки психофизического развития могут обуславливаться целым рядом факторов:

  • Причины медленного развития ребенка часто связаны с задержками в психическом плане. Подобные особенности выявляются специалистами по некоторым поведенческим нюансам, указывающим на наличие умственной отсталости и задержки психических реакций. В работе мозга у детей с психическим развитием нет никаких нарушений, но они все же имеют признаки незрелого поведения. Обычно подобное проявляется в недостаточной работоспособности и повышенной утомляемости.
  • Неправильный педагогический подход. В этом случае ребенок отстает в развитии по причине запущенности воспитания. Ребенок полностью здоров, но при этом он не способен усвоить и понять множество вещей. Если ребенка никак не побуждают к умственной работе, то его природные способности к принятию, понятию и обработке получаемой информации существенно падают. В подобном случае замедленное развитие ребенка устраняется регулярными занятиями и правильным подходом.
  • Социальные факторы, вызывающие заторможенность у детей, заключаются в чрезмерной агрессии либо сильном родительском контроле. Сюда же можно отнести и пережитые в раннем детстве травмы психического характера.
  • Факторы биологического характера, вызывающие отставание развития. Сюда относят патологии в период беременности и органические нарушения, употребление спиртного и курение беременной, осложнения при родах, детские инфекции и пр.
Читайте также:  Влияние взрослых и сверстников на развитие личности ребенка

Физическое отставание ребенка в развитии

Медленное физическое развитие ребенка обычно заметно невооруженным взглядом. Подобные отклонения чаще наблюдаются у детишек, часто болеющих и испытывающих постоянный психоэмоциональный стресс. К таким нарушениям относится замедление роста у детей, дефицит массы и пр. Такие детки быстро устают, нередко страдают рассеянным вниманием, плохо учатся и пр.

Если замедленное физическое развитие дополняется какой-либо патологией, то такие дети нередко имеют позвоночные и грудноклеточные деформации

Умственное отставание детей

Умственно-психическое развитие у ребенка можно выявить еще в первые месяцы жизни. Но гораздо проще ЗПР выявляется в 3-4-летнем возрасте. Нужно только внимательнее наблюдать за ребенком, тогда выявятся определенные отклонения в умственном развитии.

  1. После 3-месячного возраста малыш продолжает сосать что-нибудь, например, губки, пальчики, одежду;
  2. Абсолютное отсутствие реакции на звук или, наоборот, слишком резкое реагирование;
  3. Когда до 3-месячного возраста малыш не научился улыбаться, поскольку подобный рефлекс имеется уже у 1-месячных детей;
  4. Когда ребенок старше 2-месячного возраста не способен сосредоточится, внимательно слушать и смотреть;
  5. Малыш не способен сосредоточить взгляд и следить за каким-либо предметом;
  6. Ребенок не гулит в 3 месяца, что может указывать на замедленное развитие речи детей. У здоровых детей речевые задатки проявляются в полтора-два года, а если малыш продолжает лепетать до 3-летнего возраста, то возникают обоснованные подозрения;
  7. При умственной отсталости подрастающий ребенок не может отчетливо проговаривать буквы и запомнить их. В процессе обучения ребенку не даются основы грамоты, потому как он просто не способен этого понять;
  8. В дошкольном возрасте у малыша обнаруживаются нарушения письменных навыков, он не может элементарно посчитать, имеются ярко выраженные речевые нарушения.

Методы лечения замедленного развития и помощь ребенку

Коррекцией замедленного детского психофизического развития занимается группа специалистов вроде психологов, педиатров, логопедов и дефектологов. Лечение носит длительный характер и начинается еще в дошкольном возрасте.

Для таких деток предусмотрено посещение специализированных ДОУ или коррекционных классов. Особый подход предполагается в плане обучения. Материалы таким детишкам подаются дозировано и с упором на наглядные методики.

БАД L-КАРНИТИН Премиум – отличное средство при замедленном детском развитии

Неплохим подспорьем в лечении замедленного психофизического развития является средство L-КАРНИТИН. Это витаминоподобный препарат, обеспечивающий организм необходимой энергией. Препарат оказывает стимулирующее воздействие на детский рост. Кроме того, L-Карнитин Премиум повышает иммунный статус, что так необходимо детям с задержками в развитии, поскольку они склонны к частым болезням. Средство повышает работоспособность как умственного, так и физического характера, поэтому идеально подходит для коррекции школьников с замедленным развитием.

Источник

Под ретардациейпонимают стойкую
задержку общегопсихического
развитияиз-за различных нарушений
интеллекта в возрасте от двух до пяти
лет, то есть в период, когда у ребенка
только формируется речь. При этом, как
правило, не отмечается прогрессивное
ухудшение познавательных функций. Если
умственные расстройства происходят на
фоне уже сформированной речи и носят
прогрессирующий характер, то такие
нарушения в развитии называются
слабоумием (деменцией).

Акселерация

Ретардация как обратное акселерации
понятие предполагает задержку или
отставание в развитии. Следовательно,
акселерация – это ускорение темпов
ростаи развития в детском и подростковом
возрасте. Также сюда можно отнести
быстрое увеличение объемов тела взрослых
людей. На сегодняшний день выделяют два
типа акселерации: внутригрупповую и
эпохальную. Первая – это ускорение
темпа развития некоторых детей и
подростков в определенных возрастных
группах. Эпохальной акселерацией
называют быстроефизическое
развитиесовременных детей в сравнении
с предшествующими поколениями.

Причины акселерации

Чтобы понять, что такое ретардация,
необходимо выяснить причины развития
противоположного ей явления, то есть
установить биологические механизмы
акселерации. Условно причины ускоренного
роста и развития можно поделить на три
основные группы:

1. Гипотезы физико-химического характера.К ним можно отнести теорию Коха, который
считал, что современные дети подвергаются
более сильному воздействию ультрафиолетовых
лучей, являющихся стимулятором роста.
Но все-таки более распространенной,
подтвержденной многими исследователями,
является гипотеза о влиянии отходов
промышленного производства на рост
детей.

2. Гипотеза влияния на рост и развитие
ребенка социальных условий
, в частности,
улучшения питания, медицинского
обслуживания и условий городской жизни.
По мнению исследователей, все перечисленные
факторы также могут стимулирующе
воздействовать на физическое развитие.

3. Гипотеза, в соответствии с которой
акселерация – это результат циклических
биологических изменений гетерозиса и
прочих явлений.
Эффект гетерозиса
можно объяснить широкой миграцией
современного населения и ростом
численности смешанных браков. Потомство
при этом с каждым поколением становится
все более развитым в физическом плане.

Читайте также:  Дзержинск нижегородская область детский развития ребенка

Ретардация: причины и факторы. Краткий
обзор

На данном этапе исследования данного
явления ученые выделяют две основных
причины ретардации: наследственные
факторы и органические нарушения,
врожденные или приобретенные в
постнатальном онтогенезе, а также
всевозможные социальные факторы.

22. Проблема отклонений в развитии

Отклонения от нормы условно можно
разделить на четыре группы: физические,
психические, педагогические и социальные.

К отклонениям в физическом развитии
ребенка относятся: болезнь, нарушения
зрения, слуха, опорно-двигательного
аппарата. Психические отклонения от
нормы прежде всего связаны с умственным
развитием ребенка, его психическими
недостатками. К этой группе отклонений
относятся задержка психического развития
(ЗПР) ребенка и умственная отсталость
детей, или олигофрения. Умственная
отсталость может быть обусловлена
врожденными дефектами нервной системы
или являться результатом болезни, травмы
или другой причины. У детей может
проявляться различная степень выраженности
умственной отсталости: от легкой –
дебильности до глубокой – идиотии. К
психическим отклонениям относятся
также нарушения речи разной степени
сложности: от наруше ния произношения
и заикания до сложных дефектов с
нарушениями чтения и письма. Еще одной
разновидностью психических отклонений
являются нарушения эмоционально-волевой
сферы ребенка. Как крайние формы этого
вида отклонений выступают аутизм —
состояние психики, характеризующееся
замкнутостью, отсутствием потребности
в общении, и суицид – попытки к
самоубийству.

Огромная часть детей не могут поступить
в школу по следующим причинам. Как
правило, школа специализируется на
обучение детей с определенным нарушением:
дефекты зрения, слуха, двигательной
сферы, нарушения речевого развития,
умственного развития. Растущее количество
детей со множественными нарушениями
остается без возможности реализации
своего права на образование. Для таких
детей предусмотрена индивидуальная
форма обучения. Однако, тогда с проблемой
сталкивается педагог, так как нет
специальных программ для обучения таких
детей. Создание же программ крайне
затруднено из-за огромного количества
вариантов проявления дефекта. Практически
программа должна создаваться под каждого
ребенка индивидуально. Кроме этого,
дети часто лишены возможности общения
со сверстниками. Обычно эта проблема
решается родителями-энтузиастами,
берущими в свои руки создание клубов,
организующих встречи. Другую, не менее
серьезную проблему составляет обширная
категория детей с тяжелыми формами
нарушений как единичного, так и
множественного характера. Они не могут
обучаться в существующих школах и по
существующим программам. Но это отнюдь
не значит, что они не должны обучаться.
В отечественной дефектологии есть
странное понятие «необучаемость»,
которым и прикрываются некоторые
педагоги, чтобы избежать проблем,
связанных с обучением детей с тяжелыми
формами нарушений. Однако, специализированные
программы для таких детей могут и должны
быть созданы.

Самую серьезную проблему составляет
категория детей с психическими
нарушениями. Если незначительная часть
таких детей, имеющая сохранный интеллект
и приемлемое поведение, может обучаться
индивидуально при различных типах школ,
то основная масса лишена возможности
получить образование из-за серьезной
задержки умственного развития вторичного
характера и сложностей поведения, крайне
затрудняющих пребывание ребенка в
коллективе. Более того, в учебных
заведениях нашей страны до сих пор не
готовят специалистов для работы с этой
категорией детей, и лишь недавно стали
вводиться экспериментальные спецкурсы.
А между тем количество детей с психическими
нарушениями быстро растет. Есть еще
проблема, которая напрямую затрагивает
общеобразовательные школы. Это проблема
детей с пограничными нарушениями. Такие
дети могут обучаться как в специализированных,
так и в общеобразовательных школах, и
родители по закону имеют право настоять,
чтобы их ребенок учился именно в районной
общеобразовательной школе. Так что
перед педагогическим коллективом любой
школы может встать вопрос об обучении
такого ребенка.

Итак, проблема образования остается
одной из самых серьезных для детей с
ограниченными возможностями. Но есть
и другие важные вопросы, в решении
которых общество может и должно принять
участие. Имеется в виду проблема отношения
к таким людям. От способности любого
члена общества принять такого человека
и спокойно, на равных общаться с ним, во
многом зависит решение большинства
проблем.

В сознании людей существуют мифы, которые
подкрепляют негативное отношение к
таким людям. Они считаются агрессивными,
неконтролируемыми и опасными для
общества. На практике же оказывается,
что они гораздо более беззащитны, чем
многие, так называемые практически
здоровые. Многие родители не хотят
отдавать своего ребенка в интегративную
школу, руководствуясь именно страхом
перед агрессивностью и неконтролируемостью
детей с нарушениями развития. Интегративные
школы, напротив, характеризуются
малокомплектностью и дружелюбной,
терпимой обстановкой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник