Уровни развития ребенка игра с предметами
Уровни развития игровой деятельности детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте активность ребенка нарастает и приобретает форму и структуру человеческих видов деятельности. Четко выделяются игра, труд, учение, продуктивная деятельность. Игра – форма активности, основанная на условном моделировании той или иной развернутой деятельности. Критерий игры — создание мнимой ситуации. Мотив игры — стремление ребенка войти в мир взрослых, быть как они. На разных этапах развития детям свойственны игры в соответствии с общим характером данного этапа.
Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно — манипулятивный и конструктивный характер. Начинает развиваться игра сюжетно — отобразительная. Ребенок играет один с разными игрушками, он может изображать далекие сюжеты не считаясь с реалистичностью действий.
В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Основное направление игры — имитация отношений между людьми.
У старших дошкольников (6 — 7 лет) наблюдаются длительные игры с прочно сложившимся сюжетом, выполнение правил, заключенных в роли и обусловленных сюжетом игры. Выбор сюжета игры определяются относительно более устойчивыми интересами. По мере взросления возрастает интерес к коллективным играм. Дети чётко договариваются, кто кем будет. Происходит сознательная и целевая подготовка игры. Сюжеты отражают все более далекие сферы действительности, в т.ч. общественные явления.
Л. С. Выготским была предложена развернутая теория детской игры, в которой постулировалось следующее: игра есть исполнение обобщенных желаний; в основе игры лежит создание мнимой ситуации, когда ребенок принимает на себя роль взрослого; во всякой игре есть правила, которым ребенок сознательно следует; в игре происходит оперирование значениями, оторванными от своих носителей, но это оперирование осуществляется во внешней форме; игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста.
Эта теория нашла свое развитие в работах Д.Б. Эльконина, в которых было показано, что игра черпает свои сюжеты из условий жизни детей и социальна по своему внутреннему содержанию, т.е. возникает из условий жизни детей прежде всего в обществе. Изучая игры детей 3–7 лет, он выделил и охарактеризовал четыре уровня ее развития.
Первый уровень:
1). Действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Сюда входят действия «матери» или «врача», направленные на «ребенка».
2). Роли определяются действием. Роли не называются, и дети в игре не используют друг относительно друга реальные отношения, существующие между взрослыми или между взрослым и ребенком.
3). Действия состоят из повторяющихся операций, например, кормление с переходом от одного блюда к другому. Кроме этого действия, ничего не происходит: ребенок не проигрывает процесс приготовления пищи, мытье рук или посуды.
Второй уровень:
1). Основное содержание игры – действие с предметом. Но на первый план выходит соответствие игрового действия реальному.
2). Роли детьми называются, намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью.
3). Логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется.
Третий уровень:
1). Основное содержание игры – выполнение вытекающих из роли действий. Начинают выделяться специальные действия, которые передают характер отношений к другим участникам игры, например, обращение к продавцу: «Дайте хлеб» и т. д.
2). Роли ясно очерчены и выделены. Они называются до игры, определяют и направляют поведение ребенка.
3). Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразнее: приготовление пищи, мытье рук, кормление, и т. д. Присутствует специфическая речь: ребенок вживается в роль и говорит так, как требуется по роли. Иногда в процессе игры могут проявиться реально существующие отношения между детьми: начинают обзываться, ругаться, дразниться и т. д.
4). Опротестовывается нарушение логики. Это выражается в том, что один говорит другому: «Так не бывает». Определяются правила поведения, которым дети должны подчиняться.
Четвертый уровень:
1). Основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети.
2). Роли ясно очерчены и выделены. Во время игры ребенок придерживается определенной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит четко ролевой характер.
3). Действия происходят в последовательности, четко воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком.
4). Нарушение логики действий и правил отвергается. Ребенок не хочет нарушать правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью правил.
Уровни развития игры одновременно являются и стадиями развития. Однако эти уровни являются возрастными не в том смысле, что они определены именно возрастом, у детей одного возраста могут встречаться разные уровни, в пределах двух смежных уровней.
Основные особенности дидактических игр
Дидактическая игра — одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Являются разновидностью игр с правилами. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил. Дидактическая игра дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности. Основные особенности:
1. Являются обучающими — создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.
2. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
3. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.
4. Дидактические игры имеют своеобразную структуру: дидактическая задача(цель), состоящая из игровой и обучающей; содержание игры; игровые правила; игровые действия; окончание игры, подведение итогов.
Дидактическая (обучающая) задача -основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Определяется целями обучения и воспитания детей. Для детей обучающая задача формулируется как игровая и реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность. Игровая задача может быть заложена в самом названии игры, например, «Какой формы», «Продолжи предложение», «Кто в каком домике живет» и т. п.
Содержание игр может быть самым разнообразным, в основе дидактической игры может лежать вся окружающая действительность. Например, игры «Летает не летает», «Съедобное — несъедобное» и т.д.
Игровые действия — это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях; без них невозможна сама игра. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Игровые действия — это не всегда практические внешние действия (рассмотреть, сравнить, разобрать и др.) Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, умственные действия, выраженные в процессах мышления.
Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания, а так же делают игру демократичной. Являются заданными, помогают педагогу управлять игрой, влияют и на решение дидактической задачи — они определяют, что и как необходимо делать ребенку в игре и указывают путь к достижению дидактической задачи. Правила игры выполняют следующие функции:
— Обучающую: организуют познавательную деятельность детей.
-Организующую: определяет порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре.
— Дисциплинирующую: оговаривается, что именно нужно делать.
Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи.
Дидактические игры можно использовать во всех разделах программы. Обучающие игры можно планировать на прогулке, в утренние и вечерние часы, в ходе занятий, до и после занятий, все зависит от дидактической задачи игр. Дидактические игры проводятся везде, в месяц можно запланировать до 20-30 игр. Особое место дидактические игры занимают в конце года и в летний оздоровительный период, когда идет повторение и закрепление полученных детьми знаний в ходе учебного года. Главное условие использования дидактических игр в жизни детей и на занятиях — соблюдение принципов обучения.
Дидактической игре присущи две функции в процессе обучения (А.П.Усова, В.Н. Аванесова).
1. Совершенствование и закрепление знаний. Ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.
2.Усваивают новые знания и умения разного содержания.
Классификация дидактических игр
В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные. Данное деление игр относится к классификации по использованию материала. По дидактическому материалу обучающие игры делятся на:
— Словесные игры. Процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения знаний детей («Летает — не летает», «Третий лишний», «Назови одним словом», «Кому, что нужно?» и др.).
— С предметами и игрушками. В качестве дидактических материалов могут использоваться игрушки, реальные предметы, объекты природы и т.п. Дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
— Игры с картинками используются во всех возрастных группах. Для игр могут использоваться разнообразные картинки, серии картин, в соответствии с программными требованиями.
— Настольно-печатные игры. Отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнеров. Помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода, способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания.
— Компьютерные дидактические игры являются средством закладки у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками программирования. Применяются как дидактическое средство при обучении в самых разнообразных областях воспитательно-образовательного процесса.
Дидактические игры так же различаются по обучающему содержанию, по характеру игровых действий, по числу участников в них.
По содержанию дидактические игры можно разделить на:
— Математические. Направлены на формирование у дошкольников элементарных математических представлений. Позволяют сделать процесс обучения более увлекательным и интересным.
— Сенсорные. Направлены на обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков.
— Речевые. Способствуют развитию речи у детей.
— Музыкальные. Направлены на решение задач музыкального воспитания в соответствии с программными требованиями.
— Природоведческие. Через игру ребёнок учится понимать закономерности, происходящие в природе, взаимосвязь всего в мире, многое узнает о природных сообществах и явлениях, о роли человека в природе и другое.
— Для ознакомления с окружающим так же используются различные дидактические игры — «Кто, что делает?», «Что сначала, что потом?» и др.
— По изобразительной деятельности. Для формирования у детей знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности, декоративно-прикладной деятельности.
Все перечисленные виды дидактических игр организуются педагогом в соответствии с программными требованиями.
С.И. Сорокина предложила классификацию дидактических игр по характеру игровых действий:
Игры-путешествия. Цель -усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. В состав игры-путешествия могут входить песни, загадки, подарки и многое другое. Сюда можно отнести такие игры, как «Наш поезд едет в Далекую страну», «В гости к пекарю» и др.
Игры-предположения. Игровая задача заложена в самом названии, а игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии или с поставленными условиями созданными обстоятельствами.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине».
Игры-загадки — в основе этих игр лежит принцип загадывания и отгадывания загадок, игры могут быть самыми разнообразными по содержанию и организации. Главной особенностью загадок является логическая задача. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги) — основа игр общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Отличительными его чертами является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета — темы игры, познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть — сделать открытие и в результате что-то узнать. Сюда можно отнести такие игры, как «Сядем рядком да поговорим ладком», «Как ты провел выходные», «Где бывали, что видали» и др.
Подвижно-дидактические игры содержат в себе три вида задач: обучающую, игровую, задачу физического воспитания. В ходе таких игр решаются задачи по развитию у ребят физических качеств и умений, а так же происходит закрепление материала, полученного на других занятиях — «К названному дереву беги», «Секрет», «Путешествие».
Дидактические игры так же можно классифицировать по числу участников в них:
Коллективные игры организуются со всей группой, групповые — с подгруппой детей, а индивидуальные с 1-3 детьми.
Мы рассмотрели основные виды дидактических игр. Отметим, что только грамотное руководство со стороны взрослого поможет осуществить задачи, поставленные игрой. Дидактические игры весьма сложны для руководства, поскольку необходимо вызвать интерес к игре у детей. Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному, так как в каждом возрасте свои психофизиологические особенности.
Список литературы:
1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 2000. — 159 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 272 с.
3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду — Москва, 1987 г.
4. Козлова С.Н., Куликова С.Н. Дошкольная педагогика — Москва, 2000г.
5. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. — 2006. — №4. — С. 105-112.
6. Логинова В. И. Формирование словарях/Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984).
7. Мухина В.С. Детская психология. — М.: Апрель-пресс, 2004. — 315 с.
8. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Владос, 2000. — кн.1: Общие основы психологии. — 345 с.
9. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-синтез, 2014. — 368 с.
10. Оксана Ушакова: Программа развития речи дошкольников. Редактор: Цветкова Т. В. Издательство: Сфера, 2019 г. Серия: Развиваем речь.
11. Эльконин Д. Психология игры. — М.: Владос, 1999 г. — 360 с. (Серия «Сам себе психолог»).
.
Источник
Игры бывают предметные ,как манипуляции
с игрушками и предметами. Через игрушки
– предметы – дети познают форму, цвет,
объем, материал, мир животных, мир людей
и т. п. Также существуют игры творческие,
сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма
интеллектуальной деятельности.
В конце раннего периода детства из
предметно-манипулятивной деятельности
возникает игра с сюжетом. Первоначально
ребенок был поглощен предметом и
действиями с ним. Когда он овладел
действиями, вплетенными в совместную
деятельность со взрослым, он начал
осознавать, что он действует сам и
действует как взрослый. Собственно, он
и раньше действовал как взрослый,
подражая ему, но не замечал этого. Как
пишет Д.Б. Эльконин, он смотрел на предмет
через взрослого, «как через стекло». В
дошкольном возрасте аффект переносится
с предмета на человека, благодаря чему
взрослый и его действия становятся для
ребенка образцом не только объективно,
но и субъективно.
Для появления сюжетно-ролевой игры
нужно коренное изменение отношений
ребенка со взрослыми. Игра не может
развиваться без частого полноценного
общения со взрослыми . Нужны ребенку и
различные игрушки, в том числе неоформленные
предметы, не имеющие четкой функции,
которые он мог бы легко использовать в
качестве заместителей других. Д.Б.
Эльконин подчеркивал: нельзя выбрасывать
бруски, железки, и прочий ненужный, с
точки зрения мамы, мусор, приносимый
детьми в дом. Тогда ребенок получит
возможность более интересно играть,
развивая свое воображение.[4] Л.С. Выготский
писал: «… если бы в дошкольном возрасте
мы не имели бы вызревания нереализуемых
немедленно потребностей, то мы не имели
бы и игры» . Игра, писал он «должна быть
понята как воображаемая, иллюзорная
реализация нереализуемых желаний» .При
этом подчеркивается, что в основе игры
лежат не отдельные аффективные реакции,
а обогащенные , хотя самим ребенком не
осознанные, аффективные стремления.
Ролевая игра– это деятельность, в
которой дети берут на себя роли взрослых
людей и в обобщенной форме, в игровых
условиях воспроизводят деятельность
взрослых и отношения между ними. При
разыгрывании роли творчество ребенка
принимает характер перевоплощения.
Успешность его непосредственно связана
с личным опытом играющего, степенью
развития его чувств, фантазии, интересов.
Игра с сюжетом впервые возникает на
границе раннего и дошкольного детства.
Д.Б. Эльконин выделил четыре уровня
развития сюжетно-ролевой игры:
I уровень: центральным содержанием
игры являются предметные действия. Роли
не определяют действия, не называются
детьми, а обозначаются после совершения
игрового действия. Действия однообразны
и повторяемы, их логика легко нарушается.
II уровень. На передний план выдвигается
соответствие игрового действию реальному.
Роли называются детьми. Логика действия
определяется их последовательностью
в реальной жизни. Расширяется число и
виды игровых действий.
III уровень. Основным содержанием
игры является выполнение роли и связанных
с нею действий. Роли ясные и четкие,
называются детьми до начала игры. Роль
определяет логику и характер действий.
Появляется специфическая ролевая речь.
IV уровень.Основным содержанием
игры является выполнение действий,
отражающих отношение к другим людям.
На протяжении всей игры ребенок ясно
проводит одну линию поведения. Действия
развертываются в четкой последовательности,
логичны, разнообразны.
Сюжетно-ролевой игры в дошкольном
возрасте, определяет развитие всех
существенных сторон личности ребенка,
подготавливает переход в новый период
развития. «Игра — источник развития и
создает зону ближайшего развития».
Соседние файлы в папке материал
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник