Ушинский о происхождении языка и сущности развития речи ребенка

Ушинский о происхождении языка и сущности развития речи ребенка thumbnail

К.Д.Ушинский упорно
боролся за осуществление воспитания и
обучения детей на родном
языке
. Это
было передовым демократическим
требованием. Он доказывал, что школа,
обучающая на чужом языке, задерживает
естественное развитие сил и способностей
детей, что она бессильна и бесполезна
для развития детей и народа. По мнению
Ушинского, родной язык является величайшим
народным наставником. Исходя из того,
что родной язык “есть единственное
орудие, посредством которого мы усваиваем
идеи, знания, а потом передаем их”,
К.Д.Ушинский считал главной задачей
элементарного обучения овладение родным
языком. Родной язык в народной школе,
по мнению Ушинского, должен составлять
“предмет главный, центральный, входящий
во все другие предметы и собирающий в
себе их результаты”. Ушинский много
работал над тем, чтобы определить
основное направление и содержание курса
начального обучения и улучшить методику
первоначального обучения родному языку
в народной школе, чтобы превратить его
в учебный предмет, способствующий
умственному, нравственному и эстетическому
воспитанию детей. Ребенок, считал
Ушинский, начинает усваивать элементы
народной культуры уже в раннем возрасте,
и прежде всего путем познания родного
языка: Ушинский дал ценнейшие советы
по развитию речи и мышления детей начиная
с раннего возраста; эти советы не утратили
своего значения и в наше время. Он
доказал, что развитие речи у детей тесно
связано с развитием
мышления
, и
указывал, что мысль и язык находятся в
неразрывном единстве: язык
— выражение мысли в слове
.Главное
в развитии речи детей — развивать
мыслительные способности, научить
правильно выражать свои мысли. К.Д.Ушинский
доказывал, что самостоятельные мысли
вытекают только из самостоятельно
приобретенных знаний о тех предметах
и явлениях, которые окружают ребенка.
Поэтому необходимым условием
самостоятельного понимания ребенком
той или другой мысли является наглядность.
Ушинский показал тесную связь наглядности
обучения
с
развитием речи и мышления детей. В
развитии речи детей дошкольного и
раннего школьного возраста Ушинский
придавал большое значение рассказыванию
по картинкам
.

39/Ушиннский о пед.Науке и искусстве воспитания

Историческая
заслуга К.Д.Ушинского заключается в
том, что он изложил в соответствии с
научными достижениями того времени
психологические
основы дидактики

— теории обучения. Он дал ценнейшие
указания, как надо в процессе обучения
путем упражнения развивать активное
внимание детей, как надо воспитывать
сознательную память, закреплять в памяти
учащихся учебный материал путем,всякий
шаг вперед в деле обучения должен
опираться на знания пройденного

Нравственное
воспитание
занимает
главное место в педагогике Ушинского,
оно, по его мнению, должно быть неразрывно
связано с умственным и трудовым
воспитанием детей. Основу нравственного
воспитания образовывают представления
воспитанника о человеке. Содержание
нравственного воспитания составляют
такие качества как непоколебимая любовь
к своей Родине и к своему народу, чуткость
к людям, гуманное к ним отношение,
честность и жажда полезной деятельности.
Ушинский обращает большое внимание на
средства
воспитания
,
на основные его факторы, различая при
этом воспитателей преднамеренных и
непреднамеренных. Непреднамеренные
– природа, семья, народ и его язык.
Большое значение он придавал природе.
Руководящую роль в воспитании должен
сыграть «преднамеренный
воспитатель
»
— школа, смена видов деятельности, отдых.

Средствами и
методами нравственного воспитания

является правильная организация труда
и отдыха воспитанников, игра, воспитывающее
обучение, обмен мыслями между наставниками
и учениками, убеждения, моральные
наставления. Большую роль играет личная
убежденность педагога. Ушинский высоко
ценил роль педагогического
такта
в
воспитании. Он предполагает ровное
обращение воспитателя, ровную жизнь
учебного заведения, но не исключает
требовательности. Требовательность не
означает держать воспитанников в страхе.
Следствием подобного воспитания являются
ложь, притворство, трусость, рабство,
слабость. В деле воспитания одного
знания еще крайне недостаточно, а
необходимо и умение.

Он указывал на
большое значение произведений народного
творчества

в деле воспитания и обучения детей. На
первое место ставил он русские народные
сказки, подчеркивая, что в силу особенностей
развития своего воображения дети очень
любят сказки. В народных сказках им
нравится динамичность действия,
повторение одних и тех же оборотов,
простота и образность народных выражений.
Большое значение в первоначальном
обучении родному языку К.Д.Ушинский
придавал и другим произведениям русского
народного творчества — пословицам,
прибауткам и загадкам. Русские пословицы
он считал простыми по форме и выражению
и глубокими по содержанию произведениями,
отразившими взгляды и представления
народа — народную мудрость. Загадки
доставляют, по его мнению, уму ребенка
полезное упражнение, дают повод к
интересной, живой беседе. Поговорки,
прибаутки и скороговорки помогают
развить у детей чутье к звуковым краскам
родного языка.

15.Просвещенный
абсолютизм в России во 2й пол.18в.
Пед.взгляды и деят-ть ИИ Бецкого,ФИ
Янковича,Ломоносова.

ИИБецкой(1704-1795)-сын
князя Трубецкого,отец попал в плен к
шведам, Бец-правая рука Ек2. Поклонник
Руссо. Воспит-е новой породы людей –
закрытые учебные заведения. «Генеральное
учреждение о воспитании обоего пола
монашества»-15 лет действовало 1864г.
Воспит-е дома пред-т,что в них воспит-ся
дети с 5 до 16 лет(до 18-20). В период обуч-я
дети должны меньше общ-ся с внешним
миром. Общ-е произ-сь с родителями при
классной даме. Дети дел-сь на неск-ко
классов – до 17 лет мальчики и девочки
жили вместе,приучение к работе=элементарная
трудовая деят-ть. С 7 до 11 лет мал.и
дев.ходят в школу,ручной труд – религиозное
воспит-е,разницы мду дев и малч нет. С
11 до 14 лет дети обуч-ся по часу,сов-ся в
ручном труде со специализацией. С 14-15
лет – воспит-е заканч-ся,дифферин-я в
зав-ти от спос-й их распределяли по 3м
группам:1-науки искусства(продолжить
образование),2-ремесла и рукоделимя,3-спос-ть
к самой простой работе. Физ.воспит-е –
Бецкой-поклонник Дж.Локка – физ.воспит-е.
Нравст-е воспит-е=религиозное. Гос-во
инициировало эти уч.зав.,но денег не
давали,не было педагогов для занятия с
детьми разного возраста. Высокая
смертность. В эти дома подкидывали
незаконнорожденных детей-детские дома.
«Родильные отделения»-женщ.рожали в
тайне. Персонала не хватало. Бецкой
призывал в Росс.1й к меценатству. 1764-1е
уч.зав.для женщин – «Смольный институт
для благородных девиц»(с6до18лет)-редко
отпускали домой. 2 отделения-для дворянок
и мещанок. 4
класса:1—6-9лет(русск,иностр,рисов,танцы),2—9-12(геогр,ист),3—12-15(архитектура,геральдика),4—15-18(правила
воспит-я благонравия+повтор всего).
Театр для девочек – франц.водевили.
1772-1е коммерческое училище,готовило
бухгалтеров. Образ-е и воспит-е для
народа.

ФИ Янкович де
Миркево
(1740-1814).
1782-живет в России. Инициатор реформы в
Австрии. Система заведений для народа.
Народные училища-люди разн.сословий.
Малые училища(2года) и главные
народные(5лет). 1е в России испол-т
классно-урочную систему обучения,введены
доска и мел. 1783Питер на базе главного
народного училища. Открыта 1я учительская
семинария в России. Янкович создал
трактат «Рук-во учителям народных
училищ»-офиц.дидактика в России. Семинария
просущ-ла 18лет,подготовила400учителей.
План по реал-ии народного образ-я реал-н
частично,т.к. образ-я сельского населения
не началось,посещ-е необяз-но,учились
мальчики;сод-сь не на гос.деньги, а на
деньги местных властей;отсут-е
пед.персонала.

Ломоносов
Михаил
Васильвич(1711-1765) ученый-энциклопедист,худоник
и поэт,поднявшийся на ур-нь гения.
Ломоносов был сторонником идеи
переустройства обществ.и личной жизни
людей средствами правильн.поставленного
школьного образования,развив.разум,мышление,и
способствующее совершенств.нравов.

Природу
чел-ка он рассматр.иерархически
нижняя-чувственная,эгоистическя:высшая-духовная,патриотическая.Отсюда
и цели просвещения-научное
образов.чел-ка,которое приводит к
пониманию главенства обществ.пользы
над личными интересами. По его
убеждению,развивать следует не просто
разум,а пытливый ум,ориентирован.на
творчество.Ломоносов был одержим мыслю
создать рос.по духу ун-тет и при нем
гимназию,в кот.могли бы уч-ся все
независ.от сословий.В петерб.не удалось,в
росиии благ.графу Шувалову(1 ректор
ун-тета) В это время ломон.создал рд
уч.пособий.они охватывали
гуманитарные,естественно-научные
дисциплины. «Риторика»,Краткое рук.к
риторике,рос.грамматика. для более
полного усвоения уч-ся уч.материала
Л.считал необход.испльз.систематич.упр.
выполнние различн.заданий для
самост.работы,что рассматрив.им как
часть всей системы шк.занятий.Ведущими
дидактическими принципами Л7читал
принципы посильности,и развив.обучения.В
основе обуч,должен был лежать
позноват.интерес вызыв.творческое
усвоение уч.материала.Важно отметить
интерес Л.к опыту западноевр.педагогике.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    08.06.201516.28 Mб25Practical English Usage 3e — Michael Swan OCR.pdf

  • #
  • #
  • #

Источник

Марина Цыбина (Казакова)
К. Д. Ушинский: к проблеме речевого развития детей

На протяжении всей жизни человек овладевает языком и совершенствует свою речь. Основой этого процесса служит языковая способность, опирающаяся на физиологические речевые центры и формирующаяся в детском возрасте. Исследователи психики ребенка, его первых попыток общения и дальнейших поразительных успехов в овладении языком и речью всегда проявляли интерес к факторам речевого развития.

В данной статье нам хотелось бы рассмотреть некоторые из них.

Первый фактор – это потребность общения. В процессе обучения необходимо предусмотреть такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание о чем-то рассказать. Вот что мы находим у К. Д. Ушинского:

«Лучшее начало учения состоит именно в том, чтобы привести в поря-док, уяснить то, что уже собрано в детскую голову; превратить безотчетное знание в сознательное и тем самым пробудить деятельность сознания и придать ребенку ту самостоятельность, при которой только учение становится полезным…» [3, 383]

«Воспитатель не должен забывать, что учение, лишенное всякого инте-реса и взятое только силою принуждения, хотя бы она черпалась из лучшего источника, — из любви к воспитателю, — убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет…» [5, 429]

Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, т. е. слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи, или создать речевую среду. Это следующий фактор, способствующий развитию речи ребенка.

Постепенно накапливая в памяти материал слышимой речи, выделяя в этом материале слова, словообразовательные модели, словоформы, соотнося форму единиц языка с их повторяющимися значениями, ребенок запоминает аналогии форм и значений. Эти аналогии становятся для него правилами, разумеется, лишь в тех случаях, когда они регулярно воспроизводятся в сходных ситуациях дискурса. Накапливаясь, они и составляют систему правил языка, что служит основой языковой интуиции.

В школьной методике обучения фактор речевой среды «работает» при чтении и изучении художественной литературы, в соблюдении режима культуры речи, во влиянии образцовой речи учителя, в посещении театра, изучении фольклора. К. Д. Ушинский дает по этому поводу интересные рекомендации:

«Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых по своей форме и, во-вторых, по своему содержанию. По форме – это животрепещущее проявление родного слова, вылетевшее прямо из живого, глубокого источника – вечно юной…души народа. Эти пословицы и поговорки, сами дыша жизнью, пробуждают к жизни и семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка. По содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со своими живописными особенностями…».[2, 567]

«…Поговорки, прибаутки и скороговорки, иногда лишенные смысла, я по-местил затем, чтобы выломать детский язык на русский лад и развить в детях чутье к звуковым красотам родного языка…». [2, 569]

«Загадки я помещал…для того, чтобы доставить уму ребенка полезные упражнения, дать повод к интересной и полезной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая с собой и все объяснения, к ней привязанные». [2,569]

Следующий фактор – речевая активность самого ребенка.

Чтобы научиться говорить, да еще хорошо и свободно, надо говорить, нужна огромная, разнообразная, инициативная, постоянная (без существенных перерывов) практика речи.

К условиям развития активности можно отнести:

— общую активность ребенка, его коммуникабельность, общительность, доброе расположение к близким людям, инициативность, стремление к лидерству в коллективе;

— умение преодолевать скованность, застенчивость;

— способность переходить от ситуативного диалога к монологу, к обду-манной спланированной речи.

Следует обратить внимание и на такой фактор, как изучение языковой теории. Этот фактор, в отличие от других, стал действовать сравнительно недавно: примерно с конца 18 века, ибо до этого времени, если и давались теоретические сведения, то в незначительном объеме.

Современный курс родного языка включает в себя изучение фонетики, графики, орфографии, морфемики, все более настойчиво вводится словообразование, давно изучаются морфология и синтаксис.

Как же влияет это изобилие на речевое развитие детей?

Во-первых, изучение теории и практики на ее основе развивает мышле-ние.

Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. «…Развить в детях дар слова – значит почти то же самое, что развить в них логичность мышления…». [2,29]

В логическом, речевом мышлении важная роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные признаки явлений. Понятия обозначаются словами. Значение слова помогает ребенку оперировать этим понятием, т. е. мыслить. Слова сочетаются в синтаксических структурах, позволяя выражать связи, отношения между понятиями. Мысль человека облекается в языковые формы, которые выработаны многовековым развитием языка. Правильные языковые структуры придают мысли четкость, строгую логику.

«…язык не есть что-либо отрешенное от мысли, а напротив – органиче-ское ее создание…так что тот, кто хочет развивать способность языка в ученике, должен развивать в нем прежде всего мыслящую способность…». [4,58]

Через язык мысль, порождаемая индивидуально, переходит в сферу обще-ния, становится достоянием социума. Язык и речь дают предпосылки для мысли, развития мышления каждого человека. Вот что по этому поводу можно найти в работах К. Д. Ушинского:

«Дар слова главным образом опирается на логическую способность души человеческой, на способность ее отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти конкретные представления в общие понятия, различать и комбинировать эти понятия, находить между ними сходные и различающиеся признаки, сливать их в одно общее суждение…». [2,29]

Во-вторых, изучение языковой теории всегда обращено к языковому ана-лизу образцовых текстов. Особенно важен в этом отношении анализ выбора слова, построения фразы, использования метафор, сравнений и т. д.

«Точное понимание слов и оборотов, употребленных писателем, с одной стороны, вводит дитя в более и более сознательное обладание его собствен-ных словесных богатств, а с другой – пополняет и исправляет эти богатства и дает, наконец, детям хорошие словесные привычки…».[2,702]

Завершая данную статью, нам хотелось бы еще раз обратиться к выдающемуся педагогу: «…Десятилетнее или одиннадцатилетнее дитя, поступив в заведение, прежде всего нуждается в том, чтобы его хоть немного приучили правильно глядеть на самые простые окружающие его предметы, правильно думать, правильно выражаться, сознательно читать и давать себе отчет в прочитанном, словом, чтобы его приготовили к учению…».[3,382]

На основании выше сказанного можно сделать следующий вывод.

В современных условиях, когда объем необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, когда наука развивается ускоренными темпами, уже нельзя ограничиваться лишь усвоением определенной суммы знаний: важно развивать у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в потоке информации. Одно из решающих условий решения этой задачи – хорошо развитая речь каждого члена общества, речь во всех ее видах (говорение, аудирование, чтение, письмо).

Литература

1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. Вопросы воспитания. / Под ред. проф. В. Я. Струминского. – М., 1953.

2. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 2. Вопросы обучения. / Под ред. проф. В. Я. Струминского. – М., 1954.

3. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 1. Объяснительная записка к проектам программ учебного курса. / Сост. С. Ф. Егоров. – М: Педагогика, 1954.

4. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2., изд. АПН РСФСР, 1948.

5. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 10., изд. АПН РСФСР, 1950.

Источник

В работе рассмотрены взгляды Ушинского К. Д. на родной язык как на один из основных факторов воспитания и развития личности. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой, социально-активной личности.

Ключевые слова: культура речи, общение, развитие, ребенок, речь, язык.

К. Д. Ушинский высоко оценивал роль родного языка в духовном и нравственном развитии человека. Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой, социально-активной личности. Именно поэтому в теории Ушинского родной язык выступает как один из основных факторов воспитания и развития личности. Он указывал на неизмеримое значение родного языка в формировании подрастающих поколений, которые вместе с языком усваивают продукты духовного развития, пройденного народом в его

«тысячелетнем историческом движении». «Отнимите у народа все — и он все может вернуть, но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его» [1, с. 557].

Первый опыт общения, указывал Ушинский, ребенок получает уже в младенческом возрасте, поэтому все те, кто окружает ребенка с рождения, являются его первыми учителями в освоении отечественного языка. Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития его речи. Многие из причин, обусловливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей в старшем возрасте кроются часто в условиях их жизни на этом раннем этапе.

К. Д. Ушинский отмечал, что речевая культура семьи зависит от ее духовного мира, а не от социального положения родителей в обществе. Чем беднее духовная сфера, в которой растет и развивается ребенок, тем скуднее его словарный запас. Родителям с низким уровнем речевой культуры труднее передать ребенку богатство мыслей, чувств, ощущений, объяснить ему причины различных явлений и поступков. Чем выше уровень речевой культуры в семье, тем больше возможностей в грамотном применении сложных языковых конструкций, распространенных предложений и т. д.

Изначально дети усваивают речь подражанием в соответствии с тем, что слышат вокруг. В этом отношении они непревзойденные мастера, соответственно проявления речевых особенностей взрослых быстро становятся особенностями детской речи. Осознавая значение собственного примера родителям необходимо соблюдать языковую норму, выбирать и употреблять языковые средства в соответствии с требованиями коммуникативного, этического компонента культуры речи, учитывая их социальный характер.

Язык, перенимаемый детьми у взрослых, не всегда безупречен: «богатый в одном

отношении, он бывает иногда чрезвычайно беден в другом, испещрен неправильностями, недомолвками, варваризмами. Кроме того, в язык ребенка входит множество уродливостей из окружающей его среды: в низшем классе – это провинциализмы, а в высшем — чужеземные слова и обороты» [5, с.124].

Ушинский отмечал, что в процессе общения со своими детьми родители передают им гораздо больше, чем просто слова, предложения. Они показывают им пример взаимодействия с другими людьми, умение решать определенные ситуации с помощью вербальных и невербальных средств общения. На основании этого опыта у ребенка формируется представление об окружающем его мире, осознание своего места в нем.

Чем раньше начинать грамотное и осознанное обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. При этом следует принимать во внимание своеобразные и неповторимые особенности речи каждого ребенка, проявляющиеся в способе выражения мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, интонация, жесты).

Язык является одновременно и средством и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, который формирует ребенка как личность.

Грамотная речь служит залогом его успешного обучения и развития. К. Д. Ушинский считал, что мировоззрение ребенка формируют все учебные предметы, но, ведущая роль в этом бесспорно принадлежит родному языку, так как «родное слово есть именно та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной собственностью человеческого сознания» [4, с.356].

Когда дети приходят в школу, то они уже обладают «громадным сокровищем, даже превышающим детские потребности» [4, с.240]. У шестилетнего ребенка гораздо больше слов и оборотов для выражения чувств и мыслей, чем самих этих чувств и мыслей. «Он во многом только по врожденной человеку переимчивости перенимает язык взрослых, но сам еще не вырос до этого языка, так что множество слов и оборотов, уже усвоенных дитятей в виде следов механической памяти, в виде нервных привычек, еще не сделалось вполне его духовным достоянием» [5, с.122]. Из этого вытекает важная для семьи и школы обязанность: исправлять и пополнять словарный запас детей в соответствии с правилами родного языка, вводя их не только в сознание ребенка, но и в число его привычек, «выполняемых с той

легкостью и быстротой, которых требует речь словесная и даже письменная» [5, с.124]. Необходимо заботиться о том, чтобы ребенок сознательно усваивал все богатейшие возможности русского языка.

К. Д. Ушинский указывал на единство речи и мышления. Язык — это органическое создание мысли, «коренящееся в ней и постоянно из нее вырастающее» [3, с.19]. Речь является важным показателем мышления, как человек говорит, так он и мыслит. Поэтому, развивая речь воспитанника, семья и школа развивают, прежде всего, мыслительные способности, умение грамотно и логично выражать свои мысли, что соответственно влияет на культуру поведения ребенка в обществе. Невозможно развивать язык отдельно от мысли, но и развивать его перед мыслью, ученым считал, вредным. Это приводит к одной из самых дурных человеческих привычек – «болтать чисто, гладко, изящно всякий вздор и связывать ловкими фразами пустые, не вытекающие одна из другой мысли» [3, с.124]. В этом отношении много зла приносит детям излишняя снисходительность родителей к детской

болтовне и слишком раннее изучение иностранных языков. Родители не должны допускать речевые ошибки детей, запускать дефекты звукопроизношения, следует своевременно исправлять недостатки в развитии речи, пока они не стали привычной формой общения для ребенка.

Особое внимание следует обращать на становление и развитие всех сторон речи — фонематической, лексической, грамматической. В этом отношении перед семьей и школой стоит важная задача — контролировать выработку, закрепление, соблюдение правил и законов грамотной речи воспитанников, т. е. точность, полноту, логичность выражений. «У нас же по большей части довольствуются тем, если угадывают мысль в бессвязном, заикающемся

ответе; а учителя других предметов и вовсе не обращают внимания на язык. Это положительно дурно»[6, с.77]. Сознательное изучение законов слова — это, по Ушинскому, есть единственный путь, который поможет ребенку сознательно постигнуть законы деятельности своей собственной души.

Первоначально дитя усваивает язык подражанием, но язык создан не подражанием, а самосознанием. «Способность самонаблюдения, или иначе самосознание, находит себе прямое выражение в слове, и где мы не находим такого выражения, там не имеем никакой причины предполагать и самосознания» [2, с.434]. Задача педагога в том, чтобы дети вступали в сознательное духовное обладание сокровищами родного слова, которое они усвоили подражанием, полусознательно, а иногда даже вовсе бессознательно, механически. По этой причине дети часто употребляют слова и обороты, не понимая их точного значения. Эта работа должна начинаться «с самых первых дней учения и по своей первостепенной важности для всего развития человека должна составлять одну из главных работ воспитания» [5, с.123].

В этом отношении грамматическое изучение языка имеет чрезвычайную важность. Многие науки обогащают только сознание ребенка, давая ему новые факты. Грамматика,

преподаваемая логически, расширяет самосознание человека, поэтому К. Д. Ушинский относил грамматику к числу наук, очеловечивающих человека.

Изучение организации языка, по Ушинскому, является лучшим средством духовного развития ребенка. Наставник, раскрывая детям богатство родного слова, тем самым раскрывает им богатство их собственной души. Изучение родного языка, по утверждению ученого, — это верный путь к самопознанию человека. Если язык, на котором начинает говорить ребенок, противоречит его врожденному национальному характеру, то он никогда не окажет такого сильного влияния на его духовное развитие, какое оказал бы родной ему язык.

Ушинский отмечал, что язык народа является полным отражением его духовной жизни, и для ребенка — это лучший «истолкователь» окружающей его действительности. «Слово есть плоть духа. В каждом человеке дух должен воплотиться в слово, — иначе он не только не принесет плода, но не будет и сам развиваться, — вымокнет, как зерно под водой» [6, с. 76].

Материал взят из: Казанская наука. №1 2013г

(Visited 4 027 times, 1 visits today)

Источник